Не волнуйтесь, люди
Общая численность населения | |
---|---|
Прибл. 400 000 [ 1 ] (оспаривается от 600 000 до 1 миллиона) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Лагман , Каписа , Нангархар и северо-восток Кабула (весь Афганистан ) | |
Языки | |
Нет языков Пушту и персидский также считаются вторыми языками. [ 2 ] | |
Религия | |
Большинство : Суннитский ислам [ 3 ] [ 4 ] Меньшинство : Низаритский исмаилизм [ 4 ] | |
Родственные этнические группы | |
Другие индоарийские народы , калаши , нуристанцы |
Пашаи : پشهای или Пашаи ( /pəˈʃaɪ/ ; Пашаи , латинизированный: Paṣhəy ) — индоарийская этнолингвистическая группа. [ 5 ] живут преимущественно в восточном Афганистане . Они в основном сконцентрированы в северных частях Лагмана и Нангархара , а также в некоторых частях Кунара , Каписа , Парвана , Нуристана и немного Панджшера . [ 6 ] Многие пашаи считают себя пуштунами, говорящими на особом языке . [ 7 ] и многие из них говорят на пушту на двух языках. [ 2 ] тогда как другие пашаи, например, в Панджшере и Парване , [ 7 ] [ 8 ] были ассимилированы таджиками . [ 9 ] Некоторые пашаи также проживают в Центральном Афганистане .
История
[ редактировать ]Упоминание в Ригведе
[ редактировать ]Во время битвы десяти королей вполне вероятно, что пашаи могли называться Алина , будучи одним из арийских племен, которые были побеждены судами из Бхараты. Предполагается, что они жили к северо-востоку от Камбоджи , возможно, являясь предками жителей провинции Нуристан . Название теперь принимает форму в Алишанге и районе Алингар , что означает «дом Алины». [ 10 ] : мне 39
Народ пашаи исторически исповедовал древний индуизм и буддизм , а также племенные религии. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 3 ] Пашаи и нуристанцы были коренными жителями долины Кунар и провинции Лагман , недалеко от Джелалабада на северо-востоке Афганистана, пока они не были вытеснены в менее плодородные горные районы последовательными волнами иммиграции пуштунов гильджи . [ 14 ] Овесен и Кейзер предполагают, что люди пашаи не были изгнаны в горные долины, где они проживают, скорее, они были коренными жителями своих регионов до возникновения цивилизации Гандхара . [ 15 ]
В 13 веке Марко Поло путешествовал по региону и описывал местных жителей как практикующих колдовство и колдовство, а также называл их «чумными людьми» и лукавыми. Поло утверждал, что мужчины носили броши и серьги, украшенные драгоценными камнями, а основная диета местных жителей состояла из риса и мяса. [ 4 ] В 16 веке, когда Великих Моголов правитель Бабур посетил Дарай Нур , город в провинции Нангархар, в основном населенный народом пашайи, он обнаружил, что употребление в пищу свинины было запрещено еще недавно и что город славился своим вином. [ 16 ]
Согласно « Табакат-и-Акбари» , Низамуддина Ахмада император Великих Моголов Акбар направил своего младшего брата Мирзу Мухаммада Хакима , который был стойким приверженцем миссионерского ордена Накшбанди суфийского , против неверных Катвара в 1582 году. [ 17 ] Хаким был полунезависимым губернатором Кабула. [ 18 ] Сифат -нама-йи Дарвиш Мухаммад Хан-и Гази из Кади Мухаммада Салима, сопровождавший экспедицию, упоминает ее подробности. [ 17 ] Сифат -нама дает Мухаммаду Хакиму эпитет Дарвиш -хана Гази . [ 18 ] Вторжение Мухаммада Хакима пробилось от Лагмана до Алишанга и, как утверждается, завоевало и обратило в ислам 66 долин. После завоевания долин Таджау и Ниджрау в районе Панджшера крестоносцы основали форт в Исламабаде у слияния рек Алишанг и Алингар . Они продолжили набег до Алишанга и предприняли последнюю попытку против немусульман Алингара , сражаясь до Мангу, современной границы между пашайскими и ашкуноязычными областями. [ 19 ]
Долина Дарра-и-Нур
[ редактировать ]В 18 веке пуштуны вынудили людей пашаи принять ислам , и это обращение продолжалось и в новейшей истории. [ 20 ] Согласно устному преданию Пашаи, в середине XVIII века Дейшамир Баба завоевал долину Дарра-и Нур и обратил людей в ислам. В долине жили кафиры, которые были вооружены только луками и стрелами, тогда как Дейшамир Баба и его армия имели огнестрельное оружие . [ 21 ] Дейшамир Баба был родом из долины Кунар , и он пришел в Дарра-и Нур через долину Печ Арет и Шумаст и деревни . Кафирские правители Бхим Раджа из Бамбакота, Шултан Раджа из Сотана и Шер Раджа сдались Дейшамиру Бабе и обратились в ислам. Лана Раджа из Шмула потерпел поражение и бежал из региона. Мутуру Раджа Утрана долгое время боролся с Дейшамиром Бабой, но в конце концов принял ислам и стал союзником Дейшамира Бабы. У Дейшамира Бабы было два сына, Ранга и Джапар, и шесть внуков. Шесть внуков — предки пашаев Сотана. В Дарра-и Нуре Дейшамир решил предоставить постоянные земельные поселения семье и последователям вместо введения ротационной системы землевладения, известной как веш , которая интегрировала и укрепляла сегментарную систему родословной народа Кохистани , позволяя им отражать пуштунов попытки вторжение. Не вводя систему «водохранилища» , экономическая сплоченность долины Дарай-Нур была усилена и, следовательно, стала более невосприимчивой к Пуштунизация ». [ 22 ]
