Мост возле Лимиры
Мост возле Лимиры | |
---|---|
![]() Четвертая арка, сегодня полузасыпанная. Очевиден исключительно плоский профиль арки. | |
Координаты | 36 ° 20'56 "N 30 ° 12'23" E / 36,34887 ° N 30,20651 ° E |
несет | Движение пешеходов и вьючных животных |
Кресты | Алакыр Ручей |
Местный | Лимира , Ликия , Турция |
Официальное название | Пояс Кыркгез |
Статус наследия | Никто |
Характеристики | |
Дизайн | Сегментарный арочный мост |
Материал | Кирпич , каменная кладка и щебень |
Общая длина | 360 м (1181,1 фута) |
Ширина | 3,55–4,30 м (11,6–14,1 футов) |
Самый длинный пролет | 14,97 м (49,1 футов) |
Количество пролетов | 28 (один раз 27) |
Пирсы в воде | Сегодня ок. 5 |
Предел нагрузки | 30 т + 500 кп/м² |
История | |
Окончание строительства | Предположительно III век нашей эры. |
Расположение | |
![]() |

Мост возле Лимиры (по -турецки : Кыркгоз Кемери , «Мост сорока арок») — позднеримский мост в Ликии , на современном юго-западе Турции , и один из старейших сегментированных арочных мостов в мире. Расположенное недалеко от древнего города Лимира , это крупнейшее инженерное сооружение древности в регионе, охватывающее реку Алакыр-Чай на длине 360 м (1181,1 фута) на 26 сегментных арках. Эти арки с соотношением пролета к высоте 5,3:1 придают мосту необычайно плоский профиль и были непревзойденными архитектурными достижениями до позднего средневековья . Сегодня сооружение в значительной степени погребено под речными отложениями и окружено теплицами . Несмотря на свои уникальные особенности, мост остается относительно неизвестным, и только в 1970-х годах исследователи стамбульского филиала Немецкого археологического института провели полевые исследования на этом месте.
Полевые экзамены
[ редактировать ]
Никакой информации о мосте из древних источников не сохранилось. Первые описания появляются в отчетах европейских путешественников XIX века. Британский археолог Чарльз Феллоуз был первым, кто исследовал регион Ликии и посетил мост в мае 1840 года. Феллоуз, а также ТАБ Спратт и Эдвард Форбс, посетившие это место два года спустя, описывают его как имеющий 25 арок. [ 1 ] В 1882 году австрийская экспедиция, в которую входил Отто Бенндорф , интерпретировала сооружение как часть древней дороги , соединявшей Лимиру с городом Атталия (современная Анталия ) на востоке. Однако в ходе этой миссии не удалось предоставить никаких планов или эскизов этого места. [ 1 ]
Первый, и по состоянию на 2008 г. [update] Единственное научное исследование моста было проведено немецкими археологами Вольфгангом В. Вурстером и Иоахимом Ганцертом в течение двух дней подряд в сентябре 1973 года и завершено дальнейшими посещениями в последующие годы. [ 1 ] Их результаты были опубликованы в 1978 году в журнале Archäologischer Anzeiger Немецкого археологического института с явной целью привлечь внимание к находящемуся под угрозой состоянию до сих пор почти нетронутого моста: [ 2 ]
Недавно на этой плодородной пойме были созданы плантации цитрусовых; К востоку от моста сейчас строятся теплицы для ранних овощей. Мост находится под серьезной угрозой из-за начала интенсивного земледелия в окрестностях. Местные жители обдирают еще нетронутую поверхность моста на камни; бульдозеры, задействованные при строительстве оросительных каналов, разрывают конструкции на части и разрушают каменное покрытие гусеничными гусеницами .
В 1993 году инженер-строитель Колин О'Коннор обобщил их отчет в своей англоязычной монографии о римских мостах, а также подчеркнул исключительный характер этого моста. [ 3 ] О дальнейших научных исследованиях моста Лимира неизвестно.
