Jump to content

катальпы Спасение

Катальпа под парусом и беглецы приближаются на вельботе

Катальпы тюрьма Спасение представляло собой побег 17–19 апреля 1876 года шести ирландских заключенных -фенианцев из тюрьмы для осужденных (ныне Фримантл ), британской исправительной колонии в Западной Австралии . Их доставили на корабле для заключенных «Угумон» во Фримантл, Западная Австралия , который прибыл 9 января 1868 года. В 1869 году многие заключенные фении были помилованы. Еще один раунд помилования был произведен в 1871 году, после чего в пенитенциарной системе Западной Австралии осталась лишь небольшая группа «военных» фений.

В 1874 году заключенный Джеймс Уилсон тайно отправил письмо нью-йоркскому журналисту Джону Девою , который работал над организацией спасения. Используя пожертвования, собранные Девой от американцев ирландского происхождения, беглец из Фримантла Джон Бойл О'Рейли , живший тогда в Бостоне, купил торговое судно «Катальпа» и отправил его в международные воды у Рокингема, Западная Австралия . 17 апреля 1876 года в 8:30 утра Уилсон и пять других фений, работавших за стенами тюрьмы, Томас Дарра, Мартин Хоган, Майкл Харрингтон, Томас Хассетт и Роберт Крэнстон, сели на вельбот , отправленный О'Рейли, и были взяты на борт «Катальпы». и сбежал в Нью-Йорк.

Фении и планы побега

[ редактировать ]
Джон Девой
Главный тюремный блок тюрьмы Фримантл

С 1865 по 1867 год британские власти арестовали сторонников Ирландского республиканского братства , ирландского движения за независимость, и перевезли шестьдесят два из них в исправительную колонию Западной Австралии . Они были признаны виновными в различных преступлениях: от государственной измены до открытого мятежа. Шестнадцать солдат предстали перед военным трибуналом за то, что не сообщили и не остановили измену и мятежные действия остальных. Среди них был Джон Бойл О'Рейли , позже ставший редактором бостонской газеты The Pilot . Их отправили на корабле для каторжников «Угумон» , прибывшим во Фримантл 9 января 1868 года, в учреждение для каторжников (ныне тюрьма Фримантл ). [1] [2]

В 1869 году О'Рейли сбежал на китобойном судне «Газель» в Банбери с помощью местного католического священника отца Патрика Маккейба и поселился в Бостоне. Вскоре после прибытия О'Рейли нашел работу в газете The Pilot и в конечном итоге стал ее редактором. В 1871 году другой фениец, Джон Девой , был амнистирован в Англии при условии, что он поселится за пределами Ирландии. Он отплыл в Нью-Йорк и стал журналистом в New York Herald . Он присоединился к Clan na Gael , организации, которая поддерживала вооруженное восстание в Ирландии. [3]

В 1869 году многие заключенные фении были помилованы. Еще один раунд помилования был произведен в 1871 году, после чего в пенитенциарной системе Западной Австралии осталась лишь небольшая группа «военных» фений. В 1874 году Девой получил контрабандным письмом от заключенного в тюрьму фениана Джеймса Уилсона , который был среди тех, кого британцы не освободили.

Капитан Джордж Энтони, около 1897 г.

Дорогой друг, помни, что это голос из могилы. Разве это не живая гробница? В гробнице только человеческое тело полезно для червей, а в живой гробнице язвенный червь заботы проникает в самую душу. Подумайте, что мы находимся в этой живой могиле почти девять лет с момента нашего первого ареста и что ни разум, ни тело не могут выдержать постоянное напряжение, которое на них лежит. Одно или другое должно уступить дорогу. Именно в этом печальном положении я сейчас, во имя своих товарищей и себя, прошу вас помочь нам указанным способом... Мы просим вас помочь нам своим языком и пером, своим умом и интеллектом, с вашими способностями и влиянием, и Бог благословит ваши усилия, и мы отплатим вам всей благодарностью нашей природы... наша вера в вас безгранична. Мы думаем, что если вы оставите нас, то у нас действительно останутся друзья. —Джеймс Уилсон

