Jump to content

Бава Камма

(Перенаправлено из Бава камма )
Бава Камма
Трактат Талмуда
Седер: Не играй
Количество Мишн : 79
Главы: 10
Страницы Вавилонского Талмуда : 119
Страницы Иерусалимского Талмуда : 44
Тосефты : Главы 11
Мемориальная доска о чесноке со ссылкой на Бава Камма 82а, Музей истории польских евреев.

Бава Камма ( еврейский вавилонский арамейский : בָּבָא קַמָּא , латинизированный: Bāḇā Qammā , букв. «Первые врата») — первый из серии трех талмудических трактатов в порядке Незикин («Ущерб»), в которых рассматриваются гражданские вопросы, такие как возмещение ущерба. и правонарушения . Два других из этих трактатов — Бава Меция («Средние врата») и Бава Батра («Последние врата»): первоначально все три образовывали единый трактат, называемый Незикин , где каждое «Бава» означает «часть» или «подразделение». Бава Камма обсуждает различные формы ущерба и причитающуюся за него компенсацию.

Библейские законы, касающиеся случаев, обсуждаемых в Бава Камме, содержатся в следующих отрывках: Исход 21:18–19 и Исход 21:24–22:5 . Принцип, лежащий в основе законодательства в этом отношении, выражен в предложении: «Тот, кто разжег огонь, обязательно возместит ущерб». Исход 22:5

Бава Камма состоит из десяти глав, которые можно сгруппировать следующим образом: ущерб, причиненный некриминальным путем (главы 1–6); вред, причиненный преступным деянием (главы 7-10).

Ущерб, причиненный без криминального характера

[ редактировать ]

Рассматриваются два типа ущерба: (1) ущерб, причиненный агентами в их нормальном состоянии; (2) ущерб, причиненный агентами в их ненормальном состоянии. Примером агентов первого класса является бык, наступающий на вещи, находящиеся на его пути, и таким образом повреждающий их, или поедающий вещи, находящиеся на его пути. Примером второго класса является случай быка-бодуна, поскольку при нормальных обстоятельствах вол не забодает.

Агенты в обычном состоянии

[ редактировать ]

Мишна (1:1) выделяет четыре головы или причинителя ущерба (« авот незикин », буквально «отцы ущерба»): Ох ( шор ), Яма ( бор ), Маве (имеется в виду ущерб, причиненный человеком, или вызванные кормлением животного), жжение ( в любом случае ). Эти четыре агента соответствуют тем, которые упомянуты в Исход 22:4 [RV 5], Исход 21:33–34 , Исход 22:4–5 [AV 5–6].

Закон о компенсации в этих случаях выражен в Мишне (1:1) следующим образом: «Эти четыре агента имеют общее то обстоятельство, что они обычно причиняют ущерб; что владелец обязан предотвратить ущерб; и что, если он если он этого не сделает, то за причиненный ущерб он должен выплатить полную компенсацию, используя лучшее из своего имущества» (ср. Исход 22:4 [АВ 5]). Однако прежде чем дать подробные правила для этих четырех видов ущерба, Мишна переходит к обсуждению второго класса ущерба, причиненного агентами в ненормальном состоянии.

Агенты в их ненормальном состоянии

[ редактировать ]

Основное различие во втором классе проводится между безобидным там ») и предупрежденным муад »). Закон возмещения в этих двух случаях таков: в случае животного, ранее считавшегося безвредным ( там ), владелец обязан возместить половину ущерба, если только половина ущерба не превышает всей стоимости животного, причинившего ущерб. В случае, если владелец был предупрежден ( муад ), он должен полностью возместить ущерб, независимо от стоимости причинившего вред животного (сравните Исход 21:35–36 ).

Закон муада применяется к четырем видам ущерба, нанесенного животными или агентами в их нормальном состоянии. В дополнение к этому Мишна (1:4) перечисляет следующее: человека и диких зверей, принадлежащих человеку, таких как волк, лев, медведь и леопард; также змей. О человеке сказано: «Человек всегда несет полную ответственность ( муад ), независимо от того, причинил ли он ущерб умышленно или неумышленно, бодрствует ли он или спит» (2:6). Это правило иллюстрируется различными примерами, приведенными в третьей главе (1–7).

Оставшаяся часть третьей главы, четвертая и часть пятой (1–4) содержат положения о возмещении ущерба, причиненного забодающим быком.

