Jump to content

Шаха

(Перенаправлено с Ашвалаяна )

Шакха текстов ( санскр. śākhā , «ветвь» или «ветвь») — это индуистская теологическая школа, которая специализируется на изучении определенных ведических или традиционных текстов, которым следует такая школа. [1] [2] Отдельный последователь определенной школы или редакции называется шахином . [3] Этот термин также используется в индуистской философии для обозначения приверженца определенной ортодоксальной системы . [4]

Родственный термин чарана («образ жизни» или «поведение») также используется для обозначения такой ведической школы: [5] «Хотя слова чарана и шакха иногда используются как синонимы, тем не менее чарана по праву применима к секте или собранию людей, объединенных в одну школу, а шакха — к традиционному тексту, которому следуют, как во фразе шакхам адхите ( «он читает конкретную версию Веды" )". [2] В школах существуют разные точки зрения, которые описываются как «разница (ведических) школ» ( шакхабхедах ). В каждой школе изучалась определенная ведическая самхита «четырех Вед (одна из так называемых »), а также связанные с ней Брахманы , Араньяки , Шраутасутры , Грихьясутры и Упанишады . [1] [2]

В традиционном индуистском обществе принадлежность к определенной школе является важным аспектом классовой идентичности. К концу периода Ригведы термин «брахман» стал применяться ко всем членам класса жрецов, но внутри этого ордена существовали подразделения, основанные как на варне (классе), так и на шакхе (ветви), к которой они принадлежали. . [6] Брахмана , сменившего школу, называли «предателем своей шакхи » ( шакхарандах ). [1]

Краткое описание школ

[ редактировать ]
Поздняя ведическая культура (1100–500 гг. До н. э.), шакхи показаны красным. Регион Косала-Магадха не считался частью Арьяварты до окончания ведических времен, несмотря на присутствие сакхов. Это был совершенно другой в культурном отношении регион, давший начало джайнизму и буддизму. [7]

Традиционным источником информации о шакхах каждой Веды является « Чарана-вьюха» , из которых существуют две, в основном схожие, версии: 49-й париштха Атхарваведы, приписываемая Шаунаке , и 5-й париштха Шукла (Белой) Яджурведы, приписывают Катьяяне . В них есть списки количества редакций, которые, как считалось, когда-то существовали, а также тех, которые все еще существовали на момент составления работ. Сохранилось лишь небольшое количество редакций. [8]

В религиозной поэзии Сарасвати Гангадхара , написанной на маратхи, под названием « Шри Гуручаритра», в 27-й главе описываются различные шакхи четырех Вед. [9]

Школы перечислены ниже и распределены по категориям в соответствии с Ведами, которые каждая из них излагает.

Риг Веда

[ редактировать ]

Шаунаки В « Чарана-вьюхе» перечислены пять шакх Ригведы: Шакала , Башкала , Ашвалаяна , Шанкхайана и Мандукаяна , из которых только Шакала и Башкала сейчас сохранились и очень немногие из Ашвалаяны.В Башкалинской редакции Ригведы есть Хилани , которых нет в тексте Шакалы, но они сохранились в одной кашмирской рукописи (ныне в Пуне). У Шакалы есть Айтарейя-Брахман , у Башкалы есть Кауситаки-Брахман .

Шри Гуручатра упоминает 12 шакх Ригведы, а именно шравака, шравания, джата, шапхата, патхакрама (2), данда, ашвалаяни, шамкхайани, шакала, баскала и (Шравака, Шравания, Джата, Шафт, Паткрама(2), Данда, Ашвалаяни , Шанхайани, Шакала, Башкала, Мандука) в Ови 35 до [9]

Однако существует литература по сутрам Шакхи Ашвалаяна , и шраута-сутра, и грхья-сутра, обе сохранились с комментариями ( вритти ) Гаргья Нараная.Комментарий Гаргья Нараная был основан на более длинном комментарии или бхашье Девасвамина , написанном в 11 веке. [10]

Шанкхайана - шакха была недавно вновь открыта в Бансваде в Раджастхане, где двое семидесятилетних людей являются последними выжившими практикующими. [11]

Шаха Самхита Брахман Ее золото Упанишады
Саакала Айтрея Самхита Айтрея Араньяка Айтрейя Упанишад

Яджур Прощай

[ редактировать ]

Шаунаки В « Чарана-вьюхе» перечислены сорок две или сорок четыре из восьмидесяти шести шакх Яджурведы, но сейчас сохранились только пять из них, а шестая сохранилась частично.В Яджурведе пятью (частично шестью) шакхами являются (Ваджасанейи Мадхандина, Канва; Тайттирия , Майтраяни, Чарака-Катха, Капиштхала-Катха).

