Jump to content

Наука о взаимоотношениях

(Перенаправлено с Науки о взаимоотношениях )

Наука о взаимоотношениях — это междисциплинарная область, посвященная научному изучению процессов межличностных отношений . [1] Из-за своей междисциплинарной природы наука о взаимоотношениях состоит из исследователей различного профессионального образования в психологии (например, клинические , социальные психологи и психологи развития ) и за ее пределами (например, антропологи , социологи , экономисты и биологи ), но большинство Исследователи, которые идентифицируют себя с этой областью, являются психологами по образованию. [2] Кроме того, исторически в этой области основное внимание уделялось близким и интимным отношениям , которые включают в себя преимущественно свидания и супружеские пары , отношения между родителями и детьми, а также дружбу и социальные сети, но некоторые также изучают менее заметные социальные отношения, такие как коллеги и знакомые . [3]

Начало 20 века

[ редактировать ]

Эмпирическое изучение межличностных отношений и социальных связей восходит к началу 20-го века, когда некоторые из первых фокусов были сосредоточены на семейных отношениях с социологической точки зрения, в частности на браке и воспитании детей. [4] Фактически, в 1938 году Национальный совет по семейным отношениям (НСФР). был сформирован [5] а в 1939 году был основан журнал, который сейчас называется « Журнал о браке и семье» (JMF), для публикации рецензируемых исследований с этим акцентом. [6] В 30-е, 40-е и 50-е годы такие исследователи, как Джон Боулби , Гарри Харлоу , Роберт Хинде и Мэри Эйнсворт , начали изучать привязанность матери и ребенка. [7] В 1949 году Рубен Хилл разработал модель ABC-X, которая представляет собой теоретическую основу, используемую для изучения того, как семьи справляются с кризисами и адаптируются к ним с учетом имеющихся у них ресурсов. [8] Затем, в конце 50-х и начале 60-х годов, сфера исследований взаимоотношений начала еще больше расширяться, выходя за рамки просто семейных исследований. В 1959 году Стэнли Шахтер опубликовал книгу «Психология аффилиации: экспериментальные исследования источников стадности» , в которой он обсуждал общие потребности человека в аффилиативах и то, как они усиливаются биологическими реакциями (например, тревогой и голодом). [9] В том же году Гарольд (Хэл) Келли и Джон Тибо опубликовали книгу «Социальная психология групп» , в которой изложена теория взаимозависимости — междисциплинарная теория, которая в последующие годы станет важной основой для понимания близких отношений с точки зрения затрат и выгод. приходить. [10] Однако этот предшествующий интерес к взаимоотношениям был нечастым, и только в конце 60-х и начале 70-х годов изучение отношений по-настоящему начало расцветать и приобретать популярность, что во многом было связано с влиянием Эллен Бершайд и Элейн Хэтфилд . [11]

1960-е - 2000-е годы

[ редактировать ]

Примерно через два десятилетия после вышеупомянутой работы Хилла и через десять лет после работ Шахтера, Келли и Тибо Эллен Бершайд и Элейн Хэтфилд (профессора университетов Миннесоты и Висконсина соответственно) начали изучать, как два человека испытывают влечение друг к другу. . [12] [13] [14] Тем не менее, их работа вышла за рамки простого влечения и начала исследовать другие области, такие как процессы выбора романтического партнера и влюбленности, а также центральную роль отношений в здоровье и благополучии человека. [11] Однако быть женщиной-профессором и исследователем в ту эпоху (когда в академических кругах в подавляющем большинстве доминировали белые мужчины) было невероятно сложно, и это только усложнялось из-за того, как общественность воспринимала интересующие их явления. [11] В 1974 году их работа подверглась критике после того, как тогдашний сенатор от Висконсина заявил, что их исследования были пустой тратой долларов налогоплательщиков, учитывая, что Бершайд получил 84 000 долларов от Национального научного фонда на изучение любви . [11] Несмотря на такое пристальное внимание, они, тем не менее, на протяжении 70-х и 80-х годов продолжали оставаться пионерами зарождающейся области науки об отношениях, благодаря таким плодотворным разработкам, как различие между страстной и товарищеской любовью и шкале для измерения первой. [11] [15] [16] Тем временем исследователи из разных дисциплин начали посвящать себя изучению взаимоотношений.

Наряду с быстро растущим интересом появились и впечатляющие работы. Социально-экологическая модель Ури Бронфенбреннера конца 70-х и середины 80-х годов установила ключевые принципы, которые исследователи в конечном итоге будут повсеместно использовать для изучения влияния социально-контекстуальных факторов на отношения. [17] [18] [19] [20] Грэм Спэньер опубликовал в JMF Шкалу диадической корректировки (DAS), которая в настоящее время является наиболее широко цитируемой шкалой качества интимных отношений. [21] Теория привязанности Джона Боулби, формализованная в конце 60-х и начале 70-х годов, заложила основу для изучения отношений между родителями и детьми, а также помогла сформировать изучение отношений взрослых в этой области. [22] [23] [24] Примечательно, что в 1983 году Гарольд Келли, Эллен Бершайд, Эндрю Кристенсен , Энн Пеплау и их коллеги написали книгу «Близкие отношения» , в которой был представлен всесторонний обзор области науки о взаимоотношениях на ее ранних стадиях и определены типологии изучаемых отношений. [25] Также в 80-е и 90-е годы Тони Антонуччи начал изучать дружбу и социальную поддержку среди взрослых. [26] в то время как Артур Арон исследовал роль отношений с романтическими партнерами, братьями и сестрами, друзьями и родителями в индивидуальном саморасширении. [27] Кроме того, Томас Маллой и Дэвид Кенни разработали модель социальных отношений (ранний аналитический подход к пониманию ролей человека и его партнера в их взаимодействиях). [28] а Кенни позже опубликовал свою работу «Модели ненезависимости в диадических исследованиях» в 1996 году. [29]

С ростом интереса к семейной терапии в науке о взаимоотношениях в конце 80-х и 90-х годах такие исследователи, как Говард Маркман, Фрэнк Флойд и Скотт Стэнли, начали разрабатывать вмешательства в романтические отношения (с упором на брак); [30] в частности, в 1995 году Флойд и его коллеги опубликовали разработанную ими программу под названием «Профилактическое вмешательство и улучшение отношений» (PREP). [31] Интерес к программам обучения взаимоотношениям и их развитие возросли в 2000-х годах благодаря инициативам штата и федерального уровня «Здоровый брак», которые выделили грантовое финансирование для поддержки программ, которые могли бы повлиять на обездоленные сообщества. [32] [33]

