Брит ХаКанаим
Брит ХаКанаим | |
---|---|
Альянс фанатиков | |
Лидеры | Шломо Лоринц (1918–2009) Мордехай Элияху (1929–2010) |
Фундамент | 10 апреля 1950 г. |
Даты работы | 1950–1953 |
Растворенный | 1953 |
Страна | Израиль |
Идеология | Еврейская ортодоксия |
Размер | 35 участников |
террористической группой Признана | Государство Израиль |
Брит ха-Канаим (ивр. בְּרִית הַקַנַאִים, букв. « Завет зелотов» ) была радикальной еврейской подпольной организацией, действовавшей в Израиле между 1950 и 1953 годами в противовес широко распространенной тенденции секуляризации в стране.
Группа состояла из нескольких десятков мальчиков и девочек, которые были студентами иешивы Порат Йосеф в Иерусалиме . На пике своего развития в подполье насчитывалось более 35 членов.
Среди ее членов были раввин Мордехай Элияху , который позже служил главным сефардским раввином Израиля , и Шломо Лоринц, который позже служил председателем Кнессета Финансового комитета как член Агудат Исраэль .
Конечной целью движения было введение еврейского закона в Государстве Израиль и создание галахического государства. Арест членов подполья вынес на общественную повестку дня вопросы взаимоотношений между религиозными группами и государственными учреждениями в Государстве Израиль, а также вопросы надлежащего обращения с задержанными и использования правил административного задержания для обеспечения соблюдения закона об чрезвычайных ситуациях. политические и религиозные движения.
Происхождение
[ редактировать ]
Вечером 14 мая 1948 года « суверенитет Государства Израиль был торжественно провозглашен во время церемонии в Тель-Авивском музее – настоящее венец сионистского движения спустя полвека после его учредительного конгресса». [ 1 ] Через несколько часов после публичного чтения Декларации независимости премьер-министром Временного правительства Давидом Бен-Гурионом «новое еврейское государство было признано Соединенными Штатами и Советским Союзом ». [ 1 ] Это событие вызвало настоящий «шок, испытанный православными общинами». [ 2 ] Новое государство, которое заявляло, что оно светское , «продвигало набор принципов и идеологий , которые не исходили из первоначальных еврейских источников Израиля. Члены ультраортодоксальных общин верили, что только Мессия, потомок царя Давида, может быть основатель еврейского суверенного государства и Третьего Храма , и поэтому они считали зарождающееся государство осквернением давней еврейской традиции». [ 2 ] Появление Государства Израиль, по сути, вывело на вершину власти сионистского движения главных представителей – в первую очередь Бен-Гуриона, который в 1946 году был назначен лидером Всемирной сионистской организации . [ 3 ] Исторически сионизм сложился как «национальное движение, возглавляемое евреями, которые восстали против ортодоксального руководства, за которым последовала модернизация еврейской жизни, начавшаяся в 18 веке». [ 4 ] «Европейские» евреи, стремившиеся получить всестороннее и современное образование и овладеть современными мирскими профессиями, постепенно выходили из своих закрытых общин и интегрировались в окружающие общества. Эти эмансипированные и модернизированные общины в Европе помогли сформировать новые формы и выражения еврейской идентичности . «Все более очевидный разрыв между этими евреями и их традиционными обществами позволил создать различные интерпретации еврейских заповедей и новые источники власти ». [ 4 ] С другой стороны, хотя сионизм и признавал еврейскую религию фундаментальной частью, придающей национальную идентичность Израилю, он оказался в положении «не только необходимости бросить вызов религиозным институтам, представляя свою национальную судьбу, но и отделиться, чтобы уйти от что символизировала религиозность». [ 4 ] Национальный перезапуск потребовал разрыва с прошлым и попытки заменить иудаизм, религию, отождествляемую с далеким прошлым, с «современной идентичностью, основанной на культуре, этнической принадлежности , историческом чувстве принадлежности к еврейскому народу и активном подходе к еврейскому народу». будущее ". [ 4 ] О соотношении религиозной ортодоксальности и сионизма и его политическом сопряжении говорят слова Теодора Герцля , который в своей программной книге «Еврейское государство» писал:
Должны ли мы стать теократией? Нет. Вера нас объединяет, знания дают свободу. Поэтому мы предотвратим проявление теократических тенденций в первую очередь своим священством. Мы будем держать наших священников в пределах их храмов так же, как мы будем держать нашу армию в границах их баррикад.
