Сага об Эгиле
Сага об Эгиле или сага об Эгиле ( древнескандинавский : сага об Эгилсе [ˈeɣels ˈsɑɣɑ] ; Исландское произношение: [ˈeijɪls ˈsaːɣa] ) - исландская сага (семейная сага) о жизни клана Эгилла Скаллагримссона (англизированного как Эгилл Скаллагримссон), [ 1 ] исландский земледелец, викинг и скальд . Сага охватывает годы c. 850–1000 [ 2 ] и прослеживает историю семьи от деда Эгилла до его потомков.
Его самая старая рукопись (фрагмент) датируется 1240 годом нашей эры и представляет собой единственный источник информации о подвигах Эгиля, жизнь которого исторически не зафиксирована. Стилистические и другие сходства между «Сагой Эгиля» и «Хеймскринглой» заставили многих ученых поверить, что они были произведением одного и того же автора, Снорри Стурлусона . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] обычно называют эту работу Эгла [ˈɛkla] . Исландские ученые [ а ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Сага начинается в Норвегии около 850 года, с жизни деда Эгилла Ульфа ( Ульфра ), также известного как Квелдульф или «Вечерний волк», и двух его сыновей Торольфа (Торольфр) и Скаллагрима ( Скалла-Гримр ). Раздоры с королевским домом изгоняют семью из страны, и они селятся в Исландии. Родились братья Эгилл и Торольф Скаллагримссоны. Их пребывание в Норвегии невелико, но Эгилл объявлен вне закона, и они бродят по Скандинавии и служат королю Англии . Эгилл пытается вернуть собственность в Норвегии (в качестве наследства своей жены), но это блокируется, и Эгилл начинает личную вендетту против короля.
Есть также яркие описания других его ссор и дружбы, его отношений с семьей (подчеркнутых его ревностью, а также любовью к старшему брату Торольфу), его старости, [ 6 ] и судьба его собственного сына Торстейна (Торстейна, который крестился, когда католицизм пришел в Исландию) и его детей, у которых было много собственных детей. Сага заканчивается примерно в 1000 году и охватывает многие поколения.
Родословная Квелдульфа
[ редактировать ]У Ульфа (Квелдульфа) был Халльбьёрн Хафтролль дядя по материнской линии , и он был известен своими непревзойденными размерами и силой. Он накопил землю и имущество в результате набегов викингов и был мудрым человеком. Он получил прозвище Квельдульф (Kveldúlfr, «Вечерний волк») из-за своего эксцентричного нрава с наступлением темноты и репутации человека, проявляющего так называемые способности «оборотня» ( хамраммр ). [ 7 ] в последующих главах объясняется, что его можно сравнить (или приравнять) к ярости берсерка. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Подобные крайние личные качества проявляет его сын Скаллагрим. [ б ] а также его внук Эгил.
Раздор с Харальдом Прекрасноволосым из Норвегии
[ редактировать ]Король Харальд Прекрасноволосый (Харальд Харфагри) воевал за объединение всей Норвегии. Квельдульф отказался помочь местному королю Фьордана , но также отверг предложения Харальда, навлекая на себя его гнев. Посредником компромисса стал Олвир Хнуфа (Ольвир Хнуфа или «Олвир Горб»), зять Квельдульфа. [ с ] и придворный поэт Харальда: Квельдульф должен был прислать своего старшего сына Торольфа, как только тот вернется из экспедиции викингов. Торольв хорошо служил королю, но на него пало подозрение из-за его чрезмерного успеха, усугубленного словами клеветников. Торольв был убит королем, возглавлявшим отряд воинов, и раскол вынудил Скаллагрима и его отца Квельдульфа бежать из Норвегии и поселиться в Исландии .
