Уильям Бут
Уильям Бут | |
---|---|
![]() | |
1-й генерал Армии Спасения | |
В офисе 2 июля 1865 г. - 20 августа 1912 г. | |
Главный | Брэмвелл Бут |
Предшественник | Позиция создана |
Преемник | Брэмвелл Бут |
Личные данные | |
Рожденный | Снейнтон , Ноттингем , Англия | 10 апреля 1829 г.
Умер | 20 августа 1912 г. Хэдли Вуд , Лондон , Англия | (83 года)
Супруг | Кэтрин Мамфорд |
Дети | |
Подпись | ![]() |
Часть серии о |
Армия Спасения ![]() |
---|
Фон |
Организация |
Выдающиеся сторонники спасения |
Другие темы |
Законодательство |
Связанные организации |
Христианский портал |
Уильям Бут (10 апреля 1829 – 20 августа 1912) был английским методистским проповедником, который вместе со своей женой Кэтрин основал Армию Спасения и стал ее первым генералом (1878–1912). Христианское движение с квазивоенной структурой и правительством, основанное в 1865 году, распространилось из Лондона во многие части мира. Оно известно как один из крупнейших распространителей гуманитарной помощи.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Уильям Бут родился в Снейнтоне , Ноттингем , и был вторым сыном из пяти детей, рожденных Сэмюэлем Бутом и его второй женой Мэри Мосс. [1] Место его рождения теперь является музеем. [2] Отец Бута был гвоздемёром и строителем из Белпера в Дербишире , но в детстве Уильяма семья впала в бедность. В 1842 году Сэмюэл Бут, который больше не мог позволить себе оплатить обучение сына, отдал 13-летнего Уильяма в ученики ростовщику . Сэмюэл Бут умер 23 сентября 1842 года. [3]
Через два года ученичества Бут совершил религиозное обращение . [4] Затем он много читал и тренировался в письме и речи, став местным методистским проповедником . Бута побудили стать евангелистом в первую очередь благодаря его лучшему другу Уиллу Сэнсому. И Сэнсом, и Бут начали в 1840-х годах проповедовать бедным и грешникам Ноттингема, и Бут, вероятно, остался бы партнером Сэнсома в его новом миссионерском служении, как назвал его Сэнсом, если бы Сэнсом не умер от туберкулеза в 1849 году. [5]
Когда его ученичество закончилось в 1848 году, Бут остался безработным и провел год в тщетных поисках работы. [6] В 1849 году Бут неохотно оставил семью и переехал в Лондон, где нашел работу у ростовщика. Бут пытался продолжать мирскую проповедь в Лондоне, но небольшой объем проповеднической работы, который ему предстоял, расстроил его, и поэтому он оставил пост мирского проповедника и занялся евангелизацией под открытым небом на улицах и в Кеннингтон-Коммон .
Методистское служение
[ редактировать ]
В 1851 году Бут присоединился к методистской реформистской церкви , образованной в 1849 году в результате отделения от Уэслианской методистской церкви . 10 апреля 1852 года, в свой 23-й день рождения, он оставил ломбардство и стал проповедником на полную ставку в их штаб-квартире в часовне Бинфилд в Клэпхэме . Уильям разработал свою проповедь в честь возрожденца американца- Джеймса Коги , который часто посещал Англию и проповедовал в часовне на Брод-стрит в Ноттингеме, членом которой был Бут. Спустя чуть более месяца после того, как он начал проповедовать на полную ставку, 15 мая 1852 года, Уильям Бут официально обручился с Кэтрин Мамфорд .
Заинтересовавшись конгрегационалистским подходом, Бут консультировался с Дэвидом Томасом в Стоквелле по поводу служения. Через Томаса он познакомился с Джоном Кэмпбеллом , а затем с Джеймсом Уильямом Мэсси . Рекомендация заключалась в обучении под руководством преподобного Джона Фроста; но Бут не любил школу Фроста и вскоре ушел. [7] В ноябре 1853 года его пригласили стать министром реформаторов в Сполдинге в Линкольншире . Он женился на Кэтрин Мамфорд 17 июня 1855 года в конгрегационалистской церкви Стоквелл-Грин в Лондоне.
Летом 1857 года семья Бутов переехала в Бригхаус в Западном райдинге Йоркшира, где он был назначен проповедником в Вефильской часовне. Уильям и Кэтрин выступали против приема на работу семилетних девочек на местную мельницу. На бывшей часовне на Бетел-стрит, которая сейчас является пабом Wetherspoons, есть синяя мемориальная доска , напоминающая о том, что Бут служил там. [8] К 1859 году он и его жена переехали в Гейтсхед .
