Храм Януса (Римский форум)
Храм Януса на монете времен правления Нерона (54–68 гг. Н.э.), с богато украшенной крышей, решетчатым окном (слева) и гирляндой, висящей на закрытых двойных дверях (справа). | |
![]() Нажмите на карту для полноэкранного просмотра | |
Координаты | 41 ° 53'34,73 "с.ш. 12 ° 29'8,60" в.д. / 41,8929806 ° с.ш. 12,4857222 ° в.д. |
---|
Храм Януса стоял на Римском форуме недалеко от базилики Эмилия , вдоль Аргилетума . Это был небольшой храм со статуей Януса , двуликого бога границ и начал внутри. Его двери были известны как «Врата Януса», которые закрывались в мирное время и открывались во время войны. Существует множество теорий о его первоначальной цели; некоторые говорят, что это был мост через Велабрум , а некоторые говорят, что он служил воротами на Капитолий .
Происхождение
[ редактировать ]Согласно Ливию 1.19, второй царь Рима , Нума Помпилиус , решил отвлечь первых воинственных римлян от их жестоких поступков, вселяя в них трепет и почтение. Его проекты включали пропаганду религии , некоторых духовенств и строительство храмов как отвлечение внимания с благотворным эффектом наполнения духовностью . Янус на Римском форуме , хотя и не был храмом, был признан самым известным архитектурным проектом Нумы.
На ранних этапах развития города Рима жители жили в отдельных виллах, окруженных стенами. Янус был воротами, ведущими с Форума в остальную часть Рима, поскольку изначально Форум был двором королевской виллы. [ 2 ]
Древние описания
[ редактировать ]Плутарх в «Жизни царя Нумы » писал:
У [Януса] также есть храм в Риме с двойными дверями, которые называют вратами войны; ибо он всегда открыт во время войны, но закрывается, когда наступает мир. Последнее было трудным делом, и это случалось редко, поскольку королевство постоянно велось в какой-нибудь войне, поскольку его увеличивающиеся размеры приводили его к столкновению с варварскими народами, окружавшими его со всех сторон. Но во времена Августа оно было закрыто, после того как он сверг Марка Антония ; а до того, когда консулами были Марк Атилий и Тит Манлий , оно на короткое время было закрыто; потом тотчас же снова разразилась война, и ее открыли. [ 3 ]
Внешний вид и конструкция
[ редактировать ]Храм Януса был небольшим храмом, достаточно большим, чтобы вместить бронзовую статую бога. Небольшую часть кирпичной конструкции храма можно найти рядом с руинами базилики Эмилия, вдоль тропы Аргилетума на Римском форуме. [ 4 ] большая часть того, что мы знаем о храме, получена от римских ученых и артефактов. Различные стили архитектуры, представленные на римских монетах, позволяют предположить приблизительные даты реконструкций; как в третьем, так и в четвертом веках до нашей эры. [ 5 ] По описанию византийского ученого Прокопия, который говорит, что «храм весь из бронзы и воздвигнут в форме квадрата, но он достаточно велик только для того, чтобы покрыть статую Януса... из бронзы и высотой не менее пяти локтей». ". [ 5 ] Есть также описания, которые можно взять из предметов римского мира, в первую очередь из монет, отчеканенных для императора Нерона. На этих монетах Храм Януса изображен как небольшое прямоугольное здание с двумя дверями и двумя колоннами, имеющими каменную кладку снаружи и только бронзовую обшивку внутри. Это показывает расхождение в источниках, оставляющее предположение, что бронза была только внутри Храма. По такому же принципу построены храм Афины Халкиок в Спарте и Аполлона в Дельфах. [ 5 ] Художественный стиль Храма был вдохновлен этрусской архитектурой и влиянием Ближнего Востока. [ 5 ]
Назначение ворот
