Шахматы Марса
![]() пыль | |
Автор | Эдгар Райс Берроуз |
---|---|
Язык | Английский |
Ряд | Barsoom |
Жанр | Научная фантазия |
Издатель | AC McClurg |
Дата публикации | 1922 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
СМИ тип | Печать ( в твердом переплете и мягкая обложка ) |
Страницы | 375 |
Предшествует | Thuvia, горничная Марса |
С последующим | Мастера Марса |
Шамсанки Марса - это научный фэнтезийный роман американского писателя Эдгара Райса Берроуза , пятого его серии Barsoom . Берроуз начал писать его в январе 1921 года, и законченная история была впервые опубликована в Algosy All-Story Weekly как сериал из шести частей в проблемах за 18 и 25 февраля и 4, 11, 18 и 25. Позже опубликовано как полный роман AC McClurg в ноябре 1922 года.
Краткое изложение сюжета
[ редактировать ]
В этом романе Берроуз фокусируется на более молодом члене семьи, основанном Джоном Картером и Дежа Торис , главными героями первых трех книг серии. На этот раз героиня - их дочь Тара, принцесса гелия, чья рука ищет Галант Гахан, Джед (принц) Гатоль. И Гелий, и Гатол являются выдающимися государствами Барсумского города. [ 1 ]
Тара встречает принца Гахана из Гатола, и изначально не впечатляет, рассматривая его как нечто вроде Поплинджая . Позже она берет свой пилот в шторм и теряет контроль над ремеслом, и шторм переносит ее в незнакомую область Барсума. После высадки и бегства из стаи свирепевых бантов (марсианских львов) ее захватывает ужасные калданы , которые напоминают большие головы с маленькими, крабовыми ногами. Калданы разводили симбиотическую расу безголовых человеческих существ, называемых Rykors , к которым они могут прикрепить себя и ездить, как лошадь. Калданс заключил в тюрьму Тару, намереваясь открасить ее, затем съесть ее. В заключении в тюрьму Тара удается победить одного из Калдана, Гек, с ее прекрасным поющим голосом.
Гахан, который влюбился в Тару, намеревается найти ее, только чтобы оказаться в том же шторме, и он попадает за борт, пытаясь спасти одну из его команды. Он наткнулся на Бантум, сферу калдана, и ему удается спасти Тару, и вместе с Геком они бегут в искалеченном фиеле Тары. Тара не признает Гахана как принца, которого она встречала ранее, так как его носят от своих испытаний и больше не одеваются в его причудливую одежду. В свете ее предыдущей реакции на него Гахан решает сохранить свою личность в секрете и вместо этого идентифицирует себя как Пантан (воин) по имени Туран.
Трое из них удается добраться до изолированного города Манатор. Гахан отправляется в город в поисках еды и воды, но обитает и взят в плен жильями. Тара и Гек также захвачены. В Манаторе пленники вынуждены сражаться до смерти на арене, в модифицированной версии Jetan , популярной Barsoomian настольной игры, напоминающей шахматы ; Живая версия использует людей в качестве игры на доске в натуральную величину, каждый из которых принимает произведение, являющееся дуэлем до смерти.
Письмо
[ редактировать ]Роман был написан в 1921 году, с 7 января по 12 ноября. Он был особенно изобретательным и широким воображением, включая множество деталей традиций, зверей и персонажей, участвующих в романе. Работая над произведением, Берроуз создал рабочий лист с 70 записями, связанными с архитектурой, местоположениями, оборудованием и географическими местами. Из них, вероятно, самым замечательным является его создание Jetan , марсианскую версию шахмат, сыгранную с живыми людьми. Берроуз был увлеченным шахматным игроком и играл в игры со своим помощником Джона Ши, когда писал роман, который он неизменно выигрывал. Берроуз, как и в предыдущих романах Barsoom , сыграл себя в качестве племянника Джона Картера, порученного рукописью Картера еще одной марсианской сказки. На самом деле он упоминает эти игры с Ши на первых страницах романа. [ 2 ]
Жанр
[ редактировать ]Роман может быть классифицирован как планетарный роман . [ 3 ] Этот жанр представляет собой подмножество научной фантастики , похожая на меч и колдовство , но включая научные элементы. [ 4 ] Большая часть действий в планетарном романе находится на поверхности инопланетного мира, обычно включает в себя борьбу с мечами, монстры, сверхъестественные элементы как телепати теократические нации. Можно появиться космический корабль, но обычно не являются центральными для истории. [ 3 ]
Главные герои
[ редактировать ]- Гахан Гатоль : принц Марсианского королевства Гатоль, который влюбляется в Тару гелия и первоначально отвергается ею, когда раскрывает свои чувства. Позже он маскирует себя как Туран, наемник, спасая ее из долины Калдан, раскрывая свою истинную личность в конце сказки, к которому Тара влюбилась в свою предполагаемую личность. [ 1 ]
- Тара Гелия : принцесса гелия, дочь Джона Картера и Дежа Торис .
