Майская брошюра
«Майская брошюра» представляет собой сборник из шести анархистских эссе, написанных и опубликованных Полом Гудманом в 1945 году. Гудман обсуждает проблемы жизни в обществе, которое подавляет индивидуальные инстинкты посредством принуждения. Он предполагает, что люди сопротивляются таким условиям, восстанавливая свои естественные инстинкты и инициативу, а также «проводя черту» - идеологическое разграничение, за которым человек должен отказаться подчиняться социальным традициям или сотрудничать с ними. В то время как темы из «Майского памфлета» — децентрализация , мир , социальная психология , освобождение молодежи — повторялись в его работах Гудмана , более поздняя социальная критика была сосредоточена на практических приложениях, а не на теоретических проблемах.
Первоначально брошюра публиковалась по частям в небольших нью-йоркских анархистских журналах и впервые была составлена как набор литературных эссе в журнале « Искусство и социальная природа» (1946). Эссе не были широко известны до того, как книга Гудмана « Взросление абсурда» 1960 года привела к возрождению интереса к его творчеству, включая переиздание брошюры в «Рисовании линии» (1962). «Майская брошюра» была основным вкладом Гудмана в анархистскую теорию и оказала основное влияние на Колина Уорда , который позже посвятил «Анархию в действии» памяти Гудмана.
Публикация
[ редактировать ]Прежде чем стать одним из самых известных американских литературных анархистов своего времени, Пол Гудман впервые сформулировал свои политические убеждения в 1940-х годах. [ 1 ] Вдохновленный своим неприятием призыва на участие в Второй мировой войне , своими коллегами -анархо-пацифистами и уродливыми социальными условиями военного времени , Гудман написал эссе. [ 2 ] в мае и начале июня 1945 года это станет «Майской брошюрой» , за исключением «Революции, социолатрии и войны», написанной в октябре. [ 3 ] Он начал писать эссе перед своим призывным собеседованием в мае 1945 года и, согласно одной из историй, взял с собой рукопись, продолжая изображать себя неисправимым и непригодным для службы в армии . [ 4 ] [ 5 ] Будучи уволен из поддерживающего войну журнала «Partisan Review» и влиятельных литературных кругов Нью-Йорка за отказ отказаться от своего пацифизма , Гудман обратился к маргинальным богемным сообществам города. [ 6 ] Он публиковался в нескольких небольших анархистских журналах. [ 7 ] и имел влияние в кругах, стоящих за каждым из них. [ 6 ] [ 8 ] Три таких журнала. Почему? «Анархистский бюллетень» , «Реторта» и «Политика» — каждый опубликовал эссе в том, что позже будет составлено как «Майский памфлет» . [ 9 ]
Полная брошюра была впервые составлена и опубликована в книге Гудмана «Искусство и социальная природа» в 1946 году . [ 10 ] Книгу выпустило издательство Vinco, единоличное издательство Ирвинга Новика. [ 11 ] который продавался плохо. [ 12 ] «Искусство и социальная природа» поместили анархистские эссе Гудмана рядом с его литературными эссе. Автор считал, что эти темы пересекаются, поскольку считал, что общественный порядок в основном является вопросом эстетики . [ 2 ] «Майская брошюра» была первым разделом книги, состоящим из анархистских коротких эссе Гудмана 1945 года. [ 13 ] Другой издатель, Александр Кац, прочитал «Революцию, социолатрию и войну» в журнале «Политика» и заинтересовался Гудманом. Кац купил непроданные экземпляры книги, купив компанию Vinco, которую он переименовал в Arts and Science Press, когда в конце 1940-х годов основал собственное издательство. [ 11 ]
Когда «Взросление абсурда» (1960) положило начало карьере Гудмана как социального критика, [ 14 ] Гудман пересмотрел брошюру для переиздания и изменил последовательность эссе в своей книге 1962 года «Рисование линии» . [ 15 ] После смерти Гудмана в 1972 году его литературный душеприказчик Тейлор Стер использовал эту исправленную версию в переиздании « Рисования линии» 1977 года , которое Стер расширил, включив в него другие политические эссе Гудмана: [ 3 ] например, новое эссе на тему «Кризис и новый дух». [ 14 ] Майская брошюра была переведена и опубликована на немецком языке ( Anarchistisches Manifest ) в 1977 году. [ 16 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]В «Майском брошюре » Гудман обсуждает проблемы жизни в обществе, которое препятствует индивидуальной инициативе и навязывает личные свободы , то есть принудительные социальные условия. [ 17 ] Его тезис, в долгу перед Вильгельмом Райхом , заключается в том, что принудительное общество зависит от подавления индивидуальных инстинктов, противоядием от которого является то, что люди берут на себя инициативу и формируют «естественное общество» в настоящем, а не ждут крупномасштабных структурных изменений. . [ 18 ] Оригинальный майский буклет на 49 страниц содержит шесть эссе:
Свободное общество не может быть заменой старого порядка «новым порядком»; это расширение сфер свободного действия до тех пор, пока они не составят большую часть социальной жизни. ... Свободное действие означает жить в нынешнем обществе так, как если бы это было естественное общество.
