Коллекционерская практика семьи Аль-Тани
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Часть серии о |
Культура Катара |
---|
![]() |
История |
Языки |
Кухня |
Религия |
Музыка и исполнительское искусство |
Спорт |
Правящая семья Катара , Дом Тани , глубоко вовлечена в сферу искусства. За более чем двадцать лет некоторые из его членов накопили множество драгоценных произведений искусства.
Проект Qatar National Vision 2030 способствует созданию новых школ, новых университетов и новых музеев. [1] Таким образом, культурное развитие, характеризующееся появлением новых музеев и выставок, тесно связано с политическим мотивом построения «экономики, основанной на знаниях» в Катаре к 2030 году. [2]
Журналистка Барбара Поллак подчеркивает центральную роль семьи Аль-Тани, сравнивая культурную политику Катара и Абу-Даби : «В то время как Абу-Даби делает себе имя, строя драматические местные сателлиты Лувра, Гуггенхайма и Британского музея, катарский Схема культурного строительства нации гораздо более доморощенная, создавая свои музеи в коллекциях собственной королевской семьи». [3]
Коллекционерская стратегия семьи Аль-Тани
[ редактировать ]Действующие члены королевской семьи
[ редактировать ]Несколько членов семьи Аль-Тани изначально возглавили интерес и участие Катара в области искусства и продолжают воплощать и формировать культурную политику страны. [4] По мнению Уильяма Лори, ранее возглавлявшего международный отдел современного арабского и иранского искусства Christie's , «королевская семья Катара очень похожа на современные эквиваленты Медичи во Флоренции 16-го века». [5]
- Старший брат шейха Сауда, Хасан бин Мохамед бин Али Аль Тани , владеет одной из самых обширных коллекций современного арабского искусства в мире, насчитывающей 6300 произведений. [4] Изучая искусство в Катарском университете в середине 1980-х годов, он глубоко заинтересовался арабской живописью 20-го века, особенно иракскими художниками. [6] Понимая, что искусство в целом «отсутствовало в катарской жизни» в то время, он занимался открытием арабских художников. [7] Если коллекция шейха Хасана была в первую очередь создана из его личного интереса к искусству и не была ориентирована на конкретную аудиторию, то теперь она составляет ядро музея Матхаф .
- Сауд бин Мухаммед Аль Тани , эмир Катара, двоюродный брат шейха Хамада бен Халифы аль Тани и бывший президент Национального совета Катара по культуре, искусству и наследию, обладает большой коллекцией традиционных произведений искусства, таких как рукописи, ковры, научные инструменты и ювелирные изделия Мугаи. [1] Он вносит большой вклад в создание коллекций для пяти существующих и планируемых музеев: Музея исламского искусства, Национальной библиотеки, Музея естественной истории, музея фотографии и музея традиционного текстиля и одежды. [4]
- Дочь эмира, Аль-Маясса бинт Хамад бин Халифа Аль-Тани , теперь олицетворяет причастность правящей семьи Катара к искусству. [8] Будучи главой Управления музеев Катара (QMA), она «возможно, самая влиятельная женщина в современном мире искусства» по версии журнала Forbes , который включил ее в сотню самых влиятельных женщин мира в 2012 году. [9] В 2011 году журнал Art+Auction поставил ее на первое место среди самых влиятельных людей мира искусства. [10] По словам Бенджамина Дженоккио, главного редактора Art+Auction , «шейха Аль-Маясса имеет в своем распоряжении ресурсы всей страны». [11]
Катарское присутствие на арт-рынке
[ редактировать ]Катар изображается как новый «маркет-мейкер» на рынке искусства. [12] В 2011 году The Art Newspaper сообщила, что Катар является крупнейшим в мире покупателем произведений искусства. [13]
Многие комментаторы сообщают об безупречной стратегии: [14] Катар систематически претендует на приобретение знаменитых произведений искусства. Именно прагматичный, но дальновидный подход позволил стране утвердиться в качестве главного игрока мирового арт-рынка. Катар консультируют высококвалифицированные международные эксперты. [8] Тьерри Эрманн, президент и основатель Artprice («мировой лидер в области информации о рынке искусства»). [15] ) утверждает, что Катар создал «выдающуюся военную машину», чтобы сделать Доху «мировой столицей искусства». [16] По его словам: «Катар не рискует, берет лучшее и готов платить все, что потребуется». [8]
Большие финансовые ресурсы
[ редактировать ]Одним из наиболее поразительных фактов присутствия Катара на арт-рынке являются задействованные огромные финансовые ресурсы. Королевская семья и культурные учреждения Катара являются высококлассными подписчиками банка данных о ценах на искусство и индексов Artprice Group. Исследование, проведенное Artprice и Organ Museum Research в период 2000–2012 годов, показало, что Катар предлагал цену на произведения искусства с наценкой на 40–45% выше «рыночных цен». [14] Таким образом, по оценкам Forbes , годовой бюджет единственного Управления музеев Катара составляет около 250 миллионов долларов. [9]
По оценкам исполнительного директора Fine Art Fund Group, лондонской компании по управлению инвестициями в искусство и консалтинга, катарские покупатели составляют 25 процентов арт-рынка Ближнего Востока, оцениваемого в 11 миллиардов долларов. [5]
Коллекция произведений искусства Аль-Тани: обзор
[ редактировать ]
На протяжении более двадцати лет семья Аль-Тани приобретала большую коллекцию произведений искусства, от традиционных исламских артефактов до знаменитых произведений современного искусства.
