Трагедия мести
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2019 г. ) |
Трагедия мести (иногда называемая драмой мести , пьесой мести или трагедией крови ) — театральный жанр, в котором основной темой является месть и фатальные последствия мести. [ 1 ] Официально созданная американским педагогом Эшли Х. Торндайком в его статье 1902 года «Отношения Гамлета с современными пьесами о мести», трагедия мести документирует развитие заговора мести главного героя и часто приводит к гибели как убийц, так и самого мстителя. [ 1 ]
Этот жанр впервые появился в Британии раннего Нового времени с публикацией Томаса Кида » « Испанской трагедии во второй половине 16 века. Более ранние произведения, такие как Джаспером Хейвудом переводы Сенеки (1560-е годы) и Томаса Нортона и Томаса Саквилля пьеса « Горбудук» (1561 год), также считаются трагедиями мести. Другие известные трагедии о мести включают Уильяма Шекспира » «Гамлета (ок. 1599–1602) и «Тита Андроника» (ок. 1588–1593), а также «Трагедию мстителя» (ок. 1606), ранее считавшуюся автором Сирила Турнера , теперь приписываемую Томас Миддлтон .
Ключевые элементы трагедии мести
[ редактировать ]Как установлено на примере ранних английских драматургов, таких как Томас Кид , хорошая пьеса о мести должна включать в себя следующее:
- Было совершено шокирующее убийство, жаждущее мести.
- Человек или люди воспринимают мстительную миссию как священный долг.
- Призрак убитого дает дополнительный стимул для возмездия; альтернативно существуют предзнаменования и предчувствия.
- Макиавеллистский злодей, который, действуя от своего имени или по другим причинам, способствует пандемическому кровопролитию, одновременно вводя новые изощренные пытки и ужасы.
- Объекты мести часто лучше, чем мстители.
- Некоторые персонажи сходят с ума или симулируют безумие.
- Играйте внутри пьесы, которая часто имитирует суть основного действия.
- Использование образов и языка, соответствующих жестокости событий.
Трагедия мести как жанр
[ редактировать ]Жанр трагедии мести развился как средство объяснения трагедий раннего Нового времени, в которых в той или иной степени сохраняется тема или мотив мести. Классификация трагедии мести порой спорна, как и в случае с другими театральными жанрами раннего Нового времени.

Лоуренс Дэнсон предположил, что Шекспир и его современники обладали «здоровой способностью комфортно жить в неуправляемом театре, где жанр не был статичным, а двигался и смешивался, всегда создавая новые возможности». [ 2 ] Напротив, в Первом фолио Шекспира 1623 года , как известно, изображены навязанные принтером ( Уильям Джаггард и Эдвард Блаунт ) три жанра: комедия, история и трагедия, что заставляет читателей ошибочно полагать, что пьесы легко классифицировать и содержать. [ 3 ] Хотя эти три жанра остаются основными в дискуссиях о жанрах, другие жанры часто либо используются, либо создаются, чтобы приспособиться к общей скользкости драмы раннего Нового времени. К ним относятся не только трагедия мести, но и городская комедия , мелодрама, пастораль , проблемная пьеса и другие. [ 4 ]
Любую трагедию, содержащую элемент мести, принято считать трагедией мести. Лили Кэмпбелл утверждает, что месть является великим тематическим объединяющим фактором всех трагедий раннего Нового времени, и «елизаветинская трагедия должна выглядеть по своей сути трагедией мести, если только осознать масштабы идеи мести». [ 5 ] Работа Фредсона Бауэрса (1959) над этим жанром не только расширила и усложнила суть трагедии мести, но и усилила ее функцию как продуктивного объектива в работе по драматической интерпретации. Например, «Тит Андроник» первоначально продавался в Первом фолио как « Печальная трагедия Тита Андроника». Гамлет был назван в Первом фолио так же, как «Трагедия о Гамлете, принце Датском» и «Трагическая история Гамлета, принца Датского» во втором издании-кварто (1604 г.). Нередко современные редакторы классифицируют эти пьесы как трагедии; [ 6 ] [ 7 ] однако становится все более распространенным читать и интерпретировать раннюю современную драму, имея в виду другие жанры, такие как трагедия мести.
