Вальтесс из Ла-Бинь
Вальтесс из Ла-Бинь | |
---|---|
Рожденный | Эмили-Луиза Делабинь 1848 Париж , Франция |
Умер | Виль-д’Авре, Франция | 29 июля 1910 г.
Национальность | Французский |
Род занятий | Проститутка , куртизанка , актриса , коллекционер произведений искусства. |
Эмили-Луиза Делабинь , известная как графиня Вальтесса де ла Бинь (1848, Париж — 29 июля 1910, Виль-д’Авре ) — французская куртизанка и полусветка . [ 1 ] Хотя она родилась в семье рабочего в Париже , она поднялась по социальной лестнице и поддерживала художников, одновременно создавая пространство для участия женщин в мире искусства посредством своего коллекционирования и Салона .
Жизнь
[ редактировать ]Молодежь и занятие проституцией
[ редактировать ]Эмили-Луиза, одна из шести братьев и сестер, была дочерью жестокого отца-алкоголика и Эмили Делабинь, прачки из Нормандии, которая также занималась секс-работой. [ 2 ] Она работала в парижском кондитерском магазине в 10 лет и в магазине одежды в 13 лет, когда ее изнасиловал на улице пожилой мужчина. Она моделировала художника Коро , чья студия находилась в районе, где она жила. В молодом возрасте она начала работать проституткой, Лореттой из низшего сословия (респектабельной любовницей), между уличной проституткой или гризеткой и куртизанкой из высшего сословия. Тем не менее, это все еще была тайная проституция, часто в подъездах, и сопровождалась риском ареста полицией или бритья головы в качестве наказания или унижения. [ 3 ]
Быстро найдя богатых клиентов, она тренировалась по воскресеньям в Bal Mabille и работала в магазине женского нижнего белья на Марсовом поле, который часто посещали высокопоставленные офицеры, что позволяло ей мечтать о социальном восхождении. Там она встретила и полюбила 20-летнего мужчину Ричарда Фосси, от которого у нее было двое детей (Джулия Пакеретт Фосси, 3 марта 1868 г., и Валери Фосси, около 1869 г.). [ 4 ] ), но Фосси оставил ее, чтобы поехать в Алжир два года спустя, не женившись на ней, как он обещал.
де Ла Бинь доверила двоих детей своей матери, которая позже увезла их жить в деревню. После смерти младшей дочери, находившейся на попечении матери, де Ла Бинь выиграла публичное судебное дело против своей матери, которая позволяла истории повториться, поскольку ее внучка все больше вовлекалась в проституцию французского полусвета. После получения опеки над единственной оставшейся дочерью, от которой она забеременела в 19 лет, де Ла Бинь поместила ее в католическую школу-интернат. Позже, огорченная потерей регулярного дохода вместо ухода за детьми, ее мать напала на экономку де Ла Бинь Камиллу Мелдолу, подругу детства, которая также подала на нее в суд, но ее дело было прекращено. [ 2 ]
Отношения Вальтесс с ее сестрой Эмили Делабинь Трембле были столь же конфронтационными. Эмили работала мадам в борделе на улице Бланш и называла себя «маркизой». В начале 1880-х годов произошел конфликт с Вальтесс, ее сестрой Эмили и ее матерью, когда выяснилось, что ее мать и сестра пытались вовлечь ее дочь Джулию-Пакеретт в секс-работу. [ 2 ]
