«Ньюпорт» Танкодесантный корабль типа
![]() Военный корабль США Ньюпорт (LST-1179)
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | |
Операторы | |
Предшественник | округа Де Сото Класс |
Преемник | Десантный корабль на воздушной подушке |
Построен | 1966–1972 |
В комиссии | 1969 – настоящее время |
Планируется | 27 |
Завершенный | 20 |
Отменено | 7 |
Активный | 5 |
Потерянный | 1 |
Ушедший на пенсию | 14 |
Общие характеристики Исходное состояние | |
Тип | Танкодесантный корабль |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 69 футов 6 дюймов (21,2 м) |
Черновик | Макс. 17 футов 6 дюймов (5,3 м) |
Движение |
|
Скорость | 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) макс. |
Диапазон | 2500 миль (4600 км; 2900 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) |
Войска | 431 военнослужащий или 29 танков и другой техники |
Дополнить | 213 |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение | 2 спаренных орудия калибра 3 дюйма/50 |
«Ньюпорт» Танкодесантные корабли класса представляли собой улучшенный класс танкодесантных кораблей (LST), спроектированный и использовавшийся ВМС США с 1969 по 2002 год. Корабли были призваны обеспечить существенные преимущества по сравнению со своими предшественниками времен Второй мировой войны . Они были крупнее и быстрее, чем любая предыдущая конструкция LST, и имели аппарель на носу , что позволяло им развивать скорость 20 узлов США (37 км/ч; 23 мили в час), что является целью десантных сил . Было запланировано 27, из которых двадцать были завершены, что является большим количеством ввиду требований прогнозируемых сил США. Однако появление десантных кораблей на воздушной подушке , которые позволяли совершать атаки за горизонтом, сделало этот класс устаревшим в глазах ВМС США. Помещенные в резерв , двенадцать кораблей в конечном итоге были проданы иностранным военно-морским силам, а остальные восемь с тех пор были выведены из эксплуатации .
Дизайн и описание
[ редактировать ]

Класс «Ньюпорт» был разработан по проекту SCB 247. [ 1 ] США, для достижения цели, поставленной десантными силами по созданию танко-десантного корабля (LST), способного развивать скорость более 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час). Однако традиционная форма носовой двери для LST не была бы способна развивать такую скорость. Поэтому конструкторы класса «Ньюпорт» придумали конструкцию традиционного корпуса корабля аппарелью длиной 112 футов (34 м), с перекинутой через носовую часть алюминиевой поддерживаемой двумя стрелами вышки . Рампа массой 34 тонны (35 т) была способна выдерживать нагрузку до 75 длинных тонн (76 т). Это сделало класс Newport первым, который отошел от стандартной конструкции LST, разработанной в начале Второй мировой войны . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
LST класса Newport имели водоизмещение 4793 длинных тонны (4870 т) в легком состоянии и 8342 длинных тонны (8476 т) при полной нагрузке. Их общая длина составляла 522 фута 4 дюйма (159,2 м) и длина 562 фута (171,3 м) . стрел вышки , выступавших за носовую часть, [ 3 ] [ 4 ] Они имели ширину 69 футов 6 дюймов (21,2 м), осадку вперед 11 футов 5 дюймов (3,5 м) и 17 футов 5 дюймов (5,3 м) на корме при полной нагрузке. [ 5 ]