Он пригласил Ану и Колалека из Кордара поселиться в Кандаке, а Ярукея из Челаса поселиться в Шмуле. Взамен им пришлось охранять север долины и водоснабжение. Он также позволил кафиру Калаутару из Вамы поселиться в Амле со своими козами при условии, что Калаутар будет ежегодно отдавать Дейшамиру дань в виде харвара сыра. Позже Калутар был изгнан, потому что он не принял ислам, но продолжал платить дань. На юге долины оставшиеся кафирские раджи находились под давлением из-за потерянных союзников (Бхим Раджа и Шултан Раджа), а также из-за бедности земель из-за нехватки воды, и поэтому двинулись на восток. Главный рынок Бамбакота, известный как Индуистский квартал, также пришел в упадок с уходом индусов . По словам Овсеня, эти события произошли в начале 1800-х годов. [ 19 ]
Происхождение Дарра-и-Нур Пашайи
[ редактировать ]В Дарра-и-Нуре две наиболее важные группы происхождения — это Соом , что означает копыто, и Шенганек , что означает рог. Согласно мифологии Пашаи , незамужняя женщина забеременела и ушла в горы, чтобы родить мальчика, а затем бросила новорожденного под листьями, чтобы скрыть свой стыд. Затем коза обнаружила мальчика, соскребла копытом листья и вырастила новорожденного, за что получила имя Сум . История повторяется, за исключением того, что на этот раз коза обнаружила брошенного новорожденного своими рогами, за что получила имя Шенганек и стала предком Шенганек Пашаи. [ 23 ]
Согласно работе, опубликованной Джеффри Эвансом-фон Крбеком на факультете антропологии в Даремского университета 1977 году, наблюдатель, известный как Массон, утверждал, что народ пашаи можно проследить до племени пасиани , упомянутого Страбоном как одного из Скифские племена. Однако Джеффри утверждает, что исследования Массона 1830-х годов были обесценены из-за отсутствия ясности. [ 24 ]
К началу 21 века пашаев часто называли кохистани . [ 7 ] и были суннитами мусульманами- , [ 4 ] в то время как меньшинство составляют -низариты- исмаилиты мусульмане . намеренно внесли народ пашаи в список таджиков Переписчики и правительственные агенты . Это результат того, что переписчики сами являются таджиками и хотят увеличить свою численность ради «последующих выгод». Хотя низариты-исмаилиты, говорящие на пашайском языке, называют себя таджиками. [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Существует несколько теорий относительно происхождения слова Пашайи, некоторые утверждают, что ему более 2500 лет. В 1891 году Генри Уолтер Беллью заявил: «Пашае или Паши являются атрибутивными формами множественного числа, что означает «Королевства Падшахи». Пашаи до сих пор встречаются под этим именем в округе Дарай Нур провинции Нангархар , районах Бамиан и Лагман в южных долинах. . [ 25 ] Однако другие теории утверждают, что пашаи происходит от слов Баха Ша , Бахаш и Баш , которые являются словами на языках пашаи . Другие полагают, что это слово происходит от Пшатхи или Пишачи , что означает демон и плотоядное животное. Другие думают, что Пашаи происходит от слова Паши , что на языке означает «сильный», «крепкий» и «каменная стена». Последняя теория утверждает, что в древние времена царь вышел из этнической группы пашаи, позже был назван в его честь, а королей называли паша или падшах . В Ригведе что народ пашаи назывался Алина , о чем свидетельствует название Алишанга и округа Алингар , » что означает «дом Алины другие утверждают , . [ 26 ]
В настоящее время некоторые пашаи называют себя Дегано (жителем равнины), Лагмани , Нуристани и Шаари . [ 2 ]
Дискриминация в Афганистане
[ редактировать ]Сообщается, что были сообщения о том, что население пашаи в Нангархаре упоминалось с использованием этнических оскорблений , таких как « Шари », оскорбление, которое можно перевести как « деревенский деревенщина», а также « грибанд » (что означает банка масла на пушту ), что подразумевает, что они «примитивны, просты и с трудом справляются с городской жизнью». Использование этих оскорблений привело к росту этнической напряженности в восточном Афганистане и углублению разногласий в регионе. В результате этих негативных комментариев некоторые пашаи взаимодействуют только с представителями своей этнической принадлежности , а не с представителями других этнических групп. 6,1% боевиков ИГИЛ-Х в провинции Кунар также составляют пашаи, а 4,8% — нуристанцы . [ 27 ] [ 28 ]