Яджурведин-шахи делятся на школы Шукла (Белые) и Кришны (Черные). В Белых редакциях есть отдельные Брахманы, а в Черных - свои (гораздо более ранние) Брахманы, вкрапленные между Мантрами.

  • Шукла Яджурведа: Ваджасанейи Самхита Мадхьяндина (ВСМ), Ваджасанейи Самхита Канва (ВСК): Шатапатха Брахмана (ШБМ, ШБК)
  • Кришна Яджурведа: Тайттирия-самхита (TS) с дополнительным брахманом, Тайттирия-брахмана (TB), Майтраяни-самхита (MS), Чарака-катха-самхита (KS), Капиштхала-катха-самхита (Капс).
Шаха Самхита Брахман Ее золото Упанишады
Мадхьяндина (ВСМ) В настоящее время читают все брамины Северной Индии и брахманы Дешастха. Мадхьяндина Шатапатха (SBM) сохранился как Шатапатха XIV.1-8 с акцентами. Брихадараньяка Упанишада = ШБМ XIV. 3–8, с акцентами, Ишавасья Упанишада = ВСМ 40.
Канва (ВСК) В настоящее время читается браминами Уткала , браминами Каннада , некоторыми браминами Кархаде и несколькими айерами. Канва Шатапатха (SBK) (отличается от Мадхьяндины) сохранилась как книга XVII СБК. Брихадараньяка Упанишада = ШБК, с акцентами, Ишавасья Упанишада = ВСК 40
Катяна - -
Шаха Самхита Брахман Ее золото Упанишады
Таиттирия TS, присутствует по всей Южной Индии и в Конкане. Тайттирия Брахман (ТБ) и Вадхула Бр. (часть Вадхула Шраутрасутры) Тайттирия Араньяка (TA) Тайттирия Упанишад (ТУ)
Майтраяни MS, читается несколькими браминами в Насике. - практически то же самое, что и Упанишады Майтраяния Упанишад
Чарака-Катха Катха Араньяка (почти весь текст из единственной рукописи) Катхака Упанишада , Катха-Шикша Упанишада [12]
Капиштхала KapS (фрагментарная рукопись, с акцентами только первые разделы), под редакцией (без акцентов) Рагху Вира. - -

Сама Веда

[ редактировать ]

перечислены В « Чарана-вьюхе» Шаунаки двенадцать шакх Сама Веды из тысячи, которые, как говорят, когда-то существовали, но из них до сих пор сохранились только один или, возможно, два.Две редакции Самаведы - это Джайминия и Каутума.

В Ови с 203 по 210 главы 27 Шри Гуручаритра упоминает 8 из тысяч шакх, а именно асураянийа, васурайания, ватантарея, пранджали, риджнагвайнавидха, прчина йогьяшакха, гьянайога и ра. Наяния (Асурайания, Васурайания, Ватантарея, Пранджали, Риджнягваинвидха, древняя ветвь йоги , Джнана Йога, Ранаяния). Из этих ранаяний (ранаяния) есть 10 ветвей, а именно: ранаяния, санкхьяяни, шатхья, мугдала, кхалвала, махакхалвала, лан гала, кайтхума, гаутама и джаймини (ранайя). Ния, санкхьяяни, Шатхья Тья, Мугдал, Халвала, Махахалвала, Лангла, Кайтхума, Гаутама, Джаймини) . [9]

У Каутума-шаха есть ПБ, СадвБ, у Джайминия- шаха есть Джайминия-брахман .

Шаха Самхита Брахман Ее золото Упанишады
Каутума отредактировано, читается по всей Северной и Южной Индии. [ нужна ссылка ] отредактировано (всего 8 брахманов), без акцентов Никто. В самой Самхите есть «Араньяка». Чандогья Упанишад
Ранаяния Существуют рукописи Самхиты. Их читают Гокарна и брамины Дешастха. [ нужна ссылка ] То же, что и Каутума, с небольшими отличиями. Никто. В самой Самхите есть «Араньяка». То же, что Каутума.
Джайминия/Талавакара Самхита под редакцией. Читается Намбудирисом и Чолиялом из Тамилнада. [ нужна ссылка ] Два разных стиля чтения самана, частично записанные и опубликованные. [ нужна ссылка ] Опубликовано «Брахмана» (без акцентов) – Джайминия Брахмана, Аршея Брахмана. Опубликована версия Талавакара Араньяки (= Джайминия Упанишад Брахмана ) в Тамил Наду. [ нужна ссылка ] Кена Упанишад
Шатьяяна - -

