Ключи Маринуса
005 – Ключи Маринуса | |||
---|---|---|---|
Доктор Кто сериал | |||
![]() Доктор ( Уильям Хартнелл ) разговаривает с судьей в предпоследнем эпизоде сериала. Хотя игра Хартнелла получила высокую оценку, критики отметили, что начало судебного процесса представляет собой поспешный сценарий. [ 1 ] [ 2 ] | |||
Бросать | |||
Гость
| |||
Производство | |||
Режиссер | Джон Горри | ||
Написал | Терри Нэйшн | ||
Редактор сценариев | Дэвид Уитакер | ||
Продюсер: | Верити Ламберт | ||
Музыка | Норман Кей | ||
Производственный код | И | ||
Ряд | 1 сезон | ||
Время работы | 6 серий по 25 минут каждая | ||
Первая трансляция | 11 апреля 1964 г. | ||
Последняя трансляция | 16 мая 1964 г. | ||
Хронология | |||
| |||
«Ключи Маринуса» — пятый сериал британского научно-фантастического телесериала « Доктор Кто» , который впервые транслировался на BBC TV/BBC1 в шести еженедельных частях с 11 апреля по 16 мая 1964 года. Автор сценария Терри Нэйшн и режиссер Джон Горри . сериал принимает формат «мини-приключений», в котором Первый Доктор ( Уильям Хартнелл ), его внучка Сьюзен Форман ( Кэрол Энн Форд ) и ее учителя Ян Честертон ( Уильям Рассел ) и Барбара Райт ( Жаклин Хилл ) ищут четыре ключа для восстановления Совести Маринуса, компьютера, поддерживающего закон и порядок. Группа отправляется в два города, джунгли и ледяную пустошь в поисках ключей.
«Ключи Маринуса» были написаны для замены другого сценария, который считался проблематичным. Когда Нэйшн было поручено написать сценарий, он был заинтригован идеей о том, что команда ТАРДИС ищет кусочки головоломки; он и редактор сценария Дэвид Уитакер решили построить сериал вокруг серии «мини-приключений», каждое из которых имеет разную обстановку и состав актеров. Вспомогательную музыку написал Норман Кей , а Рэймонд Кьюсик дизайнерами работали , Дафна Дэйр и Джилл Саммерс. Премьера сериала собрала девять миллионов зрителей, при этом количество зрителей сохранялось в течение нескольких недель, прежде чем наблюдалось значительное снижение по сравнению с пятым эпизодом. Реакция на сериал была неоднозначной, он получил несколько печатных адаптаций и релизов в домашних СМИ.
Сюжет
[ редактировать ]Первый Доктор ( Уильям Хартнелл ), его внучка Сьюзан Форман ( Кэрол Энн Форд ) и ее учителя Ян Честертон ( Уильям Рассел ) и Барбара Райт ( Жаклин Хилл ) прибывают на небольшой остров на планете Маринус, где встречают Арбитана ( Джордж Кулурис ). ), Хранитель Совести Маринуса — огромный компьютер, разработанный как машина правосудия, поддерживающая закон и порядок на всей планете. Арбитан объясняет, что общество Маринуса находится в опасности, поскольку Ворды , гуманоидные существа, защищенные черными резиновыми гидрокостюмами, похожими на амфибий, стремятся проникнуть в башню, чтобы взять под контроль Совесть. Чтобы предотвратить это, Совести требуется пять ключей, и Арбитан принуждает Доктора и его друзей собрать их, поместив силовое поле вокруг ТАРДИС . Когда они телепортируются в город Морфотон, Арбитан зарезан вордом, получившим доступ к башне.
В «Морфотоне» съемочная группа впечатлена роскошью города; однако вскоре Барбара понимает, что они были загипнотизированы и что Морфотон на самом деле является местом грязи и убожества. Существа, управляющие Морфотоном, приказывают убить Барбару, но Барбара убегает и прячется в городе, где вступает в контакт с рабыней Сабетой (Кэтрин Шофилд), которую обвинили в пробуждении Барбары и приговорили к смертной казни. Барбара замечает один из ключей у себя на шее. Они убегают и уничтожают существ, освобождая подданных города. Другой раб, Альтос ( Робин Филлипс ), вспоминает, что его тоже послал Арбитан, и они с Сабетой присоединяются к Доктору и его команде в их поисках. Пока Доктор продолжает путь в город Мелленниус, остальные ищут его в опасных кричащих джунглях. Приведя в действие ловушку, Барбара теряется в древнем храме в джунглях; пока Йен остается в храме в поисках ключа, Сабета и Сьюзен продолжают путь к следующему месту.
