Лаонский собор
Лаонский собор | |
---|---|
Собор Нотр-Дам де Лаон ( французский ) | |
49 ° 33'51 ″ с.ш. 3 ° 37'30 ″ в.д. / 49,5643 ° с.ш. 3,625 ° в.д. | |
Расположение | Лан , Эна , Верхняя де-Франс , Франция |
Номинал | Римско-католический |
История | |
Статус | Приходская церковь (бывший кафедральный собор ) |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Активный |
Архитектурный тип | Кафедральный собор |
Стиль | Французская готика |
Новаторский | 1150 [1] |
Завершенный | 1235 [2] |
Администрация | |
епархия | Суассон (ранее Лаон ) |
Тип | Кафедральный собор |
Назначен | 1840 |
Справочный номер. | PA00115710 |
Лаонский собор ( фр . Cathédrale Notre-Dame de Laon ) — римско-католическая церковь, расположенная в Лане , Эна , Верхняя де-Франс , Франция . Построенный в двенадцатом и тринадцатом веках, он представляет собой один из важнейших и стилистически единых образцов ранней готической архитектуры . Церковь служила собором Ланской епархии до 1802 года, а с 1840 года была признана историческим памятником . [3]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]была Лаонская епархия основана архиепископом Реймса Ремигием в конце пятого века. Предположительно, вскоре после этого была возведена ранняя церковь. Вскоре Лаон стал одним из главных городов Франкской империи .
Более позднее церковное здание, датируемое десятым или одиннадцатым веками, было подожжено во время Пасхального восстания 25 апреля 1112 года. Купцы и буржуазия Лаона добились общинной хартии , которая вскоре была отменена епископом Годри . Община восстала, убив епископа. Епископский дворец был подожжен; Вскоре огонь перекинулся на собор. После этого крестьянское население воспользовалось возможностью разграбить город. Через три месяца после восстания члены духовенства Лана совершили поездку по Франции и Англии с реликвиями, принадлежавшими епископству. На средства, полученные от тура, церковь была реконструирована и освящена 20 августа 1114 года при Бартелеми де Жюре .
Однако по мере роста населения Лана вскоре стало ясно, что необходим собор большего размера. Экономика Лана процветала, а школа богословия и толкования Ансельма Лана становилась одной из самых известных в Европе. Кроме того, в 1130 году была восстановлена общинная грамота Лаона. К концу 1150-х годов при Готье де Мортане началось строительство нынешнего собора; по существу оно было завершено к 1230 году. [4]
Текущее здание
[ редактировать ]Нынешний Лаонский собор датируется XII и началом XIII веков и является ранним примером готического стиля, зародившегося на севере Франции. Он был построен спустя полвека после возведения базилики Сен-Дени , зародившей готический стиль. Строительство Лаонского собора началось с хора и частей обоих трансептов восточная часть нефа . примерно между 1160 и 1170 годами. К 1180 году рукава трансепта были закончены и возведена На следующем этапе строительства, продолжавшемся до конца века, неф и большая часть массивного западного фасада были завершены часовня шрифтов, монастырь и дом капитула . Вскоре после этого на южной стороне нефа были построены . Затем, благодаря пожертвованию местного карьера в 1205 году, первоначальный хор был разобран, а к 1220 году был построен нынешний, более крупный хор. [5] : 11–12 Вскоре после этого на стыке хора и трансепта были построены сокровищница и ризница , а также большая часовня, простирающаяся от юго-восточного конца хора. На протяжении столетия у приделов нефа и хора были построены дополнительные часовни. Наконец, фасад южного трансепта был реконструирован в начале четырнадцатого века, в результате чего появились нынешние двойные двери и ажурное окно. [6] : 45–50
Более поздняя история
[ редактировать ]Лан потерял свой статус епископства во время Французской революции . После Конкордата 1802 года здание функционировало как приходская церковь Суассонской епархии . [7]
Собор был сильно изменен в девятнадцатом веке. Фундаменты башен были перестроены каменной кладкой, чтобы предотвратить их обрушение. Аркбутаны , прикрепленные к нефу и трансептам, были перестроены, чтобы соответствовать тем, что поддерживают хор. Убрана богато украшенная, но конструктивно искусственная верхняя пристройка парадного фасада собора неизвестной даты; его заменили балюстраду и нынешнюю статую Мадонны с Младенцем . Открытые дверные проемы, которые исторически проникали в стены между западными входными порталами, были заблокированы. В частности, многие средневековые скульптурные программы на западном фасаде были сильно изменены.
