Jump to content

Шотландский реализм здравого смысла

(Перенаправлено из «Философии здравого смысла »)
Томас Рид

Шотландский реализм здравого смысла , также известный как шотландская школа здравого смысла , [1] реалистическая школа философии , зародившаяся на идеях шотландских философов Томаса Рида , Адама Фергюсона , Джеймса Битти и Дугалда Стюарта 18 века в эпоху шотландского Просвещения . Рид подчеркивал врожденную способность человека воспринимать общие идеи и то, что этот процесс присущ суждению и взаимозависим с ним. Таким образом, здравый смысл является основой философского исследования. Хотя шотландскую философию здравого смысла больше всего помнят за ее оппозицию широко распространенной философии Дэвида Юма , она влиятельна и очевидна в работах Томаса Джефферсона и американской политики конца 18-го века. [2] [3]

Дэвид Хьюм

Шотландская школа здравого смысла — эпистемологическая философия, процветавшая в Шотландии в конце 18 — начале 19 веков. [4] Его корни можно найти в ответах на труды таких философов, как Джон Локк , Джордж Беркли и Дэвид Юм , а наиболее видными его представителями были Дугалд Стюарт , Томас Рид , Уильям Гамильтон и, как недавно утверждалось, Томас Карлайл . [5] [6] С философской точки зрения шотландский реализм служил опровержением скептицизму, сохраняя при этом влиятельные учения Исаака Ньютона и Фрэнсиса Бэкона . [4] Хотя в течение многих лет это было в значительной степени занижено, [4] влияние, которое оно оказало на философов в других странах Европы, не говоря уже о Соединенных Штатах, имеет значительную величину.

Одной из центральных задач школы была защита «здравого смысла» от философских парадоксов и скептицизма . Он утверждал, что убеждения здравого смысла управляют жизнью и мыслями даже тех, кто признает нездравые убеждения, и что вопросы здравого смысла неотъемлемы от приобретения знаний. Качество его работ в целом не было одинаковым; Эдвард С. Рид пишет, например: «[В то время как] Томас Рид хотел использовать здравый смысл для развития философской мудрости, большая часть этой школы просто хотела использовать здравый смысл для нападения на любую форму интеллектуальных изменений». [7]

Шотландская школа здравого смысла была основана Ридом в противовес Декарта теории идей . [8] Но эпистемология чувственного опыта привела Джона Локка и Дэвида Юма к скептической философии, которую реалисты находили абсурдной и противоречащей обычному опыту. Таким образом, Юм и его скептическая аргументация послужат основным препятствием для развития философии Рида. Под опекой Джорджа Тернбулла Рид принял принципы провиденциального натурализма и его четыре взаимосвязанных принципа; используя их как основу для своего опровержения теории идей. [8] Рид кропотливо разрабатывал свой трактат «Исследование человеческого разума на основе принципов здравого смысла» в течение 40 лет, часто обращаясь к своим современным философам из шотландского Просвещения, включая Юма. [8]

Рид сформулировал основной принцип реализма здравого смысла:

«Если существуют определенные принципы, как я думаю, они существуют, в которые конституция нашей природы заставляет нас верить и которые мы вынуждены принимать как нечто само собой разумеющееся в общих жизненных заботах, не будучи в состоянии обосновать их они — это то, что мы называем принципами здравого смысла, а то, что явно противоречит им, — это то, что мы называем абсурдом». [9]

Шотландский реализм здравого смысла основан на аристотелевской мысли и защищает эмпирическую и научную философию, в которой доверие к нашим чувствам является неявным и необходимым. [10] : 148  Принципы здравого смысла имеют фундаментальное значение для накопления нами знаний как о метафизических , так и о физических конструкциях. [4] Однако наблюдение само по себе не может объяснить все знания, и истину можно познать путем размышления. [10] : 149  По словам самого Рида:

«Я могу также представить себе отдельный объект, который действительно существует, например, церковь Св. Павла в Лондоне. У меня есть идея о нем; я представляю его. Непосредственный объект этого представления находится на расстоянии 400 миль; оно действует на меня или что я действую на него». [11]