Майская брошюра [ 19 ]
- «Размышления о проведении линии»
- «Об измене естественным обществам» — первоначально опубликовано в журнале Retort , осень 1945 г. [ 9 ]
- «Пробный камень либертарианской программы» - первоначально опубликовано в журнале « Почему?» , июнь 1945 г. [ 9 ]
- «Естественное насилие»
- «Революция, социолатрия и война» — первоначально опубликовано в журнале «Политика» , декабрь 1945 г. [ 9 ]
- «Единогласие»
На протяжении всей «Майской брошюры » Гудман использует слово «либертарианец», имея в виду либертарианскую социалистическую (т. е. анархистскую) традицию, как это было значением . обычным для той эпохи [ а ]
Первое короткое эссе «Размышления о проведении линии» описывает изобретательность как необходимое условие либертарианства (анархизма). Гудман рассматривает либертарианство как реализацию «естественных сил»: люди создают искусство и общество, живя своей природой . «Свободное действие — это жить в современном обществе так, как если бы это было естественное общество», — гласит главная максима брошюры. Гудман пишет, что новый порядок не должен просто заменить старый порядок, но вместо этого сферы свободных действий должны расширяться до тех пор, пока они не составят целостность свободного общества, хотя Гудман также утверждает, что «любое подлинное освобождение» требует «полных изменений». Точное значение слов «свободный» и «естественный» в этом контексте неточно, но обычно относится к способности оказывать взаимопомощь без принудительного юридического давления с целью поступить иначе. промышленного труда Его примеры принудительных ограничений включают ограничения времени и специальности , а также «отсутствие поощрения» взрослых к детской сексуальности . В названии «Рисование линии» говорится об установлении границ, как о линия на песке , за которой человек будет оказывать сопротивление. Но Гудман консервативно выступает за отказ от лояльности вместо открытого восстания. Гудман воплотил эту позицию, ведя свободную, «сексуально полиморфную богемно -художественную жизнь», игнорируя социальные нормы. [ 20 ]
Гудман обвиняет современное общество и его внимание к промышленности в отчуждении человека от природы, вызывая тем самым недовольство, принуждение и войны. [ 21 ] Он называет этот компромисс « социолатрия », что массы, отчужденные от природы, обеспечивают индустриальный прогресс в надежде на более высокий уровень жизни . [ 22 ] Таким образом, их бессознательные желания принуждаются к поведенческим нормам во имя институциональной власти. [ 23 ] Решение Гудмана — это возвращение к природе, в котором люди воссоединяются со своими естественными побуждениями и силами для выполнения значимой работы, взаимопомощи и прямой демократии . Революционный потенциал такого перенаправления энергии заключается в индивидуальных решениях. [ 21 ] не обязательно коллективные действия. [ 24 ]
Во втором эссе обсуждаются личные, терапевтические преимущества небольших актов сопротивления. [ 25 ] Для Гудмана «Измена естественному обществу» означала самопредательство, при котором человек внутренне знает, что его принуждают против его природы, но вместо этого «трусливо прощается со своим сердцем» и подчиняется. Эта способность предать свои лучшие инстинкты, пишет он, и делает возможным войну. [ 26 ]
Третье эссе «Пробный камень либертарианской программы» призывает либертарианцев (т. е. анархистов) ослабить свои предубеждения против преступлений, караемых тюремным заключением. [ 27 ] и фактически защищает такие преступления, которые, по его мнению, скорее всего, носят политический характер. [ 28 ] Он восхваляет маргинализованное личное поведение («акты свободы») как «нашу самую сильную пропаганду». [ 27 ] и утверждает, что большинство преступлений, подлежащих тюремному заключению, не являются политическими преступлениями: свобода выражения мнений, подавление которой поощряет робость. Если бы заключенные были освобождены, утверждает он, рост мелких преступлений , вероятно, сдержал бы более крупные и зрелищные преступления . Гудман отмечает, что это предложение невозможно, поскольку моральные отношения и собственность зависят от существования тюрьмы . [ 29 ]