Эмили-Луиза Делабинь взяла псевдоним «Вальтесс» из-за его сходства с «Votre Altesse» (Ваше Высочество) — позже она посоветовала Анн-Мари Шассень тоже взять псевдоним. Она также решила никогда не выходить замуж, а зарабатывать деньги и социальное положение другими способами. Она получила прибыль от «brésiliens», иностранных клиентов, посещающих Париж, и стремилась присоединиться к «archidrôlesses», группе куртизанок. [ 3 ]
Жак Оффенбах привлек внимание общественности к Вальтесс небольшой ролью в « Буфф-Париж» и предложил ей сыграть в его постановках. [ 3 ] Ее дебютом стала роль Гебы в «Орфее в мире» — один критик счел ее «такой же красной и робкой, как девственница Тициана ». Она продолжала играть второстепенные роли в «Очарованном огне» , в роли Сатурнен в «Песне о фортунио» , Берты в «Диве» , пажа в «Принцессе Требизонды». Ее первой крупной ролью была госпожа Джонсон в «Романе розы» , в котором она пела. [ 2 ]
«Куртизанка всего Парижа»
[ редактировать ]Вальтесс не добилась такого успеха в своей актерской карьере, как бывшая протеже Оффенбаха Гортензия Шнайдер . [ 2 ] Она стала любовницей композитора и таким образом получила доступ к модным ресторанам, таким как Биньон (бывшее «Кафе Фой») и Кафе Тортони , где она познакомилась с Золя , Флобером и Мопассаном . Даже голод во время осады Парижа не ослабил ее стремлений - в суматохе того периода она превратилась в псевдоаристократию, изменив свою фамилию Делабинь на нормандскую дворянскую «де ла Бинь», а также приняв титул. «Графиня». [ 2 ] Известный среди Tout-Paris (элита, реактивный набор ) своим язвительным юмором, журналист и писатель Орельен Шолль писал: «Во время осады Парижа все женщины ели собаку. Считалось, что это питание научило их принципам верности. Ни в коем случае! Они требовали ожерелья!» [ 3 ] [ 5 ]
В конце войны Вальтесс быстро зарекомендовала себя как высококлассная куртизанка, покинув Оффенбах и переключив свое внимание на князя Любомирского , который поселил ее в квартире на улице Сен-Жорж. Она разрушила его, бросила его и имела ряд других богатых любовников, таких как принц де Саган , которого она также обанкротила, заставив его построить для нее hôtel particulier (большой городской дом), спроектированный Жюлем Февье с 1873 по 1876 год в возрасте 98 лет. Бульвар Малешерб , на углу улицы де ла Террас (разрушен и заменен жилым кварталом в 1904). [ 6 ]
Назвав себя Район д'Ор или Золотой луч, она погрузилась в искусство и литературу. Она купила карету, чтобы путешествовать по Парижу, и купила роскошный дом в Виль-д'Авре , который украсила картинами, заказанными Эдуаром Детали, изображающими вымышленных членов ее выдуманной «семьи Ла Бинь». [ 3 ] В 1876 году она опубликовала автобиографический роман под названием «Изола» и подписал «Эго» (ее девиз) – он не имел большого успеха. [ 3 ] Однако, по словам Кэтрин Хьюитт, она вызвала настоящий ажиотаж: «Благодаря рекламным навыкам ее контактов в прессе книга вызвала волну интереса еще до того, как была выпущена. [...] Разнообразные маркетинговые стратегии Valtesse немедленно получили выгоду; любопытные парижане поспешили купить экземпляр «Изолы» . Это была выдумка, но все, кто знал «Вальтесс», могли подтвердить ее автобиографичность». [ 7 ] Как минимум два издания можно найти в Национальной библиотеке Франции, причем одна цифровая копия доступна всем. «Эго» черпало вдохновение из мемуаров Селесты де Шабрийан (опубликованных под псевдонимом Могадор): «Этот том дал