Я глагол
Я глаголы ( Албанский: [i ˈveɾbti] ) - это албанский прилагательный существительное, означающее «слепой», [ Примечание 1 ] который использовался в северных албанских народных убеждениях для обозначения Бога огня и ветра в регионе Задрима , а также к Богу Гроза в Дукагджине и Малусии Э -Фогле ; В Шале грома, который Бог назывался Рморией . Эти убеждения сохранились в северной Албании до недавнего времени. [ 2 ]
В Задриме считалось, что, управляя ветром, я вербю может раздувать пламя огня и перемещать воду, противоположный элемент к стрельбе. [ 3 ] Албанское слово « четверг » - E Enjte - было явно названо в честь албанского огня Бога Энджи . [ 4 ] Первоначально владея заметной ролью в албанском пантеоне, под христианизацией бог огня и ветра был демонизирован и считал ложным Богом , и было распространено так, что любой, кто призывал его, будет ослеплен огнем. [ 5 ] Очищенная сила огня лежит в основе популярной идеи , согласно которой Бог огня является врагом нечистоты и противником грязи. [ 6 ]
В Дукагджине, Малэсии Э -Фогэль и Шала, считалось, что грим бог Шин Вербти («Святой слепой») или рмория живет в облаках и путешествует, используя штормовые облака, которые объявляют о градах, когда он прибывает. Его можно встретить и отвернуться от шума и выстрелов. Эти убеждения и практики были похожи на те, которые связаны с грозом, богом богом . [ 7 ]
Имя
[ редактировать ]Варианты
[ редактировать ]Я использовался в регионе Задрима для обозначения Бога огня и ветра. Шон Вербти использовался в Дукагджине и Малесии Э -Вогэл для Бога грозы, которого называли Рморией в Шале и который имеет сходство с грозом Бога Шурда . [ 8 ] Албанское слово « четверг » - E Enjte - было явно названо в честь албанского огня Бога Энджи . [ 9 ]
Этимология
[ редактировать ]Вербеты албанцы № адгцептивные : Глабанцы : глагол (ë) ti "слепой парень", фиксированные глаголы "слепые", Тоск, Тоск Албанский : Вербэр . [ 10 ] Албанский прилагательный глагол « Орбус слепой» заимствован на латыни : подвергается типичному албанскому фонетическому развитию. [ 11 ] Шон Вербти означает «святой слепой» на албанском языке. [ 12 ] Rrmoria , возможно, из латинской : слухи «крики, шум, слухи». [ 12 ]
Связь шурдхи с албанским термином, который я шурдхет, означающая «глухой», [ 13 ] кажется, является лишь совпадением, так как имя шурд должно рассматриваться как соединение *seuro , «вода» (ср. Албанская Шеррэ «моча») и *dos "Рейвер/донор" (ср. Албанский дхаш/DHA , «Я дал/он дал»); Его имя, таким образом, означает «донор воды». [ 14 ] связь между именем Шурда и второй частью тенического аиннима, найденного в древних фракийских эпиграфических памятниках. Была предложена [ 14 ] [ 13 ] [ 15 ]
Совпадение имени погоды и шторма бога бога шерда с термином Shurdh-i «глухой», вероятно, породил прилагательное существительное I Verbti «Слепой» или Шон Вербти «Святой слепой», », [ 16 ] который использовался для обозначения погоды и бога шторма в албанских Альпах вместе с Ррморией , [ 17 ] и ссылаться на Бога огня и ветра в регионе Задрима. [ 12 ]
Реконструированное имя Албанского огня Бога *, по-видимому , продолжает протоалбанский *Агни- , в конечном итоге из * h₁n̥gʷnis , архаичного прото-индоевропейского слова для « огня » как активной силы. [ 18 ] Имя пирога также продолжается во имя ведического огня Бога Агни , [ 19 ] кто в ведической религии связан с солнцем на небесах, с молнией в облаках и с очагом и ритуальным огнем на земле среди людей. [ 20 ] [ 21 ] Было высказано предположение, что божеству, которому было посвящено в четверг, поклонялся иллирийцы в древности [ 22 ] И он, возможно, был самым выдающимся богом албанского пантеона в римские времена, интерпретируя Юпитер , когда на албанском языке были образованы имена недели. [ 23 ] Выдающаяся роль, сыгранная богом огня и ветра, называемую в том виде, в каком я Вербти засвидетельствована в регионе Задрима. [ 24 ]
