Шотландский реализм здравого смысла
Шотландский реализм здравого смысла , также известный как шотландская школа здравого смысла , [1] — реалистическая школа философии , зародившаяся на идеях шотландских философов Томаса Рида , Адама Фергюсона , Джеймса Битти и Дугалда Стюарта 18 века в эпоху шотландского Просвещения . Рид подчеркивал врожденную способность человека воспринимать общие идеи и то, что этот процесс присущ суждению и взаимозависим с ним. Таким образом, здравый смысл является основой философского исследования. Хотя шотландскую философию здравого смысла больше всего помнят за ее оппозицию широко распространенной философии Дэвида Юма , она влиятельна и очевидна в работах Томаса Джефферсона и американской политики конца 18-го века. [2] [3]
История
[ редактировать ]Шотландская школа здравого смысла — эпистемологическая философия, процветавшая в Шотландии в конце 18 — начале 19 веков. [4] Его корни можно найти в ответах на труды таких философов, как Джон Локк , Джордж Беркли и Дэвид Юм , а наиболее видными его представителями были Дугалд Стюарт , Томас Рид , Уильям Гамильтон и, как недавно утверждалось, Томас Карлайл . [5] [6] С философской точки зрения шотландский реализм служил опровержением скептицизму, сохраняя при этом влиятельные учения Исаака Ньютона и Фрэнсиса Бэкона . [4] Хотя в течение многих лет это было в значительной степени занижено, [4] влияние, которое оно оказало на философов в других странах Европы, не говоря уже о Соединенных Штатах, имеет значительную величину.
Одной из центральных задач школы была защита «здравого смысла» от философских парадоксов и скептицизма . Он утверждал, что убеждения здравого смысла управляют жизнью и мыслями даже тех, кто признает нездравые убеждения, и что вопросы здравого смысла неотъемлемы от приобретения знаний. Качество его работ в целом не было одинаковым; Эдвард С. Рид пишет, например: «[В то время как] Томас Рид хотел использовать здравый смысл для развития философской мудрости, большая часть этой школы просто хотела использовать здравый смысл для нападения на любую форму интеллектуальных изменений». [7]
Учения
[ редактировать ]Шотландская школа здравого смысла была основана Ридом в противовес Декарта теории идей . [8] Но эпистемология чувственного опыта привела Джона Локка и Дэвида Юма к скептической философии, которую реалисты находили абсурдной и противоречащей обычному опыту. Таким образом, Юм и его скептическая аргументация послужат основным препятствием для развития философии Рида. Под опекой Джорджа Тернбулла Рид принял принципы провиденциального натурализма и его четыре взаимосвязанных принципа; используя их как основу для своего опровержения теории идей. [8] Рид кропотливо разрабатывал свой трактат «Исследование человеческого разума на основе принципов здравого смысла» в течение 40 лет, часто обращаясь к своим современным философам из шотландского Просвещения, включая Юма. [8]
Рид сформулировал основной принцип реализма здравого смысла:
- «Если существуют определенные принципы, как я думаю, они существуют, в которые конституция нашей природы заставляет нас верить и которые мы вынуждены принимать как нечто само собой разумеющееся в общих жизненных заботах, не будучи в состоянии обосновать их они — это то, что мы называем принципами здравого смысла, а то, что явно противоречит им, — это то, что мы называем абсурдом». [9]
Шотландский реализм здравого смысла основан на аристотелевской мысли и защищает эмпирическую и научную философию, в которой доверие к нашим чувствам является неявным и необходимым. [10] : 148 Принципы здравого смысла имеют фундаментальное значение для накопления нами знаний как о метафизических , так и о физических конструкциях. [4] Однако наблюдение само по себе не может объяснить все знания, и истину можно познать путем размышления. [10] : 149 По словам самого Рида:
- «Я могу также представить себе отдельный объект, который действительно существует, например, церковь Св. Павла в Лондоне. У меня есть идея о нем; я представляю его. Непосредственный объект этого представления находится на расстоянии 400 миль; оно действует на меня или что я действую на него». [11]
