Бронеавтомобиль М39
Бронеавтомобиль М39 | |
---|---|
![]() DAF M.39 "Pantrado 3", вид сзади | |
Тип | Бронеавтомобиль |
Место происхождения | Нидерланды |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1939–1944 |
Используется | ![]() ![]() |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Разработанный | 1938 |
Производитель | ДАФ |
Стоимость единицы | 44 133 гульдена за корпус |
Произведено | Ноябрь 1939 г. - май 1940 г. |
№ построено | 12 плюс прототип |
Варианты | ДАФ М40 |
Технические характеристики | |
Масса | 5,8 тонны |
Длина | 4,75 м (15 футов 7 дюймов) |
Ширина | 2,08 м (6 футов 10 дюймов) |
Высота | 2,16 м (7 футов 1 дюйм) |
Экипаж | 5 |
Броня | 5-10 мм |
Основной вооружение | 37-мм пушка Бофорс |
Вторичный вооружение | 2х 7,92-мм пулемета Paw M-20 №1 Льюиса 1x 7,92-мм пулемет Paw M-20 №2 модифицированный Льюис |
Двигатель | Форд Меркурий V8 95 л.с. |
Мощность/вес | 16.4 |
Приостановка | листовые и винтовые рессоры (задняя подвеска TRADO) |
Дорожный просвет | 40 см |
Запас топлива | 85 литров |
Оперативный диапазон | 200 -225 км |
Максимальная скорость | 75 км/ч (47 миль в час) вперед 50 км/ч (31 миль/ч) назад |
Pantserwagen производившийся M39 или DAF Pantrado 3 — голландский формулой 6×4, бронеавтомобиль с колесной в конце 1930-х годов для Королевской голландской армии .
С 1935 года автомобильная компания DAF разработала несколько боевых бронированных машин на основе своей инновационной системы подвески грузовика Trado . Среди них был Pantrado 2 броневик . С 1936 года голландские военные поощряли DAF разработать этот тип в Pantrado 3 , конструкцию, которая более точно соответствовала армейским спецификациям разведывательной машины, чтобы создать небольшие местные мощности по производству бронетехники. Был построен опытный образец, и в начале 1939 года было заказано двенадцать машин типа DAF M39, последняя из которых была поставлена в январе 1940 года. Машины предназначались для оснащения разведывательных взводов четырех кавалерийских гусарских полков.
Для своего времени DAF M39 представлял собой современную конструкцию с цельносварной монококовой конструкцией корпуса и широким использованием наклонной брони . Башня, оснащенная относительно мощной 37-мм пушкой, производилась в Швеции компанией Landsverk . Этот тип был легкобронированным, относительно быстрым, с хорошей проходимостью. Планировалось построить вторую серию улучшенного типа с колесной формулой 6х6, DAF M40, но подготовка производства была прервана нападением Германии во время Второй мировой войны .
Когда 10 мая 1940 года были вторгнуты Нидерланды , ни одно оперативное подразделение еще не было оснащено этим типом. Экипажи еще не закончили обучение, а сами машины не были достроены из-за задержек с установкой вооружения и необходимым ремонтом, поскольку сварные броневые листы оказались склонными к растрескиванию. Таким образом, только три DAF M39 фактически участвовали в боях в составе специальных подразделений, вступая в бой с немецкими воздушно-десантными войсками и приземлившимися транспортными самолетами. После поражения голландцев немецкие боевые части в течение нескольких лет использовали трофейные машины под обозначением Panzerspähwagen DAF 201(h) , некоторые из них были модернизированы DAF, пока постепенно не потеряли их все на Восточном фронте .
После войны планировалось возобновить производство, построив двести машин для голландских разведывательных подразделений и, возможно, еще несколько машин для Бельгии , но в конечном итоге было решено использовать для этой роли легкие танки.
Фон
[ редактировать ]В 1937 году быстро ухудшающаяся международная ситуация побудила голландское правительство ускорить программу модернизации голландских вооруженных сил 1936 года. Ввиду ограниченного бюджета на бронетехнику начальник штаба генерал-лейтенант Исаак Х. Рейндерс решил, что большую часть средств следует направить на приобретение танков. Таким образом, существующее количество шведских бронемашин Landsverk 181 (на вооружении Нидерландов называемых М36), которыми оснащена одна эскадрилья, следует расширить только еще на дюжину для второй эскадрильи, две дополнительные машины будут выполнять функции командирских машин для каждой эскадрильи, двенадцать машин для обеспечения взвода из трех человек для разведывательного подразделения, моторизованного кавалерийского гусарского полка, каждого из четырех пехотных корпусов и, наконец, десяти машин для использования в качестве материального резерва и для подготовка: всего 36 новых броневиков.
Четырнадцать машин Landsverk 180 (M38) были получены в период с 16 марта по 11 ноября 1938 года для оснащения второй эскадрильи и в качестве командирских машин; однако в 1937 году голландцы также пытались уменьшить свою зависимость от иностранных производителей - особенно Швеции, броневая промышленность которой, как известно, имела тесные неформальные связи с Германией - путем использования собственного производства небольших грузовиков - компании DAF .
В 1935 году армия впервые предложила DAF произвести по лицензии некоторые британские модели. [ 1 ] Хотя официально Нидерланды придерживались политики строжайшего нейтралитета, существовала надежда, что путем секретных переговоров можно будет договориться о том, что британцы отправят экспедиционный корпус в случае нападения Германии и что некоторая общность оборудования будет способствовать такому будущему сотрудничеству. Также армия считала британские броневики лучшими из имеющихся. Однако выяснилось, что компания DAF уже разработала собственную конструкцию, которая, по ее утверждению, является более совершенной, чем любой британский броневик.
Разработка
[ редактировать ]Пантрадо 1 и 2
[ редактировать ]С 1935 года соучредитель DAF Хуб ван Дорн и капитан-инженер Пит ван дер Траппен начали ряд бумажных проектов боевых бронированных машин на основе их системы подвески Trado . Trado, названный в их честь ( Trappen — Do orne), представлял собой рессорную тележку с двумя приводимыми в действие опорными катками, которые можно было легко прикрепить, привести в движение и вращать на задней оси любого коммерческого грузовика, тем самым добавляя « шагающая балка» к машине, что существенно улучшило ее проходимость. Система подвески Trado III, улучшенная версия, имела значительный коммерческий успех и применялась на многих существующих и новых типах гражданских и военных грузовиков. Проекты бронемашин имели общее обозначение Pantrado , сокращение голландских слов «броневик», Pantserwagen и Trado .
Подвеска Trado III могла быть оснащена гусеницей по линии гусеницы Кегресс , превращая автомобиль в полугусеничный . Первый проект, Pantrado 1 , предусматривал очень длинную модель с хорошей способностью преодолевать траншеи, реализованную за счет применения принципа сочлененной машины: она должна была состоять из двух полностью гусеничных корпусов грузовиков, соединенных спиной к спине и соединенных между собой большой горизонтальный шарнирно-сочлененный цилиндр. Полная колея должна была быть достигнута за счет расширения гусеницы над передними колесами с резиновыми шинами. Цилиндр можно было разделить, образовав два танка, каждый с двигателем спереди и боевым отделением, увенчанным орудийной башней, сзади. Этот тип остался только бумажным проектом.
