Храм Солнца в Мултане
Храм Солнца в Мултане | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Мултан |
Божество | Сурья |
Расположение | |
Расположение | Мултан |
Состояние | Пенджаб |
Страна | ![]() |
Архитектура | |
Тип | Куполообразный. |
Храм Солнца в Мултане — храм, посвященный Сурье , индуистскому богу Солнца, в городе Мултан в современном Пакистане . Местоположение храма остается неизвестным; он отличается от храма Прахладпури .
Храм пользовался значительной известностью на субконтиненте как место паломничества и богатства как при индуистском, так и при исламском правлении, прежде чем был разрушен в конце десятого века. Судя по всему, он был реконструирован, а затем предположительно уничтожен императором Великих Моголов Аурангзебом в какой-то момент после 1666 года.
Индуистская мифология
[ редактировать ]Самый ранний из сохранившихся индуистских текстов, в которых упоминается солнечный культ, - это Самба Пурана (ок. 7–8 веков н.э.) - легенда о происхождении культа вошла в Бхавишья Пурану и даже в надпись двенадцатого века в Восточной Индии. [ 1 ] [ 2 ]
был проклят как прокаженный, После того, как Самба он призвал Кришну восстановить свою молодость, который выразил свою неспособность и подчинился Богу Солнца. [ 2 ] Итак, действуя по совету Нарады , Самба ушел в леса Митравана на берегу Чандрабхаги , священной обители Сурьи . [ 2 ] Там он умилостивил Сурью предстать перед ним и добился исцеления, но взамен ему пришлось согласиться на создание солнечного храма. [ 2 ] На следующий день Самба во время омовения в реке получил икону Сурьи , и впоследствии в Самбапуре был основан первый солнечный храм. [ 2 ] Однако в Индии не нашлось брахманов, пригодных для поклонения, и их пришлось привезти из числа жителей Сакдвипы, ведической географии, расположенной далеко от собственно Индии — большинство ученых считают, что эта легенда отражает миграцию персидских волхвов в Индию в нескольких волны и они заново изобретают себя как мага-брамины, преданные культу Митры/Сурья. [ 2 ]
С тех пор Самбапура отождествляется с Мултаном, а храм — с одноименным учреждением. Однако большинство ученых отвергли эквивалентность вслед за Генрихом фон Штитенкроном . [ 2 ] [ 3 ] не Чандрабхага, а Рави Ститенкрон отмечает, что раньше мимо Мултана проходил ; таким образом, первоначальный город должен был находиться в каком-то еще не определенном месте на старом течении Чандрабхаги. [ 2 ] С другой стороны, пураническая легенда должна быть недавней интерполяцией; Чач Нама — который якобы является переводом Али Куфи (13 век) арабского текста начала восьмого века — действительно называет храм Мистрави и Минрави, оба из которых происходят от Митравана. [ 2 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]Предшественники храма остаются неизвестными с исторической достоверностью. [ 5 ]
Индо-буддийское правление
[ редактировать ]Чач Нама предлагает предысторию храма; Предположительно, он был построен Джибавином, набожным правителем-брахманом, который впоследствии закопал под ним завидное сокровище. [ 6 ] Во время визита Сюаньцзана в 641 году н.э. это был единственный солнечный храм в Синде; для сравнения он отметил 299 брахманических храмов, большинство из которых принадлежали шиваитской секте. [ 4 ] Сюаньцзан описал [ а ] в храме должен быть золотой идол, украшенный драгоценными камнями; привлекающее паломников со всего мира, это было великолепное сооружение, находившееся под покровительством короля и региональной элиты. Рядом с храмом находился дом отдыха, обслуживающий приезжих и бедняков.