Скаллагрим отправился ко двору Харальда, требуя компенсации за смерть своего брата Торольфа, но оскорбил короля и был вынужден поспешно уйти с пустыми руками. Затем Скаллагрим и Квельдульф отбили лодку, захваченную у Торольфа, и, убив всех находившихся на борту, отправили королю насмешливое стихотворение. [ 13 ] В бою Квельдульф проявил свое «безумие» ( хамраммр или хамреми ), что сильно ослабило его. Когда семья эмигрировала в Исландию, Квельдульф не пережил поездку, и его гроб бросили на произвол судьбы. Рядом с местом, где гроб выбросило на берег в Исландии, Скаллагрим основал свое поселение, которое назвал Борг . Он вел мирную жизнь фермера и кузнеца и вырастил своих сыновей Торольфа (названного Торольфром в честь его убитого брата) и Эгилла (главного героя). [ 14 ]
Сыновья Скаллагрима
[ редактировать ]Затем сага переходит к описанию жизни Торольфа и Эгилла Скаллагримссонов, родившихся в Исландии и в зрелом возрасте перебравшихся в Норвегию. Торольф посетил старого друга Скаллагрима в Норвегии, Торира Херсира (Торир Хроальдссон). [ д ] Здесь Торольф подружился с принцем Эйриком Кровавым Секиром , любимым сыном Харальда и воспитанником Торира. Он подошел к принцу с подарком в виде раскрашенного военного корабля, которым восхищался Эйрик, по совету Бьёрна (Бьёрн Бриньольфссон), зятя Торира. [ и ] [ ж ] [ 16 ]
После этого Эйрик Кровавый Топор был коронован как соправитель. [ г ] и когда Торольф направлялся домой в Исландию, король подарил ему инкрустированный золотом топор в качестве подарка Скаллагриму. Скаллагрим злоупотребил топором (названным «Королевский дар» или конунгснаутр ) и разбил его, прочитав о нем оскорбительное стихотворение Торольву и вернув то, что осталось от топора, закопченную рукоятку с ржавым лезвием. [ 17 ] Торольв выбросил топор за борт, но сообщил королю Эйрику, что его отец благодарен за топор, подарив ему рулон парусной ткани, якобы привезенной из Скаллагрима. [ 12 ] Таким образом Торольву удалось в какой-то степени сохранить мир между Скаллагримом и королем Эйриком Кровавым Топором.
Детство Эгиля предзнаменовало его будущий бунт и поэтическое мастерство. В возрасте трех лет его необузданное поведение в пьяном виде и невозрастная сила позволили ему остаться дома по приказу отца, когда Ингвар (дедушка Эгилла по материнской линии) устраивал пир. Эгиль демонстративно поехал на лошади, следуя за своим отцом и компанией издалека, и сочинил свой первый скальдический стих . В возрасте семи лет, играя в игры с мячом ( knattleikr ), он совершил свое первое убийство (убил топором старшего мальчика, превзошедшего его в спорте). [ ч ] [ 12 ] К тому времени, когда Эгиллу исполнилось двенадцать, очень немногие взрослые мужчины могли соревноваться с ним в играх, но когда он и его друг [ я ] Однажды бросив вызов своему отцу, Скаллагрим с наступлением темноты проявил такую силу, что сбил друга насмерть о землю. Жизнь Эгилла была спасена только тогда, когда фостра Эгилла (рабыня, которая в детстве была медсестрой Эгилла) попыталась успокоить Скаллагрима и вместо этого была убита. [ б ] Эгиль так расстроился, что в ответ убил одного из любимых рабов своего отца, и в результате следующей зимой они не разговаривали. [ 12 ]
Конфликт с Эйриком Кровавым Топором из-за эля
[ редактировать ]Летом после того, как отец Эгилла убил своего друга, Торольф приехал домой, чтобы посетить Исландию. Эгиль насильно настаивал на том, чтобы сопровождать Торольфа обратно в Норвегию, хотя Торольф сопротивлялся. [ 12 ] В эту поездку Торольф взял с собой свою будущую жену Асгерд (Асгерд Бьярнардоттир), которая выросла в Исландии. [ 18 ] просить у своего отца Бьёрна и дяди Торира разрешения на бракосочетание. Во время пребывания с Ториром Эгилл привязался к сыну Торира Аринбьёрну (Аринбьёрн Ториссон), важной фигуре в саге и другу Эгилла на всю жизнь. [ 20 ]