Девой обсудил этот вопрос с О'Рейли и Томасом Маккарти Феннеллом , и Феннелл предложил купить корабль, нагрузить его законным грузом и отправить в Западную Австралию, где он, как ожидается, не вызовет подозрений. Тогда пленных фений будут спасать скрытно, а не силой оружия. Девой обратился к съезду Клана на Гаэль в 1874 году и убедил клан согласиться профинансировать спасение людей. Затем он обратился к китобойному агенту Джону Т. Ричардсону, который посоветовал им связаться с его зятем, капитаном китобойного промысла Джорджем Смитом Энтони, который согласился помочь. [1] [4] : 71 

Катальпа

[ редактировать ]
Катальпа в доке. Обратите внимание на бочки с китовым жиром на переднем плане.

В 1875 году комитет клана приобрел (на имя своего члена Джеймса Рейнольдса) [5] трехмачтовый торговый барк Catalpa за 5500 долларов (152600 долларов в долларах 2023 года) [6] ). Водоизмещение судна составляло 202,05 тонны, длина — 90 футов, ширина — 25 футов, глубина — 12,2 фута. Раньше он был китобойным судном, выходившим из Нью-Бедфорда, но был преобразован в торговое судно с открытым трюмом. Под руководством капитана Энтони Катальпа была тщательно восстановлена ​​до оснащения и снаряжения китобойного корабля «якобы для плавания продолжительностью восемнадцать месяцев или два года в Северной и Южной Атлантике». [4] : 76–78  В состав набранной Энтони команды из двадцати трех человек входили высококвалифицированный первый помощник Сэмюэл П. Смит и представитель заговорщиков Деннис Дагган, который работал плотником. Остальные были в основном канаками, малайцами и африканцами, некоторые с вымышленными именами. [4] : 78–9 

Отправление и путешествие

[ редактировать ]

29 апреля 1875 года «Катальпа» отплыла из Нью-Бедфорда, штат Массачусетс . Поначалу большая часть экипажа не знала о своей настоящей миссии. корабля Энтони слишком поздно заметил, что морской хронометр сломан, поэтому ему пришлось полагаться на свои личные навыки навигации . Они охотились на китов в Атлантике в течение пяти месяцев, а затем отправились на остров Фаял на Азорских островах выгрузили 210 баррелей кашалотового жира , где в конце октября . К сожалению, большая часть команды покинула корабль, а также им пришлось оставить трех больных. Энтони набрал запасных членов экипажа и 6 ноября отправился в Западную Австралию. [4] : 89–90 

Оперативники под прикрытием

[ редактировать ]

Чтобы управлять «наземным концом» спасательной операции, Джон Девой нанял фенианских агентов Джона Дж. Бреслина и Томаса Десмонда для поездки в Западную Австралию. Бреслин замаскировался под американского бизнесмена «Джеймса Коллинза» с подходящим рекомендательным письмом , а Десмонд взял псевдоним Джонсон. Они покинули США в сентябре 1875 года и прибыли во Фримантл в ноябре 1875 года, после чего «расстались и стали якобы чужими». [4] : 114  По совпадению, Ирландское республиканское братство послало двух своих агентов ( Дэниса Флоренс Маккарти и Джона Уолша) для организации попытки побега, а местный фениец по имени Джон Кинг работал над своим собственным планом. Джон Бреслин смог объединить все три плана. [7] : 85  Бреслин в роли Коллинза поселился в отеле «Эмералд Айл» во Фримантле, а Томас Десмонд устроился на работу колесным мастером и перерезать телеграфные нанял пятерых местных ирландцев, которые должны были в день побега линии, соединяющие Перт с Олбани (связи с ним не было). восточные колонии Австралии до 1877 г.). Бреслин познакомился с сэром Уильямом Кливером Робинсоном , губернатором Западной Австралии. Робинсон взял Бреслина на экскурсию по учреждению для осужденных (ныне тюрьма Фримантл), где тайно сообщил заключенным о приближающемся побеге. Во время пребывания в отеле Бреслин завязал роман с 22-летней горничной Мэри Тондут. Она забеременела, и Энтони заплатил за ее поездку в Сидней, но больше никогда ее не видел. В декабре 1876 года Тондут родила Бреслин единственного ребенка, Джона Джозефа Тондута. [8] [ нужна страница ] [9]