Первые три корабля этого класса были оснащены шестью General Motors 16-645-ES дизельными двигателями , а остальные корабли класса были оснащены шестью ALCO 16-251 дизельными двигателями , вращавшими два вала , по три на каждый вал. Система имела мощность 16 500 лошадиных сил (12 300 кВт) и обеспечивала кораблям максимальную скорость 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) в течение коротких периодов времени и могла поддерживать только 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) в течение короткого периода времени. продолжительный период времени. LST перевозили 1750 длинных тонн (1778 т) дизельного топлива на дальность 2500 морских миль (4600 км; 2900 миль) при крейсерской скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час). Корабли также были оснащены носовым подруливающим устройством , позволяющим лучше маневрировать вблизи дамб и удерживать позицию на море во время разгрузки десантных машин. [ 4 ] [ 6 ]
Класс «Ньюпорт» был больше и быстрее, чем предыдущие LST, и мог перевозить танки, тяжелые машины, инженерные группы и припасы, которые были слишком большими для перевозки вертолетов или небольших десантных кораблей. [ 7 ] LST имеют аппарель в передней части надстройки , которая соединяет нижнюю палубу резервуаров с главной палубой, а также проход, достаточно большой, чтобы обеспечить доступ к стоянке на миделе корабля. Суда также оборудованы кормовыми воротами, позволяющими выгружать десантные машины непосредственно на воду или выгружать их на многоцелевые десантные корабли (МДК) или пирс. На обоих концах танковой палубы есть поворотная платформа длиной 30 футов (9,1 м), которая позволяет транспортным средствам разворачиваться без необходимости двигаться задним ходом. [ 2 ] [ 3 ] Класс Ньюпорт вмещает 500 длинных тонн (508 т) транспортных средств, площадь 19 000 кв. футов (1800 м ). 2 ) грузового отсека и мог перевозить до 431 военнослужащего. [ 2 ] [ 8 ] Суда также имеют шлюпбалки для четырех транспортных средств и десантных катеров (LCVP) и могут нести четыре секции понтонной дамбы по бортам корпуса. [ 3 ] [ 4 ]
Первоначально класс Newport был вооружен четырьмя пушками Mark 33 калибра 3 дюйма (76 мм)/50 в двух спаренных башнях . Они были оснащены двумя системами управления огнем Mk 63 (GCFS) для 3-дюймовых орудий, но в 1977–1978 годах их сняли. [ 4 ] надводного поиска СПС-10 У них также была РЛС . [ 9 ] На кормовых воротах судна была установлена вертолетная площадка . Их максимальный состав составлял 213 человек, включая 11 офицеров. [ 7 ]
Служба США
[ редактировать ]Строительство и карьера
[ редактировать ]Первое судно этого класса, Newport , было заказано в 1965 финансовом году. Следующие восемь были одобрены в 1966 финансовом году, а затем одиннадцать в 1967 году. Первые три LST были построены на верфи Philadelphia Naval Shipyard в Филадельфии , Пенсильвании и США. остальные семнадцать — компании National Steel and Shipbuilding из Сан-Диего , Калифорния. Еще семь было заказано в 1971 финансовом году, но позже они были отложены, а затем отменены. [ 7 ] [ 8 ] Начиная с 1981 финансового года корабли этого класса были переданы в состав Военно-морских резервных сил . [ 10 ]

К 1994 году 3-дюймовые пушки были сняты в целях экономии веса. Внедрение в 1987 году десантных кораблей на воздушной подушке (LCAC), которые позволили ВМС США совершать загоризонтные десантные операции, сделало класс «Ньюпорт» устаревшим, но они оставались в составе флота еще десять лет, поскольку были единственным средством сотни тысяч галлонов автомобильного топлива, необходимого экспедиционному корпусу морской пехоты куда можно было выгрузить . Только разработка танкеров с морской системой слива нефти (OPDS) и более поздняя разработка специальных топливных камер, которые дали LCAC возможности танкеров, позволили вывести их из эксплуатации. [ 1 ] [ 3 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Ньюпорт класс [ 9 ] | |||||||
