Jump to content

Брит ХаКанаим

Брит ХаКанаим
Альянс фанатиков
Лидеры Шломо Лоринц (1918–2009) Мордехай Элияху (1929–2010)
Фундамент 10 апреля 1950 г.
Даты работы 1950–1953
Растворенный 1953
Страна Израиль
Идеология Еврейская ортодоксия
Размер 35 участников
террористической группой Признана Государство Израиль

Брит ха-Канаим (ивр. בְּרִית הַקַנַאִים, букв. « Завет зелотов» ) была радикальной еврейской подпольной организацией, действовавшей в Израиле между 1950 и 1953 годами в противовес широко распространенной тенденции секуляризации в стране.

Группа состояла из нескольких десятков мальчиков и девочек, которые были студентами иешивы Порат Йосеф в Иерусалиме . На пике своего развития в подполье насчитывалось более 35 членов.

Среди ее членов были раввин Мордехай Элияху , который позже служил главным сефардским раввином Израиля , и Шломо Лоринц, который позже служил председателем Кнессета Финансового комитета как член Агудат Исраэль .

Конечной целью движения было введение еврейского закона в Государстве Израиль и создание галахического государства. Арест членов подполья вынес на общественную повестку дня вопросы взаимоотношений между религиозными группами и государственными учреждениями в Государстве Израиль, а также вопросы надлежащего обращения с задержанными и использования правил административного задержания для обеспечения соблюдения закона об чрезвычайных ситуациях. политические и религиозные движения.

Происхождение

[ редактировать ]
Иешива Порат Йосеф в старом городе Иерусалима, каким он был до 1948 года.

Вечером 14 мая 1948 года « суверенитет Государства Израиль был торжественно провозглашен во время церемонии в Тель-Авивском музее – настоящее венец сионистского движения спустя полвека после его учредительного конгресса». [ 1 ] Через несколько часов после публичного чтения Декларации независимости премьер-министром Временного правительства Давидом Бен-Гурионом «новое еврейское государство было признано Соединенными Штатами и Советским Союзом ». [ 1 ] Это событие вызвало настоящий «шок, испытанный православными общинами». [ 2 ] Новое государство, которое заявляло, что оно светское , «продвигало набор принципов и идеологий , которые не исходили из первоначальных еврейских источников Израиля. Члены ультраортодоксальных общин верили, что только Мессия, потомок царя Давида, может быть основатель еврейского суверенного государства и Третьего Храма , и поэтому они считали зарождающееся государство осквернением давней еврейской традиции». [ 2 ] Появление Государства Израиль, по сути, вывело на вершину власти сионистского движения главных представителей – в первую очередь Бен-Гуриона, который в 1946 году был назначен лидером Всемирной сионистской организации . [ 3 ] Исторически сионизм сложился как «национальное движение, возглавляемое евреями, которые восстали против ортодоксального руководства, за которым последовала модернизация еврейской жизни, начавшаяся в 18 веке». [ 4 ] «Европейские» евреи, стремившиеся получить всестороннее и современное образование и овладеть современными мирскими профессиями, постепенно выходили из своих закрытых общин и интегрировались в окружающие общества. Эти эмансипированные и модернизированные общины в Европе помогли сформировать новые формы и выражения еврейской идентичности . «Все более очевидный разрыв между этими евреями и их традиционными обществами позволил создать различные интерпретации еврейских заповедей и новые источники власти ». [ 4 ] С другой стороны, хотя сионизм и признавал еврейскую религию фундаментальной частью, придающей национальную идентичность Израилю, он оказался в положении «не только необходимости бросить вызов религиозным институтам, представляя свою национальную судьбу, но и отделиться, чтобы уйти от что символизировала религиозность». [ 4 ] Национальный перезапуск потребовал разрыва с прошлым и попытки заменить иудаизм, религию, отождествляемую с далеким прошлым, с «современной идентичностью, основанной на культуре, этнической принадлежности , историческом чувстве принадлежности к еврейскому народу и активном подходе к еврейскому народу». будущее ". [ 4 ] О соотношении религиозной ортодоксальности и сионизма и его политическом сопряжении говорят слова Теодора Герцля , который в своей программной книге «Еврейское государство» писал:

Должны ли мы стать теократией? Нет. Вера нас объединяет, знания дают свободу. Поэтому мы предотвратим проявление теократических тенденций в первую очередь своим священством. Мы будем держать наших священников в пределах их храмов так же, как мы будем держать нашу армию в границах их баррикад.