Повреждения в результате ямы, выпаса скота или сжигания

[ редактировать ]

Следуя указанию авот незикин, данному в начале трактата, ущерб, причиненный ямой, обсуждается во второй части пятой главы; шестая глава посвящена оставшимся двум причинам ущерба: выпасу (1–3) и поджогам (4–6). Из последнего раздела следует отметить следующий закон:

«Если по улице пройдет верблюд, нагруженный льном , и лен загорится от свечи, находящейся внутри магазина, и в результате загорится весь магазин, ответственность за ущерб несет владелец верблюда; если: освобождение от этой ответственности распространяется на ханукальные огни». однако, если свеча находится за пределами магазина, ответственность несет владелец магазина. По мнению раввина Йехуды,

Ущерб, причиненный преступными действиями

[ редактировать ]

Различают три вида вреда, причиненного преступным деянием: 1) хищением (глава 7); (2) насилием (глава 8); (3) путем грабежа (главы 9-10).

(1) «Если кто украдет быка или ягненка и заколет его или продаст, то пятью быками заплатит за вола и четырьмя овцами за ягненка» ( Исход 21:37 ). Постановления о том, как применять этот закон при различных обстоятельствах, содержатся в 7:1–6.

(2) Компенсация за травмы, причиненные в результате насилия, обсуждается в главе VIII. Такая компенсация включает в себя пять статей: за постоянную утрату (« незек »), если таковая имеется, трудоспособности; потеря времени (« шевет »); боль (« цаар »); стоимость лечения (« риппуй »); и оскорбление (« бошет »). Шкала компенсации за оскорбление, указанная в Мишне, по-видимому, указывает на максимальную компенсацию, поскольку Мишна добавляет: «Принцип состоит в том, что сумма зависит от жизненного положения пострадавшего». Однако рабби Акива выступал против этого принципа и желал иметь одну меру для всех. Затем приводится практический случай, рассмотренный рабби Акивой (8:7). Помимо всей выплаченной компенсации, правонарушитель должен попросить прощения у пострадавшего.

(3) Тот, кто ограбил своего соседа и желает возместить ущерб, платит полную стоимость похищенной вещи и штраф в размере одной пятой ее стоимости. ( Лев 5:21–24 [АВ 6:2–5]). Если вещи, украденные при грабеже, подверглись изменению, он платит по стоимости, которую вещи имели во время грабежа (глава 9). В последней главе рассматриваются случаи, когда похищенные вещи уже не находятся в руках грабителя, и завершается предостережением не покупать вещи, заподозренные в краже. За исключением главы 7:7 (о некоторых ограничениях в отношении выращивания скота и домашней птицы в Земле Израиля), нет ни галахических , ни агадических в этом трактате отступлений.

Иерусалим и Вавилонский Талмуд.

[ редактировать ]

Есть две версии Бава Каммы: одна находится в Иерусалимском Талмуде, а другая – в Вавилонском. Две Гемары, как обычно, обсуждают законы Мишны; Иерусалимский Талмуд довольно кратко, Вавилонский Талмуд более полный.

Ниже приведены некоторые из принципов, изложенных в Гемаре: Согласно Симмаху бен Иосифу : Собственность, относительно которой есть сомнение, принадлежит ли она А или Б, делится между А и Б без принуждения кого-либо к подтверждению своего притязания со стороны клятва. Мудрецы ( хакхамим ) считают, что тот, кто претендует на то, что принадлежит другому, должен доказать свое право ( хамоци мачаваро алув хариа ). [ 1 ] Лицо, подвергшееся нападению по его собственным мотивам, может взять правосудие в свои руки, когда задержка, вызванная обращением в надлежащий суд, повлечет за собой большие потери. Всякий раз, когда выплачивается вся стоимость поврежденного объекта, оплата считается компенсацией («мамона»); когда выплачивается только половина стоимости или определенная фиксированная сумма, платеж считается штрафом («кенаса»). [ 2 ] Судьи в Вавилонии не имели права налагать штраф за какое-либо правонарушение; дело должно было рассматриваться квалифицированными судьями в Палестине.

