Jump to content

Не волнуйтесь, люди

(Перенаправлено с людей Пашаи )
Не волнуйся
Мальчик Пашай в Паколе
Общая численность населения
Прибл. 400 000 [ 1 ] (оспаривается от 600 000 до 1 миллиона)
Регионы со значительной численностью населения
Лагман , Каписа , Нангархар и северо-восток Кабула (весь Афганистан )
Языки
Нет языков
Пушту и персидский также считаются вторыми языками. [ 2 ]
Религия
Большинство :
Суннитский ислам [ 3 ] [ 4 ]
Меньшинство :
Низаритский исмаилизм [ 4 ]
Родственные этнические группы
Другие индоарийские народы , калаши , нуристанцы

Пашаи : پشه‌ای или Пашаи ( /pəˈʃaɪ/ ; Пашаи , латинизированный: Paṣhəy ) — индоарийская этнолингвистическая группа. [ 5 ] живут преимущественно в восточном Афганистане . Они в основном сконцентрированы в северных частях Лагмана и Нангархара , а также в некоторых частях Кунара , Каписа , Парвана , Нуристана и немного Панджшера . [ 6 ] Многие пашаи считают себя пуштунами, говорящими на особом языке . [ 7 ] и многие из них говорят на пушту на двух языках. [ 2 ] тогда как другие пашаи, например, в Панджшере и Парване , [ 7 ] [ 8 ] были ассимилированы таджиками . [ 9 ] Некоторые пашаи также проживают в Центральном Афганистане .

Упоминание в Ригведе

[ редактировать ]

Во время битвы десяти королей вполне вероятно, что пашаи могли называться Алина , будучи одним из арийских племен, которые были побеждены судами из Бхараты. Предполагается, что они жили к северо-востоку от Камбоджи , возможно, являясь предками жителей провинции Нуристан . Название теперь принимает форму в Алишанге и районе Алингар , что означает «дом Алины». [ 10 ] : мне 39

Народ пашаи исторически исповедовал древний индуизм и буддизм , а также племенные религии. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 3 ] Пашаи и нуристанцы были коренными жителями долины Кунар и провинции Лагман , недалеко от Джелалабада на северо-востоке Афганистана, пока они не были вытеснены в менее плодородные горные районы последовательными волнами иммиграции пуштунов гильджи . [ 14 ] Овесен и Кейзер предполагают, что люди пашаи не были изгнаны в горные долины, где они проживают, скорее, они были коренными жителями своих регионов до возникновения цивилизации Гандхара . [ 15 ]

В 13 веке Марко Поло путешествовал по региону и описывал местных жителей как практикующих колдовство и колдовство, а также называл их «чумными людьми» и лукавыми. Поло утверждал, что мужчины носили броши и серьги, украшенные драгоценными камнями, а основная диета местных жителей состояла из риса и мяса. [ 4 ] В 16 веке, когда Великих Моголов правитель Бабур посетил Дарай Нур , город в провинции Нангархар, в основном населенный народом пашайи, он обнаружил, что употребление в пищу свинины было запрещено еще недавно и что город славился своим вином. [ 16 ]

Согласно « Табакат-и-Акбари» , Низамуддина Ахмада император Великих Моголов Акбар направил своего младшего брата Мирзу Мухаммада Хакима , который был стойким приверженцем миссионерского ордена Накшбанди суфийского , против неверных Катвара в 1582 году. [ 17 ] Хаким был полунезависимым губернатором Кабула. [ 18 ] Сифат -нама-йи Дарвиш Мухаммад Хан-и Гази из Кади Мухаммада Салима, сопровождавший экспедицию, упоминает ее подробности. [ 17 ] Сифат -нама дает Мухаммаду Хакиму эпитет Дарвиш -хана Гази . [ 18 ] Вторжение Мухаммада Хакима пробилось от Лагмана до Алишанга и, как утверждается, завоевало и обратило в ислам 66 долин. После завоевания долин Таджау и Ниджрау в районе Панджшера крестоносцы основали форт в Исламабаде у слияния рек Алишанг и Алингар . Они продолжили набег до Алишанга и предприняли последнюю попытку против немусульман Алингара , сражаясь до Мангу, современной границы между пашайскими и ашкуноязычными областями. [ 19 ]

