Бава Камма
Трактат Талмуда | |
---|---|
Седер: | Не играй |
Количество Мишн : | 79 |
Главы: | 10 |
Страницы Вавилонского Талмуда : | 119 |
Страницы Иерусалимского Талмуда : | 44 |
Тосефты : Главы | 11 |

Бава Камма ( еврейский вавилонский арамейский : בָּבָא קַמָּא , латинизированный: Bāḇā Qammā , букв. «Первые врата») — первый из серии трех талмудических трактатов в порядке Незикин («Ущерб»), в которых рассматриваются гражданские вопросы, такие как возмещение ущерба. и правонарушения . Два других из этих трактатов — Бава Меция («Средние врата») и Бава Батра («Последние врата»): первоначально все три образовывали единый трактат, называемый Незикин , где каждое «Бава» означает «часть» или «подразделение». Бава Камма обсуждает различные формы ущерба и причитающуюся за него компенсацию.
Библейские законы, касающиеся случаев, обсуждаемых в Бава Камме, содержатся в следующих отрывках: Исход 21:18–19 и Исход 21:24–22:5 . Принцип, лежащий в основе законодательства в этом отношении, выражен в предложении: «Тот, кто разжег огонь, обязательно возместит ущерб». Исход 22:5
Бава Камма состоит из десяти глав, которые можно сгруппировать следующим образом: ущерб, причиненный некриминальным путем (главы 1–6); вред, причиненный преступным деянием (главы 7-10).
Мишна
[ редактировать ]Ущерб, причиненный без криминального характера
[ редактировать ]Рассматриваются два типа ущерба: (1) ущерб, причиненный агентами в их нормальном состоянии; (2) ущерб, причиненный агентами в их ненормальном состоянии. Примером агентов первого класса является бык, наступающий на вещи, находящиеся на его пути, и таким образом повреждающий их, или поедающий вещи, находящиеся на его пути. Примером второго класса является случай быка-бодуна, поскольку при нормальных обстоятельствах вол не забодает.
Агенты в обычном состоянии
[ редактировать ]Мишна (1:1) выделяет четыре головы или причинителя ущерба (« авот незикин », буквально «отцы ущерба»): Ох ( шор ), Яма ( бор ), Маве (имеется в виду ущерб, причиненный человеком, или вызванные кормлением животного), жжение ( в любом случае ). Эти четыре агента соответствуют тем, которые упомянуты в Исход 22:4 [RV 5], Исход 21:33–34 , Исход 22:4–5 [AV 5–6].
Закон о компенсации в этих случаях выражен в Мишне (1:1) следующим образом: «Эти четыре агента имеют общее то обстоятельство, что они обычно причиняют ущерб; что владелец обязан предотвратить ущерб; и что, если он если он этого не сделает, то за причиненный ущерб он должен выплатить полную компенсацию, используя лучшее из своего имущества» (ср. Исход 22:4 [АВ 5]). Однако прежде чем дать подробные правила для этих четырех видов ущерба, Мишна переходит к обсуждению второго класса ущерба, причиненного агентами в ненормальном состоянии.
Агенты в их ненормальном состоянии
[ редактировать ]Основное различие во втором классе проводится между безобидным (« там ») и предупрежденным (« муад »). Закон возмещения в этих двух случаях таков: в случае животного, ранее считавшегося безвредным ( там ), владелец обязан возместить половину ущерба, если только половина ущерба не превышает всей стоимости животного, причинившего ущерб. В случае, если владелец был предупрежден ( муад ), он должен полностью возместить ущерб, независимо от стоимости причинившего вред животного (сравните Исход 21:35–36 ).
Закон муада применяется к четырем видам ущерба, нанесенного животными или агентами в их нормальном состоянии. В дополнение к этому Мишна (1:4) перечисляет следующее: человека и диких зверей, принадлежащих человеку, таких как волк, лев, медведь и леопард; также змей. О человеке сказано: «Человек всегда несет полную ответственность ( муад ), независимо от того, причинил ли он ущерб умышленно или неумышленно, бодрствует ли он или спит» (2:6). Это правило иллюстрируется различными примерами, приведенными в третьей главе (1–7).
