Джеймс Т. Уайли
Джеймс Т. Уайли | |
---|---|
![]() Джеймс Т. Уайли | |
Имя при рождении | Джеймс Томас Уайли |
Рожденный | Эвансвилл, Индиана , США | 2 августа 1918 г.
Умер | 3 мая 2000 г. Сиэтл, Вашингтон , США | (81 год)
Похороненный | Захоронение вне кладбища |
Верность | Соединенные Штаты Америки |
Услуга/ | Военно-воздушные силы армии США Начинали в составе армейской авиационной корпорации, затем перешли в ВВС. |
Лет службы | 1942–1965 |
Классифицировать | Подполковник |
Единица | 332-я истребительная группа |
Награды | |
Альма-матер | Университет Питтсбурга |
Супруг (а) | Руби Этилинн Уайли |
Отношения | Дети Мэри и Джим |
Другая работа | Представитель завода ВВС США |
Джеймс Томас Уайли (7 августа 1918 - 3 мая 2000) был офицером ВВС США / ВВС США и летчиком боевого истребителя 99-й эскадрильи преследования 332-й истребительной группы , наиболее известной как Летчики Таскиги или «Красные хвосты». ". [ 1 ] [ 2 ]
Один из первых афроамериканских боевых пилотов-истребителей США , Уайли был первым афроамериканским боевым пилотом, когда-либо приземлившимся на чужой земле во время боевой готовности в Северной Африке. [ 3 ] [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джеймс Т. Уайли родился 7 августа 1918 года в Эвансвилле, штат Индиана , округ Вандербург, в семье Джеймса Гарфилда Уайли (1881–1959) и Элли Лены Стюарт (1881–1958) из Маунт-Вернон, штат Индиана . [ 4 ] [ 5 ] Среди детей Уайли были Джеймс Т. Уайли, Кэролин Виктория Уайли (1922–2009), Логан Уильям Уайли (1920–2010), Мэри Эванс Уайли (1915–2012) и Уильям Стюарт Уайли (1920–1923). [ 4 ]
Хотя он родился в Индиане , он вырос в Хилл-Дистрикт на западе Пенсильвании. Он учился в средней школе в системе государственных школ Питтсбурга. Он учился в Питтсбургском университете по стипендии по специальности «Физика» и окончил его в 1940 году. [ 6 ] Хотя большинство его белых одноклассников по физике сразу же получили работу в крупных корпорациях, ему удалось устроиться только на работу шофёром. [ 1 ]
Он был женат на Руби Этилин Моррис Уайли (1919–2008) 55 лет. [ 4 ] [ 6 ] У них было трое детей: дочь Мэри и сыновья Джим и Билл. На момент его смерти в 2000 году у Уайли и его жены было восемь внуков. [ 6 ]
Обучение гражданских пилотов
[ редактировать ]В 1941 году он увидел местную рекламу бесплатных уроков полетов по программе подготовки гражданских пилотов на местном аэродроме. Он уволился с работы шофером и стал единственным небелым человеком, принятым среди пяти белых студентов. Несколько недель спустя он окончил курсы гражданских пилотов, получив рейтинг коммерческого пилота и инструктора. После окончания учебы он и его коллеги-пилоты отправились в местный ресторан, чтобы отпраздновать это событие. Когда ресторан отказался обслуживать его из-за его расы, все шестеро мужчин немедленно покинули ресторан в знак солидарности. [ 1 ]
Хотя его белые гражданские пилоты смогли немедленно получить предложения о работе в качестве пилотов, он не сразу получил предложение, пока не подал заявку на вакансию летного инструктора в программе подготовки гражданских пилотов Института Таскиги. Осенью 1941 года он присоединился к программе подготовки гражданских пилотов Института Таскиги в качестве преподавателя. [ 1 ]
Военная служба
[ редактировать ]
В 1942 году он поступил на Воздушного корпуса армии США курсы повышения квалификации летной подготовки на армейском аэродроме Таскиги . [ 1 ] 3 июля 1942 года Уайли окончил четырехмоторную секцию кадетского класса SE-42-F по программе, получив крылья и звание второго лейтенанта . [ 2 ] Родители Уайли присутствовали на выпускной церемонии. [ 1 ] Он был направлен в 332-й истребительной группы 99-ю истребительную эскадрилью . [ 1 ]
Записывая часы летной подготовки на аэродроме в Таллахасси, штат Флорида, без своего обычного афроамериканского наземного экипажа, Уайли разбил свой самолет после того, как расистский белый член экипажа, вероятно, связанный с Ку-клукс-кланом, вмешался и саботировал его самолет. [ 8 ]
В апреле 1943 года Уайли и его эскадрилья были отправлены в Северную Африку, в Касабланку. Уайли стал командиром звена 99-й эскадрильи. 5 мая 1943 года: Уайли и Грэм Смит были первыми двумя пилотами P-40 99-й истребительной эскадрильи, приземлившимися в Северной Африке, в Уэд-Нья во французском Марокко. [ 9 ] В конце 1943 года Уайли и его эскадрилья перебрались из Северной Африки на Сицилию. Купив на острове мотоцикл Ducati, Уайли врезался в грузовик, в результате чего его на несколько дней отправили в больницу. [ 1 ]