Омейядское завоевание
[ редактировать ]Во время завоевания Синда халифатом Омейядов в 8 веке нашей эры под руководством Мухаммада бин Касима Мултан пал после длительной осады, и на смену ему пришла династия брахманов . [ 4 ] [ 7 ] После завоевания Омейядов Касим при раскопках добыл тринадцать тысяч двести человек золота. [ 6 ] Это приобретение сокровищ - путем добычи или доходов - привело к тому, что арабские географы еще в четырнадцатом веке считали Мултан «золотой границей». [ 7 ] [ 8 ]
Аль-Баладхури » «Футух аль-Булдан (ок. середина 9 века н.э.) остается самым ранним повествованием-историей, охватывающим историю храма под властью Омейядов; он отметил, что все богатство — в тринадцать тысяч двести маундов золота [ 8 ] — были конфискованы в месте, которое было «выдающимся местом паломничества» местных синдхов. [ 7 ] Также было записано о том, как синдхи брили бороды и голову перед тем, как обходить ее и предлагать богатства. [ 7 ] [ б ] Аль-Бируни , посетивший это место примерно столетие спустя, записал, что бин-Касим пощадил Храм Солнца только после того, как узнал о его выдающейся роли в региональной экономике; тем не менее на шею идола насмешливо висел кусок коровьего мяса. [ 7 ] [ 9 ]
Ибн аль-Джаузи (ок. конец XII века н. э.) отметил, что Касим пощадил храм вместо прав на треть его доходов. [ 7 ] [ с ] Паломники, очевидно, были вынуждены заплатить сумму от ста до десяти тысяч дирхамов, размер которой определялся в соответствии с их финансовыми возможностями: треть шла мусульманам по соглашению Касима, еще треть шла на содержание городских объектов, а остальная часть шла священникам. . [ 7 ] Примечательно, что, несмотря на то, что аль-Джаузи был яростным полемистом против еретических практик, он не зафиксировал ни одного акта осквернения. [ 10 ] В истории Аравии Али аль-Шатиби аль-Магриби (1465 г. н. э.) воспроизведен аль-Джаузи об управлении храмом, за исключением того, что треть доходов шла не мусульманам, а бедным. [ 7 ]
Арабские правители
[ редактировать ]Множество мусульманских источников — от историков-путешественников, таких как Истахри , Аль-Макдиси , Аль-Масуди , Ахмад ибн Руста и Ибн Хавкал, до энциклопедистов, таких как Ибн ан-Надим, — описывают храм, особенно. на поздней стадии Аббасидов. [ 4 ] Однако их описания в основном были почерпнуты из несуществующих источников, включая слухи, донесенные путешественниками, и, следовательно, часто противоречивы.
Истахри (начало 10 века н.э.) [ 11 ] ) дает наиболее подробное описание храма и идола. Храм пользовался всеобщим благоговением и располагался в самой густонаселенной части Мултана, между городскими базарами слоновой кости и медными базарами. [ 9 ] Полностью задрапирован красной кожей, за исключением глаз, и усыпан драгоценными камнями. [ д ] Идол украсил золотую корону и восседал в «четырёхугольной позе» на кирпичном троне под куполом с кулаками в гьян мудре , опираясь на колени. [ 9 ] Он также описал, как мусульманские правители использовали храм в качестве гарантии от потенциального вторжения со стороны соседних индуистских держав. [ 5 ] [ 9 ] [ и ] Аль Масуди, современник Истахри, подтверждает это стратегическое использование храма; кроме того, он отмечает ритуальные подношения, состоящие из денег, драгоценных камней, благовоний и особенно дерева алоэ Кумара, как самый большой источник государственных доходов. [ 5 ] [ 9 ]
Ибн Хавкал, еще один современник, полностью воспроизвел повествование Истахри, но заменил деталь - возможно, из своих собственных путешествий - о том, что все доходы были переданы эмиру; однако было отмечено, что эмир позаботился о том, чтобы у священников было достаточно средств. [ 7 ] [ 9 ] Руста, еще один современник, обнаружил, что храм является важным источником дохода, особенно когда богатые люди посвящают ему свое имущество. [ 12 ] Идол был сделан из железа и имел длину 20 ярдов (18 м); его предлагали с рисом, овощами и рыбой. [ 12 ] Напротив, в энциклопедической статье Аль-Надима в «Аль-Фихристе» отмечается, что идол был всего 7 ярдов (6,4 м) в высоту. [ 12 ] тогда как Абу Дулаф аль-Янбуи не только приписывал ему высоту в сто локтей, но и утверждал, что он парит на полпути между полом и потолком храма. [ 4 ] [ 13 ]
Йоханан Фридман, исследователь истории ислама, интерпретирует доказательства, подтверждающие соответствие индуистов статусу зимми . [ 7 ] [ 14 ] Хотя, похоже, произошла полная потеря финансовой автономии по сравнению с теми днями, которые произошли сразу после завоевания. [ 7 ] храм продолжал сохранять свою известность при правителях-мусульманах, в условиях, которые историк искусства Финбарр Б. Флуд называет режимом «торгового космополитизма». [ ж ]
Исмаилитский эмир
[ редактировать ]С ростом влияния Фатимидского халифата на границах Персии в 959 году н. э. прибыл Джалам (вар. Халам), чтобы заменить старого Даая, который не только продемонстрировал «предосудительный синкретизм», позволив неообращенным сохранять свои традиционные практики. но также оспаривал благородное происхождение Фатимидов. [ 15 ] Джалам начал агрессивно проповедовать исмаилизм и добился успеха; [ г ] он хотел, чтобы правящая династия вскоре перешла на сторону Фатимидов от Аббасидов. [ 4 ] [ ч ]
Около 965 г. н. э. Фатимидский халиф в письме поздравил Джалама с разрушением (неизвестного) храма и строительством на этом месте мечети. [ 14 ] [ 4 ] Некоторые понимают, что это относится к разрушению Храма Солнца, особенно. в свете того, что Аль-Бируни прямо возложил на Джалама ответственность за это событие и убийство всех священников, написав всего несколько десятилетий спустя. [ 4 ] [ я ] Однако Макдиси — географ, поддерживавший Фатимидов, — посетивший Мултан ок. 985 г. н.э. и записал множество новых сведений о шиитских жителях, повторил наблюдения Истахри о Храме Солнца, включая особенности его местоположения. [ 4 ] Таким образом, Маклин утверждает, что в письме не мог быть упомянут Храм Солнца; если бы это место было преобразовано в исмаилитскую мечеть, Макдиси счел бы его достойным упоминания, и также маловероятно, что местные индуисты реконструировали храм за прошедшие годы, поскольку это потребовало бы сноса королевской мечети. [ 4 ]
Храм Солнца был снесен только после визита Макдиси, возможно, во время . жестокого завоевания города Махмудом ок 1010 г. н. э. [ 4 ] [ Дж ] Аль-Бируни, посетивший это место в начале 11 века, наткнулся на пустынные руины. [ 9 ] Два столетия спустя — Мухаммада аль-Идриси ( географический сборник середина XII века н. э.). [ 17 ] ) не только воспроизвел повествование Истахри целиком, но и добавил, что купол храма был позолочен и что идол – неизвестной древности – имел четыре руки; к тому же индусы в Синде, видимо, концентрировались только вокруг храма. [ 9 ] [ 18 ] Однако аль-Идриси никогда не посещал Мултан и, вероятно, не имел доступа к работам Аль-Бируни; новые дополнения, вероятно, были взяты из старых несуществующих путевых заметок. [ 9 ] [ 18 ] Ибн аль-Асир , современник, который, вероятно, также не посещал Мултан, считал, что идол принадлежит Иову . [ 8 ] Столетие спустя Закарии аль-Казвини отметил Атар , что храм является Меккой для индуистов, и повторил - основываясь на полученных знаниях, - что единственными индуистами в этом регионе были те, кто жил в храме. [ 18 ]
Поздние Великие Моголов и колониальная Индия
[ редактировать ]
В 1640-х годах Жан-Батист Тавернье путешествовал через Мултан по пути в Дели, но не записал никакой информации о храме. Однако Жан де Тевено, посетивший Мултан в 1666 году, во время правления Аурзангзеба (1658–1707), упомянул индуистский храм. [ к ] - привлечение паломников со всего мира, чьи пожертвования пополнялись провинциальной казной; описание идола было похоже на описание Истахри, хотя он заявлял, что не знает личности божества. [ 9 ] Таким образом, получается, что храм был восстановлен в неизвестное время.
Александр Каннингем , посетивший Мултан в 1853 году, отметил местную традицию обвинять Аурангзеба в разрушении храма, хотя ни один житель не смог определить это место; [ л ] ему также сказали, что сикхи , не обнаружив следов храма, когда Ранджит Сингх занял город в 1818 году, превратили почитаемую гробницу в Гурдвару . [ 20 ] [ м ] Поскольку в комплексе форта были Де ворота и Де водосток , которые вели прямо к недавно разрушенной Джами Масджид, он полагал, что это место было первоначальным местом храма. [ 20 ] [ н ] Однако сомнительно, что Каннингем был точен; [ 12 ] его утверждение о том, что он нашел на этом месте монеты местных правителей с изображением Бога Солнца, было отвергнуто современными учеными. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Его описание гласило:
[Очень] великолепно и богато украшено. Изображение Сурьи-дева отлито из желтого золота и украшено редкими драгоценными камнями. Женщины играют свою музыку, зажигают факелы, предлагают ей цветы и духи. [..] Короли и знатные семьи пяти Индий всегда делают подношения из драгоценных камней и драгоценных камней.
