Jump to content

Метастазы (Ксенакис)

Шесть метастазов
Яннис Ксенакис
Яннис Ксенакис в своей студии в Париже, около 1970 года.
Родное имя Метастазы
Стиль Звуковая масса
Составленный 1953–4
Продолжительность Около 8 минут
Подсчет очков Оркестр
Премьера
Дата 16 октября 1955 г. ( 16.10.1955 )
Расположение Донауэшинген, Германия
Дирижер Ганс Росбауд

Metastaseis ( греч . Μεταστάσεις ; пишется Metastasis в правильной французской транслитерации или в некоторых ранних произведениях композитора Métastassis ) — оркестровое для 61 музыканта произведение Янниса Ксенакиса . Его первая крупная работа была написана в 1953–54 годах после учебы у Оливье Мессиана и длится около 8 минут. Премьера произведения состоялась на фестивале в Донауэшингене в 1955 году под управлением Ханса Росбо . Первоначально эта работа была частью трилогии Ксенакиса под названием «Анастенария» (вместе с «Процессия aux eaux claires» и «Жертвоприношение» ), но была выделена Ксенакисом для отдельного исполнения. [1]

Для Metastaseis требуется оркестр из 61 игрока (12 духовых , 3 перкуссиониста, играющих на 7 инструментах, 46 струнных ), при этом не бывает двух исполнителей, играющих одну и ту же партию. Он был написан с использованием техники звуковой массы , в которой каждый игрок отвечает за выполнение глиссанди на разных уровнях высоты звука и в разное время. В произведении преобладают струны, которые в унисон открывают произведение, а затем разделяются на 46 отдельных частей.

Балет « был поставлен тему « Метастазы и Питопракта» на Джорджем Баланчиным Ксенакиса (см. Метастазы и Питопракта »). Премьера балета состоялась 18 января 1968 года в Нью-Йоркском балете с Сюзанной Фаррелл и Артуром Митчеллом .

Заголовок

[ редактировать ]

Греческое название Μεταστάσεις транслитерировалось самим композитором различными способами при написании на французском языке: Les Métastassis , Métastassis и Les Métastaseis . Греческий диграф ει в современном греческом языке произносится как « i », а правильная французская транслитерация — «Метастаз» . [2]

На титульном листе опубликованной партитуры указаны Metastaseis. Б написано почерком композитора, и в таком же виде оно отображается и на обложке партитуры. Титул, чемодан , [3] во множественном числе, [4] Мета (после или за пределами) – застой (неподвижность), относится к диалектическому контрасту между движением или изменением и ненаправленностью. [5] По собственному описанию композитора, « Мета = после + стасеис = состояние застоя — диалектические трансформации. Метастасеи — это связующее звено между классической музыкой (включая серийную музыку) и «формализованной музыкой», которую композитор был вынужден внедрить в композицию. ". [6] Эти преобразования включают в себя как массовые события глиссандо, так и перестановку тоновых рядов . [7] [ нужна проверка ] «B» ( бета ) относится к изменениям, предложенным Германом Шерхеном : сокращение строк с 12-12-12-12-4 до 12-12-8-8-6. [4]

Эскиз, показывающий струну глиссанди , мм. 309–14

Metastaseis был вдохновлен сочетанием эйнштейновского взгляда на время и памяти Ксенакиса о звуках войны и структурирован на математических идеях Ле Корбюзье . Музыка обычно состоит из набора звуков, упорядоченных по времени; музыку, проигрываемую задом наперед, трудно узнать. Подобные наблюдения Мессиана привели к известному использованию им неретроградных ритмов ; Ксенакис хотел примирить линейное восприятие музыки с релятивистским взглядом на время. На войне, как знал Ксенакис своим музыкальным слухом, среди этой какофонии нельзя было различить ни одну выпущенную пулю, но в целом звук «выстрела» можно было четко различить. Конкретная последовательность выстрелов не имела значения: отдельные орудия могли стрелять совершенно по-другому, чем на самом деле, но звук оставался бы тем же. Эти идеи в совокупности легли в основу Metastaseis .