Йен находит Барбару в храме, где они обнаруживают престарелого ученого Дарриуса ( Эдмунд Уорвик ), который перед смертью раскрывает местонахождение следующего ключа; Ян и Барбара забирают ключ и телепортируются в ледяную пустошь. Они встречают двуличного траппера Васора ( Фрэнсис де Вольф ), который крадет их ключи. Йен и Альтос противостоят Васору и заставляют его отвести их в ледяные пещеры, где они находят Сабету и Сьюзен с механизированными Ледяными Солдатами и обнаруживают следующий ключ, замороженный в глыбе льда. Когда они убегают, Васор берет Сьюзен в заложники, но Ледяной Солдат убивает его, и группа убегает. На следующей локации Иэна обвиняют в убийстве Эприна (Дуги Дин), друга Альтоса. На суде над Яном Доктор возвращается и откладывает суд, пока собирает доказательства. Сьюзен похищают в качестве заложницы, чтобы убедить Доктора прекратить расследование. Похититель убедил судей признать Яна виновным; однако Сьюзен находят связанной и с кляпом во рту, а заговор раскрыт. Доктор находит последний ключ, спрятанный в орудии убийства, и Йен освобождается.
Путешественники возвращаются на остров Арбитана, где Альтос и Сабета были взяты в плен Яртеком ( Стивен Дартнелл ) — убийцей Арбитана, — и четыре ключа были захвачены. Доктор освобождает Альтоса и Сабету и разоблачает Ворда. Ян дает Яртеку фальшивый ключ, найденный в кричащих джунглях; когда Яртек помещает ключ в Сознание, машина взрывается, и он погибает вместе с оккупирующим Вордом. Доктор, Сьюзен, Ян и Барбара покидают башню вместе с Альтосом и Сабетой, прежде чем растущее пламя охватывает древнее строение.
Производство
[ редактировать ]Концепция и написание
[ редактировать ]«Ключи Маринуса» были написаны для замены другого сценария « Доктор Кто и скрытая планета» Малкольма Халка , который был сочтен проблематичным и потребовал переписывания. Производственная группа обратилась к Терри Нэйшну , сценаристу второго сериала «Далеки» , с просьбой написать сериал. «Нейшн» должен был написать «Доктора Кто» , восьмой сериал «Красный форт» , но тем временем сосредоточился на других проектах. [ 4 ] Из-за быстрой разработки сценария Nation и редактор сценария Дэвид Уитакер решили построить сериал на основе серии «мини-приключений», каждое из которых имеет разную обстановку и состав актеров; Нэйшн был заинтригован идеей о том, что команда ТАРДИС ищет части головоломки. [ 5 ] Поскольку первые два эпизода были написаны в основном с использованием внутренних декораций, Nation хотела рассказать историю более «открыто», разместив третий эпизод в джунглях, чтобы дать дизайнеру возможность использовать разные декорации. Уитакер предложил для четвертого эпизода холодный снежный пейзаж, чтобы контрастировать с жаркими джунглями. [ 6 ] Нэйшн использовал множество существующих слов для обозначения мест и имен персонажей в истории: Маринус произошел от латинского слова marinus , что означает «морской»; Морфотон основан на Морфее , греческом боге снов; Миллениус произошел от термина «тысяча лет» , обозначающего тысячу лет; и Арбитан основан на латинском слове Arbiter , что означает судья. [ 7 ] Продюсер Верити Ламберт выбрала Джона Горри режиссером сериала; хотя Горри был недоволен качеством сценариев, он согласился снять сериал, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. [ 8 ]
Персонажи и кастинг
[ редактировать ]Кэрол Энн Форд была недовольна изображением Сьюзен в сериале, так как чувствовала, что она написана как ребенок. [ 9 ] описывая ее характер как «жалкий». [ 10 ] К середине марта 1964 года был окончательно определен приглашенный состав сериала. На роль Арбитана был выбран актер-ветеран Джордж Кулурис; Горри сразу же подумал о Кулурисе на эту роль, читая сценарий, и был рад, когда принял роль, назвав Кулуриса своим «героем». [ 11 ] Фрэнсис де Вольф был выбран на роль Васора, а Дональд Пикеринг сыграл Айсена. Горри выбрал Хенли Томаса на роль Тэррона; эти двое были старыми друзьями, которые раньше работали вместе. Робин Филлипс, который также дружил с Горри, был выбран на роль Альтоса; Горри чувствовал, что красивая внешность Филлипса точно соответствует роли Альтоса. Точно так же он хотел, чтобы персонаж Сабеты напоминал принцессу, и выбрал бывшую студентку драматического факультета Кэтрин Шофилд. Горри был впечатлен зловещим голосом Херона Карвика , назвав его Голосом Морфо, а роль Калы была отдана Фионе Уокер , которая написала Горри предложение об этой роли. На роль Ворда, среди других злодеев, были выбраны трое молодых актеров, друживших с Горри: Мартин Корт, Питер Стенсон и Гордон Вебстер. [ 12 ]