Народные убеждения
[ редактировать ]Задрима регион
[ редактировать ]Согласно народным убеждениям, записанным в регионе Задрима , я Вербти - это Бог, который контролирует огонь и ветер. Управляя ветром, он способен раздувать пламя огня и перемещать воду, противоположный элемент для стрельбы. Говорят, что он спас мальчика от утопления после того, как люди молились ему. Я провел спасение, контролируя северный ветер, который поднял воду в Биллоу, и, таким образом, созданные волны выбросили мальчика из воды живым. [ 6 ] Я Вербти описывается как божество, которое ненавидит нечистоту и плохие способы говорить, и он накажет любого, кто плохо говорит о нем. [ 12 ] Очищенная сила огня лежит в основе популярной идеи , согласно которой это божество является врагом нечистоты и противником грязи. [ 6 ]
С приходом христианства в Албании я был демонизирован и считал ложным Богом , и было распространено так, что любой, кто призывает его, будет ослеплен огнем. [ 25 ] Однако в народных убеждениях бог, который я часто считал более сильным, чем христианский Бог . Борьба между старым и новым Богом и преобладающая популярность I Verbti в албанских народных убеждениях выражается в сказке, рассказанной с христианской точки зрения, согласно которой два парня встретились, затем один сказал: «Позвольте мне молиться Я Вербти! Другой, однако, ответил ему: «Я Вербти, такого нет! Но Бог на небесах, который только один, он - истинный Бог!» Поэтому один молился I Verbti, а другой - истинному Богу. Затем они боролись друг против друга. Но Бог устроил это так, чтобы тот, кто молился истинному Богу, был убит, в то время как другой, кто молился, я выжил. Следовательно, все люди возлагали свои надежды в I Verbti. [ 26 ]
Албанские Альпы
[ редактировать ]В Дукагджине , Малесия Э -Фогэль и Шала , считалось, что бог грозы, называемый там как Шан Вербти («Святой слепой») или рмория , живет в облаках и путешествует, используя штормовые облака, которые объявляют о градах, когда он прибывает. Его можно встретить и оторвать от шума от металлических предметов и выстрелов, [ 27 ] Согласно албанскому апотропаическому ритуалу, практикуемому, чтобы искать защиту божества пожара от больших штормов с проливными дождями, молнией и градом, что часто наносит большой ущерб сельскому хозяйству, домашнему скоту и сельской экономике в целом. [ 28 ]
Согласно отчету 1913 года, о котором сообщалось албанологом бароном Францом Нопцса , соплеменники Шала застрелили своим огнестрельным оружием во время приближающегося шторма, и они были рады их успеху в отправке бога шторма, который прошел через соседнюю территорию Шоши , больше не составляя. угроза для урожая винограда Шалы. [ 12 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гег Албанский : Я глагол (ë) ti «слепой», из прилагательного, я сложно «слепой», Тоск Албанский : I Verbër . [ 1 ]
Источники
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Lambertz 1922 , стр. 47, 49, 145-146; Lambertz 1973 , стр. 505-506; Taglavini 1963 , P. 177; Элси 2001 , с. 259; Lurker 2004 , p. В 197.
- ^ Элси 2001 , с. 259; Jordan 2004 , p. 339; Lurker 2004 , p. 197; Çabbej 1966 , стр. 372–373; Lambertz 1922 , стр. 47, 49, 145–146; Lambertz 1973 , стр. 505–506.
- ^ Элси 2001 , с. 259; Lambertz 1922 , стр. 47, 49, 145-146; Lambertz 1973 , стр. 505-506.
- ^ Orel 1998 , p. 88; В 1971 году , с. 32
- ^ Lurker 2004 , p. 197; Stadtmüller 1954 , с. 216–217; Lambertz 1922 , с. 47, 49, 145–146.
- ^ Jump up to: а беременный в Lambertz 1922 , стр. 47, 49, 145–146.
- ^ Элси 2001 , стр. 238, 259; Çabej 1966 , с. 372–373.
- ^ Элси 2001 , стр. 238, 259; Çabej 1966 , с. 372–373.
- ^ Orel 1998 , p. 88; В 1971 году , с. 32
- ^ Lambertz 1922 , стр. 47, 49, 145-146; Lambertz 1973 , стр. 505-506; Taglavini 1963 , P. 177; Элси 2001 , с. 259; Lurker 2004 , p. В 197.