- Гек : Калдан, необычный среди его вида в своей способности ценить эмоции, недовольный обществом Калдана , которое очаровано пением Тары и присоединяется к Гахану из Гатола и Тары из Гелия в их побеге из долины Калдана. [ 1 ]
Параметр
[ редактировать ]Научная основа
[ редактировать ]Видение Берроуза о Марсе было свободно вдохновлено астрономическими спекуляциями того времени, особенно в Персивале Лоуэлле , который рассматривал планету как ранее земного мира, теперь стал менее гостеприимным для жизни из -за его продвинутого возраста, [ 5 ] чьи жители построили каналы, чтобы принести воду из полярных шапок, чтобы орошать оставшуюся пахотную землю. [ 5 ] Лоуэлл находился под влиянием итальянского астронома, Джованни Вирджио Скиапарелли , который в 1878 году наблюдал особенности на Марсе, который он назвал Канали (итальянский для «каналов»). Неправильное трансляция этого на английский как «каналы» вызвало убеждение, что планета была заселена. [ 6 ] Теория обитаемой планеты с текущей водой была опровергнута данными, предоставленными российскими и американскими зондами, такими как две миссии викингов , которые нашли мертвый, замороженный мир, где вода не может существовать в жидком состоянии. [ 5 ]
Мир Барсума
[ редактировать ]За миллион лет до начала повествования Марс был пышным миром с океанами. Когда океаны отступили, а атмосфера стала тонкой, планета превратилась в ландшафт частичного варварства; [ 7 ] Жизнь на стареющей планете, с сокращающимися ресурсами, жители Barsoom стали закаленными и воинственными, сражаясь друг с другом, чтобы выжить. [ 8 ] Барсумцы распространяют дефицитные водоснабжения через всемирную систему каналов , контролируемую ссоры городских государств. Прореживающая марсианская атмосфера искусственно пополняется от «атмосферного растения». [ 9 ]
Это мир с четкими территориальными дивизиями между белыми, желтыми, черными, красными и зелеными расходами. У каждого есть особые черты и качества, которые, кажется, определяют персонажи почти каждого человека внутри них. Концепция расы Берроуза в Barsoom больше похожа на виды, чем на этническую принадлежность. [ 10 ]
Конкретные настройки
[ редактировать ]Bantoom, долина Koldanes
[ редактировать ]Скрытая долина. Место жилья калдан, которые в основном представляют собой мозг, и Rykors, без головы тела, которые Калдан использует в качестве транспортных средств. Калданы в основном живут в туннелях под землей. Это управляет король Калдан , с исключительными телепатическими способностями. Тара из гелия заканчивается в Бантуме после того, как ее леветочник сорвается с трасса сильным штормом. [ 1 ]
Манатор
[ редактировать ]Технологически отсталая красная марсианская цивилизация, которая не имеет огнестрельного оружия или лексики, выживает, совершая набег на караваны и не позволяет кому -либо покинуть свое общество. У них есть две отличительные традиции, во -первых, привычка демонстрировать мертвых, покрытые украшениями, а во -вторых, играть в живую версию марсианских шахмат, Jetan . Гахан из Гатола, Тара из Гелия и Калдана, Гек, обнаруживают место, когда бегут по долине Калдана. [ 1 ]
Чрезмерный интеллектуализм как тема
[ редактировать ]В то время как Берроуз, как правило, рассматривается как писатель, который произвел работу с ограниченной философской ценностью, Берроуз написал два романа Barsoom , которые, по -видимому, изучают или пародируют пределы чрезмерного интеллектуального развития за счет телесного или физического существования. Первым был Тувия, горничная Марса , в которой Тувия и Карторис обнаруживают остаток древней белой марсианской цивилизации, лотарцев. Лотарианцы в основном вымерли, но сохраняют иллюзию функционирующего общества с помощью мощных телепатических проекций и сформировали две фракции, которые, похоже, изображают излишки бессмысленных интеллектуальных дебатов - одна фракция, реалисты верят в воображение пищи, чтобы обеспечить поддержку, другая. , Эфилисты, верит в выживание без еды. Шахматы Марса являются вторым примером этой тенденции. [ 11 ]