Хотя в 1970-х и 80-х годах было сделано много теоретических и эмпирических вкладов, одновременно происходила профессиональная эволюция науки о взаимоотношениях. Первая международная конференция, специально посвященная процессам взаимоотношений, состоялась в 1977 году в Суонси, Уэльс, ее организовали Марк Кук (социальные психологи) и Глен Уилсон (психотерапевт). [34] В 1982 году в Мэдисоне, штат Висконсин, под руководством Робина Гилмора и Стива Дака прошла первая Международная конференция по личным отношениям (ICPR), которая впоследствии проводилась раз в два года, и на ней присутствовало около 100 человек. [34] [35] Два года спустя, в 1984 году, на базе ICPR было создано Международное общество по изучению личных отношений (ISSPR), а также был основан «Журнал социальных и личных отношений» , первый рецензируемый журнал, уникальный в области науки о взаимоотношениях. . [36] Затем, в 1987 году, была сформирована Сеть личных отношений Айовы (которая позже будет известна как Международная сеть личных отношений; INPR), и в том же году Хэл Келли был избран президентом ISSPR. [35] [36] [34] Несколько лет спустя, в 1991 году, Эллен Бершайд (тогдашний президент ISSPR) объявила о слиянии ISSPR и INPR, которое в конечном итоге провалилось, пока идея не была возрождена более десяти лет спустя. [36] В 1994 году ISSPR официально учредил журнал «Личные отношения» , который начал публиковать работы по науке о взаимоотношениях под руководством Пэта Ноллера в качестве редактора. [36] и Энн Пеплау стала президентом ISSPR. [36] Смена ролей продолжилась только тогда, когда Дэн Перлман стал президентом ISSPR в 1996 году и начал обсуждать с президентом INPR (в то время Барбарой Сарасон) то, как они могли бы работать над лучшей интеграцией усилий и целей двух организаций; в 1998 году Джеффри Симпсон занял пост редактора журнала Personal Relationships. [36]

Многолетнее междисциплинарное исследование отношений завершилось публикацией в 1999 году статьи Эллен Бершайд « Озеленение науки о взаимоотношениях». [37] Здесь Бершайд воспользовался возможностью, чтобы завершить 20-й век обзором прошлого, настоящего и будущего этой области. Она описала уникальность и преимущества хорошо интегрированной междисциплинарной области, а также достижения, которые закрепили эту область как «основную науку» (Berscheid, 1999, стр. 262). [11] [37] Однако она также обсудила недостатки, которые сдерживают прогресс в этой области, и дала конкретные советы по преодолению таких ограничений в предстоящем столетии. [37] Некоторые из этих советов включали отказ от традиционных аналитических подходов, которые не учитывают независимость индивидов в отношениях, и приоритет внедрения существующих методов, которые рассматривают взаимозависимые и диадические данные, а также «творческое конструирование новых» (Berscheid, 1999, p. 261). [29] [37] Кроме того, она подчеркнула острую необходимость в этой области информировать общественное мнение и политику, касающуюся конкретно стабильности интимных отношений (например, качества, расторжения/развода) - в то время это горячо обсуждаемая тема, основанная на партийной политике, а не на эмпирических данных. и чтобы ученые уделяли больше внимания среде, в которой действуют отношения. [37] Ее статья предвосхитила и повлияла на эволюцию этой области в 21 веке, а ее структура с тех пор была адаптирована другими исследователями взаимоотношений, чтобы задуматься о том, как далеко продвинулась эта область и куда она движется. [38] [39]

2000 год ознаменовался новыми разработками в этой области, такими как работа Нэнси Коллинз и Брук Фини о поиске поддержки партнера и заботе о нем в романтических отношениях с точки зрения теории привязанности. [40] и статья Рейса, Шелдона, Гейбла и коллег « Ежедневное благополучие: роль автономии, компетентности и связи» . [41] Пару лет спустя Рена Репетти, Шелли Тейлор и Тереза ​​Симэн опубликовали работу, в которой были рассмотрены некоторые проблемы, возникшие в статье Бершайд в 1999 году, а также использованы перспективы психологии здоровья для информирования науки о взаимоотношениях. [42] Они эмпирически продемонстрировали негативное влияние семейной домашней обстановки со значительными конфликтами и агрессией на психическое и физическое здоровье людей как в детстве, так и во взрослом возрасте. [42] В то же время начало XXI века стало временем серьезных изменений в профессиональном развитии этой области. В 2004 году, после ранее безуспешных попыток, ISSPR и INPR объединились в Международную ассоциацию исследований взаимоотношений (IARR) . [43]

В 2007 году Гарри Рейс опубликовал «Шаги к зрелости науки о взаимоотношениях» , статью, вдохновленную статьей Эллен Бершайд 1999 года, в которой были подведены итоги и предложены предложения по развитию этой области. [38] Он обсудил важные работы, которые можно было бы использовать в качестве основы для руководства в этой области, в том числе статью Томаса Брэдбери 2002 года « Исследование отношений как прелюдия к действию » — статью, посвященную механизмам совершенствования исследований взаимоотношений, включая лучшую интеграцию результатов исследований, более этнически ориентированную. и культурно разнообразная выборка, а также междисциплинарные, проблемно-ориентированные подходы к исследованию. [44] Рейс утверждал, что необходимо интегрировать и организовывать теории, уделять больше внимания неромантическим отношениям (основной фокус этой области) в исследованиях и разработке вмешательств, а также использовать свою теорию воспринимаемой реакции партнера для обеспечения этого прогресса. [38] Перенесемся в 2012 год: исследователи отношений снова прислушались к совету Бершайда использовать науку о взаимоотношениях для информирования о реальных проблемах. Эли Финкель, Пол Иствик, Бенджамин Карни, Гарри Рейс и Сьюзан Спречер написали статью, в которой обсуждается влияние онлайн-знакомств на формирование отношений, а также его положительные и отрицательные последствия для результатов отношений по сравнению с традиционными офлайн-знакомствами. [45] Кроме того, в 2018 году Эмили Импетт и Эми Мьюз опубликовали продолжение статьи Бершайд « Секс в науке о взаимоотношениях: стимул для специального выпуска о сексе и отношениях» . [39] Здесь они призвали обратить больше внимания и придать больший вес роли сексуального удовлетворения; они определили эту область исследований как зарождающуюся, но плодотворную территорию для изучения сексуальности в отношениях и сделали ее неотъемлемой частью науки об отношениях. [39]

Типы изучаемых отношений

[ редактировать ]

В этой области признается, что для того, чтобы два человека находились в самой базовой форме социальных отношений, они должны быть взаимозависимыми, то есть иметь взаимосвязанное поведение и взаимное влияние друг на друга. [20] [25] [46]

Личные отношения

[ редактировать ]

Отношения называются личными, когда существует не только взаимозависимость (определяющая черта всех отношений), но и когда два человека признают друг друга уникальными и не могут быть заменены. [20] Личные отношения могут включать коллег, знакомых, членов семьи и других лиц, при условии, что критерии отношений соблюдаются. [20]

Близкие отношения

[ редактировать ]

Определение близких отношений, к которому часто обращаются, взято из книги Гарольда Келли и его коллеги « Близкие отношения» , вышедшей в 1983 году . [25] [47] В нем утверждается, что близкие отношения — это «крепкие, частые и разнообразные взаимозависимости, продолжающиеся в течение значительного периода времени» (Келли и др., 1983, стр. 38). [25] Это определение указывает на то, что даже не все личные отношения можно считать близкими. [3] [20] [25] Близкие отношения могут включать семейные отношения (например, родитель-ребенок, братья и сестры, дедушка-дедушка-внук, родственники мужа и т. д.) и дружеские отношения. [3] [20]