Корпус №. | Название корабля | Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Выведен из эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ЛСТ-1179 | Ньюпорт | Филадельфийская военно-морская верфь , Филадельфия , Пенсильвания | 1 ноября 1966 г. | 3 февраля 1968 г. | 7 июня 1969 г. | 1992 | Продан ВМС Мексики как ARM Papaloapan. |
ЛСТ-1180 | Манитовок | 1 февраля 1967 г. | 4 июня 1969 г. | 24 января 1970 г. | 1993 | Продан ВМС Китайской Республики на Тайване как Chung Ho. | |
ЛСТ-1181 | Самтер | 14 ноября 1967 г. | 13 декабря 1969 г. | 20 июня 1970 г. | 1993 | Продан ВМС Китайской Республики на Тайване как Chung Ping. | |
ЛСТ-1182 | Фресно | National Steel and Shipbuilding , Сан-Диего , Калифорния | 16 декабря 1967 г. | 28 сентября 1968 г. | 22 ноября 1969 г. | 1993 | Списан в рамках учений флота , 15 сентября 2014 г. |
ЛСТ-1183 | Пеория | 22 февраля 1968 г. | 23 ноября 1968 г. | 21 февраля 1970 г. | 1994 | Списан в рамках учений флота, 7 декабря 2004 г. | |
ЛСТ-1184 | Фредерик | 13 апреля 1968 г. | 8 марта 1969 г. | 11 апреля 1970 г. | 2002 | Продан ВМС Мексики как ARM Usumacinta 22 ноября 2002 г. | |
ЛСТ-1185 | Скенектади | 2 августа 1968 г. | 24 мая 1969 г. | 13 июня 1970 г. | 1993 | Списан в рамках учений флота 13 ноября 2004 г. | |
ЛСТ-1186 | Каюга | 28 сентября 1968 г. | 12 июля 1969 г. | 8 августа 1970 г. | 1994 | Продан ВМС Бразилии как Mattoso Maia , выведен из эксплуатации в 2023 году. | |
ЛСТ-1187 | Тускалуса | 23 ноября 1968 г. | 6 сентября 1969 г. | 24 октября 1970 г. | 1993 | Затоплен как цель, июль 2014 г. | |
ЛСТ-1188 | Сагино | 24 мая 1969 г. | 7 февраля 1970 г. | 23 января 1971 г. | 1994 | Продан Королевскому военно-морскому флоту Австралии как HMAS Kanimbla , 1994 г. | |
ЛСТ-1189 | Сан-Бернардино | 12 июля 1969 г. | 28 марта 1970 г. | 27 марта 1971 г. | 1995 | Продан ВМС Чили под названием Вальдивия. | |
ЛСТ-1190 | Валун | 6 сентября 1969 г. | 22 мая 1970 г. | 4 июня 1971 г. | 1994 | Отбуксирован в Браунсвилл на слом 16 марта 2022 года. | |
ЛСТ-1191 | Расин | 13 декабря 1969 г. | 15 августа 1970 г. | 9 июля 1971 г. | 1993 | Потоплен как цель 12 июля 2018 г. | |
ЛСТ-1192 | Округ Спартанберг | 7 февраля 1970 г. | 11 ноября 1970 г. | 1 сентября 1971 г. | 1994 | Продан Королевскому флоту Малайзии как KD Sri Inderapura. | |
ЛСТ-1193 | Округ Фэрфакс | 28 марта 1970 г. | 19 декабря 1970 г. | 16 октября 1971 г. | 1994 | Продан Королевским ВМС Австралии как HMAS Manoora , 1994 г. | |
ЛСТ-1194 | Округ Ла-Мур | 22 мая 1970 г. | 13 февраля 1971 г. | 18 декабря 1971 г. | 2000 | Списан в рамках учений флота 10 июля 2001 г. | |
ЛСТ-1195 | Округ Барбур | 15 августа 1970 г. | 15 мая 1971 г. | 12 февраля 1972 г. | 1992 | Списан в рамках учений флота 6 апреля 2004 г. | |
ЛСТ-1196 | Округ Харлан | 7 ноября 1970 г. | 24 июля 1971 г. | 8 апреля 1972 г. | 1995 | Продан ВМС Испании как Pizarro , выведен из эксплуатации в 2012 году. | |
ЛСТ-1197 | Округ Барнстейбл | 19 декабря 1970 г. | 2 октября 1971 г. | 27 мая 1972 г. | 1994 | Продан ВМС Испании как Эрнан Кортес , выведен из эксплуатации в 2009 году. | |
ЛСТ-1198 | Бристольский округ | 13 февраля 1971 г. | 4 декабря 1971 г. | 5 августа 1972 г. | 1994 | Продан Королевскому флоту Марокко как Сиди Мохаммед Бен Абдаллах. |
Экспортный сервис
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]
