Антиох XI Эпифан
Антиох XI Эпифан | |
---|---|
![]() Портрет Антиоха XI на лицевой стороне тетрадрахмы . | |
Король Сирии | |
Царствование | 94–93 до н. э. |
Предшественник | Селевк VI , Деметрий III , Антиох X |
Преемник | Деметрий III, Антиох X, Филипп I. |
Рожденный | между 124 и 109 гг. до н.э. |
Умер | 93 г. до н. э. Антиохия (современная Антакья , Хатай , Турция ) |
Династия | Селевкид |
Отец | Антиох VIII |
Мать | Трифена |
Антиох XI Эпифан Филадельф ( греч . Ἀντίοχος Ἐπιφανής Φιλάδελφος ; умер в 93 г. до н. э.) был монархом Селевкидов , который правил Сирией между 94 и 93 годами до нашей эры, в эллинистический период . Он был сыном Антиоха VIII и его жены Трифены . Ранняя жизнь Антиоха XI была временем постоянной гражданской войны между его отцом и дядей Антиохом IX . Конфликт закончился убийством Антиоха VIII, за которым последовало основание Антиоха IX в Антиохии , столице Сирии. Старший сын Антиоха VIII Селевк VI , контролировавший западную Киликию взяв Антиохию себе, но был изгнан из нее и изгнан насмерть в 94 г. до н.э. сыном Антиоха IX Антиохом X. , выступил против своего дяди и приказал убить его ,
После убийства Селевка VI Антиох объявил себя царем вместе со своим братом-близнецом Филиппом I. XI Сомнительные древние свидетельства, которые могут противоречить археологическим данным, сообщают, что первым действием Антиоха XI было отомстить за своего покойного брата, разрушив Мопсуестию в Киликии, город, ответственный за смерть Селевка VI. В 93 г. до н.э. Антиох XI взял Антиохию, событие, не упомянутое древними историками, но подтвержденное нумизматическими свидетельствами. Антиох XI, по-видимому, был старшим царем, чеканил монеты как единоличный царь и единолично правил в столице, в то время как Филипп I остался в Киликии, но сохранил свой царский титул. Антиох XI, возможно, и восстановил храм Аполлона и Артемиды в Дафне , но его правление длилось недолго. Осенью того же года Антиох X перегруппировался и контратаковал; Антиох XI потерпел поражение и утонул в реке Оронт при попытке бежать.
Имя, семья и молодость
[ редактировать ]
Имя Антиох имеет греческую этимологию и означает «решительный в споре». [ 1 ] Столица Сирии Антиохия была названа в честь Антиоха , отца основателя города, царя Селевка I (годы правления 305–281 до н. э.); [ 2 ] это имя стало династическим, и его носили многие цари Селевкидов. [ 3 ] [ 4 ] В ц. 124 г. до н. э. Антиох VIII женился на птолемеевской царевне Трифене , умершей в 109 г. до н. э. [ 5 ] [ 6 ] У пары было много детей, в том числе Селевк VI , старший; Антиох XI и Филипп I ; [ 7 ] их младший брат Деметрий III ; [ 8 ] и младший Антиох XII . [ 9 ] Мать Филиппа I была прямо упомянута как Трифена историком четвертого века Евсевием , который также упомянул, что Антиох XI и Филипп I были близнецами ( dydymoi ). [ 10 ] Дата рождения Антиоха XI неизвестна, но к моменту его прихода к власти ему было по крайней мере за двадцать. [ 11 ]
В 113 г. до н.э. Антиох IX объявил себя царем и начал гражданскую войну против своего сводного брата Антиоха VIII. Конфликт между братьями продлился полтора десятилетия; [ 12 ] оно унесло жизнь Трифены и закончилось убийством Антиоха VIII от рук его министра Гераклеона Беройского в 96 г. до н.э. [ 13 ] После смерти Антиоха VIII Антиох IX взял столицу Антиохию и женился на второй жене и вдове Антиоха VIII, Клеопатре Селене . [ 13 ] Сыновья Антиоха VIII ответили; Деметрий III взял Дамаск и правил им. [ 14 ] в то время как Селевк VI убил Антиоха IX в 95 г. до н.э. и взял Антиохию. [ 15 ] Новый царь потерпел поражение от сына Антиоха IX Антиоха X ( годы правления 95–92/88 до н.э.), который взял столицу. [ 16 ] Селевк VI бежал в Мопсуестию в Киликии , где был убит повстанцами в 94 г. до н.э. [ 17 ]
