Марк Леки
Марк Леки | |
---|---|
Рожденный | 1964 (59–60 лет) |
Образование | Университет Нортумбрии (затем Политехнический институт Ньюкасла) |
Известный | Фиоруччи сделал меня хардкорным (1999) Промышленный свет и магия (2008) |
Стиль | Видео |
Супруг | Лиззи Кэри-Томас |
Награды | Премия Тернера 2008 |
Марк Леки (род. 1964) — современный британский художник. Его найденные объекты искусства и видеоматериалы , включающие темы ностальгии и тревоги и основанные на элементах поп-культуры , охватывают несколько работ и выставок. В частности, он известен фильмами «Fiorucci Made Me Hardcore» (1999) и «Industrial Light and Magic» (2008), за которые получил премию Тёрнера 2008 года .
Его работы широко выставлялись на международном уровне, в том числе персональные выставки в Kölnischer Kunstverein в Кельне в 2008 году и в Le Consortium в Дижоне в 2007 году. Его перформансы были представлены в Нью-Йорке в Музее современного искусства , Центре искусств Абронса ; в Институте современного искусства в Лондоне, оба в 2009 году; и в Музее Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк, в 2008 году. [ 1 ] Его работы хранятся в коллекции Тейт. [ 2 ] и Центр Помпиду . [ 3 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Леки родился в Биркенхеде, Уиррал , недалеко от Ливерпуля , Англия, в 1964 году. В интервью The Guardian в 2008 году он описал, как он вырос в семье рабочего класса и стал «случайным человеком» . в юности [ 4 ] Оба его родителя работали в Littlewoods , магазине одежды и букмекерской компании в Ливерпуле. Школа в общеобразовательной школе в Элсмир-Порт в Чешире не стала для Леки счастливым опытом. [ 5 ] Он бросил школу в 15 лет, получив один уровень O по искусству, а в 19 лет стал одержим изучением древних цивилизаций. Он назвал себя самоучкой : «Вот почему я использую более громкие слова, чем следовало бы. Это классический знак». [ 4 ] После разговора с отчимом он сдал экзамены A Level и с 1987 по 1990 год поступил в художественный колледж в Ньюкасле , но ему это не понравилось. [ 4 ] [ 6 ]
Леки переехал в Нью-Йорк в конце 1995 года и впервые вернулся в Лондон в 1997 году, где работал в агентстве веб-дизайна Online Magic. [ 5 ] Когда он снимал видео Fiorucci Made Me Hardcore в 1999 году, он жил в крошечной квартирке на Уиндмилл-стрит в Фицровии. [ 4 ] Вместе с Эдом Лаликом он сформировал группу donAteller и дал первый концерт в клубе 414 в Брикстоне. [ 5 ] В число более поздних участников группы входят Энрико Дэвид и Бонни Кэмплин . [ 7 ] он работал профессором киноведения в во Städelschule Франкфурте-на-Майне , Германия . С 2005 по 2009 год [ 8 ] [ 9 ]
Он живет на севере Лондона со своей женой Лиззи Кэри-Томас, куратором современного искусства галереи Serpentine , и их дочерью. [ 5 ]
Художественная карьера
[ редактировать ]Темой видеоработы Леки является «безвкусная, но в некоторой степени романтическая элегантность некоторых аспектов британской культуры». [ 10 ] Ему нравится идея позволить «культуре использовать вас как инструмент». но добавляет, что претенциозность, в которую иногда впадают художники, разрушительна для художественного процесса: «Что мешает, так это слишком умничать или беспокоиться о том, как что-то будет функционировать или где оно будет находиться. Когда вы начинаете думать о что-то вроде искусства, ты пиздец: ты никогда не продвинешься». [ 4 ] Мэтью Хиггс описал свои работы как «обладающие странным нехудожественным качеством, действующие на острие ножа, где встречаются искусство и жизнь». [ 11 ] Леки сослался на Эрика Дэвиса , калифорнийского культурного критика, оказавшего большое влияние. Он классифицировал себя как поп-исполнитель. [ 7 ]
