Николае Денсусиану

Николае Денсусяну (англ. Румынское произношение: [nikoˈla.e densuʃiˈanu] ; 18 апреля 1846 — 24 марта 1911) — румынский этнолог и собиратель румынского фольклора . Он был членом-корреспондентом Румынской академии по специальности история. [ 1 ] Его основной работой, благодаря которой его больше всего помнят, была посмертно напечатанная Dacia Preistorică (1913) с предисловием К. И. Истрати; факсимильное издание было опубликовано в 2002 году издательством Editura Arhetip, Бухарест. [ 1 ] В Преисторической Дакии Денсушиану объединил исследования фольклора и сравнительного религиоведения с археологией, чтобы построить теорию доисторических культур Дакии . Работа вызвала критику за непрофессионализм и проявления национализма , а также за то, что она стоит у истоков даков . [ 2 ] Ведущие ученые считали его книгу фантастической и ненаучной.
Его работы выдвигают гипотезу о существовании дакийско-центрированной « Пеласгийской империи», созданной в 6-м тысячелетии до нашей эры и которая, как он утверждал, управлялась Ураном и Сатурном и включала всю Европу . [ 3 ] Денсушиану, который считал, что , также утверждал , латынь является диалектом даков что даки мигрировали на Итальянский полуостров в древности , где они заложили основы Древнего Рима . [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Он родился в деревне Денсуш в Трансильвании , которая в то время была частью Австро-Венгрии, и вырос в румынской культурной среде. Примерно в 1867 году он встретил подростка, родившегося в Молдавии, румына Михая Эминеску , позже известного как крупный поэт, который сбежал из дома своего отца и бесцельно путешествовал по Трансильвании. [ 4 ] Денсушиану и Эминеску познакомились в Сибиу , где последний жил в крайней нищете. [ 4 ] Вскоре после этого Эминеску пересек Южные Карпаты и поселился в Старом царстве . [ 4 ]
Получив юридическое образование в Университете Сибиу (1872 г.), он занимался юридической практикой в Фэгэраше , затем в Брашове , а затем в других частях региона. В 1877 году, в начале русско-турецкой войны , он вернулся в Румынию и получил гражданство нового независимого государства. В Бухаресте , при Апелляционном суде, Денсушиану стал участвовать в националистическом движении в пользу Великой Румынии . Он опубликовал на французском языке для более широкой аудитории « L'element Latin en orient». Les Roumains du Sud: Macedoine, Thessalie, Epire, Thrace, Albanie, avec une carte ethnographique («Латинский элемент на востоке. Румыны Юга: Македония , Фессалия , Эпир , Фракия , Албания , с этнографической картой») .
В 1878 году он получил заказ от Румынской академии на исследование и сбор исторических документов в библиотеках и архивах Венгерского королевства ( Будапешт ) и в Трансильвании в Клуже , Алба-Юлии и Брашове. За пятнадцать месяцев он обнаружил сотни оригинальных документов, рукописей , хроник , договоров, манифестов, старых рисунков, картин и факсимиле . За свой вклад он был избран в 1880 году в член-корреспондент и на должность библиотекаря-архивиста. В 1884 году он получил должность переводчика Генерального штаба румынской армии и опубликовал «Революцию Хории в Трансильвании и Венгрии, 1784–1785», написанную на основе 783 официальных документов ; его продажа была запрещена в Венгрии из-за его националистического содержания. Среди прочего, книга представляет собой историческую традицию, связывающую лидера повстанцев Василе Урсу Никола с предысторией даков. [ 5 ]
В 1885 году в своих «Памятниках истории страны Фогарас» древняя история румын Трансильвании сравнивалась с их репрессивным положением под властью Австро-Венгрии.
Денсушиану, который планировал начать исследование своей Dacia Preistorică и с этой целью в 1887 году уехал в Италию . По пути он посетил Аграмскую Академию , где изучал рукописи, касающиеся валахского населения, расселившегося в долине Купы . (на территории современной Хорватии ); в Истрии он собирал материал в местных деревнях, где истро-румынском языке говорили на . В Дубровнике в Далмации он изучал архивы Рагузанской республики . Достигнув Италии, он провел семь месяцев в архивах Ватикана и путешествовал по Меццоджорно, прежде чем вернуться домой.
Между 1887 и 1897 годами вышло шесть томов его «Документов по истории румын, 1199–1345» , а в 1893 году он написал исследование « Религиозная независимость румынской митрополичьей церкви Алба-Юлия» . Он также составил сборник фольклора ( Старые народные румынские песни и традиции: поэтические тексты из ответов на «Исторический опросник» , изданный в 1893–1897 годах). В 1894 году он вышел в отставку, чтобы завершить свою масштабную работу.
В 1902 году Николае Денсушану был назначен членом-корреспондентом Румынского географического общества. Два года спустя он опубликовал исследование о развитии румынского языка , происхождение которого, как он утверждал, восходит к доисторическим временам. Статьи по военной истории Румынии появлялись время от времени в течение долгих лет, которые он потратил на подготовку своего основного труда для печати. На момент его смерти оно было почти готово.
