Монадология
« Монадология » ( фр . La Monadologie , 1714) — одна из Готфрида Лейбница самых известных работ по его позднейшей философии . Это короткий текст, примерно в 90 абзацах, представляющий метафизику простых субстанций , или монад .
Текст
[ редактировать ]Во время своего последнего пребывания в Вене с 1712 по сентябрь 1714 года Лейбниц написал два коротких текста на французском языке, которые были задуманы как краткое изложение его философии. После его смерти книга «Principes de la Nature et de la grâce Fondés en raison» , которая предназначалась принцу Евгению Савойскому в Нидерландах на французском языке появилась . Кристиан Вольф и его коллеги опубликовали переводы на немецкий и латынь второго текста, который стал известен как «Монадология» . Не видя голландского издания «Принципов », они предположили, что это французский оригинал «Монадологии », которая фактически оставалась неопубликованной до 1840 года.
Немецкий перевод появился в 1720 году как Lehrsätze über die Monadologie , а в следующем году Acta Eruditorum напечатала латинскую версию как Principia philosophiae . [1] Существуют три оригинальные рукописи текста: первая написана Лейбницем и снабжена исправлениями, а также две дополнительные исправленные копии с некоторыми исправлениями, появившимися в одной, но не в другой. [2] Сам Лейбниц вставил ссылки на параграфы своей «Теодицеи» («Теодицеи», т. е. оправдания Бога), отправив туда заинтересованного читателя для получения более подробной информации.
Метафизика
[ редактировать ]Контекст
[ редактировать ]Монада , слово и идея, принадлежит западной философской традиции и использовалась различными авторами. [3] Лейбниц, который был исключительно начитанным, не мог этого игнорировать, но сам он не пользовался этим до середины 1696 года, когда отправил в печать свою « Новую систему» . [4] По-видимому, он нашел в этом удобный способ изложить свою собственную философию в том виде, в каком она была разработана в тот период. То, что он предложил, можно рассматривать как модификацию окказионализма, разработанного современными картезианцами . Лейбниц предположил, что существует бесконечно много веществ, индивидуально «запрограммированных» действовать заранее определенным образом, причем каждое вещество координируется со всеми остальными. Это предустановленная гармония , которая решила проблему разума и тела , но ценой объявления любого взаимодействия между субстанциями простой видимостью.
Краткое содержание
[ редактировать ]Риторическая стратегия, принятая Лейбницем в «Монадологии», довольно очевидна, поскольку текст
- начинается с описания монад (идя от простых к сложным экземплярам),
- затем оно обращается к их принципу или создателю и
- заканчивается использованием обоих для объяснения мира.
(I) Поскольку Лейбниц допускает только один тип элементов в построении Вселенной, его система является монистической . Уникальный элемент получил «общее название монада или энтелехия » и был описан как «простая субстанция» (§§1, 19). Когда Лейбниц говорит, что монады «просты», он имеет в виду то, «что едино, не имеет частей и поэтому неделимо». [5] Опираясь на греческую этимологию слова энтелехия. (§18), [6] Лейбниц постулирует количественные различия в совершенстве между монадами, что приводит к иерархическому упорядочению. Основной порядок трехуровневый: (1) энтелехии или созданные монады (§48), (2) души или энтелехии с восприятием и памятью (§19) и (3) духи или разумные души (§82). Все, что сказано о низших (энтелехиях), справедливо и о высших (душах и духах), но не наоборот. Поскольку ни одно из них не лишено тела (§72), существует соответствующая иерархия (1) живых существ и животных (2), причем последние либо (2) неразумны, либо (3) разумны. Степень совершенства в каждом случае соответствует познавательным способностям и только духи или разумные животные способны постичь идеи как мира, так и его создателя. Некоторые монады обладают властью над другими, потому что они могут воспринимать с большей ясностью, но в первую очередь говорят, что одна монада доминирует над другой, если она содержит причины действий других. Лейбниц считал, что любое тело, например тело животного или человека, имеет одну доминирующую монаду, которая управляет остальными внутри него. Эту доминирующую монаду часто называют душой.