То, что определяет отношения как интимные, — это те же характеристики, которые включают в себя близкие отношения (т. е. они должны быть личными, должны иметь двустороннюю взаимозависимость и должны быть близкими), но также должна присутствовать общая сексуальная страсть или возможность быть сексуально близкими. [20] Интимные отношения могут включать супружеские пары, партнеров по свиданиям и другие отношения, которые удовлетворяют вышеупомянутым критериям. [20] [48]

Теория социального обмена была разработана в конце 50-х — начале 60-х годов как экономический подход к описанию социального опыта. [49] [50] Он обращается к транзакционному характеру отношений, когда люди определяют, как действовать дальше в отношениях, после оценки затрат и выгод. [49] Выдающимся подмножеством, которое обеспечило место теории социального обмена в науке о взаимоотношениях, является теория взаимозависимости , которая была сформулирована в 1959 году Гарольдом Келли и Джоном Тибо в «Социальной психологии групп» . [2] [10] Хотя намерением Келли и Тибо было обсудить эту теорию применительно к группам, они начали с изучения эффектов взаимного влияния применительно к двум людям вместе (т. е. диаде). [10] [20] В последующие годы они расширили этот процесс на диадном уровне, развивая идею о том, что люди в отношениях 1) сравнивают общие положительные и общие отрицательные результаты своих отношений (т. е. РЕЗУЛЬТАТ = НАГРАДЫ – ЗАТРАТЫ), которые затем 2) сравнивают. с тем, что они ожидают получить или думают, что должны получить от отношений (т. е. уровень сравнения или «CL»), чтобы определить, насколько они удовлетворены (т. е. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ = РЕЗУЛЬТАТ – CL), и, наконец, 3) сравнить результат их отношение к возможным вариантам состоять либо в других отношениях, либо вообще не состоять в каких-либо отношениях (т. е. уровень сравнения альтернатив или «CL alt »), чтобы определить, насколько они зависят от отношений/своего партнера (т. е. ЗАВИСИМОСТЬ = РЕЗУЛЬТАТ). - CL альт ). [10] [20] [51] Они описали это как имеющее практические и важные последствия для обязательств в отношениях, так что те, кто менее удовлетворен своим партнером и менее зависим от него, могут быть более склонны прекратить отношения (например, развод в контексте брака). [10] [20]

Теория взаимозависимости также легла в основу других влиятельных работ, таких как теория инвестиционной модели Кэрила Расбалта . [2] [52] [53] Инвестиционная модель (позже известная как «инвестиционная модель процессов принятия обязательств») [54] непосредственно принимает принципы теории взаимозависимости и расширяет ее, утверждая, что величина вложений человеком ресурсов в отношения увеличивает затраты на разрыв отношений, что снижает ценность альтернатив и, следовательно, увеличивает приверженность отношениям. [52]

Теория социального научения восходит к 1940-м годам и возникла из идей таких бихевиористов, как Кларк Л. Халл и Б. Ф. Скиннер . [55] [56] Тем не менее, это было особенно сформулировано Альбертом Бандурой в его книге 1971 года « Теория социального обучения» . [57] Она тесно связана с теорией социального обмена (и впоследствии развитой теорией взаимозависимости), но больше фокусируется на недостатках и вознаграждениях, обнаруженных непосредственно в поведении и взаимодействиях (например, отдаленная привязанность или проявление привязанности), а не на общих издержках и выгодах. [20] В контексте близких и интимных отношений подчеркивается, что поведение партнеров (например, проявление сочувствия во время разговора) играет центральную роль, поскольку оно не только вызывает немедленную реакцию, но и учит друг друга, чему верить и как относиться к своему партнеру. отношения (например, чувство безопасности и доверия), которые влияют на степень удовлетворенности человека — процесс, который описывается как циклический. [20]

Теория социального научения в применении к науке о взаимоотношениях привела к развитию других выдающихся теорий, таких как теория принуждения Джеральда Паттерсона, изложенная в его книге « Принудительный семейный процесс» . [20] [58] Теория принуждения фокусируется на том, почему люди попадают и остаются в нездоровых отношениях, объясняя, что люди непреднамеренно подкрепляют плохое поведение друг друга. [20] [58] Этот паттерн также описывается как циклический, когда партнеры будут продолжать вести себя определенным негативным образом (например, придираться), когда их партнер подкрепляет это поведение (например, делает то, что партнер просит, придираясь), что говорит им, что их негативное поведение является эффективно добиваются желаемого результата. [20] [58]

Теория привязанности была формализована в трилогии книг « Привязанность и потеря» , опубликованной в 1969, 1973 и 1980 годах Джоном Боулби . [22] [23] [24] Первоначально эта теория была разработана для изучения отношений между родителями и детьми, а точнее, в младенчестве. [2] [22] Идея о том, что дети полагаются на основного опекуна – человека привязанности – чтобы чувствовать себя в безопасности и уверенно, исследовать мир (надежная база) и вернуться к тому, чтобы их любили, принимали и поддерживали (безопасная гавань), широко применялась к взрослым. отношения. [1] [2] [20] Впервые это было применено Синди Хазан и Филиппом Шейвером в 1987 году, особенно в контексте романтических отношений. [59] Их исследование показало, что не только стили привязанности (т.е. безопасный, избегающий, тревожный/амбивалентный) были относительно стабильными с младенчества и во взрослой жизни, но и что эти три основных стиля предсказывали способы, которыми взрослые переживают романтические отношения. [59] Это породило почти три с половиной десятилетия исследований, изучающих важность процессов привязанности в детстве (т. е. отношений между родителями и детьми) и их прогностическую ценность в формировании и поддержании отношений у взрослых (т. е. романтических партнерских отношений, дружбы). [1] [2] [20]

Среди влиятельных людей, изучавших близкие и интимные отношения с точки зрения привязанности, — Нэнси Коллинз, Джеффри Симпсон и Крис Фрейли. Нэнси Коллинз и Стивен Рид (1990) разработали одну из наиболее широко цитируемых и используемых шкал оценки стилей привязанности взрослых и, кроме того, их размеров. [60] Их работа выявила три измерения и исследовала степень их применения к индивидуальной самооценке, доверию и т. д., а также гендерные различия в их отношении к качеству отношений в парах, встречающихся на свиданиях. [60] Джеффри Симпсон провел обширное исследование влияния стилей привязанности на отношения, в том числе документировал более негативные и менее позитивные эмоции, выражаемые в отношениях людьми, которые были либо тревожными, либо избегающими. [61] [62] Работа Криса Фрейли о привязанности включает в себя известное исследование, в котором использовалась теория ответов на вопросы (IRT) для изучения психометрических свойств шкал привязанности для взрослых с самоотчетом. [63] Его результаты показали очень низкий уровень желаемых психометрических свойств в трех из четырех наиболее часто используемых шкал привязанности взрослых. [63] Среди усовершенствований существующих шкал он внес предложения по будущей разработке шкал привязанности для взрослых, включив в них более разборчивые пункты в безопасной области и дополнительные пункты, позволяющие выявить нижние уровни тревожности и избегания. [63]