Царствование
[ редактировать ]


Правление поздних царей Селевкидов плохо засвидетельствовано в древней литературе посредством кратких отрывков и резюме, часто пронизанных смешениями и противоречиями; [ 18 ] Таким образом, нумизматические данные являются основным источником при реконструкции правления поздних монархов Селевкидов. [ 19 ] Во время правления Селевка VI Антиох XI и его близнец, вероятно, проживали в Киликии. [ 20 ] После смерти Селевка VI Антиох XI и Филипп I объявили себя королями в 94 г. до н. э.; историк Альфред Беллинджер предположил, что их базой был прибрежный город к северу от Антиохии, [ 21 ] в то время как Артур Хоутон полагал, что это была Бероя , потому что правители города были союзниками Филиппа I. [ 22 ] [ 23 ]
Более вероятно, что Тарс был основной базой операций; [ 24 ] портреты Антиоха XI и Филиппа I появлялись на аверсах монет- кувшинов , которые они чеканили. [ 7 ] и все монеты-кугаты чеканились в Киликии. Известны три серии монет-кувшинов; по состоянию на 2008 год в одной серии насчитывается шесть известных сохранившихся экземпляров, [ 24 ] изображающий обоих королей с бородами. [ 25 ] Превосходное качество портретов, изображенных на монетах из шести серий, указывает на то, что чеканный цех располагался в городе, который был центром культуры, что делает Тарс вероятным местом расположения монетного двора и, следовательно, вероятной базой операций. [ 24 ]
В двух других сериях монет сохранилось меньше экземпляров, и на них изображен Антиох XI с бакенбардом. [ 25 ] Эти монеты не чеканились в Тарсе, и бакенбарды указывают на то, что эти монеты были выпущены городами к западу от главной базы, когда царь проезжал мимо них по пути в Тарс; к тому времени, когда Антиох XI прибыл в свою ставку, он был изображен с пышной бородой. На всех монетах-кугатах Антиох XI изображался перед Филиппом I, причем его имя имело приоритет. [ 24 ] показывая, что он был старшим монархом. Согласно Иосифу Флавию , Антиох XI стал царем раньше Филиппа I, но нумизматические данные свидетельствуют об обратном, поскольку самые ранние монеты показывают, что оба брата правили совместно. [ 26 ]
Эпитеты и королевский образ
[ редактировать ]Эллинистические монархи не использовали номера царствований , но обычно использовали эпитеты, чтобы отличить себя от других королей с похожими именами; нумерация королей - это в основном современная практика. [ 27 ] [ 3 ] На своих монетах Антиох XI фигурировал с эпитетами Эпифан (Явный Бог) и Филадельф (Братолюбивый). [ 28 ] [ 29 ] Эпифан подчеркивал отцовство Антиоха XI как сына Антиоха VIII, носившего тот же эпитет; [ 30 ] тогда как Филадельф, вероятно, был знаком уважения Селевку VI и Филиппу I. [ примечание 1 ] [ 34 ] Борода, которую Антиох XI носил на своих кувшинных монетах из Тарса, вероятно, является знаком траура и намерением отомстить за смерть Селевка VI. [ 35 ] [ 36 ] В последнем выпуске «Антиоха XI из Антиохии» он изображен безбородым, что подчеркивает, что обет был выполнен . [ 37 ]