(II) Бог также считается простой субстанцией (§47), но он единственно необходимый (§§38–9) и не имеет прикрепленного тела (§72). Монады воспринимают других «с разной степенью ясности, кроме Бога, который воспринимает все монады с предельной ясностью». [7] Бог мог принять любую точку зрения, зная как потенциальность, так и реальность . Кроме того, Бог во всей своей силе знал бы вселенную с каждой из бесконечных перспектив одновременно, и поэтому его перспективы — его мысли — «просто являются монадами». [8] Творение — это постоянное состояние, поэтому «[монады] порождаются, так сказать, постоянными излияниями Божества» (§47). [9] Всякое совершенство происходит от сотворения, а несовершенство есть ограничение природы (§42). Монады не зависят друг от друга, но каждая имеет уникальный способ выражения себя во вселенной в соответствии с бесконечной волей Бога.
(III) Сложные субстанции или материя «действительно подразделяются без конца» и обладают свойствами своих бесконечно малых частей (§65). Пресловутый отрывок (§67) объясняет, что «каждую часть материи можно представить себе как сад, полный растений, или как пруд, полный рыбы. Но каждая ветвь растения, каждый орган животного, каждая капля его телесные жидкости также являются подобным садом илиподобный пруд». Между разными монадами, ни между энтелехиями и их телами нет никаких взаимодействий, а все регулируется заранее установленной гармонией (§§78–9). Примерно так же, как одни часы могут быть синхронны с другими, но первые часы не вызываются секундой (или наоборот), скорее, они держат одинаковое время только потому, что последний человек, который их заводил, установил одно и то же время. То же самое происходит и с монадами, но может показаться, что они вызывают друг друга; скорее, они в некотором смысле «намотаны» предустановленной Богом гармонией и, таким образом, кажутся синхронистичными. Лейбниц заключает, что «если бы мы могли достаточно хорошо понять порядок Вселенной, мы бы обнаружили, что он превосходит все. желания мудрейших людей и что невозможно сделать его лучше, чем он есть, не только в отношении целого вообще, но и в отношении нас самих в частности» (§90). [10]
В его время атомы считались наименьшим подразделением материи. Однако в теории Лейбница субстанции технически не реальны, поэтому монады не являются мельчайшей частью материи, а скорее единственными вещами, которые на самом деле реальны. Для Лейбница пространство и время были иллюзией, как и сама субстанция. Единственными вещами, которые можно было назвать реальными, были совершенно простые существа психической деятельности, «наделенные восприятием и аппетитом». [11] Другие объекты, которые мы называем материей, являются просто феноменами этих простых воспринимающих. «Лейбниц говорит: «Я на самом деле не устраняю тело, а свожу [revoco] его к тому, что оно есть. Ибо я показываю, что телесная масса [massa], которая, как считается, содержит нечто сверх простых субстанций, не является субстанцией». , но явление, возникающее из простых субстанций, которые только и имеют единство и абсолютную реальность». (G II 275/AG 181)» [12] Философию Лейбница иногда называют « панпсихическим идеализмом», потому что эти субстанции скорее психические, чем материальные. [13] Другими словами, они являются разумоподобными субстанциями, не обладающими пространственной реальностью. «Другими словами, в монадологии Лейбница простые субстанции — это разумоподобные сущности, которые, строго говоря, не существуют в пространстве, но представляют вселенную с уникальной точки зрения». [14] Именно гармония между восприятиями монад создает то, что мы называем субстанциями, но это не означает, что субстанции реальны сами по себе. [15]
(IV) Лейбниц использует свою теорию монад для подтверждения своего аргумента о том, что мы живем в лучшем из всех возможных миров. Он использует свою основу восприятия, а не взаимодействие между монадами, чтобы объяснить, что все монады должны черпать свою сущность из одной конечной монады. [16] Затем он утверждает, что этой предельной монадой будет Бог, потому что монада — это «простая субстанция», а Бог — простейшая из всех субстанций, и Его невозможно разложить дальше. [17] Это означает, что все монады воспринимают «с разной степенью восприятия, кроме Бога, который воспринимает все монады с предельной ясностью». [18] Тогда это превосходное восприятие Бога будет применяться во многом так же, как, по его словам, доминирующая монада контролирует нашу душу: все другие монады, связанные с ней, по сути, будут заслонять себя от Него. Лейбниц утверждает, что, поскольку все монады созданы высшей монадой и затеняют себя по образу этой предельной монады, было бы невозможно представить себе более совершенный мир, потому что все вещи в мире созданы лучшей возможной монадой и имитируют ее. [19]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ламарра А., Генетический контекст и первый взгляд на монадологию, Revue de Synthese 128 (2007) 311–323
- ^ Лейбниц GW, La Monadologie , издание, созданное Э. Бутру, Париж LGF, 1991 г.