куртизанке шанс отреагировать на восприятие ее публикой. С помощью своих мемуаров Могадор захватила контроль. Это была непреодолимая возможность. Написание книги не только заслужило бы уважение и дало бы выход ее творчеству, но и позволило бы сформировать ее общественный имидж. Она могла развеять мифы, которые ей не нравились, и воодушевить тех, кого она одобряла». [ 7 ] Точно так же, как мемуары де Шабрийана повлияли на « Изолу» Вальтесса , автобиографическая проза «Эго», в свою очередь, вдохновила на творчество еще одну куртизанку: «Лиана де Пужи, в свою очередь, воодушевленная книгой своего наставника «Изола» , также внесла свой вклад в поджанр куртизанок в четырех романах, которые она написала во время своего правления. «Прекрасная эпоха» Урожденная Анн-Мари Шассень, она переименовала себя в Лиану де. Пуги и заслужил известность как танцовщица и куртизанка, которая участвовала в нескольких лесбийских отношениях (в том числе с де ла Бинь) во Франции в конце века». [ 8 ]
Романист Эмиль Золя черпал вдохновение из жизни парижских куртизанок. Он взял интервью у Людовика Галеви , либреттиста Оффенбаха, чтобы узнать подробности жизни Вальтесса. [ 2 ] По просьбе Леона Энника она показала Эмилю Золя свой отель на бульваре Малешерб , 98 . Ее спальня и кровать были источником вдохновения для тех, кто написал его роман «Нана» : «Кровать, какой никогда не существовало, трон, алтарь, куда Парис приходил восхищаться ее царственной наготой [...]. По бокам ее - группа амуров. среди цветов, которые смотрят и улыбаются, наблюдая за удовольствиями в тени занавесок». Прочитав роман, Вальтесс возмутилась, обнаружив такое описание ее декора – «некоторые следы нежной глупости и кричащего великолепия». [ 9 ] — и назвал персонаж Наны (для которого она была вдохновением) «вульгарной шлюхой, глупой, грубой!» Сын Александра Дюма попросился войти в ее спальню, но она холодно ответила: «Уважаемый сэр, это вам не по средствам!» [ 10 ]
Друг художника
[ редактировать ]Анри Жервекс использовал ее в качестве модели куртизанки в фильме «Гражданский брак» , который украшал свадебный зал в мэрии 19-го округа Парижа. Она также вдохновила героиню «Ничина романа » Хьюга Ребеля и героиню Альтесс в ее подруги и возлюбленной Лианы де Пужи романе «Сафическая идиллия» . [ 3 ] Вальтесс, вероятно, также послужил моделью для Анри Жервекса » «Туалета (1878).
Вальтесс была другом и когда-то любовницей Эдуарда Мане , Анри Жервекса , Эдуарда Детали , Гюстава Курбе , Эжена Будена и Альфонса де Невиля , за что получила прозвища «L'Union des Peintres» или «Altesse de la Guigne». Она позировала Мане, Жервеку и Форэну, а Детайль жил рядом с ней на бульваре Малешерб. Она также разговаривала с такими писателями, как Октав Мирбо , Арсен Уссе , Пьер Луи , Теофиль Готье и Эдмон де Гонкур , вдохновляя его Шери . [ 3 ]
Соседка Леона Гамбетты в Виль-д'Авре, она попросила о встрече с ним. Хотя она была бонапартисткой, она доказывала ему, что Франция должна сохранить Тонкин – она знала ее геополитику из переписки с бывшим любовником Александром де Кергарадеком, французским консулом в Ханое, который также прислал ей несколько подарков, включая гигантскую пагоду. 9 июня 1885 года Франция признала французский протекторат над Аннамом и Тонкином.
