Jump to content

Туманы (Ксенакис)

Туманы
Яннис Ксенакис
Составленный 1980
Выполненный 16 апреля 1981 г.
Опубликовано 1981
Движения 1
Подсчет очков Только медленно

Mists — фортепианная композиция Янниса Ксенакиса . Оно было написано в 1980 году. [1] Премьера состоялась 16 апреля 1981 года Роджером Вудвордом , которому он посвящен. [2] Его продолжительность около 12 минут. [3]

Mists был написан по заказу австралийского пианиста Роджера Вудворда и был подарен Вудворду в качестве «личного подарка». [4] Это было третье произведение Ксенакиса для фортепиано соло после «Гермы» (1961) и «Эвряли» (1973). Ксенакис посвятил Вудворду еще два произведения: «Кекропс» для фортепиано с оркестром (1986) и «Пайль на ветру» для виолончели и фортепиано (1992). [5] Согласно биографии Ксенакиса « Джеймс Харли» , работа была вдохновлена ​​природой, «название было предложено в музыке разбросанными облаками нот в стохастических разделах и, возможно, в катящихся волнах восходящих гамм». [1]

Материал и форма

[ редактировать ]

В предисловии к партитуре Ксенакис написал, что в основе произведения лежат две идеи. Первый — это использование гамм и их циклических транспозиций, которые исследуются либо мелодически, либо с помощью стохастических распределений. Второй — использование древовидностей, «кустовых скоплений мелодических линий». [6] Используя эти утверждения в качестве отправной точки, писатель Рональд Сквиббс определил источник звукового материала как гамму, охватывающую диапазон фортепиано и подлежащую транспозиции и вращению. [7] Варианты этой шкалы проявляются через три основных типа текстур: 1) непрерывные случайные блуждания, которые представляют собой линейное, ступенчатое движение по шкале с непредсказуемым изменением направления и скорости; 2) прерывистые случайные блуждания, при которых высота гаммы и их ритмическое расположение выбираются с помощью вероятностных распределений, что приводит к образованию звуковых «облаков»; 3) ветвления — линии, разветвляющиеся в разных направлениях. [8]

Работу можно разделить на три части, каждая из которых часто прерывается молчанием. Первый открывается последовательностью непрерывных случайных блужданий, представленных канонически, с ритмическими вариациями, дающими сложные полиритмы , за которыми следуют двух- и четырехголосные блуждания. [9] Затем эти блуждания чередуются с древовидностями, за которыми следует переходный проход, ведущий во второй участок, для которого характерны прерывистые случайные блуждания. Они записываются путем размещения головок нот без ножки вокруг удлиненных нот, обозначающих шестнадцатую и восьмую ноты. Третий раздел чередует три типа текстур и включает драматическое возвращение непрерывных случайных блужданий в четырехчастной форме с полиритмически пересекающимися голосами. [10] Джеймс Харли писал: «Это не музыка с нарастающим импульсом, а моменты часто жестокой интенсивности, помещенные в рамки тишины. Однако в основе этих жестов лежит последовательность стиля и организации высоты звука, которая придает связность этому дикому, удивительно захватывающему музыка." [11]

Материал из Mists был повторно использован в обоих Keqrops. [12] и à р. (Hommage à Ravel) (1987), четвертое и последнее произведение Ксенакиса для фортепиано. [13]

Перформативные соображения

[ редактировать ]