Луций Сенека
[ редактировать ]Луций Сенека был выдающимся драматургом первого века, прославившимся тем, что помог сформировать жанр трагедии мести своими десятью пьесами: Фуренс» , «Троады » , «Фенисса» , «Медея» , « Федра » , «Эдип » , «Агамемнон» , « Фиест » , «Геркулес Этей» и «Октавия» . «Геркулес [ 8 ] Важность его пьес заключается в сложности периода. В то время как елизаветинская трагедия считалась более приемлемой, трагедия мести стремилась раскрыть на сцене плотскую сторону человеческой натуры в гораздо более гротескной форме. Это было переходное время в литературном мире, которое в конечном итоге привело к появлению подобных изнурительных произведений. Печально известные сцены, такие как каннибалистический пир в Фиесте, знакомят зрителей с другим измерением человеческого опыта, заставляя их задуматься о крайних эмоциях и глубже проникнуть в условности жанра.
Сенеки «Фиест» , рассказ о мести и ужасе с явным каннибализмом, можно назвать одним из первых «произведений мести». В борьбе за власть между двумя братьями, Атреем и Фиестом, отчетливо прослеживается тема мести. В основе сюжета лежит роман Фиеста с женой Атрея. Он украл его заветное золотое руно и тайком отобрал у него микенский трон. После длительного изгнания Фиесту разрешено вернуться в Микены. Однако конфликт обостряется, когда Атрей осуществляет свою месть, обманом заставляя Фиеста съесть его детей. Хотя это произведение и откровенно гротескно, оно следует традициям жанра трагедии о мести. Томаса Саквилля и Томаса Нортона В «Горбудоке» (1562) можно найти то, что многие считают точным отображением драмы мести Сенекана во всех аспектах.
Томас Кид
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2022 г. ) |
Томас Кид представил изысканную форму сенеканской трагедии в своей пьесе «Испанская трагедия» (1592) .
Уильям Шекспир
[ редактировать ]Уильям Шекспир — английский поэт и драматург XVI века. [ 9 ] Пьесы Шекспира «Гамлет» , «Отелло» и даже «Король Лир» можно назвать трагедиями мести, но именно Тит Андроник по-настоящему владеет этим жанром. В этой пьесе присутствуют: четырнадцать убийств (девять на сцене), шесть отрубленных членов, одно изнасилование, одно живое захоронение, один случай безумия, один случай каннибализма. Короче 5-2 злодеяния за акт или одно на каждые девяносто семь строк. «Это великолепная пьеса, мы говорим о 14 трупах, кунг-фу, меч-фу, стрелы-фу, кинжал-фу, пи-фу, крики животных в саундтреке, вращение голов, вращение рук, вращение языков, девять пол-литра крови и рекордные девяносто четыре по шкале рвоты». [ 10 ]
После десяти долгих лет упорной войны римский полководец Тит Андроник возвращается с триумфом, но в живых осталось только четверо из двадцати пяти его сыновей. Один из взятых им в плен - Тамора, королева вражеских готов, и ее четыре сына. В соответствии с римским ритуалом Тит приносит в жертву старшего сына Таморы в честь своих умерших сыновей. Тамора жаждет мести и намеревается ее добиться.
Она начинает свою вендетту с того, что соблазняет императора, а затем выходит замуж за него, одновременно замышляя со своим любовником обвинить двух сыновей Тита в убийстве брата императора. План успешен, и два сына обезглавлены. Оставшийся сын Тита изгнан, когда он пытается заступиться за свою сестру, чтобы позволить ей выйти замуж за человека, которого она любит, а не за своего суженого. Тамора убеждает двух своих сыновей отомстить за смерть брата, изнасиловав дочь Тита Лавинию. После изнасилования ей отрезали руки и язык, чтобы она никому не могла рассказать о случившемся. С каждой трагедией Тит опускается все ниже и ниже, начинает вести себя странно и считается сумасшедшим от горя. Притворившись безумцем, Тит обманывает Тамору, приглашая ее и Императора на ужин. Без их ведома Тит схватил и убил двух сыновей Таморы и превратил их в пирог. Он кормит этим двоих, прежде чем убить Тамору и Лавинию. Начинается настоящая резня, в результате которой в живых остается лишь горстка персонажей. Вернувшись из изгнания и приняв мантию Императора, сын Тита похоронил заживо единственное живое потомство Таморы, а труп Таморы бросил волкам.
