Персефасса (Ксенакис)
«Персефасса» — пьеса для шести перкуссионистов, написанная Яннисом Ксенакисом в 1969 году. [1] Произведение было заказано совместно Управлением радиодиффузионного телевидения Франции (ORTF) и Фестивалем искусств Шираза (под председательством королевы-консорта Персии Фарах Пехлеви ), проходившим в историческом месте Персеполя . [2] Название является одним из вариантов имени богини Персефоны / Прозерпины , а также относится к именам «Персей», «Персеваль» и «Персеполис». [3] Его премьера была исполнена Les Percussions de Strasbourg (Франция). [4] для кого это было написано. [5]
Состав
[ редактировать ]«Персефасса» получает большую часть своего эффекта от распределения шести перкуссионистов по аудитории. [5] Отношение к пространству как к музыкальному параметру — одна из важнейших тем музыки Ксенакиса, особенно в его произведениях середины-конца 1960-х годов. [6] (См., например, «Терретектор» (1966), в котором «восемьдесят восемь музыкантов квазистохастическим образом распределяются в круговом пространстве вокруг дирижера, при этом публика сидит среди музыкантов». [7] ) Драматическое воздействие такого использования пространства исполнения очевидно во многих отрывках произведения, в которых акценты или имитационные ритмы передаются по всему ансамблю. В какой-то момент «Ксенакис создает огромное акселерандо, создавая целых шесть слоев спиралевидных узоров, кружащихся вокруг слушателей. Темп этого отрывка достигает 360 ударов в минуту, с одним полным оборотом вращающихся акцентов вокруг шести исполнителей. каждую секунду... эти завораживающие узоры усиливаются изолированными динамическими акцентами, перерывами в тишине или стохастическим облаком ударных звуков». [5]
Во время исполнения перкуссионисты используют широкий спектр инструментов и звуковых эффектов, включая сирены , маракасы и гальку , а также целый арсенал барабанов , деревянных блоков ( симантр ), тарелок и гонгов .
В 2010 году фестиваль Make Music New York представил выступление Persephassa на озере Центральный парк и вокруг него в Нью-Йорке, а зрители слушали его с весельных лодок. [8]
«Плеяды» — еще одно сочинение Ксенакиса для шести перкуссионистов. Написанный в 1978 году по заказу Les Percussions de Strasbourg. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харли 2004 , 52.
- ^ Глюк 2007 , 22.
- ^ Гайяр 1971 , 751.
- ^ Миллер 2011 .
- ^ Jump up to: а б с Харлей 2004 , 60.
- ^ Варга 1996 , стр. 97–103.
- ^ Харли 2004 , 44.
- ^ Томмазини 2010 .
- ^ Харли 2004 , 109.
Источники
[ редактировать ]- Гайяр, Джон. 1971. « Персефасса , для шести перкуссионистов (par les Percussions de Strasbourg)». Ла Ревю административный 24, вып. 144 (ноябрь – декабрь): 749, 751.
- Глюк, Уолтер. 2007. «Фестиваль искусств Шираза: западное авангардное искусство в Иране 1970-х годов». Леонардо 40, нет. 1:20–28, 47.
- Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9780415971454 .
- Миллер, Майкл (3 мая 2011 г.). «Les Percussions de Strasbourg Play Xenakis and Grisey at Tully Scope» . Нью-Йоркское искусство . Проверено 15 октября 2020 г.
- Томмазини, Энтони (22 июня 2010 г.). «Раскачиваемые волнами барабанной дроби» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 октября 2020 г.
- Варга, Балинт Андраш (1996). Беседы с Яннисом Ксенакисом . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 9780571179596 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео на YouTube , Ансамбль ударных инструментов Университета Торонто , 2022 г.