Эгиль пропустил свадьбу из-за болезни. [ Дж ] и присоединился к людям Торира с поручением в Атлое , где его пренебрег королевский управляющий Бард (Бард) и в итоге убил его. Когда Бард принимал гостей Эгиля, он подавал им только творог ( скир ), притворяясь, что эль кончился. [ к ] Но позже тем же вечером, когда король и королева прибыли на пир к дисиру , эля подавали в изобилии. Эгиль безжалостно насмехался над Бардом по поводу обмана саркастическими стихами, и его неутолимая жажда смутила хозяина. Бард и королева послали Эгилю отравленный напиток, но попытка была сорвана Эгилом, который начертал на роге руны и запачкал его собственной кровью, в результате чего рог разбился. Затем Эгиль подошел к Барду и зарезал его своим мечом. Обнаружив, что Эгиль сбежал, Эйрик приказал безуспешно провести розыск с целью убить Эгиля и потерял несколько человек. Несмотря на оскорбление, Торир (его приемный отец) убедил Эйрика уладить это путем компенсации. [ 22 ]
Служба наемником в Англии, Торольф пал в бою
[ редактировать ]Совершая набег на Фризию, Эгиль и Торольф слышат, что король Англии Этельстан нуждается в воинах. Братья и их люди отправляются в Англию, чтобы присоединиться к армиям английского короля, и назначаются командующими скандинавским контингентом войск Этельстана. Здесь сага демонстрирует контакт с английской исторической традицией, правильно указывая происхождение Этельстана и предлагая только один из двух случаев, когда короля Альфреда называли «Великим» за пределами английских источников. [ 23 ] Битва, последовавшая за прибытием братьев в Англию, названная в тексте Винхейдом, широко признана такой же, как битва при Брунанбурге , из которой Этельстан вышел победителем в 937 году. [ 24 ] [ 25 ] В саге главным антагонистом Винхейра назван «Олаф Красный из Шотландии», который, по-видимому, представляет собой смесь исторических противников Этельстана, Константина II из Шотландии и Олафа Гутфритсона , представителя гиберно-норвежской Уи Имайров . династии [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] Эгиль и Торольф сыграли важную роль в победе Этельстана; однако Торольф убит на второй день битвы. После конфликта Этельстан дает Эгилу два сундука с серебром в качестве компенсации за смерть Торольфа, намереваясь передать их Скаллагриму. Эгиль, однако, оставляет серебро себе вместе с браслетом, который король передает ему на острие меча на пиру победы. [ 29 ] Эгиль остается при дворе Этельстана на зиму, за это время сочиняет драпу в честь короля. Этельстан награждает Эгиля еще двумя золотыми браслетами, а также дорогим плащом, который носил сам король. При прощании Эгилла Этельстан выражает желание, чтобы он постоянно оставался у него на службе, но Эгилл отклоняет это предложение.
Дело о наследстве в Гула-Тинге
[ редактировать ]Эгиль женился на вдове своего брата Торольфа Асгерд. [ 30 ] Некоторое время спустя отец Асгерда Бьорн Богатый умер в Норвегии, но наследства она не получила, поскольку на все поместье претендовал Берг-Энунд, женатый на Гуннхильде Бьярнардоттир (сводной сестре Асгерда). Эгиль хотел потребовать половину доли для своей жены, но перспектива была мрачной, поскольку Берг-Энунд был любимцем Эйрика и его супруги Гуннхильд. Дело рассматривалось на собрании Гулакинга , где Берг-Энунд утверждал, что Асгерд как рабыня не имеет права на долю (из-за того обстоятельства, что ее мать сбежала без согласия своих родственников). Асбьорн ответил свидетелями, которые клялись, что Асгерд была признана наследницей, но процесс был заблокирован королевой Гуннхильд, которая приказала приспешникам сорвать собрание. Эгиль угрожал всем, кто пытался воспользоваться спорной фермой, и сбежал на корабле. Эйрик преследовал его с флотом, и завязалась стычка. [ 31 ]
Сила Эйрика, проклятая Эгилем
[ редактировать ]Харальд Прекрасноволосый умирает, и Эйрик становится королем Норвегии, устраняя двух своих братьев, которые были соперниками за корону. Эйрик объявляет Эгиля преступником, которого следует убить на месте, и Эгиль клянется отомстить, особенно манипулирующей королеве. Передвижения Эгиля находятся под наблюдением, и когда он, кажется, покидает страну, Берг-Энунд распустил людей, которых он собрал для защиты, и отправился недалеко от своего дома ( Аск ) на королевскую ферму в Аарстаде . Случайно спокойный ветер заставил Эгиля вернуться на берег в то же место. Эгиль совершает резню, убивая Энунда, а также 10-летнего принца Эйрика Рогнвальда. В довершение всего, Эгилл воздвигает столб презрения ( Нитинг-столб ) с установленной на нем головой лошади, накладывая проклятие, что духи природы изгоняют короля Эйрика и королеву Гуннхильду из Норвегии. [ 32 ] Ожидаемый результат проклятия действительно становится реальностью.
