Бронеавтомобиль Хамбер
Бронеавтомобиль Хамбер | |
---|---|
![]() Mk IV, вооруженный 37-мм пушкой, был самым массовым вариантом броневика Humber. | |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
Используется | Соединенное Королевство и Британская Индия во время Второй мировой войны, Италия эксплуатировала трофейные модели, [ 1 ] другие страны после войны. |
Войны | Вторая мировая война Арабо-израильская война 1948 года. Операция Поло Португальско-индийская война Китайско-индийская война |
История производства | |
Производитель | Группа Рутес ( Карьера ) |
Произведено | 1940-1945 |
№ построено | 5,400 |
Технические характеристики | |
Масса | 5 т |
Длина | 15 футов 1,5 дюйма (4,610 м) |
Ширина | 7 футов 3 дюйма (2,21 м) |
Высота | 7 футов 10 дюймов (2,39 м) |
Экипаж | Мк I, II, IV: 3 Марк III: 4 |
Броня | 15 мм (0,59 дюйма) |
Основной вооружение | Mk I-III: 15-мм пулемет Беса. Mk IV: 37-мм пушка М5 или М6. |
вторичный вооружение | 7,92-мм пулемет Беса |
Двигатель | Рутса. 6-цилиндровый бензиновый двигатель 90 л.с. (67 кВт) |
Мощность/вес | 12,9 л.с./тонну |
Приостановка | Колеса 4х4, жесткие передний и задний мосты, задний привод с возможностью выбора полного привода. |
Оперативный диапазон | 200 миль (320 км) |
Максимальная скорость | 50 миль в час (80 км/ч) |
Бронеавтомобиль Humber был одним из наиболее широко производимых британских бронеавтомобилей во время Второй мировой войны. Он дополнил Humber Light Reconnaissance Car и оставался на вооружении до конца войны.
Разработка
[ редактировать ]У компании Guy не было достаточных производственных мощностей для производства достаточного количества бронированных автомобилей Guy , а также других транспортных средств, поэтому вскоре после начала войны к Rootes Group обратились с просьбой о производстве броневика – в то время использовалась терминология «Танк, легкий (колесный) автомобиль». "был использован армией. [ 2 ] Основываясь на конструкции Гая, Карриер спроектировал машину, взяв за основу шасси артиллерийского тягача КТ 4 (уже производившееся для индийской армии ) и броневой корпус бронеавтомобиля Гая. Карриер перенес двигатель КТ4 назад и установил сварные корпуса и башни, предоставленные Гаем. Поскольку он был основан на проверенных элементах, испытания прототипов прошли без серьезных проблем, и в 1940 году был размещен заказ на 500 машин, а первые поставки были осуществлены в 1941 году. [ 3 ]
Название Karrier было исключено, чтобы избежать путаницы с British Universal Carrier . гусеничной машиной [ 4 ] и машины получили обозначение «Броневик, Humber Mk 1» под названием Humber Limited (еще один член Rootes Group), хотя производство осуществлялось компанией Karrier на заводе Commer в Лутоне (еще одна компания Rootes). [ 3 ]
Первые «Хамберы» были более или менее идентичны «Гаю», вплоть до недостатков брони, но позже это было исправлено.
Mark III усовершенствовал Mark II, обеспечив трехместную башню. Производство Mark III закончилось в 1942 году, после того как было построено 1650 экземпляров.
Humber был относительно сложной конструкцией по сравнению с Daimler Amoured Car, но у Rootes Group были большие производственные мощности, поэтому обе компании работали над общей конструкцией производства. Пока разрабатывалась возможная замена - 2-фунтовый (40-мм) броневик Coventry , был разработан Mark IV. В результате в башню поместили американскую 37-мм пушку, но ценой одного члена экипажа. Coventry не был заказан в качестве замены, поэтому производство Mark IV продолжалось в общей сложности 2000 экземпляров.