Эволюционные теории

[ редактировать ]

Эволюционная психология в том виде, в котором она относится к науке о взаимоотношениях, представляет собой сборник теорий, целью которых является понимание брачного поведения как продукта нашего наследственного прошлого и адаптации. [1] [20] Этот набор точек зрения имеет общую нить, которая связывает современные исследования процессов и поведения во взаимоотношениях с адаптивными реакциями и особенностями, которые были разработаны для максимизации репродуктивной приспособленности. [20] Половой отбор гласит, что успех в конкуренции за партнера достигается у тех, кто обладает чертами, более привлекательными для потенциальных партнеров по спариванию. [64] Исследователи также рассмотрели теорию родительских инвестиций , согласно которой женщинам (по сравнению с мужчинами) есть что терять, и поэтому по происхождению они были более избирательны в выборе партнера; это один из аспектов многих наблюдаемых половых различий в выборе партнера, когда самцы и самки ищут и предпочитают определенные черты. [20] Эти теоретические взгляды нашли широкое применение при изучении взаимоотношений как сами по себе, так и в комплексном подходе (например, с учетом культурного контекста). [1] [20]

Известные работы, в которых используется эволюционный подход к изучению формирования и процессов взаимоотношений, включают обзор существующих исследований Стивена Гангстеда и Марти Хазелтон (2015), которые выявили различия как в сексуальных желаниях женщин, так и в реакциях мужчин на женщин на протяжении всего цикла овуляции. [65] Дэвид Басс тщательно изучил половые различия в межкультурном выборе партнера, ревности и других процессах взаимоотношений посредством исследований, которые интегрируют эволюционные перспективы с социокультурными контекстами (например, « Половые различия в предпочтениях человека к партнеру: эволюционные гипотезы, проверенные в 37 культурах»; «Половые различия»). в ревности: Эволюция, физиология и психология и др.). [66] [67] Кроме того, Джеффри Симпсон и Стивен Гэнгстед опубликовали широко цитируемые работы о процессах взаимоотношений с точки зрения эволюции, в том числе исследования человеческого спаривания, в которых обсуждаются компромиссы (с которыми сталкиваются самки при выборе партнера) между генетической приспособленностью потенциального партнера к рождению детей и его готовностью помогать в воспитании детей. [68]

Рисунок 1 . Модель ABC-X (адаптировано из книги McCubbin & Patterson, 1983 г.) [69]
Рисунок 2 . Социально-экологическая модель Бронфенбреннера (адаптировано из Bradbury & Karney, 2019) [70]

Социальная экология, происходящая из социологии и антропологии, подходит к изучению людей таким образом, чтобы учитывать окружающую среду или контекст, в котором люди живут. [20] Социально-экологические модели , относящиеся к отношениям, объясняют процессы взаимоотношений с точки зрения внешних сил, действующих на людей в отношениях, будь то члены семьи, романтические партнеры или друзья. [20] [37]

Рубен Хилл сформулировал одну из самых ранних документально подтвержденных социально-экологических моделей, относящихся к науке о взаимоотношениях, особенно о семьях, в 1949 году. [8] Это известно как модель ABC-X или теория кризиса. [8] Буква «А» в модели указывает на стрессор; буква «B» указывает на ресурсы, доступные для борьбы со стрессором (как материальным, так и эмоциональным); буква «С» указывает на интерпретацию фактора стресса (воспринимается ли он как угроза или преодолимое препятствие); наконец, «X» указывает на кризис (общий опыт и реакцию на стрессор, который либо укрепляет, либо ослабляет семью/пару). [8] [20] [69] См. рисунок 1.

В 1977, 1979 и 1986 годах Ури Бронфенбреннер опубликовал модель, которая интегрировала множество различных уровней или областей среды обитания человека. [17] [18] [71] Впервые он был разработан для изучения развития детей, но затем широко применяется в науке о взаимоотношениях. [2] [20] Первый уровень — это микросистема, которая содержит единственный непосредственный контекст, в котором люди или пары (например, пара, родитель-ребенок, друзья) непосредственно находятся, например, дом, школа или работа. [17] [72] Второй уровень — это мезосистема, которая рассматривает комбинированные эффекты двух или более контекстов/обстановок. [17] [72] Третий уровень — экзосистема, которая также учитывает влияние двух или более контекстов, но конкретно содержит по крайней мере один контекст, в котором человек или диада не находится непосредственно (например, правительство, социальные службы), но влияет на среду, в которой они находятся непосредственно. (например, дом, работа). [17] [72] Четвертый уровень — это макросистема, представляющая собой более широкие культурные и социальные установки, влияющие на человека. [17] Наконец, хроносистема — это самый широкий уровень, который представляет собой конкретное измерение времени, связанное с изменениями контекста человека и жизненными событиями. [17] [72] См. рисунок 2.

Рисунок 3 . Модель уязвимости-стресса-адаптации (VSA) (адаптировано из Карни и Брэдбери, 1995 г.) [73]

Исследователи в области науки о взаимоотношениях использовали социально-экологические модели для изучения изменений и факторов стресса в отношениях с течением времени, а также того, как пары, семьи или даже друзья справляются с ними, учитывая контекст, в котором они развиваются. [2] [20] Применение социально-экологических моделей в исследованиях взаимоотношений было замечено в таких влиятельных работах, как «Модель уязвимости-стресс-адаптации» (VSA) Бенджамина Карни и Томаса Брэдбери. [73] Модель VSA представляет собой теоретический подход, который позволяет исследователям изучать влияние стрессовых событий на качество и стабильность отношений с течением времени (например, определять риск развода/расторжения отношений), учитывая способность пары управлять такими событиями и адаптироваться к ним. [2] [37] [73] См. рисунок 3.