В саге упоминается смерть Скаллагрима, отца Эгилла. [ 33 ]
Выкуп за голову
[ редактировать ]Эйрик правил всего один год, прежде чем был свергнут с поста норвежского короля своим братом Хаконом, воспитанником короля Этельстана в Англии. Эйрик покинул Норвегию со своей семьей и в конце концов назначил королем Нортумбрии Этельстаном Английским. [ л ] Два года спустя Эгилл отплыл в Англию, намереваясь увидеться с Этельстаном, и был схвачен Эйриком Кровавым Топором. Эйрик был в ярости, но Аринбьёрн Ториссон убедил Эйрика сохранить жизнь Эгиллу, если тот сможет сочинить стихотворение в его честь. Эгиллу это удалось (прочитав Höfuðlausn или «Выкуп за голову»), и Эйрик позволил ему уйти при условии, что он никогда больше не появится в поле зрения Эйрика. [ 34 ] Эгиль отправился к королю Этельстану, который воспитывал Торстейна (Торстейна), родственника Аринбьёрна. Во время визита из Норвегии пришло известие, что отец Торстейна умер, оставив ему большое наследство. Торстейн, Аринбьёрн и Эгиль планировали отправиться в Норвегию, чтобы потребовать долю Торстейна. Прежде чем они уйдут, король Этельстан убедил Эгиля переехать в Англию и командовать своей армией после того, как их задача будет выполнена.
Эгиль вернулся в Исландию и провел несколько лет со своей семьей. За это время умерли короли Этельстан и Эйрик Кровавый Топор, оставив правителем Норвегии брата Эйрика Хакона. Эгиль вернулся в Норвегию, чтобы потребовать земли, завоеванные в поединке с Атли Коротким, от имени своей жены Асгерд. По пути Эгиль остался с Аринбьорном, которого он убеждает пойти от его имени к королю Хакону. Хакон отверг требование Эгиля, поэтому Аринбьёрн компенсировал Эгилу сорок марок серебра.
Эгиль и Аринбьёрн совершили набег на Саксонию и Фризию, после чего остановились у Торстейна Торусона (Þorsteinn Þóruson). Король Хакон попросил Торстейна собрать дань в Вермланде или быть приговоренным к объявлению вне закона. Эгиль пошел вместо Торстейна. Эгиль путешествовал с некоторыми из людей короля Хакона в Вермланд и участвовал в сражениях, Эгиль убил во много раз больше врагов, чем его товарищи.
Эгиль дожил до старости. Аринбьёрн стал близким советником Харальда Эйрикссона , которому Эгиль написал стихотворение. Сын Эгилла Бодвар (Бёдвар) погиб в результате кораблекрушения. Эгиль сочинил стихотворение в его честь. Сын Эгиля Торстейн часто враждовал со Стейнаром, сыном Энунда Сьони (Önundr sjóni Ánason), из-за земли и выпаса скота. Эгиль стал слабым и слепым. Его последним желанием было отправиться в Альтинг и бросить серебро, которое он получил от короля Этельстана, чтобы люди сражались за него. Когда ему было отказано в этом, он приказал двум рабам помочь ему спрятать его серебряное сокровище. После этого поступка он убил двоих мужчин, чтобы скрыть местонахождение и наказать своего зятя. [ 35 ] возле Мосфеллсбэра , породив легенду о Силфуре Эгилсе («Серебро Эгилла»).
