Jump to content

Лысый

(Перенаправлено из поэмы Скальда )
Берси Скалдторфусон в цепях сочиняет стихи после того, как его захватил король Олаф Харальдссон (иллюстрация Кристиана Крога для издания Heimskringla 1899 года )

Скальд [ , или поэт ( древнескандинавский : [ˈskald] , позже ˈskɒːld] ; Исландский: [ˈskault] , что означает «поэт») — один из часто называемых поэтов, сочинявших скальдическую поэзию, один из двух видов древнескандинавской поэзии в аллитеративных стихах , другой — эддическую поэзию . Скальдические поэмы традиционно сочинялись в честь королей, но иногда были импровизированными. Они включают как расширенные произведения, так и отдельные стихи ( lausavísur ). Они, как правило, более богаты по форме и дикции, чем эддические стихотворения, в них используется множество кеннингов , требующих некоторых знаний скандинавской мифологии, и хеити , формальных существительных, используемых вместо более прозаических синонимов. Dróttkvætt Счетчик — это разновидность скальдической стихотворной формы, в которой чаще всего используются внутренняя рифма и аллитерация.

Сохранилось более 5500 скальдических стихов, сохранившихся в более чем 700 рукописях, в том числе в нескольких сагах и в Снорри Стурлусона » «Прозаической Эдде — справочнике по скальдической композиции, приведшем к возрождению искусства. Многие из этих стихов представляют собой фрагменты изначально более крупных произведений, авторство многих из которых неизвестно. Самый ранний известный скальд, от которого сохранились стихи, - это Браги Боддасон , известный как Браги Старый, норвежский скальд первой половины 9 века. Большинство известных скальдов были при дворе норвежских королей в эпоху викингов , и все чаще они были исландцами. Тема их расширенных стихов до обращения в христианство иногда была мифической, а затем обычно исторической и восхвалительной , подробно описывающей деяния покровителя скальда. Традиция продолжалась и в позднем средневековье .

Стандартное издание скальдического поэтического корпуса Den norsk-islandske skjaldedigtning было отредактировано Финнуром Йонссоном и опубликовано в 1908–1915 годах. Новое издание было подготовлено онлайн проектом « Скальдическая поэзия скандинавского средневековья» и начало публиковаться в 2007 году.

Этимология

[ редактировать ]

Слово скальд (в котором внутренние рифмы показывают, что до XIV века оно имело краткую гласную), возможно, в конечном итоге связано с протогерманским языком : * skalliz , букв. «звук, голос, крик» ( древневерхненемецкий : skal , букв. «звук»). В древневерхнем немецком языке есть skalsang , «хвалебная песня, псалом », и skellan , «звенеть, лязгать, звучать». Древневерхненемецкий вариант основы skeltan , этимологически идентичный основе skald- ( прагерманское : * skeldan ), означает «ругать, обвинять, обвинять, оскорблять». Человек, наносящий оскорбление, является скелто или скелтари . Западногерманский аналог скальда скоп . Подобно scop , родственному современному английскому scoff , слово skald , вероятно, родственно английскому ругательству , что отражает важность насмешливых насмешек в поэзии скальдов. [ 1 ] [ 2 ]

Скальдическая поэзия

[ редактировать ]
Менестрель поет о знаменитых подвигах Дж . Р. Скелтона , ок. 1910 год

Скальдическая и эддическая поэзия происходят из одной и той же традиции аллитерационного стиха , и в древнескандинавском, а также в исландском языке слово скальд просто означает «поэт» или «композитор». Скальдический стих отличается от эддического более сложным стилем и использованием dróttkvætt («придворный размер»), который требует как внутренней рифмы, так и аллитерации. [ 3 ] а не более простые и старые форнирдислаг («путь древних слов»), ljóðaháttr («форма песни») и málaháttr («форма речи») метры эддических стихов. Скальдическая поэзия также характерно более витиевата в своей дикции, в ней используется большее переплетение смысловых элементов внутри стиха и гораздо больше кеннингов и хейти . Это не только помогло удовлетворить более высокие технические требования метра, но и позволило поэтам продемонстрировать свое мастерство в игре слов. Возникающая в результате сложность может показаться современным читателям несколько герметичной , а также создавать двусмысленность в интерпретации; [ 4 ] [ 5 ] но первоначальная аудитория была знакома с правилами синтаксического переплетения, а также со словарем кеннингов.