Долина Дарра-и-Нур

[ редактировать ]

В 18 веке пуштуны вынудили людей пашаи принять ислам , и это обращение продолжалось и в новейшей истории. [ 20 ] Согласно устному преданию Пашаи, в середине XVIII века Дейшамир Баба завоевал долину Дарра-и Нур и обратил людей в ислам. В долине жили кафиры, которые были вооружены только луками и стрелами, тогда как Дейшамир Баба и его армия имели огнестрельное оружие . [ 21 ] Дейшамир Баба был родом из долины Кунар , и он пришел в Дарра-и Нур через долину Печ Арет и Шумаст и деревни . Кафирские правители Бхим Раджа из Бамбакота, Шултан Раджа из Сотана и Шер Раджа сдались Дейшамиру Бабе и обратились в ислам. Лана Раджа из Шмула потерпел поражение и бежал из региона. Мутуру Раджа Утрана долгое время боролся с Дейшамиром Бабой, но в конце концов принял ислам и стал союзником Дейшамира Бабы. У Дейшамира Бабы было два сына, Ранга и Джапар, и шесть внуков. Шесть внуков — предки пашаев Сотана. В Дарра-и Нуре Дейшамир решил предоставить постоянные земельные поселения семье и последователям вместо введения ротационной системы землевладения, известной как веш , которая интегрировала и укрепляла сегментарную систему родословной народа Кохистани , позволяя им отражать пуштунов попытки вторжение. Не вводя систему «водохранилища» , экономическая сплоченность долины Дарай-Нур была усилена и, следовательно, стала более невосприимчивой к Пуштунизация ». [ 22 ]

Он пригласил Ану и Колалека из Кордара поселиться в Кандаке, а Ярукея из Челаса поселиться в Шмуле. Взамен им пришлось охранять север долины и водоснабжение. Он также позволил кафиру Калаутару из Вамы поселиться в Амле со своими козами при условии, что Калаутар будет ежегодно отдавать Дейшамиру дань в виде харвара сыра. Позже Калутар был изгнан, потому что он не принял ислам, но продолжал платить дань. На юге долины оставшиеся кафирские раджи находились под давлением из-за потерянных союзников (Бхим Раджа и Шултан Раджа), а также из-за бедности земель из-за нехватки воды, и поэтому двинулись на восток. Главный рынок Бамбакота, известный как Индуистский квартал, также пришел в упадок с уходом индусов . По словам Овсеня, эти события произошли в начале 1800-х годов. [ 19 ]

Происхождение Дарра-и-Нур Пашайи

[ редактировать ]

В Дарра-и-Нуре две наиболее важные группы происхождения — это Соом , что означает копыто, и Шенганек , что означает рог. Согласно мифологии Пашаи , незамужняя женщина забеременела и ушла в горы, чтобы родить мальчика, а затем бросила новорожденного под листьями, чтобы скрыть свой стыд. Затем коза обнаружила мальчика, соскребла копытом листья и вырастила новорожденного, за что получила имя Сум . История повторяется, за исключением того, что на этот раз коза обнаружила брошенного новорожденного своими рогами, за что получила имя Шенганек и стала предком Шенганек Пашаи. [ 23 ]

Согласно работе, опубликованной Джеффри Эвансом-фон Крбеком на факультете антропологии в Даремского университета 1977 году, наблюдатель, известный как Массон, утверждал, что народ пашаи можно проследить до племени пасиани , упомянутого Страбоном как одного из Скифские племена. Однако Джеффри утверждает, что исследования Массона 1830-х годов были обесценены из-за отсутствия ясности. [ 24 ]

