Jump to content

Лаонский собор

Координаты : 49 ° 33'51 ″ с.ш. 3 ° 37'30 ″ в.д.  /  49,5643 ° с.ш. 3,625 ° в.д.  / 49,5643; 3625
(Перенаправлено из Нотр-Дам де Лаон )
Лаонский собор
Собор Нотр-Дам де Лаон   ( французский )
Западный фронт
Карта
49 ° 33'51 ″ с.ш. 3 ° 37'30 ″ в.д.  /  49,5643 ° с.ш. 3,625 ° в.д.  / 49,5643; 3625
Расположение Лан , Эна , Верхняя де-Франс , Франция
Номинал Римско-католический
История
Статус Приходская церковь (бывший кафедральный собор )
Архитектура
Функциональное состояние Активный
Архитектурный тип Кафедральный собор
Стиль Французская готика
Новаторский 1150 [1]
Завершенный 1235 [2]
Администрация
епархия Суассон (ранее Лаон )
Тип Кафедральный собор
Назначен 1840
Справочный номер. PA00115710
Лаонский собор с юго-запада

Лаонский собор ( фр . Cathédrale Notre-Dame de Laon ) — римско-католическая церковь, расположенная в Лане , Эна , Верхняя де-Франс , Франция . Построенный в двенадцатом и тринадцатом веках, он представляет собой один из важнейших и стилистически единых образцов ранней готической архитектуры . Церковь служила собором Ланской епархии до 1802 года, а с 1840 года была признана историческим памятником . [3]

Ранняя история

[ редактировать ]

была Лаонская епархия основана архиепископом Реймса Ремигием в конце пятого века. Предположительно, вскоре после этого была возведена ранняя церковь. Вскоре Лаон стал одним из главных городов Франкской империи .

Более позднее церковное здание, датируемое десятым или одиннадцатым веками, было подожжено во время Пасхального восстания 25 апреля 1112 года. Купцы и буржуазия Лаона добились общинной хартии , которая вскоре была отменена епископом Годри . Община восстала, убив епископа. Епископский дворец был подожжен; Вскоре огонь перекинулся на собор. После этого крестьянское население воспользовалось возможностью разграбить город. Через три месяца после восстания члены духовенства Лана совершили поездку по Франции и Англии с реликвиями, принадлежавшими епископству. На средства, полученные от тура, церковь была реконструирована и освящена 20 августа 1114 года при Бартелеми де Жюре .

Однако по мере роста населения Лана вскоре стало ясно, что необходим собор большего размера. Экономика Лана процветала, а школа богословия и толкования Ансельма Лана становилась одной из самых известных в Европе. Кроме того, в 1130 году была восстановлена ​​общинная грамота Лаона. К концу 1150-х годов при Готье де Мортане началось строительство нынешнего собора; по существу оно было завершено к 1230 году. [4]

Текущее здание

[ редактировать ]

Нынешний Лаонский собор датируется XII и началом XIII веков и является ранним примером готического стиля, зародившегося на севере Франции. Он был построен спустя полвека после возведения базилики Сен-Дени , зародившей готический стиль. Строительство Лаонского собора началось с хора и частей обоих трансептов восточная часть нефа . примерно между 1160 и 1170 годами. К 1180 году рукава трансепта были закончены и возведена На следующем этапе строительства, продолжавшемся до конца века, неф и большая часть массивного западного фасада были завершены часовня шрифтов, монастырь и дом капитула . Вскоре после этого на южной стороне нефа были построены . Затем, благодаря пожертвованию местного карьера в 1205 году, первоначальный хор был разобран, а к 1220 году был построен нынешний, более крупный хор. [5] : 11–12  Вскоре после этого на стыке хора и трансепта были построены сокровищница и ризница , а также большая часовня, простирающаяся от юго-восточного конца хора. На протяжении столетия у приделов нефа и хора были построены дополнительные часовни. Наконец, фасад южного трансепта был реконструирован в начале четырнадцатого века, в результате чего появились нынешние двойные двери и ажурное окно. [6] : 45–50 

Более поздняя история

[ редактировать ]

Лан потерял свой статус епископства во время Французской революции . После Конкордата 1802 года здание функционировало как приходская церковь Суассонской епархии . [7]

Собор был сильно изменен в девятнадцатом веке. Фундаменты башен были перестроены каменной кладкой, чтобы предотвратить их обрушение. Аркбутаны , прикрепленные к нефу и трансептам, были перестроены, чтобы соответствовать тем, что поддерживают хор. Убрана богато украшенная, но конструктивно искусственная верхняя пристройка парадного фасада собора неизвестной даты; его заменили балюстраду и нынешнюю статую Мадонны с Младенцем . Открытые дверные проемы, которые исторически проникали в стены между западными входными порталами, были заблокированы. В частности, многие средневековые скульптурные программы на западном фасаде были сильно изменены.