В качестве командира звена Уайли руководил самолетами эскадрильи для наземных атак на немецкий эшелон с 500 солдатами противника. Уайли разрушил двигатель и котел поезда, в результате чего немецкие солдаты бросились с поезда. [ 1 ] Уайли совершил 101 боевой вылет Во время Второй мировой войны . Весной 1944 года, после того как у него постоянно тряслись руки, Уайли сел на борт корабля, направлявшегося в Соединенные Штаты. Когда он вернулся в Питтсбург , газета Pittsburgh Courier и мэр Питтсбурга Корнелиус Д. Скалли объявили 26 июня 1944 года «Днем Уайли». Город провел Уайли по главной улице. [ 1 ]
После войны он оставался в ВВС США до выхода на пенсию в звании полковника в 1965 году. [ 8 ] [ 1 ]
Мятеж на поле Фримена
[ редактировать ]Он был одним из десяти офицеров, председательствовавших в делу полевого мятежа свободных граждан военном трибунале по . Их назначил генерал Фрэнк О'Дрисколл Хантер . Полковник Бенджамин О. Дэвис-младший , капитан Джордж Л. Нокс II , капитан Джеймс Т. Уайли, капитан Джон Х. Дюрен, капитан Чарльз Р. Стэнтон, капитан Уильям Т. Йейтс, капитан Элмор М. Кеннеди, капитан Фицрой Ньюсам , 1-й Лейтенант Уильям Роберт Минг- младший, 1-й лейтенант Джеймс И. Картер. Судьей-защитниками были: капитан Джеймс В. Редден и 1-й лейтенант Чарльз Б. Холл . [ 10 ]
Пост-военный
[ редактировать ]После ухода из ВВС США Уайли стал представителем завода ВВС США и инженером-заказчиком в компании Boeing в Сиэтле, штат Вашингтон , где работал над лунным орбитальным аппаратом . [ 1 ] [ 8 ] Когда Уайли перевез свою семью в скромный жилой район, его белые соседи начали продавать свои дома во время волны бегства белых . [ 1 ]
Уайли был членом яхт-клуба Квин-Сити. Ему также нравилось консультировать молодых людей в качестве волонтера в суде по делам несовершеннолетних округа Кинг. [ 6 ]
Смерть
[ редактировать ]3 мая 2000 года Уайли умер от сердечного приступа в своем доме в Сиэтле в возрасте 81 года. [ 6 ] На его поминальную службу, проходившую в университетской унитарной церкви в Сиэтле, пришло более 400 человек, и ее освещали местные телевизионные средства массовой информации. [ 1 ] [ 6 ] Уайли был похоронен не на кладбище.
См. также
[ редактировать ]- Указ № 9981
- Список летчиков Таскиги
- Список выпускных классов пилотов-кадетов летчиков Таскиги
- Военная история афроамериканцев
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Шарлин Смит-Ридель (15 июня 2020 г.). «Его легендарная жизнь: Джеймс Уайли, летчик Таскиги и американский герой войны» . Смитсоновский центр фольклора и культурного наследия . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Список пилотов летчиков Таскиги» . CAF Поднимитесь выше . Проверено 11 августа 2020 г. .
- ^ Хронология летчиков Таскиги. Дэниел Л. Холман. Отделение организационной истории. Агентство исторических исследований ВВС, авиабаза Максвелл, Алабама. 14 ноября 2011 г. «5 мая 1943 года: лейтенанты Джеймс Т. Уайли и Грэм Смит были первыми двумя пилотами P-40 99-й истребительной эскадрильи, приземлившимися в Северной Африке, в Уэд-Нья во Французском Марокко. (История 99-й истребительной эскадрильи) , март 1941-октябрь 1943).»
- ^ Jump up to: а б с «Джеймс Томас Уайли» . Семейное древо Вудсонов . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ «Джеймс Уайли; один из первых летчиков времен Второй мировой войны из Таскиги» . Лос-Анджелес Таймс . 12 мая 2000 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джошуа Робин (10 мая 2000 г.). «Пилот из Таскиги Джеймс Уайли совершил 101 вылет» . Сиэтл Таймс .
- ^ Райс, Маркус. «Люди и их самолеты: Истребители». Летчики Таскиги , 1 марта 2000 г.
- ^ Jump up to: а б с «Расовые предрассудки» . Монтичелло . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ CAF Поднимитесь выше. https://cafriseabove.org/wp-content/uploads/2020/05/05-RA.pdf
- ^ Рейли, Томас; Хоман, Линн (2008). Черные рыцари: История летчиков Таскиги (7-е изд.). Гретна Луизиана: Издательская компания Pelican. п. 203. ИСБН 9781455601257 . Проверено 24 сентября 2021 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Позже летчики Таскиги стали известны тем, что летали на самолетах P-51 с красной маркировкой, которая отличала летчиков Таскиги, включая красные полосы на носах P-51, а также красный руль направления; их P-51B и D Mustang летали в схожей цветовой гамме: с красными коками винтов, желтыми полосами на крыльях и полностью красным хвостовым оперением. [ 7 ]