Ацтеки ( Доктор Кто )
006 – Ацтеки | |||
---|---|---|---|
Доктор Кто сериал | |||
![]() Барбара Райт ( Жаклин Хилл ), которую принимают за ацтекскую богиню Йетаксу, неохотно готовится к человеческому жертвоприношению . Критики высоко оценили историческую точность и игру Хилла. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] | |||
Бросать | |||
Гость
| |||
Производство | |||
Режиссер | Джон Крокетт | ||
Написал | Джон Лукаротти | ||
Редактор сценариев | Дэвид Уитакер | ||
Продюсер: | Верити Ламберт | ||
Музыка | Ричард Родни Беннетт | ||
Производственный код | Ф | ||
Ряд | 1 сезон | ||
Время работы | 4 серии по 25 минут каждая | ||
Первая трансляция | 23 мая 1964 г. | ||
Последняя трансляция | 13 июня 1964 г. | ||
Хронология | |||
| |||
«Ацтеки» — шестой сериал британского научно-фантастического телесериала « Доктор Кто» , который впервые транслировался на канале BBC1 в четырёх еженедельных частях с 23 мая по 13 июня 1964 года. Его сценарий написал Джон Лукаротти , а режиссёр — Джон Крокетт . В сериале Первый Доктор ( Уильям Хартнелл ), его внучка Сьюзен ( Кэрол Энн Форд ), а также учителя Ян Честертон ( Уильям Рассел ) и Барбара Райт ( Жаклин Хилл ) приезжают в Мексику во времена империи ацтеков . Барбару принимают за богиню Йетаксу, и она принимает эту личность в надежде убедить ацтеков отказаться от человеческих жертвоприношений , несмотря на предупреждения Доктора об изменении истории.
Лукаротти увлекся цивилизацией ацтеков, когда жил в Мексике, во многом благодаря ацтекской традиции человеческих жертвоприношений. Он писал эпизоды, пока его другой сериал, «Марко Поло» , находился в производстве. Дизайнер Барри Ньюбери основывал свои декорации на книгах и документальных фильмах об ацтеках, но столкнулся с трудностями из-за ограниченности доступной информации об этой цивилизации. Художник по костюмам Дафна Дэйр использовала художественную лицензию при создании костюмов для сериала из-за ограниченного количества одежды, которую носили ацтеки. Премьера сериала собрала 7,9 миллиона зрителей, сохраняя показатели аудитории на протяжении четырех недель. Реакция на сериал была положительной, и с тех пор его называют одной из величайших историй сериала. Позже он получил несколько печатных адаптаций и релизов для домашних СМИ.
Сюжет
[ редактировать ]Экипаж ТАРДИС прибывает в Мексику в 15 веке. Поскольку ТАРДИС заперта в гробнице, Барбару Райт ( Жаклин Хилл ) принимают за женскую реинкарнацию древнего первосвященника Йетаксы и принимают ее облик и личность. На своем новом властном посту Барбара видит свой шанс положить конец человеческим жертвоприношениям . Она видит хорошую сторону ацтекской культуры, проявленную в Аутлоке ( Кит Пайотт ), Первосвященнике Знания, и ужасную сторону, воплощенную в Первосвященнике Жертвоприношения Тлотоксле ( Джон Рингхэм ). Как учитель истории, она видит, насколько на самом деле развита их культура, и считает, что, если бы жертвоприношения были отменены, они были бы избавлены от разрушения от рук испанцев . Настоятельные предупреждения Первого Доктора ( Уильям Хартнелл ) о том, что Барбара не может изменить историю, остаются без внимания, к его большой ярости.
