Франсиско Хавьер Клавихеро
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Май 2014 г. ) |
Преподобный Франсиско Хавьер Клавихеро СДЖ | |
---|---|
![]() Воображаемое изображение Клавихеро XIX века. | |
Рожденный | Франсиско Хавьер Клавихеро Эчегарай 9 сентября 1731 г. |
Умер | 2 апреля 1787 г. | ( 55 лет
Место отдыха | Ротонда выдающихся личностей , Мехико , Мексика |
Занятия |
|
Франсиско Хавьер Клавихеро Эчегарай , SJ (иногда Франческо Саверио Клавигеро ; 9 сентября 1731 — 2 апреля 1787) — мексиканский иезуитский учитель, учёный и историк . После изгнания иезуитов из испанских провинций в 1767 году он отправился в Италию , где написал ценный труд по доколумбовой истории и цивилизациям Мезоамерики и центрально-мексиканского Альтиплано .
Молодость
[ редактировать ]Клавихеро родился в Веракрусе , Мексика, в семье испанца и матери криоллы . Его отец работал на испанскую корону , и его часто переводили из одного города в другой. Большинство постов отца были в местах с сильным присутствием коренного населения , и поэтому Клавихеро выучил науатль в детстве . Семья жила в разное время в Тезиутлане , Пуэбле , а затем в Джамильтепеке , в Миштек районе штата Оахака .
Биограф Клавихеро Хуан Луис Манейро писал:
Со времен своего детства ему доводилось близко общаться с коренными народами, досконально изучать их обычаи и природу, а также внимательно исследовать множество особенных вещей, которые производит эта земля, будь то растения, животные или минералы. Не было такой высокой горы, темной пещеры, приятной долины, источника, ручья или любого другого места, привлекавшего его любопытство, куда индейцы не водили мальчика, чтобы доставить ему удовольствие.
Образование
[ редактировать ]Он начал свое обучение в Пуэбле, в колледже Сан-Херонимо по грамматике и в иезуитском колледже Сан-Игнасио по философии , латыни и теологии . По завершении этого обучения он поступил в семинарию в Пуэбле, Пуэбла, чтобы учиться на священника , но вскоре решил вместо этого стать иезуитом. В феврале 1748 года он перешёл в иезуитский колледж в Тепоцотлане , штат Мехико . Там он продолжил изучать латынь, а также выучил древнегреческий , французский , португальский , итальянский , немецкий и английский языки . В 1751 году его отправили обратно в Пуэблу для дальнейшего изучения философии. Здесь он познакомился с работами таких современных мыслителей, как Декарт , Ньютон и Лейбниц .
Затем Клавихеро был отправлен в Мехико , чтобы завершить свои богословские и философские исследования в Коллегии Сан-Педро-и-Пабло . Здесь он присоединился к другим выдающимся студентам, включая Хосе Рафаэля Кампоя , Андреса Каво , Франсиско Хавьера Алегри , Хуана Луиса Манейро и Педро Хосе Маркеса , входящих в группу, известную сегодня как «мексиканские гуманисты восемнадцатого века». Еще будучи студентом, он начал преподавать и был назначен префектом Коллегии Сан-Ильдефонсо . Позже он был назначен заведующим кафедрой риторики в мэрской семинарии иезуитов, что было исключительным назначением, поскольку он еще не был рукоположен в священники .
Священнические обеты, учение и исторические исследования
[ редактировать ]В 1754 году Клавихеро был рукоположен в священники. Он начал преподавать в Colegio de San Gregorio , основанном в начале колониальной эпохи для обучения индийской молодежи. Он провел там пять лет. Цитирую его биографа:
За эти пять лет он с большим любопытством изучил все документы, относящиеся к мексиканской нации, которые были собраны в большом количестве в Коллегии Сан-Педро-и-Сан-Пабло, и с большой решимостью извлек из них драгоценные сокровища, которые позже были опубликованы в истории. он ушел для потомков.
