Рабочая аристократия
Рабочая аристократия или рабочая аристократия (также аристократия труда ) имеет по крайней мере четыре значения: (1) как термин, имеющий марксистскую теоретическую основу; (2) как особый тип профсоюзного движения ; (3) как краткое описание революционными промышленными профсоюзами (такими как « Промышленные рабочие мира ») бюрократии ремесленного бизнес-юнионизма ; и (4) в 19-м и начале 20-го веков эта фраза также использовалась для определения более обеспеченных членов рабочего класса (как это использовал, например, Джек Лондон в «Людях бездны »).
Использование в марксизме
[ редактировать ]Часть серии о |
ленинизм |
---|
В марксистской теории те рабочие ( пролетарии ) в развитых странах, которые извлекают выгоду из сверхприбылей, извлекаемых из обедневших рабочих развивающихся стран, образуют «рабочую аристократию». Эта фраза была популяризирована Карлом Каутским в 1901 году и теоретизирована Владимиром Лениным в его трактате «Империализм, высшая стадия капитализма» . [ не удалось пройти проверку ] По словам Ленина, компании в развитом мире эксплуатируют рабочих в развивающихся странах, где заработная плата намного ниже. [ 1 ] [ нужна страница ] Увеличение прибылей позволяет этим компаниям платить более высокую заработную плату своим работникам «дома» (то есть в развитом мире), создавая таким образом рабочий класс, удовлетворенный своим уровнем жизни и не склонный к пролетарской революции . Это форма экспорта бедности, создающая « эксклав » низшего социального класса. Ленин утверждал, что империализм предотвратил усиление классовой поляризации в развитом мире.
Концепция рабочей аристократии вызывает споры среди марксистов. Хотя эту теорию формально разделяют большинство течений, позитивно идентифицирующих себя с Лениным, включая Коммунистический Интернационал , лишь немногие организации ставят теорию в центр своей работы. Этот термин наиболее широко используется в Соединенных Штатах, где он был популяризирован за десятилетие до Первой мировой войны Юджина В. Дебса и Социалистической партией « Промышленными рабочими мира» . В Великобритании этой теории придерживаются Коммунистическая партия Великобритании (марксистско-ленинская) и Революционная коммунистическая группа . Многие троцкисты , в том числе сам Лев Троцкий и первые конгрессы Четвертого Интернационала , приняли теорию рабочей аристократии, тогда как другие, в том числе Эрнест Мандель и Тони Клифф , считали, что эта теория имеет ошибочные аргументы или « третьего мира ». подтекст [ 2 ]
Албанский лидер и марксист Энвер Ходжа дал следующее объяснение развития рабочей аристократии после Второй мировой войны :
Развитие экономики на Западе после войны также оказало большое влияние на распространение оппортунистических и ревизионистских идей в коммунистических партиях. Да, Западная Европа была опустошена войной, но ее восстановление произошло относительно быстро. Американский капитал, хлынувший в Европу посредством « плана Маршалла », позволил реконструировать фабрики, заводы, транспорт и сельское хозяйство так, чтобы их производство быстро расширялось. Это развитие открыло множество рабочих мест и на длительный период не только поглотило всю свободную рабочую силу, но даже создало определенный дефицит рабочей силы.
Эта ситуация, принесшая буржуазии большие сверхприбыли, позволила ей несколько ослабить свои кошельки и в некоторой степени смягчить трудовые конфликты. В социальной области, в таких вопросах, как социальное страхование, здравоохранение, образование, трудовое законодательство и т. д., были приняты некоторые меры, за которые рабочий класс упорно боролся. Очевидное улучшение жизненного уровня трудящихся по сравнению с военным временем и даже до войны, быстрый рост производства, произошедший в результате реконструкции промышленности и сельского хозяйства и начала Техническая и научная революция, полная занятость рабочей силы открыли путь к расцвету среди несформировавшегося оппортунистического элемента взглядов о развитии капитализма без классовых конфликтов, о его способности избегать кризисов, ликвидации явления безработица и т. д. Вновь подтвердилось то главное учение марксизма-ленинизма, что периоды мирного развития капитализма становятся источником распространения оппортунизма. Новый слой рабочей аристократии, значительно увеличившийся за этот период, стал оказывать все более негативное влияние на ряды партий и их руководство, внедряя реформистские и оппортунистические взгляды и идеи.