Четвертое эссе, «Естественное насилие», обвиняет «стерилизацию» естественного опыта, такого как рождение, смерть и секс, в агрессивных отклонениях, таких как война («война - это неестественное насилие»). [ 27 ]
Два последних эссе «Майского памфлета » носят более теоретический характер. Подобно другим эссе, впервые опубликованным в журнале «Политика» , «Революция, социолатрия и война» представляет собой анархистский ответ на марксистскую теорию . Гудман одобряет Карла Маркса , социальную психологию но не согласен с ним по вопросам этатизма и истории. [ 27 ] Обсуждая структуру американского общества, Гудман предлагает полагаться на небольшие общинные группы, основанные на взаимопомощи, а не на крупные государства и корпорации. Гудман утверждает, что его общество 1940-х годов было построено для того, чтобы служить индустриальному прогрессу за счет отчуждения отдельных людей от своих природных способностей. [ 30 ] Эти внешние институты, с их узкой ориентацией на социально-экономический прогресс, писал он, являются слабой заменой небольшим группам людей, работающих во взаимности и децентрализованном синдикализме для реализации своих личных желаний. [ 31 ] Немедленное создание этих небольших сообществ приведет к индивидуальному самореализации посредством значимой работы и прямого участия в принятии решений, подобно «нормальным людям в сумасшедшем доме», разрушая общество, которое стало большим, анонимным, ориентированным на массовое потребление , чьи решения и дизайн все чаще производился за пределами пострадавших. [ 30 ] Гудман ожидает, что рутинная агрессия будет смягчена «естественными институтами», такими как дружеская конкуренция и взаимная взаимозависимость. [ 32 ]
«Единство», шестое и последнее эссе, утверждает, что только изобретение может разрешить естественный конфликт. «Если человек не может найти выход, — спрашивает Гудман, — какое право такой человек вообще имеет на то, чтобы быть либертарианцем в этом вопросе?» Он обвиняет негативную критику в том, что она непродуктивно удручает людей, в то время как позитивная критика — тон всей социальной критики Гудмана — может предложить возможности для улучшения и самореализации . Он предлагает, чтобы люди связывали свои творческие усилия со своими более глубокими психоаналитическими потребностями – своей природой – и с более широкой мудростью сообщества. [ 32 ] Гудман уделяет особое внимание единогласию, а не грубому консенсусу, и пишет, что единогласие достигается путем «заострения» точки конфликта до тех пор, пока не появится новая идея. [ 33 ] Он также предполагает, что акт объединения социальных и политических взглядов имеет терапевтический эффект. [ 32 ] Гудман рассматривает свой комментарий как стандартный анархизм, к которому он добавил элементы психоанализа . [ 34 ]
Темы и анализ
[ редактировать ]Основные темы «Майской брошюры» включают в себя то, как люди могут противостоять принудительным социальным условиям и изобретать решения социальных дилемм, реализуя свои природные способности. [ 13 ] Гудман считал, что индивидуальная инициатива — социобиологические побуждения и животные инстинкты вопреки нормам — и создаваемые ею повседневные конфликты становятся целью жизни, основой сообществ и чертой характера, которую необходимо развивать. [ 35 ] Гудман предлагает, чтобы люди осознавали свои естественные способности и применяли их творчески, а не позволяли им быть поглощенными принудительным давлением внутри общества. Он писал, что в принудительном обществе люди могут быть свободными благодаря творческой работе, проявлениям страсти или эмоций, а также «спонтанному отдыху». [ 13 ] обязанности Гражданские , по мнению Гудмана, влекут за собой устранение институциональных барьеров, отделяющих людей от основных жизненных обстоятельств. Он писал о «ведении мира», как о «ведении войны». [ 36 ]