Важны для первых принципов, способностей или умственных способностей, совершающих акт восприятия и зачатия (Leher 784). Интеллектуальные способности поддерживают широкий спектр психических процессов. Во многих из них (Николс и Яффе) зафиксированы акты зачатия. Примеры концепций включают суждение о том, что передо мной есть дверь, представление о том, что передо мной есть дверь, или рассуждение о том, что у всех дверей есть ручки (Николс и Яффе). «Все способности подвержены ошибкам», поскольку существуют свидетельства наших способностей и чувств, но не объектов, которые мы представляем (Leher 785). Но «мы доверяем им, хотим мы того или нет», поскольку они всегда преобладают в повседневной жизни (Лехер 786). Вся философия Рида зависит от непогрешимых способностей. Чувства являются продолжением способностей; они создают качества представлений (например, как запах предполагает существование объекта) и основывают наши убеждения (Николс и Яффе 45). Свобода — еще одно естественное убеждение способностей, которое является предустановленным и непреодолимым, как это доказывают основные принципы. Способности — это «основа истинной философии, науки и практической жизни, и без них мы заведем себя в яму скептицизма и отчаяния». (Лехер 787).
Школа учила, что у каждого человека есть обычный опыт, который дает интуитивно надежную уверенность в а) существовании себя, б) существовании реальных объектов, которые можно увидеть и почувствовать; и в) определенные «основные принципы», на которых могут быть основаны здоровая мораль и религиозные убеждения. Эти принципы заложили основу влиятельной теории восприятия Рида.
На практике философы шотландской школы предлагали научные объяснения историческим событиям и выступали за непредвзятый и междисциплинарный подход к образованию, свободный от религиозных и патриотических предубеждений. [12] [13]
Теории восприятия
[ редактировать ]Томас Рид и Дугалд Стюарт предложили родственные теории восприятия, основанные на шотландском реализме здравого смысла. По мнению Николаса Вольтерсторфа из Йельского университета , философию Рида можно без споров свести к четырем основным заповедям:
- «(1) Объектами актов восприятия являются внешние объекты. То есть независимые от разума пространственно расположенные сущности;
- (2) Необходимым и достаточным условием восприятия внешнего объекта является то, что объект вызывает у человека представление о нем и непосредственное (невыводное) убеждение о нем;
- (3) Мы, люди, устроены так, что при восприятии внешний объект вызывает представление о самом себе и непосредственную веру в себя, вызывая ощущение, которое, в свою очередь, вызывает («внушает») представление и непосредственную веру. ;
- (4) Ощущение может вызвать и часто действительно вызывает представление и убеждение, хотя человек не достаточно внимателен к ощущению, чтобы у него сформировалось убеждение о нем». [14]
Теория восприятия Дугалда Стюарта признает большое влияние Рида, чью философию он назвал «фундаментальными законами веры». [15] Однако Стюарт предлагал более умеренный подход к реализму, а его теория восприятия подчеркивала полезность чувств. [15]
Влияние
[ редактировать ]Реализм здравого смысла не только доминировал в шотландской мысли XIX века, но и имел большое влияние во Франции, США и других странах. Виктор Кузен (1792–1867) был самым важным сторонником во Франции. Рейдианская мысль была «ортодоксальной философией колледжей и университетов». [4] в начале 18 века и обеспечил интеллектуальную основу эпохи Просвещения . [4]
Американская декларация независимости
[ редактировать ]Реализм здравого смысла охватил американские интеллектуальные круги в 18 веке. [17] : 181 Философия Рида получила широкое распространение во время американской революции и оказала стабилизирующее философское влияние. [17] : 180 Некоторые называют его «отцом современной психиатрии». [17] : 173 Бенджамина Раша Обучение в Эдинбургском университете привило ему сильные реалистические тенденции, которые повлияли на большую часть его научной и политической деятельности, включая его моральное сопротивление рабству. [17] : 174 Свидетельства влияния шотландского реализма здравого смысла можно легко найти в философии Томаса Джефферсона и Джона Адамса . Адамс сравнил вклад Дугалда Стюарта с работами Аристотеля и Рене Декарта . [17] : 170 и подписавший Декларацию независимости Шотландец Джон Уизерспун возглавлял Принстонский университет ; Среди студентов под его опекой были губернаторы 12 штатов, 55 делегатов Конституционного собрания и будущий президент Джеймс Мэдисон . [17] : 171 Его образование в Эдинбургском университете сделало его ярым сторонником шотландского Просвещения и реализма. Джеймс Маккош (1811–1894 гг.) продолжил влияние шотландского реализма в Принстоне, когда стал президентом университета в 1868 году, возродив его влияние как главного оплота движения. Ной Портер (1811–1892) учил реализму здравого смысла поколения студентов Йельского университета.
