Анастенария (Ксенакис)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |
Анастенария — цикл-триптих сочинений для хора SATB , мужского хора и оркестра греческого композитора Янниса Ксенакиса . Это также одно из самых успешных его ранних произведений. Три части этого цикла были написаны между 1952 и 1954 годами.
Состав
[ редактировать ]После получения первого приза на Бухарестском музыкальном фестивале в 1953 году за «Коломбу мира» , одно из его неопубликованных произведений, Ксенакис решил завершить первую и вторую части своей трилогии «Анастенария» , на которую сильно повлияли его греческие корни. Он тогда учился у Артура Онеггера , Дариуса Мийо и, особенно, у Оливье Мессиана , который даже внес несколько изменений в первоначальную концепцию этого произведения.
Концепция
[ редактировать ]Ксенакис утверждал, что работа основана на греческом ритуале, который после Константина Великого был интерпретирован как христианский ритуал. В этом ритуале Ксенакис различает до трех различных фаз:
- Фаза А: шествие священников, «Анастенаридов», и толпы из нескольких деревень, выполняющие таким образом ритуал, в котором церемония сосредоточена на инструментальной и хоровой музыке. Священник произносит молитвы, а Анастенариды наливают святую воду, чтобы люди могли пить или умываться.
- Этап Б: Вечером накануне 21 мая с поля в церковь привозят священного быка. На церковной площади зажигается огромный костер, и Анастенариды бурно танцуют босыми ногами на раскаленных углях, что является частью ритуала.
Ксенакис решил не составлять третий этап, на котором 21 мая приносят в жертву быка, благословленного православным священником.
Анализ
[ редактировать ]Эта работа состоит из трех движений, которые часто выполняются индивидуально. Список движений следующий:
- Procession aux eaux claires , для большого оркестра, 30-голосного хора SATB и 15-голосного мужского хора (1952/1953)
- Жертва , для большого оркестра (1953)
- Metastaseis , для 61 сольного инструмента (1953/54)
Первая часть в основном тональная, в отличие от остального произведения. По мнению Ганса Рудольфа Целлера , дивизи в хоровых партиях создают массовые музыкальные явления, возникающие в результате индивидуализации ведущего голоса. Он также основан на принципе наложения, который заставляет каждый голос исходить из своей мелодической, гармонической или ритмической индивидуальности.
Вторая часть, посвященная вечеру перед жертвоприношением, задумана чисто инструментально; это движение явно ближе к стилю его современников. Однако, начиная с этого движения, Ксенакис больше не был ограничен последовательными техниками и исследовал свои музыкальные точки зрения и перспективы, используя глиссандо и прерывистые звуки.
Третья часть стала результатом этого изменения, хотя ее по-прежнему нельзя было считать стохастической музыкой , которую Ксенакис будет исследовать дальше в «Питопракте» . Однако Ксенакис полностью удалил все следы серийной музыки и начал работать над тем, чтобы довести свои вокальные композиции до уровня инструментальных и электроакустических композиций. По словам самого композитора, третья часть была отделена от остальных, потому что это был «такой шаг вперед». [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Целлер, Ганс Рудольф (2008). Примечания к компакт-диску WWE 1CD 20086 из каталога Col·legno . Колленьо. стр. 14–16.