Хотя эссе не призывают к конкретным действиям, Гудман обычно предлагает такие подходы, как избегание социального принуждения, как избегают всего опасного в повседневной жизни, или «проведение линии», идеологическое разграничение, за пределами которого человек должен отказаться подчиняться или сотрудничать. с социальной условностью. [ 13 ] Чтобы смягчить конфронтацию, возникающую при проведении границы, он призывает людей делать то, что находится в пределах их собственных неконфронтационных сил: реформировать себя, а не пытаться напрямую влиять на других, устранять себя из принудительных ситуаций, чтобы вместо этого найти группы по интересам, более близкие к его идентичности. [ 37 ] Гудман предпочитает эту анархистскую систему самоидентификации и корректировки собственных предрассудков, чтобы обеспечить свободное мировоззрение, допускающее множество противоречивых точек зрения. [ 36 ] Одновременно он предлагает гражданское неповиновение в качестве основного аспекта анархизма: люди должны проявлять моральную совесть, чтобы бросить вызов общественному принуждению, даже если это упражнение является преступлением, караемым тюремным заключением. В свою очередь, как утверждал Гудман, это, в свою очередь, поможет людям лучше отличать политических заключенных от обычных преступников . [ 36 ] Эссе обычно призывают к призыву и сопротивлению войне . [ 6 ] хотя в этих эссе он конкретно не обращается к проекту или своему пацифизму. [ 12 ]
По словам его литературного душеприказчика Тейлора Стера, Гудман, вероятно, написал эти эссе из-за необходимости оправдать свое уклонение от призыва в армию. Политика Гудмана основывалась на его личной ситуации как размышлении о том, как справиться с ситуацией, которую Стер описал как видимую на протяжении всех эссе. Эти принципы во многом хорошо послужили Гудману, писал биограф Гудмана, и уверенность Гудмана в своих инстинктах иногда была одной из его самых привлекательных черт, за исключением тех случаев, когда он не мог определить свои более глубокие инстинкты и не мог ни сформулировать свое замешательство, ни признать его. [ 12 ]
Хотя темы из «Майского памфлета» — децентрализация , мир , социальная психология , освобождение молодежи — будут повторяться в его более поздних работах, его социальная критика сосредоточилась на практическом применении, а не на теоретических проблемах, таких как проблема единогласия. [ 34 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Майская брошюра была главным вкладом Гудмана в анархистскую теорию. [ 19 ] Эти эссе были его первыми явно политическими произведениями. [ 21 ] и его главные политические сочинения того периода. [ 38 ] Брошюра с заметным отсутствием классового анализа отошла от радикальных условностей. Партия Эроса , интеллектуальная история новых левых , отметила, что «Майский памфлет» имеет больше общего с работами о прямой демократии в Древней Греции, чем с работами о марксистском или синдикалистском радикализме рабочего класса. [ 39 ] Эссе оказали влияние на центральную позицию нью-йоркской газеты « Почему? » Группа , [ 8 ] которые были разочарованы традиционным анархизмом, отчуждены от растущего провоенного рвения и воодушевлены политикой, которая ставила постепенные индивидуальные изменения выше милленаристского коллективного конфликта. Гудман переформулировал анархистскую политику, чтобы поднять вопросы выражения мнений, такие как дискриминация и призыв на военную службу, как экзистенциальную угрозу свободе и благополучию. [ 40 ] Ранняя анархистская мысль Гудмана также оказала влияние на журнале «Политика» развитие в своей пацифистской, ненасильственной , индивидуалистической, социалистической, антимассовой политической позиции. [ 6 ] Майская брошюра оказала основное влияние на британского анархиста Колина Уорда , который посвятил книгу «Анархия в действии» 1973 года памяти Гудмана. [ 41 ]
