Ганс Духан


Ганс Духан (27 января 1890 — 6 марта 1971) — австрийский оперный баритон . Он принадлежал к ансамблю Венской государственной оперы 26 лет и был первым графом Альмавивой ( «Женитьба Фигаро» ) и первым Папагено ( «Волшебная флейта ») Зальцбургского фестиваля .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Родившийся в Вене, Духан был «настоящим венцем», родился там, вырос там и окончил там среднюю школу и музыкальное образование. Помимо пения с Генрихом Геттингером и Эмилем Штегером, он изучал фортепиано, орган и теорию музыки у Фердинанда Ребе и закончил курс дирижирования у Франца Шалька и Феликса Вейнгартнера . За исключением Зальцбурга, он редко работал за пределами Вены. Конечно, он дебютировал в Городском театре Троппау в 1910 году, как обычно в то время в провинции.
27 апреля 1914 г. [ 1 ] Духан дебютировал в партии Амонасро в опере Верди «Аида» в Венской Хофопере . [ 2 ] Он оставался членом института до 1940 года не только как уважаемый баритон , но позже и как директор, а иногда и как дирижер. В Haus am Ring Духан как минимум 16 раз пел графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро» и 17 раз Бассу Селима в «Die Entführung aus dem Serail» Пуччини , 24 раза Скарпиа в «Тоске» Бетховена , 29 раз Дон Фернандо в «Фиделио» и 62 раза тюрьму. режиссер Франк в «Летучая мышь» . опере Иоганна Штрауса [ 3 ]
Духан участвовал в трех важных мировых премьерах: в 1916 году он исполнил роли учителя музыки и Арлекина в новой редакции «Ариадны на Наксосе» Гуго фон Гофмансталя и Рихарда Штрауса . Всего он представлял учителя музыки 60 раз, Арлекина — 76 раз. С 1927 года он 21 раз пел и играл на скрипке-виртуозе Даниэлло в Эрнста Кренека весьма неоднозначной джазовой опере «Джонни Шпильт ауф» . » Легара В 1934 году на премьере «Джудитты он взял на себя роль герцога, которого ему предстояло исполнить в общей сложности 19 раз. Он также 7 раз исполнял роль Мануэле Биффи. С конца 1920-х годов Духана все чаще использовали в качестве режиссера и режиссера, он отвечал за бесперебойное проведение нескольких сотен вечеров в Государственной опере.
Ганс Духан также сопровождал Венскую государственную оперу во время многочисленных гастролей в Лондоне, Париже, Стокгольме, Амстердаме, Риме, Будапеште и т. д. В 1924 году он исполнил заглавную партию в « Дон Жуане», а также графа Альмавиву на одном из таких гастролей в Венской опере. Парижский театр Елисейских полей в спектакле «Свадьба Фигаро» .
Зальцбургский фестиваль
[ редактировать ]Духан дебютировал на Зальцбургском фестивале еще в 1922 году: в самой первой оперной постановке фестиваля он трижды исполнил заглавную партию в « Дон Жуане» Моцарта , в то время благородно прозванном «Дон Жуаном» , в роли дублера Альфреда Джергера . Он дирижировал Рихардом Штраусом . Его последнее выступление состоялось в 1937 году на последнем перед аншлюсом фестивале в Liederabend вместе с сопрано Хелен Гахаган , посвященном «Österreichs Gegenwart im Lied». Произведения исполняли Йозеф Матиас Хауэр , Ганс Эвальд Хеллер , Рудольф Рети , Йозеф Маркс , Альбан Берг , Вильгельм Киенцль и Йозеф Ринальдини. За роялем Кубе аккомпанировали Иосиф Маркс и Фриц. Двум композиторам вскоре пришлось эмигрировать, третий (Хауэр) был оклеветан национал-социалистами на передвижной выставке « Дегенеративная музыка ».