К началу 21 века пашаев часто называли кохистани . [ 7 ] и были суннитами мусульманами- , [ 4 ] в то время как меньшинство составляют -низариты- исмаилиты мусульмане . намеренно внесли народ пашаи в список таджиков Переписчики и правительственные агенты . Это результат того, что переписчики сами являются таджиками и хотят увеличить свою численность ради «последующих выгод». Хотя низариты-исмаилиты, говорящие на пашайском языке, называют себя таджиками. [ 2 ]

Этимология

[ редактировать ]

Существует несколько теорий относительно происхождения слова Пашайи, некоторые утверждают, что ему более 2500 лет. В 1891 году Генри Уолтер Беллью заявил: «Пашае или Паши являются атрибутивными формами множественного числа, что означает «Королевства Падшахи». Пашаи до сих пор встречаются под этим именем в округе Дарай Нур провинции Нангархар , районах Бамиан и Лагман в южных долинах. . [ 25 ] Однако другие теории утверждают, что пашаи происходит от слов Баха Ша , Бахаш и Баш , которые являются словами на языках пашаи . Другие полагают, что это слово происходит от Пшатхи или Пишачи , что означает демон и плотоядное животное. Другие думают, что Пашаи происходит от слова Паши , что на языке означает «сильный», «крепкий» и «каменная стена». Последняя теория утверждает, что в древние времена царь вышел из этнической группы пашаи, позже был назван в его честь, а королей называли паша или падшах . В Ригведе что народ пашаи назывался Алина , о чем свидетельствует название Алишанга и округа Алингар , » что означает «дом Алины другие утверждают , . [ 26 ]

В настоящее время некоторые пашаи называют себя Дегано (жителем равнины), Лагмани , Нуристани и Шаари . [ 2 ]

Дискриминация в Афганистане

[ редактировать ]

Сообщается, что были сообщения о том, что население пашаи в Нангархаре упоминалось с использованием этнических оскорблений , таких как « Шари », оскорбление, которое можно перевести как « деревенский деревенщина», а также « грибанд » (что означает банка масла на пушту ), что подразумевает, что они «примитивны, просты и с трудом справляются с городской жизнью». Использование этих оскорблений привело к росту этнической напряженности в восточном Афганистане и углублению разногласий в регионе. В результате этих негативных комментариев некоторые пашаи взаимодействуют только с представителями своей этнической принадлежности , а не с представителями других этнических групп. 6,1% боевиков ИГИЛ-Х в провинции Кунар также составляют пашаи, а 4,8% — нуристанцы . [ 27 ] [ 28 ]

Поскольку культура, поведение и мода пашаи отличаются от тех, кто живет в тех районах, где они проживают, они были изолированы представителями других национальностей, что заставило некоторых поверить в то, что люди пашаи «невежественны» или «угрожают». [ 29 ]

16 мая 2023 года представители племени Пашаи организовали акцию протеста в Нургарам районе провинции Нуристан против Талибана против предполагаемого жестокого обращения и этнической дискриминации под руководством местного Талибана командира Мавлави Саадуллы, что привело к столкновениям, хотя о погибших или раненых не сообщалось. [ 30 ]

состоящий только из пашаев, Кроме того, когда 15 августа 2021 года отряд Талибана, взял под свой контроль здание Национальной ассамблеи и было зафиксировано, что они говорили на их языке, некоторые представители афганской диаспоры не могли понять их и поэтому называли их « пакистанскими агентами » на таких платформах, как Twitter. . На других платформах социальных сетей народ пашаи также подвергается расизму и дискриминации из-за видеороликов, созданных с целью высмеивать их особую культуру. [ 31 ] Закладывание цветов в паколы и использование красного цвета , которые ошибочно ассоциируются с женственностью , также привели к тому, что некоторые ошибочно полагают, что они являются членами пуштунского Талибана , кочи и жертвами бача-бази . [ 32 ]

Культура

[ редактировать ]

