Вулидж Ферри
![]() | |
![]() Южный терминал парома Вулидж. | |
Местный | Вулидж , Лондон |
---|---|
Водный путь | Река Темза |
Тип транзита | Пассажирский и автомобильный паром |
Владелец | Лондонские речные службы |
Оператор | Лондонские речные службы |
Начало работы | 23 марта 1889 г. |
Количество линий | 1 |
Кол-во судов | 2 |
Количество терминалов | 2 |
Ежедневное количество пассажиров | 7,100 |
Веб-сайт | Официальный сайт |
Woolwich Ferry — это бесплатный автомобильный и пешеходный паром через реку Темзу в восточном Лондоне , соединяющий Вулидж на южном берегу с Северным Вулиджем на севере. [1] Он лицензирован и финансируется London River Services , морским подразделением Transport for London (TfL). Ежегодно паромом пользуются около двух миллионов пассажиров.
Паром ходит по Темзе в Вулидже с 14 века, а коммерческие переправы работали с перерывами до середины 19 века. Бесплатная услуга открылась в 1889 году после отмены платы за проезд на мостах к западу от Лондона. В 20 веке движение транспорта увеличилось из-за роста автомобильного движения, и оно оставалось популярным из-за отсутствия поблизости мостов. Использование пешеходов снизилось после строительства параллельного пешеходного туннеля и продления Доклендского легкорельсового транспорта до станции Вулидж-Арсенал . В качестве замены были предложены такие альтернативы, как мост Ворота Темзы и переправа Галлионс Рич , но планов по прекращению эксплуатации парома Вулидж нет, пока есть спрос.
Услуги
[ редактировать ]
Служба связывает Вулидж в Королевском районе Гринвич с Северным Вулиджем в лондонском районе Ньюхэм . Он также соединяет два конца внутренних кольцевых дорог Лондона: Северную кольцевую и Южную кольцевую дороги . [2]
В будние дни паром курсирует с 6.10 до 20.00, курсирует двумя лодками (номинальный интервал между рейсами 10 минут); по субботам с 6.10 до 20.00 с обслуживанием одной лодки (номинальный интервал 15 минут; последний рейс с юга на север — на 15 минут раньше в 19.45); по воскресеньям с 11.30 до 19.30 с обслуживанием одной лодки (последний рейс с юга на север в 19.15). [3] Паромы могут перевозить тяжелые грузовые автомобили и другой дорожный транспорт, максимальная высота которых составляет 4,7 метра (15 футов) и ширина 3,5 метра (11 футов). через реку [4] Услуга бесплатна для всего трафика; в 2012 году компания Transport for London (TfL) оценила стоимость субсидии в 76,5 пенсов на пассажира. [5]
Ближайшие альтернативные переходы
[ редактировать ]Ближайший альтернативный переход для пешеходов - это пешеходный туннель Вулиджа примерно в 100 метрах (110 ярдов) к востоку. [6] Станция Docklands Light Railway (DLR) Woolwich Arsenal на южном берегу Темзы была открыта в январе 2009 года как новая конечная остановка ветки аэропорта Лондон-Сити. [7] Станция DLR King George V на противоположном берегу реки находится недалеко от северного паромного причала.