Антиквариат
[ редактировать ]Отчасти из-за значительного интереса шейха Сауда к традиционному искусству семья Аль-Тани обладает обширной коллекцией исламского, римского и египетского искусства и антиквариата, а также широким спектром артефактов со всего мира. [17] В коллекцию входят: [18]
- Артефакты (стекло, ковры, астролябии)
- Кораны, рукописи
- Редкие книги, в том числе полное собрание Джона Джеймса Одюбона . » « Птиц Америки [19]
- Персидские миниатюры
- Изысканные украшения
- Французская мебель XVIII века.
- Репродукции и образцы естествознания
Западное искусство
[ редактировать ]По оценкам, за последние двадцать лет Аль-Тани потратил не менее 1 миллиарда долларов на западную живопись и скульптуру. [1] Шейха Аль-Маясса известна своим особым интересом к творчеству таких знаменитостей западного современного искусства, как Джефф Кунс , Такаши Мураками , Дэмиен Херст , Ричард Серра , Луиза Буржуа и Марк Ротко . [12]
Королевская семья Катара в настоящее время владеет одной картиной из серии «Игроки в карты» французского художника Поля Сезанна .

Семья Аль-Тани, являясь крупным покупателем на арт-рынке, значительно расширила свою коллекцию современного искусства. В частности, семье принадлежат:
- Картина Марка Ротко « Белый центр (Желтый, розовый и лавандовый на розовом)»
- Этюд Фрэнсиса Бэкона из «Иннокентия X»
- Дэмиена Херста Колыбельная весна
Искусство Ближнего Востока и Северной Африки
[ редактировать ]Помимо создания коллекций мирового искусства, семья Аль-Тани стремится развивать современное арабское искусство и поддерживать региональных художников. Шейх Хасан бин Мохамед бин Али Аль Тани начал покупать арабское искусство в середине 1980-х годов и начал сотрудничать с художником и преподавателем искусств Юсефом Ахмадом в 1986 году.
Хасан Аль-Тани поддерживал иракских художников после иракского вторжения в Кувейт и первой войны в Персидском заливе и владеет обширной коллекцией произведений искусства известных иракских художников Исмаила Фатха Аль-Тюрка и Шакира Хасана Аль-Саида . Его коллекция иракского искусства известна как самая большая в мире. [20] [5] На выставке, посвященной открытию Матхафа в декабре 2010 года, были представлены произведения нескольких арабских художников. [21] В их числе французские художники алжирского происхождения Кадер Аттиа и Зинеб Седира, иракец Адель Абидин, палестинец Халил Рабах, марокканцы Фарид Белкахия и Мунир Фатми , египтяне Ахмед Нуар и Гада Амер , а также ливанец Валид Раад .
Фотография
[ редактировать ]Сауд Аль-Тани купил довольно важные коллекции фотографий, в частности, 136 старинных фотографий, включая работы Альфреда Штиглица и Мана Рэя в 2000 году, а также черно-белую фотографию Жозефа-Филибера Жиро де Пранжи в 2003 году за 565 250 фунтов стерлингов, что установило новый мировой рекорд. [17]
Представлена коллекция Аль-Тани: музеи и выставки
[ редактировать ]Обладая такими обширными коллекциями произведений искусства, Катар в течение нескольких лет продолжает строить музеи и спонсировать выставки для их проведения. Это часть стратегии Катара по признанию главного мирового игрока.