Хотя Бут теперь был известным методистским евангелистом, он был недоволен тем, что ежегодная конференция деноминации продолжала назначать его на пастырство, обязанностями которого ему приходилось пренебрегать, чтобы отвечать на частые просьбы о проведении евангелизационной кампании. На конференции в Ливерпуле в 1861 году, после трех лет пребывания в Гейтсхеде , его просьба об освобождении для евангелизации на постоянной основе была снова отклонена, и Бут ушел из служения методистской «Новой связи» . [9]
Вскоре ему запретили проводить кампании в методистских общинах, и он стал независимым евангелистом. Однако его доктрина осталась почти той же; он проповедовал, что вечное наказание — удел тех, кто не верит в Евангелие Иисуса Христа , в необходимость покаяния во грехах и обещание святости . Он учил, что эта вера проявится в жизни любви к Богу и человечеству. [ нужна ссылка ] Этическая . характеристика деловых предприятий Бута проявилась в производстве коробок спичек Армии Спасения [10] который носил лозунг «Огни в самой темной Англии, Безопасность от огня, Справедливая заработная плата за честный труд». Его спичечная фабрика на Олд-Форде платила 4 пенса брутто . , в то время как более крупные фирмы платили только 2 1/2 пенса
Христианская миссия
[ редактировать ]
Палатка была установлена на старом квакерском кладбище на Майл-Энд-Уэйст в Уайтчепеле с первоначальной целью донести Благую Весть до всех. [11]
К 1865 году Бут и его жена открыли «Общество христианского возрождения» в лондонском Ист-Энде , которое проводило регулярные вечерние собрания, чтобы поделиться покаянием, которое, по мнению Бута, христианское спасение может принести как бедным, так и маргинализированным людям. Общество христианского возрождения было переименовано в Христианскую миссию , которая впоследствии стала Христианской миссией Восточного Лондона . [12] Медленный рост Христианской миссии был для Бута тяжелой работой; его жена пишет, что он «ночь за ночью приходил домой, изможденный от усталости, часто его одежда была разорвана, а голова в месте удара камня была забинтована кровавыми повязками». [13]
Вечерние собрания проводились на старом складе, где мальчишки бросали в окно камни и фейерверки. [ нужна ссылка ] По всему городу были созданы аванпосты, привлекающие новообращенных, но Христианская миссия оставалась лишь одной из пятисот благотворительных групп, работающих в лондонском Ист-Энде. [11]
Бут сам занимался различными видами благотворительности , например, открывал «Еду на миллион» ( бесплатные столовые ). [ нужна ссылка ]
Армия Спасения
[ редактировать ]

Армия спасения была основана в 1865 году как Христианская миссия Восточного Лондона , а название «Армия спасения» возникло в результате инцидента, произошедшего в мае 1878 года. Уильям Бут диктовал письмо своему секретарю Джорджу Скотту Рэйлтону и сказал: «Мы - добровольческая армия». Брэмвелл Бут услышал своего отца и сказал: «Волонтер, я не волонтер, я постоянный!» Рейлтону было приказано вычеркнуть слово «волонтер» и заменить его словом «спасение». [14] (В печатной корректуре отчета миссии за 1878 год говорилось: «Христианская миссия - это добровольческая армия», но исправленная корректура гласила: «Христианская миссия - это ... Армия спасения». [15] ) Армия Спасения была создана по образцу военных, со своим собственным флагом (или цветами) и собственной музыкой, часто с христианскими словами под популярные и фольклорные мелодии, исполняемые в пабах. Бут и другие солдаты «Армии Бога» носили собственную армейскую форму , «надевая доспехи» на собрания и служение. Он стал « генералом », а другие его министры получили соответствующие звания « офицеров ». Остальные члены стали « солдатами ».
Хотя первые годы были скудными, а потребность в деньгах для помощи нуждающимся постоянно росла, Бут и Армия Спасения выстояли. В начале 1880-х годов операции были распространены на другие страны, в частности США, Францию , Швейцарию , Швецию и другие, в том числе на большинство стран Британской империи : Австралию , Канаду , Индию , Капскую колонию , Новую Зеландию , Ямайку , и т. д.
Часто начало в других странах возникало благодаря «спасительной» деятельности эмигрировавших неофицеров. При некотором первоначальном успехе они свяжутся с Лондоном и «пришлют офицеров».