В 1920-х и 1930-х годах Духан был важной опорой фестиваля – в 1922 году также как первый граф Альмавива в «Женитьбе Фигаро» , в 1926 году как первый состав « Дон Жуана» , как директор тюрьмы Франк в «Летучая мышь» и как музыкальное сопровождение. педагог в «Ариадне на Наксосе» , в 1927 году снова в роли Альмавивы и Дон Жуана, в 1928 году — как первый Папагено на фестивале, в 1933 году — как Мелот в «Тристане и Изольде» » Брамса и как солист в «Немецком реквиеме , а с 1934 по 1936 год снова — как Мелот. Еще в 1926 году он должен был дать сольный концерт, но из-за недомогания его пришлось отменить.
Концерты песен и оратории
[ редактировать ]Духан дал серию сольных концертов, в основном исполняя произведения Франца Шуберта , Ференца Листа , Карла Леве и Рихарда Штрауса . Доступны многочисленные аудиодокументы интерпретаций его песен. Он был первым певцом, записавшим все три песенных цикла Франца Шуберта – а именно Die schöne Müllerin , Winterreise и Schwanengesang . Это было реализовано в 1928 году для звукозаписывающей компании His Master's Voice . Он также стремился создавать произведения современных композиторов; Помимо композиторов, упомянутых в Зальцбургском «Лидерабенде», он также интерпретировал произведения Эриха Цейсла, который позже был вынужден эмигрировать.
Баха Его Христос в «Страстях по Матфею» обозначил его прежде всего как певца оратории .
Учитель пения
[ редактировать ]С сезона 1931/32. [ 4 ] до 1955 года Духан работал преподавателем оперной драмы в Венской музыкальной академии . Он обучил многочисленных баритонов, бас-баритонов и басов следующего поколения, среди них Ганс Браун , Эрнст Гутштейн , Эрих Кунц , Петер Лаггер , Герман Уде и Отто Винер , а также тенор Вальдемар Кментт .
Композитор и дирижер
[ редактировать ]- Моцарт . Зингшпиль в двух действиях и эпилоге, либретто Юлиуса Вильгельма и Пауля Франка (сценарист) . Габор Штайнер Верлаг, Вена/Лейпциг, 1923 год. Мировая премьера 2 июня 1923 года, Венская народная опера . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Время от времени он также стоял на трибуне Венской филармонии : по одному разу он дирижировал « Летучим голландцем» и «Лоэнгрином» Верди , дважды «Риголетто» » Пуччини и пять раз « Тоской .
Разнообразный
[ редактировать ]С 1934 по 1938 год Духан был членом Федерального совета по культуре как представитель художественной группы, разрабатывал программы для «патриотических мероприятий» и был тесно связан с Эрнстом Рюдигером Штархембергом и Хеймвером .
В 1919 году Вильгельм Кинцль посвятил свою соч. 96 ему. Aus des Volkes Wunderhorn. Сборник из пятнадцати народных стихотворений, положенных на музыку для среднего голоса в сопровождении фортепиано Вильгельма Кинцля. Посвящается Гансу Духану в высочайшем художественном уважении . [ 12 ]
Духан, женатый на Эрильде (Эри), урожденной Стрелл (7 марта 1894 г. - 14 июля 1962 г.), умер в Мюнхене. Обе могилы находятся на кладбище Хитцинг .
Награды
[ редактировать ]- 1926: Назначение камерным певцом (3 июля). [ 13 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Герман Ульрих: Ганс Духан. Великий художник прекрасного времени . В моцартовском сообществе в Вене 1913–1963. исследователи и исполнители. Опубликовано Вильгельмом Ромом. Моцартовское сообщество. Лафит, Вена, 1964, с. 156.
- Карл-Йозеф Куч , Лео Рименс : Большой лексикон певца . (Электронный ресурс). Directmedia Publishing (лицензия Saur, Мюнхен), Берлин, 2000 г., ISBN 3-89853-133-3 .
- Барбара Бойситс: Духан, Ганс. В Oesterreichisches Musiklexikon , Вена, 2002 г. ISBN 3-7001-3077-5 ; Печатное издание: Том 1, издание Австрийской академии наук , Вена, 2002 г., ISBN 3-7001-3043-0 .