Под давлением этих обстоятельств программы этих коммунистических партий все более сводились к демократическим и реформистским программам-минимум, а идея революции и социализма становилась все более отдаленной. Большая стратегия революционного преобразования общества уступила место малой стратегии решения актуальных проблем современности, которая абсолютизировалась и стала генеральной политической и идеологической линией.
— Энвер Ходжа [ 3 ]
Критика деловых союзов рабочих
[ редактировать ]Этот термин был первоначально придуман Михаилом Бакуниным в 1872 году как критика представления о том, что организованные рабочие являются наиболее радикальными. Бакунин писал: «Для меня цвет пролетариата не является, как для марксистов, высшим слоем, рабочей аристократией, теми, кто наиболее культурен, кто больше зарабатывает и живет комфортнее, чем все остальные рабочие. Именно этот полубуржуазный слой рабочих составил бы, если бы марксисты добились своего, их четвертый правящий класс. Это действительно могло бы произойти, если бы огромная масса пролетариата не защитилась от него в силу своего относительного благополучия и. На полубуржуазном положении этот верхний слой рабочих, к сожалению, слишком глубоко пропитан всеми политическими и социальными предрассудками, всеми узкими стремлениями и притязаниями буржуазии. Из всего пролетариата этот верхний слой является наименее социальным и наиболее индивидуалистическим. ." [ 4 ]
В Соединенных Штатах и Великобритании термин «рабочая аристократия» используется как неявная критика профсоюзов , которые объединяют высокооплачиваемых работников и не заинтересованы в объединении в профсоюзы работников со средним и низким доходом — даже в тех случаях, когда организация неорганизованность укрепит участвующие профсоюзы. Утверждается, что эти профсоюзы довольны тем, что остаются «рабочей аристократией». Примерами могут служить профсоюзы профессиональных спортсменов, которые повысили заработную плату определенному классу и без того высокооплачиваемых работников — профессиональных спортсменов — но отказываются объединять других работников, в том числе других сотрудников команд, в которых они работают. Обычно в нем обвиняли Ассоциацию пилотов авиалиний , Гильдию киноактеров и ряд других профсоюзов АФТ и Конгресса производственных профсоюзов (АФТ-КПП) в соответствии с моделью профсоюзного движения рабочей аристократии. [ нужна ссылка ]
В начале 20-го века в Соединенных Штатах «большинство профсоюзов Американской федерации труда (АФТ) не допускали неквалифицированных рабочих массового производства». [ 5 ] Селиг Перлман писал в 1923 году, что квалифицированные рабочие, организованные в профессиональные союзы, больше интересовались торговым сепаратизмом, чем трудовой солидарностью. [ 6 ] Ремесленники были способны требовать большего от своих работодателей в силу своей квалификации и предпочитали сражаться отдельно от неквалифицированных или полуквалифицированных рабочих. [ 6 ] По словам Перлмана, профсоюзы заявили, что их цель состоит в том, чтобы «защитить квалифицированные профессии Америки от нищенства». [ 7 ]
В 1905 году многие существующие профсоюзы активно лоббировали расистскую и антииммиграционную политику посредством создания пресловутой Лиги азиатского исключения . В том же году в Чикаго был сформирован новый профсоюз под названием «Промышленные рабочие мира» (IWW). IWW, также известный как Wobblies, существенно отличался от AFL:
- С самого начала IWW организовывалась без учета пола, навыков, расы, вероисповедания или национального происхождения. [ 8 ]
- AFL основывалась на ремеслах , в то время как IWW унаследовала традицию промышленного профсоюзного движения, инициатором которой выступили « Рыцари труда» , Американский железнодорожный союз и Западная федерация горняков (WFM). [ 9 ]
- IWW продвигала концепцию всех рабочих в одном большом профсоюзе . Всегда осознавая обычную практику, когда профессиональные союзы AFL пересекают линии пикетов друг друга, IWW приняла описание AFL, данное WFM, как «американское разделение труда». [ 10 ]
- IWW считал, что профсоюзам необходимо создать рабочее движение со структурой, которая бы точно отражала отрасли, которые они стремились организовать. В период с 1899 по 1903 год в корпорациях прокатилось мощное движение за слияния, и рабочие радикалы полагали, что «объединению капитала, представленному появлением новых трестов, необходимо противопоставить столь же единую организацию всего рабочего класса». [ 11 ]