Дизайн
[ редактировать ]Humber представлял собой прямоугольное шасси с расположенным сзади двигателем. Коробка передач была установлена в передней части двигателя; он питал расположенную по центру раздаточную коробку, которая распределяла мощность на передний и задний дифференциалы. Жесткие мосты спереди и сзади устанавливались на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами. Сварной бронекорпус крепился в четырех точках — спереди, сзади и по бокам — для придания некоторой гибкости, но с предосторожностями против чрезмерного перемещения корпуса по шасси. [ 5 ]
Для обзора вперед у водителя была створка в передней части «кабины» (которая, начиная с Mark II, стала частью гласиса). При закрытии обзора его защищал блок пуленепробиваемого стекла Triplex. В случае повреждения их можно легко заменить. По бокам имелись и другие закрылки. Для обзора назад использовалась комбинация створки в задней переборке между боевым отделением и моторным отсеком и механизма, поднимавшего крышку двигателя. [ 5 ]
Башня, вооруженная одним 15-мм и одним 7,92-мм пулеметами Besa , имела ручное перемещение. Командир машины выполнял функции радиста.
История обслуживания
[ редактировать ]Машина использовалась в Североафриканской кампании с конца 1941 года 11-м гусарским полком и другими частями. Он также широко использовался на европейском театре военных действий полками разведывательными британских и канадских пехотных дивизий. Несколько машин использовались для патрулирования вдоль маршрута снабжения Ирана . Полк броневиков британской индийской армии , частично оснащенный «Хамберами», участвовал в завоевании Бирмы. [ 6 ] Португалия получила несколько машин Humber в 1943 году, большая часть из которых поступила в армию , а 20 — в Национальную республиканскую гвардию . После Второй мировой войны Humber использовался Египтом в 1948–49 годах, а также Бирмой , Цейлоном , Кипром , Данией , Индией , Мексикой и Нидерландами .
Бронеавтомобиль Humber использовался в Бирманской кампании 16- м легким кавалерийским полком индийской бронетехники, входившим в состав Четырнадцатой армии . войск [ 6 ] [ 7 ]

После обретения независимости полк индийской армии , 63-й кавалерийский , был сформирован с броневиками Humber Mk IV в качестве одной из его эскадрилий, которая позже была выделена в независимую разведывательную эскадрилью, а составная эскадрилья была повторно сформирована, во второй раз вместе с Daimlers. [ 8 ] «Хамберы» и «Даймлеры» индийской армии входили в состав телохранителей президента и использовались для защиты Чушула на высоте более 14 000 футов во время Индокитайской войны 1962 года . [ 9 ] [ 10 ] «Хамбер» использовался против индийской армии в 1948 году 2-м и 4-м Хайдарабадскими уланами, кавалерийскими подразделениями бронеавтомобилей Сил штата Хайдарабад, во время операции «Поло» . [ 11 ]
Бронеавтомобили Humber использовались во время индийского вторжения в Гоа в декабре 1961 года . Этими машинами были оснащены четыре разведывательные эскадрильи португальского гарнизона в Гоа . Португальские Хамберы вступили в бой с вторгшимися индийскими войсками в коротких боях, произошедших в приграничных деревнях Доромагого, Малингем и Полем, а также при прорыве индийских войск, окружавших португальские войска в Мапусе . [ 12 ]
Выжившие
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2022 г. ) |

Несколько статических и действующих автомобилей распространяются по Северной Америке и Европе. В Танковом музее в Бовингтоне, Англия, выставлен оригинальный и единственный уцелевший танк Guy Wheeled Tank, а также Humber Mk II, который в настоящее время не выставлен на обозрение. [ 13 ] Mk IV выставлен в Австралийском музее бронетехники и артиллерии в Кэрнсе , Австралия. [ 14 ] Две португальские машины выставлены: одна в Museu do Combatente в Лиссабоне , а другая в Военном музее Элваша .
Варианты
[ редактировать ]


- Марк I
- Оригинальная версия, корпус как у Guy Armored Car Mark 1A. Вооружен одним пулеметом Besa калибра 15 мм и одним пулеметом Besa калибра 7,92 мм . Экипаж из трёх человек: водитель, наводчик, командир. Построено около 300 единиц.
- Марк II
- Изменения в башне, улучшение бронирования механика-водителя и радиатора. Построено 440 единиц.
- Марк II ОП
- Автомобиль наблюдательного пункта связи с батареями полевой артиллерии, вооруженный двумя 7,92-мм пулеметами Беса.
- Марк III
- Увеличенная трехместная башня с местами для радиста, освобождающими командира от задач по беспроводной связи.
- Марк III «Заднее звено»
- пистолет заменен манекеном, позволяющим установить беспроводной комплект № 19 High Power, то есть с усилителем, и его генератор. Выпущено по два на полк для связи между штабом бригады и дивизии.