Получив легитимность от своего отца, Антиох XI появился на своих монетах с преувеличенно горбатым носом, по подобию Антиоха VIII. [ 38 ] Иконография портрета Антиоха XI была частью традиции царя- трифея , широко используемой Антиохом VIII. [ примечание 2 ] Портрет правителя выражает трифе (роскошь и великолепие), где подчеркиваются его непривлекательные черты лица и полнота. [ примечание 3 ] Традиция изображений трифе зародилась в Египте, а позже была перенята в Сирии. Римляне ; считали портреты трифе свидетельством вырождения и упадка эллинистических царей мягкость, изображенная на портретах, рассматривалась как признак некомпетентности правителей, способ объяснить упадок эллинистических династий. Однако римская точка зрения не соответствует действительности; эти изображения были преднамеренной политикой в королевстве, опустошенном гражданской войной. Большинство поздних монархов Селевкидов, включая Антиоха XI, провели свое правление в боях, вызывая хаос на своих землях. Изображение царя-воина на монетах, как это было принято, например, у эллинистических бактрийских царей, оттолкнуло бы и без того обедневшее население, страдающее от последствий войны. Народ нуждался в мире и изобилии, и портрет трифе был попыткой дать понять, что король и его народ живут приятной жизнью. Используя образ трифа , Антиох XI предположил, что он станет успешным и популярным царем, как и его отец. [ примечание 4 ] [ 44 ]
Отмщение за Селевка VI и взятие столицы
[ редактировать ]По словам Евсевия, братья разграбили Мопсуестию и разрушили ее, чтобы отомстить за Селевка VI. [ 10 ] Утверждение Евсевия сомнительно, поскольку в 86 г. до н.э. Рим предоставил неприкосновенность культу Исиды и Сараписа в Мопсуестии, о чем свидетельствует городская надпись. [ 45 ] После Мопсуестии Антиох XI оставил Филиппа I в Киликии и двинулся на Антиохию, изгнав Антиоха X из города в начале 93 г. до н.э. [ примечание 5 ] [ 24 ] Древние историки не отмечают правления Антиоха XI в столице, утверждая, что он воевал против Антиоха X и потерпел поражение. [ 28 ] VI века Византийский монах и историк Иоанн Малала , чьи труды ученые считают в целом ненадежными, [ 46 ] упоминает правление Антиоха XI в своем отчете о римском периоде в Антиохии. [ 47 ] Вещественные доказательства успеха Антиоха XI во взятии столицы были предоставлены в 1912 году, когда был опубликован отчет о монете, отчеканенной им в Антиохии. [ 28 ]

Филипп I не проживал в столице, а Антиох XI чеканил монеты как единоличный царь. [ примечание 6 ] [ 49 ] Филипп I сохранил царский титул, оставаясь в городе, который был его базой во время подготовки к мести за Селевка VI. [ 50 ] Нумизмат Эдвард Теодор Ньюэлл назначил Антиоху XI правление в столице на несколько недель, но, по словам нумизмата Оливера Гувера, оценка среднегодового использования кубиков королем предполагает правление в несколько месяцев. [ примечание 7 ] [ 48 ] По словам Малалы, царь Антиох Филадельф, то есть Антиох XI, [ примечание 8 ] построил храм Аполлону и Артемиде в Дафне и поставил две золотые статуи, изображающие богов, а также предоставив право убежища всякому, кто нашел убежище в храме; [ 56 ] это утверждение не может быть верным, поскольку храм был засвидетельствован во времена Антиоха III ( годы правления 222–187 до н. э.). [ 57 ] Историк Гланвилл Дауни, наблюдая за стилем письма Малаласа на греческом языке, предположил, что под «строительством» Малалас подразумевал ремонт или восстановление, что указывает на то, что предшественник Антиоха XI, возможно, осквернил храм и переплавил золотые статуи. [ примечание 9 ] [ 56 ]
Конец и преемственность