Он выставлялся вместе с Дэмиеном Херстом на выставке «Новые современники» в ICA в 1990 году , но затем исчез из поля зрения, прежде чем совершить «возвращение» с Fiorucci Made Me Hardcore в 1999 году. [ 11 ] В 2004 году он участвовал в Манифесте 5, Европейской биеннале современного искусства. [ 12 ] В 2006 году он участвовал в Триеннале Тейт . [ 13 ] В 2013 году Леки совершил поездку по Великобритании в рамках своего кураторского проекта « Универсальная адресуемость глупых вещей», созданного по заказу галереи Хейворд . [ 7 ] Осенью 2014 года Центр современного искусства Wiels в Брюсселе организовал ретроспективу середины карьеры, посвященную Лекке. [ 5 ] Выставка под названием «Очарование вульгарных материалов » является крупнейшей выставкой Леки на сегодняшний день. Название взято из письма Гийома Аполлинера , в котором он утверждает, что то, что он и режиссер Жорж Мельес делают, — это «придают очарование вульгарным материалам». [ 6 ] [ 9 ]
В 2019 году Леки выставил картину «Магическая сила мрачности» в галерее Tate Britain в Лондоне. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Известные работы
[ редактировать ]Фиоруччи сделал меня хардкорным (1999)
[ редактировать ]Однажды вечером 1999 года Гэвин Браун , Мартин МакГеон и Леки посетили частную выставку галереи в Лондоне. Эмма Декстер, в то время куратор Института современного искусства (ICA), побеседовала с Леки, который утверждал, что самой захватывающей формой искусства того времени было музыкальное видео. Заинтригованный, Декстер пригласил его поработать. Леки продюсировал 15-минутный фильм, который он назвал «Фиоруччи сделал меня хардкорным» . [ 5 ] Впервые работа была показана в ICA. [ 17 ]
Работа представляет собой компиляцию найденных кадров андеграундной музыки и танцев Великобритании 1970-х, 1980-х и 1990-х годов. Он начинается с диско-сцены 1970-х, затрагивает северную душу конца 1970-х — начала 1980-х и достигает кульминации на рейв- сцене 1990-х. На протяжении всего видео воспроизводятся миксы одного саундтрека, придающие видео ощущение единства и повествования. Однако есть моменты разговорного текста. В какой-то момент анимированный элемент - изображение татуировки птицы - появляется, как будто выпущенный из руки танцора, а затем перенесенный в следующий кадр, находит свое место на руке другого участника ночного клуба фильма. Некоторые танцевальные движения воспроизводятся циклически в течение нескольких секунд, некоторые воспроизводятся в замедленном темпе.
Значительная часть отснятого материала взята из Тони Палмера фильма 1977 года «Казино Уиган», снятого для телеканала Granada TV . Он следует по пути нескольких предыдущих видеохудожников, занимающихся апроприативным искусством, и критики отметили его сходство с Уильяма С. Берроуза техникой нарезки . [ 18 ] литературный прием, при котором предложения или слова текста разрезаются, а затем случайным образом перефразируются в новый текст.
Рассказывая о первых нескольких видеофрагментах Леки, в которые помимо «Фиоруччи… входят We Are (Untitled)» (2000) и «Парад» (2003), искусствовед Кэтрин Вуд сказала, что они «представляют собой человеческий субъект, стремящийся распространиться в уменьшенную Его субъекты танцуют, принимают наркотики и наряжаются в попытках выйти за пределы упрямой телесности и исчезнуть в абстрактной идентификации с экстазом музыки или цельностью образа». [ 19 ]
Название, по словам Леки, было связано с идеей о том, что «что-то столь же банальное, одноразовое и эксплуататорское, как производитель джинсов, может быть взято группой людей и превращено во что-то тотемное, мощное и жизнеутверждающее». Леки признался, что плакал во время съемок видео. [ 5 ]
Звуковая система (2002)
[ редактировать ]Леки создал произведения с эффектом погружения, которые предлагают зрителям звуковые и визуальные стимулы, такие как Sound System (2002).
Сделано в раю (2004)
[ редактировать ]Действие этого видео происходит в пустой лондонской студии Леки. Камера вращается вокруг Джеффа Кунса » « Кролика (1986), который помещен в центре пустой комнаты лондонской квартиры Леки. [ 7 ] Видео переведено на 16-миллиметровую пленку и «представлено на постаменте, как скульптура». [ 20 ] Блестящая поверхность скульптуры четко отражает комнату, но отражения камеры нет, через некоторое время зритель понимает, что кролика в студии никогда не было; это было компьютерное изображение работы Кунса.
