Jump to content

Научная знаменитость

Научная знаменитость , также известная как знаменитый ученый или общественный деятель , — это ученый , который привлек значительное внимание общественности, обычно через средства массовой информации . [1] Для широкой публики научные знаменитости представляют науку или область науки. [1] [2] В некоторых случаях это может носить корыстный характер или может осуществляться в соответствии с государственными или корпоративными интересами или для продвижения соответствующей науки.

Благодаря новым научным открытиям ученые становятся публично известными за свой вклад. Хотя этот тип признания стал более распространенным в последнее время (что совпало с ростом культуры знаменитостей ), этому явлению уже несколько столетий. Внимание средств массовой информации к науке стало более распространенным, начиная с конца 1960-х - начала 1970-х годов, когда увеличилось разнообразие средств массовой информации, и они стали уделять больше внимания научному прогрессу. Знаменитости науки сыграли значительную роль в популяризации науки . [3]

Исторические примеры

[ редактировать ]
Карикатура на Чарльза Дарвина из журнала Vanity Fair 1871 года.

В конце 17 — начале 18 веков Исаак Ньютон стал широко известен в Великобритании и большей части западного мира после публикации своих теорий движения. Другие, в том числе Вольтер , продвигали репутацию Ньютона; хотя Ньютон активно не рекламировал себя. [4]

Чарльз Дарвин приобрел популярность среди широкой публики после публикации в 1859 году книги «Происхождение видов» , в которой объяснялась его теория эволюции . Это включало распространение серийных фотографий его самого и его проектов. Он тщательно отбирал интервью и публичные выступления. Он ответил на свое письмо заранее напечатанными ответами. Дарвин предоставил недорогие издания своей книги для чтения широкой публике. Статуэтки шимпанзе, созерцающего человеческий череп, стали широко доступны после роста славы Дарвина. [1] [5]

Современные примеры

[ редактировать ]

К 1919 году, вскоре после того, как Альберт Эйнштейн опубликовал свою основополагающую работу по общей теории относительности , он стал широко известен среди широкой публики во всем мире. К тому времени появились экспериментальные данные, подтверждающие теории Эйнштейна, и этот революционно новый взгляд на физический мир привлек значительное внимание общественности. Историк науки Абрахам Пайс писал: «Эйнштейн, создатель некоторых из лучших научных достижений всех времен, сам является творением средств массовой информации, поскольку он является и остается общественным деятелем». [1] Возвышение Эйнштейна к статусу знаменитости можно отнести к ноябрю 1919 года, когда крупные новостные агентства, такие как «Таймс» (Лондон) и «Нью-Йорк Таймс», сообщили о научных открытиях. Эйнштейну временами было некомфортно из-за своего статуса знаменитости, поскольку это ставило под угрозу его личную жизнь. Однако он использовал свою известность для продвижения социальных целей, в которых он был твердо убежден, таких как сионизм , ядерное разоружение , гражданские права и пацифизм . [6]

Астроном Фред Хойл приобрел известность к 1950 году, особенно в Соединенном Королевстве. Он вел серию радиопередач на BBC под названием «Природа Вселенной». Хойл какое-то время был одним из самых популярных телеведущих в Соединенном Королевстве, и книжная версия его радиопередачи [7] был бестселлером . [1]

Во второй половине 20-го и начале 21-го века космолог Стивен Хокинг достиг статуса знаменитости. Первоначально это произошло благодаря его исследовательским публикациям о черных дырах и других аспектах космологии. В 1988 году он опубликовал «Краткую историю времени» , книгу, которая предоставила широкой публике понимание космологии. Статус знаменитости Хокинга быстро рос, а его участие в популярной культуре увековечивалось благодаря выступлениям на телевидении и радио, биографическим книгам и сюжету фильма « Теория всего» . Временами Хокинг страдал от пристального внимания общественности к его личной жизни. [1] [8]

списки известных англоязычных популяризаторов науки и пропагандистов науки Доступны .

Эффект Сагана

[ редактировать ]
Карл Саган

Карл Саган был опытным исследователем в области планетологии к тому времени, когда в 1977 году он опубликовал свою книгу «Драконы Эдема» об эволюции человеческого интеллекта, предназначенную для широкой, ненаучной аудитории. Благодаря этой книге Саган получил Пулитцеровскую премию и прославился. В 1980 году Саган вел телесериал «Космос: личное путешествие» , который закрепил за ним статус научной знаменитости. Журнал Time назвал Сагана «самым эффективным продавцом науки в Америке».