В других случаях, как в Аргентине , не-спаситель сказал Буту, что там есть тысячи британцев, которые нуждаются в спасении. Четыре офицера, посланные в 1890 году, обнаружили, что британцы разбросаны по пампасам . Но миссионеры начали служение на испанском языке, и работа распространилась по всей стране – первоначально после строительства железных дорог, поскольку британцы, ответственные за строительство железных дорог, обычно симпатизировали этому движению.
За свою жизнь Уильям Бут организовал армейскую работу в 58 странах и колониях, много путешествовал и проводил «собрания спасения».
Бут регулярно издавал журнал и был автором ряда книг; он также написал несколько песен. Его книга «В самой темной Англии и выход из положения» не только стала бестселлером после выхода в свет в 1890 году, но и заложила основу для современного армейского подхода к социальному обеспечению. Он сравнил то, что считалось «цивилизованной» Англией, с «Тёмной Африкой» — страной, которая тогда считалась бедной и отсталой. Бут предположил, что большая часть Лондона и большей части Англии после промышленной революции имела не лучшее качество жизни, чем в слаборазвитых странах. Он предложил стратегию применения христианского Евангелия и трудовой этики к решению этих проблем. В книге говорится об искоренении порока и бедности путем создания домов для бездомных , фермерских сообществ, таких как ферма Хэдли , где городская беднота может обучаться сельскому хозяйству, учебных центров для потенциальных эмигрантов , домов для павших женщин и освобожденных заключенных, помощи бедным, и помощь пьяницам. Он также разрабатывает схемы для адвокатов бедняков, банков, клиник, промышленных школ и даже морского курорта.
Оппозиция
[ редактировать ]
В первые годы своего существования Армия Спасения столкнулась с противодействием, особенно со стороны представителей индустрии продажи алкоголя, которые были обеспокоены тем, что деятельность Бута и его последователей убедит более бедные классы бросить пить. Одной из групп, выступавших против Бута и Армии Спасения, была Армия Скелетов , разбросанная группа, особенно в Южной Англии , которая выступала против и срывала марши Армии Спасения против алкоголя с начала 1880-х годов примерно до 1892 года. Столкновения между двумя группами привели к гибели людей. нескольких спасенцев и ранения многих других. Только за 1882 год нападению подверглись 662 солдата Армии Спасения : 251 из них была женщина и 23 из них были моложе пятнадцати лет. [16]
Другие обвинения были связаны с тем фактом, что Бут назначил своих детей на должности, для которых другие были более квалифицированы, что привело к утверждениям о том, что Армия Спасения была семейным бизнесом Бутов. Например, он назначил свою дочь Эмму Бут директором Дома подготовки офицеров, первой школы подготовки женщин Армии Спасения, когда ей было всего 19 лет. тебе или мне оно принадлежит миру» и очень опасался превращения руководства армией в династию, [17] другие полагали, что Бут создавал династию, о чем свидетельствует тот факт, что он настаивал на том, чтобы его зятья добавляли слово «Бут» к своим именам (см. Фредерик Бут-Такер и Артур Бут-Клибборн ). [18] Это еще раз подтвердилось, когда Бут в своем завещании назначил своего сына, Брэмвелла Бута , своим преемником на посту генерала.
Пресса часто враждебно относилась к Буту и Армии Спасения, поскольку их методы и идеи широко истолковывались неверно. Девиз армии «Кровь и огонь», имевший богословское значение и обозначающий спасительную «кровь Иисуса» и освящающий «огонь Святого Духа », ошибочно считался означающим кровь грешников и адский огонь. Были также подозрения относительно мотивов армии: Бута часто изображали шарлатаном, стремящимся только заработать деньги. [19]
поначалу Англиканская церковь враждебно относилась к деятельности Бута и Армии Спасения. Филантроп, политик и евангелист лорд Шефтсбери даже зашел так далеко, что назвал Бута « Антихристом ». Одной из главных претензий к Буту было его «возвышение статуса женщины до статуса мужчины». Многие считали его диктаторским и с ним было трудно работать. Некоторые из его собственных детей осудили его как своего лидера и отвернулись от Армии Спасения, в том числе его дочь Кейт Бут и его сыновья Герберт и Баллингтон Бут , последний основал отдельную организацию « Добровольцы Америки », назвав себя «генералом». Евангелист Родни «Джипси» Смит покинул его из-за его жесткости, а Дуайт Л. Муди не поддержал его, потому что чувствовал угрозу для местной церкви. [20]
Спустя годы
[ редактировать ]
Мнение Армии Спасения и Уильяма Бута в конечном итоге изменилось на положительное. В более поздние годы его принимали короли, императоры и президенты. Средства массовой информации стали с благоговением использовать его звание «Генерал».