Она собрала обширную коллекцию произведений искусства, которая позже была продана на аукционе со 2 по 7 июня 1902 года в отеле Друо . [ 11 ] Свою огромную бронзовую кровать (созданную в 1877 году Эдуардом Льевром ) она оставила Музею декоративного искусства в Париже , где она выставлена до сих пор. [ 12 ] [ 13 ]
Она водила машину, построила виллу Ле-Эгль в Монте-Карло, продала свой отель на бульваре Малешерб, после чего в основном жила в Виль-д'Авре, где обучала молодых женщин тому, как стать куртизанками. Когда ей было 62 года, у нее лопнула одна из вен, и вскоре она умерла. Она написала свое собственное объявление о смерти, заявив: «Нужно любить немного или много, следуя природе, но быстро, в одно мгновение, как любят пение птиц, которое говорит с твоей душой и которое забываешь с его последней нотой, как человек любит малиновые оттенки солнца в тот момент, когда оно исчезает за горизонтом». Ее похоронили на городском кладбище вместе с двумя мужчинами: командиром Луи Мариусом Ориаком и неизвестным «Э. Луной». [ 3 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 2 ]
Ее дочь, Джулия Пакетет, вышла замуж за Поля Жюля Огюста Годара и родила троих детей: Поля, Марго и Андре. Лиана де Пужи была крестной матерью Марго. Как и ее бабушка, Андре начала свою карьеру в театре. Она начала сниматься в Нью-Йорке в начале 1920-х годов под именем Андре Лафайет . [ 2 ]
Портреты
[ редактировать ]- 1879: Эдуард Мане , пастель, 55,2 х 35,6 см, Метрополитен-музей , Нью-Йорк. [ 16 ]
- 1889: Анри Жервекс , холст, масло, музей Орсе , Париж. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вальтесс де ла Бинь – Национальная библиотека Франции .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кэтрин Хьюитт, «Хозяйка Парижа».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Клэр Кастильон , «Вальтесса де ла Бинь, спит, чтобы прибыть» , Paris Match , неделя с 31 июля по 6 августа 2014 г., страницы 97–100.
- ^ Geneanet - Генеалогия Джулии Пакеретт Фосси
- ↑ Цитаты Орельена Шолля на сайте Evene.lefigaro.fr , по состоянию на 21 августа 2014 г.
- ^ «Valtesse de La Bigne: спать, чтобы прибыть» , на parismatch.com , по состоянию на 21 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Хьюитт, Кэтрин (2015). Хозяйка Парижа . Лондон: Книги об иконах. стр. 130–132. ISBN 978-184831-926-4 .
- ^ Салливан, Кортни. (2016). Эволюция романа о французской куртизанке: от де Шабрийана до Колетт . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. п. 14. ISBN 9781137597090 . OCLC 979829751 .
- ^ Париж Алена Рустенхольца , на alain-rustenholz.net , по состоянию на 21 августа 2014 г.
- ^ Арман Лану , Bonjour Monsieur Zola , Грассе, 1993, 409 страниц, первое издание, 1954 г. ISBN 2-246006-34-1 .
- ↑ Психея со славой римского короля , на osenat.fr , по состоянию на 20 августа 2014 г.
- ↑ Эдуард Льевр: создатель декоративного искусства , на robertopolo.com , по состоянию на 20 августа 2014 г.
- ↑ Парадная кровать от Valtesse de La Bigne , на lesartsdecoratifs.fr , по состоянию на 20 августа 2014 г.
- ↑ Кладбище Виль-д'Авре , на сайте Landrucimetieres.fr , по состоянию на 20 августа 2014 г.
- ↑ Могила Вальтесс де Ла Бинь , на сайте tombs-sepultures.com , по состоянию на 20 августа 2014 г.
- ↑ Мадемуазель Люси Делабинь , на сайте metmuseum.org , по состоянию на 20 августа 2014 г.
- ↑ Музей Орсе – Анри Жервекс – Мадам Вальтесс де ла Бинь , на сайте musee-orsay.fr , по состоянию на 20 августа 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кэтрин Хьюитт , Хозяйка Парижа: куртизанка XIX века, тайно построившая империю , Лондон, Icon Books, 2015, 320 страниц, ISBN 978-184831-926-4 . [ 1 ]
- Йолен де Ла Бинь , Вальтесса де Ла Бинь или сила сладострастия , Париж, Universitaire Perrin, 1999, 244 страницы, ISBN 2-702834-76-0 . [ 2 ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ^ Книги-иконки >> Хозяйка Парижа , на iconbooks.com , по состоянию на 7 сентября 2016 г.
- ↑ История Валтесс де Ла Бинь , на сайте franckcultural.wordpress.com , по состоянию на 20 августа 2014 г.