- ↑ Нет никаких указаний на то, что Лейбниц «позаимствовал» его у конкретного автора, например Джордано Бруно или Джона Ди , если упомянуть только два популярных источника.
- ^ Вулхаус Р. и Франкс Р., «Новая система» Лейбница и связанные с ним современные тексты , Cambridge Univ. Пресс 1997 г.
- ^ Бернэм, Дуглас. «Готфрид Лейбниц: Метафизика». Интернет-энциклопедия философии, http://www.iep.utm.edu/leib-met/#H8 [по состоянию на 2 мая 2016 г.].
- ^ Мы могли бы назвать энтелехиями все простые субстанции или созданные Монады, потому что они имеют в себе определенное совершенство (ἔχουσι τὸ ἐντελές)
- ^ Ауди Роберт, изд. «Лейбниц, Готфрид Вильгельм». Кембриджский философский словарь. Кембридж; Издательство Кембриджского университета (1999): 193.
- ^ Посмотрите, Брэндон К. «Готфрид Вильгельм Лейбниц». Стэнфордский университет, http://plato.stanford.edu/archives/spr2014/entries/leibniz [по состоянию на 27 февраля 2016 г.].
- ^ Перевод Фредерика Генри Хеджа. «Остаточный взгляд Лейбница на творческий акт Бога используется для поддержки его взгляда на субстанцию как на внутренне активное существо, обладающее собственной динамической силой» у Дэвида Скотта, «Модель творения Лейбница и его доктрина субстанции», Анимус 3 (1998) [ 1]
- ^ Бернэм, Дуглас. «Готфрид Лейбниц: Метафизика». Интернет-энциклопедия философии, http://www.iep.utm.edu/leib-met/#H8 [по состоянию на 2 мая 2016 г.].
- ^ Посмотрите, Брэндон К. «Готфрид Вильгельм Лейбниц». Стэнфордский университет, http://plato.stanford.edu/archives/spr2014/entries/leibniz [по состоянию на 27 февраля 2016 г.].
- ^ Посмотрите, Брэндон К. «Готфрид Вильгельм Лейбниц». Стэнфордский университет, http://plato.stanford.edu/archives/spr2014/entries/leibniz [по состоянию на 27 февраля 2016 г.].
- ^ Пестана, Марк. «Готфрид Вильгельм Лейбниц». Мировые философы и их работы (2000): 1–4.
- ^ Бернэм, Дуглас. «Готфрид Лейбниц: Метафизика». Интернет-энциклопедия философии, http://www.iep.utm.edu/leib-met/#H8 [по состоянию на 2 мая 2016 г.].
- ^ Бернэм, Дуглас. «Готфрид Лейбниц: Метафизика». Интернет-энциклопедия философии, http://www.iep.utm.edu/leib-met/#H8 [по состоянию на 2 мая 2016 г.].
- ^ Посмотрите, Брэндон К. «Готфрид Вильгельм Лейбниц» . Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфордский университет.
- ^ Лейбниц, Готфрид Вильгельм. Монадология .
- ^ Лейбниц, Готфрид Вильгельм. Монадология .
- ^ Антоньяцца, Мария Роза (2016). Лейбниц . Издательство Оксфордского университета.
Ссылки
[ редактировать ]- Николас Решер Н. , Монадология Г.В. Лейбница , University of Pittsburgh Press, 1991, ISBN 0-8229-5449-4 , ISBN 978-0-8229-5449-1
- Сэвил А., Путеводитель по философии Рутледжа по Лейбницу и монадологии , Routledge (2000), ISBN 0-415-17113-X , ISBN 978-0-415-17113-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Монадология , английский перевод, ссылки, масштабируемый текст и версия для печати. Можно скачать в формате pdf, doc или djvu.
- Английский перевод (1898 г.) Роберта Латты
- Аудиокнига «Монадология», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox
- Английский перевод и комментарии (1999) Джорджа Макдональда Росса
- Версия этой работы, слегка отредактированная для облегчения чтения.
- Издание на французском, латинском и испанском языках (1981 г.) с факсимиле рукописи Лейбница и предисловием Густаво Буэно.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .