Нормативность
Нормативный обычно означает относящийся к оценочному стандарту. Нормативность — это явление в человеческих обществах, когда одни действия или результаты определяются как хорошие, желательные или допустимые, а другие — как плохие, нежелательные или недопустимые. Норма в этом смысле означает стандарт для оценки или вынесения суждений о поведении или результатах. Термин «нормативный» иногда также используется, что несколько сбивает с толку, для обозначения отношения к описательному стандарту: делать то, что обычно делается или то, что от большинства других ожидается на практике. В этом смысле норма не является оценочной и не является основой для оценки поведения или результатов; это просто факт или наблюдение о поведении или результатах без суждения. Многие исследователи в области науки , права и философии пытаются ограничить использование термина «нормативный» оценочным смыслом и называют описание поведения и результатов позитивным, описательным, прогнозирующим или эмпирическим . [1] [2]
Норматив имеет специализированное значение в различных академических дисциплинах, таких как философия , социальные науки и право . В большинстве контекстов нормативный означает «относящийся к оценке или оценочному суждению». Нормативные предложения имеют тенденцию оценивать некий объект или некоторый образ действий. Нормативное содержание отличается от описательного. [3]
Хотя философы расходятся во мнениях относительно того, как следует понимать нормативность; становится все более распространенным понимать нормативные утверждения как утверждения о причинах . [4] Как объясняет Дерек Парфит :
У нас могут быть причины верить во что-то, что-то делать, иметь какое-то желание или цель, а также иметь множество других отношений и эмоций, таких как страх, сожаление и надежда. Причины приводятся фактами, например, тем, что на каком-то пистолете остались чьи-то отпечатки пальцев, или тем, что вызов скорой помощи спасет чью-то жизнь. Трудно объяснить концепцию причины или то, что означает фраза «причина». Мы могли бы сказать, что факты дают нам основания, когда они говорят в пользу того, что мы занимаем определенную позицию или действуем определенным образом. Но «имеет значение в пользу» примерно означает «дает причину». Понятие причины лучше всего объяснить на примере. Одним из примеров является мысль о том, что у нас всегда есть причина хотеть избежать агонии. [5]
Философия
[ редактировать ]В философии нормативная теория направлена на вынесение моральных суждений о событиях, уделяя особое внимание сохранению того, что они считают морально хорошим, или предотвращению изменений к худшему. [6] Эта теория берет свое начало в Греции. [7] Нормативные утверждения такого типа заявляют о том, как институты должны или быть спроектированы, как их ценить , что хорошо , а что плохо, и какие действия правильны должны или неправильны . [8] Утверждения обычно противопоставляются позитивным (т.е. описательным, объяснительным или констатативным ) утверждениям при описании типов теорий , убеждений или предложений . Позитивные утверждения — это (предположительно) фактические, эмпирические утверждения, которые пытаются описать реальность . [ нужна ссылка ]
Например, «дети должны есть овощи» и «те, кто пожертвовал свободой ради безопасности, не заслуживают ни того, ни другого» — это философски нормативные утверждения. С другой стороны, «овощи содержат относительно высокую долю витаминов» и «обычным последствием принесения в жертву свободы ради безопасности является потеря того и другого» — это позитивные утверждения. Является ли утверждение философски нормативным, логически независимо от того, проверено ли оно, поддается проверке или широко распространено.
Существует несколько школ мысли относительно статуса философских нормативных утверждений и того, можно ли их рационально обсуждать или защищать. Среди этих школ — традиция практического разума, простирающаяся от Аристотеля через Канта до Хабермаса , которая утверждает, что они могут, и традиция эмотивизма , которая утверждает, что они являются просто выражениями эмоций и не имеют никакого познавательного содержания.
В философии ведутся большие споры о том, можно ли получить нормативное утверждение такого типа из эмпирического (т.е. можно ли получить «должное» из «есть» или «ценность» из «факта»). Аристотель — один из учёных, который считал, что на самом деле можно получить должное из существующего. Он считал, что Вселенная телеологична и что все в ней имеет цель. Аристотель считал, что для объяснения того, почему что-то происходит определенным образом, можно просто сказать, что оно пытается быть тем, чем оно должно быть. [9] Напротив, Дэвид Юм считал, что нельзя получить должное из того, что есть, потому что независимо от того, насколько сильно человек думает, что что-то должно быть определенным образом, это не изменит того, что есть. Несмотря на это, Юм использовал эмпирические экспериментальные методы, рассматривая философско-нормативные аспекты. Похожим на это был Камес , который также использовал изучение фактов и цель, чтобы обнаружить правильную систему морали. [10] Предположение о том, что «есть» может привести к «должно», является важной составляющей философии Роя Бхаскара . [11]
Философски нормативные положения и нормы , а также их значения являются неотъемлемой частью жизни человека. Они имеют основополагающее значение для определения приоритетов целей, организации и планирования. Мысль , убеждения , эмоции и действия являются основой многих этических и политических дискуссий; действительно, нормативность такого типа, возможно, является ключевой особенностью, отличающей этический и политический дискурс от других дискурсов (например, естественнонаучных). [ нужна ссылка ]
Большая часть современной морально-этической философии берет за отправную точку очевидные различия между народами и культурами в отношении того, как они определяют, что считается уместным/желательным/достойным похвалы/ценным/хорошим и т. д. (Другими словами, различия в том, как отдельные люди, группы и общества определяют то, что соответствует их философским нормативным стандартам.) Это привело к тому, что такие философы, как А. Дж. Эйер и Дж. Л. Маки (по разным причинам и разными способами) поставили под сомнение значимость нормативных утверждений такого типа. Однако другие философы, такие как Кристина Корсгаард , выступали за источник философской нормативной ценности, который не зависит от субъективной морали людей и, следовательно, достигает (меньшей или большей степени) объективности. [12]
Социальные науки
[ редактировать ]В социальных науках термин «нормативный» имеет в широком смысле то же значение, что и его использование в философии, но в социологическом контексте может также относиться к роли культурных « норм »; общие ценности или институты, которые структурные функционалисты считают составляющими социальной структуры и социальной сплоченности . Таким образом, эти ценности и единицы социализации действуют, поощряя или усиливая социальную активность и результаты, которые должны (в соответствии с нормами, заложенными в этих структурах), иметь место, одновременно препятствуя или предотвращая социальную активность, которая не должна происходить. То есть они способствуют социальной деятельности, которая ценится обществом (см. философию выше). Хотя в социальной активности всегда присутствуют аномалии (обычно описываемые как « преступность » или антисоциальное поведение , см. также нормальность (поведение) ), нормативные последствия широко поддерживаемых убеждений (таких как « семейные ценности » или « здравый смысл ») больше всего социальная активность по отношению к в целом однородной совокупности. Однако, исходя из таких рассуждений, функционализм имеет сходство с идеологическими консерватизм .
Нормативная экономика занимается вопросами того, какую экономическую политику следует проводить для достижения желаемых (то есть ценных) экономических результатов.
Политика
[ редактировать ]Использование нормативности и нормативной теории в изучении политики было поставлено под сомнение, особенно с ростом популярности логического позитивизма . Некоторые высказывали предположение, что нормативная теория не подходит для использования при изучении политики из-за ее ценностной природы, и вместо этого следует использовать позитивный, ценностно-нейтральный подход, применяя теорию к тому, что есть, а не к тому, что должно. быть. [13] Другие, однако, утверждали, что отказываться от использования нормативной теории в политике ошибочно, если не бессмысленно, поскольку нормативная теория не только представляет собой нечто большее, чем просто проекцию взглядов и ценностей теоретика, но также эта теория вносит важный вклад в политические дебаты. . [14] Петршик-Ривз обсуждал идею о том, что политическая наука никогда не может быть по-настоящему свободной от ценностей, и поэтому не использовать нормативную теорию не совсем полезно. Более того, возможно, именно нормативное измерение политических исследований отличает их от многих отраслей социальных наук. [13]
Международные отношения
[ редактировать ]По академической дисциплине «Международные отношения» Смит, Бэйлис и Оуэнс во введении к своей работе 2008 г. [15] В книге доказывается, что нормативная позиция или нормативная теория призваны сделать мир лучше, и что данное теоретическое мировоззрение направлено на достижение этой цели путем осознания неявных и явных предположений , которые составляют ненормативную позицию, и выравнивания или позиционирования нормативен по отношению к локусам других ключевых социально-политических теорий, таких как политический либерализм , марксизм , политический конструктивизм , политический реализм , политический идеализм и политическая глобализация .
Закон
[ редактировать ]В праве , как академической дисциплине, термин «нормативный» используется для описания того, как что-то должно быть сделано в соответствии с ценностной позицией. По существу, нормативные аргументы могут быть противоречивыми, поскольку разные ценности могут быть несовместимы друг с другом. Например, с одной нормативно-ценностной позиции целью уголовного процесса может быть пресечение преступлений. С другой ценностной точки зрения, целью системы уголовного правосудия может быть защита людей от морального вреда, причиненного неправомерным осуждением.
Стандартные документы
[ редактировать ]Во внутренних правилах CEN-CENELEC понятие «норматив» определяется как применимое к документу или элементу, «который содержит правила, рекомендации или характеристики деятельности или ее результатов», которые являются обязательными. [16]
Нормативные элементы определены в Директивах Международной организации по стандартизации, Часть 2, как «элементы, которые описывают сферу действия документа и излагают положения». [17] Положения включают в себя «требования», которые представляют собой критерии, которые должны выполняться и от которых нельзя отклоняться, а также «рекомендации» и «заявления», соблюдать которые необязательно.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Биккьери, Кристина (2005). Грамматика общества: природа и динамика социальных норм . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521574907 .
- ^ Биккьери, Кристина (2017). Нормы в дикой природе: как диагностировать, измерять и изменять социальные нормы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190622053 .
- ^ Джарвис, Томсон, Джудит (2008). Нормативность . Чикаго, Иллинойс: Открытый суд. ISBN 9780812696585 . OCLC 227918828 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Томас, Скэнлон (2014). Быть реалистичным в отношении причин (Первое изд.). Оксфорд. ISBN 9780199678488 . OCLC 862091562 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Парфит, Дерек (2011). О том, что важно. Том первый . Отредактировано и представлено Сэмюэлем Шеффлером. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191576706 . OCLC 744616054 .
- ^ Штраус, Лео (08 сентября 2017 г.), «Что такое политическая философия? Проблема политической философии» , Бихевиорализм в политической науке , Routledge, стр. 93–108, doi : 10.4324/9781351314367-5 , ISBN 978-1-351-31436-7 , получено 14 декабря 2020 г.
- ^ Баубёк, Райнер (2008), «Нормативная политическая теория и эмпирические исследования» , Подходы и методологии в социальных науках , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 40–60, doi : 10.1017/cbo9780511801938.004 , ISBN 978-0-511-80193-8 , получено 14 декабря 2020 г.
- ^ Лефтвич, Адриан (2004). Что такое политика?: деятельность и ее изучение . Оксфорд: Политика.
- ^ Грей, JW (19 июля 2011 г.). : как нам получить «должно» из «есть? » «Разрыв «есть/должно » Этический реализм . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Шейвер, Роберт. «Моральная теория Юма?» Ежеквартальный журнал истории философии, том. 12, нет. 3, 1995, стр. 317–331, www.jstor.org/stable/27744669. По состоянию на 14 декабря 2020 г.
- ^ Ли Прайс (2019) Введение в специальный выпуск: нормативность, Журнал критического реализма, 18:3, 221-238 [1]
- ^ Корсгаард, К. (1992). « Источники нормативности » (PDF) . Лекции Таннера о человеческих ценностях .
- ^ Jump up to: а б Петшик-Ривз, Дорота (2017). «Нормативная политическая теория» . Политическая теория . 1 . дои : 10.4467/00000000tp.17.009.6588 . S2CID 150007680 .
- ^ Делла Порта, защитник; Китинг, М. (2008). Подходы и методологии в социальных науках: плюралистическая перспектива . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Глобализация мировой политики: введение в международные отношения , Нью-Йорк, Oxford University Press. ISBN 9780199297771 , Четвертое издание, стр. 2–13.
- ^ «Внутренние правила, Часть 3: Принципы и правила структуры и составления документов CEN и CENELEC» (PDF) . CEN - CENELEC . 2022 . Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ «Директивы ISO/IEC, Часть 2, Принципы и правила структуры и составления документов ISO и IEC» . ИСО МЭК . 2021 . Проверено 17 мая 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кангилем, Жорж , Нормальное и патологическое . ISBN 0-942299-59-0 .
- Андреас Доршель, «Есть ли какие-либо нормативные требования, внутренние для констатации фактов?», в: Communication & Cognition XXI (1988), вып. 1, стр. 5–16.