[ редактировать ]Сами Ворота были основной целью Храма Януса. Открытие и закрытие ворот должно было символизировать либо военное время, либо мир. Храм Януса связан с войной и религиозными традициями. Древние и современные учёные единогласно полагают, что ворота закрывались в мирное время и открывались во время войны. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Хотя его цель согласована, причины открытия и закрытия ворот гораздо более мрачны. И Вергилий, и Энний заявляют, что врата удерживались в Раздоре и Ярости внутри храма в мирное время. В «Анналах» Энния говорится: «После того, как грязный Раздор взломал железные столбы и ворота войны». [ 6 ] Вергилий поддерживает эту точку зрения словами: «Есть двойные врата Войны... Янус-страж не отходит от своего порога». [ 6 ] Гораций не использует образы тюрьмы, но его можно интерпретировать как говорящее о мире или о том, что самого Януса держат запертым в храме. [ 6 ] Отсутствие ясности со стороны самих римлян демонстрирует изменчивый характер их мифоистории. Однако римлянин считал, что закрытие ворот Храма Януса было временем празднования и гордости для правителей Рима. Как показывают рассказы Цезаря Августа о трехкратном закрытии дверей. [ 9 ]
Ворота в использовании
[ редактировать ]Во время правления Нумы Врата Януса были закрыты, поскольку в Риме царил мир. Следующий царь, Тулл Гостилий , открыл Врата Януса, когда пошел на войну с Альбой Лонгой . Ворота Януса оставались открытыми в течение следующих 400 лет, пока после Первой Пунической войны А. Манлий Торкват не закрыл Ворота Януса в 241 г. до н.э. [ 10 ] Война с галлами в Северной Италии заставила вновь открыться Врата Януса. [ когда? ] Они закрылись снова только в 29 г. до н.э., после смерти Антония и Клеопатры . [ 11 ]
В Res Gestae Divi Augusti , рассказе от первого лица о жизни Августа , утверждается:
Янус Квирин, который наши предки желали закрыть всякий раз, когда мир гарантировался победами во всей Римской империи на суше и на море, был зафиксирован как закрытый еще до моего рождения, всего дважды с момента основания города, но Сенат трижды постановлял, что его следует закрывать, пока я был принцепсом . [ 12 ]
На основе Кассия Диона 51.20 и 53.27 мы можем датировать первые два закрытия в правление Августа 29 и 25 годами до нашей эры соответственно. Точная дата третьего закрытия остается предметом научных дискуссий. Единственным древним автором на сегодняшний день был Орозий , [ 13 ] который связывает событие с рождением Христа , традиционно (но, вероятно, ошибочно) относимое к 1 декабря до н.э. Однако современные ученые почти всегда отвергают Орозия, поскольку в это время римские армии вели кампанию в Германии и/или на Дальнем Востоке. Инес Скотт Райберг и Гай Стерн более правдоподобно датируют третье закрытие 13 г. до н. э., основываясь на совместном возвращении Августа и Агриппы в Рим после умиротворения провинций. [ 14 ] сэр Рональд Сайм [ 15 ] датировал закрытие 7 г. до н. э., чтобы совпасть с триумфом Тиберия и его вторым консульством , события которого года теряются в пробелах в сохранившихся рукописях Кассия Диона. Марио Торелли следил за свиданием Орозиуса. [ 16 ]

Более поздние императоры также с большой помпой закрыли Врата Януса. Самые известные закрытия произошли при Нероне и Веспасиане . В ознаменование этого события Нерон отчеканил большую серию монет с Ara Pacis (и самим Янусом с закрытыми воротами) на реверсе. Другие императоры, конечно, закрывали и вновь открывали Врата Януса, но упоминания об этом в более поздних и менее тщательных историках довольно редки. Есть запись о том, что Гордиан III примерно в 241 году открыл двери для своей войны с Шапуром I.
Римский поэт Вергилий включил в « Энеиду» открытие Врат Януса для начала войны между троянами и латинянами . [ 17 ]
Более поздние исторические контексты
[ редактировать ]Легенды о Янусе использовались во многих целях на протяжении всей истории. Римские священники XVI века использовали их, чтобы оправдать перенос христианства из Рима в Иерусалим, и называли Ватикан «троном Януса». Это было сделано для того, чтобы завоевать популярность в Италии благодаря предполагаемой поддержке «бога начала». [ 18 ]
Историю о Вратах Януса также использовали британские политические и военные лидеры XIX и начала XX веков. Они изображали открытие Врат как часть славы войны и использовали эту легенду, чтобы добавить чести войнам за контроль над своей империей. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Додд, Лаудон. «Янус1.JPG» . Arc.Ask3.Ru . Проверено 5 декабря 2020 г.