Ближайшими альтернативами для транспортных средств являются туннель Блэкволл примерно в двух милях (3 км) вверх по течению к западу или Дартфордский переход примерно в десяти милях (16 км) вниз по течению к востоку. В обоих туннелях установлены ограничения по высоте для грузовых автомобилей , а с пользователей Дартфордского перекрестка взимается плата за проезд. [8] [9]
История
[ редактировать ]Ранние услуги
[ редактировать ]Через Темзу существовала связь между тем, что сейчас называется Старым Вулиджем , и тем, что позже станет Северным Вулиджем после нормандского завоевания . Эта территория была упомянута в Книге Судного дня как 63 акра (25 га), принадлежащих Хамону, дапиферу (управляющему), «которые принадлежат (имеют отношение к) Вулиджу»; «соответствующее» здесь относится к части земли к северу от Темзы, а также к части графства Кент . [10] Государственные документы 1308 года показывают, что между Норт-Вулиджем и Уоррен-лейном осуществлялось сообщение. В том же году Уильям де Виктон продал бизнес Уильяму Атте Галле за 10 фунтов стерлингов. Впоследствии паром был продан в 1320 году за 100 марок серебром . [11]
Движение через реку увеличилось после основания Королевского арсенала в 1671 году. [12] Чтобы обеспечить переброску войск и припасов, в 1810 году армия построила собственный паром. [13] В следующем году парламентским актом была учреждена коммерческая паромная компания. [14] но он был распущен в 1844 году. [13] В 1846 году железная дорога Восточных графств и узла Темзы расширила свои линии, включив в нее ветку пристани Темзы; в конечном итоге заработали три паровых парома, но они оказались недостаточными для удовлетворения растущего спроса. В октябре 1880 года в Вулидже было проведено общественное собрание, на котором обсуждалось создание местного паромного сообщения, но стоимость была сочтена непомерно высокой. [13]
После создания Столичного совета работ , который взял на себя управление платными мостами в западном Лондоне и открыл их для бесплатного общественного использования, было предложено, чтобы совет профинансировал бесплатное пересечение Темзы в восточном Лондоне. [13] Были сделаны предложения предоставить услуги в Вулидже и далее вверх по течению в Гринвиче , но от последнего плана отказались. [15] В 1884 году правление согласилось предоставить два паровых парома, каждый стоимостью 10 650 фунтов стерлингов, и попросило главного инженера сэра Джозефа Базалгетта возглавить проектирование и строительство. [16] В сентябре 1887 года господа Моулем и компания получили контракты на сумму 54 900 фунтов стерлингов на строительство подходов, мостов и понтонов. [14] [17]
Современный сервис
[ редактировать ]Служба была официально открыта 23 марта 1889 года. [18] на колесном пароходе «Гордон» . За два дня до первой службы Столичный совет работ был заменен Советом лондонского графства (LCC), а церемонию открытия провел лорд Роузбери вместо ожидаемого Базальгетта. Однотипное судно «Дункан» было введено в эксплуатацию 20 апреля. [6]
К концу 1920-х годов рост автомобильного движения оказал давление на пропускную способность парома. Предложенный мост между Шутерс-Хилл и Ист-Хэмом был отклонен как слишком очевидная цель для бомбардировок во время войны, и вместо него было введено третье судно. [19] Из-за отсутствия постоянной переправы Темза стала психологическим барьером для жителей лондонского Ист-Энда , которые могли использовать лишь ограниченное количество маршрутов для пересечения реки, включая паром Вулидж. [20] Отсутствие подходящего альтернативного маршрута сыграло важную роль в разработке планов строительства того, что в конечном итоге стало Дартфордским перекрестком ниже по течению. [19] [21]

К 1950-м годам паромное движение стало быстрее перенаправляться через туннель Блэкволл, даже когда все три судна работали на полную мощность. [22] В апреле 1963 года были заменены колесные пароходы, а паромное сообщение было модернизировано до более современной модели с роликовым приводом . [18] сокращение времени ожидания на подъездных дорогах. [23] LCC продолжала эксплуатировать паром до тех пор, пока его не заменил Совет Большого Лондона 31 марта 1965 года (GLC). В 1964 году компания Marples Ridgway начала строительство нынешних железобетонных более 30 футов (9,1 м). терминалов, которые могут работать в диапазоне приливов . [6] Нынешние терминалы были открыты в 1966 году. [24]