В 1899 году Бут ослеп на оба глаза, но после короткого отдыха смог восстановить зрение. В 1904 году он принял участие в автомобильном путешествии по Великобритании, останавливаясь в городах, поселках и деревнях, чтобы проповедовать толпе из своей машины с открытым верхом. В 1906 году Бут стал почетным гражданином лондонского Сити и получил почетную степень Оксфордского университета . В 1902 году его пригласили присутствовать на коронации Эдуарда VII и Александры .
В последний раз он посетил Северную Америку в 1907 году, а в 1909 году отправился в шестимесячное автомобильное турне по Соединенному Королевству. Во время этого тура он обнаружил, что слеп на правый глаз, а зрение на левом глазу затуманено из-за катаракты . Оставшуюся часть тура пришлось отменить. 21 августа 1909 года хирург больницы Гая удалил ему правый глаз. Несмотря на эту неудачу, в 1910 году Бут провел предвыборную кампанию в Нидерландах , Дании , Германии , Швейцарии и Италии . По возвращении в Англию он отправился в свой седьмой и последний автотур.
Уильям Бут умер в возрасте 83 лет 20 августа 1912 года (или, на языке сторонников спасения, был повышен до славы ) в своем доме в Хэдли Вуд , Лондон. Его тело пролежало три дня в Конгресс-холле Клэптона, где мимо его гроба прошли 150 000 человек. 27 августа 1912 года панихида Бута прошла в лондонской Олимпии , на ней присутствовало 40 000 человек, включая королеву Марию , которая сидела почти неузнаваемой далеко в задней части большого зала. В письме Брэмвеллу Буту король Георг V писал: «Нация потеряла великого организатора, а бедняки — искреннего и искреннего друга». США Президент Уильям Тафт писал: «Долгая жизнь и великие таланты [Бута] были посвящены благородной работе по оказанию помощи бедным и слабым и предоставлению им еще одного шанса достичь успеха и счастья». СМИ по всему миру сообщили о смерти Бута, в том числе Daily Express в Великобритании, The South African в Южной Африке, Globe and Mail в Канаде и New York Times в США. [21]
Похоронная процессия Бута началась у международного штаба Армии Спасения, когда за ней отстали 10 000 сторонников Спасения в форме. сорок духовых оркестров Армии Спасения исполнили «Марш мертвых» из « . » Генделя Саула Когда огромная процессия двинулась в путь, Он был похоронен вместе со своей женой Кэтрин (умерла в 1890 году) на кладбище Эбни-Парк , главном лондонском захоронении нонконформистов XIX века . [22]
После смерти Бута его сын, Брэмвелл Бут, стал вторым генералом Армии Спасения. Уильям Бут намеревался сделать так, чтобы каждый генерал выбрал своего преемника. Однако теперь генералы Армии Спасения избираются Высшим советом Армии Спасения .
Наследие
[ редактировать ]
В честь Бута Вачел Линдсей написал стихотворение «Генерал Уильям Бут попадает в рай». [23] Чарльз Айвз , сосед Эванджелин Бут , положил стихотворение на музыку. В 1990 году тепловоз в парке British Rail получил название «Уильям Бут».
Роза Уильяма Бута, выведенная Министерством сельского хозяйства и агропродовольственной промышленности Канады, была названа в его честь. Мемориальный учебный колледж Уильяма Бута в Дании Хилл , Лондон, Колледж подготовки офицеров Армии спасения в Соединенном Королевстве, назван в его честь. [24] как и начальная школа Уильяма Бута в его родном Ноттингеме и Уильям Бут-лейн в центре Бирмингема . Его имя носят многие учебные колледжи, школы, детские дома, больницы и другие учреждения Армии Спасения по всему миру.
Статуи каждой из будок работы Джорджа Эдварда Уэйда были установлены на Чемпион-Хилл в Лондоне, рядом с учебным колледжем Армии Спасения в Лондоне в 1929 году. [25] Копии этих статуй стоят на Майл-Энд-роуд, недалеко от места первого собрания Армии Спасения: статуя Уильяма была открыта в 1979 году, а статуя Кэтрин - в 2015 году.