Интерпретация
[ редактировать ]Характер Эгиля сложен и полон кажущихся противоречий. [ 36 ] Его многогранная натура отражает крайние качества его семьи, семьи мужчин, которые либо уродливы, либо поразительно красивы; семья, в которую входят «оборотни», которые внезапно становятся безумными, жестокими и жестокими, хотя в другое время они могут быть осмотрительными и мудрыми; семья, которая не подчиняется воле королей и не находится в открытом восстании. [ 37 ] Его характер также отражен в традициях повествования текста, сложного текста, населенного персонажами со схожими или идентичными именами, оживляющими различные варианты очень похожих историй. Два красавца Торольфа (Торольфа) умирают героической смертью, а их братья Скаллагрим и Эгиль умирают в старости, злобно закопав свое богатство в пустыне. Потомки Квельдульфра оказались вовлечены в две сложные распри по поводу наследства: один раз отвергая притязания внебрачных детей от второго брака, а в другой раз претендуя на землю от имени другого незаконнорожденного ребенка, рожденного при аналогичных обстоятельствах. [ 38 ]
Временами в саге об Эгилле Эгилл производит впечатление скота, который часто действует быстро и иррационально без всякой причины. Он кажется поверхностным существом, и во многих случаях он, кажется, много думает о чем-либо только тогда, когда сочиняет и читает стихи. На самом деле Эгиль — человек со многими добродетелями, которые занимают центральное место в его характере. Он ценит честь, верность, уважение и дружбу превыше всего. Он воспринимает как большое личное оскорбление, когда кто-то нарушает любую из этих ценностей, и в результате обычно уничтожает этого человека либо с помощью физической силы, либо с помощью стихов. Его реакции обычно настолько масштабны, что зачастую возмутительны и интересны. Код ценностей, по которому жил Эгилл, был таким же, как и у многих скандинавов на момент написания рассказа. История разворачивается во времена, когда многие люди мигрировали, особенно из Норвегии в Исландию. Жизнь была суровой, особенно в течение долгих холодных зим, когда людям было крайне важно ладить и работать вместе.
Поэзия используется на протяжении большей части саги, и Эгиль является мастером этого искусства. Действие «Саги об Эгиле» происходит во времена устной традиции . Поэзия использовалась для создания репутации человека как добра, так и зла, а великое стихотворение могло сделать своих персонажей бессмертными. Правители ценили поэтов за их способность сделать или сломать человека, увеличить его славу или запятнать его доброе имя. Как поэт Эгиль был влиятельным и ценным человеком.
Одним из первых негативных стихотворений в саге об Эгиле является угрожающее стихотворение в главе 27, которое демонстрирует силу Скаллагрима после того, как он только что ограбил корабль и убил множество людей. [ 39 ] Позже, в главе 38, Скаллагрим сочиняет оскорбительное стихотворение о короле Эйрике после того, как король подарил Скаллагриму подарок, несоизмеримый с его ценностью. [ 40 ] В главах 55 и 81 Эгиль сочиняет два мощных стихотворения, которые показывают, насколько он убит горем, когда умирают его брат Торольфр и сын Бодвар. [ 41 ] [ 42 ] Эти стихи также призваны почтить память этих двоих. Это лишь несколько примеров из множества стихотворений саги, в которых люди изображены в положительном или отрицательном свете.
Есть также стихи, которые показывают гораздо более мягкую сторону исландских мужских персонажей. Один из них находится в главе 55, когда король Этельстан признает смерть брата Эгиля, Торольфра, вызванную ошибкой короля в суждении. [ 41 ] Эгиль благодарит короля несколькими хвалебными стихами, показывающими, насколько внимателен и щедр король. Мы видим совсем другую сторону Эгиля в главе 56, когда он признается в своей тайной любви к своей будущей жене в любовном стихотворении. [ 41 ] В главах 60–62 Эгиль сталкивается с ситуацией, когда он должен поприветствовать короля Эйрика, с которым у него плохие отношения. Король Эйрик хочет смерти Эгиля, и по настоянию своего друга Аринбьёрна Эгиль сочиняет драпу (одну из самых сложных форм поэзии) из 20 строф, восхваляющих короля. Благодаря стихотворению под названием Höfuðlausn («Выкуп за голову») Эгилу разрешено покинуть двор Эйрика живым, поскольку его убийство выставит Эйрика дураком. В главе 80 Эгиль сочиняет еще одно хвалебное стихотворение из 25 строф, выражая благодарность своему давнему другу Аринбьёрну за спасение ему жизни во время встречи с королем Эйриком. [ 42 ] Эти более позитивные стихи показывают нам более добрую сторону обычно грубых и жестоких людей из саги об Эгиле .