- Ганс Духан в Vienna History Wiki
- Некролог Ханса Духана в Arbeiter Zeitung
Ссылки
[ редактировать ]- ^ АИДА. . В: Афиша ( Опера и Бургтеатр в Вене) , 27 апреля 1914 г., с. 1 (онлайн на ANNO )
- ^ Последние новости театра. . В: Утро , 6 апреля 1914 г., с. 7 (онлайн в ANNO )
В мае баритон вступил в Ассоциацию придворной оперы. - ↑ Поскольку спектакли Венской государственной оперы полностью фиксируются в архивах только с 1955 года, вполне возможно, что количество ролей и спектаклей в исполнении Духана может еще увеличиться. Это касается и его дирижирования.
- ^ Реформа Музыкальной академии. Прекращение занятий Бера и Марковского. . В: Neues Wiener Abendblatt , 2 июня 1931 г., с. 24 (онлайн в ANNO )
Альберт Гейне в Музыкальной Академии. . В: Neues Wiener Abendblatt , 3 июня 1931 г., с. 21 (онлайн на сайте ANNO )
до 1955 года Духан работал преподавателем оперной драмы в Венском университете музыки и исполнительских искусств.
Изменения в преподавательском составе и структуре Академии музыки и исполнительских искусств, как сообщалось, привели к расторжению контрактов с рядом выдающихся преподавателей. В то же время, когда принимались меры по демонтажу школы, велись переговоры с многочисленными художниками, в том числе с Каммерсенгеринненом Вильдбрунном и Кюриной, с целью привлечь их к проведению новых мастер-классов . Эти переговоры уже привели к заключению соглашения с некоторыми художниками, такими как Пауль Хартманн , Лотар Валлерстайн и Ханс Духан. - ^ (Зингшпиль «Моцарт» Ганса Духана.) . В: Illustrierte Kronen-Zeitung , 1 июня 1923 г., стр. 9 (онлайн в ANNO )
- ^ Фольксопер. «Моцарт», Зингшпиль Юлиуса Вильгельма и Пауля Франка, музыка Ганса Духана. Первое выступление в поддержку «Конкордии». . В: Neue Freie Presse , 3 июня 1923 г., с. 13 (онлайн на ANNO )
- ^ Эрнст Декси : Театр, искусство и литература. «Моцарт», Зингшпиль Юлиуса Вильгельма и Пауля Франка, музыка Ганса Духана. Народная опера 2 июня. . В: Neues Wiener Tagblatt , 3 июня 1923 г., с. 12 (онлайн на сайте ANNO )
Dreimäderlhaus переехал в Зальцбург и замшел. Зингшпиль не обязательно должен быть биографией, и если несколько инцидентов будут отложены или заменены местами, это будет беспокоить только одного профессора истории музыки, а не публику. Лишь бы человеческое было истинным и неизменным. Только в книге Вильгельма и Франка тусуется веселый, плоскоголовый парень под именем Моцарт, который при «чрезвычайно бенастном» оригинале имеет лишь несколько сходств с профилем Духана, его исполнителя. Мы не делаем из того факта, что этот Моцарт соблазняется видом зальцбургского пейзажа, который соблазняет, в своеобразный туристический вальс: «Зальцбург, Зальцбург, ты жемчужина, жемчужина Австрии». . Нас больше беспокоит то, что Моцарт женится на Станци только в Праге после исполнения «Дон Жуана» и изменяет ей с ее сестрой Алоизией в день ее свадьбы. А самое главное, что там, в Праге, появляется таинственный гонец графа Вальсегга , заказывает Реквием и, так как Моцарт заявляет, что он не в настроении, приводит его в настроение сотней дукаты . Ради денег Моцарт писал пьесы для музыкальных шкатулок и органных роликов, а не свою собственную дэт-музыку. Моцарт, который, как известно, придавал в учебнике особое значение «действию», то есть сюжету, потом увидит свою ошибку, потому что книга Вильгельма и Франка — книга почти без «действия». Мало что происходит, на сцене стоят праздные, а публике это нравится. Таков эффект народной фигуры Вольфганга Амаде, который сам кажется искаженным, ушедший в жизнь, неизвестно, где он был похоронен, а после смерти преображен [sic] или эксплуатирован.