Поскольку культура, поведение и мода пашаи отличаются от тех, кто живет в тех районах, где они проживают, они были изолированы представителями других национальностей, что заставило некоторых поверить в то, что люди пашаи «невежественны» или «угрожают». [ 29 ]
16 мая 2023 года представители племени Пашаи организовали акцию протеста в Нургарам районе провинции Нуристан против Талибана против предполагаемого жестокого обращения и этнической дискриминации под руководством местного Талибана командира Мавлави Саадуллы, что привело к столкновениям, хотя о погибших или раненых не сообщалось. [ 30 ]
состоящий только из пашаев, Кроме того, когда 15 августа 2021 года отряд Талибана, взял под свой контроль здание Национальной ассамблеи и было зафиксировано, что они говорили на их языке, некоторые представители афганской диаспоры не могли понять их и поэтому называли их « пакистанскими агентами » на таких платформах, как Twitter. . На других платформах социальных сетей народ пашаи также подвергается расизму и дискриминации из-за видеороликов, созданных с целью высмеивать их особую культуру. [ 31 ] Закладывание цветов в паколы и использование красного цвета , которые ошибочно ассоциируются с женственностью , также привели к тому, что некоторые ошибочно полагают, что они являются членами пуштунского Талибана , кочи и жертвами бача-бази . [ 32 ]
Культура
[ редактировать ]Пашаи занимаются смешанной экономикой, занимаясь сельским хозяйством и скотоводством. [ 12 ] Общие выращиваемые культуры включают рис, пшеницу и кукурузу. Они также разводят коз, крупный рогатый скот и овец. [ 4 ] Было отмечено, что и пашаи, и нуристанцы , и другие дардские группы разделяют увлечение козой , что может означать доисламское поклонение животному или козлоподобному божеству. [ 33 ] Они также проводят встречи, известные как марат , для решения проблем, которые имеют сходство с Пуштунской джиргой , где также присутствуют и возглавляют дискуссии старейшины пашаи. [ 34 ] Люди пашаи дополнительно исполняют танец, во время которого молодые люди всех полов собираются в круг, держат друг друга за плечи и начинают петь песни. Это исполняется на свадьбах или во время торжеств и длится 20–25 минут.
Известные личности
[ редактировать ]- Северным Альянсом Командующий Хазрат Али
- Комиссар МЭК Рафиулла Бидар
- Член IEC Абдул Халик Хуссаини
- Хезбе Исламский командир Мухаммад Алим Карар
- Бывший заместитель министра обороны и территориальных дел Хаджи Ага Джан Сайеди
- Бывший политик и активистка за права женщин Аниса Пашаи
- Бывший политик и борец за права пашаев Нурулла Саид
- «Кабул Иглз» Игрок в крикет Абдул Рахман Рахмани
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «На каких языках говорят в Афганистане?» . worldpopulationreview.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д Лер, Рэйчел (2014). Описательная грамматика пашаи: Языковое и речевое сообщество Даррай Нура (PDF) . Чикагский университет, факультет гуманитарных наук, факультет лингвистики. ISBN 978-1-321-22417-7 .
- ^ Перейти обратно: а б «Пашаи Афганистана» . Всемирный молитвенный центр «Бифания». 1997 год . Проверено 11 апреля 2019 г.
До своего обращения в ислам пашаи следовали религии, которая, вероятно, была испорченной формой индуизма и буддизма. Сегодня это мусульмане-сунниты (ортодоксальные) ханафитской секты.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уэст, Барбара А. (2010). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издательство информационной базы. п. 646. ИСБН 978-1-4381-1913-7 .
- ^ Минахан, Джеймс Б. (10 февраля 2014 г.). Этнические группы Северной, Восточной и Центральной Азии: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 217. ИСБН 9781610690188 .
Исторически север и восток Афганистана считались частью индийской культурной и религиозной сферы. В ранних отчетах о регионе упоминается, что пашаи жили в регионе, где выращивают рис и сахарный тростник, с множеством лесных массивов. Многие жители региона были буддистами, хотя были отмечены небольшие группы индуистов и других племенных религий.
- ^ Овесен, Ян (1984). «О культурном наследии пашаев» . Антропос . 79 (4/6): 397–407. ISSN 0257-9774 . JSTOR 40461864 .
