Jump to content

Джуманас

(Перенаправлено с людей Humana )
Пятница
Примерное расположение индейских племен в западном Техасе и прилегающей Мексике в начале 17 века.
Общая численность населения
Вымерло как племя к концу 18 века. 20 000 и 30 000 (1580 [ 1 ] )
Регионы со значительной численностью населения
Западный Техас, Северная Мексика
Языки
Язык Джумано (не подтверждено)
Религия
Религия коренных народов , католицизм
Родственные этнические группы
возможно , Апач , Уичито

Хумано племя или несколько племен, населявших большую территорию западного Техаса , Нью-Мексико и северной Мексики , особенно вблизи региона Хунта-де-лос-Риос с его многочисленным оседлым коренным населением. Они жили в районе Биг-Бенд в горном и бассейновом регионе. Испанские исследователи впервые зарегистрировали встречи с жумано в 1581 году. Более поздние экспедиции отметили их на обширной территории Юго-Запада и Южных равнин .

Последняя историческая ссылка была в устной истории 19-го века , но их население уже сократилось к началу 18-го века. [ 2 ] Ученые обычно утверждают, что джумано исчезли как отдельный народ к 1750 году из-за инфекционных заболеваний, работорговли и войн, а остатки были поглощены апачами или команчами . Фредерик Уэбб Ходж предложил им объединиться с народом Уичито .

Варианты написания имени, засвидетельствованные в испанских документах, включают Джумана , Хумана , Хумана , Умана , Хоман , Сумана , [ 3 ] Чоме , Человек , Джуман , Ксумано и Ксуме . [ 4 ]

В испанских записях XVI–XVIII веков часто упоминаются индейцы Джумано, а французы также упоминают их как присутствующих в районах восточного Техаса. В последние десятилетия 17 века они были известны как торговцы и политические лидеры Юго-Запада. [ 5 ] Современные ученые не уверены, были ли хумано отдельным народом, организованным в отдельные группы, или же испанцы использовали хумано как общий термин для обозначения нескольких различных групп, поскольку упоминания охватывали народы на большой географической территории.

Ученые не смогли определить, на какой языковой семье говорил исторический жумано, но юто-ацтекский , таноанский и атабаскский языки . были предложены [ 6 ] Джумано были идентифицированы в исторических записях современного Техаса. Они объединились и стали новым народом в процессе этногенеза , сформировавшимся из беженцев, спасавшихся от болезней, испанских миссий и набегов испанских рабов к югу от Рио-Гранде. [ 7 ]

Кабеса де Вака, возможно, встретил Хумано в 1535 году недалеко от Ла-Хунты , места слияния рек Кончос и Рио-Гранде в Президио, штат Техас . Он описывает свой визит к «коровьему народу» в одном из городов, но, возможно, это были оседлые индейцы Ла-Хунты. Это были люди «с лучшими телами, какие мы видели, и величайшей живостью». Он описал их метод приготовления пищи, при котором они бросали горячие камни в подготовленные тыквы, чтобы приготовить еду, а не готовили еду в глиняной посуде. Их техника приготовления была распространена среди кочевников Великих равнин , для которых керамика была слишком хрупкой для транспортировки. По этой причине ученые полагают, что он, возможно, описывал полукочевого Джумано. [ 8 ]

Испанский исследователь Антонио де Эспехо впервые использовал термин Хумано в 1582 году для обозначения земледельческих народов, живущих в Ла-Хунте. Этот район был торговым перекрестком и, по-видимому, привлекал множество индейцев разных племен, одной из групп которых были джумано. Среди других названий, которые испанцы использовали для индейских групп возле Ла-Хунты, были Cabris, Julimes , Passaguates, Patarabueyes, Amotomancos, Otomacos, Cholomes , Abriaches и Caguates. [ 9 ] Член экспедиции Эспехо опознал некоторых охотников на бизонов, которых они встретили на реке Пекос недалеко от Пекоса, штат Техас , как Джумано. [ 10 ]

Известно, что охотники имели тесные отношения с индейцами Ла-Хунты, но были ли они кочевниками, постоянно охотившимися на бизонов , или часть каждого года жили в Ла-Хунте, неизвестно. [ 11 ] Чарльз Келли предположил, что оседлыми людьми, жившими в Ла-Хунте, были патарабуайе , а охотниками на бизонов - жумано. В этом сценарии кочевник Джумано поддерживал тесные отношения — и, возможно, говорил на похожем языке — с людьми, живущими в Ла-Хунте, но отличался от них. Со своей признанной родины между реками Пекос и Кончо в Техасе джумано много путешествовали, чтобы торговать мясом и шкурами с патарабуайе и другими индейцами в обмен на сельскохозяйственную продукцию. [ 12 ]