Спасательные приготовления

[ редактировать ]

Катальпа отстала от запланированного графика из-за погодных условий. После 11 месяцев в море он бросил якорь у Банбери 28 марта 1876 года. Энтони и Бреслин встретились и начали готовиться к спасению. [4] : 116 

Находясь в Банбери, Бреслин (он же Коллинз) останавливался в отеле Спенсера. [4] : 117  (управляемый Уильямом Спенсером ). Энтони и Бреслин ненадолго вместе вернулись во Фримантл на пароходе « Джоржетт » 1 апреля и прибыли на следующий день. [10] и были в ужасе, обнаружив в порту канонерскую лодку HMS Conflict , что потребовало отсрочки реализации их плана. [4] : 121  Бреслин и Энтони отправились к предполагаемому месту побега в Рокингеме. Через пару дней Энтони и Бреслин были приглашены на вечеринку в резиденцию губернатора. Энтони вернулся в Банбери на почтовом автобусе 6 апреля. [4] : 126  и обнаружил, что экипаж спрятал еще одного осужденного, получившего отпуск. Энтони сообщил властям, и они вывезли мужчину на берег. [4] : 129  Энтони отбыл в Рокингем 15 апреля. [4] : 131 

Фении бегут на вельботе в Катальпу

Побег был запланирован на 6 апреля, но появление HMS Conflict и других кораблей Королевского флота и таможенников привело к отсрочке. Побег был перенесен на 17 апреля, когда большая часть гарнизона тюрьмы наблюдала за яхт-клуба Перта регатой . [11]

Побег и преследование

[ редактировать ]

Катальпа бросила якорь в международных водах у Рокингема и отправила вельбот к берегу. В 8:30 утра шесть фений, работавших в рабочих группах за стенами тюрьмы, скрылись — Томас Дарра, Мартин Хоган, Майкл Харрингтон, Томас Хассетт, Роберт Крэнстон и Джеймс Уилсон . Их встретили Бреслин и Десмонд и поймали в капканах . По словам Энтони, седьмой фенианец, Джеймс Кили, был намеренно оставлен позади, потому что во время суда он предложил раскрыть имена товарищей, чтобы добиться смягчения приговора для себя. [4] : 140  Кили, однако, утверждал, что не смог уйти от охраны. Он был освобожден по лицензии в 1878 году и помилован в 1905 году. [12] Мужчины промчались на 20 километров (12 миль) на юг к пирсу Рокингема, где их ждал Энтони на вельботе. Местный житель по имени Джеймс Белл [13] с которым он разговаривал ранее, увидел этих мужчин и быстро предупредил власти. [1]

Когда они плыли к Катальпе , обрушился жестокий шквал, сломавший мачту вельбота. Шторм продолжался до рассвета 18 апреля и был настолько сильным, что Энтони позже заявил, что не ожидал, что маленькая лодка выживет. В 7 часов утра, когда шторм утих, они снова направились в Катальпу, но через час заметили винтовой пароход «Жоржетта» , которым командовал колониальный губернатор, направлявшийся к китобойному судну. Мужчины легли в вельбот, и Жоржетта его не заметила . Жоржетта нашла Катальпу колонии , но в отсутствие капитана Энтони первый помощник капитана отказался позволить колониальной полиции подняться на борт, поскольку корабль находился за пределами трехмильной границы . Пароход был вынужден вернуться во Фримантл за углем после следования за Катальпой . нескольких часов [1]

Когда вельбот снова направился к кораблю, был замечен полицейский катер с 30–40 вооруженными людьми. Две лодки первыми помчались к Катальпе , причем победил вельбот, а люди поднялись на борт, когда мимо проходил полицейский катер. Катер развернулся, ненадолго задержался возле Катальпы , а затем направился к берегу. [1] [ нужна ссылка ]