Второй проект, Pantrado 2 , был инициирован DAF после того, как в 1935 году им стало ясно, что вторая партия броневиков вскоре будет закуплена голландской армией. В феврале 1936 года был представлен проект двухстороннего небольшого броневика/полугусеничного автомобиля с колесной формулой 6х4 и поперечно расположенным двигателем. [ 2 ] и экипаж из четырех человек в Commissie Pantserautomobilien , армейскую комиссию, которой было поручено отобрать возможных кандидатов. Комиссия изначально очень отрицательно отнеслась к этому типу. В мае 1936 года он пришел к выводу, что автомобиль был просто спроектирован на основе подвески Trado без учета эргономики или боевых возможностей. К отказу к комиссии присоединился инспектор кавалерии, который в июне указал министру обороны, что сам факт того, что Pantrado 2 еще не был разработан, исключает какие-либо закупки. Однако это дало повод командующему действующей армией добавить комментарий, подчеркнувший, что все же было бы очень желательно иметь самодельный бронеавтомобиль, особенно если бы он был оснащен двигателем Форда, поскольку завод Форда и обширный сервис Форда сеть уже присутствовала в стране. В июле с этой оценкой согласился и начальник Генерального штаба. В ответ на эти мнения высокопоставленных офицеров комиссия изменила свое мнение, теперь официально заключив, что в предложении DAF были выражены «приемлемые концепции», и предположив, что DAF может построить прототип. Задержка с докладом объяснялась большим интересом, который новый проект вызвал у членов комиссии!
Тем временем сам Ван дер Траппен защищал свое предложение, написав статью в авторитетном голландском военном журнале De Militaire Spectator , утверждая, что он гораздо более современен, особенно более компактен, чем шведские типы «Ландсверк». [ 3 ] В сентябре даже голландская сталелитейная промышленность начала лоббировать дизайн DAF. Несмотря на политическое давление, министр обороны в октябре 1936 года решил отказаться от Pantrado 2. Однако он пообещал, что DAF будет предоставлен полный список технических характеристик, в котором будут изложены качества, которые голландская армия желает иметь в любой будущей конструкции броневика. К ним относятся: ограничение веса в 6,5 тонн; шесть колес; максимальная скорость 70 км/ч; соотношение мощности и веса 15 л.с./тонну; вооружение, состоящее из пушки калибра 37/40 мм и трех пулеметов; полная защита от любых боеприпасов калибром менее 10 мм; двойной объем привода; полугусеничный вариант; привод 6х6; пуленепробиваемые шины; дальность действия триста километров; хорошая, но безопасная видимость; радиоприемник-излучатель; газозащитная броня; стабилизация орудия; емкость для дымовой завесы и прожектор.
Пантрадо 3
[ редактировать ]Получив спецификации в ноябре 1936 года, DAF немедленно приступила к третьему проекту — Pantrado 3 , несколько более крупному автомобилю, чем Pantrado 2 . Строительство демонстрационной машины началось весной 1937 года. В мае процесс строительства проинспектировал премьер-министр Нидерландов Хендрик Колейн , который в то время также был временным министром обороны. В июле DAF представила комиссии первые чертежи и масштабную модель. Они показали ряд отклонений от спецификаций: конструкция полностью отказалась от гусеничного варианта и представляла собой чистый броневик. Передние колеса не были ведущими, использовались обычные резиновые шины. В августе 1937 года комиссия сообщила, что будет заказан один прототип; Ван Дорн и Ван дер Траппен указали, что демонстрационная машина находится на продвинутой стадии производства и может быть быстро завершена в качестве официального прототипа.
Претензия на превосходство над британской конструкцией была основана на использовании сварной монококовой конструкции в сочетании с последовательным использованием принципа наклонной брони , что, как предполагалось, приведет к значительному повышению весовой эффективности. Поэтому он не будет использовать существующее шасси грузовика, как это было обычно для современных броневиков. Однако в тот же период компания DAF разработала такие более традиционные бронеавтомобили, в том числе два предложения по грузовику Ford, модифицированному в вооруженный командирский автомобиль и оснащенному подвеской Trado IV, системой Trado, оптимизированной для более легких автомобилей. Также был спроектирован чрезвычайно плоский одноместный бронеавтомобиль высотой восемьдесят сантиметров, вооруженный одним пулеметом в корпусе, по образцу некоторых британских танкеток 1920-х годов.
Ни Ван Дорн, ни Ван дер Траппен не имели никакого опыта строительства бронетехники. Помимо небольшой команды DAF, им помогал их личный друг, вахтмистер (голландское кавалерийское звание, эквивалентное сержанту) и механик Дж. Аддинк. Он очень скептически относился к конструкции монокока, предсказывая, что без армирования тонкие пластины треснут в местах сварных швов. Однако Ван Дорн решил не идти на компромисс с основным принципом дизайна.
В апреле 1938 года, всего через восемь месяцев после заказа, прототип был готов. Его подарили делегации Управления вооружений, которая была очень впечатлена. В мае прототип был представлен Комиссии Pantserautomobilien . Оно требовало скорейшего завершения программы испытаний, поскольку предполагалось заказать новые броневики до конца 1938 года, чтобы иметь возможность приступить к оснащению частей в 1940 году, как и планировалось. В конструкции предполагалось использовать шведскую башню Landsverk, поскольку не было ни одного голландского производителя, способного производить легкие орудия калибра 25–40 мм, и было бы более эффективно иметь единую программу обучения стрельбе из бронемашины. Поскольку новой башни на тот момент не было, DAF изготовила макет, почти точную копию брони и вооружения. Для целей испытаний этот макет башни снова был снят и заменен башней, снятой с машины M36. Испытания проводились с 4 июля по 23 сентября 1938 года 1-м эскадроном Pantserwagens , подразделением, базирующимся в Северный Брабант , сравнивая его со своим обычным Landsverk M36. Приходилось преодолевать различные типы местности и препятствия. Результаты для Pantrado 3 оказались очень благоприятными. В то время как M36 был неспособен преодолевать рвы, застревал на дорогах с сухим песком и с большим трудом преодолевал крутые склоны, Pantrado 3 легко преодолевал эти препятствия. Его система подвески обеспечивала гораздо более плавную езду по пересеченной местности. Главным недостатком было то, что газонепроницаемый монококовый корпус удерживал как тепло, так и шум. Это повлияло на комфорт экипажа, члены экипажа не могли слышать друг друга. Также однажды двигатель Ford V8 перегрелся, но выяснилось, что это было вызвано использованием устаревшей системы охлаждения, которую компания Ford уже заменила на своих производственных линиях; впоследствии была установлена более новая версия. Незначительным минусом было то, что выхлопная труба располагалась снизу и легко повреждалась на местности. Тем не менее комиссия, явно впечатленная общими характеристиками и современным внешним видом, уже 9 сентября сочла этот тип «очень приемлемым».
Однако по некоторым пунктам комиссия все же осталась недовольна. Во-первых, он настаивал на переднем приводе. Поскольку поставки были отложены из-за его разработки, было решено, что в первой партии эта функция будет отсутствовать, но, возможно, более поздние партии должны иметь улучшенную систему привода 6x6. Вторым усовершенствованием, которое считалось необходимым, стало использование пуленепробиваемых шин типа Cellastic . Поскольку это увеличит сопротивление примерно на 20%, предположительно следует установить более мощный двигатель Ford Lincoln-Zephir V8 мощностью 125 л.с. Незначительные изменения включали двойной двойной привод, улучшенный дифференциал, блок цилиндров с резиновой подвеской, улучшенную вентиляцию и регулируемые сиденья. DAF протестировала шины Cellastic в октябре; Было показано, что характеристики не пострадали, но сами шины были склонны к деформации после длительных периодов езды на высокой скорости. По этой причине было решено отложить выбор типа шин.
После того, как в сентябре он получил положительный отчет, министр обороны в ноябре приказал Департаменту вооружений заключить окончательный контракт с DAF, достигнув соглашения о желаемых изменениях. Переговоры вскоре столкнулись с некоторыми неожиданными проблемами. Никакого улучшенного типа дифференциала не было, а предполагаемого двигателя Ford Lincoln-Zephir V8 мощностью 125 л.с. даже не существовало, поскольку комиссия ошибочно идентифицировала двигатель Ford V12 мощностью 112 л.с. Также невозможно было сделать выбор в пользу конкретного производителя брони. В январе 1939 года министр призвал Управление вооружений поторопиться, определив при этом количество первой партии в двенадцать машин. Впоследствии было решено установить новый двигатель Ford V8 Mercury мощностью 95 л.с. и заказать бронелисты у бельгийского производителя стали Ougrée Marihaye .