Два LST были приобретены Королевским военно-морским флотом Австралии в 1994 году; Сагайно 25 августа и округ Фэрфакс 27 сентября. Переименованные в Kanimbla и Manoora , эти два судна прошли переоборудование в мае 1995 года на верфи Forgacs Shipbuilding , Ньюкасл, Новый Южный Уэльс . LST были значительно модифицированы за счет удаления носовых аппарелей и добавления еще одной палубы над носовой частью корабля, что позволило создать третью посадочную площадку и увеличить запас авиационного топлива. Над новой палубой перемещаются два десантных корабля LCM-8 , когда третья посадочная площадка не используется, и обслуживаются 70-тонным краном. Были построены улучшенные медицинские учреждения. , В кормовой части был установлен ангар позволяющий разместить четыре вертолета Seahawk . [ 11 ] [ 12 ] Оба корабля базировались в Сиднее , Австралия. [ 12 ] Оба судна были выведены из эксплуатации в 2011 году и заменены HMAS Choules и Canberra десантными вертолетными доками класса . [ 13 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Канимбла Класс [ 11 ] | ||||
Вымпел №. | Название корабля | Введен в эксплуатацию | Выведен из эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|
Л 51 | Канимбла | 29 августа 1994 г. | 25 ноября 2011 г. [ 14 ] | Продан на металлолом и разобран в Новом Орлеане , штат Луизиана, в октябре 2013 года. [ 14 ] [ 15 ] |
Л 52 | Манура | 25 ноября 1994 г. | 27 мая 2011 г. [ 15 ] |
Бразилия
[ редактировать ]26 августа 1994 года ВМС Бразилии арендовали Newport у США один LST класса . Cayuga был переименован в Mattoso Maia и прибыл в октябре. Судно было приобретено 19 сентября 2000 года. Переговоры по второму судну, Peoria , безуспешно завершились в 2001 году. [ 16 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Маттосо Майя [ 16 ] | ||||
Вымпел №. | Название корабля | Введен в эксплуатацию | Выведен из эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|
Г 28 | Маттосо Майя | 30 августа 1994 г. | 31 октября 2023 г. |
Чили
[ редактировать ]ВМС Чили арендовали одно судно этого класса у США. Был предложен второй, но из-за плохого состояния корабля от него отказались. Сан-Бернардино был сдан в аренду 30 сентября 1995 года и переименован в Вальдивию . В 1997 году LST сел на мель и получил повреждения. Вальдивию сняли с мели и отремонтировали. [ 17 ] Из-за возраста судна Valdivia была выведена из эксплуатации 14 января 2011 года. [ 18 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Вальдивия [ 17 ] | ||||
Вымпел №. | Название корабля | Введен в эксплуатацию | Выведен из эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|
93 | Вальдивия | 30 сентября 1995 г. | 14 января 2011 г. |
Малайзия
[ редактировать ]Королевский флот Малайзии приобрел один LST класса Newport у США 16 декабря 1994 года. Второй должен был быть сдан в аренду в 1998 году, но этот вариант не был реализован. Округ Спартанбург прибыл в состав Малайзии в июне 1995 года и был переименован в КД Шри Индерапура . Судно было отремонтировано в период с 1995 по 1998 год в Джохоре . 15 декабря 2002 года корабль пострадал от пожара. [ 19 ] 8 октября 2009 года во время стоянки на военно-морской базе Лумут « Шри Индерапура» загорелся и затонул. Позже судно было поднято. Шри-Индерапура был официально выведен из эксплуатации Королевским флотом Малайзии 21 января 2010 года. [ 20 ] [ 21 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Шри Индерапура [ 19 ] | ||||
Вымпел №. | Название корабля | Введен в эксплуатацию | Выведен из эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|
1505 | Шри Индерапура | 1995 | 21 января 2010 г. | Загорелся и затонул 8 октября 2009 года. |
Мексика