Кровожадный Тлотоксл начинает подозревать, что Барбара не Йетакса вернулась, тем более что она пытается запретить человеческие жертвоприношения. Он расставляет для нее и ее товарищей серию тщательно продуманных ловушек. Например, Ян Честертон ( Уильям Рассел ) был вынужден пойти в армию и сражается с сильнейшим воином Икстой ( Иэн Каллен ), чтобы доказать свою способность командовать войсками ацтеков. Таким образом, у Иксты возникает неприязнь к Яну, и Тлотоксил использует его, чтобы попытаться доказать, что Барбара не Йетакса. Доктор невольно рассказывает Иксте, как победить Яна в бою, используя наркотик, и эта битва почти заканчивается тем, что Доктор становится свидетелем смерти своего друга. Когда это не дает убедительных результатов, Тлотоксл убеждает подчиненного священника Тонилу ( Уолтер Рэндалл ) приготовить яд для Барбары; смерть Барбары после употребления яда докажет, что она не бессмертна и, следовательно, не бог. Однако Ян молча предупреждает ее из своего укрытия, и Барбара отказывается пить яд. Она говорит Тлотоксу, что она не Йетакса, но предупреждает его не говорить об этом людям.
Сьюзан Форман ( Кэрол Энн Форд ) и Доктор тем временем оба оказались вовлечены в сценарии заключения брака: Сьюзен нарушила ацтекский закон, отказавшись выйти замуж за Совершенную Жертву (Андре Буле), которую Тлотоксель назначил на жертвоприношение в день следующее затмение; в то время как Доктор, мало знающий ацтекских обычаев, случайно обручился с ацтекской женщиной по имени Камека (Марго Ван дер Бург) после того, как они выпили чашку какао . Камека помогает Доктору и Яну найти способ снова войти в гробницу через секретный вход. Йен преодолевает коварный туннель, в котором он почти утонул, чтобы снова войти в гробницу через секретную дверь, и вскоре говорит своим друзьям, что они могут бежать. Несмотря на свои усилия, Барбара понимает, что не может изменить всю культуру, хотя ей и удается изменить взгляды Аутлока. Аутлок помогает Барбаре воссоединиться с ее друзьями, прежде чем отправиться в пустыню, чтобы размышлять над тем, что осталось от его веры. В решающей битве за доступ к двери гробницы Йен убивает Иксту в смертельной схватке, чтобы защитить команду ТАРДИС. Доктор и его товарищи уходят, зная, что, несмотря на их вмешательство, история пойдет своим предначертанным курсом. Когда они уходят, Тлотоксл полностью контролирует ситуацию и приносит в жертву Совершенную жертву, чтобы положить конец естественному затмению. Доктор утешает Барбару, говоря ей, что она помогла Аутлоку найти лучшую систему убеждений.
Производство
[ редактировать ]Концепция и написание
[ редактировать ]Писатель Джон Лукаротти получил заказ на написание «Ацтеков» от редактора сценария Дэвида Уитакера 25 февраля 1964 года. [ 4 ] в то время как еще одна его история — четвертый сериал сериала «Марко Поло» — находилась в производстве. Живя в Мексике, Лукаротти был очарован цивилизацией ацтеков. [ 5 ] Он описал их как «высоко цивилизованную и культурную расу» и был особенно очарован их одержимостью человеческими жертвоприношениями. [ 4 ] Лукаротти писал сценарии на борту своего судна на Майорке . [ 4 ] доставка готовых сценариев 18 марта 1964 года. [ 6 ] Джону Крокетту поручили режиссировать сериал благодаря его знанию истории, ранее работавшему над четвертым эпизодом « Марко Поло» . [ 7 ] Дизайнер Барри Ньюбери счел этот сериал трудным для исследования из-за ограниченности информации об ацтеках в то время. Исследуя книги, предоставленные BBC, он спроектировал дверь гробницы в стиле ацтекского дизайна «комиксов». Он также смотрел документальный фильм об ацтекской археологии на ITV и был обеспокоен тем, что для производства потребуется более крупная студия. [ 8 ] Художник по костюмам Дафна Дэйр использовала художественную лицензию при создании своих костюмов в сериале, поскольку ацтеки-мужчины обычно носили только короткие набедренные повязки и плащи, а женщины часто были топлесс. [ 9 ]