Спасено флагом США

[ редактировать ]

Рано утром 19 апреля заправленная и теперь вооруженная Жоржетта вернулась и подошла к китобойному судну, требуя выдачи пленных и пытаясь загнать корабль обратно в воды Австралии. Они произвели предупредительный выстрел из 12-фунтовой (5 кг) пушки, установленной накануне вечером. Проигнорировав требование о капитуляции, Энтони поднял и указал на флаг США , предупредив, что нападение на Катальпу будет рассматриваться как акт войны против США. [1] и двинулся на запад. Это хорошо понимал капитан О'Грэйди из Джорджетта , который отплыл из Нью-Йорка, был дружелюбен по отношению к Энтони и 1 апреля невольно развлекал его в рулевой рубке парохода, подробно инструктируя его о побережье между Фримантлом и Рокингемом. . [4] : 120 

Губернатор Робинсон приказал полиции на острове Джорджетт не допускать инцидентов за пределами территориальных вод. После угрожающего парения около часа Жоржетта направилась обратно во Фримантл, а Катальпа ускользнула в Индийский океан . [1]

Последствия

[ редактировать ]
Катальпа шестая после прибытия в США

Катальпа изо всех сил старалась избегать кораблей Королевского флота на обратном пути в США. О'Рейли получила известие о побеге 6 июня. [14] и опубликовал эту новость в прессе. Эта новость вызвала празднование в Соединенных Штатах и ​​Ирландии и гнев в Великобритании и Австралии (хотя австралийское население также сочувствовало этому делу). [15] Катальпа вернулась в Нью-Йорк 19 августа 1876 года. [16] С другой стороны, это не вызвало никаких дипломатических проблем между США и Великобританией, а губернатор Западной Австралии был рад, что фении «стали проблемой какой-то другой нации». [7] : 91 

1 декабря 1876 года, через семь месяцев после побега, «Жоржетта» затонула недалеко от Басселтона . [17]

Джордж Смит-Энтони остался в Нью-Бедфорде со своей женой и детьми и так и не вернулся в море. В 1886 году он был назначен инспектором порта Нью-Бедфорд. С помощью журналиста З. У. Пиза он опубликовал отчет о своем путешествии « в Экспедиция Катальпы » 1897 году. [18] Он умер в 1913 году.

Томас Десмонд стал шерифом Сан-Франциско с 1880 по 1881 год. [19]

Джон Бреслин вернулся героем. Он продолжал поддерживать контакты с кланом на Гаэль и Девой и умер в 1887 году. [20]

Катальпа была подарена капитану Энтони, Джону Ричардсону и Генри Хэтэуэю в качестве оплаты. [7] : 89  В конце концов ее продали и превратили в угольную баржу . Не представлявший большой ценности в этом качестве, «Катальпа» была окончательно осуждена в порту Белиза , Британский Гондурас . [21]

Мифологизация

[ редактировать ]

С каждым пересказом история Катальпы побега становилась все более драматичной. После того как первый помощник капитана отказался пропустить полицию на борт корабля, он написал в судовом журнале: [7] : 86 

В 8 утра пароход «Жоржетта» приветствовал меня, и ее капитан [ sic ] спросил меня, видел ли я лодку с множеством людей в ней - я сказал ему нет. Другой мужчина спросил меня, был ли капитан на борту, я ответил, что нет. На вопрос, есть ли у меня на борту посторонние люди, я ответил, что нет. Потом спросил, может ли он подняться на борт — я ответил нет. Пароход отошел от меня, и я остался на своем курсе.

В версии истории, рассказанной Энтони (который не был свидетелем), она выглядела так: [4] : 155 

Капитан английского парохода спросил, где находится лодка, пропавшая у кранов... «Я ничего об этом не знаю», — сказал г-н Смит. — Могу ли я подняться на борт? — спросил офицер. «Ни в коем случае», — был ответ мистера Смита.