— Теодор Герцль, Еврейское государство , с. 57
Эти разногласия привели к серии столкновений между религиозными лидерами ортодоксальных общин, намерением которых было сделать Израиль галахическим государством , и политическими элитами, которые хотели повести Израиль по пути секуляризации и модернизации .
Создание метро
[ редактировать ]
Лидеры
[ редактировать ]Ешива Порат Йосеф хотела оставаться чуждой этим модернизирующим импульсам и открытиям наружу. Населявшее его сообщество исследователей священных текстов иудаизма, согласно которому каждый предмет, считавшийся «мирским», оставлялся вне курса изучения , могло быть лишь идеальной кузницей деятелей среди студентов в открытом контрасте с секуляризацией. что израильское правительство намеревалось навязать. В частности, центральную роль в этой борьбе против Государства Израиль сыграли два студента ешивы Порат Йосеф: раввин Мордехай Элияху и раввин Шломо Лоринц .
- Раввин Мордехай Элияху родился 3 марта 1929 года в еврейском квартале Иерусалима . Он был сыном иракского еврейского раввина Салмана Элияху , каббалиста из Иерусалима, и его жены Мазал, сестры раввина Йехуды Цадки , занимавшего различные должности в иешиве Порат Йосеф. Именно благодаря этому знакомству, несмотря на финансовые трудности, которые испытывала его семья, Элиягу смог начать обучение в иешиве Порат Йосеф. Он был учеником не только самого раввина Цадки, но и раввина Эзры Аттии .
- С другой стороны, раввин Шломо Лоринц приехал из Будапешта . С 1933 по 1935 год он учился у раввина Яакова Ечезкии Гринвальда в Папской ешиве в Венгрии. В конце 1935 года он уехал в Польшу для обучения в Мирской иешиве . Затем он вернулся в Венгрию, а оттуда Лоринц эмигрировал в Подмандатную Палестину в 1939 году и участвовал в нелегальной иммиграции евреев из Венгрии. Оказавшись в Израиле, он вступил в контакт с молодежными группами партии «Агудат Исраэль» и продолжил обучение в иешиве «Порат Йосеф». [ 5 ]
Учредительное собрание
[ редактировать ]Их судьбы пересеклись во время пасхальной недели 1950 года, когда они вместе с тремя другими студентами ешивы Порат Йосеф тайно встретились. Эта встреча завершилась 10 апреля созданием новой подпольной организации : Брит ха-Канаим « Соглашение фанатиков или ». Затем первоначальная группа начала набирать других студентов ешивы, которые, как они знали и ожидали, согласятся присоединиться к группе. На пике своего развития группа состояла из более чем тридцати пяти студентов, разделенных на команды по шесть человек в каждой. [ 6 ] Вот как раввин Мордехай Элияху вспоминал мотивы и обстоятельства создания организации:
Я чувствовал, что евреи страдают от комплекса неполноценности, который привел их к еще большему ощущению недооценки с другой стороны... на восьмой день нисана (= 10 апреля) 1950 года мы встретились в иешиве Порат Йосеф и решили создать организацию с целью пробудить еврейскую гордость. Нас было пятеро.
- Эхуд Спринзак, Брат против брата , с. 65
Организация и мотивация
[ редактировать ]
Согласно идеологическим представлениям членов организации, сформировавшимся на основе религиозного образования, привитого им в ешиве, существовало три основные причины трений и конфронтации с инициативами израильского правительства: национальная система образования , день Шаббат и вербовка женщин в ЦАХАЛ («Силы обороны Израиля»). Среди ортодоксальных общин политика израильского правительства, настаивающая на том, чтобы дети еврейских иммигрантов, в основном религиозных или традиционалистов, прибывших после появления Государства Израиль, обучались в светской национальной системе образования, вскоре стала непопулярной. Это вызвало большой гнев среди религиозной и ультраортодоксальной общественности.
Члены Брит ха-Канаим восприняли это «как начальную фазу культурной войны, призванной положить конец православному миру, и поэтому почувствовали себя обязанными сражаться с ней». [ 7 ] Сам раввин Мордехай Элияху вспоминал, что его опасения и последующее намерение создать Брит ха-Канаим были связаны с вопросом образования:
Когда я был в ешиве Порат Йосеф, я впервые узнал, что происходит с образовательной ситуацией детей-иммигрантов в лагерях для вновь прибывших... Я не мог терпеть эту катастрофу... Я не мог терпеть эту катастрофу.. .Я думал, что мы могли бы использовать подпольное движение для установления в стране образа жизни, основанного на Торе....
