Метастазы (Ксенакис)
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2009 г. ) |
Шесть метастазов | |
---|---|
Яннис Ксенакис | |
Родное имя | Метастазы |
Стиль | Звуковая масса |
Составленный | 1953–4 |
Продолжительность | Около 8 минут |
Подсчет очков | Оркестр |
Премьера | |
Дата | 16 октября 1955 г. |
Расположение | Донауэшинген, Германия |
Дирижер | Ганс Росбауд |
Metastaseis ( греч . Μεταστάσεις ; пишется Metastasis в правильной французской транслитерации или в некоторых ранних произведениях композитора Métastassis ) — оркестровое для 61 музыканта произведение Янниса Ксенакиса . Его первая крупная работа была написана в 1953–54 годах после учебы у Оливье Мессиана и длится около 8 минут. Премьера произведения состоялась на фестивале в Донауэшингене в 1955 году под управлением Ханса Росбо . Первоначально эта работа была частью трилогии Ксенакиса под названием «Анастенария» (вместе с «Процессия aux eaux claires» и «Жертвоприношение» ), но была выделена Ксенакисом для отдельного исполнения. [1]
Для Metastaseis требуется оркестр из 61 игрока (12 духовых , 3 перкуссиониста, играющих на 7 инструментах, 46 струнных ), при этом не бывает двух исполнителей, играющих одну и ту же партию. Он был написан с использованием техники звуковой массы , в которой каждый игрок отвечает за выполнение глиссанди на разных уровнях высоты звука и в разное время. В произведении преобладают струны, которые в унисон открывают произведение, а затем разделяются на 46 отдельных частей.
Балет « был поставлен тему « Метастазы и Питопракта» на Джорджем Баланчиным Ксенакиса (см. Метастазы и Питопракта »). Премьера балета состоялась 18 января 1968 года в Нью-Йоркском балете с Сюзанной Фаррелл и Артуром Митчеллом .
Заголовок
[ редактировать ]Греческое название Μεταστάσεις транслитерировалось самим композитором различными способами при написании на французском языке: Les Métastassis , Métastassis и Les Métastaseis . Греческий диграф ει в современном греческом языке произносится как « i », а правильная французская транслитерация — «Метастаз» . [2]
На титульном листе опубликованной партитуры указаны Metastaseis. Б написано почерком композитора, и в таком же виде оно отображается и на обложке партитуры. Титул, чемодан , [3] во множественном числе, [4] Мета (после или за пределами) – застой (неподвижность), относится к диалектическому контрасту между движением или изменением и ненаправленностью. [5] По собственному описанию композитора, « Мета = после + стасеис = состояние застоя — диалектические трансформации. Метастасеи — это связующее звено между классической музыкой (включая серийную музыку) и «формализованной музыкой», которую композитор был вынужден внедрить в композицию. ". [6] Эти преобразования включают в себя как массовые события глиссандо, так и перестановку тоновых рядов . [7] [ нужна проверка ] «B» ( бета ) относится к изменениям, предложенным Германом Шерхеном : сокращение строк с 12-12-12-12-4 до 12-12-8-8-6. [4]
Анализ
[ редактировать ]Metastaseis был вдохновлен сочетанием эйнштейновского взгляда на время и памяти Ксенакиса о звуках войны и структурирован на математических идеях Ле Корбюзье . Музыка обычно состоит из набора звуков, упорядоченных по времени; музыку, проигрываемую задом наперед, трудно узнать. Подобные наблюдения Мессиана привели к известному использованию им неретроградных ритмов ; Ксенакис хотел примирить линейное восприятие музыки с релятивистским взглядом на время. На войне, как знал Ксенакис своим музыкальным слухом, среди этой какофонии нельзя было различить ни одну выпущенную пулю, но в целом звук «выстрела» можно было четко различить. Конкретная последовательность выстрелов не имела значения: отдельные орудия могли стрелять совершенно по-другому, чем на самом деле, но звук оставался бы тем же. Эти идеи в совокупности легли в основу Metastaseis .