- Марк IV
- Оснащен 37-мм высокоскоростной пушкой США M5 или M6 вместо 15-мм Besa. Более крупное орудие потребовало удаления третьего члена экипажа в башне (радиста). Люки башни были перекомпонованы с учетом новой компоновки орудия и экипажа. Построено около 2000 единиц.
- АА Марк I
- Mark I был оснащен другой башней (от Stothert & Pitt ), на которой были установлены четыре 7,92-мм пулемета Besa, способные подниматься почти до вертикального положения, и зенитный прицел. Представленная в 1943 году машина предназначалась для обеспечения зенитной поддержки подразделений бронеавтомобилей (из расчета один отряд по четыре машины на полк), но превосходство союзников в воздухе означало, что по мере развития войны они требовались все меньше и меньше. войска были расформированы в 1944 году. Также производилась спаренная 15-мм версия Besa. [ 15 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]Послевоенный
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Fox Armored Car — канадская машина на базе Humber Mk III.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джим Х (18 февраля 2010 г.). «Национальные и ливийские десантные подразделения 1940-41» . Коммандос Супремо .
- ^ Уайт, с. 10
- ^ Jump up to: а б Уайт, с. 11
- ^ Флетчер, Дэвид (1989). Большой танковый скандал: британская бронетехника во Второй мировой войне. Часть 1 . ХМСО . ISBN 978-0-11-290460-1 .
- ^ Jump up to: а б Уайт, с. 15
- ^ Jump up to: а б Фаулер, Уильям (26 февраля 2009 г.). Мы отдали наше сегодня: Бирма, 1941-1945 гг . Орион. п. 176. ИСБН 978-0-297-85761-7 .
- ^ Дэвис, Р. Марк. «Британские и индийские бронетанковые части кампании в Бирме: Руководство по окраске» (PDF) . Игры Огонь и Ярость . Проверено 29 марта 2014 г.
- ^ Сандху, Гурчарн Сингх (1987). Индийская бронетехника: история индийского бронетанкового корпуса, 1941–1971 гг . Книги Видений. п. 312. ИСБН 978-81-7094-004-3 .
- ^ «Телохранитель президента» . Президент Индии . Секретариат президента, правительство Индии . Проверено 29 марта 2014 г.
- ^ Бхат, Анил (2011). «Свидание с историей Индии» . Журнал Салют . Архивировано из оригинала 23 июня 2014 года . Проверено 29 марта 2014 г.
- ^ Прасад, доктор С.Н. (1972). Операция «Поло: действия полиции против Хайдарабада», 1948 год . Исторический отдел Министерства обороны правительства Индии. п. 75 – через менеджера по публикациям правительства Индии, Дели.
- ^ Мендонса, Паулп (2011). «Вторжение в Гоа» . [ . Проверено 15 апреля 2015 г.
- ^ «ИВМ Лондон» . Имперские военные музеи . Проверено 20 августа 2023 г.
- ^ «Экспонаты» . Австралийский музей бронетехники и артиллерии . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Уайт, с. 19
Источники
[ редактировать ]- Джордж Форти (1996), Боевые бронированные машины и самоходная артиллерия времен Второй мировой войны , Osprey Publishing, ISBN 1-85532-582-9 .
- I. Moschanskiy, Bronekollektsiya , 1999, no. 02 (Armored vehicles of the Great Britain 1939–1945 part 2), Modelist-Konstruktor. (И. Мощанский – Бронетанковая техника Великобритании 1939–1945 часть 2 , Моделист-Конструктор, Бронеколлекция 1999–02) [1]
- Бронеавтомобиль Humber Mark IV/Fox Mark II Warwheels.net
- Флетчер, Дэвид (1989). Большой танковый скандал: британская бронетехника во Второй мировой войне. Часть 1 . ХМСО . ISBN 978-0-11-290460-1 .
- Уайт, BT (1970), Бронированные автомобили: Гай, Даймлер, Хамбер, AEC , Профиль оружия ББМ № 21, Профильные публикации
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Armyvehicles.dk
- Фотогалереи на Tanxheaven.com (Mk IV): [2] , [3] .
- Голландского кавалерийского музея представлены два броневика Humber и легкий разведывательный автомобиль Humber . В экспозиции