- Эхуд Спринзак, Брат против брата , с. 65
Помимо «образовательного конфликта», существовала также проблема субботы, которая усиливала напряженность между светскими и религиозными. Помимо нападок, связанных с разногласиями по поводу субботы, и дальнейших жестоких демонстраций православных общин с требованием прекратить любую публичную деятельность в субботу, было не меньше светских контрдемонстраций . Например, «анонимные светски настроенные люди напали на тогдашнего транспорта министра Давида-Цви Пинкаса (1895–1952) в ответ на установленные им правила субботы (из-за нехватки нефти правительство оговорило, что для два дня в неделю движения не было, а в один из этих дней была суббота)». [ 2 ]
Последний момент, который находится на рассмотрении, — это вопрос набора женщин в регулярную израильскую армию. За несколько дней до основания Государства Израиль было достигнуто соглашение между Бен-Гурионом и общественными религиозными лидерами, согласно которому любая молодая девушка, чья религиозная приверженность была подтверждена, будет освобождена от военной службы. [ 2 ] Однако после создания ЦАХАЛа политические лидеры страны неустанно работали над отменой соглашения. 14 мая 1951 года в Кнессете прошли дебаты по поправке к щекотливому вопросу вербовки женщин в ЦАХАЛ. Столкнувшись с этим, Мордехай Элияху заявил:
Я понял, что нам нужно ответить... что разговоры не помогут; нам пришлось предпринять более радикальные меры. Целью было донести до Кнессета, что существуют круги, выступающие против закона.
— Педазур, Ами; Перлигер, Арье, Еврейский терроризм в Израиле , с. 34
Основные атаки
[ редактировать ]
Первые атаки
[ редактировать ]19 января 1951 года была предпринята двойная попытка поджечь несколько автомобилей в северном Иерусалиме. Владельцы . машин ездили в субботу, в которую, по еврейской традиции, запрещено заниматься любым видом труда – лит мелаха (множественное число: мелахот ). В тот же день большое количество пропитанных бензином мешков было размещено в гараже крупнейшего транспортного оператора Израиля « Эгед » в знак протеста против движения общественного транспорта в субботу. [ 6 ]
Этими двумя актами насилия террористическая организация Брит ха-Канаим дебютировала на сцене недавно созданного Государства Израиль. На самом деле организация уже начала свою деятельность в предыдущие месяцы, когда она разослала письма с угрозами компаниям такси в Иерусалиме, работающим по субботам. [ 8 ] Члены организации также путешествовали по Иерусалиму, отмечая автомобили, едущие в субботу. Номерные знаки были записаны путем складывания соответствующих номеров страниц в книгах Гемары , которые они носили с собой, чтобы не осквернять Шаббат. После этого опознанные автомобили были подожжены самодельными коктейлями Молотова . [ 6 ]
Операция «Невеста» и операция «Дыня»
[ редактировать ]14 мая 1951 года Кнессет, как обычно, собрался в Бейт-Фрумине в Иерусалиме, чтобы обсудить поправку к вопросу о вербовке женщин в ЦАХАЛ. Электричество в здание было подведено от расположенной неподалеку гостиницы «Эдем» . План, разработанный Бритом ХаКанаимом, заключался в том, что после того, как самодельная дымовая шашка в здание была брошена , другой активист по имени Ноа Вермессер должен был отключить электричество в Кнессете. Эта инициатива получила подпольное прозвище «Операция «Невеста». [ 6 ] В то же время должна была состояться новая атака. Целью были военкоматы Минобороны , архивы которых должны были быть подожжены и уничтожены. Кодовым названием в данном случае была «Операция Дыня». [ 9 ] После досрочного закрытия заседания Кнессета и до того, как они успели реализовать свой план, члены группировки были арестованы ШАБАКом , сумевшим внедрить двух агентов в подпольную сеть . После длительных расследований большинство арестованных членов группы были постепенно освобождены, и только четверо лидеров организации предстали перед судом и были привлечены к ответственности: Иегуда Ридер , Мордехай Элияху , Элиягу Рафуль-Рафаэль и Ной Вермессер . Все получили сроки от шести месяцев до одного года лишения свободы. [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]Это был один из первых очевидных случаев, когда религиозная элита, воспитанная в соответствии с принципами и учением, передаваемыми в ешиве Порат Йосеф, решила создать террористическую организацию на идеологически-религиозной основе. Целью последнего было открыто бросить вызов политическому классу , который угрожал превратить религию и ее краеугольные камни в основу новой национальной идентичности.
