Клотильда
Святой Клотильда | |
---|---|
Королева франков | |
Рожденный | в. 474 Лион , Бургундия |
Умер | 545; 70–71 год Туры , Франция |
Почитается в | Восточная Православная Церковь , Католическая Церковь , Лютеранство |
канонизирован | Предварительная Конгрегация |
Праздник | 3 июня (4 июня во Франции) |
Атрибуты | как молящаяся царица и как монахиня, с короной на голове или рядом с ней |
Покровительство | невесты , приемные дети , родители , ссыльные , нотариусы , вдовы , хромые |
Клотильда ( ок. 474 — 3 июня 545 в Бургундии, Франция ) [ 1 ] [ 2 ] (также известная как Клотильда (фр.), Клотильда (нем.) [ 1 ] Chlothieldis, Chlotichilda, Clodechildis, Croctild, Crote-hild, Hlotild, Rhotild и многие другие формы), [ 2 ] святая и была королевой франков .
Клотильда является покровительницей хромых в Нормандии и покровительницей Ле Андели, и ее «призывали против внезапной смерти и беззаконных мужей». [ 3 ] Она вышла замуж за Хлодвига I , первого короля франков , в 492 или 493 году. Их брак, начиная с VI века, «стал темой эпических повествований, в которых первоначальные факты были существенно изменены». [ 3 ] История Клотильды очаровала последующие поколения, потому что она была «центральным элементом борьбы между старым католическим и римским населением против арианства германских племен». [ 4 ] Ей удалось убедить Хлодвига принять христианство; Франки, благодаря ее влиянию, на протяжении веков были католиками. Политические и жестокие интриги окружали ее семью большую часть ее жизни. После смерти Хлодвига она провела остаток своей жизни возле могилы святого Мартина Турского , «вела набожную жизнь», стала «полностью оторванной от политики и борьбы за власть, кроме как через молитву». [ 3 ] и отдала все, что имела, бедным.
Клотильда представлена как молящаяся королева и монахиня. Она построила церкви, монастыри и женские монастыри, в том числе Базилику Святых Апостолов , которая позже стала церковью Святой Женевьевы, которую она и Хлодвиг построили как мавзолей в честь святой Женевьевы , покровительницы Парижа. Праздник Клотильды — 3 июня. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Клотильда, родившаяся около 474 года, была родом из Бургундии. [ 5 ] По мнению агиографа Албана Батлера , единственный источник биографии Клотильды, который до X века редактировал Бруно Круш, не имеет исторической ценности и в основном зависит от документа, написанного монахом из Сен-Дени пару столетий назад. Ее история также была составлена Григорием Турским и Фредегарием , а также в некоторых житиях. Батлер утверждает, что наиболее надежным источником о ее жизни является бельгийский историк Годфруа Курт , но Дэвид Хью Фармер называет агиографию Григория Турского о Клотильде «основным источником ее жизни» и говорит, что более поздняя агиография «прославляет ее как святого предка. французских королей». [ 6 ] Ее история также появляется во французских агиографиях, но большинство из них были написаны до истории Курта. [ 7 ]
Дедушкой Клотильды был Гондиок , у которого было четыре сына, Гундобад , отец Клотильды Хильперик II Бургундский , Гондемар и Годегизель . [ 2 ] [ 8 ] После смерти Гондиока Бургундия была разделена между ними, но Гундобад получил власть над Бургундией, убив своих братьев. Гундобад также убил братьев Клотиды и ее мать Каретену, которые могли обратить ее мужа в христианство. [ 9 ] и была названа «замечательной женщиной» Сидонием Аполлинарием и Венантием Фортунатом . [ 10 ] [ а ] Клотильда и ее сестра Седелеуба (или Хрона), ставшая монахиней и основавшая церковь Сен-Виктор в Женеве , были воспитаны при дворе Гундобада. Они получили образование католиков, даже через Гундобада, как и большинство бургундских королей, были арианами . [ 11 ] [ 10 ] [ б ] По словам агиографа Сабины Бэринг-Гулд , Клотильда «выросла полной благочестия и нежности к страждущим». [ 8 ]