Музыка и дизайн
[ редактировать ]Норман Кей , автор музыки для первого сериала , написал музыку для «Ключей Маринуса» . Партитура в исполнении семи музыкантов была записана в студии Maida Vale 7 марта 1964 года; использовалось несколько стандартных инструментов, в том числе кларнет, бас-кларнет, контрабас, гитара, флейта, арфа, пикколо, труба и ударные. [ 13 ] Для сериала Брайаном Ходжсоном из BBC Radiophonic Workshop было записано девятнадцать новых звуковых эффектов , включая звуки Совести Маринуса и часов в Миллениусе. [ 12 ] Рэймонд Кьюсик , Дафна Дэйр и Джилл Саммерс. Дизайнерами сериала выступили [ 13 ] Дэйр создал конструкцию Voord на основе резинового гидрокостюма, а головы были созданы из вулканизированной резины изготовителями реквизита Джеком и Джоном Ловеллами. [ 14 ] Погружные опоры и машина Conscience были разработаны компанией Shawcraft Models. [ 15 ] Кьюсик использовал остатки стекловолокна для завершения конструкции машины Совести, поскольку бюджет был на исходе. [ 16 ] Движущаяся растительность в третьем эпизоде была создана компанией Design and Display Ltd. Полистирол Jablite использовался для имитации снега в третьем и четвертом эпизодах. [ 17 ] Майку, которую носила Сьюзен в сериале, связала мать Форда. [ 10 ]
Съемки
[ редактировать ]Съемки модели «Ключи Маринуса» начались в марте 1964 года на студии Ealing Studios . Для кадров с волками в четвертом эпизоде BBC приобрела у дистрибьютора «Совэкспорт» 14 футов пленки из российского триллера 1957 года » « Серый разбойник . Репетиции первого эпизода проходили с 16 по 19 марта. [ 18 ] а еженедельная запись сериала началась 20 марта в студии Lime Grove Studios . [ 19 ] Горри счел дни записи трудными из-за сложности шоу и небольшого размера студии. Уильям Хартнелл отсутствовал на записи третьего и четвертого эпизодов, так как был в отпуске. [ 9 ] Форд напомнил, что актеры могли «еще немного посмеяться» во время репетиций, поскольку склонность Хартнелла забывать реплики отнимала много времени. [ 20 ] Последний эпизод был записан 24 апреля 1964 года. [ 18 ] Первая серия была отредактирована 23 марта. Хотя большинство серий были смонтированы в течение трех часов за вечер, для второй серии потребовалось два вечера: 31 марта и 2 апреля 1964 года. [ 21 ]
Прием
[ редактировать ]Трансляция и рейтинги
[ редактировать ]Эпизод | Заголовок | Время выполнения | Исходная дата выхода в эфир | Британские зрители (миллионы) | Индекс признательности |
---|---|---|---|---|---|
1 | «Море смерти» | 23:20 | 11 апреля 1964 г. | 9.9 | 62 |
2 | «Бархатная паутина» | 25:37 | 18 апреля 1964 г. | 9.4 | 60 |
3 | «Кричащие джунгли» | 23:45 | 25 апреля 1964 г. | 9.9 | 61 |
4 | «Снега ужаса» | 24:54 | 2 мая 1964 г. | 10.4 | 60 |
5 | «Смертный приговор» | 25:03 | 9 мая 1964 г. | 7.9 | 61 |
6 | «Ключи Маринуса» | 25:11 | 16 мая 1964 г. | 6.9 | 63 |
Первый эпизод был показан по телевидению BBC 11 апреля 1964 года, и его посмотрели 9,9 миллиона зрителей, сохранив аудиторию по сравнению с предыдущими неделями. Следующий выпуск упал до 9,4 миллиона зрителей, а третий вернулся к 9,9 миллионам. [ 22 ] Третий эпизод стал первым эпизодом «Доктора Кто» , который транслировался на BBC1, после его переименования с BBC TV в связи с запуском BBC2 . [ 1 ] Четвертый эпизод стал самым просматриваемым в сериале: 10,4 миллиона зрителей, за ним последовало значительное падение в пятом и шестом эпизодах: 7,9 миллиона и 6,9 миллиона зрителей соответственно; [ 22 ] начиная с пятого эпизода время трансляции шоу вернулось к исходному состоянию - 17:15. Падение количества зрителей шестой серии было связано с отсутствием «Жюри музыкального автомата» — программы, последовавшей за «Доктором Кто» , — которую заменил фильм «Где живет Коко» . [ 1 ] Индекс признательности составил в среднем 61 для шести серий и варьировался от 60 до 63. [ 22 ]
