Солнечный камень (средневековый)
Солнечный камень ( исландский : sólarsteinn ) — это тип минерала, который упоминается в нескольких письменных источниках 13–14 веков в Исландии , один из которых описывает его использование для определения местоположения Солнца в полностью пасмурном небе. Солнечные камни также упоминаются в описях нескольких церквей и одного монастыря XIV–XV веков в Исландии и Германии .
Существует теория, что солнечный камень обладал поляризационными свойствами и использовался в качестве навигационного инструмента мореплавателями в эпоху викингов . [1] Камень, найденный в 2002 году у Олдерни , среди затонувшего военного корабля XVI века, может служить доказательством существования солнечных камней в качестве навигационных устройств. [2]
Источники
[ редактировать ]Один средневековый источник в Исландии, Rauðúlfs þáttr , [3] [4] упоминает солнечный камень как минерал, с помощью которого можно было определить местонахождение солнца на пасмурном и снежном небе, подняв его и отметив, где оно излучает, отражает или пропускает свет ( hvar geislaði úr honum ). [5] Солнечные камни также упоминаются в саге о Храфне Свейнбьярнарсонар (13 век). [6] и в церковных и монастырских описях (XIV–XV вв.) без упоминания их атрибутов. Тексты солнечного камня саги о Храфне Свейнбьярнарсонар были скопированы во все четыре версии средневековой агиографии Guðmundar saga góða . [7]
Торстейн Вилььялмссон переводит исландское описание в Раудульфе þáttr использования солнечного камня следующим образом:
Погода была ненастная и спешная, как и сказал Сигурдур. Тогда король вызвал Сигурда и Дага. Тогда царь выглянул и не увидел нигде безоблачного неба. Тогда он попросил Сигурда рассказать, где тогда взойдет солнце. Он сказал ясно. Тогда король взял солнечный камень, поднял его и увидел, откуда он исходит от камня, а затем указал прямо на то, что сказал Сигурдур. [8] | Погода была густой и снежной, как и предсказывал Сигурдур. Тогда король вызвал к себе Сигурдура и Дагура (сыновей Раудульфура). Царь заставил людей выглянуть, и они нигде не увидели ясного неба. Затем он попросил Сигурдура рассказать, где в это время находилось солнце. Он дал четкое утверждение. Затем король заставил их принести солнечный камень, поднял его и увидел, откуда из камня исходит свет, и таким образом непосредственно подтвердил предсказание Сигурдура. [9] |
Аллегорический характер средневековых текстов.
[ редактировать ]Два оригинальных средневековых текста на солнечном камне носят аллегорический характер . Сага о Храфне «Свейнбьярнарсонар» содержит массу чисто аллегорического материала, связанного с убийством Храфна. Это включает в себя небесное видение с тремя космологическими рыцарями , напоминающими всадников Апокалипсиса . [6] Было предложено [10] что всадники из саги о Храфне содержат аллегорические намеки на зимнее солнцестояние и четыре стихии как предзнаменование смерти Храфна, где также появляется солнечный камень.
«Rauðúlfs þáttr», рассказ о святом Олаве и единственный средневековый источник, в котором упоминается, как использовался солнечный камень, представляет собой полностью аллегорическое произведение. [11] Круглый вращающийся дом, который посетил Олав, был интерпретирован как модель космоса и человеческой души . [12] а также прообраз Церкви. [13] Намерением автора было добиться апофеоза святого Олава, поместив его на символическое место Христа . [11] Дом принадлежит к жанру «обителей солнца», который, казалось, был широко распространен в средневековой литературе. [4] Святой Олав использовал солнечный камень, чтобы подтвердить умение своего хозяина считать время сразу после выхода из этого аллегорического дома. Он подносил солнечный камень к заснеженному и совершенно пасмурному небу и отмечал, куда от него исходил свет (используемые исландские слова не уточняют, отражался ли свет от камня, испускался им или проходил через него). Было предложено [10] [14] что в «Rauðúlfs þáttr» солнечный камень использовался как символ Богородицы , следуя широко распространенной традиции, в которой непорочное зачатие Христа сравнивается со стеклом, пропускающим солнечный луч. [15]
Аллегории вышеупомянутых текстов используют символическое значение солнечного камня, однако церковные и монастырские описи показывают, что нечто, называемое солнечными камнями, действительно существовало в Исландии как физические объекты. [16] Присутствие солнечного камня в «Rauðúlfs þáttr» может быть вполне символичным. [17] но его использование описано достаточно подробно, чтобы показать, что идея использовать камень для определения положения солнца в пасмурную погоду была обычным явлением. [10]
Возможность использования для ориентации и навигации.