Пашаи занимаются смешанной экономикой, занимаясь сельским хозяйством и скотоводством. [ 12 ] Общие выращиваемые культуры включают рис, пшеницу и кукурузу. Они также разводят коз, крупный рогатый скот и овец. [ 4 ] Было отмечено, что и пашаи, и нуристанцы , и другие дардские группы разделяют увлечение козой , что может означать доисламское поклонение животному или козлоподобному божеству. [ 33 ] Они также проводят встречи, известные как марат , для решения проблем, которые имеют сходство с Пуштунской джиргой , где также присутствуют и возглавляют дискуссии старейшины пашаи. [ 34 ] Люди пашаи дополнительно исполняют танец, во время которого молодые люди всех полов собираются в круг, держат друг друга за плечи и начинают петь песни. Это исполняется на свадьбах или во время торжеств и длится 20–25 минут.

Флаг народа пашаи, замеченный в Афганистане и некоторых частях Северного Пакистана.

Известные личности

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «На каких языках говорят в Афганистане?» . worldpopulationreview.com .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Лер, Рэйчел (2014). Описательная грамматика пашаи: Языковое и речевое сообщество Даррай Нура (PDF) . Чикагский университет, факультет гуманитарных наук, факультет лингвистики. ISBN  978-1-321-22417-7 .
  3. ^ Перейти обратно: а б «Пашаи Афганистана» . Всемирный молитвенный центр «Бифания». 1997 год . Проверено 11 апреля 2019 г. До своего обращения в ислам пашаи следовали религии, которая, вероятно, была испорченной формой индуизма и буддизма. Сегодня это мусульмане-сунниты (ортодоксальные) ханафитской секты.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Уэст, Барбара А. (2010). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издательство информационной базы. п. 646. ИСБН  978-1-4381-1913-7 .
  5. ^ Минахан, Джеймс Б. (10 февраля 2014 г.). Этнические группы Северной, Восточной и Центральной Азии: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 217. ИСБН  9781610690188 . Исторически север и восток Афганистана считались частью индийской культурной и религиозной сферы. В ранних отчетах о регионе упоминается, что пашаи жили в регионе, где выращивают рис и сахарный тростник, с множеством лесных массивов. Многие жители региона были буддистами, хотя были отмечены небольшие группы индуистов и других племенных религий.
  6. ^ Овесен, Ян (1984). «О культурном наследии пашаев» . Антропос . 79 (4/6): 397–407. ISSN   0257-9774 . JSTOR   40461864 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Пашаи, Этническая идентичность в Афганистане , на nps.edu
  8. ^ Овесен, Ян (1984). «О культурном наследии пашаев» . Антропос . 79 (4/6): 397–407. ISSN   0257-9774 . JSTOR   40461864 .
  9. ^ https://theswissbay.ch/pdf/Books/Linguistics/Mega%20linguistics%20pack/Indo-European/Indo-Aryan/Pashai%2C%20A%20Descriptive%20Grammar%20of%20%28Lehr%29.pdf [ только URL-адрес PDF ]
  10. ^ А. А. Макдонелл и А. Б. Кейт (1912). Ведический указатель имен и предметов .
  11. ^ Минахан, Джеймс Б. (10 февраля 2014 г.). Этнические группы Северной, Восточной и Центральной Азии: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 217. ИСБН  9781610690188 . Исторически север и восток Афганистана считались частью индийской культурной и религиозной сферы. В ранних отчетах о регионе упоминается, что пашаи жили в регионе, где выращивают рис и сахарный тростник, с множеством лесных массивов. Многие жители региона были буддистами, хотя были отмечены небольшие группы индуистов и других племенных религий.