Теодор Герцль, Еврейское государство , с. 57

Эти разногласия привели к серии столкновений между религиозными лидерами ортодоксальных общин, намерением которых было сделать Израиль галахическим государством , и политическими элитами, которые хотели повести Израиль по пути секуляризации и модернизации .

Создание метро

[ редактировать ]
Раввин Шломо Лоринц после своего избрания в Кнессет 30 декабря 1951 года.

Ешива Порат Йосеф хотела оставаться чуждой этим модернизирующим импульсам и открытиям наружу. Населявшее его сообщество исследователей священных текстов иудаизма, согласно которому каждый предмет, считавшийся «мирским», оставлялся вне курса изучения , могло быть лишь идеальной кузницей деятелей среди студентов в открытом контрасте с секуляризацией. что израильское правительство намеревалось навязать. В частности, центральную роль в этой борьбе против Государства Израиль сыграли два студента ешивы Порат Йосеф: раввин Мордехай Элияху и раввин Шломо Лоринц .

Учредительное собрание

[ редактировать ]

Их судьбы пересеклись во время пасхальной недели 1950 года, когда они вместе с тремя другими студентами ешивы Порат Йосеф тайно встретились. Эта встреча завершилась 10 апреля созданием новой подпольной организации : Брит ха-Канаим « Соглашение фанатиков или ». Затем первоначальная группа начала набирать других студентов ешивы, которые, как они знали и ожидали, согласятся присоединиться к группе. На пике своего развития группа состояла из более чем тридцати пяти студентов, разделенных на команды по шесть человек в каждой. [ 6 ] Вот как раввин Мордехай Элияху вспоминал мотивы и обстоятельства создания организации:

Я чувствовал, что евреи страдают от комплекса неполноценности, который привел их к еще большему ощущению недооценки с другой стороны... на восьмой день нисана (= 10 апреля) 1950 года мы встретились в иешиве Порат Йосеф и решили создать организацию с целью пробудить еврейскую гордость. Нас было пятеро.

- Эхуд Спринзак, Брат против брата , с. 65

Организация и мотивация

[ редактировать ]
Раввин Мордехай Элияху

Согласно идеологическим представлениям членов организации, сформировавшимся на основе религиозного образования, привитого им в ешиве, существовало три основные причины трений и конфронтации с инициативами израильского правительства: национальная система образования , день Шаббат и вербовка женщин в ЦАХАЛ («Силы обороны Израиля»). Среди ортодоксальных общин политика израильского правительства, настаивающая на том, чтобы дети еврейских иммигрантов, в основном религиозных или традиционалистов, прибывших после появления Государства Израиль, обучались в светской национальной системе образования, вскоре стала непопулярной. Это вызвало большой гнев среди религиозной и ультраортодоксальной общественности.

Члены Брит ха-Канаим восприняли это «как начальную фазу культурной войны, призванной положить конец православному миру, и поэтому почувствовали себя обязанными сражаться с ней». [ 7 ] Сам раввин Мордехай Элияху вспоминал, что его опасения и последующее намерение создать Брит ха-Канаим были связаны с вопросом образования:

Когда я был в ешиве Порат Йосеф, я впервые узнал, что происходит с образовательной ситуацией детей-иммигрантов в лагерях для вновь прибывших... Я не мог терпеть эту катастрофу... Я не мог терпеть эту катастрофу.. .Я думал, что мы могли бы использовать подпольное движение для установления в стране образа жизни, основанного на Торе....

