Трурх
«Трурх» — композиция для тромбона с оркестром греческого композитора Янниса Ксенакиса . [1] Он был заказан Шведским радио для шведского тромбониста Кристиана Линдберга , которому он посвящен, и был завершен в 1991 году. [2] Премьера состоялась 26 марта 1993 года в Бервальд-холле в Стокгольме оркестром Шведского радио под управлением Эсы-Пекки Салонена с Линдбергом в качестве солиста. [1]
Состав
[ редактировать ]В ноябре 1985 года Кристиан Линдберг отправился из Стокгольма в Париж, чтобы встретиться с Ксенакисом. К сожалению, его поезд задержался на семь часов, и Ксенакис смог провести с ним лишь несколько минут. Во время этой короткой встречи Линдберг спросил Ксенакиса, не подумает ли он о сочинении концерта для тромбона. Ксенакис отказался, и Линдберг разочарованный ушел. Однако два года спустя, к удивлению Линдберга, Ксенакис прислал ему музыку к «Керен» , сольную пьесу для тромбона, написанную для Бенни Случина. [3] Несмотря на наличие некоторых чрезвычайно сложных отрывков, Линдберг приступил к разучению произведения и отправил Ксенакису запись. Ксенакис ответил, поблагодарив Линдберга и заявив, что он может написать концерт для тромбона к июню 1991 года. [4]
В июне 1991 года Ксенакис представил партитуру «Трурха» Линдбергу, который быстро понял, что эта работа представляет собой весьма сложную задачу. Линдберг вспоминал:
Я знал, что Яннис Ксенакис был очарован тем, как я интерпретировал очень высокие ноты Керен; на самом деле он изо всех сил старался вставить в концерт много этих очень высоких нот! К счастью, у меня было больше года, чтобы изучить эту пьесу. На первый взгляд счет выглядит крайне устрашающим. Так что вам понадобится долгое время на подготовку. Необходимо было принять два решения, и в конечном итоге они оказались правильными. Во-первых, я очень быстро решила построить совершенно новую систему обучения, чтобы повысить выносливость моих губ. Во-вторых, я принял решение выучить наизусть каждую часть партитуры, включая партии оркестра. Чтобы правильно исполнить произведение, вам нужно «въехать в кости». Поэтому я исполнил премьеру наизусть... [5]
Линдберг работал над произведением два года. На премьере ему аплодировали стоя, а Ксенакис подарил ему 28 красных роз, по половине розы на каждую из 56 высоких фа в партии тромбона. [4] Размышляя о своем опыте, Линдберг писал:
...это фантастическое произведение с его удивительной силой... требует «преданности» даже для современного высококвалифицированного молодого инструменталиста... вам все равно нужно быть смелым музыкантом и иметь видение, как воплотить его эстетику. Например, в середине фрагмента нужно стараться не перенапрягать мышцы; давление было настолько сильным в течение столь долгого времени, что вы рискуете почувствовать, что не можете продолжать. Более того, вы также должны позаботиться о том, чтобы ваши партнеры по оркестру относились к работе (и времени подготовки) так же серьезно и правильно, как они обычно относятся к классическому репертуару. Даже в таком случае, как «Трурх» , где оркестровая партия во многом аккомпанементна и написана так же точно, как и в любом концерте классического репертуара, дирижеру приходится оказывать большую поддержку; например, стараясь избегать любого рода вибрато, обеспечивая непрерывную игру глиссандо и балансируя динамику. [6]
Линдберг также заявил, что в последующих выступлениях он будет играть Леопольда Моцарта, Концерт для тромбона за которым сразу же следует Трурх в первой части концерта. [7] После успеха Трурха Линдберг помог организовать заказ Зитоса для тромбона и шести перкуссионистов. [7] затем в октябре 1997 года состоялась премьера произведения с ансамблем Крумата. [8]
Музыка
[ редактировать ]Название Трурх происходит от слов «тромбон» и «оркестр»: «на древнегреческом языке орх означает «оркестр»… а тро означает «тромбон». [9] Трурх — одночастная композиция; на веб-сайте Xenakis указана продолжительность 17 минут. [1] В партитуре участвуют 89 музыкантов: 4 флейты, 4 гобоя, 4 кларнета, 4 фагота, 4 валторны, 4 трубы, 4 тромбона, 1 туба, 16 первых скрипок, 14 вторых скрипок, 12 альтов, 10 виолончелей и 8 контрабасов. (Ударных инструментов нет.) [1]
Биограф Ксенакиса Джеймс Харли описал Трурха как «яркое, энергичное произведение», которое «сильно окрашено расширением тембра и характера солиста за счет оркестровых тромбонов и, как следствие, духовой секции в целом», отметив, что солист «присутствует почти на протяжении двух третей произведения, чаще всего в отличие от оркестровых духовых инструментов или вместе с ними». [10] По словам Харли, «формальная организация музыки сочетается с драматическими соображениями таким образом, что позволяет отдельному голосу выступать над, сквозь, против и в сочетании с внушительными силами всего оркестра». [11] Он также отметил, что «[т] известность медных духовых инструментов на большей части Трурка вместе с частым использованием массированных кластерных кластеров глиссандо в струнных на полных динамических уровнях создает огромное количество звуковой энергии. Это произведение это обязательно нужно услышать вживую!" [11]
По словам Андерса Яллена в Трурхе , «роль оркестра заключается в основном в создании акустических пространств»; он «становится единым телом звука; если кто-то воспринимает мелодии, это происходит из-за склонности уха регистрировать высокие частоты. В отличие от музыки, которая использует разные формы кульминаций, заявленное намерение Ксенакиса [] в отношении Трурха заключалось в том, что» кульминация находится в начале и никогда не прекращается». [4]
Записи
[ редактировать ]- Посвящается Кристиану Линдбергу (Берио/Ксенакис/Тернадж ) – Кристиан Линдберг, тромбон; Филармонический оркестр Осло; Питер Рундел, дирижер (BIS-SACD-1638) – 2007 г.
- musica viva Мюнхен, Том 6 – Яннис Ксенакис: Анастенария, Трурх, Айс – Майк Свобода , тромбон; Симфонический оркестр Баварского радио; Питер Рундел, дирижер (Col Legno WWE 1CD 20086) – 2003 (концертная запись)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Каталог работ: Трурх» . Ксенакис.орг . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж. стр. 189–190.
- ^ «Каталог работ: Керен» . Ксенакис.орг . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Линдберг, Кристиан; Джаллен, К. Андерс. «Яннис Ксенакис: Трурх» . Издание Тарроди . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ «Пришло время Ксенакиса» . Дюран Салаберт Эшиг . п. 17 . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ «Пришло время Ксенакиса» . Дюран Салаберт Эшиг . стр. 17–18 . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Пришло время Ксенакиса» . Дюран Салаберт Эшиг . п. 18 . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ «Каталог работ: Зитос» . Ксенакис.орг . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж. п. 190.
- ^ Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж. п. 192.
- ^ Jump up to: а б Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж. п. 194.