  12. ^ Перейти обратно: а б Уикс, Ричард В. (1984). Мусульманские народы: мировой этнографический обзор . Издательская группа Гринвуд . п. 601 . ISBN  9780313233920 .
  13. ^ Ханам, Р. (2005). Энциклопедическая этнография Ближнего Востока и Средней Азии . Издательство «Глобал Вижн». п. 631. ИСБН  9788182200654 .
  14. ^ Государство и племя в Афганистане в девятнадцатом веке: Правление Амира Дост Мухаммад-хана: стр. 161.
  15. ^ https://theswissbay.ch/pdf/Books/Linguistics/Mega%20linguistics%20pack/Indo-European/Indo-Aryan/Pashai%2C%20A%20Descriptive%20Grammar%20of%20%28Lehr%29.pdf [ только URL-адрес PDF ]
  16. ^ Овесен, Ян (1984). «О культурном наследии пашаев» . Антропос . 79 (4/6): 397–407. ISSN   0257-9774 . JSTOR   40461864 .
  17. ^ Перейти обратно: а б CE Босворт ; Э. Ван Донзель; Бернард Льюис ; Чарльз Пеллат (ред.). Энциклопедия ислама, том IV . Брилл . п. 409.
  18. ^ Перейти обратно: а б CE Босворт . «Гихад в Афганистане и мусульманской Индии». Израильское востоковедение . 10 . Тель-Авивский университет : 153.
  19. ^ Перейти обратно: а б Альберто М. Какопардо, Аугусто С. Какопардо. Ворота Перистана: история, религия и общество в Гиндукуше . Итальянский институт Африки и Востока. п. 32.
  20. ^ Лер, Рэйчел (2014). Описательная грамматика пашаи: язык и речь общины Даррай Нур (Диссертация). Чикагский университет. п. 29.
  21. ^ Овесен, Ян (1984). «О культурном наследии пашаев» . Антропос . 79 (4/6): 397–407. ISSN   0257-9774 . JSTOR   40461864 .
  22. ^ Овесен, Ян (1984). «О культурном наследии пашаев» . Антропос . 79 (4/6): 397–407. ISSN   0257-9774 . JSTOR   40461864 .
  23. ^ Лер, Рэйчел (2014). Описательная грамматика пашаи . Чикагский университет .
  24. ^ Эванс-фон Крбек, Джеффри Хьюитт Поллитт (1977). Социальная структура и организация пуштоязычного сообщества в Афганистане (докторская диссертация). Даремский университет.
  25. ^ Генри Уолтер Беллью Исследование этнографии Афганистана ; п. 143
  26. ^ Кулмани, Мохаммад Захир (2010). «ПАШАЙ: Историческая справка народа пашаи в Афганистане» . پشه یی ПАШАЙ . Проверено 9 августа 2024 г.
  27. ^ «Устранение предрассудков посредством взаимодействия: пашаи Нангархара - культурные контейнеры Ipso» . Проверено 6 марта 2024 г.
  28. ^ «Исламское государство в Хорасане | Hurst Publishers» . ХЕРСТ . Проверено 24 июня 2024 г.
  29. ^ «Устранение предрассудков посредством взаимодействия: пашаи Нангархара - культурные контейнеры Ipso» . Проверено 6 марта 2024 г.
  30. ^ Свидетель, Афганистан (22 мая 2023 г.). «Протесты в Нуристане по поводу «жестокого обращения и дискриминации» » . Центр Информации . Проверено 6 марта 2024 г.
  31. ^ «Инстаграм» . www.instagram.com . Проверено 4 июня 2024 г.
  32. ^ «Инстаграм» . www.instagram.com . Проверено 3 июня 2024 г.
  33. ^ Овесен, Ян (1984). «О культурном наследии пашаев» . Антропос . 79 (4/6): 397–407. ISSN   0257-9774 . JSTOR   40461864 .
  34. ^ «Жизнь языков 4: Комариный язык» . BBC News на фарси (на персидском языке). 01.12.2008 . Проверено 15 марта 2024 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с народом пашаи, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b367ba4676cb9dc14f1965840a3c2563__1723653180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/63/b367ba4676cb9dc14f1965840a3c2563.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pashayi people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)