Эти раввины рассматривали религию и политику не как два отдельных и различных направления, а как неизбежно переплетенные, поскольку не может быть народа Израиля без соблюдения содержащихся в них священных текстов и заповедей . По мнению членов Брит ха-Канаим, единственное истинное государство Израиль уже имело свой собственный закон: Галаху, которую они изучали. Таким образом, любая альтернатива была бы атакой как на еврейскую традицию, так и на сам еврейский народ. В их глазах терроризм был единственной реальной возможностью, несмотря на неприятие израильского правительства, для «установления ортодоксального режима, основанного на принципе Божьей справедливости , диктаторского режима без демократии». [ 10 ] навязывая, «чтобы все граждане жили согласно Торе, влияя на существующую систему правления». [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Королевство Израиль , еще одна радикальная подпольная группа, действующая в то же время.
- Ортодоксальный иудаизм
- Государство Израиль
- Шаббат
- Армия обороны Израиля
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Блэк, Ян (2017). Враги и соседи: арабы и евреи в Палестине и Израиле, 1917–2017 гг . Великобритания: Аллен Лейн. п. 129. ИСБН 978-0241004425 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Педазур, Ами (2011). Еврейский терроризм в Израиле . Арье Перлигер. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 34. ISBN 978-0-231-15446-8 . OCLC 317068141 .
- ^ Бреннер, Майкл (2003). Сионизм: краткая история . Принстон: М. Винер. п. 184. ИСБН 1-55876-300-7 . OCLC 50774465 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бен-Порат, Гай (2013). Между государством и синагогой: секуляризация современного Израиля . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 29–30. ISBN 978-1-139-61557-0 . OCLC 823724546 .
- ↑ «Гаарец», 16 мая 1951 г., «42 человека арестованы по подозрению в попытке взрыва в Кнессете», стр. 1. Цитируется по Pedahzur, A.; Перлигер, А. (2011). Еврейский терроризм в Израиле . Нью-Йорк. Издательство Колумбийского университета, с. 33 ISBN 978-0-231-15446-8
- ^ Перейти обратно: а б с д «Больше разоблачений об операции по взятке» . Давар . 1 июня 1951 г. с. 8. Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Спринзак, Эхуд (1999). Брат против брата: насилие и экстремизм в израильской политике от Альталены до убийства Рабина . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса. п. 65. ИСБН 0-684-85344-2 . OCLC 39515042 .
- ^ «Примените испытание шейных подушек» . Давар . 31 мая 1951 г. с. 4. Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Педазур, Ами (2011). Еврейский терроризм в Израиле . Арье Перлигер. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 36. ISBN 978-0-231-15446-8 . OCLC 317068141 .
- ^ Перейти обратно: а б Хазофе, 19 июня 1951 г., «Расследование по делу Брит ха-Канаим близко к завершению: в суд представлено более 1000 документов», с. 2. Цитируется по Pedahzur, A.; Перлигер, А. (2011) Еврейский терроризм в Израиле . Нью-Йорк. Издательство Колумбийского университета, с. 35 ISBN 978-0-231-15446-8
Библиография
[ редактировать ]- Спринзак, Эхуд (1999). Брат против брата: насилие и экстремизм в израильской политике от Альталены до убийства Рабина . Флоренция, Массачусетс: Свободная пресса. ISBN 978-0684853444 .
- Бреннер, Майкл (2003). Сионизм: Краткая история (1-е изд.). Принстон: Издательство Маркуса Винера. ISBN 978-1558763012 .
- Педазур, Ами; Перлигер, Арье (2011). Еврейский терроризм в Израиле . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-154475 .
- Бен-Порат, Гай (2013). Между государством и синагогой: секуляризация современного Израиля . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107003446 .
- Герцль, Теодор (2015). Еврейское государство: предложение современного решения еврейского вопроса . Скоттс-Вэлли, Калифорния: Независимый паб Createspace. ISBN 978-1508629603 .
- Блэк, Ян (2017). Враги и соседи: арабы и евреи в Палестине и Израиле, 1917-2017 гг . Нью-Йорк: Atlantic Monthly Press. ISBN 978-0802127037 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Национальная библиотека Израиля» . Архивировано из оригинала 16 июня 2022 года.
- «Еврейская виртуальная библиотека» . Архивировано из оригинала 16 июня 2022 года.
- «Официальный сайт Кнессета» . Архивировано из оригинала 16 июня 2022 года.