[ редактировать ]К осени 93 г. до н.э. Антиох X контратаковал, победив Антиоха XI. [ 7 ] который утонул в реке Оронт , пытаясь бежать. [ 59 ] Древние сведения о последней битве различаются: по словам историка первого века Иосифа Флавия, Антиох XI сражался один, в то время как у Евсевия участвовали и Антиох XI, и Филипп в битве I. Евсевий не упомянул царствование Антиоха XI в Антиохии, заявив, что финальная битва произошла сразу после разрушения Мопсуестии; утверждение, опровергаемое нумизматическими данными. По мнению Беллинджера, объединенные армии братьев должны были быть развернуты, но, поскольку погиб только Антиох XI, вполне вероятно, что Филипп I остался в своей столице, а Антиох XI возглавил действующие армии. [ 26 ]
Ничего не известно о браках и детях Антиоха XI. [ 60 ] По словам биографа первого века Плутарха , римский полководец первого века до нашей эры Лукулл сказал, что армянский царь Тигран II , завоевавший Сирию в 83 году до нашей эры, «предал смерти преемников Селевка и [унес] их жен и дочерей. в плен». Древние источники, относящиеся к позднему периоду Селевкидов, фрагментарны и не упоминают многих подробностей. Следовательно, заявление Лукулла позволяет предположить, что жена или дочери Антиоха XI существовали и были взяты армянским царем. [ 61 ] После своей победы Антиох X вернул себе столицу и правил ею до своей смерти. [ 62 ]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Генеалогическое древо Антиоха XI |
---|
Цитаты:
|
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Историк Альфред фон Гучмид предположил, что всякий раз, когда эллинистический король принимал эпитет Филадельф, это означало, что его правящий брат попросил его разделить трон. [ 31 ] В случае с Антиохом XI и Филиппом I, поскольку оба использовали этот эпитет, фон Гучмид считал это исключением из правила. Он предположил, что братья приняли свой эпитет, чтобы узаконить свои претензии на престол, которые оспаривались линией Антиоха IX, подчеркивая их родство со своим братом, бывшим царем Селевком VI. Аргументы фон Гучмида подверглись критике со стороны многих учёных, особенно Эваристо Брекчиа , [ 32 ] который считал этот эпитет данью уважения Селевку VI и подтверждением братского согласия между Антиохом XI и Филиппом I. [ 33 ]
- ↑ Гравированный драгоценный камень хранится в Музее изящных искусств Бостона . Его инвентарный номер 13.244. Его стиль напоминает стиль портретов Антиоха XI; драгоценный камень мог изображать его или его брата Деметрия III. [ 39 ] Такие портреты на инталиях выполняли функцию, параллельную, но отличную от портретов, изображенных на монетах. Оба портрета подчеркивали характер изображенного на них монарха. [ 40 ] но хотя портреты на монетах были средством гарантии ценности и подлинности и, таким образом, следовали стандартным моделям, направленным на передачу политического послания о преемственности, которое означало династические связи короля и его доблесть как монарха, портреты из драгоценных камней не соответствовали стандартам, используемым для чеканки монет. [ 41 ] и служил более частной цели, изображая правителя в более деликатной манере. [ 40 ] Драгоценные камни с королевскими портретами, ограненные под непосредственным королевским покровительством, выполняли множество функций; они, вероятно, использовались в качестве личных подарков последователям и иностранным послам, а носители королевских инталий выражали свою преданность королю или его памяти, используя его портрет в качестве печати . [ 42 ]
- ↑ Чревоугодие и тучность были признаком богатства монарха в эллинистическом искусстве. Многие цари изображались с двойным подбородком и мясистыми лицами. [ 43 ]