После упразднения GLC в 1986 году ответственность за эксплуатацию службы была передана министру транспорта , который заключил контракт с тогдашним лондонским районом Гринвич на управление службой. [25] Право собственности на активы и права на эксплуатацию были впоследствии переданы компании Transport for London (TfL) после создания Управления Большого Лондона . [26] но лондонский район Гринвич продолжал управлять паромом от имени TfL. [27]
В марте 2008 года лондонский район Гринвич уведомил TfL о прекращении работы службы с 30 сентября 2008 года. 12 сентября TfL объявила, что аутсорсинговая группа Serco возьмет на себя управление службой с 1 октября 2008 года; Первоначально контракт действовал до 31 марта 2010 года. [28] В декабре 2012 года контроль над переходом перешел от Serco к Briggs Marine , которая расширяла сферу общественных пассажирских перевозок. Компания получила семилетний контракт на сумму 50 миллионов фунтов стерлингов, который начался в апреле 2013 года. [29]
В 2014 году TfL начала модернизацию паромного сообщения, начав с ремонта причалов, а в 2016 году заказав два новых судна для замены существующих судов, срок службы которых приближался к концу. [30] [31] В начале 2017 года было объявлено, что новые паромы строит польская фирма Remontowa по проекту норвежской компании LMG Marin. [32] Дизель-электрические гибридные суда имеют пространство для дорожных транспортных средств площадью 210 метров (690 футов) на нескольких полосах движения и специальные места для велосипедистов. Суда имеют лицензию на перевозку 150 пассажиров отдельно от дорожного движения. [32] Продолжая традицию называть паромы в честь местных жителей, в июне 2017 года было объявлено, что два новых судна будут названы в честь дамы Веры Линн , певицы и артиста из соседнего Ист-Хэма , и Бена Вуллакотта, 19-летнего матроса. на пароме Вулидж, который утонул после того, как его вытащили за борт в результате аварии на швартовке в 2011 году. [33]
В октябре 2018 года работа Woolwich Ferry была приостановлена на четыре месяца для проведения капитального ремонта причалов, а существующие суда были выведены из эксплуатации. [34] Пеший туннель остался открытым. [35] Паромное сообщение возобновилось 1 февраля 2019 года. [36]
После истечения срока контракта с Briggs Marine в декабре 2020 года услугой теперь управляет компания London River Services . [37] Под руководством компании London River Services, принадлежащей TfL, услуги на маршруте были сокращены, а часы работы парома сокращены до 19:00 в будние дни, а не в 22:00. Кроме того, с 2020 года в эксплуатации находится только один из двух новых паромов, причем TfL называет кадровые проблемы причиной сокращения пропускной способности примерно на 70%.
Инциденты
[ редактировать ]3 августа 2011 года 19-летний паромщик Бен Вуллакотт погиб, упав с лодки в Темзу. [38] В отчете MAIB , опубликованном в августе 2012 года, причиной гибели судна была названа «неморская практика работы» во время операции по отшвартовке. [39] Когда в 2018 году для обновления сервиса были куплены два новых корабля, один был назван в его честь. [40]
Флот
[ редактировать ]
Первыми паромами были колесные пароходы с боковой загрузкой «Гордон» , «Дункан» и «Хаттон» , названные в честь генерала Гордона Хартумского , полковника Фрэнсиса Дункана члена парламента и профессора Чарльза Хаттона . Каждый из них был оснащен конденсационным двигателем производства компании «Джон Пенн и сыновья Гринвича» мощностью 100 номинальных лошадиных сил . [41]
Первоначальный флот в конечном итоге был заменен, начиная с 1923 года «Сквайром» (названным в честь Уильяма Сквайрса, бывшего мэра Вулиджа), а в 1930 году — « Уиллом Круксом» (Крукс был депутатом от лейбористской партии от Вулиджа, 1903–21) и Джоном Бенном ( Бенн был членом Совета лондонского графства, депутатом -либералом от штата Сент-Джордж , в который входил Уоппинг , и дедушкой Тони Бенна ). [41]