Дальнейшая жизнь и брак
[ редактировать ]Вскоре после смерти Карены Клотильда и Хлодвиг I , первый король франков , поженились в 492 или 493 году. [ 10 ] [ 5 ] По словам Фармера, Хлодвиг был «впечатлен ее красотой и мудростью». [ 6 ] Их брак, начиная с VI века, «стал темой эпических повествований, в которых первоначальные факты были существенно изменены». [ 6 ] История Клотильды очаровала последующие поколения, потому что она была «центральным элементом борьбы между старым католическим и римским населением против арианства германских племен». [ 4 ] хотя нет никаких доказательств того, что Хлодвиг сочувствовал арианам до своей женитьбы и обращения в католицизм. [ 12 ] Клотильда имела влияние на Хлодвига и активно поощряла его переход в католицизм. [ 5 ] [ 6 ] Он позволил крестить их старшего сына Ингомира, который умер в младенчестве, и их следующего сына Клодомира, но обвинил в смерти их старшего ребенка веру Клотильды и сопротивлялся ее попыткам обратить его. [ 6 ] [ 5 ] Клодомир тоже заболел, но выздоровел, и всего у них родилось пятеро детей: четыре сына, Ингомир; и Клодомир, Хильдеберт и Хлотер, которые все стали королями; и одна дочь, названная Клотильда в честь ее матери. [ 10 ] Клотильды В биографии описывается жизнь ее дочери, которая вышла замуж за вестгота по имени Амаларик, которого она безуспешно пыталась обратить в католицизм. [ 9 ] и с кем "жестоко обращались". [ 5 ] Мало что известно о ее матери при жизни Хлодвига и об их браке, но она могла быть причастна к его вмешательству в ссору между бургундскими королями в то время и к поддержке Хлодвига Гондобада . [ 10 ] [ 5 ] [ 6 ] Историк Годфруа Курт сказал о Клотильде, что она «опечалена жестокими испытаниями». [ 10 ]
Хлодвиг был крещен святым Ремигием в Реймсе в 496 году вместе с 3000 франков после битвы с алеманнами . Его армия терпела поражение, но он обратился за помощью к Богу жены, пообещав, что в случае победы примет христианскую веру. [ 10 ] [ 13 ] [ 6 ] [ 14 ] По преданию, пока Клотильда молилась и Хлодвиг начал побеждать в битве, ангел принес ей три белые лилии; Позже Хлодвиг заменил лилиями три лягушки на знаке отличия на своем боевом щите. [ 12 ] Сабина Бэринг-Гулд считает обращение Хлодвига искренним и не вызвано политическими соображениями. Бэринг-Гулд также не верил, что Клотильда не повлияла на Хлодвига, чтобы он вел эту или другие войны, чтобы отомстить за смерть своей семьи. [ 15 ] Последующие военные достижения Хлодвига против бургундцев и вестготов также, похоже, не были связаны с Клотильдой. [ 6 ] Франки, благодаря влиянию Клотильды, на протяжении веков были католиками. [ 10 ]
Хлодвиг умер в 511 году; [ 16 ] Клотильда похоронила его в базилике Святых Апостолов , которая позже стала церковью Сент-Женевьева, которую они вместе построили как мавзолей в честь святой Женевьевы , покровительницы Парижа. Женевьева, возможно, была первой, кто предложил Хлодвигу построить церковь в честь святых Петра и Святого Павла , которую он построил из уважения к желанию Клотильды; она завершила строительство церкви после его смерти. [ 10 ] [ 17 ]
Пост-брак и смерть
[ редактировать ]По словам Курта Годефрида в «Католической энциклопедии» , в эпосе о франках говорится, что Клотильда подстрекала своего сына Хлодомера начать войну с его кузеном Сигизмундом Бургундским , чтобы отомстить за смерть своих родителей. Годфруа сомневается в правдивости этой истории, считает ее клеветой на Клотильду и заявляет, что она заключила перемирие между Хлодвигом и Гондебадом, отцом Сигизмунда. [ 10 ] Батлер соглашается, заявляя, что такие источники, как сочинения Григория Турского, были опровергнуты, что «оправдало королеву от обвинений в жестокости и мстительности, что мало соответствует ее святому характеру». [ 5 ] [ с ] По словам