К этому времени в верхних стенах западного конца нефа появились трещины. Чтобы решить эту проблему, была построена низкая арка, пересекающая неф возле входных порталов. В 1899 году между башнями в западной части нефа был установлен деревянный пол, чтобы можно было установить нынешний орган . Невысокая структурная арка стала восточной опорой платформы. Этот проект остается спорным, поскольку органные трубы в настоящее время блокируют нижние западные окна и половину окна-розы. Однако более старая и гораздо меньшая платформа для каменного органа все еще сохранилась под нынешней деревянной конструкцией. [5] : 50–58
Хотя собор несколько пострадал во время Французской революции и франко-прусской войны 1870 года, он избежал обеих мировых войн невредимым.
Архитектура
[ редактировать ]Современный собор Нуайона и собор Парижской Богоматери , Лаонский собор является одним из наиболее тщательно продуманных и лучше всего сохранившихся соборов ранней французской готики. Он примечателен стилистическим единством и последовательностью, сохранявшимися на разных этапах его строительства. Собор имеет крестообразную форму с традиционным нефом, трансептами и хором, окруженными одиночными боковыми нефами. Было построено множество часовен, выступающих за внешние стены нефов. В нефе двенадцать пролетов (включая пролет над органной площадкой), уравновешенных десятью в хоре. Оба трансепта имеют четыре пролета. Над перекрестком возвышается центральная фонарная башня, являющаяся центром интерьера собора. Потолок над хором и нефом (за исключением западной части, рядом с органом) имеет шестичастный свод , а потолок в трансептах - четырехсторонний свод.
По вертикали Лаонский собор разделен на четыре яруса: боковые проходы на уровне земли, проход на уровне трибуны с двойными арками, короткий проход на уровне трифория с тройными арками и окна фонаря . Проходы на двух средних уровнях опоясывают все здание, что, возможно, указывает на норманнское влияние. Необычная четырехъярусная конфигурация ранее использовалась как в соборе Турне в современной Бельгии, так и в соборе Нуайон, а также локально отражена в южном трансепте близлежащего Суассонского собора . Высоту интерьера подчеркивают колоннеты, поднимающиеся от вершин колонн, разделяющих пролеты нефов; количество этих древков колоннет регулярно чередуется от трех до пяти. [6] : 9–13
Хотя хоры большинства готических церквей заканчиваются апсидами, хор Лаона является исключением: он заканчивается плоской стеной. Первоначальный хор собора был намного короче и заканчивался более традиционной апсидой и амбулаторием . Хотя первоначальный хор задавал стилистический образец остальной части здания, он был снесен и заменен в начале тринадцатого века. Более длинный нынешний хор более пропорционально подходил собору. [6] : 48–51
Каждый конец церкви завершается окном -розой , за исключением южного трансепта. Вместо этого в южном трансепте имеется массивное арочное окно с узором , которое заменило первоначальную розу в начале четырнадцатого века. Фасады обоих трансептов имеют двойные входные двери; южные двери открываются рядом с прилегающим к собору монастырем и капитулом, а северные двери открываются возле старого епископского дворца. Массивный западный фасад собора в конце нефа примечателен динамичным использованием пространственных выступов. Три глубоко утопленных портала обеспечивают вход в церковь; над ними возвышается арочный проход; между этим проходом и вторым, более высоким, два готических арочных стрельчатых окна и центральное окно-розетка, врезанное в стену. Фасад увенчан самыми верхними частями башен-близнецов и четырьмя вершинами меньшего размера. [5] : 50–58
- Порталы
- План этажа
- Пересекающаяся башня
Башни