- Эхуд Спринзак, Брат против брата , с. 65

Помимо «образовательного конфликта», существовала также проблема субботы, которая усиливала напряженность между светскими и религиозными. Помимо нападок, связанных с разногласиями по поводу субботы, и дальнейших жестоких демонстраций православных общин с требованием прекратить любую публичную деятельность в субботу, было не меньше светских контрдемонстраций . Например, «анонимные светски настроенные люди напали на тогдашнего транспорта министра Давида-Цви Пинкаса (1895–1952) в ответ на установленные им правила субботы (из-за нехватки нефти правительство оговорило, что для два дня в неделю движения не было, а в один из этих дней была суббота)». [ 2 ]

Последний момент, который находится на рассмотрении, — это вопрос набора женщин в регулярную израильскую армию. За несколько дней до основания Государства Израиль было достигнуто соглашение между Бен-Гурионом и общественными религиозными лидерами, согласно которому любая молодая девушка, чья религиозная приверженность была подтверждена, будет освобождена от военной службы. [ 2 ] Однако после создания ЦАХАЛа политические лидеры страны неустанно работали над отменой соглашения. 14 мая 1951 года в Кнессете прошли дебаты по поправке к щекотливому вопросу вербовки женщин в ЦАХАЛ. Столкнувшись с этим, Мордехай Элияху заявил:

Я понял, что нам нужно ответить... что разговоры не помогут; нам пришлось предпринять более радикальные меры. Целью было донести до Кнессета, что существуют круги, выступающие против закона.

Педазур, Ами; Перлигер, Арье, Еврейский терроризм в Израиле , с. 34

Основные атаки

[ редактировать ]
Бейт-Фрумин в 2006 году. Это была временная резиденция израильского парламента, Кнессета , с 1950 по 1966 год.

Первые атаки

[ редактировать ]

19 января 1951 года была предпринята двойная попытка поджечь несколько автомобилей в северном Иерусалиме. Владельцы . машин ездили в субботу, в которую, по еврейской традиции, запрещено заниматься любым видом труда – лит мелаха (множественное число: мелахот ). В тот же день большое количество пропитанных бензином мешков было размещено в гараже крупнейшего транспортного оператора Израиля « Эгед » в знак протеста против движения общественного транспорта в субботу. [ 6 ]

Этими двумя актами насилия террористическая организация Брит ха-Канаим дебютировала на сцене недавно созданного Государства Израиль. На самом деле организация уже начала свою деятельность в предыдущие месяцы, когда она разослала письма с угрозами компаниям такси в Иерусалиме, работающим по субботам. [ 8 ] Члены организации также путешествовали по Иерусалиму, отмечая автомобили, едущие в субботу. Номерные знаки были записаны путем складывания соответствующих номеров страниц в книгах Гемары , которые они носили с собой, чтобы не осквернять Шаббат. После этого опознанные автомобили были подожжены самодельными коктейлями Молотова . [ 6 ]

Операция «Невеста» и операция «Дыня»

[ редактировать ]

14 мая 1951 года Кнессет, как обычно, собрался в Бейт-Фрумине в Иерусалиме, чтобы обсудить поправку к вопросу о вербовке женщин в ЦАХАЛ. Электричество в здание было подведено от расположенной неподалеку гостиницы «Эдем» . План, разработанный Бритом ХаКанаимом, заключался в том, что после того, как самодельная дымовая шашка в здание была брошена , другой активист по имени Ноа Вермессер должен был отключить электричество в Кнессете. Эта инициатива получила подпольное прозвище «Операция «Невеста». [ 6 ] В то же время должна была состояться новая атака. Целью были военкоматы Минобороны , архивы которых должны были быть подожжены и уничтожены. Кодовым названием в данном случае была «Операция Дыня». [ 9 ] После досрочного закрытия заседания Кнессета и до того, как они успели реализовать свой план, члены группировки были арестованы ШАБАКом , сумевшим внедрить двух агентов в подпольную сеть . После длительных расследований большинство арестованных членов группы были постепенно освобождены, и только четверо лидеров организации предстали перед судом и были привлечены к ответственности: Иегуда Ридер , Мордехай Элияху , Элиягу Рафуль-Рафаэль и Ной Вермессер . Все получили сроки от шести месяцев до одного года лишения свободы. [ 9 ]

Наследие

[ редактировать ]

Это был один из первых очевидных случаев, когда религиозная элита, воспитанная в соответствии с принципами и учением, передаваемыми в ешиве Порат Йосеф, решила создать террористическую организацию на идеологически-религиозной основе. Целью последнего было открыто бросить вызов политическому классу , который угрожал превратить религию и ее краеугольные камни в основу новой национальной идентичности.