Важны для первых принципов, способностей или умственных способностей, совершающих акт восприятия и зачатия (Leher 784). Интеллектуальные способности поддерживают широкий спектр психических процессов. Во многих из них (Николс и Яффе) зафиксированы акты зачатия. Примеры концепций включают суждение о том, что передо мной есть дверь, представление о том, что передо мной есть дверь, или рассуждение о том, что у всех дверей есть ручки (Николс и Яффе). «Все способности подвержены ошибкам», поскольку существуют свидетельства наших способностей и чувств, но не объектов, которые мы представляем (Leher 785). Но «мы доверяем им, хотим мы того или нет», поскольку они всегда преобладают в повседневной жизни (Лехер 786). Вся философия Рида зависит от непогрешимых способностей. Чувства являются продолжением способностей; они создают качества представлений (например, как запах предполагает существование объекта) и основывают наши убеждения (Николс и Яффе 45). Свобода — еще одно естественное убеждение способностей, которое является предустановленным и непреодолимым, как это доказывают основные принципы. Способности — это «основа истинной философии, науки и практической жизни, и без них мы заведем себя в яму скептицизма и отчаяния». (Лехер 787).

Школа учила, что у каждого человека есть обычный опыт, который дает интуитивно надежную уверенность в а) существовании себя, б) существовании реальных объектов, которые можно увидеть и почувствовать; и в) определенные «основные принципы», на которых могут быть основаны здоровая мораль и религиозные убеждения. Эти принципы заложили основу влиятельной теории восприятия Рида.

На практике философы шотландской школы предлагали научные объяснения историческим событиям и выступали за непредвзятый и междисциплинарный подход к образованию, свободный от религиозных и патриотических предубеждений. [12] [13]

Теории восприятия

[ редактировать ]

Томас Рид и Дугалд Стюарт предложили родственные теории восприятия, основанные на шотландском реализме здравого смысла. По мнению Николаса Вольтерсторфа из Йельского университета , философию Рида можно без споров свести к четырем основным заповедям:

«(1) Объектами актов восприятия являются внешние объекты. То есть независимые от разума пространственно расположенные сущности;
(2) Необходимым и достаточным условием восприятия внешнего объекта является то, что объект вызывает у человека представление о нем и непосредственное (невыводное) убеждение о нем;
(3) Мы, люди, устроены так, что при восприятии внешний объект вызывает представление о самом себе и непосредственную веру в себя, вызывая ощущение, которое, в свою очередь, вызывает («внушает») представление и непосредственную веру. ;
(4) Ощущение может вызвать и часто действительно вызывает представление и убеждение, хотя человек не достаточно внимателен к ощущению, чтобы у него сформировалось убеждение о нем». [14]

Теория восприятия Дугалда Стюарта признает большое влияние Рида, чью философию он назвал «фундаментальными законами веры». [15] Однако Стюарт предлагал более умеренный подход к реализму, а его теория восприятия подчеркивала полезность чувств. [15]

Реализм здравого смысла не только доминировал в шотландской мысли XIX века, но и имел большое влияние во Франции, США и других странах. Виктор Кузен (1792–1867) был самым важным сторонником во Франции. Рейдианская мысль была «ортодоксальной философией колледжей и университетов». [4] в начале 18 века и обеспечил интеллектуальную основу эпохи Просвещения . [4]

Американская декларация независимости

[ редактировать ]
Декларация независимости — картина Джона Трамбалла, изображающая Комитет пяти, представляющий свой проект Декларации независимости Конгрессу 28 июня 1776 года. Картина Трамбалла изображена на реверсе двухдолларовой банкноты Соединенных Штатов . [16]