Местоположение и ситуация
[ редактировать ]
Мост пересекает ручей Алакыр Чайы, древнее название которого неизвестно, в 3,2 км (2,0 мили) к востоку от руин Лимиры (расстояние от городского театра) и в 3,8 км (2,4 мили) к северу от современной береговой линии, недалеко от современная дорога от Турунчовой до Кумлучи . [ 1 ] В местном рельефе преобладают предгорья Точак-Даги , которые сливаются здесь с аллювиальными поймами залива Финике . [ 1 ] В этой переходной зоне мост был построен непосредственно над местом, где узкая речная долина переходит в широкую устьевую равнину и где переправа через реку в период дождя будет затруднена из-за паводка. [ 4 ] В то время как восточный конец моста выравнивается по гравийной равнине, западный конец примыкает непосредственно к возвышающейся каменной стене горы, предположительно для защиты от наводнений. [ 5 ] Возникающий резкий поворот дороги также можно было бы использовать в случае необходимости перекрыть дорогу. Современная плотина Алакыр Бараджи была построена выше по течению для целей орошения и защиты от наводнений. [ 5 ]
Ликия не имела, в отличие от других римских провинций , очень развитой дорожной системы. В то время как движение с севера на юг осуществлялось в основном через несколько речных долин, маршруты с востока на запад вели, в отличие от сегодняшнего дня, в основном по горным хребтам и вдоль них. [ 6 ] Эта конкретная дорога, ведущая из Лимиры через Алакыр-Чай в соседние регионы Памфилию и Атталию, должна была иметь особое значение, поскольку до IV века эти два региона были объединены в одну провинцию, Ликию и Памфилию . Однако по сравнению с основными магистралями Римской империи дороги Ликии шириной 3–4 м (9,8–13,1 фута) были довольно скромными и ограничивались движением пешеходов и вьючных животных. [ 6 ] Это подтверждается еще и тем, что на брусчатке моста Лимира не обнаружено ни колеи от повозок, ни следов парапета или бруствера. [ 7 ]
Строительство
[ редактировать ]
Мост Лимира длиной 360 м (1181,1 фута) считается крупнейшим сохранившимся инженерным достижением древности в Ликии. [ 8 ] Мост стоит на 26 однородных сегментных арок, состоящих из двойного, радиально уложенного ряда кирпичей. [ 9 ] В восточном конце первоначальная 27-я арка была заменена двумя полукруглыми арками меньшего размера более поздней постройки. Последние построены из одного ряда кирпичей. На опорах до сих пор видны следы первоначального плоского начала рухнувшей арки. [ 9 ]
Во время визита Вурстера и Ганцерта на это место весь мост был погребен под речными отложениями до линии сводов. Никаких усилий по их раскопке Вурстер и Ганцерт не предприняли. [ 5 ] Только две из 28 арок были открыты настолько, что можно было провести прямые измерения пролета в свету и ширины опоры. Однако удалось рассчитать размеры остальных отсеков по их обнаженным секциям. [ 10 ]
Архитектура
[ редактировать ]Арки и пирсы
[ редактировать ]
Пролеты арок составляли от 11,60 м (38,1 фута) до 14,97 м (49,1 фута) (арки 2 и 26 соответственно). [ 9 ] По размеру пролетов можно выделить четыре группы со следующими медианными значениями: [ 9 ]
- 11,60–12,30 м (38,1–40,4 фута) для четырех арок (№ 2, 3, 7, 21)
- 12,75 м (41,8 фута) для четырнадцати арок (№ 5, 9–15, 17–19, 22–24)
- 13,10 м (43,0 фута) для четырех арок (№ 1, 4, 6, 8)
- 13,60 м (44,6 фута) для трех арок (№№ 16, 20, 25)
Причина этой группировки неясна; их, конечно, нельзя объяснить попыткой соответствовать рельефу русла реки. Однако различия могут указывать на неоднократное использование ложных конструкций разного размера при строительстве цилиндрических сводов (см. анимацию ниже). [ 11 ]
Лишь в одном случае, между арками 26 и 27, Вурстеру и Ганцерту удалось определить ширину опоры: 2,10 м (6,9 футов). Если вычесть это значение из общего пролета арки в 12,75 м (41,8 фута), останется чистый пролет 10,65 м (34,9 фута). [ 12 ] Поскольку все арки имеют подъем ок. Мост Лимира высотой 2 м (6,6 фута) имеет необычно большое соотношение пролета к высоте - 5,3 к 1 . Такие уплощенные арки в то время были очень редки для каменных мостов, и их не могли сравнить и превзойти до нового появления сегментных арочных мостов в Италии 14 века . Для самой большой арки моста Лимира это соотношение еще больше: ее ширина в 6,4 раза превышает ее высоту. [ 12 ] Две более поздние арки, напротив, с соотношением 2,7:1 представляют собой вполне обычные полукруглые арки. [ 12 ]
Высота
[ редактировать ]
Общую высоту моста определить не удалось, поскольку большая часть конструкции заилена. Однако расстояние между опорами арок и поверхностью тротуара удалось определить всего в 3,25 м (10,7 футов). [ 13 ]
Уровень поверхности почти горизонтален: проезжая часть лежит на высоте 20,05–20,55 м (65,8–67,4 фута) над уровнем моря между арками 1–20 и немного понижается на восточном участке, между арками 21 и 26, до уровня От 19,94 до 19,66 м (от 65,4 до 64,5 футов). [ 14 ] Поскольку нет никаких признаков более позднего погружения конструкции, эта почти одинаковая высота указывает на тщательное выравнивание и наличие прочного фундамента опор. [ 15 ] Напротив, продольная ось моста часто имеет значительные отклонения от арки к арке. [ 15 ]
Статика
[ редактировать ]конструкции Примечательно, что линия опоры собственной нагрузки практически идентична изгибу арки свода. [ 16 ] Статический анализ моста подтверждает большую несущую способность конструкции:
Согласно современной классификации, мост сможет выдерживать нагрузки моста класса 30 (согласно DIN 1072 ); это означало бы, что он мог бы выдержать 30- тонное транспортное средство на одной арке и дополнительно на остальной поверхности арки нагрузку 500 кПа/м² . Таким образом, мост был очень безопасен для древнего движения. [ 17 ]
Материалы
[ редактировать ]Мост Лимира построен сложным образом из кирпича , камня и щебня .