Тем не менее, его пребывание в Сан-Грегорио не прошло без проблем. В письме от 3 апреля 1761 года отец Педро Реалес, генеральный викарий иезуитов, упрекнул его в письме за
полностью стряхнув с себя ярмо послушания, отвечая «не хочу» тем, кто возлагал на вас обязанности, как это произошло вчера, или, по крайней мере, этот ответ был дан начальству, которое, по правде говоря, не знало какой путь пройти, чтобы Ваше Преосвященство выполнило и приняло свой долг. Переезд вряд ли является решением, а жизнь и пример Вашего Преподобия не принесли удовлетворения, почти полностью устранив уникальную цель тех, кто живет в этом колледже, и передав другим работу и учебу, которые вы выполняете.
Кажется очевидным, что эти «другие работы и занятия» отца Клавихеро относились к ацтекским кодексам и книгам периода завоевания, которые были переданы колледжу Сан-Педро и Сан-Пабло Карлосом де Сигуэнса-и-Гонгора . Клавихеро следовал Сигуэнсе в качестве примера в своих расследованиях и был очень доволен доброжелательностью и любовью Сигуэнсы к индейцам. Он также восхищался большей частью культуры индейцев до их контакта с европейцами. Клавихеро никогда не переставал пытаться читать логограммы в кодексах.
Клавихеро был переведен в Colegio de San Javier в Пуэбле , который также занимался обучением индийской молодежи. Он преподавал там три года. В 1764 году его снова перевели в Вальядолид (ныне Морелия ), чтобы преподавать там философию в семинарии. В большей степени рационалист в философии, чем его предшественники, он был новатором в этой области. Хорошая работа в Вальядолиде позволила ему подняться на ту же должность в Гвадалахаре . Именно в Гвадалахаре он закончил свой трактат Physicaпартикулярис , который вместе с Cursus Philosophicus излагает его научную и философскую мысль.
Изгнание иезуитов и работа Клавихеро в Италии.
[ редактировать ]В рамках реформ Бурбонов в Испанской Америке и общего подавления иезуитов европейскими монархами в конце восемнадцатого века иезуиты были изгнаны из всех испанских владений 25 июня 1767 года по приказу короля Карла III . Когда Клавихеро покинул колонию, он сначала отправился в Феррару , Италия, но вскоре переехал в Болонью , Италия , где и прожил остаток своей жизни.

В Италии он посвятил свое время историческим исследованиям. Хотя у него больше не было доступа к ацтекским кодексам, справочным трудам и отчетам первых испанских конкистадоров, он сохранил в своей памяти информацию из своих более ранних исследований. Он смог написать работу, о которой всегда мечтал, « История Антигуа Мексики» (La Historia Antigua de México ). ISBN 968-6871-20-9 ). работа пруссака Корнелиуса де Пау В Италии его внимание привлекла . Она называлась «Философские исследования относительно американцев» . Эта работа раскрыла Клавихеро степень невежества европейцев о природе и культуре американцев доколумбовой эпохи и побудила его работу по раскрытию истинной истории Мексики.
Он много лет работал над своей историей, консультируясь с итальянскими библиотеками и переписываясь с друзьями в Мексике, которые отвечали на его вопросы, просматривая там оригинальные произведения. Наконец его работа была готова. Он состоял из десяти томов, содержащих повествование о мексиканской культуре до испанского завоевания. Оригинал рукописи был на испанском языке, но отец Клавихеро перевел ее на итальянский с помощью своих итальянских друзей. Книга была издана в Чезене в 1780–1781 годах и была принята учеными с большим удовлетворением. Вскоре он был переведен на английский и немецкий языки. Он также был переведен обратно на испанский язык и выдержал множество изданий в Мексике. Намного позже (1945 г.) оригинал был опубликован на испанском языке.
Его работы
[ редактировать ]
La Historia Antigua de México начинается с описания Анауака и продолжается рассказом о странствиях ацтеков. В нем рассказывается о политике, войне, религии, обычаях, социальной организации и культуре ацтеков. Он впервые устанавливает хронологию индийских народов и завершается историей завоевания вплоть до заключения Куаутемока в тюрьму .
В отличие от многих своих современников, Клавихеро пропагандировал взгляд на коренное население как на мирное и доброе, резко критикуя при этом действия испанских конкистадоров . Работа Клавихеро сегодня рассматривается как чрезмерно сентиментальная и ненадежная, но ее до сих пор читают многие историки, которые ищут подробную информацию о повседневной жизни ранних американцев.