Эти раввины рассматривали религию и политику не как два отдельных и различных направления, а как неизбежно переплетенные, поскольку не может быть народа Израиля без соблюдения содержащихся в них священных текстов и заповедей . По мнению членов Брит ха-Канаим, единственное истинное государство Израиль уже имело свой собственный закон: Галаху, которую они изучали. Таким образом, любая альтернатива была бы атакой как на еврейскую традицию, так и на сам еврейский народ. В их глазах терроризм был единственной реальной возможностью, несмотря на неприятие израильского правительства, для «установления ортодоксального режима, основанного на принципе Божьей справедливости , диктаторского режима без демократии». [ 10 ] навязывая, «чтобы все граждане жили согласно Торе, влияя на существующую систему правления». [ 10 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Блэк, Ян (2017). Враги и соседи: арабы и евреи в Палестине и Израиле, 1917–2017 гг . Великобритания: Аллен Лейн. п. 129. ИСБН  978-0241004425 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Педазур, Ами (2011). Еврейский терроризм в Израиле . Арье Перлигер. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 34. ISBN  978-0-231-15446-8 . OCLC   317068141 .
  3. ^ Бреннер, Майкл (2003). Сионизм: краткая история . Принстон: М. Винер. п. 184. ИСБН  1-55876-300-7 . OCLC   50774465 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Бен-Порат, Гай (2013). Между государством и синагогой: секуляризация современного Израиля . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 29–30. ISBN  978-1-139-61557-0 . OCLC   823724546 .
  5. «Гаарец», 16 мая 1951 г., «42 человека арестованы по подозрению в попытке взрыва в Кнессете», стр. 1. Цитируется по Pedahzur, A.; Перлигер, А. (2011). Еврейский терроризм в Израиле . Нью-Йорк. Издательство Колумбийского университета, с. 33 ISBN 978-0-231-15446-8
  6. ^ Перейти обратно: а б с д «Больше разоблачений об операции по взятке» . Давар . 1 июня 1951 г. с. 8. Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 16 июня 2022 г.
  7. ^ Спринзак, Эхуд (1999). Брат против брата: насилие и экстремизм в израильской политике от Альталены до убийства Рабина . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса. п. 65. ИСБН  0-684-85344-2 . OCLC   39515042 .
  8. ^ «Примените испытание шейных подушек» . Давар . 31 мая 1951 г. с. 4. Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 16 июня 2022 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Педазур, Ами (2011). Еврейский терроризм в Израиле . Арье Перлигер. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 36. ISBN  978-0-231-15446-8 . OCLC   317068141 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Хазофе, 19 июня 1951 г., «Расследование по делу Брит ха-Канаим близко к завершению: в суд представлено более 1000 документов», с. 2. Цитируется по Pedahzur, A.; Перлигер, А. (2011) Еврейский терроризм в Израиле . Нью-Йорк. Издательство Колумбийского университета, с. 35 ISBN 978-0-231-15446-8

Библиография

[ редактировать ]
  • Спринзак, Эхуд (1999). Брат против брата: насилие и экстремизм в израильской политике от Альталены до убийства Рабина . Флоренция, Массачусетс: Свободная пресса. ISBN  978-0684853444 .
  • Бреннер, Майкл (2003). Сионизм: Краткая история (1-е изд.). Принстон: Издательство Маркуса Винера. ISBN  978-1558763012 .
  • Педазур, Ами; Перлигер, Арье (2011). Еврейский терроризм в Израиле . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-154475 .
  • Бен-Порат, Гай (2013). Между государством и синагогой: секуляризация современного Израиля . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1107003446 .
  • Герцль, Теодор (2015). Еврейское государство: предложение современного решения еврейского вопроса . Скоттс-Вэлли, Калифорния: Независимый паб Createspace. ISBN  978-1508629603 .
  • Блэк, Ян (2017). Враги и соседи: арабы и евреи в Палестине и Израиле, 1917-2017 гг . Нью-Йорк: Atlantic Monthly Press. ISBN  978-0802127037 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7296c9f34bfcbc7887a4f527937975e4__1720319580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/e4/7296c9f34bfcbc7887a4f527937975e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Brit HaKanaim - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)