Саган был профессором университета в то время, когда впервые достиг статуса знаменитости. Влиятельные академические коллеги воспринимали Сагана как популяризатора науки, а не как серьезного ученого. Ему было отказано в академической должности в Гарвардском университете , несмотря на его значительные достижения в качестве независимого исследователя. (Позже он стал профессором Корнеллского университета .) Историк науки Майкл Шермер назвал это «эффектом Сагана». Эта форма академического снобизма распространялась и на некоторых других знаменитостей науки. [1] [3] [9] включая палеонтолога Стивена Джея Гулда . [10] Обсуждение эффекта Сагана в 2016 году показало, что в то время этот эффект продолжал сохраняться, даже несмотря на то, что он может снижаться по мере того, как академические учреждения стали более активно участвовать в работе с общественностью . [11]

Роль СМИ

[ редактировать ]

Средства освещения науки в средствах массовой информации и объем научных репортажей значительно изменились с момента появления научных репортажей, как и журналистика по большинству тем. Вначале ученые получили необходимую для статуса знаменитостей известность через традиционные печатные средства массовой информации, включая газеты, журналы, брошюры и почтовые рассылки. Лекции были еще одним средством , особенно для саморекламы . К середине 20-го века вещательные средства массовой информации, такие как телевидение и радио, а затем и кабельное телевидение, стали важными средствами распространения информации. Развитие цифровых медиа позволило ученым напрямую обращаться к широкой публике. Многие другие люди стали известны публике в результате продвижения в СМИ. Главы государств, главы правительственных учреждений и религиозные лидеры уже давно привлекают внимание средств массовой информации такого рода, поскольку представляют интересы, отличные от их собственных. Научная знаменитость похожа, [12] [13] и К. Эверетт Куп является примером научной знаменитости, получившей статус знаменитости благодаря своей работе в правительственном учреждении в качестве главного хирурга Соединенных Штатов. [14]

Еще одной формой научной деятельности в эпоху цифровых технологий являются выступления TED . Наука является одной из основных тем Ted Talks, и среди знаменитостей науки, выступавших на TED Talks, можно назвать Э. О. Уилсона , Барри Шварца , Ричарда Докинза , Стивена Пинкера , Брайана Грина и Лору Бойкин и других.

Опрос показывает, что общественное признание научных концепций, особенно эволюции , зависит от знаменитых ученых, которые ее защищают, а также от других концепций, которые отстаивают знаменитости. Эми Ансворт и Дэвид Воас [15] обнаружили, что признание эволюции может уменьшиться среди некоторых религиозных групп, если ее будет отстаивать знаменитый ученый, который, как считается, имеет негативные взгляды на религию, например Ричард Докинз. [16]

Наука по пресс-релизу

[ редактировать ]

Иногда некоторые ученые ненадлежащим образом или преждевременно публиковали результаты своих исследований в средствах массовой информации, в пресс-релизах или на пресс-конференциях. Обычно это происходит, когда результаты имеют сомнительную научную ценность и ученые обращаются непосредственно к широкой публике. Иногда принимающее учреждение является соучастником. Этот тип науки в пресс-релизе рассматривается как пример патологической науки . Холодный синтез является примером такого поведения. [17] [18]

Медийные знаменитости

[ редактировать ]

Некоторые телеведущие, такие как Ричард Аттенборо , Патрик Мур и Дэвид Аттенборо, имеют научную квалификацию, а некоторые, такие как Билл Най, имеют инженерную квалификацию. [19] но эти докладчики известны прежде всего своими собственными презентациями научных тем, а не своим вкладом в развитие научных знаний. В некоторых средствах массовой информации есть научные редакторы или научные репортеры , которым поручено освещать научные разработки. Эти люди часто не имеют научной подготовки, а скорее являются профессиональными журналистами , ярким примером является Жюль Бергман из ABC-TV в США.

Актер Алан Алда взялся за помощь ученым в общении с широкой публикой. Его усилия не ограничиваются научными знаменитостями и включают в себя малоизвестных ученых. В методе Альды упор делается на импровизационные приемы . [20]

