Станислав Щепановский
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2021 г. ) |
Святой Станислав Щепановский | |
---|---|
Епископ и мученик | |
Рожденный | 26 июля 1030 г. Щепанув , Королевство Польское. |
Умер | 11 апреля 1079 г. Краков , Королевство Польское. | (48 лет)
Почитается в | Костел |
канонизирован | 17 сентября 1253 года, Ассизи , Италия, Папа Иннокентий IV. |
Главный храм | Вавельский собор |
Праздник | 11 апреля 7 мая ( традиционные католики ) 8 мая (в Польше) |
Атрибуты | Епископский знак отличия, меч, воскресший Петр |
Покровительство | Польша, Краков, моральный порядок |
Станислав Щепановский ( польский : Stanisław ze Szczepanowa ; 26 июля 1030 — 11 апреля 1079) — польский католический прелат, который служил епископом Кракова и принял мученическую смерть от польского короля Болеслава II Смелого . Станислав почитается в католической церкви как Станислав Мученик XVI века (в отличие от иезуита Станислава Костки ).
Жизнь
[ редактировать ]Согласно агиографической традиции, Станислав, или Станислав по-польски, родился в Щепанове , деревне в Малой Польше , и был единственным сыном благородных и благочестивых Велислава и Богны. Он получил образование в соборной школе в Гнезно (тогда столице Польши), а затем, вероятно, в Париже. [ 1 ] По возвращении в Польшу Станислав был рукоположен в священники Ламбертом II Сулой , епископом Краковским . После рукоположения он получил сан каноника в Кракове и стал известен своими проповедями. Впоследствии он был назначен пастором Чембоча под Краковом , каноником и проповедником собора, а позже генеральным викарием.
После смерти епископа (1072 г.) Станислав был избран его преемником. [ 2 ] но принял этот пост только по явному указанию Папы Александра II . Станислав был одним из первых коренных польских епископов. Он также стал советником герцога и оказал некоторое влияние на польскую политику.
Основные достижения Станислава включали приезд папских легатов в Польшу и восстановление митрополичьего престола в Гнезно . Последнее было предварительным условием для коронации герцога Болеслава на престол, которая состоялась в 1076 году. Затем Станислав призвал короля Болеслава основать бенедиктинские монастыри, чтобы помочь в христианизации Польши.
Легенда
[ редактировать ]Первоначальный конфликт Станислава с королем Болеславом возник из-за земельного спора. Станислав приобрел для епархии участок земли на берегу реки Вислы близ Люблина у некоего Петра ( Петра ), но после смерти Петра на землю претендовала его семья. Король вынес решение за претендентов, но, согласно легенде, Станислав воскресил Петра, чтобы тот мог подтвердить, что он продал землю епископу.
По словам Огюстена Кальме 18-го века , исследователя Библии , Станислав попросил короля в течение трех дней предъявить своего свидетеля Петра. Говорят, что король и двор посмеялись над абсурдной просьбой, но король предоставил Станиславу три дня. Станислав провел их в непрестанной молитве и, облачившись в полные архиерейские регалии, пошел с крестным ходом на кладбище, где три года назад был похоронен Петр. Он раскапывал могилу Петра, пока не были обнаружены его останки. Тогда при множестве свидетелей Станислав заставил Петра подняться, и Петр так и сделал.
Затем Петра одели в плащ и привели к королю Болеславу для дачи показаний от имени Станислава. Ошарашенный суд услышал, как Петр сделал выговор своим трем сыновьям и показал, что Станислав действительно заплатил за землю. Не имея возможности вынести другой вердикт, король отклонил иск против епископа. Станислав спросил Петра, останется ли он в живых, но Петр отказался, и поэтому его снова похоронили в могиле и перезахоронили.