Три судна были построены в Данди в 1963 году компанией Caledon Shipbuilding & Engineering Company для замены колесных пароходов, и каждое было названо в честь видных местных политиков: Джеймса Ньюмана (мэра Вулиджа, 1923–25), Джона Бернса и Эрнеста Бевина . Эти паромы были оснащены Voith Schneider силовыми установками для обеспечения маневренности. По центру на обоих концах были установлены циклоидальные пропеллеры , каждый из которых приводился в движение 6-цилиндровым Mirrlees Blackstone мощностью 500 л.с. дизельным двигателем [23] [41] В 2014 году компания Transport for London представила схему Art On The River , демонстрирующую декоративные произведения искусства на паромах. [42] Эти суда прекратили работу 5 октября 2018 года, после чего обслуживание было приостановлено на четыре месяца, а паромы проданы на снос. [35]
Два новых судна, Ben Woollacott и Dame Vera Lynn , были доставлены с верфи Remontowa в Гданьске , Польша, для замены предыдущего флота в октябре 2018 года. [35] [43] [44] Новые суда вступили в строй 1 февраля 2019 года. [36] Они пострадали от многочисленных технических проблем, приведших к закрытию и сокращению услуг, при этом мэр Лондона Садик Хан извинился в ноябре 2019 года и заявил, что новые паромы «недостаточно хороши». [45] [46]
Количество пассажиров
[ редактировать ]
Паром обычно перевозит около двух миллионов пассажиров в год; [5] пассажиры транспортных средств (включая водителей) считаются пассажирами. [47] В 2012 году паром перевозил около 20 000 автомобилей и 50 000 пассажиров еженедельно. [29]
В любое время суток, особенно в часы пик, транспортным средствам часто приходится стоять в очереди после следующего отправления парома. За прошедшие годы в организацию очередей для транспортных средств были внесены различные улучшения, особенно во избежание влияния на местное движение. [48]
Для пеших пассажиров автобусы ходят до обоих терминалов. На северной стороне есть небольшой автовокзал. [49] но некоторые пешеходы, переправляющиеся через реку, вместо этого выбирают пешеходный туннель. Около 300 футовых пассажиров ежедневно пользовались паромом в период с 1983 по 1985 год. [50] Дальнейшая конкуренция возникла в 2009 году с продлением до Вулиджа легкорельсового транспорта Доклендс, которое пересекает реку к востоку от переправы и туннеля и привело к сокращению количества пеших пассажиров, пользующихся паромом. [7]
Будущее
[ редактировать ]Паромное сообщение обеспечивает одно из немногих переправ через Темзу к востоку от лондонского Сити. [51] Пока существует спрос на автомобильный паром, его прекращение вряд ли будет прекращено, и для этого потребуется изменить Закон о столичном совете работ (различные полномочия) 1885 года. [48]
Заявки на планирование строительства нового моста Thames Gateway Bridge , расположенного рядом с паромом Вулидж, были поданы в 2004 году, хотя проект был отменен в 2008 году. [52] В 2012 году мэр Лондона объявил Борис Джонсон о создании Gallions Reach Crossing , новой паромной линии, идущей дальше на восток от Бектона до Темзмида , которая должна была открыться в 2017 году. [53] Этого не произошло, и вместо этого были предложены построить новый мост или туннель в этом районе. [51] [52] Директор по планированию TfL Ричард де Кани заявил, что паром будет продолжать работать до тех пор, пока не будет альтернатив, и в настоящее время нет планов по прекращению обслуживания. [54]
Плата за проезд на пароме не может взиматься без изменения Парламентского акта 1885 года. Однако не исключено, что в конечном итоге эта услуга станет платной в сочетании с другими проектами. [55]
Выступления в СМИ
[ редактировать ]Паром из Вулиджа несколько раз появлялся на телевидении и в кино. Джон Бенн уничтожается главным монстром в фильме «Бегемот, Морское чудовище» . Детализированная масштабная модель используется для взаимодействия с моделью головы монстра, опрокинувшего корабль в Темзе. [56]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ «Расписание бесплатного парома в Вулидже» . Транспорт для Лондона. Архивировано из оригинала 10 марта 2015 года . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Восточный Лондон, Биллерикей и Грейвсенд (Карта). 1:50 000. Артиллерийское обследование .