Реляционная мобильность

[ редактировать ]

В начале 2000-х годов японская исследовательская группа определила реляционную мобильность как меру того, насколько у людей есть выбор с точки зрения того, с кем строить отношения, включая дружбу, романтическое партнерство и рабочие отношения. Реляционная мобильность низка в культурах с натуральным хозяйством , требующим тесного сотрудничества и координации, например в сельском хозяйстве, тогда как она высока в культурах, основанных на кочевом скотоводстве , и в городских промышленных культурах. Межкультурное исследование показало, что реляционная мобильность самая низкая в странах Восточной Азии, где выращивание риса распространено , и самая высокая в странах Южной Америки. Различия в реляционной мобильности могут объяснить культурные различия в определенных нормах и поведении, включая конформизм, стыд и бизнес-стратегии, а также различия в социальном познании , включая атрибуцию и локус контроля . [74] [75]

Методологии

[ редактировать ]

Наука о взаимоотношениях опирается на множество методов как для сбора, так и для анализа данных. [2] [11] [46] Сюда входят, помимо прочего: перекрестные данные , продольные данные , исследование самоотчетов , обсервационное исследование , экспериментальное исследование , планирование повторных измерений и процедуры смешанных методов . [11] [20] [73] [76] [77] [47]

Данные самоотчета

[ редактировать ]

Наука о взаимоотношениях опирается преимущественно на самооценки людей и описания их собственных процессов взаимоотношений. [20] [77] [47] Этот метод сбора данных часто реализуется в форме ответа на вопросник, который требует либо выбора из набора фиксированных ответов, либо предоставления открытых ответов. [20] Часто это самый простой способ изучения отношений, но исследователи предостерегают от того, чтобы полагаться исключительно на эту форму измерения. [77] [47] Некоторые проблемы, возникающие при использовании данных самоотчета, заключаются в сложности точного ответа на ретроспективные вопросы или вопросы, требующие самоанализа. [77] [47] В последнее время, особенно в свете движения против ложноположительных результатов в психологии, ученые, занимающиеся отношениями, поощряют использование нескольких методов (например, данных самоотчетов, данных наблюдений) для изучения одних и тех же или похожих конструкций разными способами. [77] [46] Тем не менее, выявленное преимущество использования специальных анкет для самоотчета заключается в том, что многие из показателей, используемых для изучения взаимосвязей, стандартизированы и поэтому используются в нескольких различных исследованиях, где результаты различных исследований могут дать представление о воспроизводимости. [77]

Экспериментальные данные

[ редактировать ]

Некоторые из самых ранних исследований в области науки о взаимоотношениях проводились с использованием лабораторных экспериментов. [11] С тех пор в этой области использовались экспериментальные методы, чтобы сделать вывод о причинно-следственной связи интересующего явления взаимоотношений. [11] [20] Для этого необходимо определить зависимую переменную, которая будет измеряемым эффектом (например, выполнение стрессовой задачи), и независимую переменную, которой будет манипулировать (например, социальная поддержка или отсутствие социальной поддержки). [20] Однако общей проблемой экспериментального изучения явлений взаимоотношений является потенциальное отсутствие возможности обобщения результатов лабораторных исследований на реальные контексты. [20]

Данные наблюдений

[ редактировать ]

Данные наблюдений (или поведенческих) в науке о взаимоотношениях — это метод формирования выводов о процессах взаимоотношений, который опирается на отчеты наблюдателя, а не на собственные отчеты участников об их отношениях. [11] [20] Это часто делается посредством видео- или аудиозаписи взаимодействия участников друг с другом и привлечения сторонних наблюдателей систематически выявлять (т. е. кодировать) интересующие аспекты в зависимости от типа изучаемых отношений (например, терпение, проявляемое во время активности родителя и ребенка; привязанность). выставлен во время разговора романтической пары). [11] [20] Этот метод позволяет исследователям изучать аспекты отношений, которые могут быть подсознательными для участников или иначе не были бы обнаружены с помощью самоотчетов. [4] Однако препятствием для наблюдательных исследований является установление высокой надежности между экспертами , то есть уровня согласия между наблюдателями, которые кодируют наблюдения. [4] [20] Кроме того, поскольку участники часто знают, что за ними наблюдают или записывают, и такое взаимодействие часто происходит в лабораторных условиях, сбор данных наблюдений представляет проблему реактивности — когда люди меняют свою естественную реакцию или поведение из-за того, что за ними наблюдают. [4] [20] [78]

Продольные данные

[ редактировать ]

Краеугольным камнем исследований, проводимых в области науки о взаимоотношениях, является использование многоволновых оценок и последующего проектирования повторных измерений, многоуровневого моделирования (MLM) и моделирования структурными уравнениями (SEM). [38] [73] [77] [78] Поскольку отношения сами по себе являются продольными, этот подход позволяет исследователям оценивать изменения во времени внутри отношений и/или между ними. [38] [73] [78] Однако следует отметить, что большая часть лонгитудинальных исследований в области науки о взаимоотношениях сосредоточена на браках, а некоторые — на отношениях между родителями и детьми, в то время как существует относительно мало лонгитюдных исследований дружбы или других типов отношений. [38] В рамках лонгитюдного исследования существуют дополнительные различия в продолжительности исследования; в то время как некоторые исследования изучают отдельных людей, пары, родителей и детей и т. д. в течение нескольких лет, некоторые изучают изменения процессов на протяжении всей жизни и в различных отношениях (например, от младенчества до взрослой жизни). [38] [73] [77] Кроме того, частота и интервалы времени между многоволновыми оценками существенно различаются в продольных исследованиях; можно использовать интенсивные лонгитюдные методы, требующие ежедневных оценок, методы, требующие ежемесячных оценок, или методы, требующие ежегодных или двухгодичных оценок. [38] [73]

Рисунок 4 . Модель общей судьбы (адаптировано из книг «Кенни», 1996 г. и «Иида, Зейдман и Шраут», 2018 г.) [79] [80]

Взаимозависимые и диадические данные

[ редактировать ]

Важным поворотным моментом в аналитическом подходе к изучению отношений стало появление статистического моделирования взаимозависимости и диадических процессов, то есть одновременного изучения двух людей (или даже двух групп людей) для объяснения совпадения или взаимозависимости процессов взаимоотношений. [37] [38] В 2006 году Дэвид Кенни , Дебора Кэши и Уильям Кук опубликовали книгу «Диадический анализ данных» , которая широко цитируется как инструмент понимания и измерения независимости. [76] Эта книга включает информацию и инструкции по использованию MLM, SEM и других статистических методов для изучения как междиадных явлений, так и внутри них. [76] Для этих целей как в журнальных статьях, так и в тексте Кенни, Кэши и Кука 2006 года было сформулировано несколько моделей, в том числе 1) модель общей судьбы, 2) модель взаимного влияния (или диадной обратной связи), 3) модель диадной оценки, и наиболее часто используемая 4) модель взаимозависимости актера и партнера (APIM). [76] [81] [82]

Рисунок 5 . Модель взаимного влияния (адаптировано из Кенни, 1996 г.) [79]

Модель общей судьбы

[ редактировать ]

Модель общей судьбы — это метод оценки не того, как два человека влияют друг на друга, а того, как два человека одинаково подвержены влиянию внешней силы. [81] [82] Диадические средние значения вычисляются как для независимой, так и для зависимой переменной, чтобы оценить влияние диады как единого целого. [81] [82] Корреляции между диадами корректируются корреляциями внутри диад, чтобы устранить вариации на индивидуальном уровне. [81] [82] Переменные-предикторы и результаты двух партнеров являются наблюдаемыми переменными, которые используются для вычисления скрытых переменных (т.е. «общих переменных судьбы»). [81] [82] См. рисунок 4.