Критический ответ
[ редактировать ]Сериал получил неоднозначные отзывы. Боб Лисон из Daily Worker посчитал, что пятый эпизод сериала был худшей точкой сериала, отметив, что введение сцены суда представляет собой поспешный сценарий. [ 1 ] В «Руководстве по разрыву» (1995) Пол Корнелл , Мартин Дэй и Кейт Топпинг чувствовали, что эпизодическое повествование оставляет мало места для развития каждой истории, и что ограниченный бюджет шоу очевиден. [ 23 ] В «Телевизионном компаньоне » (1998) Дэвид Дж. Хоу и Стивен Джеймс Уокер высоко оценили работу Кьюсика с ограниченным бюджетом и остались довольны завершением сериала. [ 24 ] В «Критической истории Доктора Кто» (1999) Джон Кеннет Мьюир высоко оценил изображение в сериале сосуществующих, но не строго взаимосвязанных, культур и развития их мира. [ 25 ] В обзоре 2008 года Патрик Малкерн из Radio Times написал, что «стандарты заметно снизились» после четырех предыдущих сериалов с точки зрения «амбициозного, но небрежного» качества сценария, а также некачественных наборов и второстепенных персонажей. [ 26 ]
В 2009 году Грэм Киббл-Уайт в журнале «Доктор Кто» высмеял персонаж Сьюзен за то, что он «стал немного пронзительным», но в целом положительно отозвался о структуре эпизодов и времени отпуска Хартнелла. Несмотря на это, он написал, что последние два эпизода «никогда по-настоящему не соответствуют принципам судебной драмы». [ 27 ] Эллиот Торп из Den of Geek считает, что структура эпизодического сюжета «работает невероятно хорошо», сохраняя динамику и делая каждый эпизод «свежим». [ 28 ] В 2010 году DVD Talk Дж. Дойл Уоллис из объяснил слабость сериала отсутствием Доктора, отсутствием главного антагониста, который связал бы эпизоды воедино, «отсутствующим и разрозненным» миром Маринуса и «ветхим» исполнением концепция. [ 29 ] Арнольд Т. Блумберг из IGN охарактеризовал сериал как «шаблонную предпосылку… реализованную плохо и без какой-либо искры, за исключением митинга Хартнелла в поздний час». Он сослался на плохое качество производства и на «мешанину» прыжков в различные места Маринуса, которые были «скучными, если не сказать неумелыми». [ 2 ]
Коммерческие релизы
[ редактировать ]![]() | |
Автор | Филип Хинчклифф |
---|---|
Художник обложки | Дэвид Макаллистер |
Ряд | Доктор Кто : Книга Целевые новеллизации |
Номер выпуска | 38 |
Издатель | Целевые книги |
Дата публикации | 21 августа 1980 г. |
ISBN | 0-426-20125-6 |
Новеллизация этого сериала, написанная Филипом Хинчклиффом , была опубликована Target Books в августе 1980 года с иллюстрацией Дэвида Макаллистера. Версия книги в мягкой обложке также была включена в подарочный набор «Доктор Кто» в 1986 году. [ 30 ] Сериал вышел на VHS в марте 1999 года и на DVD в сентябре 2009 года; последний включал несколько специальных функций, в том числе аудиокомментарии и документальный фильм о съемках сериала. [ 31 ] При ремастеринге сериала для выпуска DVD было обнаружено, что второй и четвертый эпизоды были немного отредактированы; Для восстановления сокращений были использованы саундтреки вне эфира, записанные Дэвидом Холманом. [ 22 ] Звуковые эффекты из сериала под названием «Спящая машина» были включены в «Доктор Кто: Коллекция 50-летия» , первоначально выпущенный на компакт-диске в декабре 2013 года. [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Эйнсворт 2016 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Блумберг, Арнольд Т. (19 января 2010 г.). Рецензия на DVD "Доктор Кто - Ключи от Маринуса" . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 31 мая 2014 года . Проверено 1 марта 2018 г.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 123.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 94.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 96.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 97.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 99.