Реализм здравого смысла охватил американские интеллектуальные круги в 18 веке. [17] : 181  Философия Рида получила широкое распространение во время американской революции и оказала стабилизирующее философское влияние. [17] : 180  Некоторые называют его «отцом современной психиатрии». [17] : 173  Бенджамина Раша Обучение в Эдинбургском университете привило ему сильные реалистические тенденции, которые повлияли на большую часть его научной и политической деятельности, включая его моральное сопротивление рабству. [17] : 174  Свидетельства влияния шотландского реализма здравого смысла можно легко найти в философии Томаса Джефферсона и Джона Адамса . Адамс сравнил вклад Дугалда Стюарта с работами Аристотеля и Рене Декарта . [17] : 170  и подписавший Декларацию независимости Шотландец Джон Уизерспун возглавлял Принстонский университет ; Среди студентов под его опекой были губернаторы 12 штатов, 55 делегатов Конституционного собрания и будущий президент Джеймс Мэдисон . [17] : 171  Его образование в Эдинбургском университете сделало его ярым сторонником шотландского Просвещения и реализма. Джеймс Маккош (1811–1894 гг.) продолжил влияние шотландского реализма в Принстоне, когда стал президентом университета в 1868 году, возродив его влияние как главного оплота движения. Ной Портер (1811–1892) учил реализму здравого смысла поколения студентов Йельского университета.

Христианский фундаментализм

[ редактировать ]
Принстонская семинария в 1800-х годах.