Музеи
[ редактировать ]
Управление музеев Катара
[ редактировать ]Одним из важных нововведений стало создание в 2005 году Управления музеев Катара , правительственного органа, который сотрудничает с Министерством культуры, но который, по мнению The Economist , является «прежде всего семейным делом». [1] В интервью английской газете Шейха Аль-Маясса утверждает: «QMA во многом является детищем моего отца. «культурный вдохновитель», катализатор художественных проектов во всем мире». [1]
Музей исламского искусства
[ редактировать ]Музей исламского искусства в Дохе открылся в 2008 году. [18] Он был спроектирован И. М. Пеем , китайско-американским архитектором, который, в частности, построил стеклянную пирамиду для Лувра в Париже. Он считается одним из величайших музеев мира. [22]
- МИА Парк
Открытие нового общественного пространства стало ключевым событием 2011 года. Парк, спроектированный QMA и расположенный на территории МВД, включает в себя, в частности, Ричарда Серру «7» . Скульптура высотой 80 футов — первая публичная работа американского художника на Ближнем Востоке. Эмир шейх Хамад бен Халифа Аль Тани присутствовал на церемонии инаугурации вместе с 700 гостями. В ходе своего выступления шейха Аль Маясса заявила, что новый парк пригласит жителей Дохи к взаимодействию с современным и другим творческим искусством. В то же время новый парк дополнит и улучшит Музей исламского искусства, спроектированный моим отцом». [23]
я печатаю
[ редактировать ]Растущий интерес к арабскому современному искусству символизируется открытием Матхафа в декабре 2010 года (Матаф по-арабски означает музей). Этот эмбриональный проект, основанный на коллекции картин и других произведений искусства 1840-х годов, направлен на то, чтобы предоставить современному искусству более широкую аудиторию в арабском мире. «Мы делаем Катар местом, где можно увидеть, исследовать и обсудить творения арабских художников современности и нашего времени», — говорит шейха аль-Маясса аль-Тани. [18]
Его создатель и самый ярый защитник, шейх Хасан бин Мохамед бин Али Аль Тани, объясняет, как музей был нацелен на заполнение пустоты в современном арабском искусстве в Катаре: «Поскольку в коллекции стало больше представлено периодов и стилей, я начал планировать сделать Это часть конкретного проекта. В то время я не знал ни одного музея арабского искусства с 19 века до наших дней. Как художник и фотограф — проще говоря, как художник — я был увлечен современным искусством и. художественные движения в арабском мире. Но только в Египте можно было найти качественные музеи, посвященные истории арабского искусства и его различным формам выражения. свет". [24]
Национальный музей Катара
[ редактировать ]известного французского архитектора Жана Нувеля Одним из крупнейших проектов Катара является открытие Национального музея, который открылся в 2019 году. Что касается МВД, Катару удалось привлечь к проекту .
Музей шейха Фейсала бин Кассима
[ редактировать ]Музей шейха Фейсала бин Кассима Аль Тани был открыт в 1998 году и в настоящее время демонстрирует более 15 000 артефактов, собранных Фейсалом бин Кассимом Аль Тани в течение нескольких лет. [25]
Арт-мероприятия
[ редактировать ]Семья Аль-Тани не только вносит значительный вклад в строительство новых музеев, но и участвует в широком спектре художественных мероприятий.
- Мураками Эго и Катар Япония 2012
В 2010 году Катар профинансировал выставку японского художника Такаси Мураками, известного как Мураками-Эго , показанную в Версальском дворце в 2010 году. [26] Позднее выставка была показана в Дохе в 2012 году. [13] Первоначально планировалось построить Музей исламского искусства, однако японскому художнику показалось, что пространство недостаточно велико. Вместо этого был построен временный зал, известный как выставочное пространство Аль-Ривак, расположенный недалеко от МВД. [27] Это первая выставка Мураками на Ближнем Востоке. Мураками-Эго стало стартовым мероприятием Катар-Япония 2012, инициативой, направленной на укрепление дипломатических отношений между двумя странами посредством серии культурных и спортивных мероприятий. [28]
- Луиза Буржуа и Маман
С января по июнь 2012 года Управление музеев Катара организовало выставку «Сознательное и бессознательное», на которой было представлено около 30 произведений искусства, созданных Луизой Буржуа в период с 1947 по 2009 год. [29] Центральным экспонатом выставки является знаменитая 9-метровая бронзовая скульптура паука «Маман» . Председатель QMA Шейха Аль-Маясса прокомментировала важность скульптуры для Катара: « Маман Луизы Буржуа — настоящая икона искусства 20-го века, произведение искусства, которое привлекло внимание миллионов людей по всему миру. Мы с гордостью представляем эту великолепную скульптуру в Национальном конференц-центре Катара . Демонстрируя различные формы искусства в общественных местах, мы стремимся вдохновить местные таланты и установить органическую связь между искусством и местным сообществом». [30] Скульптура навсегда останется в Дохе.