Эддические поэмы характеризуются мифологическим, этическим и героическим содержанием. [ 6 ] в то время как скальдические стихи имеют более широкий спектр тем. Одной из главных тем были могучие короли и деяния придворных покровителей. [ 7 ] Эддическая поэзия обычно включает в себя большое количество диалогов и редко рассказывает о сражениях; скальдическая поэзия — наоборот. [ 8 ] Скальды также сочиняли спонтанные стихи, реагирующие на события, стихи-оскорбления ( níðvísur ), такие как Торлейфра Ярлсскальда проклятие на своего бывшего покровителя Ярла Хакона Сигурдарсона. [ 9 ] и нид , который спровоцировал миссионера Тангбрандра на убийство Ветрлиди Сумарлидасона , [ 10 ] а иногда любовные стихи и эротические стихи под названием мансангр . Халльфред Оттарссон и особенно Кормакр Огмундарсон известны своей любовной поэзией. [ 11 ]

Большое количество эддической поэзии сохранилось в рукописи Codex Regius . Скальдические стихи сохранились в большом количестве рукописей, в том числе во многих сагах, а в некоторых скальдических стихах, включая пророческие, сновидения и мемориальные стихи, используются более простые размеры. Средневековые скандинавы, похоже, проводили различие между более старой и более современной поэзией, а не рассматривали скальдические стихи как отдельный жанр. [ 12 ]

Особенно ценились, судя по сагам, сочинения, сделанные без подготовки. [ 13 ] Эгиль Скаллагримссон Предполагается, что за одну ночь сочинил свой «Höfuðlausn», чтобы выкупить свою голову. [ 14 ] Говорят, что король Харальд Хардрада поручил своему скальду Одольфру Арнорссону , когда тот шел по улице, составить две строфы, изображающие ссорящихся кузнеца и кожевника, выбрав кеннингов в качестве конкретных фигур сначала из мифологии, а затем из героической легенды. [ 15 ] [ 16 ] Однако нечасто случается, что скальдические стихи являются сиюминутной вещью.

Хотя нет никаких свидетельств того, что скальды использовали музыкальные инструменты, некоторые предполагают, что они могли сопровождать свои стихи арфой или лирой . [ 17 ]

Большое количество сохранившихся скальдических стихов представляют собой отдельные строфы, называемые lausavísur («свободные стихи»), которые, как часто говорят, были импровизированы. Длинные формы включают драпа , хвалебное стихотворение, состоящее из серии строф с припевом ( стеф ) через определенные промежутки времени, и флоккр (похожий на драпа , без припева), висур «стихи, строфы» или дрплингр «маленькая драпа». , более короткая серия стихов без припева. [ 18 ] [ 19 ] Есть также несколько стихотворений на щите, в которых предположительно описываются мифологические сцены на щите, подаренном поэту покровителем. [ 20 ] [ 21 ]

Иллюстрация из исландской рукописи XVIII века NKS 1867, изображающая битву Тора с Мировым Змеем , тема ранних скальдических стихов Браги Боддасона и Ульфа Уггасона.

Большинство длинных скальдических поэм были написаны придворными поэтами в честь королей и ярлов. Обычно они имеют историческое содержание и повествуют о сражениях и других событиях из жизни короля. Примеры включают в себя:

Несколько сохранившихся скальдических стихотворений имеют мифологическое содержание:

К этому можно добавить два стихотворения, повествующие о смерти короля и его приеме в Валгалле :

Некоторые расширенные произведения были составлены как фрагменты обстоятельств, например, следующие Эгиля Скаллагримссона :

История происхождения поэзии взята из мифа Снорри Стурлсона. В рассказе поэзия изображена как жидкость, принимающая различные формы. Целью этого является показать, что поэзия претерпела и продолжит претерпевать изменения. Счетчик dróttkvætt , по-видимому, был нововведением, связанным с новой модой на формально более сложную поэзию, связанную с именами поэтов. Размер сравнивают с ирландскими и латинскими поэтическими формами, которые, возможно, повлияли на его развитие. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Также предполагалось происхождение магии из-за существования скальдических проклятий (таких как проклятия Эгилла Скаллагримссона на Короля Эрика Кровавого Топора ). [ 25 ] есть магические надписи 10-го века . и потому что на рунических камнях в метре [ 26 ] Поскольку первым известным нам примером скальдической поэзии является Браги Боддасона » «Рагнарсдрапа начала 9 века, некоторые утверждают, что он и его соратники изобрели ее. [ 27 ] но его работа уже достигла высокого уровня, что позволяет предположить, что этот стиль поэзии развивался в течение некоторого времени. [ 28 ] Браги (которого многие ученые считают обожествленным как бог Браги ) [ 29 ] был норвежцем, и считается, что поэзия скальдов зародилась либо в Норвегии, либо в скандинавской Прибалтике. [ 30 ]