Шотландский реализм сильно повлиял на консервативную религиозную мысль и был самым сильным в Принстонской семинарии до тех пор, пока после 1929 года семинария не двинулась в новых направлениях. Принстонские богословы построили свою сложную систему на основе реализма «здравого смысла», библеизма и конфессионализма. [18] Джеймс Маккош был переведен из Королевского колледжа в Белфасте на кафедру моральной философии и президентства Принстонского колледжа из-за его книги «Метод божественного управления», христианской философии, которая была предшественником «Происхождения видов» Чарльза Дарвина (1859). Несколько теологов из Принстона последовали примеру Маккоша и заняли позицию теистической эволюции. Его целью было развитие Принстона как христианского университета в Северной Америке, а также передовой интеллектуальной семинарии пресвитерианской церкви. Преподаватели колледжа и семинарии включали как эволюционных, так и неэволюционных мыслителей. Большая часть евангельского богословия XXI века основана на богословии Принстона и, таким образом, отражает реализм здравого смысла. [19] Исследователь Нового Завета Грант Р. Осборн заключает, что шотландский реализм здравого смысла повлиял на библейскую герменевтику , что поверхностное понимание Священного Писания стало популярным, а индивидуалистические интерпретации изобиловали. [20]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Боас, Джордж (1957). Доминирующие темы современной философии: история . Нью-Йорк: Ronald Press Co., с. 660.
  2. ^ Тауси, Марк (май 2010 г.). « « Философская игра в дьявола » восстанавливает реакцию читателей на Дэвида Юма и шотландское Просвещение». Исторические исследования . 23 (220): 301–320. дои : 10.1111/j.1468-2281.2009.00503.x .
  3. ^ Шульц, Люсиль М. (1 декабря 1979 г.). «Раскрытие значения образов животных в современном рыцарстве: применение реализма здравого смысла» . Ранняя американская литература . 14 (3): 308–309 . Проверено 10 октября 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Редекоп, Бенджамин (2004). «Переписка Томаса Рида». Канадский исторический журнал . 39 (1): 212. doi : 10.3138/cjh.39.1.212 .
  5. ^ Джессоп, Ральф (1997). Карлейль и шотландская мысль . Макмиллан Пресс.
  6. ^ Джордан, Александр (20 сентября 2019 г.). «Вклад Томаса Карлейля в британский идеализм, ок. 1880–1930» . Шотландский исторический обзор . 98 : 439–468. дои : 10.3366/шр.2019.0428 . S2CID   204477593 .
  7. ^ Эдвард С. Рид, Необходимость опыта, с. 16. Издательство Йельского университета, 1996.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Рид, Томас (1997). Исследование человеческого разума на основе принципов здравого смысла. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. XII-XXIII. ISBN   0748607226 .
  9. ^ Кунео и Вауденберг, ред. Кембриджский компаньон Томаса Рида (2004), стр. 85
  10. ^ Перейти обратно: а б Холдейн, Джон (апрель 2007 г.). «Шотландская философия». Монизм 90 (2).
  11. ^ Рид, Томас. Очерки интеллектуальных способностей человека . Дублин: Ирландия. Эссе IV с. 46.
  12. ^ Мирайес, Ж. Рубен Вальдес (2005). «Предрассудки образования: образовательные аспекты шотландского Просвещения» . Атлантида . 27 (2): 101.
  13. ^ Плассар, Анна (январь 2013 г.). « Научные виги»? Шотландские историки о Французской революции» . Журнал истории идей . 74 (1): 95. doi : 10.1353/jhi.2013.a495243 .
  14. ^ Вольтерсторф, Николас (осень 2006 г.). «Каким эпистемологическим реалистом был Томас Рид?». Журнал шотландской философии . 4 (2): 111–112. дои : 10.3366/jsp.2006.4.2.111 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Таунсенд, Дэбни (апрель 2007 г.). «Дугалд Стюарт о красоте и вкусе» Монист 90 (2 стр. 272).
  16. ^ americanrevolution.org - Ключ к изображению Трамбалла
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Робинсон, Дэниел (апрель 2007 г.). «Шотландское Просвещение и американское основание». Монист 90 (2)
  18. ^ Джеймс К. Ливингстон и Фрэнсис Шюсслер Фиоренца, Современная христианская мысль: Просвещение и девятнадцатый век (2006), с. 303
  19. ^ Стэнли Дж. Гренц, Брайан Макларен, Джон Р. Франке, Обновление центра: евангелическое богословие в посттеологическую эпоху (2006), стр. 79, 177.
  20. ^ Грант Р. Осборн, Герменевтическая спираль: всестороннее введение в библейскую интерпретацию, ред. и расширенное, 2-е изд. (Даунерс Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press, 2006), 27.
  • С. А. Грейв, «Здравый смысл», в «Философской энциклопедии» , изд. Пол Эдвардс (Коллиер Макмиллан, 1967).
  • Питер Дж. Кинг, Сто философов (2004: Нью-Йорк, Образовательные книги Бэррона), ISBN   0-7641-2791-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Альстром, Сидней Э. «Шотландская философия и американское богословие», История Церкви, Том. 24, № 3 (сентябрь 1955 г.), стр. 257–272 в JSTOR.
  • Кунео, Теренс и Рене ван Вуденберг, ред. Кембриджский товарищ Томаса Рида (2004)
  • Грэм, Гордон. «Шотландская философия в XIX веке» Стэнфордская энциклопедия философии (2009) онлайн
  • Хааконсен, Кнуд. «Шотландский реализм здравого смысла» в книге Ричарда Вайтмана Фокса и Джеймса Т. Клоппенберга, ред. Спутник американской мысли (1995), стр. 618–20.
  • Марсден, Джордж М. Фундаментализм и американская культура (2006) отрывок и текстовый поиск
  • Нолл, Марк. Скандал евангельского разума . Eerdmans, 1994. (о влиянии ССССР на фундаментализм см. главу 5).
  • Розенфельд, София. Здравый смысл: политическая история (Издательство Гарвардского университета; 2011) 346 страниц; прослеживает историю здравого смысла как политического идеала со времен Славной революции в Англии (1688 г.).
  • Вольтерсторф, Николас. Томас Рид и история эпистемологии . Издательство Кембриджского университета, 2006. ISBN   0-521-53930-7

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Отрывки из шотландской философии здравого смысла , изд. Г. А. Джонстона (1915), эссе Томаса Рида, Адама Фергюсона , Джеймса Битти и Дугалда Стюарта ( онлайн-версия ).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a14cf39e52b3b7b3688fb6189e7490f8__1716586920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/f8/a14cf39e52b3b7b3688fb6189e7490f8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scottish common sense realism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)