Наказание Болеслава
[ редактировать ]Более существенный конфликт с королем Болеславом возник после продолжительной войны в Малороссии , когда утомленные воины дезертировали и разошлись по домам, встревоженные известием о том, что их надсмотрщики забирают их поместья и жен. По словам Винцентия Кадлубека , король очень жестоко наказывал неверных жен солдат, за что подвергся критике со стороны епископа Станислава. Ян Длугош , однако, пишет, что епископ на самом деле критиковал короля за его собственную сексуальную безнравственность. Галл Аноним в своем лаконичном отчете лишь осудил и «епископа-предателя», и жестокого короля.
Какова бы ни была истинная причина конфликта между ними, в результате епископ отлучил короля Болеслава от церкви. [ 1 ] включало запрет на произнесение Божественной службы канониками Краковского собора что в случае присутствия Болеслава. [ 3 ] Отлучение помогло политическим противникам короля, и король обвинил епископа Станислава в государственной измене, а королевский суд признал его виновным.
Мученичество
[ редактировать ]Король Болеслав послал своих людей казнить епископа Станислава, но когда они не осмелились тронуть епископа, король решил убить епископа сам. [ 4 ] Говорят, что он убил Станислава, когда служил мессу на Скалке за стенами Кракова. [ 2 ] По словам Павла Ясеницы: Polska Piastów , на самом деле это было в Вавельском замке . Затем стражники разрезали тело епископа на куски и разбросали их на съедение диким зверям. [ 2 ] По легенде, его члены чудесным образом воссоединились, пока бассейн охраняли четыре орла.
Точная дата смерти Станислава неизвестна. По разным данным, это было то 11 апреля, то 8 мая 1079 года.
Убийство вызвало возмущение по всей стране и привело к свержению короля Болеслава II Щедрого , которому пришлось искать убежища в Венгрии. [ 1 ] и ему наследовал его брат Владислав I Герман .
Следует ли считать Станислава предателем или героем, остается одним из классических нерешенных вопросов польской истории. Его история имеет параллель с убийством Томаса Бекета в 1170 году приспешниками английского короля Генриха II .
Первоисточники
[ редактировать ]О жизни Станислава сведений мало. Единственным почти современным источником была хроника Галла Анонима , но автор уклонился от описания подробностей конфликта с королем. Более поздние источники — хроники Винцентия Кадлубека и две жития Винцентия Кельчского . Все они содержат агиографический материал.
Почитание как святого
[ редактировать ]Культ святого Станислава Мученика начался сразу после его смерти. В 1245 году его мощи были перенесены ( т. е . перенесены) в краковский Вавельский собор . В начале 13 века епископ Иво Одровонж Станислава начал подготовку к канонизации мученика и приказал Винцентию Кельцкому написать жизнеописание . Станислав Краковский был канонизирован папой Иннокентием IV в Ассизи в 1253 году. [ 5 ]
Папа Пий V не включил праздник святого в Тридентский календарь , используемый всей Римско-католической церковью . Впоследствии Папа Климент VIII вставил его, назначив на 7 мая, но Краков отмечает его 8 мая, предполагаемую дату смерти святого, начиная с 8 мая 1254 года, когда на нем присутствовали многие польские епископы и князья. В 1969 году Церковь перенесла праздник на 11 апреля, считающееся датой его смерти в 1079 году. [ 6 ]
Станислав, первый польский святой, является покровителем Польши и Кракова. [ 7 ] и некоторых польских епархий. Он разделяет покровительство Польши со святыми Адальбертом Пражским , Флорианом и Богоматерью, королевой Польши.
Вавельский собор , в котором хранятся мощи святого, стал главной национальной святыней. Почти все польские короли, начиная с Владислава I Локоть, были коронованы, преклонив колени перед его саркофагом, стоящим посреди собора. В 17 веке король Владислав IV Ваза заказал богато украшенный серебряный гроб для хранения мощей святого. Он был разрушен шведскими войсками во время Потопа , но был заменен новым ок. 1670.