[ редактировать ]Датский археолог Торкильд Рамску предположил, что «солнечный камень» мог быть одним из минералов ( кордиерит или исландский шпат ), которые поляризуют свет и с помощью которых можно определить азимут солнца в частично пасмурном небе или когда солнце находится чуть ниже горизонт. [1] [18] Этот принцип используется некоторыми насекомыми. Поляризация — это явление, которое возникает, когда свет сталкивается с препятствием, таким как блестящая поверхность или туман, отклоняющимся в определенную ориентацию, и, например, известно, что пчелы способны обнаруживать поляризацию солнечного света. [19] [20] Полярные полеты применили эту идею до того, как стали доступны более продвинутые методы. [21] [22] Рамскоу также предположил, что исландский шпат мог способствовать навигации в открытом море в период викингов. Эта идея стала очень популярной, [23] и исследования того, как «солнечный камень» можно использовать в морской навигации, продолжаются. [24] часто в контексте диска Уунартока .
Исследования 2011 года [25] подтверждает, что можно определить направление солнца с точностью до нескольких градусов как в пасмурную погоду, так и в сумерках, используя исландский шпат и невооруженным глазом. Процесс включает в себя перемещение камня по полю зрения, чтобы выявить желтый энтоптический рисунок в ямке глаза. Альтернативно, сверху кристалла можно разместить точку, чтобы при взгляде на нее снизу появлялись две точки, потому что свет «деполяризован» и расщеплен по разным осям. Затем кристалл можно вращать до тех пор, пока две точки не будут иметь одинаковую яркость. Угол верхней грани теперь указывает направление солнца. повторить эту работу как в Шотландии, так и у берегов Турции Попытки научного журналиста Мэтта Каплана и минералогов Британской геологической службы в 2014 году не увенчались успехом. Каплан общался с Ропарсом, и ни один из них не мог понять, почему образцы исландского шпата, которые использовались во время испытаний, не указывали направление солнца, при этом автор предположил, что для эффективного обращения с камнями требуется некоторый опыт. [26]
Обнаружение куска исландского лонжерона с корабля елизаветинской эпохи, затонувшего недалеко от Олдерни в 1592 году, предполагает возможность того, что эта навигационная технология могла сохраниться и после изобретения магнитного компаса . [27] Хотя камень был найден рядом с навигационным прибором, его назначение остается неясным. [28]
Помимо морской навигации, поляризационный кристалл мог бы быть полезен в качестве солнечных часов , особенно в высоких широтах с продолжительными сумерками, в горных районах или в условиях частичной облачности. Это потребовало бы использования поляризационного кристалла в сочетании с известными ориентирами. Церкви и монастыри оценили бы такой предмет как средство для отслеживания канонических часов . [10]
Венгерская группа предположила , что артефакт солнечного компаса с кристаллами мог также позволить викингам управлять своими лодками ночью. Тип кристалла, который они назвали солнечным камнем, может использовать рассеянный солнечный свет из-за горизонта в качестве ориентира. Они предполагают, что кристаллы исландского шпата использовались в сочетании с кистью Хайдингера . Если это так, то викинги могли бы использовать их в северных широтах, где летом никогда не становится совсем темно. [29] В районах с запутанным магнитным отклонением (например, на побережье Лабрадора ) солнечный камень мог бы быть более надежным ориентиром, чем магнитный компас.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рамскоу, Торкильд (1967). «Солнечный камень». Скалк (на датском языке). 2 : 16–17.