- ^ Эйнсворт 2016 , стр. 97–98.
- ^ Jump up to: а б Эйнсворт 2016 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б Кьюсик, Рэймонд ; Форд, Кэрол Энн ; Горри, Джон ; Рассел, Уильям (21 сентября 2009 г.). Аудиокомментарий к «Ключам Маринуса» (DVD). DVD «Ключи Маринуса» : BBC Worldwide .
- ^ Эйнсворт 2016 , стр. 104–105.
- ^ Jump up to: а б Эйнсворт 2016 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Эйнсворт 2016 , с. 98.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 109.
- ^ Эйнсворт 2016 , стр. 109–110.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 110.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Эйнсворт 2016 , с. 107.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 115.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 112.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с д Эйнсворт 2016 , с. 120.
- ^ Корнелл, Day & Topping 1995 , стр. 6–26.
- ^ Хоу и Уокер 1998 , стр. 43–44.
- ^ Море 1999 , с. 87.
- ^ Малкерн, Патрик (4 октября 2008 г.). «Ключи Маринуса» . Радио Таймс . Компания Непосредственные Медиа . Архивировано из оригинала 1 марта 2018 года . Проверено 1 марта 2018 г.
- ^ Киббл-Уайт 2009 .
- ^ Торп, Эллиот (31 августа 2009 г.). Рецензия на DVD «Доктор Кто: Ключи от Маринуса» . Логово Компьютерщика . Деннис Паблишинг . Архивировано из оригинала 1 марта 2018 года . Проверено 1 марта 2018 г.
- ^ Уоллис, Дж. Дойл (25 февраля 2010 г.). «Доктор Кто: Ключи Маринуса» . Разговор о DVD . Интернет-бренды . Архивировано из оригинала 1 марта 2018 года . Проверено 1 марта 2018 г.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Эйнсворт 2016 , с. 122.
Библиография
[ редактировать ]- Эйнсворт, Джон, изд. (2016). «Внутри космического корабля, Марко Поло, Ключи Маринуса и ацтеки». Доктор Кто: Полная история . Том. 2, нет. 32. Лондон: Panini Comics , Hachette Partworks . ISSN 2057-6048 .
- Корнелл, Пол ; Дэй, Мартин ; Топпинг, Кейт (1995). Руководство по разрыву . Лондон: Virgin Books . ISBN 0-426-20442-5 .
- Хоу, Дэвид Дж .; Уокер, Стивен Джеймс (1998). Доктор Кто: Телевизионный спутник: Том 1 (изд. 2021 г.). Лондон: Книги BBC . ISBN 978-1-845-83156-1 .
- Мьюир, Джон Кеннет (1999). Критическая история Доктора Кто на телевидении . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company . ISBN 978-0-786-40442-1 .
- Киббл-Уайт, Грэм (11 ноября 2009 г.). «Обзор DVD: Ключи Маринуса». Журнал Доктор Кто . № 414. Ройал Танбридж-Уэллс, Кент : Комиксы Panini .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ключи Маринуса на BBC Online
- Ключи Маринуса в Tardis Wiki , The Doctor Who Wiki