Рисунок 6 . Модель диадической оценки (адаптировано из Iida, Seidman и Shrout, 2018 г.) [80]

Модель взаимного влияния (диадическая обратная связь)

[ редактировать ]

Модель взаимного влияния или диадной обратной связи - это метод рассмотрения взаимного влияния предсказателей партнеров на результаты друг друга и результатов партнеров на результаты друг друга. [81] По сравнению с APIM, эта модель предполагает отсутствие партнерских эффектов и других типов независимости, как это видно на траекториях «предиктор-предиктор» и «исход-результат». [81] Кроме того, он предполагает равные последствия влияния партнеров друг на друга (т. е. 1 влияет на 2 одинаково, как 2 влияют на 1). [81] См. рисунок 5.

Модель диадической оценки

[ редактировать ]
Рисунок 7 . Модель взаимозависимости актера и партнера (адаптировано из Кенни, 1996 г. и Ииды, Зейдмана и Шраута, 2018 г.) [79] [80]

Модель диадического балла использует наблюдаемые двумя партнерами предикторы и переменные результата для вычисления как диадических скрытых переменных «уровня», так и «разницы». [82] Переменные уровня подобны скрытым переменным общей судьбы, тогда как переменные различия представляют собой контраст внутри диады. [82] См. рисунок 6.

Модель взаимозависимости актер-партнер (APIM)

[ редактировать ]