- ^ Доказательства того, что римская концепция значения портретов трифе была неверной, включают иконографию ) Селевкии Пиерии во Тихе ( бога-покровителя время правления Антиоха VIII. Черты богини напоминают черты короля. Если бы трифе был признаком вырождения, то его никогда бы не использовали для изображения божества. [ 44 ]
- ↑ Евсевий заявил, что оба брата двинулись на Антиохию, в то время как историк первого века Иосиф Флавий упомянул только Антиоха XI; последний отчет более точен и подтверждается нумизматическими данными. [ 24 ]
- ↑ Нумизмат Артур Хоутон приписал Антиохии кувшинную монету Антиоха XI и Филиппа I, но позже отказался от этой атрибуции в пользу киликийского монетного двора. [ 48 ]
- ^ Оценка проводится с использованием формулы Эсти, разработанной математиком Уорреном В. Эсти; это математическая формула, позволяющая рассчитать относительное количество штампов на лицевой стороне, используемых для производства определенной серии монет. Этот расчет можно использовать для измерения производства монет определенного короля и, таким образом, оценки продолжительности его правления. [ 51 ]
- ^ Этот эпитет также использовался царем Антиохом XIII ( годы правления 82–64 до н.э.), [ 52 ] который удостоился чести быть последним царем Селевкидов, после смерти которого Рим аннексировал Сирию. [ 53 ] Малала использовал эпитет «Дионис», говоря об Антиохе XIII. [ 54 ] на самом деле это был эпитет Антиоха XII, который никогда не контролировал Антиохию. [ 55 ] По словам историка Глэнвилла Дауни, византийский историк отождествил Антиоха XIII с Антиохом XII. [ 53 ] и использовал эпитет «Филадельф», обращаясь к Антиоху XI. [ 47 ]
- ^ Богослов второго века Климент Александрийский ( ок. 200 г. н. э.) сообщил, что Антиох IX расплавил статую Зевса , что сделало его кандидатом на пост монарха, расплавившего статуи Аполлона и Артемиды. [ 56 ] С другой стороны, Климент Александрийский, возможно, неправильно истолковал отчеты историков первого века до нашей эры Диодора Сицилийского или Трога , которые оба сообщали о кощунстве статуи Зевса Александром II . [ 58 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Росс 1968 , с. 47.
- ^ Дауни 2015 , с. 68 .
- ^ Jump up to: а б Привет 1996 , с. 142 .
- ^ Тейлор 2013 , с. 163 .
- ^ Отто и Бенгтсон 1938 , стр. 103, 104.
- ^ Райт 2012 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с Хоутон 1987 , с. 79.
- ^ Хоутон 1987 , с. 81.
- ^ Лорбер и Иосиф 2009 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Евсевий 1875 , с. 261 .
- ^ Сиверс 1986 , с. 134.
- ^ Косьмин 2014 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Декабрь 2016 , стр. 260, 261.
- ^ Houghton & Müseler 1990 , с. 61.
- ^ Гувер 2007 , с. 285.
- ^ Дмитрий 2016 , с. 263.
- ^ Хоутон 1998 , с. 66.
- ^ Гувер 2007 , с. 280.
- ^ Гувер 2007 , с. 281.
- ^ Беван 1902 , с. 260.
- ^ Беллинджер 1949 , с. 93.
- ^ Хоутон 1987 , с. 82.
- ^ Хоутон 1998 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хоутон, Лорбер и Гувер 2008 , с. 573.
- ^ Jump up to: а б Хоутон, Лорбер и Гувер 2008 , стр. 573, 575, 576.
- ^ Jump up to: а б Беллинджер 1949 , с. 74.
- ^ МакГинг 2010 , с. 247 .
- ^ Jump up to: а б с Ньюэлл 1917 , с. 115.
- ^ Домброва 2011 , стр. 225.
- ^ Хоутон, Лорбер и Гувер 2008 , стр. 574.
- ^ Муччиоли 1994 , с. 402.
- ^ Муччиоли 1994 , с. 403.
- ^ Муччиоли 1994 , с. 415.
- ^ Цвет 2015 , с. 177.
- ^ Хоутон, Лорбер и Гувер 2008 , стр. 575.
