Антихтон
Антихтон | |
---|---|
Яннис Ксенакис | |
Жанр | Современная музыка |
Форма | Балет |
Составленный | 1971 Блумингтон — Париж : |
Выполненный | 21 сентября 1974 г Бонн .: |
Опубликовано | 1986 Париж : |
Продолжительность | 23 минуты |
Подсчет очков | 86 (или 60) музыкантов |
Антихтон ( греч . Ἀντίχθων , что можно перевести как Противоземля ) — балет для оркестра, написанный Яннисом Ксенакисом в 1971 году.
Состав
[ редактировать ]Джордж Баланчин заказал эту композицию в 1969 году, после того как в прошлом успешно поставил две композиции Ксенакиса: Metastaseis и Pithoprakta , завершенные в 1955 и 1957 годах соответственно. Хотя эти два произведения изначально не считались балетами, Ксенакис ранее уже написал балет: «Краанерг» для оркестра и кассеты. «Антихтон» был написан для премьеры в Нью-Йоркском балете . [1] [2] Как говорит Ксенакис:
Он предоставил мне выбор темы; Я мог написать как программную музыку с сюжетом, так и музыку без сюжета, то есть абстрактную музыку. Я выбрал эту последнюю форму, но дал ей загадочное, запоминающееся название, чтобы передать хореографу подобие рассуждения, которое было бы более «конкретным», чем чисто музыкальные мысли.
- Яннис Ксенакис, Примечания к оркестровой партитуре Антихтона. [2]
Пифагорейский термин антихтон означает Противоземля . Этот греческий термин появился в пятом или шестом веке, когда пифагорейцы были первыми людьми, утверждавшими, что Земля не является центром Вселенной. Они верят, что все планеты и звезды, включая невидимую с Земли противоземлю, вращались вокруг центрального невидимого огня. По мнению Ксенакиса, его музыка проявляла непроизвольную близость к этим идеям. [1]
Премьера « Антихтона» состоялась в Бонне , на фестивале «Ксенакис», 21 сентября 1974 года, с фестивальным оркестром «Ксенакис» под управлением Мишеля Табачника . Позднее эта статья была опубликована издательством Éditions Salabert в 1986 году. [3] Джордж Баланчин , заказавший эту пьесу, никогда не ставил балет. Несмотря на то, что Ксенакис был глубоко очарован идеей Антихтона, Баланчин был гораздо более прагматичен в отношении того, чего, по его мнению, он мог достичь, поскольку он заявил, что оно ограничивается «движениями, которые мы можем совершать нашими конечностями, нашим туловищем и нашей головой — и это все. Словарный запас балета... небогат». [1]
Структура
[ редактировать ]Эта композиция состоит всего из одной части и занимает около 23 минут. Произведение представляет собой партитуру для оркестра или 86 или 60 музыкантов, с вариациями количества исполнителей в струнной секции. Некоторые критики утверждают, что композицию можно разделить на пять отдельных частей. Однако это разделение отсутствует и не распознается в оригинальной партитуре. [2]
Антихтон партитурирован для трех флейт, трех гобоев, трех кларнетов си-бемоль, трех фаготов, четырех валторн фа фа, трех труб до мажора, трех тромбонов, одной тубы, литавр, двух малых барабанов без малых барабанов, двух комплектов по четыре тома. -томы (всего 8) и большая струнная секция. Композиция также требует особой расстановки оркестра на сцене. Оркестр необходимо разделить на пять вертикальных секций, на которые разделены все инструменты, включая струнную часть. У строк также есть свои нормы распределения. [2]
Антихтон также примечателен раздельными звуками кларнетов, используемыми на протяжении всего произведения. Кларнетистам приходится играть до четырех различных техник, названных Ксенакисом «Зоны», которые изменяют и обогащают их звучность. Аннотации к партиям кларнета были составлены профессором кларнета Парижской консерватории и современником Ксенакиса Ги Деплюс . В произведении некоторых музыкантов также просят сыграть четвертьтона , а также третьи тона . [2]
Записи
[ редактировать ]- Оркестр Новой филармонии под управлением Элгара Ховарта записал это произведение в период с 28 по 29 ноября 1975 года. Запись проходила в Кингсуэй-холле в Лондоне и была выпущена Decca в 1976 году и снова в 2013 году. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Симеоне, Найджел (2013). «Музыка, яркая для глаз и звучная для ушей» (Примечания Янниса Ксенакиса - Синафаи (Decca 478 5430)) . Лондон: Decca Music Group Limited. п. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ксенакис, Яннис (1986). Антихтон . Париж: Éditions Salabert.
- ^ Ксенакис, Яннис. «Антихтон» . iannis-xenakis.org . Друзья Янниса Ксенакиса . Проверено 5 мая 2015 г.