Батлера, Хлодомер схватил и убил Сигизмунда, а также его жену и детей, но Хлодомер был убит братом Сигизмунда. Клотильда усыновила троих мальчиков своего сына, но была вынуждена отдать детей другим своим сыновьям, у которых были убиты двое старших. Младший мальчик, Клодоальд, был спасен и впоследствии стал монахом в Париже, в монастыре в Ножан-сюр-Марне , который позже был переименован в его честь. [ 5 ] По словам Данбара, муж дочери Клотильды однажды послал ее братьям окровавленную вуаль; ее брат Хильдеберт отомстил ему, разграбив его города, и увел сестру от мужа, но она умерла по дороге в Париж. [ 18 ]
После смерти Хлодвига и внуков Клотильда покинула Париж и переехала в Тур , где большую часть времени проводила возле гробницы святого Мартина Турского и стала тесно связана с Турской епархией ; [ 16 ] [ 5 ] по словам Данбара, она и Хлодвиг были преданы святому Мартину. [ 18 ] Как сообщает Фармер: «С тех пор она вела набожную жизнь». [ 6 ] По словам Фармера, она «полностью оторвалась от политики и борьбы за власть, кроме молитвы». [ 6 ] Данбар заявляет, что она «молилась, постилась, плакала и отдала все, что имела, бедным». [ 18 ]
Фармер заявляет, что Клотильда продолжала играть политическую роль в «жестоком мире Меровингов», в основном через своих сыновей. [ 6 ] Григорий Турский писал, что ее молитвы задержали войну между двумя ее выжившими сыновьями; как выразился Батлер: «Уже на следующий день, когда армии собирались вступить в бой, поднялась буря, из-за которой все военные операции пришлось прекратить». [ 5 ] Месяц спустя Клотильда умерла в Туре 3 июня 545 года и была похоронена у ног святой Женевьевы, рядом с Хлодвигом и ее старшими детьми, в базилике Святых Апостолов. Она была вдовой 34 года. [ 10 ] [ 5 ] [ 18 ] Примерно в то же время умерла ее дочь. [ 6 ]
Наследие
[ редактировать ]Клотильда представлена как молящаяся королева и монахиня с короной на голове или рядом с ней. [ 2 ] Она покровительница хромых в Нормандии и покровительница России; [ 6 ] [ 19 ] по словам Фармера, ее «призвали против внезапной смерти и несправедливых мужей». [ 6 ]
Она основала монастырь Святой Марии де Одели в Турени и монастырь в Шелле , а также построила церкви, как сообщается, в Руане , Лионе и Ле-Андели ; [ 6 ] [ 2 ] Монастырь в Шелле был построен для монахинь в честь святого Георгия ; Святая Батильда Шелльская , жена Хлодвига II , восстановила его 100 лет спустя. Монастырь был богатым до наших дней и на протяжении многих лет был «прекрасным местом отдыха и образования для английских принцесс». [ 18 ] которые были потомками Хлодвига и Клотильды. В 511 году Клотильда основала монастырь для молодых благородных девушек в Ле-Андели, где сейчас стоит коллегиальная церковь. Согласно истории, опубликованной на сайте туристического бюро Les Andelys, во время строительства монастыря здесь произошло чудо. Однажды рабочие пожаловались на жару и жажду; в ответ Клотильда помолилась, и вода из ближайшего фонтана «имела для рабочих силу и вкус вина». [ 19 ] Пространство перед фонтаном было больше, чем сейчас, поэтому там было достаточно места для паломников, пришедших за исцелением, что укрепляло веру людей в его силу. Источник прославился лечением кожных заболеваний. [ 19 ]
Клотильда изображалась в искусстве на протяжении нескольких столетий председательствующей при крещении Хлодвига или просительницей в храме Святого Мартина . В церкви, посвященной ей в Анделисе, есть «прекрасный витраж XVI века, посвященный ее жизни». [ 6 ] В Бедфордском миссале есть изображение Клотильды, вероятно, написанное Яном Ван Эйком , которое Данбар описывает как «прекрасное и блестящее изображение дарования лилий Хлодвигу». [ 2 ] Ее мощи пережили Французскую революцию и с 1997 года хранятся в церкви Святого Людовика Французского в Париже. [ 6 ] В 1857 году в Париже в ее честь была основана «большая новая церковь». [ 18 ] Праздник Клотильды — 3 июня. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Как выразилась ученая Джоэнн Макнамара, Клотильда и ее мать «установили образец для цепочки католических женщин-миссионеров при дворах языческих и арианских королей, на которых они вышли замуж». [ 9 ]