- ^ Перейти обратно: а б с Пашаи, Этническая идентичность в Афганистане , на nps.edu
- ^ Овесен, Ян (1984). «О культурном наследии пашаев» . Антропос . 79 (4/6): 397–407. ISSN 0257-9774 . JSTOR 40461864 .
- ^ https://theswissbay.ch/pdf/Books/Linguistics/Mega%20linguistics%20pack/Indo-European/Indo-Aryan/Pashai%2C%20A%20Descriptive%20Grammar%20of%20%28Lehr%29.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ А. А. Макдонелл и А. Б. Кейт (1912). Ведический указатель имен и предметов .
- ^ Минахан, Джеймс Б. (10 февраля 2014 г.). Этнические группы Северной, Восточной и Центральной Азии: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 217. ИСБН 9781610690188 .
Исторически север и восток Афганистана считались частью индийской культурной и религиозной сферы. В ранних отчетах о регионе упоминается, что пашаи жили в регионе, где выращивают рис и сахарный тростник, с множеством лесных массивов. Многие жители региона были буддистами, хотя были отмечены небольшие группы индуистов и других племенных религий.
- ^ Перейти обратно: а б Уикс, Ричард В. (1984). Мусульманские народы: мировой этнографический обзор . Издательская группа Гринвуд . п. 601 . ISBN 9780313233920 .
- ^ Ханам, Р. (2005). Энциклопедическая этнография Ближнего Востока и Средней Азии . Издательство «Глобал Вижн». п. 631. ИСБН 9788182200654 .
- ^ Государство и племя в Афганистане в девятнадцатом веке: Правление Амира Дост Мухаммад-хана: стр. 161.
- ^ https://theswissbay.ch/pdf/Books/Linguistics/Mega%20linguistics%20pack/Indo-European/Indo-Aryan/Pashai%2C%20A%20Descriptive%20Grammar%20of%20%28Lehr%29.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Овесен, Ян (1984). «О культурном наследии пашаев» . Антропос . 79 (4/6): 397–407. ISSN 0257-9774 . JSTOR 40461864 .
- ^ Перейти обратно: а б CE Босворт ; Э. Ван Донзель; Бернард Льюис ; Чарльз Пеллат (ред.). Энциклопедия ислама, том IV . Брилл . п. 409.
- ^ Перейти обратно: а б CE Босворт . «Гихад в Афганистане и мусульманской Индии». Израильское востоковедение . 10 . Тель-Авивский университет : 153.
- ^ Перейти обратно: а б Альберто М. Какопардо, Аугусто С. Какопардо. Ворота Перистана: история, религия и общество в Гиндукуше . Итальянский институт Африки и Востока. п. 32.
- ^ Лер, Рэйчел (2014). Описательная грамматика пашаи: язык и речь общины Даррай Нур (Диссертация). Чикагский университет. п. 29.
- ^ Овесен, Ян (1984). «О культурном наследии пашаев» . Антропос . 79 (4/6): 397–407. ISSN 0257-9774 . JSTOR 40461864 .
- ^ Овесен, Ян (1984). «О культурном наследии пашаев» . Антропос . 79 (4/6): 397–407. ISSN 0257-9774 . JSTOR 40461864 .
- ^ Лер, Рэйчел (2014). Описательная грамматика пашаи . Чикагский университет .
- ^ Эванс-фон Крбек, Джеффри Хьюитт Поллитт (1977). Социальная структура и организация пуштоязычного сообщества в Афганистане (докторская диссертация). Даремский университет.
- ^ Генри Уолтер Беллью Исследование этнографии Афганистана ; п. 143
- ^ Кулмани, Мохаммад Захир (2010). «ПАШАЙ: Историческая справка народа пашаи в Афганистане» . پشه یی ПАШАЙ . Проверено 9 августа 2024 г.
- ^ «Устранение предрассудков посредством взаимодействия: пашаи Нангархара - культурные контейнеры Ipso» . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ «Исламское государство в Хорасане | Hurst Publishers» . ХЕРСТ . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ «Устранение предрассудков посредством взаимодействия: пашаи Нангархара - культурные контейнеры Ipso» . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Свидетель, Афганистан (22 мая 2023 г.). «Протесты в Нуристане по поводу «жестокого обращения и дискриминации» » . Центр Информации . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ «Инстаграм» . www.instagram.com . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «Инстаграм» . www.instagram.com . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Овесен, Ян (1984). «О культурном наследии пашаев» . Антропос . 79 (4/6): 397–407. ISSN 0257-9774 . JSTOR 40461864 .
- ^ «Жизнь языков 4: Комариный язык» . BBC News на фарси (на персидском языке). 01.12.2008 . Проверено 15 марта 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с народом пашаи, на Викискладе?