Начало мая 1939 года. [ 4 ] контракт был подписан на двенадцать единиц «PT3» или «M.39», которые должны были быть поставлены до 15 декабря 1939 года. DAF будет не только производить корпуса, но и отвечать за окончательную сборку, используя башни, которые будут поставлены Landsverk и Вооружение будет поставлено Департаментом вооружения. К 1 августа, 16 сентября, 7 октября и 1 ноября 1939 г. должны были быть предоставлены по три башни соответственно. Предполагаемые даты поставки были следующими: первая машина - 15 сентября, следующие две - 10 октября, три - 1 ноября, еще три - 23 ноября и последние три - 15 декабря 1939 года. Общая стоимость составила 529 600 гульденов ; Прототип должен был быть доставлен не позднее 15 декабря и бесплатно.
было заказано двенадцать башен Позже, в мае, у AB Landsverk на общую сумму 218 400 шведских крон через официального посредника этой компании в Нидерландах, NV Rollo, базирующуюся в Гааге. Поскольку Управлению вооружения требовалось некоторое время, чтобы оснастить их вооружением, согласованные даты поставки Швеции предшествовали поставке DAF: 23 июня, 9 августа, 1 сентября и 23 сентября 1939 г. по три башни каждая. Фактическая поставка, судя по всему, несколько затянулась: соответствующий заказ 55340/41 помечен как выполненный в книге заказов Ландсверка 28 сентября 1939 года. Ландсверк предусмотрела, чтобы во всех рекламных проспектах этого типа должно было упоминаться, что башня была шведской. производство. Компания DAF обошла этот пункт, изобразив демонстрационный автомобиль с макетом башни. Эта машина была в июле показана широкой публике во время большой армейской выставки в Гааге .
Производство
[ редактировать ]Поскольку DAF никогда раньше не производила боевые бронированные машины , запланированный интервал всего в четыре месяца между заказом и первой поставкой был очень оптимистичным. Вскоре производство было отложено, в основном из-за того, что компоненты не были доставлены вовремя. Угре Малхай смог отправить комплекты брони только на пять-семь недель позже, чем ожидала DAF. Электрические компоненты были заказаны у немецкого производителя Bosch, но их поставки прекратились после начала войны 1 сентября. Франция прекратила экспорт товаров военного назначения в начале войны, в том числе призматических эпископов и козырьков, предназначенных для установки на M39. Голландская компания Philips запустила ускоренную программу по производству подходящей призмы, но для того, чтобы она вступила в силу, потребуется несколько месяцев. Самая большая задержка была вызвана изменением армейских спецификаций пулеметных установок; они были получены DAF в апреле, а новые чертежи были готовы только в августе. Детали из специальной стали снова пришлось производить на предприятии Ougrée Malhaye, но единственная стальная печь, способная их отливать, несколько месяцев находилась в ремонте. В ноябре весь производственный процесс был остановлен на несколько недель из-за Инцидент в Венло : [ 5 ] немецкий абвер похитил двух офицеров британской разведки с территории Нидерландов, и существовали опасения, что протесты голландцев по поводу этого инцидента будут использованы как предлог для вторжения в Нидерланды; все автомобили были временно эвакуированы в Роттердам , поскольку Эйндховен , где базировалась компания DAF, находился в опасной близости от немецкой границы.
К ноябрю все башни были доставлены компанией Landsverk. Однако они еще не были оснащены каким-либо вооружением, поскольку Управление артиллерийских вооружений решило самостоятельно производить необходимые 37-мм пушки в своем арсенале по лицензии, полученной от Bofors в июне 1937 года для оснащения более ранних M38, и производство встретило некоторые серьезные задержки. Когда 27 ноября 1939 года компания DAF официально поставила первую машину, в башне не было не только орудий, но и корпусных пулеметов, а также всех козырьков. Девять машин, также в незавершенном состоянии, были доставлены в декабре, а последние две - 3 и 5 января 1940 года соответственно. DAF снизила цену на 1500 гульденов за единицу, чтобы частично компенсировать недостатки. Машины были перевезены на объект Управления вооружений в Делфте для достройки. В конце января первая машина может быть оснащена первой произведенной для серии 37-мм пушкой и одновременно оснащена полным набором эпископов и перископов, предоставленных Nederlandsche Instrumenten Compagnie. (Недиско); он был немедленно испытан на артиллерийском полигоне в Олдебруке . В феврале на кавалерийском складе были припаркованы еще пять машин, официально «пригодных для использования в военных целях», но на самом деле все еще ожидающих оснащения оружием.
Задержки настолько разозлили министерство обороны, что в феврале оно запросило в Департаменте артиллерийских вооружений вопрос, когда этот тип танка сможет поступить на вооружение. Было обещано, что в марте и апреле будет готово по шесть автомобилей каждая, если на завод будут доставлены 110 пуленепробиваемых шин типа Veil-Picard , которые были заказаны в декабре у компании Michelin во Франции после того, как экспорт американских шин типа Seiberling был запрещен. срок сдачи 1 апреля. На самом деле шины так и не были доставлены; и за исключением одной машины, на которую экспериментально были установлены пуленепробиваемые шины, все M39 использовали обычные надувные грузовые шины. Но гораздо более серьезный недостаток будет препятствовать оперативному использованию.
Уже в мае 1938 года, после того как в обычной броне машин М36 были обнаружены трещины, министерство обороны запросило у DAF вопрос, может ли их тип, использующий неиспытанные методы сварки, также быть склонен к растрескиванию; Летом 1938 года командир 1-го эскадрона «Панцервагенс» свою озабоченность по этому поводу высказал и во время испытаний машины-демонстратора. Несмотря на предупреждения Аддинка, Ван Доорн сделал вид, что его это не беспокоит. Тем не менее, контракт от мая 1939 года содержал гарантийный пункт, предписывающий DAF сваривать все соединения без напряжения и возлагающий на DAF ответственность за все дефекты такого рода. В конце марта 1940 года при чистке было обнаружено, что на трех из шести машин треснули сварные швы пулеметных установок. Один автомобиль был отправлен в компанию DAF, которая заварила трещину и укрепила лобовую часть, прикрепив к ней стальную пластину. Однако вскоре выяснилось, что рядом с арматурной пластиной появилась новая трещина. В апреле количество автомобилей с трещинами возросло до пяти, причем на некоторых из них начали трескаться сварные швы между лобовым стеклом и днищем. По данным DAF, дефекты были вызваны установкой креплений после того, как автомобили были в значительной степени закончены. Комиссия Pantserautomobilielen пришла к выводу, что, поскольку война неминуема, DAF следует разрешить быстро устранить трещины путем повторной сварки и установки усиливающих пластин, но в конечном итоге броневые листы придется полностью заменить.
ДАФ М40
[ редактировать ]Помимо двенадцати М39, необходимых в четырех кавалерийских взводах, для учебных целей требовался взвод из трех человек. Также считалось необходимым наличие материального резерва в десять машин. Отложив решение о возможном формировании полной новой эскадрильи броневиков, в январе 1940 года министерство обороны приказало Управлению вооружений начать переговоры с DAF о производстве еще трех машин или, если удастся договориться о более низкой цене за единицу, сразу тринадцати машин. Ввиду задержек с производством предыдущей партии уже пришлось заказывать броню и другие комплектующие. С февраля 1940 года заказывались комплекты брони с перископами Ougrée-Marhaye и Zeiss у Nedisco. В Ландсверк обратились с просьбой о поставке тринадцати башен. Шведская компания указала, что по цене 9800 гульденов за единицу она может поставить четыре башни в конце октября 1940 года, а затем по три башни в месяц до января 1941 года. Опасаясь будущих ограничений шведского экспорта, Департамент вооружений запросил лицензию на производство башен. Landsverk отказался предоставить его своему конкуренту DAF, но согласился на лицензионное производство Rotterdamsche Droogdok Maatschappij , которая соответственно осматривала M39 в марте 1940 года. Однако DAF также изготовила конструкцию башни, макет которой был установлен на машине-демонстраторе.