[ редактировать ]
Мексика приобрела два корабля у США. Ньюпорт был куплен 18 января 2001 года и переименован в Сонору ВМС Мексики , прежде чем стать Рио Папалоапан . Фредерик был куплен 9 декабря 2002 года и переименован в Усумасинта . [ 22 ] Рио Папалоапан базируется в Тампико и Усумасинта в Мансанильо . [ 23 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Ньюпорт класс [ 22 ] | ||||
Корпус №. | Название корабля | Введен в эксплуатацию | Выведен из эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|
А411 (бывший А-04) | Река Папалоапан (бывшая Сонора ) | 23 мая 2001 г. | ||
А412 | Усумасинта | 9 декабря 2002 г. |
Марокко
[ редактировать ]Королевский флот Марокко приобрел один корабль из Соединенных Штатов в качестве гранта 16 августа 1994 года. После поступления на службу в Марокко округ Бристоль был переименован в Сиди Мохаммед Бен Абдаллах . LST был приобретен для замены устаревшего Arrafiq . К концу 1995 года Сиди Мохаммед Бен Абдалла был признан вышедшим из строя, но позже был возвращен в строй. [ 24 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Сиди Мохаммед Бен Абдаллах [ 24 ] | ||||
Вымпел №. | Название корабля | Введен в эксплуатацию | Выведен из эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|
407 | Сиди Мохаммед Бен Абдаллах | 1995 | 2010 | Потоплен как цель в мае 2013 г. |
Испания
[ редактировать ]Два корабля были арендованы ВМС Испании у США. Первый, округ Барнстейбл, был повторно принят в состав ВМС Испании 26 августа 1994 года и переименован в Эрнан Кортес . Второй, округ Харлан , был вновь введен в эксплуатацию 14 апреля 1995 года и был переименован в Писарро . Оба корабля базировались в Роте, Испания . [ 25 ] Первоначально «Эрнан Кортес» должен был быть выведен из эксплуатации в 2006 году, но продолжался до 2009 года, когда судно было выведено из эксплуатации. LST был списан в Аринаге, Гран-Канария , Испания, в 2014 году. [ 26 ] [ 27 ] Pizarro был выведен из эксплуатации в декабре 2012 года, продан на металлолом в феврале 2016 года и разобран в Эль-Пуэрто-де-Санта-Мария в начале марта. [ 28 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Ньюпорт класс [ 25 ] | ||||
Корпус №. | Название корабля | Введен в эксплуатацию | Выведен из эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|
Л 41 | Эрнан Кортес | 26 августа 1994 г. | 2009 | Разобран на металлолом в Аринаге, Гран-Канария , Испания, 2014 г. |
Л 42 | Писарро | 14 апреля 1995 г. | декабрь 2012 г. | Разобран на металлолом в Кадисе , Испания, в марте 2016 года. |
Тайвань
[ редактировать ]Два корабля были арендованы ВМС Китайской Республики (ROCN) у США 1 июля 1995 года. Manitowoc и Sumter были доставлены в судостроение Ньюпорт-Ньюс и переоборудованы, а затем 8 мая 1997 года были повторно приняты в состав ROCN и переименованы в Chung Ho и Chung Ping. соответственно. Оба корабля были куплены 29 сентября 2000 года. [ 29 ]
Корабли в классе
[ редактировать ]Ньюпорт класс [ 29 ] | ||||
Корпус №. | Название корабля | Введен в эксплуатацию | Выведен из эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|
232 | Чунг Хо | 8 мая 1997 г. | ||
233 | Чунг Пин |
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фридман 2002 , стр. 339–344.
- ^ Jump up to: а б с Блэкман 1972 , с. 504.
- ^ Jump up to: а б с д и Гардинер, Чамбли и Бадзбон, 1995 , с. 621 .
- ^ Jump up to: а б с д и Couhat 1986 , стр. 655–666.
- ^ Мур 1975 , с. 486.
- ^ Мур 1976 , с. 614.
- ^ Jump up to: а б с Мур 1974 , с. 467.
- ^ Jump up to: а б Мур 1978 , с. 690.
- ^ Jump up to: а б Шарп 1990 , с. 761.