- Конкурс фотографии: премия Аль-Тани в области фотографии
Конкурс фотографии, созданный в 2001 году, активно спонсируется Саудом бин Мухаммедом Аль Тани . За последние 12 лет оно значительно расширилось: в 2003 году оно открылось для стран Персидского залива, а в 2005 году — для арабского мира. В 2006 году оно стало международным соревнованием. [31]
См. также
[ редактировать ]- Хасан бин Мохамед бин Али Аль Тани
- Аль-Маясса бинт Хамад бин Халифа Аль-Тани
- я печатаю
- Управление музеев Катара
Источники
[ редактировать ]- «Искусство и Ближний Восток: королева культуры Катара», The Economist , 31 марта 2012 г.
- Джорджина Адам и Шарлотта Бернс: «Катар признан крупнейшим в мире покупателем современного искусства», The Art Newspaper , 7 июля 2011 г.
- Роберт Клюйвер, «Введение в мир искусства Персидского залива»
- Кристиан Шено, Жорж Мальбрюно, Катар: ключи от сейфа, Мишель Лафон, март 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Королева культуры Катара» . Экономист . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ «Построение экономики, основанной на знаниях, в Катаре» . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ «Матаф, Арабский музей современного искусства открывается в Дохе, Катар - журнал artnet» . 23 декабря 2010 года . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Участие Аль Тани в искусстве» . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Эмират, наполненный произведениями искусства» . Нью-Йорк Таймс . 1 марта 2012 г.
- ^ [Кристиан Чесно, Жорж Мальбрюно, Катар: ключи от сейфа ]
- ^ [Саджил: век современного искусства], Нада Шабут, Вассан Аль-Худхайри, Дина Чалаби.
- ^ Jump up to: а б с Ле Пойнт, журнал. «Катарское наступление на арт-рынок» . Точка . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Майкл Канеллос. «Шейха Маясса Аль Тани» . Форбс . Проверено 14 октября 2015 г.
- ↑ Дочь катарского эмира названа самым влиятельным человеком в мире искусства. Архивировано 9 августа 2013 г. в Wayback Machine .
- ^ «Дочь катарского эмира названа самым влиятельным человеком в мире искусства | Новости Дохи» . Архивировано из оригинала 9 августа 2013 г. Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Катар — ведущий игрок на рынках искусства и музеев» . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Катар признан крупнейшим в мире покупателем современного искусства - The Art Newspaper
- ^ Jump up to: а б dohapress — Катар — ведущий игрок на рынке искусства и музеев. Архивировано 29 июня 2013 г. на archive.today.
- ^ «Рынок искусства, аукционные продажи, цены и индексы художников - Artprice, мировой лидер информации о рынке искусства» . Архивировано из оригинала 20 марта 2014 года . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ "Les Echos.fr - Популярные новости - Les Echos" . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Обширные и впечатляющие коллекции шейха Сауда Аль Тани Катара» . Просто собираю . Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Смитсоновский институт в песке» . Экономист . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ «Птицы Америки» проданы за 8,8 миллиона долларов . Архивировано 27 января 2018 г. в Wayback Machine , Art&Antiques.
- ^ Искусство в Катаре: Смитсоновский институт на песке , The Economist.
- ^ Гарри Беллет – Доха, специальный корреспондент. «Доха и нерв современного арабского искусства» . Le Monde.fr . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ Музей исламского искусства в Дохе .
- ↑ Официальное открытие новой скульптуры высотой 80 футов работы Ричарда Серры. Архивировано 6 апреля 2013 г. в Wayback Machine , 15 декабря 2011 г.
- ↑ Проливая свет: шейх Хасан Аль-Тани о Первом музее современного арабского искусства Катара. Архивировано 27 января 2018 г. в Wayback Machine .
- ^ Девон Пендлтон (25 марта 2014 г.). «Скрытого катарского миллиардера Аль-Тани видели в отеле Empire» . Блумберг . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Мураками Версаль .
- ↑ Искусство на Ближнем Востоке, Дубай и Доха, Сима Фамилант , 05.10.2012.
- ^ «Первая выставка Мураками на Ближнем Востоке» . Архивировано из оригинала 13 марта 2016 г. Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ Луиза Буржуа: Сознание и бессознательное. Архивировано 8 апреля 2013 г. в Wayback Machine , QMA.
- ^ QMA представляет новую скульптуру паука. Архивировано 6 апреля 2013 г. в Wayback Machine .
- ^ Тысячи заявок на ежегодную премию Аль-Тани в области фотографии. Архивировано 23 мая 2013 г. в Wayback Machine , полуостров Катар, 11 мая 2012 г.