По оценкам Департамента вооружений, оно сможет произвести тринадцать 37-мм пушек за 92 000 гульденов и пулеметы за 37 500 гульденов. Когда DAF запросили ценовое предложение, он сообщил, что производство первых трех корпусов автомобилей будет стоить 47 750 гульденов за единицу и 42 640 гульденов для следующих десяти автомобилей; но если сразу заказать тринадцать, цена за единицу упадет до 41 275 гульденов. На основании этого Департамент вооружений пришел к выводу, что к 1 марта 1941 года может быть готово тринадцать машин по цене 69 500 гульденов за единицу. Commissie Pantserautomobilielen предпочла производство башен компанией RDM, которая указала, что сможет поставить четыре башни к 21 января 1941 года, четыре к 21 февраля и последние пять к 21 марта.
В документации того периода стало обычным называть новую партию отдельным типом: DAF Pantserwagen Model 40, вероятно, потому, что она рассматривалась как улучшенная версия, использующая запланированный привод 6x6.
Из-за немецкого вторжения производство DAF M40 так и не было осуществлено; Предложение DAF о производстве легких танков уже было отклонено министром обороны в марте 1940 года, несмотря на то, что его поддержал начальник штаба армии. Таким образом, общее производство серии DAF M39/M40 будет ограничено двенадцатью автомобилями основной производственной серии и прототипом; тем не менее, эти тринадцать машин составляют основную часть довоенного производства голландских ББМ.
Описание
[ редактировать ]Создавая DAF M39, Ван Доорн сознательно стремился к современности. Традиционная конструкция, основанная на шасси уже существовавших грузовиков, была неприемлема уже по этой причине. Однако совершенно новый дизайн также имел то преимущество, что позволял применить наиболее экономичную по весу конфигурацию. Частично это достигалось за счет сварной монококовой конструкции, не нуждавшейся в тяжелых балках шасси, а также за счет использования наклонной брони, которая могла приближаться к идеальному охвату заданного внутреннего пространства. Это было наиболее очевидно в конструкции Pantrado 2 , в которой использовалось множество граней для достижения желаемой кривизны. Это сработало бы еще лучше, если бы использовалась литая броня, но отливка была бы слишком дорогой. Фактически, это справедливо даже для сложной формы Pantrado 2; Таким образом, Pantrado 3 продемонстрировал упрощенную форму корпуса, уменьшив количество сварных швов; проведено сравнение с конструкцией Т-34 . В поперечном сечении корпус представлял собой по существу шестиугольник , и поэтому пересечение, образованное усеченным гласисом или наклонной лобовой пластиной, также было шестиугольным. Это несколько затмевалось тем, что этот гласис постепенно слился с передними крыльями. Передняя часть гласиса соединялась с нижней пластиной узким сильно изогнутым участком. Задняя пластина тоже была шестиугольной, но более наклоненной; нижняя сторона его соединялась с нижней задней гласисной пластиной, образуя клин. Верхняя и нижняя боковые пластины также образовывали клинья.
Внутри было единое большое внутреннее пространство без переборок, отделяющих места механиков с обоих концов от боевого помещения посередине. Благодаря тому, что не было загромождено балками, можно было выбрать наиболее эффективное положение для механических частей, что еще больше уменьшило вес и высоту. Спереди водитель сидел слева, пулеметчик – справа. Поскольку имелся двойной привод, второй водитель сзади мог немедленно повернуть автомобиль в аварийную ситуацию, не поворачивая; он также мог управлять задним пулеметом. Слева от него находился двигатель, окруженный армированными асбестом переборками, образующими небольшой моторный отсек; их можно было быстро снять, чтобы можно было выполнить ремонт, не выходя из автомобиля. Доступ к двигателю можно было получить снаружи через небольшой подпрямоугольный люк в крыше или большой двойной люк сзади, который также обеспечивал вентиляцию, причем щели были защищены заметными приподнятыми продольными крышками. Поскольку машина была в основном симметричной, не всегда было легко отличить переднюю часть от задней, особенно если башня была перевернута. Башня «Ландсверка» имела внешний вид несколько менее современную и имела форму усеченного конуса; башня, изначально спроектированная для Pantrado 2 был ниже и изящнее. В нем находились командир и наводчик, доведя общее количество членов экипажа до пяти.
DAF M39 представлял собой довольно компактный автомобиль длиной 4,75 метра, шириной 2,22 метра и высотой 2,16 метра. Ширина бронекорпуса без надстроек составляла 2,08 метра, а высота без башни — 1,60 метра. Ширина колеи составляла 1,73 метра для передних колес и 1,81 метра для задних колес. Общий дорожный просвет составлял сорок сантиметров. [ 6 ] но всего 31 см на задней оси. Он мог преодолеть глубину шестидесяти сантиметров воды. В машине было две двери, по одной с каждой стороны. Кроме того, каждый механик-водитель имел круглый люк в крыше корпуса, а башня имела круглый люк в крыше и два больших боковых люка. Для заднего водителя также был доступен боковой люк. Вентиляция основного отделения обеспечивалась броневой вентиляционной решеткой с правого борта, которая, однако, всасывала воздух только при открытии люка в переборке двигателя. Все двери и люки были газонепроницаемы за счет использования резиновых фальцов.
Броня была легкой, ее хватало только для поражения огня ручного пулемета. Передняя боковая и задняя пластины имели толщину 10 мм (0,39 дюйма). Однако из-за различий в углах эффективная защита различалась: задняя часть, наклоненная под углом около 30°, была наилучшей защищенной зоной с толщиной прямой видимости около 20 мм, к которой следует добавить определенный эффект отклонения. Передняя часть лобового стекла, расположенная под углом 45°, имела эффективную толщину около 14 мм; наклонный эффект боковых пластин был незначительным. Верх имел толщину шесть, низ — пять миллиметров. Некоторые традиционные конструкции, включая M36 и M38, даже не имели нижней брони. Крылья тоже были изготовлены из броневой стали толщиной четыре миллиметра. Шведская башня имела более низкую броневую основу: ее стенки имели толщину 7,5 мм, крыша — пять. Небольшие размеры и легкая броня позволили создать относительно легкую машину с полной массой чуть более шести тонн . [ 7 ] Давление было равномерно распределено между колесами: на заднюю ось приходится четыре тонны, а на переднюю ось — две тонны. Дополнительную защиту обеспечивали два переносных огнетушителя : один порошковый, другой четыреххлористый углерод .
Основное вооружение находилось в башне, состоящей из полуавтоматической пушки Bofors 37 мм Long 34, которую голландцы называли « 4 лапой» . Хотя DAF M39 в первую очередь задумывался как разведывательная машина, голландская армия с горечью осознавала, что ей не хватает более тяжелой брони для ее поддержки, поэтому было выбрано вооружение с достаточной противотанковой способностью на тот период. Bofors 37 мм L/34 мог победить почти всю немецкую бронетехнику, использовавшуюся 10 мая 1940 года, а M36, 38 и 39 имели самый большой калибр из всех броневиков, действовавших на тот момент на Западном фронте. Для орудия были доступны APHE и осколочно-фугасный снаряд. В нормативах 1937 года уточнялось, что боезапас должен составлять не менее сотни. Орудие имело угол возвышения 23° и склонения 9°30°°. Опционально располагался спаренный 7,92-мм пулемет Льюиса слева от пушки , который можно было отсоединить и затем перемещать в пределах конуса 30 °. Он был специально модифицирован, увеличив первоначальный калибр на 6,5 мм, и получил название M. 20 no. 2 . Подъем главного орудия и поворот башни осуществлялись вручную. Командир, сидевший справа, должен был заряжать основное орудие; наводчик слева от него зарядил пулемет. У командира был перископ с увеличением 2,5 и полем зрения 28°. Наводчик имел эпископ (неповоротный), выполнявший также функцию прицела, с увеличением 1,75 и полем зрения 40°.