- ^ Мур 1980 , с. 670.
- ^ Jump up to: а б Сондерс 2004 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Сондерс 2009 , с. 32.
- ^ Керр, Джулиан (10 сентября 2008 г.). «Морская поддержка: амфибийные амбиции южного полушария растут». Обзор международной обороны . Информационная группа Джейн.
- ^ Jump up to: а б «HMAS Канимбла (II)» . Королевский флот Австралии . Проверено 2 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «HMAS Манура (II)» . Королевский флот Австралии . Проверено 2 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Сондерс 2004 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Сондерс 2004 , с. 111.
- ^ Игерас, Хосе (26 января 2011 г.). «Чили рассматривает новый десантный транспортный корабль» . Еженедельник защиты Джейн .
- ^ Jump up to: а б Сондерс 2004 , с. 459.
- ^ «Пожар КД Шри Индерапура: служба командира прекращена» . Почта Борнео онлайн . 8 мая 2010 года . Проверено 2 февраля 2020 г.
- ^ «Пожар в Шри-Индерапуре начался на складе танков» . Звезда онлайн . 18 октября 2009 года . Проверено 2 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Сондерс 2004 , с. 479.
- ^ Сондерс 2009 , с. 523.
- ^ Jump up to: а б Сондерс 2004 , с. 485.
- ^ Jump up to: а б Сондерс 2004 , с. 681.
- ^ Сондерс 2009 , с. 750.
- ^ Палларес, Мария Джозеф (28 августа 2014 г.). «Конец переправы в Аринаге» [Конец дороги в Аринаге] canarias7.es (на испанском языке ) Получено 2 февраля.
- ^ Лоренцо, Хуан Карлос Диас (31 марта 2016 г.). «Корабль «Пизарро», проданный на слом . Пунте-де-Мандо (на испанском языке) . Проверено 2 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Сондерс 2004 , с. 725.
Ссылки
[ редактировать ]- Блэкман, Раймонд В.Б., изд. (1972). Боевые корабли Джейн 1972–73 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон и компания. ОСЛК 28197951 .
- Куа, Жан Лабайль, изд. (1986). Боевые флоты мира 1986/87 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85368-860-5 .
- Фридман, Норман (2002). Десантные корабли и суда США: иллюстрированная история дизайна . Аннаполис, Мэриленд : Военно-морской институт США . ISBN 1-55750-250-1 .
- Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен и Будзбон, Пшемыслав, ред. (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-132-7 .
- Мур, Джон, изд. (1974). Боевые корабли Джейн 1974–75 (77-е изд.). Нью-Йорк: Франклин Уоттс Инкорпорейтед. ISBN 0-531-02743-0 .
- Мур, Джон, изд. (1975). Боевые корабли Джейн 1975–76 (78-е изд.). Нью-Йорк: Франклин Уоттс Инкорпорейтед. ISBN 0-531-03251-5 .
- Мур, Джон, изд. (1976). Боевые корабли Джейн 1976–77 (79-е изд.). Нью-Йорк: Франклин Уоттс Инкорпорейтед. ISBN 0-531-03261-2 .
- Мур, Джон, изд. (1978). Боевые корабли Джейн 1978–79 (81-е изд.). Нью-Йорк: Франклин Уоттс Инкорпорейтед. ISBN 0-531-03297-3 .
- Мур, Джон, изд. (1980). Боевые корабли Джейн 1980–81 (83-е изд.). Нью-Йорк: Jane's Publishing Incorporated. ISBN 0-531-03937-4 .
- Шарп, Ричард, изд. (1990). Боевые корабли Джейн 1990–91 (93-е изд.). Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-0904-3 .
- Сондерс, Стивен, изд. (2004). Боевые корабли Джейн 2004–2005 (107 изд.). Александрия, Вирджиния: ISBN Jane's Information Group Inc. 0-7106-2623-1 .
- Сондерс, Стивен, изд. (2009). Боевые корабли Джейн 2009–2010 (112 изд.). Александрия, Вирджиния: ISBN Jane's Information Group Inc. 978-0-7106-2888-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]