- ^ Саттер, Рафаэль (8 марта 2013 г.). «Исследователи: Возможно, мы нашли легендарный солнечный камень» . Yahoo! Новости . Ассошиэйтед Пресс .
- ^ Турвиль-Петре, Джоан Э. (Пер.) (1947). « История Рауда и его сыновей . Мемориал Пейна, серия II . Общество викингов по северным исследованиям» . ISBN 0-404-60014-X .
- ^ Jump up to: а б Фолкс, Энтони . 1966. « Раудульфс Шаттр : Исследование». Studia Islandica 25. Факультет философии Исландского университета и книгоиздания Культурного фонда. Рейкьявик . ISSN 0258-3828 . 92 стр.
- ^ Образец, Ян. « Кристаллы могли помочь морякам-викингам ». Guardian (Манчестер, Великобритания) с. 8. 7 февраля 2007. Проверено 27 декабря 2010 года. « Испытания на борту исследовательского судна в Северном Ледовитом океане показали, что определенные кристаллы можно использовать для определения положения Солнца - трюк, который позволил бы первым исследователям определить их положение и ориентироваться, даже если небо было затянуто тучами или туманом » .
- ^ Jump up to: а б Хельгадоттир, Гудрун П. (ред.). 1987. Сага о Храфне Свейнбьярнарсонар . Оксфорд: Кларендон Пресс . ISBN 0-19-811162-2 . 267 стр.
- ^ Карлссон, Стефан (ред.). Рассказы епископа Гудмундара I: Жизнь епископа Гудмундара, Сага о Гудмундаре A. Editiones Arnamagnaæanæ, серия B ( 6 ). Копенгаген : CA Reitzels Forlag . ISBN 87-7421-387-3 . 262 стр.
- ^ Джонсен, Оскар Альберт и Джон Хельгасон (ред.). 1941. История Олафа Святого Короля. Великая сага об Олаве святом. После пергаментной рукописи в Королевской библиотеке Стокгольма нет. 2 4to с вариантами из других рукописей . («Сага о короле Олафе Святом. Великая сага об Олаве Святом. После пергаментной рукописи № 2 4to в Королевской библиотеке в Стокгольме с вариантами из других рукописей».) Осло: Norsk Historisk Kjeldeskrifts-Institutt, Vol. II. стр. 670–1
- ^ Вильялмссон, Торстейн. 1997. « Время и путешествия в древнескандинавском обществе. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine ». Disputatio , (II): 89–114.
- ^ Jump up to: а б с д Эйнарссон, Арни. 2010. Солнечный камень: устройство или символ. (Краткое содержание на английском языке: Солнечный камень: факт или вымысел). Грипла 21 (1) 281–97 Институт Арни Магнуссона . ISSN 1018-5011 . [1]
- ^ Jump up to: а б Эйнарссон, Арни. 1997. «Дом мечты святого Олафа. Средневековая космологическая аллегория ». Fiction Matters 4: 179–209, Рейкьявик: Stafaholt. ISSN 1026-213X
- ^ Эйнарссон, Арни. 2001. Символические образы Хильдегард Бингенской как ключ к аллегорическим Раудульфам, путешествующим по Исландии. Erudiri Sapientia , Исследования Средневековья и история их рецепции; II: 377-400. ISSN 1615-441X
- ^ Лешер, Г. 1981. "Rauðúlfs þáttr". Журнал немецкой античности и немецкой литературы ( ZfDA ) 110: 253-266. ISSN 0044-2518
- ^ Брагасон, Ульфар 1988. «Структура и значение саги о Храфне Свейнбьярнарсонар». Скандинавские исследования 60: 267–292. ISSN 0036-5637
- ^ Бриз, Эндрю . 1999. « Богоматерь и солнечный луч сквозь стекло ». Кельтика 23: 19–29. ISSN 0069-1399
- ^ Фут, Питер Г. 1956. «Исландский соларштайн и средневековый фон». Арв. Северный ежегодник фольклора . 12 :26-40.