- ^ Райт, Гораций В. «Храм Януса на Форуме». Американский журнал археологии 29, вып. 1 (1925): 79–81. По состоянию на 12 апреля 2020 г. doi:10.2307/497726.
- ^ Жизни Плутарха, том 1
- ^ Коарелли, Филиппо (10 мая 2014 г.). Рим и окрестности . Издательство Калифорнийского университета. дои : 10.1525/9780520957800 . ISBN 978-0-520-95780-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Мюллер, Валентин (октябрь 1943 г.). «Храм Януса Близнеца в Риме» . Американский журнал археологии . 47 (4): 437–440. дои : 10.2307/499831 . JSTOR 499831 . S2CID 245265095 .
- ^ Jump up to: а б с д Грин, С.Дж. (2000). «Множественное толкование открытия и закрытия храма Януса: Недоразумение Овидия «Фасти» 1.281» . Мнемозина . 53 (3): 302–309. дои : 10.1163/156852500510615 . ISSN 0026-7074 . JSTOR 4433099 .
- ^ Плутарх (12 ноября 2004 г.). «Жизнеописания Плутарха, том I (из 4)» .
- ^ Ливи. « История Рима, Том. 1" " .
- ^ Август; Кули, Элисон Э. (14 мая 2009 г.). «Res Gestae Divi Augusti: текст, перевод и комментарии» . Высшее образование от издательства Кембриджского университета . дои : 10.1017/cbo9780511815966.004 . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Харрис, Уильям (1985). Война и империализм в республиканском Риме 327-70 гг . до н.э. Издательство Оксфордского университета. стр. 190–91. ISBN 9780198148661 .
- ^ Сайм, Рональд. «Проблемы с Янусом». Американский филологический журнал 100, вып. 1 (1979): 188-212.
- ^ Деяния Божественного Августа , параграф 13, перевод [ мертвая ссылка ] из Викиисточника
- ^ Орозий в Паганосе 6.22
- ^ Инес Скотт Райберг, «Шествие Ara Pacis », MAAR 19 (1949), 77–101; Гай Стерн, Женщины, дети и сенаторы на Ara Pacis Augustae (Диссис Беркли, 2006 г.) и «Сколько ликторов на Ara Pacis Augustae?» КАМВС 2007
- ^ Рональда Сайма История в Овидии (1977), 24 и далее, и «Проблемы с Янусом», AJP 100 (1979), 188 и далее.
- ^ Марио Торелли, Структура и типология римских исторических рельефов, (1982) Глава 2: «Новое начало: Ara Pacis Augustae»
- ^ Вергилий Энеида 7
- ^ Темпл, Николас. «Св. Собор Святого Петра: ориентация и преемственность». В Revovatio Urbis: Архитектура, урбанизм и церемонии в Риме Юлия II, 189–94. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж, 2011.
- ^ Набулси, Карма. «Первосвященники Храма Януса: Боевые традиции войны». В «Традициях войны: оккупация, сопротивление и закон», 102–26. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1999.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кастаньоли, Фердинандо. 1988. «Иани Римского форума. Ianus arco Quadrifonte?». Бюллетень Муниципальной археологической комиссии Рима XCII: 11-16.
- Кларидж, Аманда. 2010. Рим: Оксфордский археологический справочник. 2-е изд., переработанное и дополненное. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Коарелли, Филиппо. 2007. Рим и окрестности: археологический справочник. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- ДеБрохан, Джери Блэр. 2007. «Врата войны (и мира): перспективы римской литературы». В книге «Война и мир в древнем мире» под редакцией Раафлауба, Курт А. Древний мир. Сравнительная история, 256–278. Оксфорд: Блэквелл.
- Стаччоли, Ромул Август. 1985. «О «графической» реконструкции часовни Януса в Арджилето». Классическая археология 37: 283-289.
- Тауненд, Гэвин. 1980. «Тацит, Светоний и храм Януса». Гермес CVIII: 233-242.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Храм Януса
- Закрытие храма. Архивировано 23 сентября 2015 г. в Wayback Machine.
- Жизнь Нумы Плутарха