Остальная часть вооружения состояла из двух корпусных пулеметов, один в лобовом листе, другой в заднем. Они размещались в шаровых опорах, прикрепленных к приваренным к пластинам выступающим секциям. Они тоже могли перемещаться в пределах конуса 30°. Это были немного другие модифицированные модели Льюиса калибра 7,92 мм, получившие название M. 20 no. 1 . Задний пулемет можно было снять и разместить в специальной установке на крыше башни и использовать в качестве зенитного орудия. Все три пулеметные установки были удлинены специальной длинной броневой гильзой для защиты охлаждающегося алюминиевого кожуха ствола, типичного для пушки Льюиса. В спецификациях предусматривался запас в 4000 патронов для пулемета; пистолеты и двадцать ручных гранат также должны присутствовать .
Для внешней связи предполагалось оборудовать все машины радиостанцией. Для этого пришлось бы переделать башни, приделав к ним турель сзади для установки агрегатов. В мае 1940 года ни одна машина еще не подвергалась такой модификации. [ 8 ] Командир также мог подавать световые сигналы идущим за ним машинам с помощью небольшой сигнальной лампы, размещенной на небольшом постаменте в задней части башни. Для внутренней связи он мог использовать оптико-электрическую установку, позволяющую отдавать приказы водителям путем нажатия одной из четырех кнопок: «Двигаться вперед», «Стойкость вперед», «Двигаться назад» и «Остановка назад», вызывая соответствующие команды загораются на соответствующих консолях водителя. Водитель мог более приземленно общаться с внешним миром, используя автомобильный звуковой сигнал .
Двигатель Ford Mercury V8 жидкостного охлаждения объемом 3,9 л и мощностью 95 л.с. обеспечивал максимальную скорость около 75 км/ч. Было три передачи вперед и одна назад. Вспомогательная коробка передач, расположенная за двигателем, выполняла функцию реверсивного устройства и обеспечивала двойной привод: задний водитель мог использовать те же передачи, что и основной. Однако максимальная скорость в обратном направлении по соображениям безопасности и потому, что система заднего привода была намеренно сделана менее прочной для экономии веса, была указана производителем как 50 км/ч. В обоих случаях управление осуществлялось через передние колеса с минимальным радиусом поворота 11,15 м (36,6 футов). Оба водителя имели полный набор штатных рулевых органов управления, даже с отдельными одометрами . Перед каждым водителем был прямоугольный люк, который мог открываться вверх, обеспечивая беспрепятственный обзор дороги; благодаря короткому носу в поле его зрения не было мертвых углов. В закрытом виде снаружи все еще можно было увидеть через смотровую щель, защищенную бронированное стекло и полностью закрывается через небольшую раздвижную бронеплиту. Тогда окружающую среду можно было бы лучше наблюдать с помощью пяти призматических блоков, расположенных под приподнятым круглым верхним люком. При повреждении блоки можно быстро заменить. В передней части основного отделения также имелись небольшие боковые люки, также снабженные смотровыми щелями; у заднего водителя был такой маленький люк внутри большего люка справа от него. В темноте обзорность можно улучшить с помощью двух больших фар спереди и сзади автомобиля.
В переднем колесе использовались винтовые пружины и гидравлические амортизаторы; листовые рессоры заднего моста. С обеих сторон он был подключен к системе Trado, с помощью которой могли приводиться все четыре задних колеса. Гидравлические тормоза присутствовали на всех шести колесах. Он был предназначен для установки пуленепробиваемых шин, но, поскольку их не было в наличии, Dunlop Trackgrip использовались обычные внедорожные шины . Пуленепробиваемые шины немного снизили бы максимальную скорость. Ступицы защищали специальные бронированные колпаки. Поскольку наклонная броня приводила к значительному выступанию носовой части машины, на этом этапе она была оборудована двумя довольно большими вспомогательными колесами без привода, чтобы предотвратить опрокидывание. В случае падения или застревания в мягкой почве освобождение автомобилей можно было бы облегчить с помощью двух съемных досок, прикрепленных с каждой стороны над задними колесами, что также уменьшало облака пыли во время движения и закрывало то, что в противном случае было бы очень заметным контрастом света и темноты. между наклоненной верхней частью корпуса и большой затененной частью под задним крылом. Под плитой пола основного отсека находились два топливных бака, основной и резервный, вмещавшие в общей сложности 85 литров бензина; это позволяло обеспечить дальность полета около 200–225 километров. Цифры, данные некоторыми источниками, сто литров и пробег триста километров, [ 5 ] неверны. [ нужна ссылка ]
Компания DAF нанесла из свинцового сурика на автомобили грунтовку , а затем покрыла их полуглянцевым покрытием стандартного цвета голландской армии: «армейского зеленого», который в то время задумывался как довольно темный и тусклый бронзовый цвет. Оранжевый треугольник голландского национального знака отличия отсутствовал на M 39. [ 9 ] Вместо этого во время боевых действий в качестве временного решения иногда использовался голландский флаг , иногда сам по себе, по крайней мере в одном случае, нарисованный в виде большого красно-бело-синего триколора на задней части машины. Черные регистрационные номера военной техники от III-2201 до III-2212 были нанесены на прямоугольный оранжевый фон. Никаких больших белых идентификационных номеров не использовалось, как и на других типах голландских бронемашин. Как это было обычно для техники голландской армии на протяжении большей части двадцатого века, камуфляж не применялся. Внутренняя часть была окрашена в цвет алюминия, за исключением внутренней части дверей и люков.
Операционная история
[ редактировать ]Голландский сервис
[ редактировать ]Обучение
[ редактировать ]В начале 1939 года планировалось, что каждый из четырех гусарских полков, куда должны были направляться DAF M39, будет обеспечивать подготовку своих соответствующих взводов бронемашин. 1 января 1940 года 4-й хузаренский полк, базирующийся в Девентере, будет выделен необходимый профессиональный персонал, за ним последуют 1-й хузаренский полк в Амерсфорте 1 апреля, 2-й хузаренский полк в Бреде 1 июля 1940 года и 3-й хузаренский полк в Гааге 1 октября. После того, как специалисты ознакомятся с боевой техникой, на основе их опыта будет разработан курс обучения для призывников продолжительностью пятнадцать месяцев. Первый взвод DAF M39 должен был действовать в конце 1941 или начале 1942 года.
Летом 1939 года инспектор кавалерийских и велосипедных войск отверг этот план, поскольку гусарским полкам не хватало технической поддержки для успешного внедрения нового, усовершенствованного типа. Он предложил сформировать специальную 3e Eskadron Pantserwagens («3-я эскадрилья бронеавтомобилей»), базирующуюся в Апелдорне . Он мог бы проводить централизованный курс обучения, а также, что немаловажно, учитывая растущую международную напряженность, использоваться в качестве аварийной третьей эскадрильи во время войны. Пока это довольно дорогостоящее предложение обдумывалось его начальством и министерством обороны, Вторая мировая война 1 сентября разразилась ; голландская армия была мобилизована несколько раньше. Переход к организации военного времени приведет к отказу от плана; но это привело к неправильному пониманию того, что DAF M39 в 1940 году были объединены в эту гипотетическую 3-ю эскадрилью бронеавтомобилей.
В сентябре обучение в кавалерийском роде было поручено недавно сформированному кавалерийскому депо, которое после короткого этапа мобилизации в Амерсфорте было переведено в Гаагу, как это было заранее предусмотрено в плане концентрации Case Blue . Призывников теперь следует быстро обучать формированию активных подразделений. В ноябре прибыл первый профессиональный персонал, офицеры и унтер-офицеры, предназначенные для четырех взводов DAF M39. DAF попросили провести двухмесячный курс обучения примерно для тридцати человек на самом заводе, но компания категорически возражала. В Департаменте вооружений согласились: обучение должно проходить на его объекте в Делфте, там же, где машины должны были комплектоваться вооружением. С этой целью было подготовлено специальное руководство по DAF M39, создав первый проект Ontwerp Beschrijving van de Pantserwagen M. 39 , окончательная версия которого, однако, не была готова к публикации. В январе 1940 года прибыло 140 призывников для обучения обращению с М36 и М38. Поскольку подразделения, в которых использовались эти типы, уже были укомплектованы, эти люди были направлены на значительно сокращенную подготовку M39, чтобы в конечном итоге сформировать четыре взвода, которые, как надеялись, будут готовы к 1 июля 1940 года.