В «Изумрудном китобое » (1960) Уильяма Лаубенштейна, художественной версии, встреча стала гораздо более конфронтационной: [7] : 86 

Это военный корабль Ее Величества « Жоржетта» … «Чертовски красивый военный корабль», — пошутил Сэм. «Какое у тебя оружие?» ... «Чем занимаешься?» ... «Я в открытом море, как может видеть любой дурак», - возразил Сэм ... «Ваша лодка с левым бортом пропала» ... «Она у капитана» ... «Я собираюсь подняться на борт вашего корабль!" ... «Какой черт! Вы попробуете это, и вам будет чертовски хорошо и жаль! ... Какого черта мы облизывали штаны с вас, проклятых британцев, в 1812 году? ... Вы не делаете владеть проклятым океаном!"

Кроме того, с годами «Жоржетту» представляли все больше и больше, чем она была на самом деле: примерно такого же размера, как «Катальпа» , и оснащенную единственной пушкой. В Томаса Кенелли книге «Великий позор и триумф ирландцев в англоязычном мире» (1999) он описан как новейший корабль Королевского флота , вдвое превышающий «Катальпу» . [7] : 86 

Мемориалы

[ редактировать ]
Мемориал Катальпы .

был открыт мемориал 9 сентября 2005 года в Рокингеме в память о побеге. Мемориал, большая статуя шести диких гусей , был создан западноавстралийскими художниками Чарли Смитом и Джоан Уолш Смит. Гуси отсылают к фразе « Дикие гуси », которой называли ирландских солдат, служивших в европейских армиях после изгнания из Ирландии. Фении, переправленные в Западную Австралию, переняли эту фразу во время своего путешествия на борту «Угумона» и даже издавали корабельную газету под названием «Дикий гусь» . [22]

, был установлен мемориальный камень В 1976 году в Нью-Бедфорде, штат Массачусетс в ознаменование 100-летия спасения. Нью-Бедфорд был портом приписки Катальпы . [23]

Выставка

[ редактировать ]

С 22 сентября по 3 декабря 2006 года в тюрьме Фримантл открылась выставка под названием «Побег: Фримантл к свободе», на которой было представлено множество артефактов, связанных со спасением Катальпы . Выставку посетило более 20 000 человек.

[ редактировать ]

Так что приходите, все вы, надзиратели и тюремщики
Помните день регаты в Перте
Позаботьтесь об остальных ваших фениях
Или янки их украдут.

Традиционные тексты песен и гитарные аккорды

Семнадцатого апреля прошлого года Звезды и Полосы действительно полетели.
На борту барка Катальпа , гордо машущего небу;
Она показала зеленый цвет над красным, пока спокойно лежала.
Готовы безопасно доставить фенийских мальчиков за море.