Кастинг и персонажи
[ редактировать ]Кейт Пайотт был выбран на роль Аутлока, верховного жреца ацтеков, а Иэн Каллен и Марго Ван дер Бург сыграли Иксту и Камеку соответственно. [ 9 ] Каллен вспоминал, что Уильям Хартнелл «был не самым дружелюбным человеком, но он пытался запомнить все эти строки». [ 10 ] Джон Рингхэм, старый коллега Крокетта, был выбран на роль Тлотоксла; Что касается персонажа, Крокетт сказал Рингему «заставить всех детей в стране ненавидеть тебя». [ 9 ] Секретарь Крокетта Джун Макмаллен предложила Уолтеру Рэндаллу на роль Тонилы, встретив его на вечеринке. Продюсер Верити Ламберт потребовала, чтобы Рэндалл побрил лицо для этой роли. [ 9 ] Эксперт по боевым искусствам Дэвид Андерсон , ранее появлявшийся в «Марко Поло» , был выбран на роль капитана гвардии. Андерсон также организовал бой между Яном и Икстой во втором эпизоде и выступил дублером Уильяма Рассела в последнем эпизоде. [ 11 ] Лукаротти использовал имена персонажей, звучащие в ацтекском стиле; например, персонаж Икста произошел от ацтекского города Икстапалапа . [ 7 ]
Съемки
[ редактировать ]Кэрол Энн Форд взяла двухнедельный отпуск во время съемок; она появилась в предварительно снятых вставках ко второму и третьему эпизодам. [ 12 ] Они были сняты 13 апреля 1964 года во время производства предыдущего сериала . Немой модель и фоновые кадры были сняты на студии Ealing Studios 14 апреля. [ 13 ] Репетиции первого эпизода проходили с 27 по 30 апреля, а запись состоялась 1 мая в Lime Grove Studio D. [ 10 ] Вторая и третья серии были записаны 8 и 15 мая соответственно в телецентре BBC . [ 14 ] Обнаружив, что некоторые декорации были разрушены после записи первого эпизода, Крокетт быстро переставил детали из других декораций, а также некоторые растения, чтобы построить декорации. [ 15 ] Финальный эпизод был снят 22 мая в студии Lime Grove Studio D. [ 14 ]
Прием
[ редактировать ]Трансляция и рейтинги
[ редактировать ]Эпизод | Заголовок | Время выполнения | Исходная дата выхода в эфир | Британские зрители (миллионы) | Индекс признательности |
---|---|---|---|---|---|
1 | «Храм Зла» | 23:56 | 23 мая 1964 г. | 7.4 | 62 |
2 | «Воины смерти» | 24:11 | 30 мая 1964 г. | 7.4 | 62 |
3 | «Жертвенная невеста» | 25:27 | 6 июня 1964 г. | 7.9 | 57 |
4 | «День тьмы» | 25:30 | 13 июня 1964 г. | 7.4 | 58 |
Первый эпизод транслировался на BBC1 23 мая 1964 года, и его посмотрели 7,4 миллиона зрителей, сохранив данные о аудитории из последних двух эпизодов «Ключей Маринуса» . [ 16 ] Во втором и четвертом эпизодах эти цифры сохранились, а в третьем эпизоде количество зрителей выросло до 7,9 миллиона; [ 17 ] третий эпизод стал первым эпизодом шоу, вошедшим в топ-20 чартов BBC по измерению аудитории. [ 16 ] [ а ] сериала Индекс признательности немного снизился по всем четырем сериям: первые две серии получили 62, а третья и четвертая - 57 и 58 соответственно. [ 17 ]
Критический ответ
[ редактировать ]
Ацтеки получили положительные отзывы. После трансляции первого эпизода Television Today Билл Эдмундс из похвалил злодейский характер персонажей Тлотоксла и Иксты, но посчитал, что у Барбары должен быть «шанс выглядеть красиво, а не волноваться». Эдмундс также похвалил дизайнерскую работу Ньюбери, отметив исключительную точность декораций. [ 16 ] После второго эпизода Боб Лисон из Daily Worker почувствовал, что сериал обладает «очарованием», аплодировал «кропотливым попыткам добиться исторической точности» и отметил «гораздо более сложный сюжет», чем в предыдущих сериалах. [ 1 ] Третий эпизод стал предметом отчета BBC об исследовании аудитории в июле 1964 года, в котором группа из 225 зрителей сочла «падение интереса» к шоу; многие зрители предпочли «более ранние пространственно-временные встречи» шоу. [ 19 ]