Другие примеры
[ редактировать ]Писатели елизаветинской и якобинской эпох использовали столько этих особенностей, сколько позволяли их сюжеты, и свободно вносили в них вариации. Трагедия мести захватила их воображение, и писатели попытались сыграть в этом жанре со своими вариациями драматургии. Шекспир поднял свою трагедию мести на высокий интеллектуальный и философский уровень, сделав Гамлета добродетельным и чутким учёным. Сирил Турнер использовал болезненное и мелодраматическое в «Трагедии атеистов» (1611). Джон Вебстер перевернул моральную позицию мстителей и жертв. В «Белом дьяволе» и «Герцогине Мальфи» жертвами так называемой мести становятся героические женщины и кровожадные злодеи-мстители. В «Герцогине Мальфи» (1623) главные герои замышляют убить свою овдовевшую сестру, которая тайно выходит замуж без их согласия.
Книга Кристофера Кросби исследует связь между трагедиями мести раннего Нового времени и лежащими в их основе философскими влияниями, стремясь раскрыть, как эти пьесы решают онтологические вопросы, уходящие корнями в классическую философию. Он углубляется в конкретные произведения, такие как Томаса Кида «Испанская трагедия» Шекспира , «Тит Андроник» , «Гамлет» Джона Марстона , «Месть Антонио» Джона Вебстера и «Герцогиня Мальфи» , подчеркивая философские элементы, вплетенные в ткань этих драм. Углубленный анализ Кросби показывает, как концепции Аристотеля , Галена , Лукреция и стоицизма переплетаются в пьесах, проливая новый свет на философские основы трагедий мести раннего Нового времени. [ 11 ]
Другие примеры трагедий мести включают «Мальтийский еврей» (1589, Кристофер Марло ), «Месть Антонио» (1600, Джон Марстон ) и «Месть Бюсси Д'Амбуа» (1613, Джордж Чепмен ).
В своем эссе «О мести» Фрэнсис Бэкон написал: «Это несомненно, что человек, изучающий месть, сохраняет свои раны зелеными, которые в противном случае зажили бы и пошли бы хорошо». [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Торндайк, А.Х. «Отношения Гамлета с современными пьесами о мести». Ассоциация современного языка . 17.2 (1902): 125–220. Распечатать.
- ^ Дэнсон, Лоуренс. Драматические жанры Шекспира . Издательство Оксфордского университета, Оксфорд: 2000. Печать. п. 11.
- ↑ Первый фолио, напечатанный после его смерти, также был подготовлен коллегами Шекспира Джоном Хемингесом и Генри Конделлом .
- ^ «ТРАГЕДИЯ МЕСТИ – ЗЕРКАЛО ОБЩЕСТВА ИЛИ ПОРНОГРАФИЯ НАСИЛИЯ?» . КЕМБРИДЖСКАЯ КРИТИКА . 06.04.2020 . Проверено 10 ноября 2023 г.
- ^ Кэмпбелл, Лили. «Теории мести в Англии эпохи Возрождения». Современная филология . 28,3 (1931) 281-296. Распечатать.
- ^ Энгл, Ларс. Знакомство с герцогиней Мальфи . Герцогиня Мальфи . Джон Вебстер. Английская драма эпохи Возрождения . Ред. Дэвид Бевингтон и др. Нортон, Нью-Йорк: 2002. 1749–1754. Распечатать. п. 1749.
- ^ Вайс, Рене. Введение. Джон Вебстер : Герцогиня Мальфи и другие пьесы . Джон Вебстер. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд: 1996. ix-xxviii. Распечатать. п. xxiii
- ^ Алхалифа, Тарек А. «Сенеканская трагедия и ее адаптация для елизаветинской сцены: исследование «Испанской трагедии» Томаса Кида». Международный журнал английского языка и литературы 6.9 (сентябрь 2015 г.): 163–167. Распечатать.
- ^ Алчин, Линда К. «Уильям Шекспир» . Уильям Шекспир . Проверено 24 октября 2015 г.
- ^ Коэн, Дерек (1993). Культура насилия Шекспира . Лондон: Сент-Мартинс.
- ^ Кнапп, Джеймс А. (01 мая 2020 г.). «Трагедия мести и классическая философия на сцене раннего Нового времени. Кристофер Кросби. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2019. Стр. vii+310» . Современная филология . 117 (4): E237–E239. дои : 10.1086/708344 . ISSN 0026-8232 .
- ^ Бэкон, Фрэнсис (2010). Новая Атлантида и Город Солнца . Издательство Кессинджер.