Питопрактика
«Питопракта» (1955–56) — пьеса Янниса Ксенакиса для струнного оркестра (с 46 отдельными сольными партиями), двух тромбонов , ксилофона и деревянной колодки , премьера которой состоялась под руководством дирижёра Германа Шерхена в Мюнхене в марте 1957 года. Типичное исполнение пьесы длится около 10 минут.
Слово Питопракта переводится как «действия через вероятность». [1] Это относится к Якоба Бернулли , закону больших чисел который гласит, что по мере увеличения числа повторений случайного события средний результат приближается к определенному концу. В основе произведения лежит статистическая механика газов. [2] закон Гаусса , [3] или броуновское движение . [4] Каждый прибор задуман как молекула, подчиняющаяся закону распределения Максвелла-Больцмана : [5] с гауссовым распределением колебаний температуры. [3] Эта теория утверждает, что «температура газа возникает в результате независимого движения его молекул». Ксенакис провел аналогию между движением молекулы газа в пространстве и движением струнного инструмента по диапазону его звуков.Чтобы создать бурное движение произведения, он управлял «молекулами» в соответствии с последовательной последовательностью воображаемых температур и давлений. Броуновское движение — это четырехмерное явление (три пространственных измерения и время), и Ксенакис создал партитуру, сначала создав двумерный график, что потребовало некоторых упрощений. [4] Абсцисса ) представляют высоту звука на расстоянии ( x ) представляет время на расстоянии 5 см = 26 мм , а ординаты ( y 1 полутона = 0,25 см. [3] в нотной записи 5 см = 1 такт. [4] Эта длина подразделяется на три, четыре и пять равных частей, что позволяет незначительно различаться по продолжительности. [3] но также создавая устойчивый пульс в каждой инструментальной партии, сводя ритм случайного блуждания до ровных шагов. Композитор Саймон Эммерсон не использует свой « стохастический » подход». отмечает, что эта закономерность «невозможна в действительности, и в данном случае [4] Каждая часть ни к чему не приводит, но в целом шаг массы свободно модулируется, а ее определяемая скоростью «температура» меняется. [3]
Эта пьеса была превращена в балет Джорджем Баланчиным , «Метастазами» и «Питопрактой» , наряду с более ранними «Метастазами» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: Его жизнь в музыке , стр.13. Рутледж. ISBN 0-415-97145-4 .
- ^ Илиас Криссохоидис, Ставрос Хулиарас и Христос Мицакис, «Теория множеств в EONTA Ксенакиса» , на Международном симпозиуме Яннис Ксенакис , изд. Анастасия Георгаки и Макис Соломос (Афины: Национальный университет Каподистрии, 2005), 241–249.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ксенакис, Яннис (1992). Формализованная музыка: мысль и математика в композиции , с.15. ISBN 9781576470794 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Эммерсон, Саймон (2007). Живая электронная музыка , стр.48. ISBN 9780754655480 .
- ^ Рэндел, Дон Майкл (1996). Гарвардский биографический словарь музыки , стр.999. ISBN 9780674372993 .
Источники
[ редактировать ]- Высокие частоты