Испанцы идентифицировали как Humanas или Ximenas людей, связанных с Томпиро Пуэбло из Салинаса , территории примерно в 50 милях к востоку от Рио-Гранде на границе Великих равнин. Пуэбло, позже названное Гран-Кивира, было самым большим из нескольких городов Хумано. Это место позволяло торговать с индейцами Великих равнин, охотившимися на буйволов. Джумано также разрабатывали обширные месторождения соли, в честь которых испанцы назвали регион Салинас . Они обменивали соль на сельскохозяйственную продукцию. Было установлено, что люди, живущие в пуэбло Томпиро, говорят на таноанском языке. [ 13 ] Историк Дэн Флорес предположил, что джумано, связанные с деревнями пуэбло, были предками кайова , которые также говорят на таноанском языке. [ 14 ] Города Томпиро были заброшены к 1672 году, вероятно, из-за смертей от эпидемий завезенных из Европы болезней, набегов апачей и обременительных испанских сборов еды и рабочей силы. [ 15 ]

Ученые предположили, что четвертой группой людей в Техасе могли быть Джумано. В 1541 году Франсиско Васкес де Коронадо встретил группу людей, которых он назвал Тейас, в верховьях реки Бразос . Ученые предположили, что тея были апачами, уичито или джумано. Американский антрополог Кэрролл Райли предполагает, что они были кочевыми родственниками жителей деревни Пуэбло Гран-Кивиры и солончаков. В течение следующих двух столетий людей, ставших известными как Уичито, в исторических записях часто называли Джумано. [ 16 ] Ученые сходятся во мнении, что, как минимум, джуманос включали в себя кочевые охотники на бизонов из долин рек Пекос и Кончо в Техасе. Поскольку как кочевники и торговцы они часто находились вдали от своей родины, это может объяснить, что испанцы называли джумано самых разных индейцев разных культур и мест. [ 17 ] В своей книге «Юго-Запад Индии: 1580–1830: этногенез и переосмысление» (1999) Гэри Андерсон предполагает, что джумано включает в себя несколько этнических групп из разных регионов Техаса. Они объединились и стали новым народом в процессе этногенеза, сформировавшимся из беженцев, спасавшихся от болезней, испанских миссий и набегов испанских рабов к югу от Рио-Гранде. [ 18 ]

Примерное расположение индейских племен в Техасе около 1500 г.

В 16 веке, когда испанцы пришли в Томпиро-Пуэбло в Нью-Мексико, Томпиро активно торговали с Хумано. [ 19 ] Исторические записи показывают, что францисканские миссионеры, в том числе Хуан де Салас , были удивлены, когда Юманос подошел к ним с просьбой о крещении. Джуманос заявили, что они получили инструкции от «дамы в синем», предположительно сестры Марии Иисуса из Агреды . [ 20 ]

По оценкам ученых, в 1580 году население коренных американцев, частично или полностью Джумано, живших вдоль рек Рио-Гранде и Пекос, составляло где-то от 20 000 до 30 000 человек. [ 1 ] Другие люди, возможно, были идентифицированы как часть народа Джумано или, по крайней мере, тесно связаны с ним, живя в это время восточнее Техаса. Другими группами, тесно связанными с жумано и которые иногда идентифицировались как жумано, были Джулимес , Тобосо и Кончо, живущие все дальше на юг вдоль реки Кончос от ее пересечения с Рио-Гранде. [ 21 ]

Хумано конца 17 века стремились к союзу с испанцами. Они находились под давлением липан-апачей и мескалеро-апачей, наступавших с севера, а засуха отрицательно повлияла на урожайность сельскохозяйственных культур и стада буйволов на их территории. Джумано просили открыть на их территории христианские миссии; они пытались выступить посредниками между испанцами и другими племенами. Испанцы посещали их на родине на реке Кончо в 1629, 1650 и 1654 годах. В 1654 году испанцы из экспедиции Диего де Гвадалахара помогли хумано в битве против куитаос (вероятно, уичито ) и получили богатый урожай шкуры бизона. [ 22 ] В 1680-х годах вождь Хумано Хуан Сабита сыграл важную роль в налаживании торговых и религиозных связей с испанцами. Во второй половине 17 века колонисты, похоже, потеряли интерес к Джумано, перенеся свои приоритеты на Каддо восточного Техаса. Каддо были более многочисленными и вызывали большее беспокойство у испанцев, поскольку французы пытались установить среди них торговый плацдарм.