Духан написал эту книгу, и, вероятно, это первый случай, когда певец написал оперетту, исполняющую главную роль. Сенсационный аромат, от которого были свободны старые мягкие Mozartsingspiele (от Lortzing , от Riotte ). Духан распространяет красивую салонную музыку, веселые мелодии, колеблющиеся между Тозелли и Рихардом Штраусом , между Райсигером и Эйслером , ритм уверенной победы, инструменты, влюбленные в челесту до ушей. Он хороший, очень талантливый музыкант, редко пользуется Моцартом ( «das Veilchen» , « Реквием» ), отрицает все свое, и все было бы хорошо, если бы не Вольфгангу Амаде Моцарту приходится петь Духана... Публика , правда, нравится – но приятнее наоборот: когда Духан Моцарт поет...
Однако публика не знала оговорок и подготовила «Моцарта» к большой бурной записи. Там было написано «Моцарт», и это означало Духана. В первую очередь, успех, вероятно, является еще и личным успехом певца и композитора, без него произведение кажется немыслимым. Очаровательный в первом, трогательный в последнем, в акте смерти. Господин Духан имеет все основания душиться исполнителем главного героя, вероятно, его душит и дирижерский капельмейстер Лео Краус и другие исполнители, о чем можно было прочитать по его сияющему лицу. Очень любезны г-жа Вагшаль в роли Алоизии и г-жа Фридль Бём в роли Констанции, которые имели особый успех с дуэтом Венна «Nur Schon Später War» и вставленной итальянской арией из « Ré Pastore» . Господин Курт — превосходно выдумывающий Йозеф Ланге («мешок с ветром»), доктор Крёглер — элегический, ревнивый Зюсмейер, страдающий, господин Лазер — тяжеловесный Шахтнер, а господин Пунчхарт — ваш уютный круглый хозяин. Не забывать, что, к сожалению, слишком мало используется Комикс Низе о миссис Грибл в роли Вероники. Удались также живописный вид на Хоэнзальцбург, роскошная квартира четы Душек в Праге и красивые жизнерадостные костюмы в стиле рококо. Но Духан был Гансом Дампфом во всех газах (?), он скоро сыграет другую роль, сойдет со сцены на трибуну и сам будет руководить своей работой. Некоторые вещи нас странно трогали; мы сомневаемся, должен ли Духан таким образом «приблизить» к нам Моцарта; но Моцарт, безусловно, сделал Духана ближе всем нам. - ^ Театр, искусство и музыка. «Моцарт» в двух действиях и эпилоге Юлиуса Вильгельма и Пауля Франка. Музыка Ганса Духана (Премьера в Народной опере 2 июня 1923 г.). В: Reichspost , 3 июня 1923, стр. . 11 (онлайн в ANNO )
- ^ Эрвин Шеффер: Театр и искусство. Народная опера. . В: Wiener Zeitung , 4 июня 1923 г., с. 3 (онлайн на ANNO )
- ^ Театр и искусство. Народная опера. . В: Юморист , 8 июня 1923 г., с. 2 (онлайн в ANNO )
- ^ Театр. «Ормер Избиратель, как ты изменился!». . В: Бомба , 15 июня 1923 г., с. 3 (онлайн на сайте ANNO ) и стр. 6.
- ^ Фонд Австрийской национальной библиотеки.
- ^ Официальная часть. . В: Wiener Zeitung , 9 июля 1926 г., с. 1 (онлайн в ANNO )
3 июля этого года федеральный президент присвоил солисту Хансу Духану звание «Каммерсенгерс, ...» в Венской государственной опере.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ганс Духан в опериссимо
- Ханса Духана Дискография на Discogs