Леки является поклонником Кунса и говорил о том, что привлекает его в его работах: «Мне нравится идея чего-то почти нечеловеческого в своем совершенстве, такого как Банни. Как будто оно только что появилось в мире, как будто Кунс просто представил это, и оказалось, что я всегда слишком увлекаюсь работой». [ 4 ]
Пьяные пекари (2006)
[ редактировать ]В этом видео Леки заимствует «Пьяные пекари» комикс от Viz , написанный Барни Фармером и проиллюстрированный Ли Хили. [ 21 ] [ 22 ] Леки снял комикс, добавил крупные планы и скачки, переработанные в покадровое видео. Леки удалил все речевые пузыри и заменил их диалогом, дословно зачитанным из комикса им самим и Стивеном Клейдоном, участником его группы JackTooJack. Он также добавил звуковые эффекты, такие как отрыжка, рвота, прихлебывание и другие, а также затемнение между эпизодами.
Произведение проецируется на белую стену в полностью белой комнате, часы, проецируемые снаружи комнаты, перемещаются от трех до четырех, а затем возвращаются к трем и повторяют цикл. Комиксу и видео не хватает цвета, поэтому в комнате только два цвета — черный и белый. Как и некоторые из его предыдущих работ, она посвящена «гедонистической трате времени как средству (временного) побега от ограничений капитализма и ответственности взрослых». [ 23 ] Роберта Смит отметила, что «мистер Леки передает гнетущее ощущение непреодолимого стремления пьющего к забвению, раскапывая болезненные реальности, которые часто стимулируют комедию». В этом акте присвоения Леки не получил официального разрешения на использование материала от Viz , «который, в редком случае корпоративного просвещения, предоставил ему разрешение задним числом». [ 23 ]
Феликс получает трансляцию (2007)
[ редактировать ]В фильме «Феликс получает трансляцию» (2007) Леки представляет одну из ранних фигур Кота Феликса .
Промышленный свет и магия (2008)
[ редактировать ]В 2008 году он выиграл премию Тернера за свою выставку «Промышленный свет и магия» . В него вошел фрагмент «Кино в кругу» — видеолекция, в которой «художник предлагает сборник своих выступлений в кино, телевидении и видео о взаимосвязи объекта и изображения». [ 24 ]
ЗеленыйЭкранХолодильникДействие (2010)
[ редактировать ]Эта перформансная работа началась с того, что он вдыхал газы, используемые в качестве охлаждающей жидкости для холодильника Samsung . Леки озвучивает посредством цифровой модуляции внутренний монолог черного холодильника Samsung с морозильной камерой, который пытается объяснить себя самому себе и окружающему миру. Эта работа, по словам Леки, представляет собой своего рода фантазию: он может привести себя в «состояние вне себя, подобное холодильнику, менее человеческое, чувствуя себя изображением». [ 4 ]
BigBoxStatueAction (2003–2011)
[ редактировать ]Для BigBoxStatueAction Леки помещает одну из своих звуковых систем «в разговор» с иконами британских модернистских скульптур, такими как Джейкоба Эпштейна » «Джейкоб и ангел и Генри Мура скульптура . Чтобы вызвать отклик у скульптуры, он поет ей серенаду звуковой пьесы, созданной из музыкальных сэмплов и архивных материалов.
Универсальная адресуемость глупых вещей / UniAddDumThs (2013–2015)
[ редактировать ]«Универсальная адресация глупых вещей» — кураторская выставка, проходившая в галерее Bluecoat в Ливерпуле, а затем в Nottingham Contemporary . Он получил свое название от предполагаемой концепции вычислений, которая относится к «возможности сети объектов, взаимодействующих друг с другом, как разумные агенты», и включал в себя три галереи, представляющие различные коллекции артефактов и произведений искусства из самых разных исторических эпох. Леки представлял это как художественное произведение, по его собственным словам, как «нереалистичное, антиреалистическое, магически-реалистическое , спекулятивное , ускользающее художественное произведение , своего рода научно-фантастическое шоу». Он также стремился пробудить техноанимизм .
В 2015 году Леки выставил UniAddDumThs , «копию» «Универсальной адресации глупых вещей», в Кунстхалле Базеля . На нем были представлены полностью воспроизведенные версии объектов оригинальной выставки с помощью 3D-печати и вырезок из картона.