Оценки и наследие
[ редактировать ]Денсушиану подвергся серьезной критике за свой подход к истории Румынии и исторической науке в целом. Среди его первых критиков был Титу Майореску , лидер консервативного литературного общества, известного как Юнимеа , который резко выступал против дилетантизма и романтического националистического дискурса в произведениях румынских интеллектуалов своего времени. В 1893 году в письме географу Симиону Мехединцу Майореску выступил против того, что он определил как «фантасмагорию» в работах Денсушиану, Богдана Петричеику Хасдеу и Александру Димитрие Ксенополя . [ 6 ]
Часть диссертации Денсушиану была принята несколькими официальными историками в последние годы Чаушеску Николае коммунистического режима и послужила источником вдохновения для нового дискурса, автаркического и националистического по тону. [ 7 ]
Василе Пырван заявил: «Николае Денсусяну написал свой фантастический роман «Доисторическая Дакия», полный мифологии и абсурдной филологии, который своим появлением (посмертно: 1913 г.) вызвал у румын-мирян восхищение и безграничный энтузиазм в отношении археологии». [ 8 ] [ 9 ] Александру Д. Ксенопол заявил: «Теория этого автора о том, что даки сформировали первую цивилизацию человечества, показывает, что мы имеем дело с продуктом шовинизма, а не с продуктом науки». [ 9 ] Другими словами, Парван и Ксенополь отвергли его книгу «как дилетантскую и шовинистическую фантазию». [ 10 ] Николае Йорга отчитал его «за его «более чем странные» гипотезы». [ 11 ]
не писал рецензируемых статей о Dacia Preistorică Денсушиану). Евгений Чуртин заявил, что «минимальный контакт с библиографией по данному предмету оставляет безнадежным: его больше никто не читает» (имеется в виду, что ни один серьезный ученый уже давно [ 12 ] Другие заявили, что «фантазия Денсусиану была слишком смелой, что заставило историков игнорировать его». [ 13 ] Дэн Алекс заявил, что книга представляет собой «мистический бред». [ 14 ] и назвал его автора «нотариусом-оккультистом без исторического и лингвистического образования». [ 15 ] и «клинический случай самообмана». [ 14 ] Флорин Цуркану сказал о Денсушану: «неутомимый создатель фантасмагорий». [ 16 ] [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Доисторическая Дакия, Николае Денсусиану, Издательство Архетип (2002)» .
- ^ Бойя, стр. 147–149, 353–354.
- ^ Jump up to: а б Боя, стр.148
- ^ Jump up to: а б с Тудор Виану , Румынские писатели , Том II, Издательство Минерва , Бухарест, 1970, стр. 139-140. ОСЛК 7431692
- ^ Бойя, стр.147-148.
- ^ З. Орнеа , Junimea si junimismum , Vol. II, Издательство Minerva , Бухарест, 1998, стр. 299-300. ISBN 973-21-0562-3
- ^ Бойя, стр.156-157.
- ^ Стивен А. Кребс (2000). Поселение в Классической Добрудже . Университет Индианы. п. 32.
- ^ Jump up to: а б Мирча Бабеш, «Возрождение Дакии?» , Культурная обсерватория , 9 сентября 2003 г.
- ^ Чавдар Маринов (13 марта 2015 г.). «Древняя Фракия в современном воображении: идеологический аспект построения фракийских исследований в Юго-Восточной Европе (Румыния, Греция, Болгария)» . В Румене Даскалове; Александр Везенков (ред.). Запутанная история Балкан - Том третий: общее прошлое, спорное наследие . БРИЛЛ. п. 31. ISBN 978-90-04-29036-5 .
- ^ Денсусиану, Н.; Оприсан, И. (1975). Старинные румынские народные песни и традиции: поэтические тексты из ответов на «Исторический опросник» (1893-1897) . Критические издания фольклора (на румынском языке). Минерва . Проверено 30 октября 2018 г.
- ^ Чуртин (2004)
- ^ Румынское обозрение . Европолис Паб. 1987. с. 153.
- ^ Jump up to: а б Дэн Алекс (2015). Дакопатия и другие румынские странствия . Хуманитас С.А. п. 95. ИСБН 978-973-50-4978-2 .
- ^ Алекс (2015: 94)
- ^ Флорин Цуркану (21 декабря 2007 г.). «Встреча с двумя историками религий» . Журнал 22 (на румынском языке). Архивировано из оригинала 31 октября 2018 года . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ Андрей Оитяну (2016). Религия, политика и миф. Тексты о Мирче Элиаде и Иоанне Петру Кулиану . Авторская серия (на румынском языке). Полиром. стр. 477. ISBN 978-973-46-5060-6 . Проверено 30 октября 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Лучиан Бойя , История и миф в румынском сознании , Humanitas , Бухарест, 1997.
- (на румынском языке) Евгений Чюртин, «Дачия, более доисторическая» , Observatorulcultural , 9 апреля 2002 г., статья с критикой целей и методов Денсушиану. Архивировано 26 июля 2009 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1846 рождений
- 1911 смертей
- Жители округа Хунедоара
- Эмигранты из Австро-Венгрии в Румынию
- Румынские австро-венгры
- Эссеисты из Австро-Венгрии
- Румынские эссеисты
- Румынские фольклористы
- Румынские греко-католики
- Румынские переводчики
- Румынские писатели на французском языке
- Писатели Австро-Венгрии
- Историография Дакии
- Переводчики 20-го века
- Переводчики XIX века
- эссеисты XIX века
- эссеисты 20-го века