Христианский фундаментализм
[ редактировать ]Шотландский реализм сильно повлиял на консервативную религиозную мысль и был самым сильным в Принстонской семинарии до тех пор, пока после 1929 года семинария не двинулась в новых направлениях. Принстонские богословы построили свою сложную систему на основе реализма «здравого смысла», библеизма и конфессионализма. [18] Джеймс Маккош был переведен из Королевского колледжа в Белфасте на кафедру моральной философии и президентства Принстонского колледжа из-за его книги «Метод божественного управления», христианской философии, которая была предшественником «Происхождения видов» Чарльза Дарвина (1859). Несколько теологов из Принстона последовали примеру Маккоша и заняли позицию теистической эволюции. Его целью было развитие Принстона как христианского университета в Северной Америке, а также передовой интеллектуальной семинарии пресвитерианской церкви. Преподаватели колледжа и семинарии включали как эволюционных, так и неэволюционных мыслителей. Большая часть евангельского богословия XXI века основана на богословии Принстона и, таким образом, отражает реализм здравого смысла. [19] Исследователь Нового Завета Грант Р. Осборн заключает, что шотландский реализм здравого смысла повлиял на библейскую герменевтику , что поверхностное понимание Священного Писания стало популярным, а индивидуалистические интерпретации изобиловали. [20]
См. также
[ редактировать ]- Адам Смит
- Прямой реализм
- Фрэнсис Хатчесон (философ)
- История философии в Польше §§ Просвещение и мессианство
- Джеймс Фредерик Ферье
- Наивный реализм
- Шотландская философия
- Томас Браун (философ)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Боас, Джордж (1957). Доминирующие темы современной философии: история . Нью-Йорк: Ronald Press Co., с. 660.
- ^ Тауси, Марк (май 2010 г.). « « Философская игра в дьявола » восстанавливает реакцию читателей на Дэвида Юма и шотландское Просвещение». Исторические исследования . 23 (220): 301–320. дои : 10.1111/j.1468-2281.2009.00503.x .
- ^ Шульц, Люсиль М. (1 декабря 1979 г.). «Раскрытие значения образов животных в современном рыцарстве: применение реализма здравого смысла» . Ранняя американская литература . 14 (3): 308–309 . Проверено 10 октября 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Редекоп, Бенджамин (2004). «Переписка Томаса Рида». Канадский исторический журнал . 39 (1): 212. doi : 10.3138/cjh.39.1.212 .
- ^ Джессоп, Ральф (1997). Карлейль и шотландская мысль . Макмиллан Пресс.
- ^ Джордан, Александр (20 сентября 2019 г.). «Вклад Томаса Карлейля в британский идеализм, ок. 1880–1930» . Шотландский исторический обзор . 98 : 439–468. дои : 10.3366/шр.2019.0428 . S2CID 204477593 .
- ^ Эдвард С. Рид, Необходимость опыта, с. 16. Издательство Йельского университета, 1996.
- ^ Перейти обратно: а б с Рид, Томас (1997). Исследование человеческого разума на основе принципов здравого смысла. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. XII-XXIII. ISBN 0748607226 .