Они основали дом милосердия, в котором обеспечивают едой и питьем, а также лекарствами бедных и больных, предоставляя помощь и средства к существованию. Сюда приезжают мужчины со всех стран, чтобы вознести свои молитвы; всегда несколько тысяч делают это. По четырем сторонам храма расположены резервуары с цветущими рощами, где можно без ограничений бродить.
- ^ Подробную информацию о создании текста Баладхури и его источниках см. Линч, Райан Дж. (август 2021 г.). Арабские завоевания и ранняя исламская историография: Футух аль-Булдан аль-Баладхури . ИБ Таурис. ISBN 9780755644681 .
- ↑ Считается, что халиф Абд аль-Малик ибн Марван лично согласился на это предложение. [ 7 ] Однако это анахронизм; К тому времени, когда Касим обратил внимание на границы Индии, халиф уже давно умер. [ 7 ]
- ↑ Аль-Бируни заметил, что драгоценные камни были рубинами, но он не видел идола (который уже был разрушен).
- ↑ Тысячелетия спустя В. Д. Саваркар , прародитель хиндутвы в Индии, раскритиковал индуистских королей — и его советников-брахманов — за то, что они решили уклоняться от военного конфликта из слепого почтения к писаниям. В полемическом памфлете Саваркар утверждал, что вместо этого им следовало надавить вперед и пригрозить губернатору ответной мерой — все мечети на их территории должны были быть снесены, а Храм Солнца должен был быть перестроен на вершине мечети Кабул-Шахи.
- ↑ Бронзовый идол Сурьи из Мансуры X века свидетельствует о преемственности солнечного культа даже при мусульманском правлении. [ 14 ] На аверсе монетных дворов арабских правителей были как индуистские, так и исламские надписи, что, вероятно, указывало на гетеропраксическое управление. [ 14 ]
- ^ Аль-Мукаддаси, посетивший Мултан в 985 году, обнаружил, что большинство из них составляют шииты.
- ↑ Старые историки обычно (и ошибочно) предполагали, что Джалан узурпировал власть, свергнув правителей Аббасидов. [ 4 ]
- ↑ Старая мечеть также была закрыта, которую восстановил только Махмуд Газни во время разграбления Синда, ок. 1005. [ 16 ] [ 14 ]
- ↑ Примечательно, что индуистские шахи и эмират Мултан заключили стратегический союз после вторжений Махмуда. Описывая нападения Махмуда на Мултан, его придворные летописцы сосредоточили внимание на подавлении еретиков-исмаилитов; тысячи людей предположительно были убиты, а главная шиитская мечеть была заброшена.
- ^ Точный термин был «Пагода Катри».
- ↑ Традиция обвиняет Аурангзеба в убийстве тысяч индусов в Мултане за безудержное осквернение мусульманских святынь. [ 19 ] Насколько известно с исторической достоверностью, Аурангзеб, будучи губернатором Мултана (1648–1652 гг.), установил теплые отношения с видными местными мусульманами; Дара Шуко не смог заручиться поддержкой Мултана в своей заявке на трон Великих Моголов, несмотря на его предложение заплатить двадцать пять тысяч рупий Храму Бахауддина Закарии .
- ↑ Предполагается, что в мавзолее хранятся останки Пира Шамса (12 век), проповедника-исмаилита иранского происхождения, который был послан имамами Аламута и сыграл важную роль в распространении Сатпанта . Однако местные традиции оспаривают это и утверждают, что гробница связана с Шамсом Тебризи , который, как утверждается, не умер в Конье, а сбежал в Мултан, «пройдя по морю».
- ^ Не путать с мечетью Шахи Ид Гах . Неизвестно, когда и кем была построена Джами Масджид. Мечеть была переоборудована в пороховой погреб силами Дивана Мулраджа во время осады Мултана и была взорвана утром 30 декабря 1848 года после обстрела Ост-Индской компанией . [ 20 ] [ 21 ] Взрыв разрушил множество других построек внутри и снаружи форта, сжег зернохранилище и убил сотни людей. [ 21 ] Чарли Поллард, офицер Бенгальских инженеров, дал яркое описание: [ 21 ]
Я увидел необыкновенную плотную массу, черную, как чернила, с четко очерченными очертаниями, медленно поднимавшуюся из форта. Постепенно по мере подъема его верхняя часть расширялась, принимая форму гигантского дерева, но теряя в воздухе свои четкие очертания, пока не превратилась в темно-коричневое облако, нависшее пеленой над фортом и городом.