Английский ребенок мечты, 1964–1999 гг. (2015)
[ редактировать ]Леки создал Dream English Kid, 1964–1999 AD , фильм-коллаж на тему взросления, созданный как попытка запечатлеть «найденные воспоминания» о его жизни с начала 1960-х до конца 1990-х годов, которые постепенно нарастают в тревоге. и подвеска. Гарри Торн, писавший для Frieze, прокомментировал, что элементы фильма, такие как повторяющиеся ссылки на солнечные и лунные затмения (которые Леки астрологически приписал себе как рак или «лунное дитя»), [ 25 ] и обратный отсчет , [ 25 ] «передавать желание постичь большую вселенную, характерную как для конкретной эпохи, так и для самого художника». [ 25 ]
Коллекции
[ редактировать ]Работы Леки хранятся в следующих постоянных коллекциях:
- Тейт , Лондон [ 2 ]
- Центр Жоржа Помпиду , Париж [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Марк Леки: Смотри, мы собираемся» . Змеиные галереи . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Тейт. «Марк Леки, 1964 года рождения — Тейт» . Проверено 23 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Лондон, ArtFacts.Net Ltd. «Марк Леки - Биография» . www.artfacts.net . Проверено 23 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хиггинс, Шарлотта (3 декабря 2008 г.). «Я был потрясен ненавистью» . Хранитель . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хиггинс, Шарлотта (26 марта 2015 г.). «Как Марк Леки стал художником поколения YouTube» . Хранитель . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Как Марк Леки в Вильсе» . Ежедневник современного искусства . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д JJCharlesworth, ArtReview , лето 2014 г. Архивировано 28 февраля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Премия Тернера 2008 года для Марка Леки (Städelschule)» . Люминаполис . Архивировано из оригинала 5 августа 2018 года . Проверено 11 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Марк Леки: Придание очарования вульгарным материалам» . Вильс . Проверено 12 июня 2015 г.
- ↑ Дейл МакФарланд, Frieze , выпуск 81, март 2004 г. Архивировано 19 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Мэтью Хиггс, ArtForum , апрель 2002 г.
- ^ «МАНИФЕСТА Обнаружение вспышки» . Проверено 23 мая 2017 г.
- ^ «British Art Talks: Музыка: Райан Гандер, Марк Леки и Дарья Мартин — Тейт» . www.tate.org.uk. Архивировано из оригинала 14 августа 2019 года . Проверено 23 мая 2017 г.
- ^ Сирл, Адриан (24 сентября 2019 г.). «Дорога повсюду - обзор Марка Леки: О 'Волшебная сила мрачности» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 15 ноября 2019 г. - через www.theguardian.com.
- ^ «Марк Леки: обзор «Магической силы мрачности»» . Тайм-аут в Лондоне . 23 сентября 2019 г. Проверено 15 ноября 2019 г. .
- ^ «Марк Леки: обзор O'Magic Power of Bleakness – Странные встречи» . Вечерний стандарт . 24 сентября 2019 г. Проверено 15 ноября 2019 г. .
- ↑ Марк Бизли, Frieze , выпуск 136, январь 2011 г. Архивировано 28 февраля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Джонатан Джонс, «Тернер должен пойти к Марку Леки» . The Guardian , 13 мая 2008 г.
- ^ Кэтрин Вуд, : Парад Марка Леки » «Horror Vacui , Блог галереи Саатчи, 2004.
- ^ Вильярреал, Игнасио. «Марк Леки выигрывает престижную премию Тернера 2008 года — высшую в мире награду в области современного искусства» . www.artdaily.com . Проверено 23 мая 2017 г.
- ↑ Роберта Смит, «Обзор искусства; Марк Леки» , The New York Times , 10 марта 2006 г.
- ↑ Джонатан Гриффин, «Вещь для вещей» , Frieze , выпуск 160, январь 2014 г. Архивировано 14 июня 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Эмили Спирс Мирс, «Марк Леки: Портик в холстовом доме» , ArtForum , апрель 2006 г.
- ↑ Фара Найери, Bloomberg.com, Леки получает премию Тернера при поддержке кота Феликса, Гомера Симпсона , 2 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Торн, Гарри (13 февраля 2016 г.). «Марк Леки | Фриз» . Фриз (177) . Проверено 1 января 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]