Некоторые знаменитости известны своими ролями в средствах массовой информации, но не своей работой в науке, например, Маим Бялик , одна из звезд телешоу «Теория большого взрыва» , имеющая докторскую степень в области нейробиологии . Другой пример — актриса Даника МакКеллар , опубликовавшая оригинальные исследования в области математики. Другой — комик и писатель-научный писатель Каша Патель .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Фэхи, Деклан (2015). «Краткая история научной знаменитости» . Скептический исследователь . 39 (4) . Проверено 7 декабря 2019 г.
  2. ^ Колфилд, Тимоти; Фэи, Деклан (2016). «Наука, знаменитости и участие общественности» . Проблемы науки и техники . 32 (4) . Проверено 12 декабря 2019 г.
  3. ^ Jump up to: а б Фэйи, Деклан. «Карл Саган и восхождение знаменитого ученого» . sciencefriday.com . Инициатива «Научная пятница» . Проверено 7 декабря 2019 г.
  4. ^ Эпштейн, Джулия Л. (1979). «Миф Вольтера о Ньютоне». Филология Тихоокеанского побережья . 14 : 27–33. дои : 10.2307/1316435 . JSTOR   1316435 .
  5. ^ Браун, Джанет (2001). «Дарвин в карикатуре: исследование популяризации и распространения эволюции». Труды Американского философского общества . 145 (4): 496–509.
  6. ^ Фальк, Дэн (4 ноября 2019 г.). «Сто лет назад общая теория относительности Эйнштейна сбила с толку прессу и общественность» . Смитсоновский журнал . Проверено 10 декабря 2019 г.
  7. ^ Хойл, Фред (1960). Природа Вселенной (Первое изд.). Харпер Коллинз. ISBN  978-0060028206 .
  8. ^ Штатные писатели. «Стивен Хокинг» . биография.com . Телевизионные сети A&E . Проверено 10 декабря 2019 г.
  9. ^ Шермер, Майкл Б. (2002). «Этот взгляд на науку: Стивен Джей Гулд как историк науки и историк науки, популярный ученый и популяризатор науки». Социальные исследования науки . 32 (4): 489–524. дои : 10.1177/0306312702032004001 . ПМИД   12503565 . S2CID   220879229 .
  10. ^ Протеро, Дональд (2009). «Стивен Джей Гулд: он принес палеонтологию на «высокий стол»?» . Философия и теория в биологии . 1 (20170609). дои : 10.3998/ptb.6959004.0001.001 .
  11. ^ Мартинес-Конде, Сусана (17 февраля 2016 г.). «Переросла ли современная академия эффект Карла Сагана?» . Журнал неврологии . 36 (7): 2077–2082. doi : 10.1523/JNEUROSCI.0086-16.2016 . ПМК   6602043 . ПМИД   26888919 .
  12. ^ Ши, Кристофер. «Новая академическая знаменитость» . хроника.com . Хроника высшего образования . Проверено 14 декабря 2019 г.
  13. ^ Ренсбергер, Бойс (2009). «Научная журналистика: слишком близко для комфорта» . Природа . 459 (7250): 1055–1056. Бибкод : 2009Natur.459.1055R . дои : 10.1038/4591055а . ПМИД   19553977 . S2CID   5397639 .
  14. ^ Уикс, Дженнифер (2014). «Утка и прикрытие: научная журналистика в эпоху цифровых технологий» . Дистилляции . Проверено 15 декабря 2019 г.
  15. ^ Ансворт, Эми; Воас, Дэвид (2021). «Эффект Докинза? Знаменитые ученые, (не)религиозная общественность и изменившееся отношение к эволюции» . Общественное понимание науки . 30 (4): 434–454. дои : 10.1177/0963662521989513 . ПМК   8114431 . ПМИД   33632025 . S2CID   232057609 .
  16. ^ Фрейзер, Кендрик (январь 2022 г.). « Эффект Докинза? Знаменитые ученые и признание эволюции» . Скептический исследователь . 46 (1): 8 . Проверено 26 марта 2022 г.
  17. ^ Петерс, Ганс Петер (2013). «Возвращение к разрыву между наукой и средствами массовой информации: ученые как коммуникаторы» . Труды Национальной академии наук . 110 (Приложение 3): 14102–14109. дои : 10.1073/pnas.1212745110 . ПМЦ   3752168 . ПМИД   23940312 .
  18. ^ Броуд, Уильям Дж. (5 мая 1989 г.). «Блеск и безрассудство в сотрудничестве Fusion» . Нью-Йорк Таймс . nytimes.com . Проверено 16 декабря 2019 г.
  19. ^ «Биография Билла Ная» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2010 года . Проверено 26 февраля 2014 г.
  20. ^ Гарсия-Наварро, Лулу (4 июня 2017 г.). «Эксперимент Алана Алды: помочь ученым научиться разговаривать с остальными из нас» . Национальное общественное радио, Inc. npr.org . Проверено 12 декабря 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лафоллет, Марсель Чотковски. Наука на американском телевидении: история . Издательство Чикагского университета (21 декабря 2012 г.). ISBN   978-0226921990 .
  • Фэйи, Деклан. Новые ученые-знаменитости: из лаборатории в центр внимания . Издательство Rowman & Littlefield (6 марта 2015 г.). ISBN   978-1442233423 .
  • Кеннеди, Дэвид; Оверхолсер, Женева. Наука и СМИ . Американская академия искусств и наук. Проект «СМИ в обществе». Январь 2010 года.
  • Мартинес-Конде, Сусана; Макник, Стивен Л.; Пауэлл, Девин. «Тяжелое положение знаменитого ученого» . Scientific American , октябрь 2016 г., стр. 64–67.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2995671828eb3018ddc68178bb3cb31__1713708900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/31/b2995671828eb3018ddc68178bb3cb31.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Scientific celebrity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)