С момента своего создания в 1905 году IWW критиковал существующие профессиональные союзы за создание «рабочей аристократии». [ 12 ] [ 13 ] Юджин В. Дебс писал, что «бывалые старые профсоюзные активисты» видели, что трудящиеся не смогут победить с помощью рабочего движения, которое у них есть. Дебс считал, что АФТ практиковала «организованную подлость» одного профсоюза к другому, участвовала в юрисдикционных ссорах, находилась во власти автократического руководства, а отношения между профсоюзными лидерами и миллионерами в Национальной гражданской федерации были слишком уютными. Лидеры ИРМ считали, что в АФТ слишком мало солидарности и слишком мало «прямого» трудового образования. Эти обстоятельства привели к тому, что мы слишком мало ценили то, что можно было выиграть, и слишком мало воли к этой победе. [ 14 ]
Воодушевленные классовой философией, которая рассматривала капитализм как экономическую систему, разделяющую общество на два класса — тех, кто владеет, управляет или правит; и тех, кому нужно продать только свой труд, - IWW заявила:
[...] рабочий класс и класс работодателей не имеют ничего общего. [...] Между этими двумя классами борьба должна продолжаться до тех пор, пока все трудящиеся [...] не возьмут и не удержат то, что они производят своим трудом через экономическую организацию рабочего класса. [ 15 ]
Напротив, АФТ заявила:
У нас нет конечных целей. Едем только изо дня в день. Мы боремся только за непосредственные цели — цели, которые можно реализовать за несколько лет [...] мы говорим в нашей конституции, что мы против теоретиков [...] мы все люди-практики. [ 16 ]
Историк труда Мелвин Дубофски написал следующее:
К 1896 году Гомперс и АФТ начали стремиться к примирению с капитализмом и американской системой. Хотя АФТ когда-то проповедовала неизбежность классового конфликта и необходимость отмены « наемного рабства », она медленно и почти незаметно начала провозглашать достоинства классовой гармонии и возможности более доброжелательного капитализма. [ 17 ]
Поэтому АФТ проповедовала «чистый и простой» профсоюзный подход. АФТ занималась «философией чистого сознания заработной платы»: По словам Селига Перлмана , [ 18 ] разработавший теорию труда «бизнес-юнионизм». Перлман рассматривал организацию ремесел как средство сопротивления наплыву волн иммигрантов. Организация, основанная на ремесленных навыках, предоставила контроль над доступом к работе. [ 19 ]
В то время как профессиональные союзы обеспечивали хорошую защиту привилегий членства, такие конвенции, как ограниченные по времени контракты и обязательства не бастовать в знак солидарности с другими работниками, серьезно ограничивали способность профессиональных союзов производить изменения в обществе в целом, оставляя только неэффективные средства. предоставленное элитным обществом, в котором доминирует бизнес, то есть избирательная политика, лоббистский конгресс и недавно ослабленное экономическое оружие - забастовка, ограниченная судебными запретами. Однако АФТ приняла это «деловое» и «прагматичное» мировоззрение, приняв девиз «Справедливая дневная заработная плата за справедливый дневной труд». [ 20 ]
АФТ пережила классовое сознание, выраженное в Преамбуле ее основания, но ИРМ поставила перед собой цель отменить наемное рабство . тенденциями АФТ, В 1908 году ИРМ отреагировала на то, что она считала классовым коллаборационистским новой формулировкой преамбулы ИРМ:
Вместо консервативного девиза: «Справедливая дневная заработная плата за справедливый дневной труд» мы должны начертать на своем знамени революционный лозунг: «Отмена системы заработной платы». [...] Производственная армия должна быть организована не только для повседневной борьбы с капиталистами, но и для продолжения производства, когда капитализм будет свергнут. [ 21 ]
ИРМ считала себя ответом на консерватизм АФТ. IWW разработал множество творческих тактик в своем стремлении «построить новый мир в оболочке старого». [ 21 ] Поскольку АФТ отказалась выступать в качестве союзника в таком деле, «Уоббли» стремились развивать солидарность со всеми рядовыми работниками, одновременно критикуя или подражая профсоюзному руководству АФТ. Профсоюзные «боссы» АФТ назывались (и до сих пор называются) «вобблисами» как « карточки ». Для ИРМ вся профсоюзная бюрократия АФТ функционировала в значительной степени как «рабочая аристократия». В этом отношении взгляды IWW не сильно изменились за прошедшие годы. [ нужна ссылка ]