К этому времени в верхних стенах западного конца нефа появились трещины. Чтобы решить эту проблему, была построена низкая арка, пересекающая неф возле входных порталов. В 1899 году между башнями в западной части нефа был установлен деревянный пол, чтобы можно было установить нынешний орган . Невысокая структурная арка стала восточной опорой платформы. Этот проект остается спорным, поскольку органные трубы в настоящее время блокируют нижние западные окна и половину окна-розы. Однако более старая и гораздо меньшая платформа для каменного органа все еще сохранилась под нынешней деревянной конструкцией. [5] : 50–58 

Хотя собор несколько пострадал во время Французской революции и франко-прусской войны 1870 года, он избежал обеих мировых войн невредимым.

Архитектура

[ редактировать ]
Интерьер

Современный собор Нуайона и собор Парижской Богоматери , Лаонский собор является одним из наиболее тщательно продуманных и лучше всего сохранившихся соборов ранней французской готики. Он примечателен стилистическим единством и последовательностью, сохранявшимися на разных этапах его строительства. Собор имеет крестообразную форму с традиционным нефом, трансептами и хором, окруженными одиночными боковыми нефами. Было построено множество часовен, выступающих за внешние стены нефов. В нефе двенадцать пролетов (включая пролет над органной площадкой), уравновешенных десятью в хоре. Оба трансепта имеют четыре пролета. Над перекрестком возвышается центральная фонарная башня, являющаяся центром интерьера собора. Потолок над хором и нефом (за исключением западной части, рядом с органом) имеет шестичастный свод , а потолок в трансептах - четырехсторонний свод.

По вертикали Лаонский собор разделен на четыре яруса: боковые проходы на уровне земли, проход на уровне трибуны с двойными арками, короткий проход на уровне трифория с тройными арками и окна фонаря . Проходы на двух средних уровнях опоясывают все здание, что, возможно, указывает на норманнское влияние. Необычная четырехъярусная конфигурация ранее использовалась как в соборе Турне в современной Бельгии, так и в соборе Нуайон, а также локально отражена в южном трансепте близлежащего Суассонского собора . Высоту интерьера подчеркивают колоннеты, поднимающиеся от вершин колонн, разделяющих пролеты нефов; количество этих древков колоннет регулярно чередуется от трех до пяти. [6] : 9–13 

Хотя хоры большинства готических церквей заканчиваются апсидами, хор Лаона является исключением: он заканчивается плоской стеной. Первоначальный хор собора был намного короче и заканчивался более традиционной апсидой и амбулаторием . Хотя первоначальный хор задавал стилистический образец остальной части здания, он был снесен и заменен в начале тринадцатого века. Более длинный нынешний хор более пропорционально подходил собору. [6] : 48–51 

Каждый конец церкви завершается окном -розой , за исключением южного трансепта. Вместо этого в южном трансепте имеется массивное арочное окно с узором , которое заменило первоначальную розу в начале четырнадцатого века. Фасады обоих трансептов имеют двойные входные двери; южные двери открываются рядом с прилегающим к собору монастырем и капитулом, а северные двери открываются возле старого епископского дворца. Массивный западный фасад собора в конце нефа примечателен динамичным использованием пространственных выступов. Три глубоко утопленных портала обеспечивают вход в церковь; над ними возвышается арочный проход; между этим проходом и вторым, более высоким, два готических арочных стрельчатых окна и центральное окно-розетка, врезанное в стену. Фасад увенчан самыми верхними частями башен-близнецов и четырьмя вершинами меньшего размера. [5] : 50–58 

Лаонский собор в 1940 году. Обратите внимание на заваленные мешками с песком входы и грузовик французской армии впереди.
Статуя бычьей башни