Сами броневики начали поступать только в конце февраля. [ 5 ] Эта задержка была использована для проведения первой общей подготовки водителей для членов экипажа, подавляющее большинство из которых не имело водительских прав , поскольку довоенное количество владельцев автомобилей в Нидерландах было относительно низким. Поначалу даже для этого не было техники, а попытка вместо этого провести базовую подготовку пехоты провалилась из-за отсутствия винтовок. Через несколько недель можно было использовать старые голландские Eysink мотоциклы — в каждом взводе также будет свой мотоциклетный отряд — а затем и несколько современных немецких мотоциклов BMW . Также использовались старые броневики Bison и Buffel , которые в 1932 году были построены Артиллерийским управлением на шасси грузовиков Morris для оказания помощи силам безопасности в подавлении беспорядков во время Великой депрессии . Первые пять полученных DAF M39 были неполными и не имели вооружения; их использовали только для теоретического обучения, а затем забрали для оснащения пушкой. В марте они снова стали доступны, на одной машине тем временем DAF заделала трещины в броне. Однако у них по-прежнему не было пулеметов, прицелов, места для хранения боеприпасов и многих других более мелких приспособлений, и поэтому их можно было использовать только для обучения водителей; артиллерийская подготовка была отложена. Большая часть обучения проходила в Гааге или вблизи нее. В апреле командир кавалерийского депо пришел к выводу, что в этих условиях в лучшем случае один взвод может быть готов к 1 июля, а все четыре — не ранее 1 сентября.
В апреле были доставлены оставшиеся броневики, опять же некомплектные. Из первых автомобилей четыре в том же месяце пришлось отправить обратно в DAF для ремонта трещин.
Между тем, для четырех гусарских полков пришлось найти временное решение - обеспечить их броневиками. Для 2-го и 3-го гусарских полков расстановка оказалась весьма минимальной: каждому было выделено по одному отделению, но в первом содержались только «Буффели» и « Бизон» , устаревшие машины, которые фактически использовались для обучения экипажей М39, и что Другой полк состоял из двух танкеток Carden Loyd Mark VI, которые на самом деле были вообще выведены из состава действующей армии и охраняли аэродром Валхавен . Таким образом, на бумаге присутствовала только номинальная сила. Однако 2-я эскадрилья бронемашин была разделена на два взвода для каждого из двух оставшихся полков, 1-го и 4-го гусарского.
Битва за Нидерланды
[ редактировать ]Когда 10 мая 1940 года началась битва за Нидерланды , из двенадцати произведенных автомобилей четыре находились в Эйндховене на заводе DAF, восемь - в Делфте; из последних у двух все еще не хватало основного вооружения, и ни один не был полностью укомплектован, хотя некоторые были оснащены пулеметами. Ни один экипаж не был полностью подготовлен. База в Делфте, расположенная между резиденцией голландского правительства Гаагой и портом Роттердам, считалась безопасным тылом в самом сердце голландского национального редута — крепости Голландия. Однако ранним утром 10 мая эти два крупных города подверглись нападению немецких парашютистов и воздушно-десантных войск, пытавшихся захватить голландское правительство. Нападение не стало полной неожиданностью; Поскольку существовали опасения, что немецкое вторжение было неизбежным, Верховное командование 8 мая приказало принять ряд мер безопасности, в том числе сформировать небольшой кавалерийский отряд безопасности из подразделений складов Делфта, Depotdetachement Bewakingstroepen Cavalerie , для охраны Гааги, которому был добавлен взвод DAF M39. В ночь с 9 на 10 мая эти три М39 стояли на базе в Гааге. Поскольку еще одна база в городе уже подверглась бомбардировке, 10 мая машинам было первоначально приказано искать укрытие от воздушного наблюдения в Хаагсе Бос , парк.
Попытка немцев захватить Гаагу провалилась отчасти потому, что броневики «Ландсверк» уничтожили множество транспортных самолетов Ju 52 и тем самым заблокировали взлетно-посадочную полосу главного аэродрома города — Ипенбурга . В результате очередные волны самолетов приземлились на луга и дороги, рассредоточив воздушно-десантные войска на множество мелких групп, которые, не имея возможности подкрепления, в последующие дни пытались прорваться в сторону Роттердама, южная часть города которого прочно находилась в немецкой собственности. руки. В запутанной ситуации взводу во второй половине дня 10 мая было приказано перегнать грузовик с боеприпасами в Делфт. [ 5 ] На голландском блокпосту погиб командир одной машины, обе стороны приняли друг друга за немцев. Наконец, прибыв в Делфт, двум броневикам ближе к вечеру было приказано поддержать наступление некоторых складских рот на юг, в направлении Роттердама, которое вскоре было заблокировано огнем противника. Не имея пуленепробиваемых шин, машины сдерживали движение, лишь поддерживая войска, обстреливая позиции противника на расстоянии. Хотя это было запрещено, одна из машин произвела выстрелы в положении башни на девять или три часа; Боковые силы отдачи так сильно деформировали подвеску передних колес, что машиной больше нельзя было управлять. Ремонт оказался невозможным, и 11 мая машина была несколько преждевременно уничтожена собственным экипажем, чтобы не допустить ее попадания в руки противника. Вечером того же дня вторая машина также обнаружила дефект, вероятно, неисправность основного вооружения, из-за чего на следующий день ее отвезли на базу. В тот же вечер 10 мая третья машина, III-2203, экспериментально оснащенная пуленепробиваемыми шинами «Мишлен», расположилась на южной окраине Делфта, не вступая в контакт с противником, но тщетно пытаясь сбить низколетящий самолет. Немецкий самолет с основным орудием.
11 мая III-2203 получил приказ поддержать наступление по шоссе Делфт-Роттердам. Поначалу это не встретило большого сопротивления противника, основная проблема заключалась в том, что машина была обстреляна истребителем, в котором командир машины опознал голландский Fokker G.1 . Затем были встречены несколько Юнкерсов Ju 52, которые приземлились на дороге и теперь использовались немецкими воздушно-десантными войсками в качестве прикрытия на открытом польдерном ландшафте. У одного неповрежденного самолета у DAF M39 оторвался двигатель; другой, застрявший в канаве, был подожжен 37-мм фугасным снарядом, выпущенным с большого расстояния. В результате пожара образовалось огромное черное облако дыма, вынудившее броневик прекратить атаку. Броня машины во время боя легко отражала пулеметные выстрелы противника. К полудню большая часть голландской пехоты была отозвана, чтобы отдохнуть и поесть; во второй половине дня броневик снова совершил разведочную атаку по скоплению Ju 52. Командир решил сдержать огонь и подошел на сорок метров к позиции противника, чтобы спровоцировать реакцию. Внезапно машину обрушил со всех сторон град пуль, некоторые из них пробили более тонкую броню башни. Теперь, отвечая основным орудием и корпусным пулеметом, М39 заставила немцев укрыться, но наводчик вдруг доложил: «Я ранен» и, истекая кровью, осел на пол боевого отделения. Автомобиль вернулся на голландские позиции, чтобы оказать медицинскую помощь наводчику, который был госпитализирован. В гражданском гараже в Делфте была устранена неисправность тормозов. Большая часть боеприпасов была израсходована.