Шахматы представляют калданы Бантума . Марса Их форма - почти вся голова, но для шести пауковых ног и пары чел . Их расовая цель - развиваться в направлении чистого интеллекта и вдали от телесного существования. Чтобы функционировать в физическом сфере, они разводили Rykors , дополнительные виды, состоящие из тела, аналогичного телу идеального образца красного марсианина, но не имеют головы. Когда калдан ставит себя на шею рикора , Rykor пачка щупальцевых веществ соединяется со спинным мозгом , что позволяет мозгу калдана взаимодействовать с телом Rykor . Если Рикор станет поврежденным или умирает, Калдан просто поднимается на другого, так как землянка может изменить лошадь. [ 1 ]
Калданы пожертвовали своим телом, чтобы стать чистым мозгом, но хотя они могут взаимодействовать с телами -райкором, их способность функционировать по сравнению с нормальными людьми, с интегрированным разумом и телом, является неэффективной и неуклюжей. [ 11 ] Калданы, почти чистый мозг, также являются очень умными, уродливыми неэффективными существами, когда они не связаны с телом Rykor. Тара Гелия сравнивает их сэффективными интеллектуалами из своего родного города, с самоуверенным чувством превосходства, и Гахан из Гатола размышляет, что может быть лучше найти баланс между интеллектом и телесными страстями. [ 12 ]
Джетан и его влияние
[ редактировать ]Игра Jetan - марсианское разнообразие шахмат . Правление состоит из 100 черных и оранжевых квадратов, заложенных по чередующемуся рисунку. И черно -оранжевому игрокам дают 20 штук. В романе его играют в жизни в жизни, на арене в баразианском месте Манатора с настоящими живыми людьми, которые одеты, чтобы выглядеть так же, как и части, которые они представляют. Игра является борьбой до смерти, когда воин перемещается в один из квадратов, а воин противостоящего цвета занимает пространство, они должны участвовать в смертных боях. [ 13 ] Игра предназначена для того, чтобы изобразить битву между черными марсианами Юга и желтыми марсианами Севера, и, следовательно, совет традиционно ориентирована на эти направления. [ 14 ] В то время как преступники и рабы обычно используются в качестве кусочков, дворяне также участвуют в случаях. [ 1 ] В Манаторе его играют, чтобы выиграть красивую женщину, обычно исключительно удобную раб. Это, несомненно, происходит из собственного увлечения Берроу шахматами . [ 13 ]
Правила игры отражают структуру и сюжет книги с могущественным героем (Гаханом Гатола/Вождей), которому нужно спасти прекрасную девицу (Тару/Принцесса) от ужасного злодея (U-Dor/The Opperate Chief) Полем Берроуз также обычно дает своему герою помощника, и вот два (Odwars). Другие произведения составляют анонимных хозяев союзников и приспешников. [ 15 ]
6 августа 1922 года Берроуз получил письмо от заключенного, Элстона Б. Свита, заключенного тюрьмы Ливенворта . Sweet и другой заключенный использовал ссылки на Jetan в журнале Pulp, чтобы сделать Jetan Set, с резными произведениями, после чего они сыграли многочисленные игры, и игра стала популярной среди других заключенных. Берроуз написал 16 августа 1922 года, чтобы сообщить паре, которую они создали первый в истории фактический набор. Интерес к игре от фанатов был высоким; Следовательно, он включил правила в приложение, [ 13 ] под названием «Jetan или марсианские шахматы», [ 16 ] Когда была опубликована новая версия. Глава об игре была включена в шахматные вариации книги 1968 года Джона Голлона. [ 13 ] Голлон сделал джетановый набор, любопытный о игре главным образом как новизну и сыграл с ней; Он был удивлен тем, насколько он наслаждался игрой, и даже описал ее как «респектабельную игру». [ 14 ]
Концепция вдохновила подражание авторами более поздних планетарных романов, под влиянием Берроуза, каждый из которых был вынужден изобретать свою собственную внеземную версию шахмат, чтобы сражаться с людьми. Случаи такого уважения включают:
- Лин Картер , Дарза из Renegade of Callite , 8 -й том в его серии Callie
- Кеннета Булмера , Джикаида из «Жизнь для Креген» , 19 -й том в своей серии Дрей Прескот
- Джона Нормана из Кайсса своей серии GOR упоминалась много раз, хотя никогда не описал
- С.М. Атандж из Стерлинга из судов Багровых Королей , его собственного романа под влиянием Берроуза о альтернативном Марсе, также не полностью описанном
Гарри Поттер Дж. К. Роулинг и камень колдуна обеспечивают редкий случай его использования в фантазии, в сцене, в которой ее три главных героя Гарри, Гермиони и Рон должны играть в виде кусочков в жизни в шахматах Волшебника .