Гора Уильям Бут в Альберте, Канада, была названа в честь Бута. [26]
Уильяма поминают (вместе с Кэтрин ) в англиканской церкви на поминках 20 августа. [27]

Семья и дети
[ редактировать ]Уильям Бут и Кэтрин Мамфорд поженились 17 июня 1855 года. [28] в Стоквелл-Новой часовне, в то время являвшейся частью Суррея . [29] У них было восемь детей: [30] [31]
- Брэмвелл Бут (8 марта 1856 г. - 16 июня 1929 г.)
- Баллингтон Бут (28 июля 1857 г. - 5 октября 1940 г.)
- Кейт Бут (18 сентября 1858 - 9 мая 1955)
- Эмма Бут (8 января 1860 - 28 октября 1903)
- Герберт Бут (26 августа 1862 г. - 25 сентября 1926 г.)
- Мари Бут (4 мая 1864 г. - 5 января 1937 г.)
- Эванджелин Бут (25 декабря 1865 - 17 июля 1950)
- Люси Бут (28 апреля 1868 - 18 июля 1953)
Галерея
[ редактировать ]- Фотография Бута, около 1870 г.
- Мемориальная доска на доме в Снейнтоне , в котором Бут родился 10 апреля 1829 года.
- Бут в старости
- Уильям Бут в Японии в 1907 году.
- Мемориал Уильяму и Кэтрин Бут на кладбище Эбни-Парк
- Мемориал Бут в Бэттери-парке, Нью-Йорк
Работает
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- В «Самой темной Англии» и «Way Out Diggory Press» ISBN 978-1-84685-377-7
- Чистота сердца Диггори Пресс, ISBN 978-1-84685-376-0
- Безграничное спасение: краткие сочинения Уильяма Бута под редакцией Эндрю М. Исона и Роджера Дж. Грина. Нью-Йорк: Питер Лэнг, 2012. ISBN 978-1-4539-0201-1
- Сержант-майор «Сделай все возможное» из Даркингтона № I: Очерки внутренней жизни армейского корпуса спасения, 1906 г.
- «Основатель говорит снова», Армия Спасения, 1 декабря 1960 г. ISBN 978-0854120826
Музыка
[ редактировать ]- О безграничное спасение (1893) [32]
- Отправить огонь (1894) [33]
- «Благослови его имя, он освобождает меня» , написанный на популярную в то время мюзик-холл песню « Шампанское Чарли» . [34]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Хаттерсли 1999 , с. 13
- ^ «Музей места рождения Уильяма Бута» . Армия Спасения . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Хаттерсли 1999 , с. 17
- ^ Хаттерсли 1999 , с. 19
- ^ Хаттерсли 1999 , стр. 23–25.
- ^ Хаттерсли 1999 , с. 30
- ^ Герберт Хьюитт Строуп (1986). Пионеры социального обеспечения . Торговые публикации Тейлора. стр. 98–99. ISBN 978-0-88229-212-0 .
- ^ «Крис Хельм — АРМИЯ СПАСЕНИЯ БРИГХАУС 1887–2017» .
- ^ Джонсон, Джордж Д. (2011). Что отдаст человек в обмен на свою душу . Кслибрис. п. 88. ИСБН 978-1465380975 .
- ^ Куттс, Джон (1977). Спасенцы . Оксфорд: AR Mowbray & Co Ltd., с. 85. ИСБН 0-264-66071-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Уильям Бут - основатель Армии спасения , веб-сайт раздела «Армия спасения Австралия, Южная территория - история и наследие».
- ^ Куттс, Джон (1977). Спасенцы . Оксфорд, Великобритания: AR Mowbray & Co Ltd., с. 21. ISBN 0-264-66071-4 .
- ^ «Исследовательский веб-сайт Белпера: Уильям Бут, основатель Армии спасения» . www.belper-research.com . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Уильям Брэмвелл Бут 1829–1912. Его жизнь и служение - очень краткая биография.
- ^ Куттс, Джон (1977). Спасенцы . Оксфорд, Великобритания: AR Mowbray & Co Ltd., с. 23. ISBN 0-264-66071-4 .
- ^ Офицерство в Армии спасения: пример клерикализации Докторская диссертация Гарольда Айвора Уинстона Хилла - Университет Виктории, Веллингтон (2004 г.)
- ^ Ларрсон, Джон (2009). 1929 год: кризис, определивший будущее Армии спасения . Лондон: Книги спасения. ISBN 978-0-85412-794-8 .