Следующий инцидент иллюстрирует два последних правила: перед равом Чисдой в Вавилонии мужчине было предъявлено обвинение в том, что он ударил другого человека лопатой. Чисда спросил рава Нахмана, сколько должен заплатить преступник. Последний ответил, что в вавилонском суде не может быть наложен штраф, но он желает знать факты дела. Он установил, что А и Б вместе имеют колодец, каждый из которых имеет право брать воду только в определенные дни. Вопреки договору А набрал воду в не свой день. Б заметил это и прогнал его лопатой. Вердикт Нахмана заключался в том, что B мог бы безнаказанно ударить A лопатой сто раз, поскольку любая задержка повлекла бы за собой большие потери для B. [ 3 ] Примечательно, что упоминаются два свода законов: юридический ( диней адам , буквально «суды человека») и моральный ( диней шамаим , буквально «суды небес»). В некоторых случаях первое освобождает человека от обязательств, а второе — нет. [ 4 ]

Комментируя четыре главы порчи ( авот незикин ), перечисленные в Мишне, Вавилонский Талмуд утверждает, что на самом деле существует не менее 26 глав порчи. [ 5 ]

Агадические элементы

[ редактировать ]

К примечательным элементам агады относятся:

  • Хасид ( благочестивый человек) заметил мужчину, который бросал камни и мусор из своего сада на проезжую часть. Хасид » упрекнул его, сказав: «Почему ты бросаешь эти вещи из места, которое не твое, в место, которое твое? Мужчина засмеялся; но вскоре он понял истинный смысл вопроса. Ибо ему пришлось продать свое имущество, и однажды, идя по улице, он попал в аварию через эти самые камни (50б).
  • Иисус Навин , разделив землю Ханаанскую между коленами Израиля , заставил колени согласиться на десять условий, наиболее важными из которых являются общее использование лесов в качестве пастбищ для скота и общее право на рыбную ловлю в Тивериадском море. (80б—81а). Природные источники должны были использоваться для питья и стирки всеми племенами, однако первоочередное право принадлежало тому племени, которому принадлежал водоток. Крольчатка колючая ( Sarcopoterium spinosum ) и верблюжья колючка ( Alhagi maurorum ) могли свободно собираться в качестве дров любым членом любого племени на любой племенной территории.
  • Эзра ввел десять правил ( таканот ), среди них чтение Торы в субботу днем ​​( минха ), в понедельник и четверг, а также проведение судебных заседаний ( бейт дин ) по понедельникам и четвергам (82а).
  • Однажды римский губернатор послал в Гамалиил двух офицеров для обучения еврейскому закону. Закончив исследование, они заявили Гамалиилу, что все законы (вероятно имея в виду гражданский свод законов) справедливы и достойны похвалы, за исключением двух, которые проводят различие между иудеями и язычниками. Вслед за этим раввин приказал устранить неравенство (Бавли 38а и Йерушалми 4 4б).
  • Йоханан бар Наппаха отдавал своему слуге часть всего, что он ел или пил, говоря: «Разве его Создатель не является также и моим Создателем?» (Иов 31:15; Йерушалми 8 6в).
  • На похоронах царя Езекии на носилки положили сефер Тору со словами: «Этот [человек] исполнил то, что написано в этом [свитке]» (Бавли 17а).

Примечательные объяснения библейских текстов включают:

  • Слова каашер йебаэр хагалал ( 3 Царств 14:10 ) цитируются как означающие «как зуб разрушает» (AV «как человек подметает навоз»). [ 6 ]
  • Эрех апайим («долготерпеливый», Исход 34:6) интерпретируется как «долготерпеливый как к праведным, так и к нечестивым» из-за двойственной формы. [ 7 ]
  • Библейский стих цитируется по смыслу, а не буквально, как, например, mihyot tov al tikra ra (когда ты добр, тебя не назовут плохим); тогда возникает вопрос: «Так ли написано?» стих Притчи 3:27 . и цитируется [ 8 ]
  1. ^ Бава Камма 46а
  2. ^ Бава Камма 15б
  3. ^ Бава Камма 27б
  4. ^ Мишна 6:4; Гемара 29а, 56а и пассим
  5. ^ Бава Кама, 4б–5а.
  6. ^ Бавли 3а; см. Раши, ad loc.
  7. ^ Бавли, 50б.
  8. ^ Бавли, 81б; сравнить Бава Меция 76а

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Баба Камма» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 73f1c9a04aa550474f6bdfffdb20a65e__1692217380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/5e/73f1c9a04aa550474f6bdfffdb20a65e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bava Kamma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)