- ^ Гувер, Хоутон и Веселый 2008 , с. 207.
- ^ Хоутон, Лорбер и Гувер 2008 , стр. 578.
- ^ Райт 2011 , стр. 45, 46.
- ^ Планцос 1999 , стр. 55, 116.
- ^ Jump up to: а б Планцос 1999 , с. 62.
- ^ Планцос 1999 , с. 42.
- ^ Планцос 1999 , с. 111.
- ^ Брэдли 2011 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Флейшер 1996 , с. 36.
- ^ Ригсби 1996 , с. 466 .
- ^ Скотт 2017 , с. 76 .
- ^ Jump up to: а б Дауни 1938 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Гувер 2007 , с. 289.
- ^ Беллинджер 1949 , стр. 74, 93.
- ^ Беллинджер 1949 , стр. 75, 93.
- ^ Гувер 2007 , стр. 282–284.
- ^ Дмитрий 2016 , с. 267.
- ^ Jump up to: а б Дауни 1951 , с. 161.
- ^ Клинтон 1851 , с. 349 .
- ^ Дауни 2015 , с. 132 .
- ^ Jump up to: а б с Дауни 2015 , с. 131 .
- ^ Ден Боефт и др. 1995 , с. 229.
- ^ Тейлор 2014 , с. 237.
- ^ Элинг 2008 , с. 239.
- ^ Огден 1999 , с. 158.
- ^ Декабрь 2016 , стр. 269–270.
- ^ Дмитрий 2016 , с. 264.
Источники
[ редактировать ]- Беллинджер, Альфред Р. (1949). «Конец Селевкидов». Труды Академии искусств и наук Коннектикута . 38 . Академия искусств и наук Коннектикута. OCLC 4520682 .
- Беван, Эдвин Роберт (1902). Дом Селевка . Том. II. Лондон: Эдвард Арнольд. OCLC 499314408 .
- Брэдли, Марк (2011). «Ожирение, полнота и истощение в римском искусстве». Документы Британской школы в Риме . 79 . Британская школа в Риме: 1–41. дои : 10.1017/S0068246211000018 . ISSN 0068-2462 . S2CID 162287960 .
- Клинтон, Генри Файнс (1851). Фасти Хелленичи . Том. III: Гражданская и литературная хронология Греции и Рима, от CXXIV Олимпиады до смерти Августа (второе изд.). Издательство Оксфордского университета. OCLC 1063922992 .
- Колору, Омар (2015). «Я ваш отец! Династии и династическая легитимность в доисламской чеканке монет между Ираном и Северо-Западной Индией». Электрум: Журнал древней истории . 22 . Институт истории. Ягеллонский университет (кафедра древней истории Ягеллонского университета). ISSN 1897-3426 .
- Домброва, Эдвард (2011). «АРСАКИС ЭПИФАНИС. Были ли «раскрыты» божества Аршакидов?». Исследования эллинистики . 24 . Фабрицио Серра Редактор. ISBN 978-88-6227-351-0 . ISSN 1828-5864 .
- Затем Бофт, Ян; Дрейверс, Джон Уиллем; Король Даниэль; Тейтлер, Ганс (1995). Филологический и исторический комментарий к Аммиану Марцеллину XXII Филологический и исторический комментарий к Аммиану Марцеллину. Том. 3. Брилл. ISBN 978-90-69-80086-8 .
- Дауни, Роберт Эмори Гланвилл (1938). «Хронология Селевкидов в Малаласе». Американский журнал археологии . 42 (1). Археологический институт Америки: 106–120. дои : 10.2307/498832 . ISSN 0002-9114 . JSTOR 498832 . S2CID 191389600 .
- Дауни, Роберт Эмори Гланвилл (1951). «Оккупация Сирии римлянами». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 82 . Издательство Университета Джонса Хопкинса: 149–163. дои : 10.2307/283427 . ISSN 2325-9213 . JSTOR 283427 .