В эссе изложены концептуальные позиции и убеждения, которые легли в основу всей карьеры Гудмана. [ 21 ] а именно, что его современное американское общество лишило своих людей жизненно важных человеческих потребностей, что привело к тому, что их животные желания сублимировались в дух войны , материалистическое потребление и расизм . [ 42 ] Это создало то, что Гудман назвал «Дилеммой»: можно либо соответствовать обществу и болеть из-за лишения основных потребностей, либо не подтверждать это и впасть в безумие, будучи изгнанником из жизненно важных социальных связей. [ 43 ] Гудмана 1962 года В книге «Утопические эссе и практические предложения» обсуждаются способы, с помощью которых принципы «Майского памфлета » могут действовать в условиях прямых действий или политики. [ 44 ]
«Искусство и социальная природа» и его краеугольный камень, «Майский памфлет» , сделали Гудмана выдающимся теоретиком культуры. [ 13 ] несмотря на то, что при выпуске его по большей части игнорировали. [ 36 ] Гудман будет поддерживать анархистскую социальную критику «Майского брошюры » до конца своей жизни. [ 13 ] и продолжал совершенствовать свои идеи в таких работах, как « Growing Up Absurd» , [ 36 ] исследование 1960 года отчужденной молодежи в Америке, которое установило его важность как основного теоретика культуры и столпа левой мысли во времена контркультуры . [ 45 ] «Майский памфлет» увидел более широкую аудиторию, когда «Взросление абсурда» привело к возрождению творчества Гудмана. [ 36 ] Благодаря его влиянию позиции нью-йоркских анархистских журналов 1940-х годов стали прообразом позиций активизма и расширения личных прав «Новых левых» 1960-х годов. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ С 19 века слово « либертарианец » относилось к защитникам свободы воли или к любому, кто вообще выступал за свободу . Во времена «Майского памфлета» , как говорил Гудман, слово «либертарианец» было синонимом анархизма (антиавторитарного, либертарианского социализма). Определение этого термина стало более двусмысленным с конца 20 века, когда американское либертарианское движение за свободный рынок приняло то же название. См. Маршалл 1992 , с. 641 и Кон 2009 , стр. 4, 6; подробнее см. определение либертарианства .
- ^ Видмер 1980 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Видмер 1980 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Красиво 1979 , с. 170.
- ^ Стер 1977b , с. XVIII.
- ^ Фишер 2010 , стр. 10–11.
- ^ Jump up to: а б с д и Honeywell 2011 , с. 10.
- ^ Грэм 2007 , с. 42 .
- ^ Jump up to: а б Корнелл 2011 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с д Красиво 1979 , с. 34.
- ↑ Nicely 1979 , стр. 33–34.
- ^ Jump up to: а б Стер 1994а , с. 61 ; Красиво 1979 , с. 14 .
- ^ Jump up to: а б с Стер 1977а , с. 376.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Смит 2001 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б Стер 1994b , с. 512.
- ^ Красиво 1979 , с. 34; Стер 2010 .
- ^ Красиво 1986 , с. 159.
- ^ Кинг 1972 , с. 86; Фишер 2010 , с. 11.
- ^ Кинг 1972 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Корнелл 2011 , с. 112.
- ^ Видмер 1980 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д Honeywell 2011 , с. 11.
- ^ Гентер 2002 , стр. 311–312.
- ^ Гентер 2002 , с. 312
- ^ Корнелл, 2016 , с. 163.
- ^ Видмер 1980 , стр. 39–40.
- ^ Стер 2010 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д Видмер 1980 , с. 40.
- ^ Стер 2010 , стр. 11–12.
- ^ Стер 2010 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Кинг 1972 , с. 85.
- ^ Видмер 1980 , стр. 40–41.
- ^ Jump up to: а б с Видмер 1980 , с. 41.
- ^ Видмер 1980 , стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б Видмер 1980 , с. 42.
- ^ Кинг 1972 , стр. 86–87; Фишер 2010 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Смит 2001 , с. 180.
- ^ Смит 2001 , стр. 179–180.
- ^ Стер 1994b , с. 511.
- ^ Кинг 1972 , с. 88.
- ^ Корнелл, 2016 , стр. 163–164.
- ^ Гудвей 2006 , с. 322.
- ^ Фишер 2010 , с. 12.
- ^ Стер 2010 , с. 6.
- ^ Стер 2010 , с. 9.
- ^ Смит 2001 , с. 178.
Ссылки
[ редактировать ]- Кон, Джесси (20 апреля 2009 г.). "Анархизм". В Нессе, Иммануил (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста . Уайли . стр. 1–11. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp0039 . ISBN 978-1-4051-9807-3 .