Большинство известных нам скальдов всю или часть своей карьеры проработали придворными поэтами. [ 5 ] либо короли, особенно короли Норвегии, либо ярлы, особенно ярлы Хладир , династия, базирующаяся на территории нынешнего Трёнделага, некоторые из членов которой правили всей или частью Норвегии как язычники, попеременно с обратившимися в христианство королем Олафом Трюггвасоном. и король Олаф Харальдссон (Святой Олаф). Они сочиняли восхваляющие стихи, рассказывающие о деяниях своих покровителей, которые стали устно передаваться и впоследствии цитировались в исторических сагах. [ 31 ] Одним из примеров этого является «Хельмскрингла» Снорри Стурлсона. Треть книги посвящена Олафу II Харальдссону. Их точность была предметом споров. [ 5 ] но форма стиха защищает от коррупции, и скальды традиционно критиковали своих покровителей, а также давали им советы. [ 32 ] [ 33 ] Скальдам при дворе Хладира приписывают развитие комплекса Валгаллы и культа Одина как аристократической, образованной формы язычества, находящейся под влиянием христианской эсхатологии . [ 34 ] [ 35 ] Поэтические способности высоко ценились; искусством практиковались сами норвежские короли, [ 36 ] а некоторые скальды, такие как Эгилл Скаллагримссон , являются предметом своих собственных биографических саг. [ 37 ] [ 31 ]

Снорри Стурлусон , иллюстрация Кристиана Крога (1899)

Исландские скальды стали доминировать при норвежских дворах; Последним выдающимся норвежским скальдом был Эйвиндр скальдспиллир , [ 38 ] [ 39 ] а со второй половины X века все известные придворные скальды были выходцами из Исландии или с Оркнейских островов. [ 5 ] К концу X века скальдическая поэзия становилась все более внутренне сложной, и в XI веке христианские скальды отреагировали на эту сложность, используя гораздо меньше кеннингов, особенно избегая тех, которые ссылаются на языческих божеств. [ 40 ] В XII веке, спустя столетие после обращения Исландии в христианство, некоторые скальды вновь ввели языческие кеннинги в качестве литературных формул. [ 41 ] возродился интерес к древней традиции, и были созданы драпуры по историческим личностям, таким как об Олафе Трюггвасоне » Эйнара Скуласона « Гейсли , написанная через 150 лет после его смерти. [ 42 ] [ 43 ] Скальды экспериментировали с новыми размерами, особенно с hrynhent , в котором используются более длинные строки, чем dróttkvætt. [ 40 ] и, вероятно, находился под влиянием латинских размеров. Этот размер возник в X веке и был популяризирован в XI веке Арнором Ярласкальдом , чья «Гринхенда» (ок. 1045 г.) посвящена королю Магнусу Доброму ; в XII веке он был доминирующим размером религиозной скальдической поэзии. [ 44 ]

Несмотря на эти адаптации, сама скальдическая традиция оказалась под угрозой из-за популярности новых и простых форм поэзии и утраты знаний о традиции кеннинга. [ 45 ] Снорри Стурлусона » « Прозаическая Эдда , справочник, выпущенный около 1220 года и включающий в себя руководство по размерам, объяснение кеннингов и их мифологических и героических основ, основанное на современных знаниях, а также многочисленные примеры, в которых сохранилось множество скальдических стихов, позволило скальдической поэзии продолжать свое существование в Исландия после того, как традиция придворной поэзии закончилась в 13 веке. [ 46 ]

Христианская религиозная поэзия становится все более важной частью скальдической традиции, начиная с XII века. Эйстейна Асгримссона : « Лилья» Особое влияние оказала в ней используется размер гринхента и почти нет кеннингов, и ей много подражали. [ 47 ] Христианская скальдическая поэзия вымерла в Исландии только с протестантской Реформацией 16 века, хотя поэзия, созданная после 1400 года, редко изучается как часть скальдического корпуса. [ 48 ]