- Дауни, Роберт Эмори Гланвилл (2015) [1961]. История Антиохии в Сирии от Селевка до арабского завоевания . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-400-87773-7 .
- Думитру, Адриан (2016). «Клеопатра Селена: взгляд на Луну и ее светлую сторону». В Джошкуне, Алтай; Маколи, Алекс (ред.). Королевские женщины Селевкидов: создание, представление и искажение эллинистического королевства в империи Селевкидов . История – Einzelschriften. Том. 240. Франц Штайнер Верлаг. ISBN 978-3-515-11295-6 . ISSN 0071-7665 .
- Элинг, Кей (2008). Исследования по истории поздних Селевкидов (164–63 до н.э.) от смерти Антиоха IV до основания провинции Сирии при Помпее . Historia - отдельные сочинения (на немецком языке). Том 196. Франц Штайнер Верлаг. ISBN 978-3-515-09035-3 . ISSN 0071-7665 .
- Евсевий (1875) [ок. 325]. Шене, Альфред (ред.). Две хроники Евсевия (на латыни). Том. 1. Перевод Петерманна Юлиуса Генриха. С Вайдманами. OCLC 312568526 .
- Флейшер, Роберт (1996). «Элинистическая королевская иконография на монетах». В Бильде, Пер (ред.). Аспекты эллинистического царства . Исследования эллинистической цивилизации. Том. 7. Издательство Орхусского университета. ISBN 978-8-772-88474-5 . ISSN 0906-3463 .
- Привет, Уильям В. (1996). Происхождение. Древняя ближневосточная история некоторых современных западных институтов . Исследования по истории и культуре Древнего Ближнего Востока. Том. 6. Брилл. ISBN 978-90-04-10328-3 . ISSN 0169-9024 .
- Гувер, Оливер Д. (2000). «Посвящение Афродите Эпекос Деметрию I Сотеру и его семье». Журнал папирологии и эпиграфики . 131 . Доктор Рудольф Хабельт ГмбХ. ISSN 0084-5388 .
- Гувер, Оливер Д. (2007). «Пересмотренная хронология поздних Селевкидов в Антиохии (121/0–64 до н.э.)» . Historia: Журнал древней истории . 56 (3). Франц Штайнер Верлаг: 280–301. дои : 10.25162/история-2007-0021 . ISSN 0018-2311 . S2CID 159573100 .
- Гувер, Оливер Д.; Хоутон, Артур; Веселый, Петр (2008). «Серебряный монетный двор Дамаска при Деметрии III и Антиохе XII (97/6 г. до н. э. – 83/2 г. до н. э.)» . Американский журнал нумизматики . второй. 20 . Американское нумизматическое общество. ISBN 978-0-89722-305-8 . ISSN 1053-8356 .
- Хоутон, Артур (1987). «Монеты с двойным портретом Антиоха XI и Филиппа I: монетный двор Селевкидов в Верии?» . Швейцарский нумизматический обзор . 66 . Швейцарское нумизматическое общество. ISSN 0035-4163 .
- Хоутон, Артур; Мюзелер, Вильгельм (1990). «Царствование Антиоха VIII и Антиоха IX в Дамаске» . Листы швейцарских монет . 40 (159). Швейцарский журнал по нумизматике. ISSN 0016-5565 .
- Хоутон, Артур (1998). «Борьба за престолонаследие Селевкидов, 94–92 до н.э.: новая тетрадрахма Антиоха XI и Филиппа I Антиохийского». Швейцарский нумизматический обзор . 77 . Швейцарское нумизматическое общество. ISSN 0035-4163 .
- Хоутон, Артур; Лорбер, Кэтрин; Гувер, Оливер Д. (2008). Монеты Селевкидов, Подробное руководство: Часть 2, от Селевка IV до Антиоха XIII . Том. 1. Американское нумизматическое общество. ISBN 978-0-980-23872-3 . OCLC 920225687 .