- Корнелл, Эндрю (2011). «Появление нового анархизма, 1940–1954». Журнал изучения радикализма . 5 (1): 105–131. дои : 10.1353/jsr.2011.0002 . ISSN 1930-1189 . JSTOR 41889949 . S2CID 144581597 .
- — (2016). Неуправляемое равенство: анархизм США в двадцатом веке . Издательство Калифорнийского университета . дои : 10.1525/9780520961845 . ISBN 978-0-520-28675-7 .
- Фишер, Майкл К. (2010). Введение . Новая Реформация: Записки неолитического консерватора . Гудман, Пол (2-е изд.). ПМ Пресс . стр. 5–29. ISBN 978-1-60486-056-6 .
- Гентер, Роберт Байрон (2002). Поздний модернизм и культурная политика Америки времен холодной войны, 1946–1964 (доктор философии). Колумбийский университет . ПроКвест 304798813 .
- Гудвей, Дэвид (2006). Анархистские семена под снегом: леволибертарианская мысль и британские писатели от Уильяма Морриса до Колина Уорда . Издательство Ливерпульского университета . дои : 10.5949/UPO9781846312557 . ISBN 978-1-84631-025-6 .
- Грэм, Роберт, изд. (2007). «Пол Гудман: Рисование линии (1945)» . Анархизм: документальная история либертарианских идей . Том. 2. Монреаль: Книги Черной розы. стр. 42–56. ISBN 978-1-55164-310-6 . OCLC 154704186 .
- Ханивелл, Карисса (2011). «Пол Гудман: поиск аудитории для анархизма в Америке двадцатого века» . Журнал изучения радикализма . 5 (2): 1–33. дои : 10.1353/jsr.2011.0011 . ISSN 1930-1189 . JSTOR 41879237 . S2CID 144967664 . ПроКвест 921727268 .
- Кинг, Ричард Х. (1972). «Пол Гудман» . Партия Эроса: радикальная общественная мысль и царство свободы . Издательство Университета Северной Каролины . стр. 78–115. ISBN 978-0-8078-1187-0 .
- Маршалл, Питер (1992). Требуя невозможного: история анархизма . ХарперКоллинз . ISBN 978-0-00-217855-6 .
- Прекрасно, Том (1979). Адам и его работа: библиография источников Пола Гудмана и о нем (1911–1972) . Пугало Пресс . ISBN 978-0-8108-1219-2 .
- — (1986). «Адам и его работа: библиографическое обновление» . В Паризи, Питер (ред.). Художник действительности: Очерки Пола Гудмана . Пугало Пресс . стр. 153–183. ISBN 978-0-8108-1843-9 .
- Смит, Эрнест Дж. (2001). «Пол Гудман» . В Хэнсоме, Пол (ред.). Американские теоретики культуры двадцатого века . Словарь литературной биографии . Том. 246. Гейл . стр. 177–189. ISBN 0-7876-4663-6 . Гейл MZRHFV506143794 .
- Стер, Тейлор (26 марта 1977 г.). «Хитрость, мошенничество или бегство». Нация . Том. 224. С. 373–376. EBSCO Хост 11198430 .
- — (1977б). "Введение" . Проведение линии: политические эссе Пола Гудмана . Бесплатные издания Life. стр. ix – xxxii. ISBN 0-914156-17-9 .
- - (1994а). Здесь, сейчас, далее: Пол Гудман и истоки гештальт-терапии . Джосси-Басс . ISBN 978-0-7879-0005-2 .
- — (1994б). «Пол Гудман» . В ДеЛеоне, Дэвид (ред.). Лидеры 1960-х годов: биографический справочник американского активизма . Гринвуд Пресс . стр. 509–516. ISBN 978-0-313-27414-5 .
- — (2010). Предисловие . Еще раз подводим черту: анархистские сочинения Пола Гудмана . Гудман , Пол . Стер, Тейлор (ред.). ПМ Пресс . стр. 5–18. ISBN 978-1-60486-057-3 .
- Видмер, Кингсли (1980). Пол Гудман . Твейн . ISBN 0-8057-7292-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст книги «Рисование линии» (1962) от HathiTrust (общественное достояние)
- Полный текст книги «Снова проведем черту» (2010), можно взять в Интернет-архиве.