Традиционные полные тексты песен

  • Музыкант и местный историк Брендан Вудс стал автором театральной постановки о прорыве под названием «Катальпа» режиссера Джерри Аткинсона с актерским составом из 22 человек. 15 ноября 2006 года премьера «Катальпы» состоялась в ратуше Фримантла и продлилась до 25 ноября. Спектакль из был основан на дневниках Дениса Кэшмана с поэзией Джона Бойла О'Рейли, пяти частей положенной на музыку и танец при поддержке Музыкального ансамбля . Аншлаги на три из четырех вечеров шоу были распроданы. [24]
  • Ирландская повстанческая музыкальная группа The Wolfe Tones записала песню об инциденте в Катальпе под названием The Fenians' Escape .
  • The Real McKenzies , кельтская панк-группа из Британской Колумбии, Канада, включила свою версию песни «The Catalpa» в альбом Fat Wreck Chords 2005 года « 10,000 Shots ».
  • Персональная пьеса Донала О'Келли «Катальпа» имела международный успех, получив первую премию Scotsman Fringe на Эдинбургском фестивале Fringe в 1996 году и приз критиков на Мельбурнском международном фестивале в 1997 году. [25]
  • Западно-австралийская фолк-группа The Settlers выпустила в 1978 году альбом Bound For Western Australia , в который вошла песня The Catalpa. [26]
  • Австралийская фолк-группа The Bushwackers включила песню The Catalpa в альбом Beneath the Southern Cross . [27]
  • Австралийской радиовещательной корпорации Производство «Спасение Катальпы » было показано по телевидению ABC 25 октября 2007 года. [28]
  • Парк Фениан, Парк Катальпа и Парк О'Рейли в Глен Айрис, Банбери.
  • В 2021 году в районе Рокингема была основана новая команда GAA для участия в соревнованиях GAAWA под названием Na Fianna Catalpa.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Рид, Ричард (17 марта 2011 г.). « 'Благородный китобойный корабль и командир' — Спасение Катальпы , апрель 1876 г.» (PDF) . Не только Нед: правдивая история ирландцев в Австралии . Национальный музей Австралии. Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2015 г. Проверено 15 февраля 2016 г. .
  2. ^ «Угумон – прибыл в Вашингтон в 1868 году» . Осужденные в Австралию . Перт, Вашингтон: Пертское общество мертвецов. Архивировано из оригинала 29 февраля 2016 года . Проверено 15 февраля 2016 г. .
  3. ^ Бирман, Венди (1974). «О'Рейли, Джон Бойл (1844–1890)» . Австралийский биографический словарь . Издательство Мельбурнского университета. Архивировано из оригинала 30 января 2016 года . Проверено 15 февраля 2016 г. .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Пиз, Софония Уолтер (1897). « Экспедиция Катальпы » . Нью-Бедфорд, Массачусетс: Джордж С. Энтони . Проверено 19 июля 2020 г. [ нужен неосновной источник ]
  5. ^ Феннелл (2005), с. 88: «...судно было первоначально построено как грузовое судно в 1844 году Уотерманом и Элвеллом из Медфорда, штат Массачусетс . Оно было переоборудовано в китобойное судно в 1852 году и продолжало использоваться в этом качестве до 1871 года, когда оно снова превратилось в грузовое судно из-за упадок китобойного промысла. Когда «Катальпа» была куплена кланом в 1875 году, потребовалось немало труда и денег, чтобы снова стать китобойным судном». [Эта работа подробно описана Писом на стр. 77–78]
  6. ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Феннелл, Филип А. (2005). «История в мифе: долгое путешествие «Катальпы»». Новый обзор Hibernia / Iris Éireannach Nua . 9 (1): 77–94. дои : 10.1353/nhr.2005.0022 . JSTOR   20557987 . S2CID   144608525 .
  8. ^ Лефрой, Майк и Джой (2006). Катальпа Побег . Фримантл Пресс. [ нужна страница ]
  9. ^ «ФС 5» . fremantlestuff.info . Архивировано из оригинала 3 июля 2018 года . Проверено 3 июля 2018 г.
  10. ^ «Отчет о доставке» . Вестник (Фримантл, Вашингтон: 1867–1886) . 8 апреля 1876 г. с. 2. Архивировано из оригинала 23 сентября 2021 года . Проверено 3 июля 2018 г.
  11. ^ «ФРИМАНТЛ — ТЕМЫ ПОРТА» . Западно-Австралийская Таймс . 21 апреля 1876 года . Проверено 15 июля 2023 г.