Как и многие произведения Ксенакиса, «Туманы» чрезвычайно сложны для исполнителя. Рецензент отметил плотность полиритмического письма, «при котором 16 нот в одном голосе противопоставляются 14 в другом, 15 в третьем и 17 в четвертом». [2] Пианист Павлос Антониадис писал о необходимости того, что он называл «телесной навигацией», уделяя особое внимание «физичности и несерийному обучению», чтобы эффективно справляться с нелинейностью и физическими проблемами произведения. [14] он записал только два произведения Ксенакиса ( Кекропс как солист фортепиано и Краанерг В интервью 2010 года, когда его спросили, почему до этого момента как дирижер), Роджер Вудворд ответил: «Они были записаны, потому что я чувствовал себя готовым сделать заявление. о них, и композитор был чрезвычайно доволен обоими исполнениями. Мне потребовалось тридцать лет, чтобы почувствовать то же самое в отношении его массивной сольной фортепианной пьесы под названием « Туманы ». [5] Вудворд писал, что в Mists «ясность атаки требовала столь же точной подготовки для создания ряда ударных звучаний». [4] и что исполнитель должен стремиться создать «почти незаметную, но загадочную завесу, постоянный рост, поднимающийся вверх в сложном контрапункте к белому свету». [15]

В обзоре для Contact 1981 года Бриджит Шиффер написала, что, что касается вступительной части, «сочинение сразу же напоминает «Гольдберг-вариации» Баха , но пианистическая задача является новой, поскольку то, что играли на двух клавишах клавесина во времена Баха здесь необходимо приспособить его к единственной клавиатуре фортепиано, не жертвуя при этом широким размахом линий». По текстуре она отметила сходство некоторых отрывков с «дымкой, туманами и облаками, создающими уникальный звуковой мир, волшебный и тревожный, в котором определенные жесты, такие как быстро повторяющиеся отдельные ноты, действуют как указатели». Что касается заключения, она написала: «После окончательного расцвета разветвлений, очень близко и очень ясно обнаженных после того, как педаль была убрана, произведение, набирающее страсть и актуальность, приближается к тому, что Вудворд называет своим «трагическим концом». [16]

В своей статье для Financial Times Доминик Гилл описал « Туманы» как «проливное, ошеломляющее фортепианное письмо, полное внезапных остановок, странных изгибов и поворотов и резких скачков... захватывающе наблюдать как проявление чистой и простой силы, рывок обнаженной энергия клавиатуры». [17]

Услышав запись исполнения Вудвордом «Mists» , Святослав Рихтер написал: «Я впервые слышу музыку Ксенакиса; она меня совершенно ошеломила, хотя я и не уверен, действительно ли я ее понял (или не понял этого)». [18]

Источники

  • Антониадис, Павлос (1–3 апреля 2011 г.). Физическость как исполнительская точка зрения на фортепианное творчество И. Ксенакиса: Тематическое исследование «Туманы» (PDF) . Международный симпозиум Ксенакиса. Саутбэнк-центр, Лондон. стр. 1–8 . Проверено 4 февраля 2022 г.
  • Бойд, Анджела (январь 2010 г.). «Интервью с пианистом Роджером Вудвордом» . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 29 января 2022 г.
  • Гилл, Доминик (6 октября 1981 г.). «День новой музыки». Файнэншл Таймс .
  • Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж.
  • Монсенжон, Бруно (2002). Святослав Рихтер: Записные книжки и беседы . Издательство Принстонского университета.
  • Шиффер, Бриджит (зима 1981 г.). «Яннис Ксенакис, Туманы ». Контакт: Журнал современной музыки (23).
  • Сквиббс, Рональд (2002). Ксенакиса «Некоторые наблюдения над высотой звука, текстурой и формой туманов ». Обзор современной музыки . 21 (2).
  • Сквиббс, Рональд (2003). «Ксенакис в миниатюре: стиль и структура в 'à r. (Hommage à Ravel)' для фортепиано (1987)». Перспективы новой музыки . 41 (1).
  • Вудворд, Роджер (2002). «Подготовка к Ксенакису и Кекропсу». Обзор современной музыки . 21 (2).
  • Ксенакис, Яннис (1981). Туманы . Издания Салаберт.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 03b927c6cf4435365ba9a97ac7e7b635__1694789160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/35/03b927c6cf4435365ba9a97ac7e7b635.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mists (Xenakis) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)