В то время как в ньютоновской физике время течет линейно с универсальной скоростью, эйнштейновская точка зрения описывает его как функцию материи и энергии ; измените одну из этих величин, и время тоже изменится. Ксенакис попытался провести это различие в своей музыке. В то время как большинство традиционных композиций зависят от строго измеренного времени продвижения линии с использованием неизменного темпа , размера или фразы длины , Metastaseis меняет интенсивность, регистр и плотность партитуры, как музыкальные аналоги массы и энергии. Именно благодаря этим изменениям произведение продвигается вперед: первая и третья части произведения не имеют даже мелодической темы или мотива , которые бы удерживали их вместе, а скорее зависят от силы этой концептуализации времени.

Павильон Philips, демонстрирующий гиперболические параболоиды, первоначально использовавшиеся в « Метастазах» .

Во второй части действительно есть какой-то мелодический элемент. фрагмент двенадцатитонового Используется ряда, длительность которого основана на последовательности Фибоначчи . (Эта целочисленная последовательность не является чем-то новым для музыки: ее часто использовал Барток . , среди прочего, [ нужна ссылка ] ) Одно интересное свойство последовательности Фибоначчи состоит в том, что чем дальше в бесконечную последовательность смотрим, тем ближе отношение члена к его предыдущему члену приближается к золотому сечению ; Пройдет немного времени, прежде чем результат станет верным до нескольких значащих цифр . Эта идея золотого сечения и последовательности Фибоначчи также была фаворитом Ксенакиса в его архитектурных работах; Монастырь Ла Туретт был построен по этому принципу. См.: Модулор .

Ксенакис, опытный архитектор , видел главное различие между музыкой и архитектурой в том, что, хотя пространство можно увидеть со всех сторон, музыку можно ощутить только с одной. Предварительный набросок Metastaseis был выполнен в графической форме и больше походил на проект , чем на партитуру, показывая графики движения масс и глиссандо, похожие на структурные балки пьесы, с высотой звука на одной оси и временем на другой. Фактически, этот дизайн стал основой для павильона Philips , который не имел плоских поверхностей, а скорее принимал форму гиперболических параболоидов, подобных тем, которые использовались для моделирования музыкальных «масс» и волн его струнных глиссанди. Однако в отличие от многих композиторов -авангардистов нашего столетия, которые считали такую ​​вещь законченной партитурой, Ксенакис записывал каждое событие в традиционных обозначениях.

  1. ^ Хоффманн, Питер, «Ксенакис, Яннис», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
  2. ^ Бартель-Кальве, Анн-Сильви, «МЕТАСТАСТИЧЕСКИЙ-Анализ: неопубликованный текст Янниса Ксенакиса о метастазах », Revue de Musicologie 89, вып. 1 (2003): 129–87. Цитата на стр. 160n72: «Фонема «ει» в современном греческом языке произносится как «i», точная транскрипция на французском языке — «Metastasis», написание, общепринятое в настоящее время». (на французском языке)
  3. ^ Буа, Марио (1967). Яннис Ксенакис, человек и его музыка: беседа с композитором и описание его произведений , стр.18. Музыкальное издательство Boosey & Hawkes.
  4. ^ Jump up to: а б Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: Его жизнь в музыке , стр.256n5. Рутледж. ISBN   0-415-97145-4 . «Слово «метастазирование» следует понимать во множественном числе, и на самом деле его часто пишут с ошибкой из-за упущения из виду этого факта.
  5. ^ Харли (2004), стр.10.
  6. Ксенакис, Яннис, предисловие к партитуре, Metastaseis Б (Лондон: Бузи и Хоукс, 1967).
  7. ^ Хоффман, Питер (2007–2010), «Ксенакис, Яннис», Grove Music Online , Oxford Music Online

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Балтенспергер, Андре (1996). Яннис Ксенакис и стохастическая музыка . Берн: Издательство Paul Haupt. (на немецком языке) Цитируется в Hurley (2004), с. 356н9.
  • Матосян, Нурица: Ксенакис . Лондон: Кан и Аверилл, 1990. ISBN   1-871082-17-X .
  • Ксенакис, Яннис: Формализованная музыка: мысль и математика в композиции , второе, расширенное издание (серия «Гармонология», № 6). Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press, 1992. ISBN   1-57647-079-2 . Перепечатано, Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press, 2001.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8fd9de94ec9153e4b075708b296a24a3__1656840300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/a3/8fd9de94ec9153e4b075708b296a24a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Metastaseis (Xenakis) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)