В начале 18 века Джумано пытались создать союз со своими историческими врагами апачами. К 1729 году испанцы называли эти два племени апачами джуманос. К 1750 году джумано почти исчезли из исторических источников как отдельный народ. Похоже, они были поглощены бандами Липанов и Мескалеро Апачей, Каддо и Уичито; умер от инфекционных заболеваний или стал детрайбализированным , живя в испанских миссиях в Центральном Техасе. [ 23 ] Если предположение Флореса верно, они, возможно, мигрировали на север, в регион Блэк-Хиллз , и появились на Южных равнинах около 1800 года как кайова . [ 24 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Андерсон, Юго-запад Индианы , с. 24
  2. ^ Нэнси Поттер Хикерсон, Джуманос: Охотники и торговцы южных равнин , Остин: Техасский университет Press, 1994, стр. xii-xiv.
  3. ^ Ньюкомб, Уильям В. (2002). Индейцы Техаса: от доисторических времен до наших дней . Издательство Техасского университета. п. 226. hdl : 2027/heb.03714.0001.001 . ISBN  9780292784253 .
  4. ^ «Амистад НРА: Исследование племенной принадлежности американских индейцев (Фаза 1) (Глава 2)» . npshistory.com . Проверено 13 августа 2024 г.
  5. ^ Хикерсон (1994), The Jumanos , стр. xiii
  6. ^ Кенмоцу, Нэнси Адель, «В поисках друзей, избегание врагов: ответ Джумано на испанскую колонизацию, 1580-1750 гг. н.э.», Бюллетень Техасского археологического общества 72 , 2001, 25
  7. ^ Андерсон, Гэри Клейтон (1999). Юго-запад Индии, 1580-1830: этногенез и переосмысление . Университет Оклахомы Пресс. ISBN  978-0-8061-3111-5 .
  8. ^ Крейгер, Алекс Д., Мы пришли голые и босиком: Путешествие Кабеса де Вака по Северной Америке . Остин: Университет Техаса Пресс, 2002, 86,
  9. ^ Джордж П. Хаммонд и Агапито Рей, Новое открытие Нью-Мексико, 1580–1594 (Альбукерке: University of New Mexico Press, 1966), 73–79.
  10. ^ Хаммонд и Рей (1966), «Повторное открытие Нью-Мексико», 216
  11. ^ Хаммонд и Рей (1966), «Повторное открытие Нью-Мексико», 229
  12. ^ Келли, Дж. Чарльз, Джумано и Патарабуай: отношения на перекрестке рек , Музей антропологии, Анн-Арбор: Мичиганский университет, 1986
  13. ^ Кэрролл Л. Райли, Рио-дель-Норте (Солт-Лейк-Сити: Университет Юты Press, 1995), 129, 192
  14. ^ Флорес, Дэн . «Экология бизонов и дипломатия бизонов: Южные равнины с 1800 по 1850 год», Журнал американской истории, Vol. 78, № 2, сентябрь 1991 г., стр. 472-473.
  15. ^ Кенмосту (2001), «Ищу друзей», 24
  16. ^ Райли (1995), Рио-дель-Норте , стр. 191-92.
  17. ^ Кенмоцу (2001), «В поисках друзей», 25
  18. ^ Андерсон, Гэри Клейтон (1999). Юго-запад Индии, 1580-1830: этногенез и переосмысление . Университет Оклахомы Пресс. ISBN  978-0-8061-3111-5 .
  19. ^ Андерсон (1999), с. 20
  20. ^ Хикерсон, Нэнси П. (1990). «Визиты «Дамы в голубом»: эпизод из истории Южных равнин, 1629 год» . Журнал антропологических исследований . 46 (1): 67–90. дои : 10.1086/jar.46.1.3630394 . ISSN   0091-7710 . JSTOR   3630394 . S2CID   163215598 .
  21. ^ Андерсон, Юго-Запад Индии , с. 18
  22. ^ Болтон, Герберт Юджин. Испанские исследования на юго-западе, 1542-1706 гг . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1916, стр. 313–314.
  23. ^ Нэнси П. Хикерсон, «Индейцы Джумано», Справочник Техаса в Интернете.
  24. ^ Флорес (1991), «Экология бизонов», 473.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8bfa2d3e186a2895a7ab2a606f884c36__1725479520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/36/8bfa2d3e186a2895a7ab2a606f884c36.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jumanos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)