- ^ «Паромные перевозки – Вулидж Ферри» . Веб-сайт Королевского района Гринвича . Королевский боро Гринвич. Апрель 2013 года . Проверено 23 августа 2013 г.
- ^ «Вулидж Фри Ферри» . Транспорт для Лондона . Проверено 25 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Письмо компании Transport for London Лондонской ассамблее» (PDF) . Транспорт для Лондона . Проверено 4 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит 2001 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б «Мэр открывает станцию DLR Woolwich Arsenal» . Транспорт для Лондона. 12 января 2009 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ «Обновление о Вулидж-Ферри» . Транспорт для Лондона. 6 марта 2014 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ «Усовершенствования Дартфорд-Кроссинг: советы для водителей грузовых автомобилей и менеджеров автопарков» (PDF) . Агентство автомобильных дорог : 3 . Проверено 3 марта 2015 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Северный Вулидж – истоки» . История Ньюэма . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ «История Вулиджского парома» . Городской совет Гринвича . Проверено 22 октября 2014 г.
- ^ Кармона, Мэтью; Вундерлих, Филипа Матос (2013). Столичные пространства: многочисленные сложные общественные пространства глобального города . Рутледж. п. 177. ИСБН 978-1-136-31196-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Пейн, диджей «История бесплатного парома в Вулидже» . Пламстедские истории, включая Вулидж и округ . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2001 , с. 11.
- ^ «Метрополитенский совет работ - переходы через Темзу» . Парламентские дебаты (Хансард) . 12 апреля 1886 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ Смит 2001 , стр. 11–12.
- ^ «Бесплатный паром согласован» . История Вулиджского парома . Королевский боро Гринвич . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вайнреб, Бен; Хибберт, Кристофер (1993). Лондонская энциклопедия (переизданная ред.). Лондон: PaperMac. п. 999. ИСБН 0333576888 . ОСЛК 28963301 .
- ^ Перейти обратно: а б «Вулиджский паром» . Парламентские дебаты (Хансард) . 6 ноября 1929 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ Уэбб 2011 , с. 16.
- ^ «Законопроект о туннеле Дартфорд и Перфлит-Темз» . Парламентские дебаты (Хансард) . 10 марта 1930 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ «Дорожная программа» . Парламентские дебаты (Хансард) . 22 июля 1957 года. Архивировано из оригинала 28 декабря 2018 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брук, Майк (22 апреля 2013 г.). «Woolwich Ferry отмечает 50-летие дизельных судов, заходящих и отъезжающих» . Рекламодатель Docklands & East London . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ «Вулидж Ферри (Терминалы)» . Парламентские дебаты (Хансард) . 22 ноября 1966 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ «Вулидж Ферри» . Парламентские дебаты (Хансард) . 13 июля 1987 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ «Приказ о Вулидж-Ферри 2000» (PDF) . Администрация Большого Лондона . 12 апреля 2000 года . Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ «Законопроект об органах власти Большого Лондона» . Парламентские дебаты (Хансард) . 5 июля 1999 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ «Транспорт Лондона поручает Serco управлять паромной переправой в Вулидже» . Транспорт для Лондона. 12 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Briggs Marine заключила контракт на обслуживание Woolwich Ferry» . Сайт новостей BBC . Новости Би-би-си. 13 декабря 2012 года . Проверено 23 августа 2013 г.
- ^ «Капитальный ремонт погрузочных мостов Woolwich Ferry» . Транспорт для Лондона . 22 июня 2015 г. Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ Бродбент, Джайлз (8 марта 2016 г.). «Бесплатная паромная переправа в Вулидже получает отсрочку» . Пристань . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Remontowa Shipbuilding построит гибридные паромы для Лондона» . Польша в море . 4 января 2017 года . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ Бродбент, Джайлз (30 июня 2017 г.). «Обнародованы названия новых паромов Вулиджа» . Пристань . Проверено 30 июня 2017 г.