Из семи запланированных башен только пять были достроены до высоты основания шпилей . К ним относятся квадратная центральная башня перехода, образующая фонарную башню, освещающую переход , две башни, обрамляющие западный фасад, и две башни трансепта. Планировалось, что у обоих трансептов будут вторые башни, но они так и не были достроены. [6] : 9–13  Все завершенные башни Лаонского собора (за исключением башни на центральном перекрестке) состоят из двух сложенных друг на друга сводчатых камер, пронизанных стрельчатыми отверстиями. Они переходят от квадратных профилей у основания к сложным восьмиугольникам на вершинах. Средневековый художник Виллар де Оннекур сделал подробные рисунки одной из башен Лана около 1230 года; по его мнению, башни Лана идеально использовали геометрию и «истинную меру», идеально выраженные в готической архитектуре. [8] Две западные башни содержат каменные статуи шестнадцати быков в натуральную величину в верхних аркадах, по-видимому, в память о быках, которые тащили оборудование и материалы во время строительства собора. [9]

собора Витражи датируются в основном тринадцатым веком, с некоторыми дополнениями девятнадцатого века. Среди сохранившихся средневековых окон — три стрельчатых окна в восточной части церкви, выходящие на хор. В правом окне изображены сцены из жизни Марии и детства Иисуса . Центральное окно продолжает повествование об Иисусе, от его триумфального въезда в Иерусалим до вознесения . В левых окнах изображены сцены из легенды о Феофиле Аданском и библейского рассказа о святом Стефане . Окно-роза над ланцетами посвящено Марии; он также содержит двенадцать медальонов с изображением двенадцати апостолов и двадцать четыре медальона с изображением четырех и двадцати старцев из Книги Откровения . Отходя от строго религиозных тем, окно-роза в северном трансепте содержит олицетворения наук тривиума ( грамматики , диалектики и риторики ) и квадривиума ( арифметики , геометрии , музыки и астрономии ). [9]

Известные люди

[ редактировать ]
  • Богослов Ансельм Лаонский служил деканом и канцлером собора в начале двенадцатого века.
  • Композитор Пьер Дюмаж был органистом собора с 1710 по 1719 год.
  • Адольф Гитлер посетил собор 25 июня 1940 года. [10]
  • Художник Робер Делоне изобразил башни собора в своей картине 1912 года «Les Tours de Laon» , иллюстрируя свой переход от фигуративных композиций к абстрактному движению орфизма . [11]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Стоддард, Уитни (1966). Монастырь и собор во Франции: средневековая архитектура, скульптура, витражи, рукописи, искусство церковных сокровищ. Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. стр. 129–136.
  2. ^ Стоддард, Уитни (1966). Монастырь и собор во Франции: средневековая архитектура, скульптура, витражи, рукописи, искусство церковных сокровищ. Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. стр. 129–136.
  3. ^ База Мериме : PA00115710 , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
  4. ^ Стоддард, Уитни (1966). Монастырь и собор во Франции: средневековая архитектура, скульптура, витражи, рукописи, искусство церковных сокровищ . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. стр. 129–136 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Кларк, WW (1987). Лаонский собор, Архитектура: эстетика пространства, плана и структуры . Архив иллюстраций Института Курто. Том. 2. Лондон: Издательство Харви Миллера. ISBN  0905203569 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Кларк, WW; Кинг, Р. (1983). Лаонский собор, архитектура . Архив иллюстраций Института Курто. Том. 1. Лондон: Издательство Харви Миллера. ISBN  9780905203553 .
  7. ^ Грант, Линди, изд. (1978). Часть 6: Франция — Лаонский собор . Архив иллюстраций Института Курто: Архив 3, Средневековая архитектура и скульптура в Европе. Лондон: Издательство Харви Миллера. стр. iii–iv. ISSN   0307-8078 .
  8. ^ Фон Симсон, Отто Г. (1952). «Готический собор: замысел и смысл». Журнал Общества историков архитектуры . 11 (3): 6–16. дои : 10.2307/987608 . JSTOR   987608 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Абеляр (22 января 2006 г.). «Собор 5: Лаон» . Проверено 11 ноября 2018 г.
  10. ^ «25 июня» . Страницы Гитлера . Проверено 11 ноября 2018 г.
  11. ^ Ирвинг, Марк (2011). Фартинг, Стивен (ред.). 1001 картина, которую нужно увидеть, прежде чем умереть . Касселл. п. 612. ИСБН  9781844037049 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f005567fda94833f9aea0940e7928ba__1712519040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/ba/7f005567fda94833f9aea0940e7928ba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Laon Cathedral - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)