  12. ^ «Королевское помилование» . Западная Австралия . № 6, 143. Западная Австралия. 24 ноября 1905 г. с. 7. Архивировано из оригинала 23 сентября 2021 года . Проверено 5 августа 2020 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
  13. ^ «Коттедж Белл (руины), оценочная документация Рокингема» . inherit.stateheritage.wa.gov.au . Государственный реестр объектов культурного наследия . Архивировано из оригинала 13 марта 2019 года . Проверено 10 мая 2020 г.
  14. ^ Стивенс, Питер (2003). Путешествие Катальпы . п. 352.
  15. ^ «СОВА И СОРОКА» . Западно-Австралийская Таймс . 21 апреля 1876 года . Проверено 15 июля 2023 г.
  16. ^ Кинг, Гилберт (12 марта 2013 г.). «Самый дерзкий побег из австралийской тюрьмы 1876 года» . Смитсоновский институт.com . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. Архивировано из оригинала 23 августа 2016 года . Проверено 22 августа 2016 г.
  17. ^ «Семья Айзеков» . Историческое общество Маргарет-Ривер и округов . Проверено 5 ноября 2021 г. в Дженнингс, Гай (2013). Истории Маргарет Ривер: 1913–2013 гг . Историческое общество Маргарет Ривер и округов. ISBN  9780646575346 .
  18. ^ Феннелл, Филип; Король, Мари; Голуэй, Терри (2008). Джона Дэвоя на Катальпу Экспедиция . Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет Пресс. п. 172. ИСБН  9780814727744 . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 22 августа 2016 г.
  19. ^ «Шериф Том Десмонд, герой ирландской республиканской партии | История департамента шерифа Сан-Франциско» . www.sfsdhistory.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2018 года . Проверено 3 июля 2018 г.
  20. ^ «Джон Джеймс Бреслин (1833–1887)» . feniangraves.net . Архивировано из оригинала 3 июля 2018 года . Проверено 3 июля 2018 г.
  21. ^ Лоус, Джон ; Стюарт, Кристофер (2007). Это не заканчивается . Макмиллан. п. 166. ИСБН  9781742625645 . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 15 февраля 2016 г. .
  22. ^ Фицджеральд, Г.П. (1968), «Дикий гусь: найден утерянный фенийско-австралийский документ» , заархивировано из оригинала 23 сентября 2021 г. , получено 22 декабря 2019 г.
  23. ^ «Дружелюбные сыновья Святого Патрика» . Нью-Бедфорд, Массачусетс. 1976. Архивировано из оригинала 23 февраля 2016 года . Проверено 16 февраля 2016 г.
  24. ^ Катальпа Продакшнс
  25. ^ Уайт, Виктория (24 августа 1996 г.). «Моноспектакль ирландского актера получил награду Fringe First» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 12 февраля 2020 г.
  26. ^ «Поселенцы – направляются в Западную Австралию» . Дискогс . 1978. Архивировано из оригинала 12 августа 2016 года . Проверено 18 февраля 2016 г.
  27. ^ «Бушвакеры - под Южным крестом» . Дискогс . 1981. Архивировано из оригинала 7 мая 2016 года . Проверено 18 февраля 2016 г.
  28. ^ Галлахер, Лин (28 июля 2013 г.). «Побег Катальпы» . Оглядываясь назад . Австралийская радиовещательная корпорация. Архивировано из оригинала 1 апреля 2016 года . Проверено 18 февраля 2016 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Джон Девой – Экспедиция Джона Девоя на Катальпу ( ISBN   0-8147-2748-4 )
  • Джон Девой – Воспоминания ирландского бунтовщика
  • Лаубенштайн, Уильям Дж. – «Изумрудный китобойный корабль» Лондон: немецкий, 1961.
  • Шон О'Луинг — «Миссия Фримантла»
  • Стивенс, Питер Ф. (2003). Путешествие Катальпы . Издательство Кэрролл и Граф. ISBN  978-0-7867-1130-7 .
  • Посмотреть видео презентации Мемориала
  • Винсент МакДоннелл – Приключение Катальпы Корк – Побег к свободе, : Collins Press, 2010.
  • Ричард Коуэн – «Мэри Тондут – Женщина в истории Катальпы », Сидней, июнь 2008 г. ISBN   9780646494203 .
  • ФитцСаймонс, Питер (2019). Спасение Катальпы Австралии : захватывающая история самого драматичного и успешного побега из тюрьмы в истории . Хачетт Австралия. ISBN  978-0-7336-4124-4 .

Видео и медиа

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6002d7ddf15fa10837667b7602b9167e__1722252120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/7e/6002d7ddf15fa10837667b7602b9167e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catalpa rescue - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)