Было также очевидно, что внутри этой темной массы находились некие твердые тела, то ли обломки зданий, то ли человеческие существа, невозможно было сказать, брошенные на несколько сотен футов вверх и выглядевшие как пятнышки в воздухе...
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бронхорст, Йоханнес (2014–2015). «Магас» . Брахмавидья: Бюллетень Адьярской библиотеки . 78–79: 459–486.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Камминс, Джоан Мари (2001). Двойной даршан: новое обращение к иконе Сурьи (Тезис). Колумбийский университет. ПроКвест 304688353 .
- ^ Лоуренс, Брюс Б. (1976). Шахрастани об индийских религиях . Де Грюйтер. п. 195. дои : 10.1515/9783110800999-006 . ISBN 978-3-11-080099-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Маклин, Деррил (1989). Религия и общество в арабском Синде . Монографии и теоретические исследования в области социологии и антропологии в честь Нельса Андерсона (25). Лейден: Брилл. стр. 3, 19–20, 134–136. ISBN 978-90-04-08551-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Подмигните, Андре (1997). Аль-Хинд: Короли-рабы и исламское завоевание. 2, Том 1 . БРИЛЛ. стр. 187–188. ISBN 9789004095090 .
- ^ Перейти обратно: а б Асиф, Манан Ахмед (2016). Книга завоеваний: Чачнама и происхождение мусульман в Южной Азии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674660113 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Фридманн, Йоханан (1972). «Храм Мултана: заметка об отношении ранних мусульман к идолопоклонству» . Израильское востоковедение . II : 176–182. ISSN 0334-4401 .
- ^ Перейти обратно: а б с Али, Хасан (декабрь 2015 г.). «СураджКунд: утраченная икона в агиографии Шаха Шамса в Мултане» (PDF) . Журнал исторических исследований . 1 (2): 80–94.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мирчандани, Б.Д. (1968). «Храм Солнца Мултана». Журнал истории Индии . 46 (2).
- ^ Лауст, Х. (24 апреля 2012 г.), «Ибн ад-Даджаавзи» , Энциклопедия ислама, второе издание , Брилл , получено 6 марта 2022 г.
- ^ Микель, А. (24 апреля 2012 г.), "al-Iṣṭak̲h̲rī" , Энциклопедия ислама, второе издание , Brill , получено 6 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хасан, Шейх Хуршид (2008). Пакистан: его древние индуистские храмы и святыни . Исламабад, Пакистан: Национальный институт исторических и культурных исследований, Университет Каид-и-Азам. стр. 86–88. ISBN 978-969-415-081-9 .
- ^ Лоу, Данстан (2016). «Приостановление неверия: магнитная и чудесная левитация от древности до средневековья» . Классическая античность . 35 (2): 270. ISSN 0278-6656 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Наводнение, Финбарр Бэрри (2009). Объекты перевода: материальная культура и средневековая «индуистско-мусульманская» встреча . Издательство Принстонского университета. стр. 19, 37, 39, 42, 155, 279, 297. ISBN. 9780691125947 .
- ^ Кассам, Тазим Р. (август 1995 г.). «Переосмысление возникновения и значения сатпантского исмаилизма». Песни мудрости и танцевальные круги: гимны сатпантского исмаилитского мусульманского святого Пир Шамса . Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 43–45. ISBN 9780791425916 .
- ^ Джайн, Минакши, изд. (2011). Индия, которую они видели – Иностранные отчеты: с 8 по 15 века . Дели: Ocean Books (p) Ltd., стр. 138–139, 226. ISBN. 9788184301076 .
- ^ Оман, Г. (24 апреля 2012 г.), «Аль-Идриси» , Энциклопедия ислама, второе издание , Брилл , получено 6 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ахмад (1960). Книга Нужат Аль-Муштк Фихтирак Аль-Афак Аль-Шарифа Аль- Идриси Брилл. стр. 100-1 50–51, 149–150.
- ^ Росс, Дэвид (1883). Страна пяти рек и Синда: историко-описательные очерки . Лондон: Чепмен и Холл. п. 101.
- ^ Перейти обратно: а б с Каннингем, Александр (1875). АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЗОР ИНДИИ ТОМ5 . Суперинтендант правительства Калькутты. п. 119.
- ^ Перейти обратно: а б с Сингх, Амарпал (2017). Вторая англо-сикхская война: 1848–49 . Дели: ХарперКоллинз . стр. 504–506. ISBN 9789352773282 .