Дэна Симмона В романе ужасов Carrion Comfort есть нацистские шахматные мастера с психическими способностями, которые позволяют им войти в сознание заключенных концентрационного лагеря, позволяя им полностью контролироваться как петельки в смертельных играх шахмат.
Авторское право
[ редактировать ]Авторское право на эту историю истек в Соединенных Штатах и, таким образом, в настоящее время находится в общественном доступе . Текст доступен через проект Гутенберг .
Популярная культура
[ редактировать ]В сезоне серии HBO 4 -м Boardwalk Impire , персонаж Ричард Харроу несет копию книги.
В расширении Phantom Liberty Cyberpunk 2077 персонаж, который мистер Хэндс, фиксатор, читает копию книги.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Блилер, Эверетт Франклин; Bleiler, Richard (1990). Научная фантастика, первые годы . Издательство штата Кент Государственного университета. п. 99 ISBN 0-87338-416-4 .
- ^ Porges, Irwin (1975). Эдгар Райс Берроуз . Прово, Юта: Бригам Янг Университетский издательство. п. 163 . ISBN 9780842500791 .
- ^ Jump up to: а беременный Westfahl, Gary (2000). Пространство и за его пределами . Гринвудские издательские группы. п. 37. ISBN 0-313-30846-2 .
- ^ Харрис-Файн, Даррен (2005). Понимание современной американской научной фантастики . Univ of South Carolina Press. п. 147. ISBN 1-57003-585-7 .
- ^ Jump up to: а беременный в Бакстер, Стивен (2005). Гленн Йеффет (ред.). «Прочные мифы о Марсе» Х.Г. Уэллса » . War of the Worlds: свежие перспективы на Hg Wells Classic/ отредактировано Гленн Йффет . Бенбалла: 186–7 . ISBN 1-932100-55-5 .
- ^ Семя, Дэвид (2005). Компаньон научной фантастики . Blackwell Publishing. п. 546. ISBN 1-4051-1218-2 .
- ^ Bainbridge, Williams Sims (1986). Размеры научной фантастики . Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета. п. 132 . ISBN 0-674-20725-4 .
- ^ Шарп, Патрик Б. (2007). Дикие опасности . Университет Оклахома Пресс. п. 94. ISBN 978-0-8061-3822-0 .
- ^ Слоткин, Ричард (1998). Gunsigher Nation Университет Оклахома Пресс. П. 205. ISBN 0-8061-3031-8 .
- ^ Слоткин, Ричард (1998). Gunsigher Nation Университет Оклахома Пресс. Стр. 203–2 ISBN 0-8061-3031-8 .
- ^ Jump up to: а беременный Скоулз, Роберт; Рабкин, Эрик С. (1977). Научная фантастика: story.science.vision . Издательство Оксфордского университета. С. 13–14 . ISBN 0-19-502174-6 .
- ^ Holtsmark, Erling B. (1986). Эдгар Райс Берроуз . Бостон: Twain Publishers. С. 29–30 . ISBN 0-8057-7459-9 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Porges, Irwin (1975). Эдгар Райс Берроуз . Прово, Юта: Бригам Янг Университетский издательство. С. 348–9 . ISBN 9780842500791 .
- ^ Jump up to: а беременный Porges, Irwin (1975). Эдгар Райс Берроуз . Прово, Юта: Бригам Янг Университетский издательство. п. 351 . ISBN 9780842500791 .
- ^ Экман, Фредрик. «Изучение Джетана» . Эрбзин . Билл Хиллман . Получено 29 декабря 2019 года .
- ^ Рененау, Рене; Renau-Sale, Rius (2003). антропология ДОН ЛАЗАРУС ПЕРЕВОДЫ. п. 199. ISBN 0-9729549-0-2 .
Источники
[ редактировать ]- Блилер, Эверетт (1948). Контрольный список фантастической литературы . Чикаго: издатели Шаста. п. 66