Советская подводная лодка К-33
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2009 г. ) |
![]() Подводная лодка проекта 658М (Отель II)
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | К-33 (921) |
Строитель | Завод № 902, Северодвинск , Советский Союз |
Запущен | 6 августа 1960 г. |
Введен в эксплуатацию | 5 июля 1961 г. |
Переименован | К-54 , 1977 год. |
Порт приписки | Мурманск |
Выведен из эксплуатации | 1990 |
Общие характеристики | |
Класс и тип | гостиничного класса Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 114 м (374 футов 0 дюймов) |
Луч | 9,2 м (30 футов 2 дюйма) |
Черновик | 7,31 м (24 фута 0 дюймов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Выносливость | 50 дней |
Глубина испытания |
|
Дополнить | 104 мужчины |
Вооружение |
|
Послужной список | |
Часть: | Советский Северный Флот |
К-33 — советская атомная подводная лодка проекта 658 ( по классификации НАТО « Отель II» ). Он принадлежал Советскому Северному флоту и имел идентификационный номер 921 . В 1977 году она была переименована в К-54 .
К-33 была построена на заводе № 902 в Северодвинске , Советский Союз , как подводная лодка I-го класса, спущена на воду 6 августа 1960 года и вступила в строй 5 июля 1961 года. В 1964 году К-33 была отремонтирована и модернизирована до образца 658М. (Отель II), установив новый ракетный комплекс, дающий возможность стрелять ракетами в подводном положении. Выведена из эксплуатации в 1990 году.
К-33 участвовала в двух инцидентах.
Каттегатский инцидент
[ редактировать ]

12 апреля 1963 года К-33 столкнулась с финским торговым судном MS Finnclipper в Каттегате .
Судно Finnclipper , принадлежащее Enso Gutzeit , направлялось в США с грузом в 6000 тонн бумаги. Когда она достигла Каттегата, стоял туман. подводная появилась лодка . В 11.05 экипаж Finnclipper услышал шум двигателя по левому борту, и из тумана «Финнклипер» резко повернул вправо , пытаясь избежать столкновения, но безуспешно.
Финнклипер немедленно остановилась и вернулась на подводную лодку, чтобы посмотреть, нужна ли ей помощь. Два советских офицера на борту рассказали финскому капитану, что борт подводной лодки получил серьезные структурные повреждения, поскольку был вдавлен и деформирован. Советские офицеры не раскрыли свою национальность, но сообщили «Финнклиппера » экипажу , что их судно является подводной лодкой Варшавского договора . Однако финны смогли четко прочитать номер 921 на борту подводной лодки, идентифицировав ее как К-33 . Согласно некоторым советским источникам, К-33 проходила капитальный ремонт на базе Советского Северного флота с 25 октября 1962 года по 29 декабря 1964 года и, следовательно, не могла участвовать в столкновении, и в то время Советы утверждали, что задействованная подводная лодка не была вовлечена в столкновение. атомная подводная лодка , хотя экипаж « Финнклиппера » четко опознал К-33 . В российской статье 1996 года говорится, что К-33 направлялась на патрулирование в северной части Атлантического океана , когда столкнулась с «Финнклипером» . [ 1 ]
Finnclipper После столкновения удалось пересечь Атлантический океан, хотя у него и возникла течь. Сильно поврежденная К-33 доковыляла до Мурманска на ремонт. Капитан . финского судна Рунар Линдхольм дал морскую декларацию по прибытии в Нью-Йорк , но отчет находился под грифом «секретно» более 44 лет Было высказано предположение, что инцидент держался в секрете из-за советско-финского договора 1948 года , согласно которому Советы могли запретить финнам сообщать об инциденте в средствах массовой информации или даже исследовать его.
4 апреля 2007 года Линдхольм и писатель-мореплаватель Яакко Варимаа, который в то время был вторым помощником капитана на «Финнклипере », опубликовали книгу Sukellusvene sumussa (« Подводная лодка в тумане »), в которой широкой публике рассказали о происшествии.
Арктический инцидент
[ редактировать ]В 1965 году К-33 попала в радиационную аварию в Арктике , связанную с негерметичностью твэлов. [ 2 ]
Источники
[ редактировать ]- Варимаа, Яакко (2007). Подводная лодка в тумане . Северное сияние. ISBN 978-952-5170-67-2 .
- Ильта-Саномат 4 апреля 2007 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Podvodnye Lodki Rossii, Atomnye Pervoye Pokoleniye; Tom IV, Chast 1;1st Defense Ministry Scientific-Research Institute & Rubin Central Design Bureau of Marine Equipment; Sankt Peterburg, 1996
- ^ Атомные подводные лодки: проблемы безопасности и воздействие на окружающую среду. Архивировано 10 июля 2007 г. в Wayback Machine.