Туманы (Ксенакис)
Туманы | |
---|---|
Яннис Ксенакис | |
Составленный | 1980 |
Выполненный | 16 апреля 1981 г. |
Опубликовано | 1981 |
Движения | 1 |
Подсчет очков | Только медленно |
Mists — фортепианная композиция Янниса Ксенакиса . Оно было написано в 1980 году. [1] Премьера состоялась 16 апреля 1981 года Роджером Вудвордом , которому он посвящен. [2] Его продолжительность около 12 минут. [3]
Фон
[ редактировать ]Mists был написан по заказу австралийского пианиста Роджера Вудворда и был подарен Вудворду в качестве «личного подарка». [4] Это было третье произведение Ксенакиса для фортепиано соло после «Гермы» (1961) и «Эвряли» (1973). Ксенакис посвятил Вудворду еще два произведения: «Кекропс» для фортепиано с оркестром (1986) и «Пайль на ветру» для виолончели и фортепиано (1992). [5] Согласно биографии Ксенакиса « Джеймс Харли» , работа была вдохновлена природой, «название было предложено в музыке разбросанными облаками нот в стохастических разделах и, возможно, в катящихся волнах восходящих гамм». [1]
Материал и форма
[ редактировать ]В предисловии к партитуре Ксенакис написал, что в основе произведения лежат две идеи. Первый — это использование гамм и их циклических транспозиций, которые исследуются либо мелодически, либо с помощью стохастических распределений. Второй — использование древовидностей, «кустовых скоплений мелодических линий». [6] Используя эти утверждения в качестве отправной точки, писатель Рональд Сквиббс определил источник звукового материала как гамму, охватывающую диапазон фортепиано и подлежащую транспозиции и вращению. [7] Варианты этой шкалы проявляются через три основных типа текстур: 1) непрерывные случайные блуждания, которые представляют собой линейное, ступенчатое движение по шкале с непредсказуемым изменением направления и скорости; 2) прерывистые случайные блуждания, при которых высота гаммы и их ритмическое расположение выбираются с помощью вероятностных распределений, что приводит к образованию звуковых «облаков»; 3) ветвления — линии, разветвляющиеся в разных направлениях. [8]
Работу можно разделить на три части, каждая из которых часто прерывается молчанием. Первый открывается последовательностью непрерывных случайных блужданий, представленных канонически, с ритмическими вариациями, дающими сложные полиритмы , за которыми следуют двух- и четырехголосные блуждания. [9] Затем эти блуждания чередуются с древовидностями, за которыми следует переходный проход, ведущий во второй участок, для которого характерны прерывистые случайные блуждания. Они записываются путем размещения головок нот без ножки вокруг удлиненных нот, обозначающих шестнадцатую и восьмую ноты. Третий раздел чередует три типа текстур и включает драматическое возвращение непрерывных случайных блужданий в четырехчастной форме с полиритмически пересекающимися голосами. [10] Джеймс Харли писал: «Это не музыка с нарастающим импульсом, а моменты часто жестокой интенсивности, помещенные в рамки тишины. Однако в основе этих жестов лежит последовательность стиля и организации высоты звука, которая придает связность этому дикому, удивительно захватывающему музыка." [11]
Материал из Mists был повторно использован в обоих Keqrops. [12] и à р. (Hommage à Ravel) (1987), четвертое и последнее произведение Ксенакиса для фортепиано. [13]
Перформативные соображения
[ редактировать ]Как и многие произведения Ксенакиса, «Туманы» чрезвычайно сложны для исполнителя. Рецензент отметил плотность полиритмического письма, «при котором 16 нот в одном голосе противопоставляются 14 в другом, 15 в третьем и 17 в четвертом». [2] Пианист Павлос Антониадис писал о необходимости того, что он называл «телесной навигацией», уделяя особое внимание «физичности и несерийному обучению», чтобы эффективно справляться с нелинейностью и физическими проблемами произведения. [14] он записал только два произведения Ксенакиса ( Кекропс как солист фортепиано и Краанерг В интервью 2010 года, когда его спросили, почему до этого момента как дирижер), Роджер Вудворд ответил: «Они были записаны, потому что я чувствовал себя готовым сделать заявление. о них, и композитор был чрезвычайно доволен обоими исполнениями. Мне потребовалось тридцать лет, чтобы почувствовать то же самое в отношении его массивной сольной фортепианной пьесы под названием « Туманы ». [5] Вудворд писал, что в Mists «ясность атаки требовала столь же точной подготовки для создания ряда ударных звучаний». [4] и что исполнитель должен стремиться создать «почти незаметную, но загадочную завесу, постоянный рост, поднимающийся вверх в сложном контрапункте к белому свету». [15]