Атхарва Веда

[ редактировать ]

В настоящее время в Атхарваведе сохранилась только одна шаха из первоначальных девяти. Девятью сакхами были Пайппалада, Тауда, Мауда, Шаунакия, Джаджала, Джалада, Брахмавада, Девадарша и Чаарана-Вайдья. В Ови с 217 по 219 главы 27 Шри Гуручаритра упоминает 9 шакх, а именно паиппала, данта, праданта, стота, аута, брахмада яшада, шаунаки, ведадарша и чаранавидья, Чаранвидья. [9]

Шаунака - единственная шакха Атхарваведы, о которой, как известно, до сих пор существуют как печатные тексты, так и активная устная традиция.

Что касается Атхарваведы, то традиции Шаунакии и Пайппалады содержат текстовые искажения, и исходный текст Атхарваведы может быть только приблизительно оценен путем сравнения между ними.

Шаха Самхита Брахман Ее золото Упанишады
Шаунака AVS, редактируется и читается по всей Северной Индии и Южной Индии. Фрагментарный «Гопатха-брахман» (сохранившийся и опубликованный), без акцентов. - Мундака Упанишада Опубликована (?).
Пайппалада АВП; читается браминами Уткала только как самхита-патха. в остальном сохранились две рукописи: Кашмири (в основном отредактированная) и Ория (частично отредактированная Дипаком Бхаттачарья и другими, без акцента) потерян, как и у Гопатхи Брахмана - Прашна Упанишада, Шарабха Упанишада и т. д. - все отредактировано. [ нужна ссылка ]

Традиция Пайппалады была прекращена, и ее текст известен только по рукописям, собранным начиная с 20 века. Однако некоторые брамины Ориссы [13] до сих пор продолжают традицию Пайппалады.Ни один брахман не известен как Шаунака-шакха.Пайппалада, возможно, связана с Гопатой-Брахманом .

Примечания

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с ВС Апте. Практический санскритский словарь, с. 913, левый столбец.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Монье-Вильямс, Санскритско-английский словарь, стр. 1062, правая колонка.
  3. ^ В.С. Апте. Практический санскритский словарь, с. 913, левый столбец
  4. ^ Например, Радхакришнан, Сарвепалли; и Мур, Чарльз А. Справочник по индийской философии . Издательство Принстонского университета; 1957. Принстон в мягкой обложке, 12-е издание, 1989 г. ISBN   0-691-01958-4 . п. 560. Здесь приводится пример текста, в котором говорится о споре между шахинами [последователями], не принимающими определенную позицию.
  5. ^ В.С. Апте. Практический санскритский словарь . п. 429, средний столбец
  6. ^ Башам, А.Л. Чудо, которым была Индия: обзор культуры Индийского субконтинента до прихода мусульман . (Grove Press, Inc.: Нью-Йорк, 1954), с. 139.
  7. ^ Самуэль (2010), Истоки йоги и тантры ; Бронкхорст (2007), Большая Магадха .
  8. ^ Краткое описание шакх, данное в «Чарана-вьюхе» Шаунаки , см.: Монье-Вильямс, Санскритско-английский словарь , стр. 1062, правая колонка.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Гуручитра/Глава двадцать шестая — Wikisource» . mr.wikisource.org . Проверено 12 декабря 2016 г.
  10. ^ Каталог книг на санскрите, пали и пракрите в Британском музее (1876 г.), стр. 9 .Б. К. Шастри, обзор. Архивировано 14 марта 2016 г. в Wayback Machine К. П. Айтала (ред.), Асвалаяна Грихья Сутра Бхашьям Девасвамина , 1983.
  11. ^ «Спустя тысячелетия традиция возрождается» . 12 июня 2018 г.
  12. ^ утерянная Упанишада, реконструированная Майклом Витцелем как очень похожая по содержанию на Тайттирия-Упанишад , глава 1. М. Витцель, Неизвестная Упанишада Кришны Яджурведы: Катха-Шикша-Упанишад. Журнал Непальского исследовательского центра, Vol. 1, Висбаден-Катманду, 1977, стр. 135.
  13. ^ «Vedamu.org — Ведическая литература — Курс» . 6 января 2009 г. Архивировано из оригинала 6 января 2009 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b5960ae1d6c54728698d50c14adb0013__1712270640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/13/b5960ae1d6c54728698d50c14adb0013.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shakha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)