- ↑ Сын Гундобада позже обратился в католицизм, хотя был убит сыновьями Клотильды. [ 4 ]
- ↑ Данбар придерживается противоположной точки зрения (см. стр. 192-`93), хотя она утверждает, что Клотильда в последние годы жизни вела добродетельную жизнь.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Курт, Годфруа (1908). «Святая Клотильда». Католическая энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 31 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Данбар 1904 , с. 191.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фермер, Дэвид Хью (1997). Оксфордский словарь святых (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 95. ИСБН 9780192800589 . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Макнамара, Халборг и Уотли, 1992 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Батлер 1995 , с. 462.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Фермер, Дэвид Хью (1997). Оксфордский словарь святых (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 95. ИСБН 9780192800589 . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Батлер 1995 , с. 463.
- ^ Перейти обратно: а б Бэринг-Гулд 1897 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с Макнамара, Халборг и Уотли, 1992 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Курт, Годфруа (1908). «Святая Клотильда». Католическая энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 31 мая 2024 г.
- ^ Данбар 1904 , стр. 191–192.
- ^ Перейти обратно: а б Данбар 1904 , с. 192.
- ^ Батлер 1995 , с. 29.
- ^ Бэринг-Гулд 1897 , с. 24.
- ^ Бэринг-Гулд 1897 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б Макнамара, Халборг и Уотли, 1992 , с. 40.
- ^ "Геновефа (423-502)" . Святые женщины темных веков . Отредактировано и переведено из Acta Sanctorum Макнамарой, Джо Энн; Халборг, Джон Э. Дарем; с Уотли, Э. Гордоном, Англия: Издательство Университета Дьюка. 1992. с. 36. ISBN 0-8223-1200-X.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Данбар 1904 , с. 193.
- ^ Перейти обратно: а б с «Фонтан Святой Клотильды» . Муниципальный туристический офис — Les Andelys . Архивировано из оригинала 1 апреля 2015 года . Проверено 19 июня 2024 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бэринг-Гулд, Сабина (1897). Жития святых . Том. 1. Издательство Джона К. Нимбо . Проверено 6 июня 2024 г.
- Батлер, Албан (1995). «Святая Клотильда, вдова». В Терстоне, Герберт Дж.; Аттуотер, Дональд (ред.). Батлер «Жития святых» . Вестминстер, Мэриленд: Христианская классика. стр. 462–463.
- Данбар, Агнес, Британская Колумбия (1904). Словарь святых женщин . Том. 1. Лондон: Джордж Белл и сыновья. стр. 191–193.
- Макнамара, Джо Энн; Халборг, Джон Э.; Уотли, Э. Гордон, ред. (1992). Святые женщины темных веков . Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-1200-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кинаст, Биргит (2021). «Идеал христианской королевы? Королева Хродешильда у Григория Турского, а также возможности и пределы женского правления в раннем средневековье». Исторический ежегодник , вып. 141, стр. 3–42.
- 474 рождения
- 545 смертей
- Бургундские женщины
- супруга франкской королевы
- История Бургундии
- Династия Меровингов
- Христианские королевские святые
- Принцессы
- Христианские святые средневековья
- Франкские женщины V века
- Франки V века
- Франкские женщины VI века
- Франкские святые VI века
- Французские королевы-матери
- Римско-католические королевские святые
- Супруга королевы V века