- ^ Ходжес, Сэмюэл Горацио Генерал Бут: «Семья» и Армия спасения: показ ее подъема, прогресса и ... упадка (1890)
- ^ Будки: Армия спасения (1878–1890) ourchurch.com
- ↑ Уильям Бут: Его жизнь и служение , веб-сайт «Евангельская истина».
- ^ «Вспоминая генерала Уильяма Бута - штаб-квартира NCV Армии спасения» . www.virginiasalvationarmy.org . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Похороны Уильяма Бута на YouTube
- ^ «Генерал Уильям Бут попадает в рай» Вачела Линдси. Джесси Б. Риттенхаус, изд. 1922. Вторая книга современных стихов» . bartleby.com . 19 июня 2022 г.
- ^ Колледж Уильяма Бута, Дания-Хилл , География
- ^ Дарк, Джо, Путеводитель по памятникам Англии и Уэльса: национальный портрет в бронзе и камне , фотографии Хорхе Левински и Майотты Магнус, иллюстрированная книга Макдональда, Лондон, 1991, стр. 72-73.
- ^ «Гора Уильям Бут» . cdnrockiesdatabases.ca . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 8 апреля 2021 г.
- ^ Сандалл 1947 , с. 7
- ^ Хаттерсли 1999 , с. 73
- ^ Л. Э. Лауэр, «Клибборн, Кэтрин Бут- (1858–1955)», Оксфордский национальный биографический словарь, Oxford University Press, сентябрь 2004 г.; онлайн-издание, октябрь 2006 г., по состоянию на 26 мая 2010 г.
- ^ DC Лэмб, «Бут, (Уильям) Брэмвелл (1856–1929)», ред. Л. Е. Лауэр, Оксфордский национальный биографический словарь, Oxford University Press, 2004 г., по состоянию на 21 июня 2010 г.
- ^ «Безграничное спасение» . Время гимнов . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ «Пошли огонь» . Время гимнов . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ «Истории вдохновения за пределами песен» . Лорен Мартин (Австралийская Армия Спасения) . Проверено 27 апреля 2020 г.
Источники
- Хаттерсли, Рой (1999), Кровь и пламя: Уильям и Кэтрин Бут и Армия спасения , Литтл Браун, ISBN 0-316-85161-2
- Рейлтон, Джордж Скотт (1912), Авторитетная жизнь генерала Уильяма Бута , Джордж Х. Доран
- Сэндалл, Роберт (1947), История Армии спасения, том 1, 1865–78 , Томас Нельсон
- Исон, Эндрю М.; Роджер Дж. Грин, ред. (2012), Безграничное спасение: краткие сочинения Уильяма Бута , Питер Лэнг
Дальнейшее чтение
- « Генерал Бут », биографический портрет Джона Маклюра Гамильтона из книги «Люди, которых я нарисовал» (1921).
- Яксли, Тревор. 2003. Уильям и Кэтрин: Жизнь и наследие будок: основатели Армии спасения. Бетани Хаус.
- Ле Февр, Кэти. 2013. Уильям и Кэтрин: история любви, рассказанная в их письмах . Книги Монарха.
- Моряк, Мэтью (ред.). 2016. Тьма и избавление: 125 лет самой темной схемы Англии . Salvo Publishing / Чаордический Креатив
Внешние ссылки
[ редактировать ]



- Биографические данные о генерале Уильяме Буте
- Работы Уильяма Бута в Project Gutenberg
- Работы Уильяма Бута или о нем в Internet Archive
- Работы Уильяма Бута в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Книги Уильяма Бута
- Авторитетная жизнь генерала Уильяма Бута в проекте «Гутенберг»
- Запись чтения Уильяма Бута « Пожалуйста, сэр, спасите меня» (1906) - звукозапись Британской библиотеки (только для пользователей из ЕС)
- Профиль христианина сегодня
- Вырезки из газет об Уильяме Буте в архиве 20-го века ZBW пресс -
- 1829 рождений
- 1912 смертей
- Христианские святые XIX века
- Английское духовенство XIX века
- Английские христианские богословы XIX века
- Методистские служители XIX века
- Протестантские богословы XIX века
- Англиканские святые
- Британские евангелисты
- Похороны на кладбище Эбни Парк
- Христианские возрожденцы
- Христианство в Лондоне
- Переходит в методизм из англиканства
- Английские евангелисты
- Английские методистские служители
- Английские спасенцы
- Методистская церковь народа Великобритании
- Методистские богословы
- Люди из Снейнтона
- Офицеры Армии Спасения
- Семья Уильяма Бута