Оставшаяся часть третьей главы, четвертая и часть пятой (1–4) содержат положения о возмещении ущерба, причиненного забодающим быком.
Повреждения в результате ямы, выпаса скота или сжигания
[ редактировать ]Следуя указанию авот незикин, данному в начале трактата, ущерб, причиненный ямой, обсуждается во второй части пятой главы; шестая глава посвящена оставшимся двум причинам ущерба: выпасу (1–3) и поджогам (4–6). Из последнего раздела следует отметить следующий закон:
- «Если по улице пройдет верблюд, нагруженный льном , и лен загорится от свечи, находящейся внутри магазина, и в результате загорится весь магазин, ответственность за ущерб несет владелец верблюда; если: освобождение от этой ответственности распространяется на ханукальные огни». однако, если свеча находится за пределами магазина, ответственность несет владелец магазина. По мнению раввина Йехуды,
Ущерб, причиненный преступными действиями
[ редактировать ]Различают три вида вреда, причиненного преступным деянием: 1) хищением (глава 7); (2) насилием (глава 8); (3) путем грабежа (главы 9-10).
(1) «Если кто украдет быка или ягненка и заколет его или продаст, то пятью быками заплатит за вола и четырьмя овцами за ягненка» ( Исход 21:37 ). Постановления о том, как применять этот закон при различных обстоятельствах, содержатся в 7:1–6.
(2) Компенсация за травмы, причиненные в результате насилия, обсуждается в главе VIII. Такая компенсация включает в себя пять статей: за постоянную утрату (« незек »), если таковая имеется, трудоспособности; потеря времени (« шевет »); боль (« цаар »); стоимость лечения (« риппуй »); и оскорбление (« бошет »). Шкала компенсации за оскорбление, указанная в Мишне, по-видимому, указывает на максимальную компенсацию, поскольку Мишна добавляет: «Принцип состоит в том, что сумма зависит от жизненного положения пострадавшего». Однако рабби Акива выступал против этого принципа и желал иметь одну меру для всех. Затем приводится практический случай, рассмотренный рабби Акивой (8:7). Помимо всей выплаченной компенсации, правонарушитель должен попросить прощения у пострадавшего.
(3) Тот, кто ограбил своего соседа и желает возместить ущерб, платит полную стоимость похищенной вещи и штраф в размере одной пятой ее стоимости. ( Лев 5:21–24 [АВ 6:2–5]). Если вещи, украденные при грабеже, подверглись изменению, он платит по стоимости, которую вещи имели во время грабежа (глава 9). В последней главе рассматриваются случаи, когда похищенные вещи уже не находятся в руках грабителя, и завершается предостережением не покупать вещи, заподозренные в краже. За исключением главы 7:7 (о некоторых ограничениях в отношении выращивания скота и домашней птицы в Земле Израиля), нет ни галахических , ни агадических в этом трактате отступлений.
Иерусалим и Вавилонский Талмуд.
[ редактировать ]Есть две версии Бава Каммы: одна находится в Иерусалимском Талмуде, а другая – в Вавилонском. Две Гемары, как обычно, обсуждают законы Мишны; Иерусалимский Талмуд довольно кратко, Вавилонский Талмуд более полный.
Ниже приведены некоторые из принципов, изложенных в Гемаре: Согласно Симмаху бен Иосифу : Собственность, относительно которой есть сомнение, принадлежит ли она А или Б, делится между А и Б без принуждения кого-либо к подтверждению своего притязания со стороны клятва. Мудрецы ( хакхамим ) считают, что тот, кто претендует на то, что принадлежит другому, должен доказать свое право ( хамоци мачаваро алув хариа ). [ 1 ] Лицо, подвергшееся нападению по его собственным мотивам, может взять правосудие в свои руки, когда задержка, вызванная обращением в надлежащий суд, повлечет за собой большие потери. Всякий раз, когда выплачивается вся стоимость поврежденного объекта, оплата считается компенсацией («мамона»); когда выплачивается только половина стоимости или определенная фиксированная сумма, платеж считается штрафом («кенаса»). [ 2 ] Судьи в Вавилонии не имели права налагать штраф за какое-либо правонарушение; дело должно было рассматриваться квалифицированными судьями в Палестине.