Ретроспективные отзывы о сериале также были положительными. В 1986 году Тим Манро из Star Begotten назвал сериал «одной из ярких жемчужин эпохи Хартнелла» и всей классической серии на сегодняшний день. [ 20 ] хваля произведения и персонажей Лукаротти, особенно Доктора, считая этот рассказ одним из лучших. [ 21 ] В «Руководстве по разрыву» (1995) Пол Корнелл , Мартин Дэй и Кейт Топпинг описали сериал как «лирическую часть костюмированной драмы BBC и жемчужину, которую стоит беречь». [ 22 ] В «Телевизионном спутнике » (1998) Дэвид Дж. Хоу и Стивен Джеймс Уокер почувствовали, что, хотя в нем отсутствует эпический характер Марко Поло , «Ацтеки» представляют собой «увлекательное и убедительное изображение ацтекской цивилизации», восхваляя характеристику Лукаротти. [ 23 ] В «Критической истории Доктора Кто» (1999) Джон Кеннет Мьюир назвал «Ацтеков » «возможно, лучшим написанным из Доктора Кто сериалов первого года действия », а сценарий Лукаротти - «одним из лучших написанных и лучше всего исполненных рассказов» классический сериал; он похвалил характер, напряженность и философский характер сценария, а также центральную роль Барбары и игру Хилла, Рассела и Рингхэма. [ 3 ]
В 2008 году обозреватель Radio Times Марк Брэкстон назвал «Ацтеков» одним из лучших приключений «Доктора Кто» , подчеркнув дилемму Барбары об изменении истории, художественном направлении и «ощущении надвигающейся трагедии»; он отметил незначительные проблемы, такие как фоны и неубедительные боевые сцены. [ 24 ] В 2011 году Кристофер Бан из The AV Club описал « Ацтеков» как «классическую трагедию, наполненную достаточной надеждой ближе к концу, чтобы она не была невыносимо мрачной», и обсудил неспособность изменить историю и единственную романтическую запутку Доктора в классическом сериале. , который он назвал «милым и забавным». [ 25 ] В 2013 году Ян Берриман из SFX назвал сериал «звездным часом Жаклин Хилл», но посчитал, что «шоу украдено Джоном Рингхэмом в роли Тлотоксла». Хотя в основном это позитивно, Берриман считал, что часть образовательного содержания была навязанной, и «жаль, что большая часть диалога носит настолько унылый формальный характер». [ 2 ] Ян Джейн из DVDTalk похвалил изображение Барбары Хиллом, но поставил под сомнение мотивы персонажа. [ 18 ] Digital Spy Морган Джеффри из назвал его десятым лучшим рассказом о Докторе Кто , высоко оценив сценарий, игру и эмоциональное воздействие сериала. Джеффри охарактеризовал сериал как «просто 100 минут сенсационной драмы - это лучший час Уильяма Хартнелла в «Докторе Кто» и одно из лучших предложений сериала». [ 26 ]
Коммерческие релизы
[ редактировать ]В печати
[ редактировать ]![]() | |
Автор | Джон Лукаротти |
---|---|
Художник обложки | Ник Спендер |
Ряд | Доктор Кто : Книга Целевые новеллизации |
Номер выпуска | 88 |
Издатель | Целевые книги |
Дата публикации | 21 июня 1984 г. |
ISBN | 0-426-19588-4 |
Новеллизация этого сериала, написанная Джоном Лукаротти, была опубликована издательством Target Books 21 июня 1984 года с иллюстрацией Ника Спендера; для переиздания в мягкой обложке, выпущенного Virgin Books в сентябре 1992 года, обложку разработал Эндрю Скиллетер. Аудиокнига по роману, рассказанная Уильямом Расселом, была опубликована AudioGO в августе 2012 года. [ 27 ]
Домашние СМИ
[ редактировать ]Сериал был выпущен на VHS 2 ноября 1992 года с повторным использованием иллюстраций Скиллетера и на DVD в октябре 2002 года. [ 27 ] В марте 2013 года было выпущено специальное издание DVD. [ 27 ] включает дополнительные специальные функции, в том числе аудиокомментарии, интервью с оригинальным составом и сохранившийся третий эпизод « Галактики 4» («Воздушный шлюз») с сокращенной 40-минутной реконструкцией трех других недостающих эпизодов. [ 28 ] Сериал также был включен в « Возвращение к Докторам 1–4 » вместе с документальным фильмом о Первом Докторе. [ 18 ] Фигурка Тлотоксла была выпущена компанией Harlequin Miniatures в 1999 году. [ 27 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эйнсворт, 2016 , стр. 148–149.