Арки
[ редактировать ]
Кирпичи сегментных арок сложены из желто-красной глины с примесью мелких кирпичных обломков. Кирпичи представляют собой прямоугольные пластины размером ок. Толщина 40 см × 50 см (15,7 × 19,7 дюйма) и 5 см (2,0 дюйма). Их размещают вертикальной короткой стороной наружу, так что общая толщина арок составляет ок. 80 см . [ 12 ] Кирпичи скреплены затиркой толщиной 4 см (1,6 дюйма) из известкового раствора, смешанного с кирпичными черепками и мелким гравием, образуя швы . Две более поздние полукруглые арки были построены из кирпичей меньшего размера, хотя уцелевшие кирпичи от первоначальной арки местами использовались повторно. [ 12 ] Упорные камни представляют собой облицованные тесаные блоки известняка и образуют наклонную поверхность, поддерживающую арки.
Двухслойная техника способствовала более эффективному использованию фальшбортов, поскольку их можно было снять и использовать в другом месте, как только нижний ряд будет готов:
Строительство двух слоев двойных кирпичных арок в два отдельных этапа имело два преимущества. На первом этапе опалубка должна была нести только вес нижнего яруса, чтобы она сама могла иметь более легкую конструкцию. На втором этапе вес верхнего слоя уже мог нести нижний свод; Таким образом, фальшконструкция уже была доступна для использования в другой арке. [ 17 ]


Надстройка
[ редактировать ]Насколько можно определить, между арками 2–21 внешняя облицовка надстройки состоит из четырех слоев кирпича, за которыми следуют слои грубой каменной кладки, скрепленные раствором. [ 18 ] Напротив, между арками 22 и 26, а также на обоих скатах с обоих концов облицовка состоит из тесаных блоков. [ 7 ] Две отремонтированные арки 27а и 27b отличаются от более ранних работ использованием более мелких необработанных камней и неравномерно расположенными кирпичными плитками. [ 7 ] В арке 26 на нижней стороне арки все еще имеется выступающая опора, используемая для установки опалубки. [ 18 ]
Внутренняя часть надстройки состоит из комбинации необработанных каменных блоков и крупных речных валунов, скрепленных известковым раствором. [ 18 ]
Тротуар
[ редактировать ]Поверхность моста расположена всего на 30–40 см (11,8–15,7 дюйма) над вершиной арок, имеет ширину 3,55–3,70 м (11,6–12,1 фута), увеличиваясь к обоим концам на 4,30 м (14,1 фута) и выступая ок. 10 см (3,9 дюйма) над надстройкой с каждой стороны. [ 7 ] Он вымощен крупными известняковыми булыжниками неправильной формы , хотя при ремонте двух полукруглых арок использовалась более мелкая галька. [ 7 ]
Встречаться
[ редактировать ]Точное хронологическое размещение моста Лимира затруднено из-за его уникального места в римской инженерной традиции и отсутствия сопоставимых сооружений. [ 17 ] Вурстер и Ганцерт использовали в качестве отправной точки следующие характеристики: [ 19 ]
- несколько арок одинаковой ширины и горизонтальный уровень настила только с пандусами с небольшим уклоном на обоих концах
- очень плоские сегментные арки, построенные из двойных радиально слоистых рядов кирпича.