- Космин, Пол Дж . (2014). Земля королей слонов: пространство, территория и идеология в империи Селевкидов . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-72882-0 .
- Лорбер, Кэтрин К.; Иосиф, Панайотис (2009). «Бороды кампании Селевкидов» . Классическая античность . 78 . некоммерческая ассоциация L’Antiquité Classique. ISSN 0770-2817 .
- МакГинг, Брайан С. (2010). Истории Полибия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-199-71867-2 .
- Муччиоли, Федерикомария (1994). «Общие соображения об эпитете Φιλάδελϛϛ в эллинистических династиях и о его применении при титровании последних Селевкидов». Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte (на итальянском языке). 43 (4). Франц Штайнер Верлаг: 402–422. ISSN 0018-2311 . JSTOR 4436349 .
- Ньюэлл, Эдвард Теодор (1917). «Антиохийский монетный двор Селевкидов». Американский журнал нумизматики . 51 . Американское нумизматическое общество. ISSN 2381-4594 .
- Огден, Дэниел (1999). Полигамия, проститутки и смерть: эллинистические династии . Дакворт из классической прессы Уэльса. ISBN 978-0-715-62930-7 .
- Отто, Вальтер Густав Альбрехт; Бенгтсон, Герман (1938). К истории упадка империи Птолемеев: вклад в правление 8-го и 9-го Птолемеев . Трактаты (Баварская академия наук. Философско-исторический класс) (на немецком языке). Том 17. Издательство Баварской академии наук. OCLC 470076298 .
- Планцос, Димитрис (1999). Эллинистические гравированные драгоценные камни . Оксфордские монографии по классической археологии. Том. 16. Кларендон Пресс. ISBN 978-0-198-15037-4 .
- Ригсби, Кент Дж. (1996). Асилия: территориальная неприкосновенность в эллинистическом мире . Эллинистическая культура и общество. Том. 22. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20098-2 .
- Росс, Алан СК (1968). «Альдредиана XX: Заметки о глаголах претерита настоящего времени». Английские филологические исследования . 11 . W. Heffer & Sons, Ltd для Бирмингемского университета. ISSN 0308-0129 .
- Скотт, Роджер (2017) [1989]. «Малалас и его современники». В Джеффрисе, Элизабет; Крок, Брайан; Скотт, Роджер (ред.). Исследования Джона Малаласа . Австралийская Византия. Том. 6. Брилл. стр. 67–85. ISBN 978-9-004-34462-4 .
- Сиверс, Джозеф (1986). «Антиох XI». В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника . Том. 2. Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-710-09110-9 . ISSN 2330-4804 .
- Тейлор, Майкл Дж. (2013). Антиох Великий . Перо и меч. ISBN 978-1-848-84463-6 .
- Тейлор, Майкл Дж. (2014). «Священное ограбление и Селевкидский Ближний Восток» . Греция и Рим . 61 (2). Издательство Кембриджского университета, для Классической ассоциации: 222–241. дои : 10.1017/S0017383514000175 . ISSN 0017-3835 . S2CID 162810470 .
- Райт, Николас Л. (2011). «Иконография преемственности при поздних Селевкидах». В Райте, Николас Л. (ред.). Монеты Малой Азии и Востока: избранное из коллекции Колина Э. Вил . Нумизматическая ассоциация Австралии. ISBN 978-0-646-55051-0 .
- Райт, Николас Л. (2012). Божественные цари и священные места: власть и религия в эллинистической Сирии (301–64 до н.э.) . Международная серия Британских археологических отчетов (BAR). Том. 2450. Археопресс. ISBN 978-1-407-31054-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Несколько монет Антиоха XI выставлены в блоге нумизмата Джейсета Губермана.
- Биография Антиоха XI. Архивировано 9 октября 2018 года в Wayback Machine на сайте нумизмата Петра Веселы.
- Гравированный драгоценный камень. Собственность Музея изящных искусств, Бостон. На нем изображен либо Антиох XI, либо Деметрий III.