- ^ Orel 1998 , p. 499; Tagliavini 1963 , p. 177.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Элси 2001 , с.
- ^ Jump up to: а беременный Элси 2001 , с.
- ^ Jump up to: а беременный Треймер 1971 , с. 31–33.
- ^ Lurker 2004 , p. 172.
- ^ Треймер 1971 , с.
- ^ Элси 2001 , с. Тирта 2004 , с.
- ^ Orel 1998 , p. 88.
- ^ TAGLIAVINI 1963 , с. 103
- ^ Сринивасан, Дорис Мет (2024) [1997]. Многие головы, руки и глаза: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . Исследования в области азиатского искусства и археологии. Тол. 20. Брилл. ISBN 9789004644977 .
- ^ Махони, Уильям К. (1998). Хировая вселенная: введение в ведическое религиозное воображение . Серия SUNY в индуистских исследованиях. Suny Press. ISBN 9780791435809 .
- ^ Treimer 1971 , p. Lambertz 1973 , p. Poghirc 1987 , p.
- ^ 1971 , с. 32; Lambertz 1973 , p. 476; Orel 1998 , p. 499
- ^ Lambertz 1922 , с. 47, 49, 145–146; Stadtmüller 1954 , с. 216–217; Lambertz 1973 , с. 505–506.
- ^ Lurker 2004 , p. 197; Stadtmüller 1954 , с. 216–217; Lambertz 1922 , с. 47, 49, 145–146.
- ^ Lambertz 1922 , с. 47, 49, 145–146; Stadtmüller 1954 , с. 216–217; Lambertz 1973 , с. 505–506.
- ^ Элси 2001 , стр. 238, 259; Çabej 1966 , с. 372–373.
- ^ Tirta 2004 , стр. 82, 309.
Библиография
[ редактировать ]- Çabej, eQrem (1966). «Албанский фольклор». Юго -восточное исследование (25): 333–387.
- Демирадж, Бардхил (1997). Албанские этимологии: исследования албанского наследия наследования . Страдают исследованиями в индоевропейском языке (на немецком языке). Том. 7. Амстердам, Атланта: Брилл. ISBN 978-90-420-0161-9 .
- Элси, Роберт (2001). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . NYU Press. п. 259. ISBN 978-1-85065-570-1 .
- Джордан, Майкл (август 2004 г.). Словарь богов и богинь . Infobase Publishing. ISBN 978-0-8160-5923-2 .
- Ламберц, Максимилиан (1922). Албанские сказки (и другие тексты по албанскому фольклору) . Вена: А. Хёльдер.
- Ламбербертц, Максимилиан (1973). «Умирай михилогиал Аллонов». В Гансе Вильгельм Хаусмит (ред.). Словарь мифология (на немецком языке). Тол. 2. стр. 455-509.
- Луркер, Манфред (2005). Рутледжский словарь богов и богинь, дьяволов и демонов . Routledge, Taylor & Francis. ISBN 0-203-64351-8 .
- Луркер, Манфред (2004). Рутледжский словарь богов и богинь, дьяволов и демонов . Routledge. ISBN 978-0-415-34018-2 .
- Orel, Vladimir (1998). Albanian etymological dictionary . Brill. ISBN 978-90-04-11024-3 .
- Poghirc, Cecerone (1987). "Албанская религия" Элцея Элид (ред.). Энциклопедия религии Тол. 1. Нью -Йорк: Macmillan Publishing. стр. 178–180.
- Роуз, Кэрол (1996). Духи, феи, гномы и гоблины: энциклопедия маленьких людей . ABC-Clio. С. 327 . ISBN 978-0-87436-811-6 .
- Stadtmüller, Georg (1954). «Старый Хайднянский народная версия и христианизация в Албании» . Orientalia Christiana Periodica (на немецком языке). XX . Pontificium Institute Orientalium Studiorum: 211–246.
- Таглявини, Карло (1963). Происхождение неолатиновых языков: введение в романтическую филологию . Р. Патрун.
- Тирта, Марк (2004). Petrit Bezhani (ред.). Албанская мифология (на албании). Тирана: учитель. ISBN 99927-938-9-9 .
- Треймер, Карл (1971). «Чтобы восстановить иллирийский мир богов и его важность для южной славянской филологии». В Хенрике Бариче (ред.). Arhiv Za Arbanasku starinu, Jezik I Etnologiju . Том. С.