Следующий инцидент иллюстрирует два последних правила: перед равом Чисдой в Вавилонии мужчине было предъявлено обвинение в том, что он ударил другого человека лопатой. Чисда спросил рава Нахмана, сколько должен заплатить преступник. Последний ответил, что в вавилонском суде не может быть наложен штраф, но он желает знать факты дела. Он установил, что А и Б вместе имеют колодец, каждый из которых имеет право брать воду только в определенные дни. Вопреки договору А набрал воду в не свой день. Б заметил это и прогнал его лопатой. Вердикт Нахмана заключался в том, что B мог бы безнаказанно ударить A лопатой сто раз, поскольку любая задержка повлекла бы за собой большие потери для B. [ 3 ] Примечательно, что упоминаются два свода законов: юридический ( диней адам , буквально «суды человека») и моральный ( диней шамаим , буквально «суды небес»). В некоторых случаях первое освобождает человека от обязательств, а второе — нет. [ 4 ]
Комментируя четыре главы порчи ( авот незикин ), перечисленные в Мишне, Вавилонский Талмуд утверждает, что на самом деле существует не менее 26 глав порчи. [ 5 ]
Агадические элементы
[ редактировать ]К примечательным элементам агады относятся:
- Хасид ( благочестивый человек) заметил мужчину, который бросал камни и мусор из своего сада на проезжую часть. Хасид » упрекнул его, сказав: «Почему ты бросаешь эти вещи из места, которое не твое, в место, которое твое? Мужчина засмеялся; но вскоре он понял истинный смысл вопроса. Ибо ему пришлось продать свое имущество, и однажды, идя по улице, он попал в аварию через эти самые камни (50б).
- Иисус Навин , разделив землю Ханаанскую между коленами Израиля , заставил колени согласиться на десять условий, наиболее важными из которых являются общее использование лесов в качестве пастбищ для скота и общее право на рыбную ловлю в Тивериадском море. (80б—81а). Природные источники должны были использоваться для питья и стирки всеми племенами, однако первоочередное право принадлежало тому племени, которому принадлежал водоток. Крольчатка колючая ( Sarcopoterium spinosum ) и верблюжья колючка ( Alhagi maurorum ) могли свободно собираться в качестве дров любым членом любого племени на любой племенной территории.
- Эзра ввел десять правил ( таканот ), среди них чтение Торы в субботу днем ( минха ), в понедельник и четверг, а также проведение судебных заседаний ( бейт дин ) по понедельникам и четвергам (82а).
- Однажды римский губернатор послал в Гамалиил двух офицеров для обучения еврейскому закону. Закончив исследование, они заявили Гамалиилу, что все законы (вероятно имея в виду гражданский свод законов) справедливы и достойны похвалы, за исключением двух, которые проводят различие между иудеями и язычниками. Вслед за этим раввин приказал устранить неравенство (Бавли 38а и Йерушалми 4 4б).
- Йоханан бар Наппаха отдавал своему слуге часть всего, что он ел или пил, говоря: «Разве его Создатель не является также и моим Создателем?» (Иов 31:15; Йерушалми 8 6в).
- На похоронах царя Езекии на носилки положили сефер Тору со словами: «Этот [человек] исполнил то, что написано в этом [свитке]» (Бавли 17а).
Примечательные объяснения библейских текстов включают:
- Слова каашер йебаэр хагалал ( 3 Царств 14:10 ) цитируются как означающие «как зуб разрушает» (AV «как человек подметает навоз»). [ 6 ]
- Эрех апайим («долготерпеливый», Исход 34:6) интерпретируется как «долготерпеливый как к праведным, так и к нечестивым» из-за двойственной формы. [ 7 ]
- Библейский стих цитируется по смыслу, а не буквально, как, например, mihyot tov al tikra ra (когда ты добр, тебя не назовут плохим); тогда возникает вопрос: «Так ли написано?» стих Притчи 3:27 . и цитируется [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Баба Камма» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.