Эвряли
Эвриали (от греч . Εὐρυάλη Euryale ) — пьеса для фортепиано соло, написанная Яннисом Ксенакисом в 1973 году. Она основана на технике, изобретенной Ксенакисом в начале 1970-х годов, называемой древовидностью — разрастанием мелодических линий, созданных из генеративного контура. [1] Название относится к имени одной из сестер Горгоны и по- гречески означает «открытое море» . [ противоречивый ]
Написанный в 1973 году, «Эвряли» стал вторым крупным произведением Ксенакиса для фортепиано соло после «Гермы» , написанным в 1961 году. «Эвряли» был написан для пианистки Мари-Франсуазы Бюке и посвящен ей . По ее словам, представляя ей партитуру, Ксенакис сказал: «Вот пьеса. Посмотрите на нее, и если вы думаете, что можете с ней что-то сделать, сыграйте ее». [2] На протяжении всей партитуры используются традиционные обозначения; однако вместо того, чтобы использовать два или три нотоносца, как это принято для фортепианных партитур, Ксенакис часто использует четыре или пять нотоносцев. Многочисленные отрывки невозможно сыграть так, как они написаны, либо потому, что физически невозможно дотянуться до нот, либо, в одном случае (до-диез в предпоследнем отрывке древовидных [ нечеткий ] ), поскольку письменная нота недоступна на большинстве фортепиано (эта конкретная трудность была устранена в более позднем издании работы). Поэтому исполнителю приходится сокращать произведение, опуская одни ноты, транспонируя другие и т. д., чтобы сделать его играбельным. [3] Ссылаясь на эти и другие трудности Эвриали , пианист-композитор Марк Куру сравнивает исполнителя с «воином» из книг Карлоса Кастанеды : столкнувшись с произведением, надо оставаться «осознанным» и выбирать, «какие аспекты [произведения] необходимы и должны быть сохранены», и которыми необходимо пожертвовать. [4]
Музыка почти полностью состоит из ограниченного числа различных видов текстур. На самом базовом уровне их можно выделить пять: фиксированные ритмические пассажи, стохастические облака, полифонические разветвления, монофонические волны и тишина. [5] [6] Чанг предлагает разные названия текстур, но по сути одно и то же содержание). Более сложный анализ, предложенный музыковедом Рональдом Сквиббсом, показывает, что у Эвряли есть четыре различных «типа конфигурации». Первый основан на применении теории множеств к временным последовательностям, каждая из которых затем присваивается определенной высоте звука. Это тип конфигурации, с которого начинается работа. Второй тип генерируется стохастическими методами, третий тип — древовидные, и, наконец, четвертый тип конфигурации — тишина. [7] имеется пятьдесят сегментов Согласно этой классификации, всего в Эвряли : 23 для временных последовательностей, 4 для стохастического материала (появляющихся только в двух точках работы, оба раза в виде последовательных пар), 20 для древовидностей и 3 — молчание. В партитуре паузы указаны в секундах.
Приняв единый темп, Эвряли уникален в творчестве Ксенакиса для фортепиано соло. [7]
Эвряли связан с более ранними работами, в частности с Synaphaï (1969), отдельные части которых привели к созданию техники древовидности. [1] Несколько отрывков из Эвряли позже были повторно использованы с некоторыми изменениями в камерной работе «Дихтас» (1979). [8]
Ссылки
[ редактировать ]- Бюке, Мари-Франсуаза (1981). «Южная Евразия ». В Хьюге Герхарде (ред.). Смотрит на Янниса Ксенакиса . Париж: Фондовый. стр. 219–226.
- Куру, Марк (1994). «Укрощение дикого моря: Размышления об Эвряли Янниса Ксенакиса» . Схема . 5 (2): 55–67. дои : 10.7202/902107ар .
- Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж. ISBN 0-415-97145-4 .
- Хилл, Питер (1975). «Ксенакис и исполнитель». Темп . 112 (112): 17–22. дои : 10.1017/S0040298200018830 . S2CID 145327857 .
Сноски
- ^ Jump up to: а б Харлей 2004 , с. 72.
- ^ Буке 1981 , с. 220, переведено в Harley 2004 , с. 80.
- ^ Hill 1975 , стр. 18–9; Харлей 2004 , с. 80.
- ^ Куру 1994 , стр. 64–5.
- ^ Харли 2004 , с. 80.
- ^ Чунг, Иммин (2003). Математические и архитектурные концепции, проявленные в фортепианной музыке Янниса Ксенакиса (Диссертация). Техасский университет в Остине. п. 102. HDL : 2152/511 .
- ^ Jump up to: а б Сквиббс, Рональд Джеймс (1996). Аналитический подход к музыке Янниса Ксенакиса: исследования последних произведений (Диссертация). Нью-Хейвен: Йельский университет.
- ^ Харли 2004 , с. 127.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отрывки с партитурой, сопровождаемые звуком, можно найти на сайте Джеймса Харли: такты 82–83 , такты 102–106 , схема формального плана .
- Эвряли и взрыв интерфейса: от виртуозности к антивиртуозности и за ее пределами , эссе пианиста-композитора Марка Куру