12 мая командир III-2203 обнаружил, что все подготовленные экипажи переброшены в Гаагу. Большая часть этого дня и утро 13 мая были потрачены на поиск грузовика и доставку нового наводчика и новых боеприпасов из Гааги. Днем машина охраняла штаб 1-й пехотной дивизии в Рейсвейке . 14 мая машина поддержала попытку ликвидировать крупнейший оставшийся очаг немецких воздушно-десантных войск, собравшихся вокруг генерал-майора Ганса Графа фон Шпонека в Оверши , вместе с бронеавтомобилем Landsverk M38 из 2e Eskadron Pantserwagens . Во время наступления у III-2203 вышло из строя сцепление, и машина вернулась в Делфт на ремонт. Вступив в бой во второй половине дня, III-2003 сначала взял на борт мирного жителя, бежавшего из деревни, чтобы указать точные немецкие позиции. Вскоре после этого атакующие голландские войска стали свидетелями разрушительной бомбардировки Роттердама, расположенного к югу от Оверши. Тем не менее, продолжая продвигаться вперед, два броневика внезапно были сбиты открыл огонь из противотанковых ружей и вернулся к голландским позициям. Выяснилось, что М39 был дважды пробит в бортовую броню корпуса, причем снаряды не причинили никакого ущерба и даже не были замечены; третий снаряд был остановлен тонкой полосой стальной арматуры вокруг основания башни, которая вдвое превышала обычную толщину брони. Капитулировав в результате ковровой бомбардировки Роттердама , III-2203 был отведен в Гаагу.
В Гааге также присутствовали пять DAF M39, два из них без основного вооружения, которые не использовались в Depotdetachement Bewakingstroepen Cavalerie . Утром 10 мая эти машины были подготовлены и затем перевезены в штаб командующей крепости Голландия. В последующие дни они оставались в городе, иногда патрулируя улицы или реагируя на многочисленные ложные сигналы тревоги о предполагаемой деятельности «пятой колонны» . В ходе одного инцидента, произошедшего 11 мая, М39 поджег несколько железнодорожных вагонов, в которых, вероятно, безосновательно подозревали, скрывались немецкие десантники.
Опасаясь дальнейшего разрушения голландских городов, верховный главнокомандующий Нидерландов Анри Винкельман в 16:50 приказал своим войскам уничтожить свою технику, а затем сдаться немцам. Вечером 14 мая была предпринята попытка вывести из строя несколько самолетов DAF M39, загнав их в море в Схевенингене . Две машины действительно доехали до волн, третья застряла на бульварной лестнице, ведущей к пляжу.
Помимо восьми автомобилей в Делфте, 10 мая на заводе DAF в Эйндховене присутствовали четыре M39. Утром Вим ван Дорн, брат Хуба, позвонил военным властям в Гааге, чтобы напомнить им об этом факте, поскольку немецкие захватчики могли вскоре захватить этот район. Ему посоветовали связаться с военным командующим войсками провинции Северный Брабант. Последний попросил DAF перегнать автомобили в Вугт , где они были переданы 4e Compagnie Korps Motordienst , моторизованному подразделению его основных сил, Peeldivisie , которое останется в провинции. В результате техника не была эвакуирована в крепость Голландия. Таким образом , устойчивая версия о том, что М39 пытались достичь севера, но были заблокированы немецкими десантниками, захватившими мосты в Мурдейке, скорее всего, является апокрифом. Вероятно, броневики сопровождали штаб Peeldivisie в Принсенхаге недалеко от Бреды в ночь с 10 на 11 мая. Не имея полного экипажа и боеприпасов, они, по-видимому, позже были брошены на западе провинции, когда остатки дивизии отошли в Зеландия , 13 и 14 мая.
Немецкий сервис
[ редактировать ]Поскольку регулярные немецкие пехотные дивизии того периода были минимально оснащены ББМ, в лучшем случае взводом из трех бронемашин, они очень хотели использовать Beutepanzer или трофейную вражескую бронетехнику. И в этом случае дивизия, на данный момент оккупировавшая провинцию Южная Голландия , 227-я пехотная дивизия не замедлила воспользоваться случаем: уже 15 мая она получила разрешение добавить четыре М39 вместе с несколькими машинами Landsverk к его сила. Они использовались его Aufklärungs-Abteilung или разведывательным батальоном. Неясно, каково было точное происхождение этих четырех автомобилей. Один М39 был уничтожен собственным экипажем, а фотографии показывают, что тот, который застрял на бульваре Схевенинген, был разобран немцами. Две другие машины в Схевенингене были вытащены из мелководья и отремонтированы. На фотографиях видно, что как M39 с пушками, так и без них использовались другими немецкими подразделениями. Четыре автомобиля, брошенные на западе Северного Брабанта, 16 мая оказались в руках 33. IR , пехотный полк 225.ID , собравший их на базе в Розендале ; их точная дальнейшая судьба неизвестна, хотя они, несомненно, были приняты на вооружение. Позже было дано официальное немецкое обозначение: Panzerspähwagen DAF 201(h) («разведывательный бронеавтомобиль DAF 201(h)»), в котором буква «h» означает hollandisch , «Голландский».
Конец мая 227 г. И.Д. отправился во Францию; На фотографиях, сделанных там, изображены четыре M39, перекрашенные в серый цвет и с очень большим Balkenkreuze , немецким национальным крестом, на корпусе и башне. Все они оснащены 37-мм пушками. До середины 1941 года дивизия выполняла различные оккупационные обязанности во Франции; затем он дислоцировался в Бельгии . Летом того же года четыре M39, использовавшиеся дивизией, были отправлены в DAF на капитальный ремонт. При этом рулевой механизм был усилен и установлены радиостанции с использованием очень высоких и больших антенн типа «кроватная рама», прикрепленных к крыше башни. Четыре машины разведывательного подразделения 227-го дивизиона с ноября 1941 года принимали участие в операции «Барбаросса» на относительно спокойном северном участке фронта и все были потеряны на Восточном фронте в последующие годы, продолжавшиеся, по-видимому, вплоть до 1943 года, возможно, потому, что они использовались для охраны тыла. Один, судя по всему, был уничтожен советским танком, другие были брошены из-за отсутствия запчастей и уничтожены собственными экипажами. Несколько источников утверждают, что М39 использовались немецкой военной полицией. Ordnungspolizei , но это, судя по всему, основано на путанице с использованием этой организацией голландских Landsverk M36.
В августе 1940 года со склада в Делфте сломанный M 39, оставленный там 11 мая, был отправлен вместе с Landsverk M38 на Heeresversuchstelle Kummersdorf в Куммерсдорфе для исследования, а затем был складирован в Штеттин-Альтдамме для участия в запланированном крупном проекте. Музей немецких доспехов в Штеттине . В марте 1945 года, при приближении Красной Армии , коллекция бронетехники была использована для помощи защитникам Штеттина и при этом потеряна.
Планы послевоенного производства
[ редактировать ]После войны голландскую армию пришлось перестроить и модернизировать, обеспечив гораздо более высокий уровень моторизации. Также нужно было найти снаряжение для экспедиционной армии, участвовавшей в колониальной войне в Голландской Ост-Индии , в войне за независимость Индонезии . Для разведывательных подразделений были взяты бронеавтомобили британского Humber Mk IV , американского Staghound и канадского Otter Light Reconnaissance Car типа с различных армейских складов союзников, находящихся на территории Нидерландов. Хотя они были приобретены на металлолом весной 1946 года, их состояние было настолько плохим, что расходы на техническое обслуживание, необходимые для поддержания ржавого оборудования в рабочем состоянии, оказались непомерно дорогими. Чтобы решить эту проблему, Humber Mk IV пришлось закупить в Великобритании. Поэтому Генеральный штаб уже в июне 1946 года рассматривал вопрос, не будет ли тогда дешевле возобновить производство DAF M39. Однако на данный момент было решено закупить американский M8 Greyhound , использовать канадскую версию Lynx. Бронеавтомобиль Daimler присутствует на свалках и объединил башни старых автомобилей Humber с более механически надежными корпусами канадского бронеавтомобиля Fox , которые также можно было получить на армейских свалках, в результате чего получился так называемый гибридный автомобиль «Humfox».