Почитание святого Станислава имело большое патриотическое значение. В период феодальной раздробленности Польши считалось, что однажды Польша реинтегрируется, как и члены его тела. происходило очередное расчленение государства Спустя полтысячелетия после того, как Польша действительно реинтегрировалась, в то время как в ходе разделов Речи Посполитой , авторы польской конституции от 3 мая 1791 года посвятили этот прогрессивный политический документ Святому Станиславу, чей Праздник совпал с датой принятия Конституции.
Ежегодно в первое воскресенье после 8 мая процессия во главе с краковским епископом отправляется из Вавеля к церкви на Скале . Шествие, которое когда-то было местным мероприятием, было популяризировано в 20 веке польским примасом Стефаном Вышинским и архиепископом Краковским Каролем Войтылой . Войтыла, как Папа Иоанн Павел II , называл святого Станислава покровителем нравственного порядка и хотел, чтобы его первое папское возвращение в Польшу произошло в апреле 1979 года в ознаменование 900-летия со дня его мученической кончины, но коммунистические правители того времени заблокировал это, в результате чего визит был отложен до июня того же года. [ 4 ]
Римско-католические церкви, принадлежащие польским общинам за пределами Польши, часто посвящаются Святому Станиславу.
В иконографии святой Станислав обычно изображается в виде епископа, держащего меч , орудие своего мученичества, а иногда и с восставшим из мертвых Петром у его ног.
Праздник
[ редактировать ]- 25 января – память перенесения мощей в церковь Святого Роха , [ 8 ]
- 11 апреля – празднование годовщины смерти , [ 9 ]
- 7 мая - поминки ( традиционных католиков ), [ 10 ]
- 8 мая – главные поминки в Польше , [ 11 ]
- 27 сентября – память перенесения мощей из Скалки на Вавель . [ 12 ] [ 13 ]
- 6 октября – память перенесения мощей в Эстергом , [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Мы – Mater Польша
- Архиепископ Краковский
- Орден Святого Станислава
- Святой Станислав Щепановский, покровитель архива.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Длугош, Иоанн (1711). Краковская история Польши, книга 12 (на латыни). Том. I. Лейпциг: под редакцией Иоанна Людовика Гледицкого. стр. 269–295.
- Балукувна, Тереза Й. и Тадеуш Улевич. «СВЯТОЙ СТАНИСЛАВ ЩЕПАНОВСКИЙ В СТАРОПОЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ». Аевум , том. 54, нет. 2, Жизнь и мысль – Публикации Католического университета Святого Сердца, 1980, стр. 287–314
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Британика, Редакторы энциклопедии. «Святой Станислав Краковский». Британская энциклопедия
- ^ Jump up to: а б с о. Паоло О. Пирло, SHMI (1997). «Святой Станислав». Моя первая книга святых . Сыны Непорочной Святой Марии – Качественные католические публикации. стр. 80–81. ISBN 971-91595-4-5 .
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Jump up to: а б Святой Станислав , Францисканские СМИ, 11 апреля 2021 г.
- ^ "Святой Станислав Краковский", Алетейя.
- ^ Римский календарь (Libreria Editrice Vaticana, 1969), с. 122
- ^ «Святой Станислав» , Жилое пространство, ирландские иезуиты.
- ^ Jump up to: а б «Станислав Краковский – Вселенский словарь святых» . www.heilenlexikon.de (на немецком языке) . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ Католическая церковь (2004 г.). Римский мартиролог (2004) .
- ^ «Святой Станислав, епископ Краковский, мученик» . Sanctoral.com . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ «8 мая: Святой Станислав, епископ и мученик, главный покровитель Польши» . ordo.pallotyni.pl . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ Маниковская, Галина. «Прошлое под защитой: реликвии» (PDF) .
- ^ «Культ Святого Станислава в Петравине» . www.wilanow-palac.pl . Проверено 19 августа 2022 г.