Как литературное произведение, «Сага об Эгилле» обычно считается одной из лучших исландских саг , наряду с «Сагой о Ньяльсе» , «Сагой о Гисле» о Сурссонаре и «Сагой о Лаксдале» .
Персонажи
[ редактировать ]Подробное генеалогическое древо, связывающее главных и второстепенных персонажей по крови и браку, можно найти здесь.
Издания
[ редактировать ]- Нордал, Сигурдур (редактор), Сага об Эгилсе Скаллагримссоне, Исленцк Форнрит, 2 (Рейкьявик, 1933)
- Гудни Йонссон (редактор), сага Эгилла о Скалла-Гримссоне (Рейкьявик: Bókagáfa Menningarsjóð og háttovvinafélagins, 1945) ( heimskringla.no )
- Бергльот Кристьянсдоттир и Сванхильдур Оскарсдоттир (редакторы), Сага об Эгилле: С предисловием, приложениями, объяснениями и указателями , Sígildar sagour, 2 (Рейкьявик: Mál og menning, 1994) ( wikisaga.hi.is )
- Бьярни Эйнарссон (редактор), Сага об Эгиллсе (Лондон: Общество викингов северных исследований, 2003), ( pdf )
- Модернизированное написание (источник неясен), ( снерпа )
Переводы
[ редактировать ]- Грин, WC (1893). История Эгиля Скаллагримссона . Лондон: Эллиот Сток. ( wikisaga.hi.is , sagadb.org )
- Эддисон, скорая помощь (1930). Сага об Эгиле . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Джонс, Гвин (1960). Сага об Эгиле . Нью-Йорк: Туэйн: Американский скандинавский фонд.
- Фелл, Кристина (1975). Сага об Эгиле . Лондон: Дент. ISBN 0460872656 .
- Палссон, Герман ; Эдвардс, Пол (1976). Сага об Эгиле . Хармондсворт: Пингвин. ISBN 0140443215 .
- Скаддер, Бернард (1997). «Сага об Эгиле». В Хрейнссоне, Видар (ред.). Полное собрание саг об исландцах, включая 49 сказок. Том 1 . Рейкьявик: Лейфур Эйрикссон. ISBN 9979929308 .
- Скаддер, Бернард (пер.) (2000) [1997]. Орнольфур Торссон (ред.). Сага об Эгиле . Смайли, Джейн (предисловие), Келлог, Роберт (Введение). Нью-Йорк: Пингвин. стр. 3–184. ISBN 9979929308 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )- Представитель Скаддер, Бернард (2004). Сага об Эгиле . Лондон: Пингвин. ISBN 0140447709 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лоуренс де Лоз, Йон Карл Хельгасон, Рассел Пул и Торфи Х. Тулиниус (ред.). 2015. Эгилл, поэт-викинг: новые подходы к «саге об Эгилле» . Университет Торонто Пресс.
- Сантьяго Баррейро, « Личная память, семейная память, коллективная память? Прощальные подарки в саге об Эгилсе, глава 61 », Скандинавско-канадские исследования 28 (2021): 204–229.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Параллельные тексты на исландском и английском языках с аннотированной библиографией.
- Анализ теории болезни Педжета
- Пословицы в саге об Эгиллсе. Архивировано 8 мая 2016 г. в Wayback Machine.
- Сэйерс, Уильям (2016), «Вербальные средства и преобразующие высказывания в эпизодах саги об Эгилсе Скаллагримссонаре» , Скандинавские исследования , 88 (2): 144–176
- История Эгиля Скаллагримссона . Тран. Преподобный У. К. Грин. Лондон, 1893 год.
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ См., например, Э. Р. Эддисон Йону Стефанссону, 7 марта 1927 г. (Рейкьявик, Национальная библиотека Исландии, Lbs 3426 4to): «Я проделал две трети своего перевода Эглы , и мой ум очень занят (в такие моменты досуга, как у меня) с этой великолепной классикой».