[ редактировать ]Из семи запланированных башен только пять были достроены до высоты основания шпилей . К ним относятся квадратная центральная башня перехода, образующая фонарную башню, освещающую переход , две башни, обрамляющие западный фасад, и две башни трансепта. Планировалось, что у обоих трансептов будут вторые башни, но они так и не были достроены. [6] : 9–13 Все завершенные башни Лаонского собора (за исключением башни на центральном перекрестке) состоят из двух сложенных друг на друга сводчатых камер, пронизанных стрельчатыми отверстиями. Они переходят от квадратных профилей у основания к сложным восьмиугольникам на вершинах. Средневековый художник Виллар де Оннекур сделал подробные рисунки одной из башен Лана около 1230 года; по его мнению, башни Лана идеально использовали геометрию и «истинную меру», идеально выраженные в готической архитектуре. [8] Две западные башни содержат каменные статуи шестнадцати быков в натуральную величину в верхних аркадах, по-видимому, в память о быках, которые тащили оборудование и материалы во время строительства собора. [9]
Витраж
[ редактировать ]собора Витражи датируются в основном тринадцатым веком, с некоторыми дополнениями девятнадцатого века. Среди сохранившихся средневековых окон — три стрельчатых окна в восточной части церкви, выходящие на хор. В правом окне изображены сцены из жизни Марии и детства Иисуса . Центральное окно продолжает повествование об Иисусе, от его триумфального въезда в Иерусалим до вознесения . В левых окнах изображены сцены из легенды о Феофиле Аданском и библейского рассказа о святом Стефане . Окно-роза над ланцетами посвящено Марии; он также содержит двенадцать медальонов с изображением двенадцати апостолов и двадцать четыре медальона с изображением четырех и двадцати старцев из Книги Откровения . Отходя от строго религиозных тем, окно-роза в северном трансепте содержит олицетворения наук тривиума ( грамматики , диалектики и риторики ) и квадривиума ( арифметики , геометрии , музыки и астрономии ). [9]
- Западная роза
- Северная роза
- Восточные окна
- Южное окно
Известные люди
[ редактировать ]- Богослов Ансельм Лаонский служил деканом и канцлером собора в начале двенадцатого века.
- Композитор Пьер Дюмаж был органистом собора с 1710 по 1719 год.
- Адольф Гитлер посетил собор 25 июня 1940 года. [10]
- Художник Робер Делоне изобразил башни собора в своей картине 1912 года «Les Tours de Laon» , иллюстрируя свой переход от фигуративных композиций к абстрактному движению орфизма . [11]
См. также
[ редактировать ]- Ранняя готическая архитектура
- Готические соборы и церкви
- Французская готическая архитектура
- Витражи во французской готике
- Список готических соборов в Европе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стоддард, Уитни (1966). Монастырь и собор во Франции: средневековая архитектура, скульптура, витражи, рукописи, искусство церковных сокровищ. Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. стр. 129–136.
- ^ Стоддард, Уитни (1966). Монастырь и собор во Франции: средневековая архитектура, скульптура, витражи, рукописи, искусство церковных сокровищ. Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. стр. 129–136.
- ^ База Мериме : PA00115710 , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ Стоддард, Уитни (1966). Монастырь и собор во Франции: средневековая архитектура, скульптура, витражи, рукописи, искусство церковных сокровищ . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. стр. 129–136 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк, WW (1987). Лаонский собор, Архитектура: эстетика пространства, плана и структуры . Архив иллюстраций Института Курто. Том. 2. Лондон: Издательство Харви Миллера. ISBN 0905203569 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кларк, WW; Кинг, Р. (1983). Лаонский собор, архитектура . Архив иллюстраций Института Курто. Том. 1. Лондон: Издательство Харви Миллера. ISBN 9780905203553 .
- ^ Грант, Линди, изд. (1978). Часть 6: Франция — Лаонский собор . Архив иллюстраций Института Курто: Архив 3, Средневековая архитектура и скульптура в Европе. Лондон: Издательство Харви Миллера. стр. iii–iv. ISSN 0307-8078 .
- ^ Фон Симсон, Отто Г. (1952). «Готический собор: замысел и смысл». Журнал Общества историков архитектуры . 11 (3): 6–16. дои : 10.2307/987608 . JSTOR 987608 .
- ^ Перейти обратно: а б Абеляр (22 января 2006 г.). «Собор 5: Лаон» . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ «25 июня» . Страницы Гитлера . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ Ирвинг, Марк (2011). Фартинг, Стивен (ред.). 1001 картина, которую нужно увидеть, прежде чем умереть . Касселл. п. 612. ИСБН 9781844037049 .