- ↑ Ветераны Вулиджа вышли на пенсию, Ships Monthly , декабрь 2018 г., стр. 10
- ^ Перейти обратно: а б с «Модернизация Вулидж-Ферри» . Транспорт для Лондона. Архивировано из оригинала 6 октября 2018 года . Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мортон, Софи (1 февраля 2019 г.). «Паром Вулидж наконец-то вновь открывается, но с ограниченным обслуживанием» . Регистратор Ньюхэма . Проверено 16 февраля 2019 г.
- ↑ Передача Woolwich Ferry отправляется ежемесячно, июль 2020 г., стр. 11
- ^ «Член экипажа Вулидж-Ферри «погиб от винта» » . Новости Би-би-си . 3 августа 2011 г.
- ^ «Человек за бортом во время отшвартовки пассажирского парома ро-ро Эрнест Бевин, погиб один человек» . GOV.UK. Отдел по расследованию морских происшествий . п. 33 . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ «Утонувший матрос удостоил чести имени парома» . Новости Би-би-си . Би-би-си. 6 июля 2017 года . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Роджерс, Роберт. «Вулидж Ферри» . История Ньюэма . Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ «Берегитесь искусства на реке» . Лондонист . 1 сентября 2014 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ «Трио паромов в последний раз отплыло в Вулидж» . Южный Лондон Пресс и Меркьюри . 3 октября 2018 года . Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ Пара New Thames прибывает ежемесячно , январь 2019 г., стр. 11
- ^ «Садик Хан приносит извинения после того, как его обвинили в том, что он «потратил» 20 миллионов фунтов стерлингов на новые паромы из Вулиджа» . ЛБК . 7 ноября 2019 года . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ Чемберлен, Дэррил (16 февраля 2023 г.). « Паром «Дрянной» Вулидж закрыт на две недели из-за дополнительных работ по модернизации» . 853 . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ «TfL призвала улучшить «нерешительный» подход к расширению речных услуг» . Администрация Большого Лондона. 24 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 4 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Презентация Лондонской комиссии по водным путям 25 марта 2013 г.» (PDF) . Транспорт для Лондона. 25 марта 2013 г. с. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 23 августа 2013 года . Проверено 23 августа 2013 г.
- ^ «Паром из Норт-Вулиджа в сторону Каннинг-Тауна или Плейстоу» . Транспорт для Лондона . Проверено 13 марта 2015 г.
- ^ «Вулидж Ферри» . Парламентские дебаты (Хансард) . 6 апреля 1987 года . Проверено 13 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Майр, Люси (15 октября 2014 г.). «Для роста города Лондону необходимы четыре новых переправы через реки, - призывает Адонис» . Новости строительства . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Донован, Тим (7 мая 2013 г.). «Новый мост через Темзу в восточном Лондоне будет пересмотрен» . Новости Би-би-си . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ «The Gallions Reach Ferry (паром между Темзмидом и Бектоном)» . Транспорт для Лондона . 26 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2015 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ Бойс, Рассел (5 марта 2015 г.). «Древний паром Лондона» . Рейтер . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ «По мере предложения новых переходов через реку с парома Вулидж может взиматься плата» . Гринвичские новости . 10 июля 2009 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ Петтигрю, Нил (1999). Покадровая фильмография: критическое руководство по 297 функциям кукольной анимации . МакФарланд. п. 72. ИСБН 978-0-786-40446-9 .
Источники
- Смит, Денис, изд. (2001). Лондон и долина Темзы . Томас Телфорд. ISBN 978-0-727-72876-0 .
- Уэбб, Саймон (2011). Детство в Ист-Энде 1960-х годов . Историческая пресса. ISBN 978-0-75-247839-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]