- ^ Перейти обратно: а б Было отмечено, что Скаллагрим принял на себя «ярость оборотня», когда чуть не убил Эгиля. [ 11 ] Это событие произошло в главе 41, когда он уже убил друга Эгиля Торда (Тордр Гранасон). Квельдульф проявил удивительную силу, но об изменении внешности ничего не говорится. [ 12 ]
- ↑ Ольвир был сыном близкого друга Квелдульфа Кари (Кари из Берле, берсерка). Квельдульф женился на дочери Кари Сальбьорг. [ 7 ]
- ↑ На самом деле Торир был сводным братом Скаллагрима. [ 15 ]
- ↑ Бьорн похитил сестру Торира и постфактум получил согласие на брак. Тем временем Бьорну пришлось бежать, и он был обязан гостеприимству семьи Торольфа в Исландии.
- ↑ Дочь Бьорна, воспитанная Скаллагримом в Исландии, позже стала женой Торира (а затем и Эгиля).
- ↑ Король некоторых частей Норвегии, Харальд не умер.
- ↑ Эгиль оказался неудачником и ударил битой мальчика по имени Грим (Гримр). Грим толкнул его на землю, и, посоветовавшись со своим другом Тордом (Тордр Гранасон), Эгиль отомстил, вонзив топор в голову Грима.
- ^ Торд (Þóðr Granason)
- ↑ Сэйерс отмечает, что Эгиль, должно быть, симулировал болезнь, чтобы пропустить свадьбу, поскольку он уже был влюблен в Асгерд. [ 19 ]
- ^ На самом деле Бард также подавал еще один напиток, не эль, который назывался afr . Это переводится как " сыворотка ". [ 18 ] но в древние времена это означало овсяный эль. [ 21 ]
- ↑ Эйрик заключил союз, выдав свою дочь замуж за Арнфинна, графа Оркнейских островов , и совершил набег на Шотландию. Этельстан собрал войско и затем договорился с Эйриком.
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Скаддер 2000 пер., Глава 3
- ^ Скаддер 2000 , с. 3
- ^ Палссон и Эдвардс 1976 , с. 7
- ^ Эйнарссон, Стефан (1957). История исландской литературы . Нью-Йорк: Пресса Джонса Хопкинса для Американо-скандинавского фонда. п. 140 . ISBN 0801801869 . Проверено 27 апреля 2014 г.
- ^ Тулиниус, Торп. «Исландика 57: Загадка Эгилла: Сага, поэт-викинг и Снорри Стурлусон » ecommons.cornell.edu . Архивировано из оригинала 1 ноября 2019 г. Получено 2 марта 2021 г.
- ^ Об этом см. Арманн Якобссон, « Призрак старости: отвратительные старики в сагах исландцев », Journal of English and Germanic Philology 104 (2005), 297–325; и Томас Морком, « После взрослой жизни: Метаморфозы пожилых людей в Ислендингасёгуре », Saga-Book , 42 (2018), 25–50.
- ^ Перейти обратно: а б Скаддер, 2000 пер., Глава 1
- ^ Термин hamrammr переводится как «животный характер», а его существительная форма hamremi — как «безумие» (глава 27).
- ^ Скаддер, 2000 пер., Глава 27.
- ^ Zoega, Исландский словарь , стр. 183 : « хамраммр , (1) оборотень или (2) «охваченный воинственной яростью» (берсерки-гангры)»
- ^ Скаддер 2000 , предисловие, стр. 6
- ^ Перейти обратно: а б с д и Скаддер, 2000 пер., Глава 41
- ^ Скаддер 2000 пер., Главы 24, 25, 26, 27
- ^ Скаддер 2000 пер., Глава 28
- ^ Scudder 2000 пер., Глава 25, стр. 43
- ↑ Скаддер, 2000 пер., Глава 36.
- ^ Скаддер 2000 пер., Глава 38
- ^ Перейти обратно: а б Скаддер, 2000 пер., Глава 35
- ^ Перейти обратно: а б Сэйерс (2016) , с. 149.
- ↑ Аринбьорн должен стать посредником между семьей Эгиля и королевским домом, как Олвир был в предыдущем поколении. [ 19 ]
- ^ Клисби и Вигфуссон, Исландский словарь , стр. 40 : « Áfr (перс. лучше afr ) 1. напиток, напр. 204, переведено Магнеем как sorbitio avenacea [овсяный напиток], своего рода обычный эль, сваренный из овса».