APIM — это метод учета диадической взаимозависимости посредством эффектов как актера, так и партнера. [76] [81] [82] В частности, он учитывает влияние предиктора(ов) одного партнера на предиктор(ы) и результат другого партнера. [76] [81] [82] Это моделируется с использованием процедур регрессии, MLM или SEM. [81] См. рисунок 7.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Финкель Э. и Симпсон Дж. (2015). «Редакционный обзор: Наука о взаимоотношениях» . Современное мнение в психологии . 1 :5–9. дои : 10.1016/j.copsyc.2015.01.012 . ISSN   2352-250X . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Финкель, Эли Дж.; Симпсон, Джеффри А.; Иствик, Пол В. (3 января 2017 г.). «Психология близких отношений: четырнадцать основных принципов» . Ежегодный обзор психологии . 68 (1): 383–411. doi : 10.1146/annurev-psych-010416-044038 . ISSN   0066-4308 . ПМИД   27618945 . S2CID   207567096 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Рейс Х., Коллинз А. и Бершайд Э. (2000). «Контекст взаимоотношений человеческого поведения и развития». Психологический вестник . 126 (6): 844–872. CiteSeerX   10.1.1.727.1006 . дои : 10.1037/0033-2909.126.6.844 . ПМИД   11107879 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Готтман, Джон Мордехай (февраль 1998 г.). «Психология и исследование супружеских процессов» . Ежегодный обзор психологии . 49 (1): 169–197. дои : 10.1146/annurev.psych.49.1.169 . ISSN   0066-4308 . ПМИД   15012468 .
  5. ^ «О нас | Национальный совет по семейным отношениям» . www.ncfr.org . Проверено 28 ноября 2020 г.
  6. ^ «Журнал брака и семьи | Национальный совет по семейным отношениям» . www.ncfr.org . Проверено 28 ноября 2020 г.
  7. ^ Бретертон, я (1992). «Истоки теории привязанности: Джон Боулби и Мэри Эйнсворт» . Психология развития . 28 (5): 759–775. doi : 10.1037/0012-1649.28.5.759 – через APA PsycNet.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Хилл, Р. (1949). Семьи в стрессе . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
  9. ^ Шахтер, С. (1959). Психология аффилиации: Экспериментальные исследования источников стадности. Стэнфордский университет. Нажимать.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Тибо, Дж.В., и Келли, Х.Х. (1959). Социальная психология групп. Джон Уайли.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Рейс Х.Т., Арон А., Кларк М.С. и Финкель Э.Дж. (2013). Эллен Бершайд, Элейн Хэтфилд и появление науки о взаимоотношениях. Перспективы психологической науки, 8 (5), 558–572. дои : 10.1177/1745691613497966
  12. ^ Уолстер Э., Аронсон В., Абрахамс Д. и Роттман Л. (1966). Важность физической привлекательности в поведении на свиданиях. Журнал личности и социальной психологии, 4 (5), 508–516. два : 10.1037/h0021188
  13. ^ Бершайд, Э. и Хэтфилд Уолстер, Э. (1969). Межличностное влечение . Ридинг, Массачусетс, Менло-Парк, Калифорния - Лондон - Дон Миллс, Онтарио: Издательство Addison-Wesley Publishing Company. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  14. ^ Дион К., Бершайд Э. и Уолстер Э. (1972). Что красиво, то хорошо. Журнал личности и социальной психологии, 24 (3), 285–290. дои : 10.1037/h0033731
  15. ^ Хэтфилд Э. и Спречер С. (1986). «Измерение страстной любви в интимных отношениях» . Журнал подросткового возраста . 9 (4): 383–410. дои : 10.1016/S0140-1971(86)80043-4 . ПМИД   3805440 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  16. ^ Хэтфилд Э. (1982) Страстная любовь, товарищеская любовь и близость. В: Фишер М., Стрикер Г. (ред.) Интимность. Спрингер, Бостон, Массачусетс. дои : 10.1007/978-1-4684-4160-4_17
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бронфенбреннер, У. (1977). К экспериментальной экологии человеческого развития. Американский психолог, 32 (7), 513–531. два : 10.1037/0003-066X.32.7.513
  18. ^ Перейти обратно: а б Бронфенбреннер, У. (1979). Экология человеческого развития. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  19. ^ Брендтро, Л. (2006). «Видение Ури Бронфенбреннера: взрослые, без ума от детей» . Возвращение детей и молодежи . 15 (3): 162–166.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и Брэдбери Т. и Карни Б. (2019). Интимные отношения (3-е изд.). Нортон. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  21. ^ Спаниер, Г. (1976). Измерение диадной адаптации: новые шкалы оценки качества брака и подобных диад. Журнал брака и семьи, 38 (1), 15–28. дои : 10.2307/350547
  22. ^ Перейти обратно: а б с Боулби, Дж. (1969). Прикрепление и потеря, Том I: Приложение (2-е изд.). Основные книги.
  23. ^ Перейти обратно: а б Боулби, Дж. (1973). Привязанность и потеря, Том 2: Разлука, тревога и гнев . Основные книги.
  24. ^ Перейти обратно: а б Боулби, Дж. (1980). Привязанность и потеря, Том III: Потеря, печаль и депрессия . Основные книги.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и Келли, Х.Х., Бершейд, Э., Кристенсен, А., Харви, Дж.Х., Хьюстон, Т.Л., Левинджер, Г., МакКлинток, Э., Пеплау, Л.А. и Петерсон, Д.Р. (1983) Близкие отношения. Нью-Йорк: WH Freeman.
  26. ^ Тони К. Антонуччи, Хироко Акияма, Социальные сети во взрослой жизни и предварительное исследование модели конвоя, Журнал геронтологии , том 42, выпуск 5, сентябрь 1987 г., страницы 519–527, два : 10.1093/geronj/42.5.519
  27. ^ Арон А. и Арон EN (1986). Любовь и расширение себя: понимание влечения и удовлетворения. Hemisphere Publishing Corp/Harper & Row Publishers.
  28. ^ Маллой, Т.Э. и Кенни, Д.А. (1986), Модель социальных отношений: интегративный метод исследования личности. Журнал личности, 54: 199–225. дои : 10.1111/j.1467-6494.1986.tb00393.x
  29. ^ Перейти обратно: а б Кенни, окружной прокурор (1996). Модели ненезависимости в диадических исследованиях. Журнал социальных и личных отношений , 13 (2), 279–294. дои : 10.1177/0265407596132007
  30. ^ Маркман, Х.Дж., Флойд, Ф.Дж., Стэнли, С.М., и Стораасли, Р.Д. (1988). Предотвращение семейного дистресса: продольное исследование. Журнал консалтинговой и клинической психологии, 56 (2), 210–217. два : 10.1037/0022-006X.56.2.210
  31. ^ Флойд, Ф.Дж., Маркман, Х.Дж., Келли, С., Блумберг, С.Л., и Стэнли, С.М. (1995). Профилактическое вмешательство и улучшение отношений. В Н.С. Якобсоне и А.С. Гурмане (ред.), Клиническом справочнике по парной терапии (стр. 212–226). Гилфорд Пресс.
  32. ^ Джонсон, доктор медицины (2012). Инициативы здорового брака о необходимости эмпиризма в реализации политики. Американский психолог, 67 (4), 296–308. https://doi.org/10.1037/a0027743
  33. ^ Комитет Объединенной экономики США. «Построение счастливого дома: брачное образование как инструмент укрепления семьи - Построение счастливого дома: брачное образование как инструмент укрепления семьи - Объединенный экономический комитет США» . www.jec.senate.gov . Проверено 31 мая 2024 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Дак, С. (2014). «Об Айове, отношениях и общении: история области личных отношений». Журнал коммуникаций Айовы . 46 (1): 5–15.
  35. ^ Перейти обратно: а б Перлман, Дэниел; Дак, Стив; Хенгстебек, Натали Д. (2018), Вангелисти, Анита Л.; Перлман, Дэниел (ред.), «Семь морей изучения исследований личных отношений: исторические и последние течения» , Кембриджский справочник по личным отношениям , Кембриджские справочники по психологии (2-е изд.), Кембридж: Cambridge University Press, стр. . 9–27, ISBN.  978-1-107-13026-5 , получено 28 ноября 2020 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Краткая история ISSPR – Международной ассоциации по связям» . Studylib.net . Проверено 28 ноября 2020 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бершайд, Э. (1999). «Озеленение науки о взаимоотношениях». Американский психолог . 54 (4): 260–266. дои : 10.1037/0003-066X.54.4.260 . ПМИД   10217995 . S2CID   17857452 .
  38. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Рейс, Гарри. (2007). Шаги к становлению науки о взаимоотношениях. Личные отношения. 14. 1 - 23. 10.1111/j.1475-6811.2006.00139.x.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Импетт, Э.А., и Муиз, А. (2018). Секс в науке о взаимоотношениях: толчок к созданию специального выпуска о сексе и отношениях. Журнал социальных и личных отношений , 35 (4), 433–439. дои : 10.1177/0265407517752277
  40. ^ Коллинз, Нидерланды, и Фини, Британская Колумбия (2000). Безопасное убежище: взгляд теории привязанности на поиск поддержки и уход в интимных отношениях. Журнал личности и социальной психологии, 78 (6), 1053–1073. дои : 10.1037/0022-3514.78.6.1053
  41. ^ Рейс, Х.Т., Шелдон, К.М., Гейбл, С.Л., Роско, Дж., и Райан, РМ (2000). Ежедневное благополучие: роль автономии, компетентности и связи. Бюллетень личности и социальной психологии, 26 (4), 419–435. дои : 10.1177/0146167200266002