- использование раствора при кладке камня
- внешняя облицовка преимущественно грубая кладка с вкраплениями кирпича, частично облицованные тесаные блоки
- исключительно крупная брусчатка.
В отличие от них, большинство римских каменных мостов были облицованы тесаным камнем и опирались на вуссуарные арки. [ 20 ] метод, который доминирует и в других сводчатых сооружениях Ликии. [ 21 ] По сравнению с массивными и высокими мостами с полукруглыми арками, типичными для римской архитектуры , мост Лимира с его плоскими сегментными арками имеет заметно более низкий и вытянутый вид. [ 22 ] так что Вурстер и Ганцерт предлагают «предварительную» позднюю датировку, примерно во время правления императора Юстиниана I в VI веке, во время которой использование смешанного кирпича и камня засвидетельствовано в других постройках региона. [ 23 ]
С другой стороны, эта смешанная техника уже присутствует в акведуке Аспендоса III века нашей эры , и римляне наверняка умели строить сегментно-арочные мосты, о чем свидетельствуют сохранившиеся примеры, три из которых перечислены самими Вурстером и Ганцертом. . [ 24 ] более раннюю дату строительства, во II или III веках нашей эры . Поэтому нельзя исключать [ 25 ] Аргументы в пользу более ранней даты строительства в последние годы были подтверждены открытием еще семи римских сегментированных арочных мостов. [ 26 ] Остатки близлежащего Кемерского моста через реку Ксантос , который датируется III веком и имеет некоторое архитектурное сходство с мостом Лимира, могут еще больше подкрепить этот довод. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Вурстер и Ганцерт 1978 , с. 288
- ^ Вурстер и Ганцерт 1978 , стр. 289–290.
- ^ О'Коннор 1993 , с. 126:
Вурстер и Ганцерт описывают замечательный мост возле Лимиры... Выдающейся особенностью моста является то, что арки сегментные... Считается, что мост римский . Если это так, то это один из немногих по-настоящему сегментных римских каменных арочных мостов.
- ^ Вурстер и Ганцерт 1978 , стр. 288f.
- ^ Jump up to: а б с Вурстер и Ганцерт 1978 , с. 289
- ^ Jump up to: а б Вурстер и Ганцерт 1978 , с. 303
- ^ Jump up to: а б с д и Вурстер и Ганцерт 1978 , с. 295
- ^ Вурстер и Ганцерт 1978 , стр. 288, 291.
- ^ Jump up to: а б с д Вурстер и Ганцерт 1978 , с. 291
- ^ Вурстер и Ганцерт 1978 , с. 290
- ^ Вурстер и Ганцерт 1978 , стр. 291f.
- ^ Jump up to: а б с д и Вурстер и Ганцерт 1978 , с. 292
- ^ Wurster & Ganzert 1978 , стр. 292, рис. 5, 295
- ^ Вурстер и Ганцерт 1978 , стр. 295f.
- ^ Jump up to: а б Вурстер и Ганцерт 1978 , с. 296
- ^ Вурстер и Ганцерт 1978 , с. 297
- ^ Jump up to: а б с Вурстер и Ганцерт 1978 , с. 299
- ^ Jump up to: а б с Вурстер и Ганцерт 1978 , с. 293
- ^ Вурстер и Ганцерт 1978 , стр. 299 и далее.
- ^ Вурстер и Ганцерт 1978 , с. 301
- ^ Вурстер и Ганцерт 1978 , с. 300, 10 класс
- ^ Вурстер и Ганцерт 1978 , стр. 301 и далее.
- ^ Вурстер и Ганцерт 1978 , с. 302
- ^ Вурстер и Ганцерт 1978 , стр. 302–307.
- ^ Вурстер и Ганцерт 1978 , с. 300
- ^ О'Коннор 1993 , с. 171
- ^ Вурстер и Ганцерт 1978 , стр. 304–307.
Источники
[ редактировать ]- О'Коннор, Колин (1993), Роман Бриджес , издательство Кембриджского университета, стр. 126 (E23), ISBN 0-521-39326-4
- Вурстер, Вольфганг В.; Ганцерт, Иоахим (1978), «Мост в Лимире в Ликии», Archaeological Gazette (на немецком языке), Берлин: Немецкий археологический институт , стр. 288–307, ISSN 0003-8105
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с мостом возле Лимиры, на Викискладе?
- Мост возле Лимиры в Структурах
- «Мост возле Лимиры» . brueckenweb.de (на немецком языке).