В июле 1946 года Генеральный штаб предсказал, что машины, которые в будущем вернутся из Индии, будут полностью изношены, и пришел к выводу, что было бы предпочтительнее заменить шесть типов используемых броневиков, насколько это возможно, одним отечественным типом. , особенно с учетом платежного баланса Нидерландов . DAF продемонстрировала готовность к производству DAF M39. Фактически, некоторые материалы для новых автомобилей, закупленных для партии DAF M40, все еще присутствовали, в том числе комплекты брони для десяти машин, поставленные Ourgree Malgray в июле 1941 года. Немцы в это время контролировали выполнение существующих голландских оборонных контрактов компанией Ordnance. Департамент гарантирует, что они могут извлечь из них пользу; неясно, разрешили ли они осуществить поставку, потому что материал можно было использовать для ремонта существующих M39 или потому, что они изначально намеревались начать производство этого типа в Эйндховене. В 1941 году голландские промышленные мощности все чаще использовались для оказания помощи военным усилиям Германии; в 1942 году ситуация снова изменилась, когда растущие потери на Восточном фронте побудили нацистское правительство заставить всю имеющуюся голландскую рабочую силу работать в самой Германии, а материалы остались неиспользованными на заводе DAF. Их теперь можно было комбинировать с деталями, взятыми с армейских свалок; Голландская армия по-прежнему считала DAF M39 в целом более современным, чем существующие типы союзников, но, тем не менее, было необходимо модернизировать этот тип, установив новый двигатель и новую башню, оснащенную шестифунтовой (57-мм) пушкой, чтобы иметь возможность победить советский Т-34-85 на ближней дистанции.
В сентябре 1946 года Главный генеральный штаб поручил Главному техническому штабу дополнительно изучить возможность производства голландских бронеавтомобилей. В октябре Генеральный штаб доложил военному министерству, что за период с 1947 по 1948 год армии необходимо было пополнить свой состав примерно на двести бронемашин, тогда как большая часть из 125 бронемашин, оставшихся на свалках, обычно годилась только для каннибализации. Тем временем DAF заявила, что сможет производить необходимое количество автомобилей из расчета десять автомобилей в месяц, причем производство начнется через год после получения заказа. В декабре министр обороны ответил, что в принципе он мог бы согласиться на производство DAF, но сначала необходимо определить стоимость проекта, а также Бельгией, связаться с чтобы узнать, будет ли эта страна заинтересована в совместном производстве. типа. Соответственно, в январе 1947 года была сформирована специальная комиссия Commissie Bestudering Van Doorne-Pantserwagens для изучения аспектов затрат. Эта комиссия вскоре начала рассматривать вариант закупки легких танков вместо броневиков. В феврале Вим ван Дорн лично обратился к военному министру, чтобы подчеркнуть готовность DAF производить DAF M39 или, при необходимости, разрабатывать легкие или средние танки. В мае комиссия пришла к выводу, что действительно существует потребность в двухстах новых бронемашинах, а именно 154 машинах для оснащения шести эскадрилий и двух разведывательных полков в Голландской Индии, а также 46 машин для учебных целей. В то же время был установлен список технических характеристик, большинство из которых в деталях соответствовали известным качествам 6x6 DAF M40, включая 37-мм пушку, хотя вместо Bofors необходимо было установить уже использовавшуюся британскую или американскую пушку. . Подполковник Пит ван дер Траппен и майор П. Шепер совершят ознакомительную поездку в Индию, чтобы изучить местные условия и подготовить тропическую версию. DAF подсчитала, что общие затраты на производство двухсот автомобилей составят 27,6 миллиона гульденов.
Однако выполнение заказа на производство было отложено, поскольку оперативное командование экспедиционной армии не смогло сразу указать, желает ли оно продолжать применение броневиков. В конце концов было решено заменить их всех легкими танками или джипами. Таким образом, в закупках типа DAF больше не было необходимости, поскольку армия Крайовой также должна была быть оснащена для разведывательных целей легким танком M24 Chaffee , бесплатно арендованным США. В 1949 году бельгийский генеральный штаб все еще проявлял некоторый интерес к этому типу, требуя от своего голландского коллеги информации об истории боевых действий. Поскольку это невозможно было обеспечить, в сентябре 1949 года Секции военной истории было поручено написать отчет, который был закончен в декабре. В нем был сделан вывод, что сама голландская армия получила мало полезного боевого опыта - информация об использовании немцами не была доступна - но что этот тип, похоже, превосходил машины Landsverk. Обратили внимание на проблему растрескивания пластин и рекомендовали в случае производства установить привод 6х6. Доклад был передан бельгийскому командованию, но безрезультатно.
Судя по всему, ни одна машина, использовавшаяся немцами, не пережила войну; Запрос, проведенный в конце девяностых годов голландскими властями в российском танковом музее в Кубинке на предмет наличия у него каких-либо сведений о все еще существующих экземплярах, оказался безрезультатным. Однако в 1940 году одна машина все еще присутствовала на базе Артиллерийского управления в Делфте. В том же году его руководство успешно обратилось в немецкую Industrie-Beauftragte des Oberkommandos der Wehrmacht с просьбой разрешить добавить эту машину в коллекцию запланированной выставки тяжелой техники Музея голландской армии. Он хранился в Пестуисе в Лейдене , но о его дальнейшей судьбе нет никаких записей. По словам историка бронетехники Фреда Воса, эта машина вышла из строя 11 мая. Однако более поздний историк Джон Бом усомнился в этой идентификации, поскольку считал маловероятным, что немцы откажутся от боеспособной машины, предположив, что вместо этого это был оригинальный прототип DAF, который нельзя было использовать в боевых условиях, поскольку он был сделан из котельной плиты. В любом случае фотографии показывают, что прототип все еще находился на территории завода DAF в конце сороковых годов. Вероятно, его списали на слом в начале пятидесятых.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уайт, Б.Т., 1983, Танки и другие боевые бронированные машины Второй мировой войны , Книги пэров, Лондон, стр. 120
- ^ Дункан Кроу и Роберт Дж. Икс, 1976, Энциклопедия броневиков и полугусеничных автомобилей , Лондон, Barrie & Jenkins Limited, стр. 110
- ^ Лестница, П.Х. ван дер (1936). «Современное состояние бронетехники», De Militaire Spectator , 105 (6), июнь 1936 г.
- ^ Schulten & Theil (1979) указывает дату 25 апреля.
- ^ Jump up to: а б с д Раймонд Сюрлемон, 1993, «Голландский броневик Pantserwagen M39», Бронеавтомобиль — журнал Wheeled Fighting Vehicle , 15 : 1-3
- ^ Вос дает 43 сантиметра.
- ^ Schulten & Theil (1979) дает полную массу 5,8 тонны.
- ^ Леланд Несс, 2002, Танки и боевые машины Джейн времен Второй мировой войны — полное руководство , Лондон, HarperCollinsPublishers, стр. 222
- ^ Стивен Дж. Залога, 1980, Блицкриг — Камуфляж и маркировка брони, 1939–1940 , Arms & Armor Press, Лондон, стр. 45, 78
Ссылки
[ редактировать ]- Фред Вос, Бронетехника 1 — Распознавание танков — AMX-DAF , Алкенрикс 79, Уитгеверий Де Алк, Алкмаар стр. 63
- CM Schulten & J. Theil, 1979, Dutch Armoured Vehicles , Van Holkema & Warendorf, Bussum.
- (Редакционная статья), 2007, «Pantserwagen DAF M39», De Tank , 188 : 11-15.
- Бом, Дж. А., 2008 г., Бронеавтомобили DAF для гусарских полков - разработка, приобретение, внедрение , Музей кавалерии, Амерсфорт, стр. 168
- Архив музея DAF в Эйндховене, Нидерланды (IA-3-7)
Внешние ссылки
[ редактировать ]