Основные профсоюзы развивались, охватывая некоторые принципы индустриального профсоюзного движения и (во многих случаях) открывая свои двери более широкому спектру рабочего класса. Однако есть много аспектов бизнес-юнионизма, которые профсоюзные активисты-солидаристы все еще считают подозрительными: тенденция действовать как бизнес, а не в соответствии с «профсоюзными принципами»; возведение на престол элитных иерархий руководства, которые нелегко отозвать членам; получение значительного дохода от продажи страховок или кредитных карт, что, возможно, приводит к конфликту интересов; уровень вознаграждения профсоюзных лидеров, который ближе к уровню вознаграждения руководителей корпораций, чем рядовых работников; принятие решений сверху вниз; и налаживание отношений с руководством корпораций или политических партий, к которым рядовые сотрудники могут относиться с подозрением. [ нужна ссылка ]
Все профсоюзные движения тем или иным образом направлены на повышение социального или экономического статуса рабочих или профсоюзных привилегий. Существенная разница между профсоюзным движением с рабочей аристократией и профсоюзным движением, основанным на классовой солидарности, заключается в том, как и в какой степени функционируют структура, бюрократия и, в частности, политика и практика этого профсоюзного движения, либо оставить этот уровень повышенных привилегий как статус -кво или признать необходимость построения структурных отношений, продвижения образования и участия в мероприятиях солидарности с конкретным намерением превратить достижения в усилия по повышению статуса всех трудящихся. [ нужна ссылка ]
В маоистском третьем мире
[ редактировать ]В своей книге « Поселенцы» 1983 года Дж. Сакаи утверждает, что классовая система в Соединенных Штатах построена на геноциде коренных американцев и порабощении африканцев и что белый рабочий класс в Соединенных Штатах представляет собой привилегированную рабочую аристократию, лишенную пролетарского сознания. . Утверждая, что белый рабочий класс обладает мелкобуржуазным и реформистским сознанием, в книге утверждается, что колонизированные народы Соединенных Штатов составляют пролетариат .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Коуп, Зак (2015). Разделенный мир, разделенный класс .
- ^ Миф о рабочей аристократии. Часть 1 (2006). Проверено 18 октября 2009 г.
- ^ Энвер Ходжа (1980). Еврокоммунизм – это антикоммунизм . Тирана. 8 ноября Издательство. стр. 82–83.
- ^ Долгофф, Сэм (1 июня 1980 г.). Бакунин об анархизме (переработанная ред.). Книги Черной розы. ISBN 978-0-919619-06-7 .
- ^ Уильям Кан (1972). Иллюстрированная история американского труда . п. 231.
- ^ Jump up to: а б Селиг Перлман (1922) [2011]. История профсоюзного движения в Соединенных Штатах . Забытые книги. п. 116.
- ^ Селиг Перлман (1922) [2011]. История профсоюзного движения в Соединенных Штатах . Забытые книги. п. 118.
- ^ Стюарт Берд, Дэн Георгакас и Дебора Шаффер (1985). Солидарность навсегда: устная история ИРМ . п. 140.
- ^ Мелвин Дубофски (1987). « Большой Билл» Хейвуд . п. 20 и 33.
- ^ Уильям Кан (1972). Иллюстрированная история американского труда . п. 201.
- ^ Дэвид Брандейдж (1994). Становление западного рабочего радикализма: организованные рабочие Денвера, 1878–1905 гг . п. 139.
- ^ Пол Фредерик Бриссенден (1919). IWW Исследование американского синдикализма . Колумбийский университет. п. 87.
- ^ Гиббс М. Смит (1984). Джо Хилл . п. 2.
- ^ Фред В. Томпсон и Патрик Мерфин (1976). IWW: его первые семьдесят лет . п. 5.
- ^ «Конституция и подзаконные акты промышленных рабочих мира, Преамбула » (1905). Проверено 24 июня 2007 г.
- ^ Уильям Кан (1972). Иллюстрированная история американского труда . п. 139 и 206.
- ^ Мелвин Дубофски (1987). « Большой Билл» Хейвуд . п. 17.
- ^ Уильям Кан (1972). Иллюстрированная история американского труда . п. 137.
- ^ Дэниел Р. Фьюзефельд (1985). Подъем и подавление радикального труда . стр. 6–7.
- ^ Уильям Кан (1972). Иллюстрированная история американского труда . п. 137 и 139.
- ^ Jump up to: а б «Конституция и подзаконные акты промышленных рабочих мира, Преамбула» (1908 г.). Проверено 24 июня 2007 г.