Известные скальды

[ редактировать ]

Известно более 300 скальдов периода между 800 и 1200 годами нашей эры. Многие из них перечислены в Скальдатале , списке придворных скальдов по правителю, которому они служили, который простирается от легендарного Рагнара Лодброка до конца 13 века и включает некоторых поэтов, стихи которых не сохранились. [ 39 ] [ 49 ] [ 50 ] Известные имена включают:

Многие лаусависур, приписываемые в сагах женщинам, традиционно считались недостоверными. [ 51 ] и лишь немногие женщины-скальды известны по именам. [ 52 ] Они включают в себя:

Первым полным изданием скальдической поэзии Финнура Йонссона было Den norsk-islandske skjaldedigtning , опубликованное в 4 томах в Копенгагене в 1908–1915 годах (по 2 тома каждого дипломатического и исправленного текста; с датскими переводами). [ 53 ] Более поздние издания включают А. Кока [ sv ] » Эрнста «Den norsk-isländska Skaldedigtningen , опубликованную в 2 томах в Лунде в 1946–1950 годах, и Магнуса Ольсена , «Edda- og Skaldekvad: forarbeider til kommentar» опубликованную в 7 томах в Осло в 1960–64 (анализ на норвежском языке). [ 54 ] В начале 21 века проект «Скальдическая поэзия скандинавского средневековья» подготовил новое издание с соответствующей базой данных в Интернете; [ 55 ] По состоянию на 2018 год было опубликовано 5 из запланированных 9 томов. . [ 56 ] В настоящем издании стихотворения группируются по типу прозаического источника, в котором они сохранились. [ 57 ]