- ^ Шналль, Уве. 1975. Плавание викингов. Морские проблемы эпохи викингов в отражении в письменных источниках. Пишется по-немецки. Маритимизм . (« Навигация викингов: Морские проблемы эпохи викингов в свете письменных источников. Сочинения Немецкого морского музея »). Том 6. Ольденбург и Гамбург: Задержка, с. 196. ISBN 3-7979-1871-2 .
- ^ «Солнечные камни викингов: чудеса мореплавания древних мореплавателей! • Неперос» . Neperos.com . 20 марта 2024 г.
- ^ Габор Хорват ; Дезсо Варву (12 января 2004 г.). Поляризованный свет в зрении животных: закономерности поляризации в природе . Спрингер . п. 447. ИСБН 978-3-540-40457-6 .
- ^ Муди, Элтон Б. 1950. « Небесный компас Пфунда »; (из архива страниц archive.today (архивировано 25 мая 2024 г.)). Навигация . 2 (7): 234–239. ISSN 0028-1522 .
- ^ Роджерс, Фрэнсис М. 1971. « Точные астролябии португальских навигаторов и трансокеанская навигация - Небесный компас Пола Коллсмана. Архивировано 10 июля 2011 г. в Wayback Machine ». Academia Internacional da Cultura Portugeusa (Лиссабон, Португалия), стр. 288-291. Проверено 29 декабря 2010 г.
- ^ Хегедюс, Рамон , Окессон, Сюзанна ; Венер, Рюдигер и Хорват, Габор. 2007. «Могли ли викинги ориентироваться в туманных и облачных условиях с помощью поляризации небесного света? Об атмосферных оптических предпосылках поляриметрической навигации викингов под туманным и облачным небом». Учеб. Р. Сок. А 463 (2080): 1081–1095. два : 10.1098/rspa.2007.1811 . ISSN 0962-8452 .
- ^ Хорват, Г. и др. (2011). «По следам викингов с поляризованным световым люком: экспериментальное исследование атмосферных оптических предпосылок, позволяющих морякам-викингам проводить поляриметрическую навигацию» Фил. Пер. Р. Сок. Б (2011) 366, 772–782. два : 10.1098/rstb.2010.0194
- ^ Ропарс, Г. и др., 2011. Деполяризатор как возможный точный солнечный камень для навигации викингов с помощью поляризованного света в крыше. Труды Королевского общества А: Математические, физические и технические науки. Доступно по адресу: http://rspa.royalsocietypublishing.org/content/early/2011/10/28/rspa.2011.0369.abstract По состоянию на 5 декабря 2011 г. два : 10.1098/rspa.2011.0369
- ^ Каплан, Мэтт (27 октября 2015 г.). Наука магии: от Святого Грааля до любовных зелий и сверхспособностей (изд. First Scribner в твердом переплете). Нью-Йорк. ISBN 9781476777108 . OCLC 904813040 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Кораблекрушение может содержать почти мифический навигационный прибор викингов» . Сырая история . Агентство Франс-Пресс . 5 марта 2013. Архивировано из оригинала 7 марта 2013 года . Проверено 6 марта 2013 г.
- ^ «Исследователи, возможно, нашли солнечный камень викингов» . Новости CBS . 8 марта 2013 г.
- ^ Бернат, Балаж; Вольф, Александра; Саз, Денес; Блахо, Миклош; Эгри, Адам; Барта, Андраш; Окессон, Сюзанна; Хорват, Габор (26 марта 2014 г.). «Как можно было использовать компас Viking Sun с солнечными камнями до и после захода солнца? Сумеречная доска как новая интерпретация фрагмента артефакта Уунарток» . Труды Королевского общества А. 470 (2166 20130787): 20130787. Бибкод : 2014RSPSA.47030787B . дои : 10.1098/rspa.2013.0787 . ПМК 4042717 . ПМИД 24910520 .