Помимо La Historia Antigua de México , отец Клавихеро опубликовал следующие работы:
- История Антигуа или Нижней Калифорнии , Венеция, 1789 г. Четыре тома. Это краткое изложение работ миссионеров-иезуитов в Нижней Калифорнии, в том числе Мигеля Венегаса , Хуана Марии Сальватьерры , Эусебио Франсиско Кино , Хуана де Угарте , Франсиско Марии Пикколо , Фернандо Консага и других. Английские переводы были опубликованы в Сан-Франциско в 1864 году и в Лос-Анджелесе в 1938 году. Это предшественник современной исторической науки, уделяющей большое внимание источникам.
- Частная физика . Эссе.
- Философский курс . Диссертация.
- История явлений Девы Гваделупской .
- Фрукты, которыми торгует или может торговать Новая Испания . Эссе.
- Множество писем, эссе и диссертаций, посвященных мексиканской культуре, естествознанию, философии и другим предметам.
Наследие
[ редактировать ]Отец Франсиско Хавьер Клавихеро скончался в Болонье 2 апреля 1787 года в 4 часа дня. Ему было 56 лет. Он не дожил до публикации «Истории Антигуа о Нижней Калифорнии» .
5 августа 1970 года останки отца Клавихеро были репатриированы в Веракрус, место его рождения. Они были приняты с почестями благодаря прославленному сыну. Сейчас он похоронен в Ротонде де лос Персонажес Илюстрес в Пантеоне Долорес в Мехико.
Потомки будут судить по оставленным им произведениям, насколько великим был Клавихеро.
Отец Хуан Луис Манейро, его друг, коллега и биограф. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
В его честь названы школы, библиотеки, ботанические сады, проспекты и парки по всей Мексиканской Республике, в том числе:
- Библиотека Франсиско Ксавьера Клавигеро , частная библиотека Ибероамериканского университета в Мехико .
- Ботанический сад Клавихеро , Халапа
Ссылки
[ редактировать ]- «Клавишник Франсиско Хавьер». Энциклопедия Мексики , т. 3. Мехико, 1987 год.
- Гарсия, Рубен, Биобиблиография историка Франсиско Хавьера Клавихеро , 1931.
- Грахалес, Глория, Зарождающийся национализм у колониальных историков. Историографическое исследование , 1961.
- Гонсалес, Виктор Рико, мексиканские историки XVIII века. Историографические исследования Клавихеро, Вейтии, Каво и Алегри , 1949 год.
- Ронан, Чарльз Э. «Франсиско Хавьер Клавигеро, 1731–1787» в «Справочнике индейцев Средней Америки» , «Путеводитель по этноисторическим источникам ». Часть 2. Техасский университет Press, 1973, стр. 276–297. ISBN 0-292-70153-5
- Уилкокс, Дэвид Р.; Дон Д. Фаулер (весна 2002 г.). «Начало антропологической археологии на юго-западе Северной Америки: от Томаса Джефферсона до конференции в Пекосе» (онлайн-воспроизведение без страниц, Gale / Cengage Learning ) . Журнал Юго-Запада . 44 (2). Тусон: University of Arizona Press , от имени Юго-Западного центра, Университет Аризоны: 121–234. ISSN 0894-8410 . OCLC 79456398 .
- Уинтерер, Кэролайн . «Цивилизация ацтеков», в книге « Американское просвещение: в поисках счастья в эпоху разума» (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2016), стр. 73–109.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на испанском языке) Фонд экономической культуры - Франсиско Хавьер Клавихеро
- В Католической энциклопедии
- Полные цифровые факсимиле томов 1–4 Storia antica del Messico (Чезена, 1780 г.) из коллекции библиотеки Джона Картера Брауна в Интернет-архиве.
- 1731 рождений
- 1787 смертей
- Колониальная Мексика
- Мексиканские историки XVIII века
- Мексиканские писатели-мужчины
- Писатели из Веракруса
- История Нижней Калифорнии
- Мексиканские иезуиты
- Люди из Веракруса (города)
- Историки Мезоамерики
- Новоиспанские мезоамериканцы
- Мезоамериканцы XVIII века
- Итальянцы мексиканского происхождения
- Люди из Новой Испании
- Историки Нижней Калифорнии
- Иезуитские изгнанники
- Мексиканские изгнанники
- Мексиканские писатели XVIII века.
- Писатели-мужчины XVIII века
- Иезуиты изгнаны из Америки
- Историки Мексики