- ^ Кунео и Вауденберг, ред. Кембриджский компаньон Томаса Рида (2004), стр. 85
- ^ Перейти обратно: а б Холдейн, Джон (апрель 2007 г.). «Шотландская философия». Монизм 90 (2).
- ^ Рид, Томас. Очерки интеллектуальных способностей человека . Дублин: Ирландия. Эссе IV с. 46.
- ^ Мирайес, Ж. Рубен Вальдес (2005). «Предрассудки образования: образовательные аспекты шотландского Просвещения» . Атлантида . 27 (2): 101.
- ^ Плассар, Анна (январь 2013 г.). « Научные виги»? Шотландские историки о Французской революции» . Журнал истории идей . 74 (1): 95. doi : 10.1353/jhi.2013.a495243 .
- ^ Вольтерсторф, Николас (осень 2006 г.). «Каким эпистемологическим реалистом был Томас Рид?». Журнал шотландской философии . 4 (2): 111–112. дои : 10.3366/jsp.2006.4.2.111 .
- ^ Перейти обратно: а б Таунсенд, Дэбни (апрель 2007 г.). «Дугалд Стюарт о красоте и вкусе» Монист 90 (2 стр. 272).
- ^ americanrevolution.org - Ключ к изображению Трамбалла
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Робинсон, Дэниел (апрель 2007 г.). «Шотландское Просвещение и американское основание». Монист 90 (2)
- ^ Джеймс К. Ливингстон и Фрэнсис Шюсслер Фиоренца, Современная христианская мысль: Просвещение и девятнадцатый век (2006), с. 303
- ^ Стэнли Дж. Гренц, Брайан Макларен, Джон Р. Франке, Обновление центра: евангелическое богословие в посттеологическую эпоху (2006), стр. 79, 177.
- ^ Грант Р. Осборн, Герменевтическая спираль: всестороннее введение в библейскую интерпретацию, ред. и расширенное, 2-е изд. (Даунерс Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press, 2006), 27.
Ссылки
[ редактировать ]- С. А. Грейв, «Здравый смысл», в «Философской энциклопедии» , изд. Пол Эдвардс (Коллиер Макмиллан, 1967).
- Питер Дж. Кинг, Сто философов (2004: Нью-Йорк, Образовательные книги Бэррона), ISBN 0-7641-2791-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альстром, Сидней Э. «Шотландская философия и американское богословие», История Церкви, Том. 24, № 3 (сентябрь 1955 г.), стр. 257–272 в JSTOR.
- Кунео, Теренс и Рене ван Вуденберг, ред. Кембриджский товарищ Томаса Рида (2004)
- Грэм, Гордон. «Шотландская философия в XIX веке» Стэнфордская энциклопедия философии (2009) онлайн
- Хааконсен, Кнуд. «Шотландский реализм здравого смысла» в книге Ричарда Вайтмана Фокса и Джеймса Т. Клоппенберга, ред. Спутник американской мысли (1995), стр. 618–20.
- Марсден, Джордж М. Фундаментализм и американская культура (2006) отрывок и текстовый поиск
- Нолл, Марк. Скандал евангельского разума . Eerdmans, 1994. (о влиянии ССССР на фундаментализм см. главу 5).
- Розенфельд, София. Здравый смысл: политическая история (Издательство Гарвардского университета; 2011) 346 страниц; прослеживает историю здравого смысла как политического идеала со времен Славной революции в Англии (1688 г.).
- Вольтерсторф, Николас. Томас Рид и история эпистемологии . Издательство Кембриджского университета, 2006. ISBN 0-521-53930-7
Первоисточники
[ редактировать ]- Отрывки из шотландской философии здравого смысла , изд. Г. А. Джонстона (1915), эссе Томаса Рида, Адама Фергюсона , Джеймса Битти и Дугалда Стюарта ( онлайн-версия ).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джеймс Фейзер, «Библиография шотландской философии здравого смысла»
- Философия здравого смысла , дискуссия на BBC Radio 4 с AC Grayling, Мелиссой Лейн и Александром Броуди ( «В наше время» , 21 июня 2007 г.)