В то время как в ньютоновской физике время течет линейно с универсальной скоростью, эйнштейновская точка зрения описывает его как функцию материи и энергии ; измените одну из этих величин, и время тоже изменится. Ксенакис попытался провести это различие в своей музыке. В то время как большинство традиционных композиций зависят от строго измеренного времени продвижения линии с использованием неизменного темпа , размера или фразы длины , Metastaseis меняет интенсивность, регистр и плотность партитуры, как музыкальные аналоги массы и энергии. Именно благодаря этим изменениям произведение продвигается вперед: первая и третья части произведения не имеют даже мелодической темы или мотива , которые бы удерживали их вместе, а скорее зависят от силы этой концептуализации времени.
Во второй части действительно есть какой-то мелодический элемент. фрагмент двенадцатитонового Используется ряда, длительность которого основана на последовательности Фибоначчи . (Эта целочисленная последовательность не является чем-то новым для музыки: ее часто использовал Барток . , среди прочего, [ нужна ссылка ] ) Одно интересное свойство последовательности Фибоначчи состоит в том, что чем дальше в бесконечную последовательность смотрим, тем ближе отношение члена к его предыдущему члену приближается к золотому сечению ; Пройдет немного времени, прежде чем результат станет верным до нескольких значащих цифр . Эта идея золотого сечения и последовательности Фибоначчи также была фаворитом Ксенакиса в его архитектурных работах; Монастырь Ла Туретт был построен по этому принципу. См.: Модулор .
Ксенакис, опытный архитектор , видел главное различие между музыкой и архитектурой в том, что, хотя пространство можно увидеть со всех сторон, музыку можно ощутить только с одной. Предварительный набросок Metastaseis был выполнен в графической форме и больше походил на проект , чем на партитуру, показывая графики движения масс и глиссандо, похожие на структурные балки пьесы, с высотой звука на одной оси и временем на другой. Фактически, этот дизайн стал основой для павильона Philips , который не имел плоских поверхностей, а скорее принимал форму гиперболических параболоидов, подобных тем, которые использовались для моделирования музыкальных «масс» и волн его струнных глиссанди. Однако в отличие от многих композиторов -авангардистов нашего столетия, которые считали такую вещь законченной партитурой, Ксенакис записывал каждое событие в традиционных обозначениях.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хоффманн, Питер, «Ксенакис, Яннис», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- ^ Бартель-Кальве, Анн-Сильви, «МЕТАСТАСТИЧЕСКИЙ-Анализ: неопубликованный текст Янниса Ксенакиса о метастазах », Revue de Musicologie 89, вып. 1 (2003): 129–87. Цитата на стр. 160n72: «Фонема «ει» в современном греческом языке произносится как «i», точная транскрипция на французском языке — «Metastasis», написание, общепринятое в настоящее время». (на французском языке)
- ^ Буа, Марио (1967). Яннис Ксенакис, человек и его музыка: беседа с композитором и описание его произведений , стр.18. Музыкальное издательство Boosey & Hawkes.
- ^ Jump up to: а б Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: Его жизнь в музыке , стр.256n5. Рутледж. ISBN 0-415-97145-4 . «Слово «метастазирование» следует понимать во множественном числе, и на самом деле его часто пишут с ошибкой из-за упущения из виду этого факта.
- ^ Харли (2004), стр.10.
- ↑ Ксенакис, Яннис, предисловие к партитуре, Metastaseis Б (Лондон: Бузи и Хоукс, 1967).
- ^ Хоффман, Питер (2007–2010), «Ксенакис, Яннис», Grove Music Online , Oxford Music Online
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Балтенспергер, Андре (1996). Яннис Ксенакис и стохастическая музыка . Берн: Издательство Paul Haupt. (на немецком языке) Цитируется в Hurley (2004), с. 356н9.
- Матосян, Нурица: Ксенакис . Лондон: Кан и Аверилл, 1990. ISBN 1-871082-17-X .
- Ксенакис, Яннис: Формализованная музыка: мысль и математика в композиции , второе, расширенное издание (серия «Гармонология», № 6). Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press, 1992. ISBN 1-57647-079-2 . Перепечатано, Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press, 2001.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лос-Анджелесской филармонии Деталь пьесы «Метастазы» .
- Оценка прочтения в Boosey & Hawkes (требуется бесплатная регистрация)