Прием
[ редактировать ]В обзоре для Contact 1981 года Бриджит Шиффер написала, что, что касается вступительной части, «сочинение сразу же напоминает «Гольдберг-вариации» Баха , но пианистическая задача является новой, поскольку то, что играли на двух клавишах клавесина во времена Баха здесь необходимо приспособить его к единственной клавиатуре фортепиано, не жертвуя при этом широким размахом линий». По текстуре она отметила сходство некоторых отрывков с «дымкой, туманами и облаками, создающими уникальный звуковой мир, волшебный и тревожный, в котором определенные жесты, такие как быстро повторяющиеся отдельные ноты, действуют как указатели». Что касается заключения, она написала: «После окончательного расцвета разветвлений, очень близко и очень ясно обнаженных после того, как педаль была убрана, произведение, набирающее страсть и актуальность, приближается к тому, что Вудворд называет своим «трагическим концом». [16]
В своей статье для Financial Times Доминик Гилл описал « Туманы» как «проливное, ошеломляющее фортепианное письмо, полное внезапных остановок, странных изгибов и поворотов и резких скачков... захватывающе наблюдать как проявление чистой и простой силы, рывок обнаженной энергия клавиатуры». [17]
Услышав запись исполнения Вудвордом «Mists» , Святослав Рихтер написал: «Я впервые слышу музыку Ксенакиса; она меня совершенно ошеломила, хотя я и не уверен, действительно ли я ее понял (или не понял этого)». [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Харлей 2004 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б Шиффер 1981 , с. 42.
- ^ Ксенакис 1981 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Вудворд 2002 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б Бойд 2010
- ^ Ксенакис 1981 , предисловие.
- ^ Сквиббс 2002 , стр. 92–96.
- ^ Сквиббс 2002 , с. 96.
- ^ Сквиббс 2002 , с. 97.
- ^ Сквиббс 2002 , стр. 97–98.
- ^ Харли 2004 , с. 121.
- ^ Харли 2004 , с. 153.
- ^ Сквиббс 2003 , стр. 136–137.
- ^ Антониадис 2011 .
- ^ Вудворд 2002 , стр. 109–110.
- ^ Шиффер 1981 , стр. 42–43.
- ^ Гилл 1981 .
- ^ Монсенжон 2002 , с. 307.
Источники
- Антониадис, Павлос (1–3 апреля 2011 г.). Физическость как исполнительская точка зрения на фортепианное творчество И. Ксенакиса: Тематическое исследование «Туманы» (PDF) . Международный симпозиум Ксенакиса. Саутбэнк-центр, Лондон. стр. 1–8 . Проверено 4 февраля 2022 г.
- Бойд, Анджела (январь 2010 г.). «Интервью с пианистом Роджером Вудвордом» . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 29 января 2022 г.
- Гилл, Доминик (6 октября 1981 г.). «День новой музыки». Файнэншл Таймс .
- Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж.
- Монсенжон, Бруно (2002). Святослав Рихтер: Записные книжки и беседы . Издательство Принстонского университета.
- Шиффер, Бриджит (зима 1981 г.). «Яннис Ксенакис, Туманы ». Контакт: Журнал современной музыки (23).
- Сквиббс, Рональд (2002). Ксенакиса «Некоторые наблюдения над высотой звука, текстурой и формой туманов ». Обзор современной музыки . 21 (2).
- Сквиббс, Рональд (2003). «Ксенакис в миниатюре: стиль и структура в 'à r. (Hommage à Ravel)' для фортепиано (1987)». Перспективы новой музыки . 41 (1).
- Вудворд, Роджер (2002). «Подготовка к Ксенакису и Кекропсу». Обзор современной музыки . 21 (2).
- Ксенакис, Яннис (1981). Туманы . Издания Салаберт.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Анимированная партитура на YouTube , фортепиано, созданное с помощью Digital Performer , 2013 г.