- ^ Скаддер, 2000 пер., Главы 42–45.
- ^ Ферт, Мэтью (2024). «Что в имени? Прослеживание истоков Альфреда «Великого» » . Английский исторический обзор . 139 (596): 1–32. дои : 10.1093/ehr/ceae078 . ISSN 1477-4534 .
- ^ Ферт, Мэтью (2023). «Воспоминания о культурных контактах эпохи викингов: Англия в Ислендингасёгуре» . В Розентале, Джоэл Т.; Блэнтон, Вирджиния (ред.). Исследования по истории Средневековья и Возрождения . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 18–19. дои : 10.1017/9781802701081.002 . ISBN 9781802701081 .
- ^ Келли, А. Кейт (2011). «Правда и хорошая история: сага об Эгилсе и Брунанбурге». В Ливингстоне, Майкл (ред.). Битва при Брунанбурге: Сборник дел . Эксетер: Издательство Эксетерского университета. стр. 305–314. ISBN 9780859898638 .
- ^ Холлоран, Кевин (2005). «Кампания Брунанбурга: переоценка» . Шотландский исторический обзор . 84 (218): 140–143. дои : 10.3366/шр.2005.84.2.133 . ISSN 0036-9241 . JSTOR 25529849 .
- ^ Фут, Сара (2011). Этельстан: Первый король Англии . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 169–170. ISBN 978-0-3001-2535-1 .
- ^ Эйнарссон, Бьярни (1975). Литературные предпосылки саги об Эгилсе . Рейкьявик: Фонд Арны Магнуссон. стр. 240–241. OCLC 654751934 .
- ↑ Скаддер, 2000 пер., Главы 54–55.
- ↑ Скаддер, 2000 пер., Глава 56.
- ^ Scudder 2000 пер., Глава 57, Главы 33–34; Палссон и Эдвардс 1976 , гл. 33–34: «Бьорн сбежал с Торой против воли ее родственников, и в результате король объявил его вне закона в Норвегии».
- ↑ Скаддер, 2000 пер., Глава 58.
- ↑ Скаддер, 2000 пер., Глава 59.
- ^ Скаддер, 2000 пер., Главы 60–61.
- ^ Тирош, Йоав (2020). «Глухота и молчание в позднесредневековой Исландии (1200–1550)» . Виатор . 51 (1): 311–344. дои : 10.1484/J.VIATOR.5.127050 . ISSN 0083-5897 .
- ^ «Он далеко превосходит тип героя-викинга, но в то же время ему не хватает этого, и хотя он часто находится на грани трагического, он ускользает от определения. Он может быть порочным, абсурдным, инфантильным, жалким, но он никогда не бывает скучным, и хотя нам могут не нравиться некоторые вещи, которые он делает, нам никогда не позволено установить к нему фиксированное отношение». - перевод Германа Палссона и Пола Эдвардса, Penguin Classics, 1976 г.
- ^ «Но мы также видели, как в ходе сказки личность Эгиля исследуется и выясняется не только с точки зрения его собственных действий и поэзии, но и с точки зрения действий и характеров его предков». - перевод Германа Палссона и Пола Эдвардса, Penguin Classics, 1976 г.
- ^ «В основе первой половины саги лежат два семейных конфликта, которые выходят далеко за рамки внутренних проблем, которые их порождают, и приводят в конечном итоге к вражде с королевским двором Норвегии. Оба этих случая начинаются с богатого человека. и власть тех, кто женится дважды, причем законность одного из двух браков в некоторой степени сомнительна, и иллюстрирует влияние на семью двух конфликтующих линий происхождения». - перевод Германа Палссона и Пола Эдвардса, Penguin Classics, 1976 г.
- ^ Грин, Сага об Эгиле. База данных исландских саг. 1893. http://sagadb.org/egils_saga.en#21, 3 мая 2013 г.
- ^ Грин, Сага об Эгиле. База данных исландских саг. 1893. http://sagadb.org/egils_saga.en#31, 3 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Грин, WC Сага об Эгиле. База данных исландских саг. 1893. http://sagadb.org/egils_saga.en#51 3 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грин, WC Сага об Эгиле. База данных исландских саг. 1893. http://sagadb.org/egils_saga.en#81 3 мая 2013 г.