  42. ^ Перейти обратно: а б Репетти Р., Тейлор С. и Симан Т. (2002). «Семьи риска: семейная социальная среда, психическое и физическое здоровье потомства». Психологический вестник . 128 (2): 330–366. CiteSeerX   10.1.1.327.165 . дои : 10.1037/0033-2909.128.2.330 . ПМИД   11931522 . S2CID   1868993 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  43. ^ «МАИР – О НАРР» . iarr.org . Проверено 28 ноября 2020 г.
  44. ^ Брэдбери, Теннесси (2002). Обзор приглашенной программы: исследование взаимоотношений как прелюдия к действию. Журнал социальных и личных отношений, 19 (5), 571–599. дои : 10.1177/0265407502195001
  45. ^ Финкель, Э.Дж., Иствик, П.В., Карни, БР, Рейс, Х.Т., и Спречер, С. (2012). Интернет-знакомства: критический анализ с точки зрения психологической науки. Психологическая наука в общественных интересах, 13 (1), 3–66. дои : 10.1177/1529100612436522
  46. ^ Перейти обратно: а б с Кларк, М.С., и Рейс, Х.Т. (1988). Межличностные процессы в близких отношениях. Ежегодный обзор психологии, 39, 609–672. doi : 10.1146/annurev.ps.39.020188.003141
  47. ^ Перейти обратно: а б с д и Бершайд, Э. (1994). «Межличностные отношения». Ежегодный обзор психологии . 45 : 79–129. дои : 10.1146/annurev.ps.45.020194.000455 .
  48. ^ Рейс, Х.Т., и Шейвер, П. (1988). Интимность как межличностный процесс. В С. Даке, Д. Ф. Хэе, С. Э. Хобфолле, В. Икесе и Б. М. Монтгомери (ред.), Справочник по личным отношениям: теория, исследования и вмешательства (стр. 367–389). Джон Уайли и сыновья.
  49. ^ Перейти обратно: а б Эмерсон, Ричард. (2003). Теория социального обмена. Ежегодный обзор социологии. 2. 335-362. 10.1146/аннурев.со.02.080176.002003.
  50. ^ Блау, Питер М. (1964). Обмен и власть в социальной жизни . Сделка. ISBN   9780887386282 .
  51. ^ Келли, Х. (1979) Личные отношения: их структуры и процессы. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум
  52. ^ Перейти обратно: а б Русбулт, CE (1980). Приверженность и удовлетворение в романтических связях: проверка инвестиционной модели. Журнал экспериментальной социальной психологии, 16 (2), 172–186. дои : 10.1016/0022-1031(80)90007-4
  53. ^ Русбулт, CE (1983). Лонгитюдный тест инвестиционной модели: развитие (и ухудшение) удовлетворения и приверженности гетеросексуальным связям. Журнал личности и социальной психологии, 45 (1), 101–117. дои : 10.1037/0022-3514.45.1.101
  54. ^ Русбулт, CE, Марц, Дж. М. и Агнью, CR (1998). Шкала инвестиционной модели: измерение уровня обязательств, уровня удовлетворенности, качества альтернатив и размера инвестиций. Личные отношения, 5 (4), 357–391. дои : 10.1111/j.1475-6811.1998.tb00177.x
  55. ^ Халл, CL (1930). «Простое обучение методом проб и ошибок: исследование психологической теории». Психологический обзор . 37 (3): 241–256. два : 10.1037/h0073614
  56. ^ Скиннер, Б.Ф. (1948). Вербальное поведение . Издательство Гарвардского университета.
  57. ^ Бандура, А. (1971). Теория социального обучения . Нью-Йорк: General Learning Press.
  58. ^ Перейти обратно: а б с Паттерсон, GR (1982). Принудительный семейный процесс . Евгений, ОР. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  59. ^ Перейти обратно: а б Хазан К. и Шейвер П. (1987) Романтическая любовь, концептуализированная как процесс привязанности. Журнал личности и социальной психологии . 52: 511–24
  60. ^ Перейти обратно: а б Коллинз, Н.Л., и Рид, С.Дж. (1990). Привязанность взрослых, рабочие модели и качество отношений в парах, встречающихся. Журнал личности и социальной психологии, 58 (4), 644–663. дои : 10.1037/0022-3514.58.4.644
  61. ^ Симпсон, Дж. А. (1990). Влияние стилей привязанности на романтические отношения. Журнал личности и социальной психологии, 59 (5), 971–980. дои : 10.1037/0022-3514.59.5.971
  62. ^ Симпсон, Дж. А., Роулз, В. С., и Неллиган, Дж. С. (1992). Поиск поддержки и оказание поддержки внутри пар в ситуации, вызывающей тревогу: роль стилей привязанности. Журнал личности и социальной психологии, 62 (3), 434–446. дои : 10.1037/0022-3514.62.3.434
  63. ^ Перейти обратно: а б с Фрэли, Р.К., Уоллер, Н.Г., и Бреннан, К.А. (2000). Теория ответа на предмет: анализ самоотчетов о привязанности взрослых. Журнал личности и социальной психологии, 78 (2), 350–365. дои : 10.1037/0022-3514.78.2.350
  64. ^ Дарвин, К. (1874 г.). Происхождение человека и отбор по признаку пола (2-е изд.). Нью-Йорк: Рэнд МакНелли.
  65. ^ Гангестад, С., и Хазелтон, М. (2015). Человеческая эструс: последствия для науки о взаимоотношениях. Современное мнение в психологии, 1 , 45-51.
  66. ^ Басс, DM (1989). Половые различия в предпочтениях человека к партнеру: эволюционные гипотезы проверены в 37 культурах. Поведенческие науки и науки о мозге, 12 (1), 1–49. дои : 10.1017/S0140525X00023992
  67. ^ Басс, Д.М., Ларсен, Р.Дж., Вестен, Д., и Семмельрот, Дж. (1992). Половые различия в ревности: эволюция, физиология и психология. Психологическая наука, 3 (4), 251–256. дои : 10.1111/j.1467-9280.1992.tb00038.x
  68. ^ Гангестад, С. и Симпсон, Дж. (2000). Эволюция человеческого спаривания: компромиссы и стратегический плюрализм. Науки о поведении и мозге. 23. 573-87; обсуждение 587. 10.1017/S0140525?0000337X.
  69. ^ Перейти обратно: а б МакКаббин, Х.И., и Паттерсон, Дж.М. (1983). Процесс семейного стресса: двойная модель приспособления и адаптации ABCX. Обзор брака и семьи, 6 (1–2), 7–37. два : 10.1300/J002v06n01_02
  70. ^ Брэдбери, Т. и Карни, Б. (2019). Интимные отношения (3-е изд.). Нортон.
  71. ^ Бронфенбреннер, У. (1986). Экология семьи как контекст развития человека: перспективы исследования. Психология развития, 22 (6), 723–742. дои : 10.1037/0012-1649.22.6.723
  72. ^ Перейти обратно: а б с д Зильберайзен Р.К., Эйферт К. и Рудингер Г. (1986). Развитие как действие в контексте . Берлин Гейдельберг Нью-Йорк Токио: Springer-Verlag Берлин Гейдельберг. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  73. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Карни, Б.Р., и Брэдбери, Теннесси (1995). Продольный курс качества и стабильности брака: обзор теории, методов и исследований. Психологический бюллетень, 118 (1), 3–34. дои : 10.1037/0033-2909.118.1.3
  74. ^ Томсон, Роберт; и др. (2018). «Реляционная мобильность предсказывает социальное поведение в 39 странах и связана с историческим сельским хозяйством и угрозами» . Труды Национальной академии наук . 115 (29): 7521–7526. Бибкод : 2018PNAS..115.7521T . дои : 10.1073/pnas.1713191115 . ПМК   6055178 . ПМИД   29959208 .
  75. ^ Юки, Масаки; Шуг, Джоанна (2012). «Относительная мобильность: социоэкологический подход к личным отношениям». В Гиллате, О .; Адамс, Г.; Кункель, А. (ред.). Наука о взаимоотношениях: интеграция эволюционных, нейронаучных и социокультурных подходов . Американская психологическая ассоциация. стр. 137–151. дои : 10.1037/13489-007 . hdl : 2115/52726 . ISBN  978-1-4338-1123-4 . S2CID   53496958 .
  76. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кенни, Дэвид А.; Кэши, Дебора А.; Кук, Уильям Л. (26 ноября 2020 г.). Диадический анализ данных . Публикации Гилфорда. ISBN  978-1-4625-4613-8 .
  77. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Финкель Э., Иствик П.В. и Рейс Х. (2015). Лучшие исследовательские практики в психологии: иллюстрация эпистемологических и прагматических соображений на примере науки о взаимоотношениях. Журнал личности и социальной психологии, 108 2 , 275–97.
  78. ^ Перейти обратно: а б с Карни, БР и Брэдбери, Теннесси (2020). Исследование удовлетворенности и стабильности брака в 2010-е годы: вызов общепринятым представлениям. Журнал брака и семьи. 82. 100-116. 10.1111/jomf.12635.
  79. ^ Перейти обратно: а б с Кенни, Д. (1996). «Модели несамостоятельности в диадических исследованиях». Журнал социальных и личных отношений . 13 (2): 279–294.
  80. ^ Перейти обратно: а б с Иида М., Сейдман Г. и Шраут П. (2018). «Модели взаимозависимых людей и диадические процессы в исследовании отношений». Журнал социальных и личных отношений . 35 (1): 59–88.
  81. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кенни, Д. (1996). «Модели несамостоятельности в диадических исследованиях». Журнал социальных и личных отношений . 13 (2): 279–294. дои : 10.1177/0265407596132007 . S2CID   145275482 .
  82. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Иида М., Сейдман Г. и Шраут П. (2018). «Модели взаимозависимых людей и диадические процессы в исследовании отношений» . Журнал социальных и личных отношений . 35 (1): 59–88. дои : 10.1177/0265407517725407 . S2CID   149317632 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2b6c7fd445fc39a94fd2e1a3652d9f2__1717173540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/f2/c2b6c7fd445fc39a94fd2e1a3652d9f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Relationship science - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)