- ^ Jump up to: а б с Берриман, Ян (8 марта 2013 г.). «Доктор Кто: Ацтеки – ОБЗОР специального выпуска» . SFX . ООО «Фьючер» . Архивировано из оригинала 11 марта 2013 года . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Море 1999 , с. 89–90.
- ^ Jump up to: а б с Эйнсворт 2016 , с. 135.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 134.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б Эйнсворт 2016 , с. 137.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б с д Эйнсворт 2016 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Эйнсворт 2016 , с. 142.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 140.
- ^ Хоу и Уокер 1998 , с. 46.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Эйнсворт 2016 , с. 146.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б с д Эйнсворт 2016 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Эйнсворт 2016 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б с Джейн, Ян (30 июля 2013 г.). «Доктор Кто: Возвращение к Докторам 1–4» . DVDTalk . Архивировано из оригинала 12 марта 2018 года . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 149.
- ^ Манро 1986 , с. 32.
- ^ Манро 1986 , с. 33.
- ^ Корнелл, Day & Topping 1995 , стр. 6–26.
- ^ Хоу и Уокер 1998 , стр. 46–47.
- ^ Брэкстон, Марк (5 октября 2008 г.). «Ацтеки» . Радио Таймс . Компания Непосредственные Медиа . Архивировано из оригинала 13 марта 2018 года . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ Бан, Кристофер (25 сентября 2011 г.). «Доктор Кто (Классика): «Ацтеки» » . АВ-клуб . Onion, Inc. Архивировано из оригинала 13 марта 2018 года . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ Джеффри, Морган (16 сентября 2013 г.). « Доктор Кто» — 10 лучших историй: 10 — «Ацтеки » . Цифровой шпион . Херст Коммуникейшнс . Архивировано из оригинала 20 января 2018 года . Проверено 12 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Эйнсворт 2016 , с. 151.
- ^ Эйнсворт 2016 , с. 152.
Библиография
[ редактировать ]- Эйнсворт, Джон, изд. (2016). «Внутри космического корабля, Марко Поло, Ключи Маринуса и ацтеки». Доктор Кто: Полная история . 2 (32). Лондон: Panini Comics , Hachette Partworks . ISSN 2057-6048 .
- Корнелл, Пол ; Дэй, Мартин ; Топпинг, Кейт (1995). Руководство по разрыву . Лондон: Virgin Books . ISBN 0-426-20442-5 .
- Хоу, Дэвид Дж .; Уокер, Стивен Джеймс (1998). Доктор Кто: Телевизионный спутник: Том 1 (изд. 2021 г.). Лондон: Книги BBC . ISBN 978-1-845-83156-1 .
- Мьюир, Джон Кеннет (1999). Критическая история Доктора Кто на телевидении . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company . ISBN 978-0-786-40442-1 .
- Манро, Тим (зима 1986 г.). « Ацтеки – забытая классика». Звездорожденный (1). Старакер: 32–38.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ацтеки на BBC Online
- Ацтеки в ТАРДИС Вики , Доктор Кто Вики
- Эпизоды британского телевидения 1964 года
- Ацтеки в художественной литературе
- Исторические сериалы «Доктор Кто»
- Сериал «Доктор Кто» по роману Джона Лукаротти
- сериал Первый Доктор
- Художественная литература, действие которой происходит в 15 веке.
- Телевизионные эпизоды, действие которых происходит в Мексике
- Телевизионные эпизоды о человеческих жертвоприношениях