Уфаа
Уфаа | |
---|---|
Камерная музыка Янниса Ксенакиса | |
Составленный | 1989 |
Выполненный | 17 сентября 1989 г Варшава .: |
Опубликовано | 1989 Париж : |
Подсчет очков | Усиленный клавесин и перкуссия |
Oophaa — композиция для усиленного клавесина и ударных инструментов Янниса Ксенакиса , законченная в 1989 году.
Фон
[ редактировать ]Oophaa была написана вскоре после завершения «Охо» и ознаменовала возвращение Ксенакиса к необычному камерному ансамблю клавесина и ударных инструментов после «Комбои» . [1] По мнению Ксенакиса, его название основано не на лексических корнях , а скорее взято из отдельных фонем . [2] Ученый Андреас Коурас утверждает, что это могло быть «греческое восклицание, используемое во время танцев и празднования». [3] Премьера состоялась 17 сентября 1989 года. [4] на Варшавском осеннем фестивале , [5] место, которое часто посещал композитор, где также состоялись премьеры ряда его предыдущих произведений. Впервые его исполнили посвященные пьесе перкуссионист Сильвио Гуальда и клавесинистка Элизабет Хойнака . [6] которые в то время выступали дуэтом на многих фестивалях современной музыки и заказали для них много композиций после «Комбои» . он был опубликован издательством Éditions Salabert . Позднее в том же году [5] [6]
Структура
[ редактировать ]Уфаа состоит из одного движения и имеет общую продолжительность около девяти минут. Общая длина пьесы составляет 81 такт, а темп начинается с отметки 60 восьмых в минуту, хотя на протяжении пьесы темп меняется несколько раз. [6] Он написан для усиленного клавесина и перкуссиониста, играющего на семи керамических цветочных горшках. [2] и семь скин-инструментов ( бонго , три том-тома и два больших барабана ), предназначенных для размещения в широкой веерообразной компоновке. [6] Ксенакис уточнил, что ударные инструменты должны располагаться как можно дальше друг от друга, чтобы разница в качестве звука была отчетливо слышна. [6] С точки зрения инструментовки, Оофаа ударная партия имеет высокую степень сходства с другими камерными пьесами с ударными, такими как Dmaathen , Kassandra , Rebonds или Plektó , что позволяет исполнителям иметь возможность использовать одну и ту же раскладку при исполнении нескольких партий Ксенакиса. кусочки живые. [7] Партия клавесина состоит из трех слоев аккордовых звуков. [2]
Несмотря на то, что это последняя пьеса для клавесина, написанная Ксенакисом, [1] это одно из наименее сложных его произведений для клавесина: это одно из произведений для камерного ансамбля с наименее полиритмическими структурами (со стороны ударных можно обнаружить только шесть полиритмических ячеек 3:4), ритм практически устойчив на протяжении всего пьеса (с изменением темпа), а партия клавесина включает только аккорды. [7] Как и в Комбое , различные аккорды и ударные комбинации одновременных звуков призваны дополнять друг друга, создавая насыщенность звука и сложный, наложенный ритмический материал. [7]
В произведении также есть несколько сольных отрывков, как для клавесина, так и для ударных. [2] Перкуссионисту также предлагается сыграть некоторые фрагменты кожных инструментов как руками, так и молоточками. Практика, которая была обычным явлением среди многих произведений Ксенакиса, «Оофаа» была написана в виде рукописи, без особого внимания к тому, как музыка будет исполняться с точки зрения практичности. Это заставило клавесинистку и частую соратницу Элизабет Хойнацку заявить, что для того, чтобы сыграть это произведение, нужно иметь «исключительно» большие руки, и наиболее распространенным способом исполнения произведения было бы, если исполнитель разделил несколько аккордов и сыграл их. обеими руками или вообще переписать аккорды. [6] Хойначка также заявила, что, берясь за произведение, она предпочла не принимать во внимание множество изменений регистра, указанных в партитуре, и что клавесинист должен свободно черпать из них вдохновение при попытке сыграть произведение, поскольку выбор должен быть исполнителю решать, играть их или нет, учитывая чрезвычайную сложность произведений Ксенакиса. [6]
Прием
[ редактировать ]«Оофаа» не привлекла особого внимания с момента своей публикации, вероятно, потому, что она менее сложна с технической точки зрения, чем другие пьесы для клавесина, а ее структура намного проще и лишена драматизма. Критик Джеймс Харли охарактеризовал тембральные и гармонические аспекты Oophaa как « подобные гамелану », отметив интерес Ксенакиса к яванской музыке : [1] отмечая при этом « Гарри Партча звучность керамических цветочных горшков, напоминающую », впервые использованную в Комбои . [2] С другой стороны, ученый и клавесинист Андреас Скурас считает, что этой пьесе немного не хватает «воображения и вдохновения» и что « Оофаа, вероятно, самая заброшенная» из пьес Ксенакиса для клавесина. [3]
Записи
[ редактировать ]Записи Oophaa редки. Ниже приводится список известных записей произведения:
- Музыканты, представившие эту пьесу, Сильвио Гуальда и Элизабет Хойнака, записали ее в 1990 году на Radio France под лейблом Accord . Эту запись продюсировал Ален де Шамбюр со звукорежиссером Майроном Меерсоном. [8]
- Перкуссионист Грег Стюарт и клавесинист Джон Марк Харрис также записали пьесу в студии Warren Studios в Калифорнийского университета Сан -Диего . Запись, спродюсированная перкуссионистом Стивеном Шиком и звукорежиссером Йозефом Кучерой , была выпущена Mode Records в 2006 году Pleyel 1932 года. . Для этой записи использовался клавесин [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Харли, Джеймс . «Уфаа, для клавесина и… | Подробности» . Вся музыка . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Харли, Джеймс (2 августа 2004 г.). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж. ISBN 978-1-135-87495-7 . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Скурас, Андреас (2011). Клавесинные произведения Янниса Ксенакиса: высший вызов в забытом репертуаре (PDF) . Мюнхен: Университет музыки и исполнительских искусств . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Соломос, Макис (2008). «Заметки о Элизабет Хойнацке и клавесинных произведениях Ксенакиса» . Дань уважения (2): 51–58 . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Оофаа - Яннис Ксенакис» (на французском языке) . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ксенакис, Яннис. Уфаа: клавесин и перкуссия . Салаберт . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Сильва Перейра, Лусио (2014). Особенности многократной перкуссии в сольной и смешанной камерной музыке Янниса Ксенакиса (PDF) . Гояния: Федеральный университет Гояса . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Примечания к Accord 205652 . Согласие. 1996.
- ^ Шик, Стивен (2006). Примечания к режиму 171/73: Xenakis - Percussion Works . Нью-Йорк: Mode Records.