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «ругать» . etymonline.com . Проверено 1 июня 2019 г.
  2. ^ Маргарет Клунис Росс (2011) [2005]. История древнескандинавской поэзии и поэтики . Кембридж: Брюэр. п. 13, примечание 12. ISBN  9781843842798 .
  3. ^ Кари Эллен Гейд (26 мая 2009 г.). «Дроттквэтт» . Скальдическая поэзия скандинавского средневековья . 2 . Проверено 5 марта 2021 г.
  4. ^ Ли М. Холландер (1947) [1945]. Скальды: Сборник их стихотворений с предисловиями и примечаниями . Принстон: Американо-скандинавский фонд, издательство Принстонского университета. стр. 1–2. OCLC   602867700 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Халлвард Магерой (15 августа 2020 г.). «Поэзия черепа» . Большой норвежский словарь (на норвежском языке) . Проверено 11 марта 2021 г.
  6. ^ Холландер, Ли М. Поэтическая Эдда . Техасский университет Press (Остин), 1962. ISBN 0-292-73061-6, стр. xv
  7. ^ Клунис Росс, с. 22.
  8. ^ Стефан Эйнарссон (1957). История исландской литературы . Нью-Йорк: Американо-скандинавский фонд, The Johns Hopkins Press. стр. 45–46.
  9. ^ Эйнарссон, с. 61.
  10. ^ Бо Альмквист (1974). Стихотворение Норрона: традиционные исторические исследования стиховой магии (скандинавские тексты и исследования 23) (на шведском языке). Том. 2 Рвение против миссионеров: позднесредневековые традиции рвения . Стокгольм: Альмквист и Викселл. п. 60. OCLC   492984504 .
  11. ^ Эйнарссон, с. 60
  12. ^ Клунис Росс, стр. 13–16.
  13. ^ Ангус А. Сомервилл; Рассел Эндрю Макдональд (2013). Викинги и их эпоха . Товарищи по средневековым исследованиям. Торонто: Университет Торонто Press. п. 127. ИСБН  9781442605220 .
  14. ^ Холландер, с. 67.
  15. ^ Турвиль-Петре, стр. 100–01.
  16. ^ Холландер, стр. 189–91.
  17. ^ Кнут Хелле (2003). Кембриджская история Скандинавии . Издательство Кембриджского университета. стр. 551–. ISBN  978-0-521-47299-9 .
  18. ^ ЭОГ Турвиль-Петре (1976). Скальдическая поэзия . Оксфорд: Clarendon Press, Оксфордский университет. п. 39. ИСБН  9780198125174 .
  19. ^ Халлберг, Питер. Перевод Пола Шаха и Сони Линдгренсон. Старая исландская поэзия . Университет Небраски Press, Линкольн (1975) ISBN 0-8032-0855-3, стр. 107
  20. ^ Эйнарссон, с. 46.
  21. ^ Холландер, стр. 26–27.
  22. ^ Росс, 22 года.
  23. ^ Гаде, Структура древнескандинавской поэзии Dróttkvætt , стр. 8–11, 250–51, цитируется в Clunies Ross.
  24. ^ Турвиль-Петре, стр. XXVI–XXVIII.
  25. ^ Холландер, стр. 58–50.
  26. ^ Эйнарссон, стр. 44–45.
  27. ^ Турвиль-Петре, стр. XXI–XXIV.
  28. ^ Холландер, стр. 4, 25–26.
  29. ^ Клунис Росс, с. 105.
  30. ^ Эйнарссон, с. 44.
  31. ^ Jump up to: а б Кристина фон Нолькен (октябрь 2000 г.). «Эгиль Скаллагримссон и идеал викингов» . Чикагский университет . Проверено 11 марта 2021 г.
  32. ^ Холландер, с. 6.
  33. ^ Турвиль-Петре, с. 64
  34. ^ Хельмут де Бур (1964) [1930]. «Религиозный язык Вулуспа и связанных с ним памятников». В Росвите Вишневской; Герберт Колб (ред.). Мелкие шрифты (на немецком языке). Том 1: Средневерхненемецкая литература . Берлин: Де Грюйтер. стр. 209–83.
  35. ^ Фольке Стрём (1981). «Поэзия как инструмент пропаганды. Ярл Хакон и его поэты». В Урсуле Дронке ; и др. (ред.). Speculum Norroenum: скандинавские исследования памяти Габриэля Турвиля-Петре . Оденсе: Издательство Университета Оденсе. стр. 440–58.
  36. ^ Холландер, с. 197.
  37. ^ Холландер, стр. 6–7.
  38. ^ Турвиль-Петре, с. 42.
  39. ^ Jump up to: а б Оласон, с. 28.
  40. ^ Jump up to: а б Эйнарссон, стр. стр. 56–57.
  41. ^ Ян де Врис (1964) [1941]. История древнескандинавской литературы . Очерк германской филологии 15 (на немецком языке). Том 1: Предварительные замечания, Языческий период, период после обращения до середины двенадцатого века (2-е изд.). Берлин: Де Грюйтер. стр. 228–29. OCLC   1856216 .
  42. ^ Эйнарссон, с. 67.
  43. ^ Оласон, с. 44.
  44. ^ Клунис Росс, стр. 128–29.
  45. ^ Сверрир Томассон (2006). «Старая исландская проза». В Дейзи Нейманн (ред.). История исландской литературы . Истории скандинавской литературы. Том. 5. Линкольн, Небраска / Лондон: Американо-скандинавский фонд, Университет Небраски. п. 153. ИСБН  9780803233461 .
  46. ^ Эйнарссон, стр. 66–67.
  47. ^ Эйнарссон, стр. 73–76.
  48. ^ Клунис Росс, с. 5.
  49. ^ Клунис-Росс, стр. 30–31.
  50. ^ Рудольф Симек ; Герман Палссон (1987). «Долина Скалда». Лексикон древнескандинавской литературы . Карманное издание Крёнера 490 (на немецком языке). Штутгарт: Кренер. п. 317. ИСБН  3520490013 .
  51. ^ Клунис Росс, с. 60, примечание 15.
  52. ^ Зоя Боровская (зима 1999 г.). «Никогда публично: женщины и выступления в древнескандинавской литературе» . Журнал американского фольклора . 112 (443): 6–39. дои : 10.2307/541400 . JSTOR   541400 . S2CID   54582601 .
  53. ^ Клунис Росс, стр. 15–16.
  54. ^ Турвиль-Петре, «Избранная библиография», стр. lxxxix – lxxx
  55. ^ Таррин Уиллс (27 июля 2017 г.). «Проект Skaldic — кроссплатформенный интерфейс» . Скальдическая поэзия скандинавского средневековья . Архивировано из оригинала 17 декабря 2019 года.
  56. ^ «Изданные тома» . Скальдическая поэзия скандинавского средневековья . 19 июля 2017 года . Проверено 8 марта 2021 г.
  57. ^ Клунис Росс, стр. 16–17.


Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 93dbc9d7cda073187c8583033a43357b__1724816040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/7b/93dbc9d7cda073187c8583033a43357b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Skald - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)